Стереотипы общения
Всю жизнь человека окружают другие люди, постоянно он находится в коммуникативных связях с обществом. Поэтому, зачастую, совершая тот или иной поступок, мы оглядываемся на общество, пусть даже и неосознанно, надеясь на нег, и опасаясь осуждений с его стороны. Этим мы, сами того не замечая, устанавливаем для себя некие рамки, ограничиваем свои желания, поступки. Ведь все время опасаемся критики общества, нашего окружения. Не задумываясь о том, что сложившееся стереотипы управляют нашей жизнью и нашими решениями.
Стереотипы – это некая дань личности обществу. Это некий шаблон поведения. Многие создают свои личные стереотипы после того, как потерпели неоднократные неудачи в каком-то деле. Но также и общество создает стереотипы общения.
На протяжении определенного промежутка времени происходит формирование стереотипов. Люди общаются и делятся своим опытом, вскоре находят себе единомышленников. Затем их шаблон поведения может стать действительно социальным спустя какое-то время. Стереотипы не изучаются в школах, о них не написано в книгах, но в жизни мы их активно используем как установки предков, которые прочно засели в наших умах.
Стереотип в общении возникает при познании друг друга, что в социальной психологии имеет специфический смысл. Как правило, и современные, и устоявшиеся стереотипы, возникают на основе прошлого опыта, вызванного создавать человеком какие-либо выводы, не смотря на ограниченность информации. Часто стереотипы возникают касательно групповой принадлежности личности, к примеру, ее принадлежности к какой-то профессии. Вследствие этого, профессиональные ярко выраженные черты у встреченного в прошлом человека, представителя этой профессии, рассматриваются как черты, которые присущи всякому представителю этой профессии.
Стереотипы передаются из поколения в поколение, они настолько устойчивы, что порою воспринимаются как данность, как биологический факт, как реальность.
Стереотипы в общении делятся на две категории:
- Поверхностные стереотипы.
- Глубинные.
Под первой категорией понимают представления о том или ином народе, что обусловлено международной, внутриполитической или же исторической ситуацией. Эти стереотипы изменяются или прекращают свое существование в зависимости от стабильности общества, от событий, которые влияют на формирование взглядов у большинства населения. В изучении таких стереотипов заинтересованы, в первую очередь, историки, и те, кто интересуется социально-политическими процессами общества.
Глубинные же стереотипы являются неизменными. Они, в сравнении с поверхностными, не изменяются в течении определенного промежутка времени. Они устойчивы и представляют наибольший интерес в исследовании особенностей национального характера. Социальные стереотипы можно определить как негативный феномен, который препятствует адекватному, не искаженному, взаимопониманию.
Причины возникновения как стереотипов в общении, так и в целом, разнообразные. Но самой главной причиной является защитная реакция, которую вырабатывает человеческое сознание для того, чтобы предотвратить перегрузку мозга от информации, объем которой все время увеличивается. Не было бы этой защиты, сознание запуталось бы от непрерывного вытеснения оценочных суждений.
Стереотипы – составная часть массовой культуры. Они формируются на основе :
- Возраста (к примеру, «Молодежь слушает только рок»).
- Пола («Всем мужчинам нужен только секс»).
- Расы ( «Японцы все на одно лицо»).
- Религии («Ислам – террористическая религия»).
- Национальности («Все евреи очень жадные»).
Самым распространенным примером стереотипов общения является «Блондинки глупые».
Важно отметить, что стереотип всегда представляет информацию в наиболее понятной и легкой форме, но, в свою очередь, эта информация способна дезориентировать человека, если будет расходиться с его действительностью. Решать только вам, верить ли в мнение большинства, в стереотипы или же придерживаться своего индивидуального отношения к кому-либо или чему-либо.
womanadvice.ru
Опасные стереотипы в общении: «Я всё про тебя знаю»
В наш век, когда толерантность считается высшим благом, принято считать, что цивилизованные люди уважают мнение других, способны спокойно воспринимать чужую точку зрения и видят окружающих такими, какие они есть. Удивительно, но мы даже себя не понимаем такими, какие есть, рассматривая в качестве «Я» очередные маски.
И это бы ничего: все привыкли и всем комфортно постоянно притворяться, но ведь мы свято верим, что видим сквозь маски других людей, а это уже проблема. Опасный стереотип разрушает отношения, заставляет нас чувствовать себя виноватыми там, где нет нашей вины, и обвинять окружающих в том, чего они не делали.
Каждый человек склонен считать себя сложной, многогранной личностью с богатым внутренним миром. Что касается других людей, они кажутся достаточно простыми, в результате чего получают от нас определённые ярлыки. Первый раз увидев человека, вы точно знаете, кто он на самом деле, а пообщавшись с ним достаточно времени, уже абсолютно уверены во всех реакциях, мыслях и настроениях.
Популярное заблуждение: вы точно знаете, как поступают и что думают другие люди, но они даже не догадываются о ваших мыслях.
Вспомните, вы наверняка не раз говорили о ком-то: «Ну это не удивительно, я же его знаю» или «Я знаю, что ты на самом деле думаешь, не притворяйся, что это не так».
Возможно, вас удивит, но почти все люди считают точно так же. Они не воспринимают вас как непредсказуемую сложную личность с богатым внутренним миром, а навешивают ярлыки и поступают в соответствии с ними.
Эти сведения, подтверждённые экспериментальным путём, доказали всеобщую привязанность людей к наивному реализму, то есть принятию своего мнения как единственно верного.
Оказывается, почти у всех есть такие неприятные стереотипы, которые обеспечивают узость мышления, нежелание понять других и увидеть что-то, кроме своего «Я».
Я знаю тебя лучше
В 2001 году группа учёных их Стэнфордского университета и Университета штата Иллинойс провела ряд экспериментов по изучению этого устойчивого стереотипа в общении.
Участникам показали картинки с несколькими айсбергами, у которых под водой были скрыты части разных размеров. Людей попросили отметить, на какой картинке соотношение фрагментов под и над водой подходит под ситуацию с их лучшим другом, то есть какую долю «его настоящего» они видят. Почти все участники отметили айсберги, где большая часть возвышалась над водой.
Следующий вопрос касался того, насколько их друзья понимают их самих. Почти все люди думали, что их знают не так хорошо и что под водой остаётся большая часть айсберга, о которой друзья не подозревают.
Представьте всех своих друзей и знакомых, сотрудников и родственников — они все думают, что видят вас насквозь, и в то же время сами являются загадкой.
Может быть, стоит пересмотреть своё отношение к другим и понять, что они настолько же сложны и многогранны, как и вы сами?
Чужая душа — потёмки
Эта же группа учёных провела следующий эксперимент, где участников попросили рассказать про момент, в котором они чувствовали себя собой. Большинство (78%) делились какими-то внутренними точечными воспоминаниями, например когда они слышали аплодисменты восторженных зрителей.
Когда их попросили описать, от чего их друзья чувствуют себя собой, оказалось, что они считают других более поверхностными и демонстративными. Примеры были такого рода: «Вася чувствует себя собой, когда пьёт пиво с рыбой перед телевизором».
Мы не можем разбираться, что творится в душе у человека, не понимаем, что он испытывает и как себя чувствует, но постоянно берёмся судить об этом. И не просто берёмся, а «точно это знаем».
Нет ничего удивительного в том, что мы постоянно ошибаемся, обижаясь на несуществующую неприязнь и скуку, в то же время не понимая, как можно думать о нас ТАК.
Ярлыки на всё, что движется
Следующий эксперимент показал, как быстро люди составляют мнение о других и как мало оценивают свои действия и мотивы. Участникам предложили заполнить пропуски букв в словах: например, из «ж**а» можно сделать слова «жаба», «жара» и другие. После выполнения участникам предложили оценить, почему они написали именно эти слова, а не другие. Большинство заявило, что это ничего не значит и что слова подставлялись случайно.
Когда же им предложили ответы других участников, просто на выборе слов они составляли портрет другого человека, признавали других участников «влюблёнными», «властными и жадными» и раздавали другие ярлыки.
Мы часто берём комплекс каких-то фактов, мнений и чужих представлений о человеке и начинаем «точно знать», кто он такой. Сколько хороших, милых и интересных людей прошли мимо нас только потому, что мы «точно знали» о них всё, даже ни разу не поговорив?
Я знаю о тебе больше, чем ты сам о себе
Эта бредовая мысль часто посещает почти всех людей. Исследователи попросили участников эксперимента разделиться на группы по убеждениям: либералов и консерваторов.
Обе группы заполняли анкеты о своих взглядах и взглядах своих оппонентов. Также им нужно было оценить проницательность своих противников. Результаты были ожидаемы: консерваторы говорили, что знают о либерала больше, чем те о консерваторах. Точно так же поступали и либералы. Более того, все участники эксперимента думали, что знают о противниках даже больше, чем те — о себе.
И это касается всех аспектов общения: как индивидуального, так и группового. Если вы объединяетесь в группу с другими людьми, вы думаете, что ваша группа знает обо всех больше, а вы, в свою очередь, понимаете больше, чем все члены вашей группы.
К чему это приводит?
В такой жизненной позиции нет ничего необычного, но от этого она не менее ужасна. Вы не можете воспринимать позицию других людей, пытаетесь их переубедить, думая так: «Вы просто не можете реально считать, что это хорошо и правильно. Наверное, с вами что-то не так».
Подобная узость мышления лишает вас половины мира: новых идей, почерпнутых от кого-то, общения с интересными людьми и видения мира под другим углом.
Что же делать?
В следующий раз, когда в ответ на высказывание другого человека вам в голову придёт: «Что за чушь?», попробуйте отстраниться от этой мысли и рассмотреть чужое мнение беспристрастно. Скорее всего, вы увидите в нём смысл.
Ещё можно представить, что у каждого человека, с которым вы общаетесь, такой же богатый и глубокий внутренний мир, много воспоминаний, чувств, эмоций, связей и мнений. Вы никогда не сможете забраться в голову к другому и прочитать его мысли, так что не стоит судить по внешним проявлениям и уж тем более по чужим отзывам.
P. S. Ещё много интересного по этой теме можно прочитать в статье The Illusion of Asymmetric Insight и в книге журналиста Дэвида Макрэйни «Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить».
Читайте также 🙋♀️🙋♂️🤝
lifehacker.ru
Стереотипы общения
Количество просмотров публикации Стереотипы общения — 2113
В отношении ментальных стереотипов целесообразно использовать, на наш взгляд, термин ʼʼэтническийʼʼ. ʼʼЭтническим стереотипам, – подчеркивает Н. В. Уфимцева, – обучить невозможно, т. к. они относятся к фактам поведения и сознания (индивидуального и общественного): для того, чтобы стать членом того или иного этноса, крайне важно не только присвоить знание этого этноса, т. е. систему значений, но и присвоить этнические стереотипы, т. е настроиться на ритм данного этнического поляʼʼ [Уфимцева, 1994, с. 97–98], что и происходит в процессе социализации личности. Так, к примеру, стереотипы речевого этикета проявляются по-разному даже в самых простых ситуациях:
ʼʼМицуко: – Габор, как ваши дела? – Габор: – Спасибо, хорошо. А ваши? – Мицуко: – Ничегоʼʼ. – Такой диалог, представленный в одном из учебников практически на любом уровне владения языком вызывает у японских русистов (Мицуко – Япония) отрицательную оценку, т. к. японец не может даже ʼʼпо-русскиʼʼ употребить эту, хорошо ему известную русскую этикетную реплику, аналогичная реакция на данный диалог бывает и у представителей других культур.
К примеру, во Франции считается грубым дать разговору угаснуть. В Англии – спешить поддерживать его. В случае если вы не откроете рта на протяжении трех лет, про вас подумают: ʼʼЭтот француз производит приятное впечатлениеʼʼ [В. Овчинников. Сакура и дуб. Впечатления и размышления о японцах и англичанах]. Ср.
Размещено на реф.рф
русское отношение к этим фактам: заносчивый – молчаливый (Русский ассоциативный словарь- 1) [Прохоров, 1996, с. 165].
Существуют стереотипные восприятия представителей определенных этносов. Показательным должна быть использование, к примеру, стереотипа англичанина, который оценивается как чересчур выраженная, а потому избыточная реализация стереотипа:
В туннеле было довольно много народу, но, тем не менее, уже через минуту он заметил, что его преследует по крайней мере один человек, в бежевом плаще и клетчатой шляпе, над чем Трегубов мысленно посмеялся: эта клетчатая шляпа должна была выглядеть очень английской и могла бросаться в глаза. Субъект, который был, вероятнее всего, американцем, настолько выглядел с ног до головы англичанином, что именно этим бросался в глаза (Ж. Гарартс. Сигма).
Ю. Е. Прохоров отмечает, что стереотипы сходны с традициями, мифами, ритуалами, укорененными общественным сознанием обычаями и нравами. Тем не менее, стереотип отличается по своей психологической основе. По мнению исследователя, ʼʼтрадиции и обычаи характеризует их объективированная значимость, открытость для других, стереотипы же остаются на уровне скрытых субъективных умонастроений, которые индивид и общество чаще всего от ʼʼчужихʼʼ намеренно скрываютʼʼ. К примеру, существует стереотип ʼʼкомандировки в провинциюʼʼ, когда командированные берут с собой продукты (к примеру, копчёную колбасу) (ʼʼможет не быть продуктов в магазине и условий хранения продуктов в не очень комфортабельной гостиницеʼʼ). И стереотип самой провинции:
ʼʼЛюда Величко родилась и выросла в провинции, в одном из среднерусских неперспективных городков. Одна фабрика, лесопильный завод, вязальная мастерская, комбинат бытового обслуживания. В так называемом центре – несколько каменных зданий. Полуразрушенная церковь со срезанным куполом, превращенная, как водится, в склад; вокруг неё кладбище с железными крестами и бумажными розами. Ленивая, медленная река с мутной черной водой, отравленной фабричными стоками…
Люда нигде не бывала, кроме своего городка, а остальной мир представляла себе по книгам и кинофильмам. Из всего этого составился у нее в воображении образ какой-то другой, нездешней, яркой жизни. Были там ограды, перевитые плющом и розами, беседки, павильоны, лестницы, мягкими уступами спускающиеся к реке… смеющиеся, белозубые, ярко одетые людиʼʼ (И. Грекова, ʼʼКафедраʼʼ).
Выше мы отметили, что в организации общения именно социокультурные стереотипы играют ту же роль регламентирующих элементов, соблюдение или нарушение которых меняет социальные, этические, установочные, языковые и другие параметры общения (к примеру, обращение к вышестоящему по должности просто по имени, а не по имени и отчеству). В этом смысле стереотип соотносим с понятием нормы (ср.
Размещено на реф.рф
положение Н. Д. Арутюновой о том, что поле нормативности граничит с концептами обыденности, предсказуемости, привычности [Арутюнова, 1988, с. 299].
Норма как социальное явление отражает узуально закрепленные принципы отбора языковых форм из ряда вариативных. Отбор осуществляется в соответствии с принятыми в данном социуме правилами употребления языковых единиц в социально детерминированных коммуникативно-прагматических ситуациях общения. Примером стереотипов бывают подборки языковых единиц, отражающих штампы сознания определенного времени, определенной культуры или её страты: от знаменитого комплекта Эллочки-ʼʼлюдоедкиʼʼ, которая обходилась всего тридцатью словами:
1) Хамите.
2) Хо-хо (выражает исходя из обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).
3) Знаменито.
4) Мрачный. (По отношению ко всем. К примеру: ʼʼмрачный Петя пришелʼʼ, ʼʼмрачная погодаʼʼ, ʼʼмрачный случайʼʼ, ʼʼмрачный котʼʼ и т. д.).
5) Мрак.
6) Жуть (Жуткий. К примеру, при встрече с доброй знакомой: ʼʼжуткая встреча).
7) Парниша (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).
8) Не учите меня жить и др.
до ʼʼзолотого минимума начинающего генияʼʼ сегодняшнего дня, которым может довольствоваться в общении ʼʼмолодой талантливый писательʼʼ из повести Ю. Полякова ʼʼКозленок в молокеʼʼ:
ʼʼвестимо, обоюдно, ментально, амбивалентно, трансцендентально, г…; скорее да, чем нет, скорее нет, чем да; вы меня об этом спрашиваете? Отнюдь; гении – волы; не варите козленка в молоке его материʼʼ (Ю. Поляков. Козленок в молоке).
referatwork.ru
Что такое стереотип — самые распространенные стереотипы современного общества
Что такое стереотип как феномен общественной системы? Представители различных наук изучают стереотип в рамках своих задач. Философы, социологи, культурологи, этнографы интересуются этническими аспектами стереотипов. Психологи рассматривают влияние гендерных стереотипов. Единое понятие «стереотип» охватывает все сферы жизни человека.
Стереотип — что это?
В конце ХVII века французский издатель Ф. Дидо изобрел устройство, позволяющее экономить время, труд и цену в книгопечатном деле. До изобретения, текст для книги каждый раз, набирали заново, что приводило к огромным затратам ресурсов. Новое творческое решение Дидо заключалось в изготовлении слепков с набираемого текста, затем — отливались металлические пластины-штампы, позволяющие печатать книги большим тиражом. Ф.Дидо назвал свое изобретение – стереотип: «στερεός» — твердый «τύπος» — изображение.
Что значит стереотип как понятие в современном мире? В Вальтер Липпман Американский публицист 1922 г. ввел термин «стереотип» в общественную среду и описал его значения как: невозможность индивида познать всю картину реального мира без его упрощения. Человек осуществляет свою деятельность, опираясь не на очевидное прямое знание, а на готовые шаблоны-клише привнесенные другими: родственниками, знакомыми, системой, государством.
Виды стереотипов
Ребенок рождается и с молоком матери впитывает колыбельные, сказки, предания и легенды, принадлежащие его этносу. Подрастая малыш усваивает нормы и предписания, характерные для его семьи и рода в целом. Образовательные учреждения вносят свой вклад. Так постепенно формируется стереотипное мышление. Человек буквально «обрастает» стереотипами. Общепринятые виды стереотипов, выделенные разными специалистами:
- социальные стереотипы;
- стереотипы мышления
- стереотипы поведения;
- этнокультурные стереотипы;
- стереотипы реагирования;
- стереотипы общения и т.д.
Функции стереотипов можно условно подразделить на «положительные» и «отрицательные». Основным положительным аспектом стереотипа является экономия мыслительной деятельности человека. Человек, за свою короткую жизнь не может знать все обо всем, но на основе опыта других может иметь представление о многих вещах, даже если они не имеют отношение к его реальности. Отрицательный аспект сводится к тому, что личный опыт (даже однократный) подтверждающий верность того или иного стереотипа закрепляется в подсознании и мешает воспринимать людей, явления по-другому.
Гендерные стереотипы
Человек выполняет разные социальные роли, в том числе гендерные. Гендерная роль обуславливает нормы поведения рекомендуемого, исходя из принадлежности мужскому или женскому полу и особенностей культуры страны. Что такое гендерный стереотип? Роль мужчины или женщины в обществе определяется многими устоявшимися на протяжении веков традициями и укладом. До сих пор не изжили себя стереотипы, отголосок которых прослеживается в пословицах и поговорках разных народов:
- женщина – хранительница очага;
- мужчина – добытчик;
- бабы – дуры;
- женщина без деток, как дерево без веток;
- одинокая женщина – птица бескрылая;
- мужчина без жены, что сарай без крыши;
- мужчина обещает, мужчина исполняет;
- мужичок не кочеток, а подраться любит.
Этнические стереотипы
Эффективная межнациональная коммуникация в наши дни играет важную роль в достижении мира и сотрудничества между народами. Национальные стереотипы — это выработанные на протяжении веков культурные представления народа как нации о себе (автостереотипы) и о других народах (гетеростереотипы). Исследование этносов стереотипов — помогает узнать особенности, привычки, культуру для полезного взаимодействия между разными странами.
Социальные стереотипы
Что такое социальный стереотип? Устойчивые и упрощенные матрицы образов социальных объектов (человек, группа, профессия, гендер, этнос). Стереотипы мышления при этом, могут оказаться ложными и формировать ошибочное знание. Как правило, в основе стереотипа лежат наблюдения, основанные на реальных фактах и личном опыте, но иногда стереотип выполняет деструктивную роль, когда применен в ситуации, выпадающей из общего шаблона и происходит «наклеивание» ярлыков на человека. Примеры социальных стереотипов:
- без «блата» нельзя построить успешную карьеру;
- ребенок должен быть послушным;
- чтобы быть успешным необходимо закончить престижный ВУЗ;
- всем мужчинам только одно от женщин надо…;
- все бухгалтеры – зануды, а адвокаты — жулики;
- деньги – зло;
- японские машины самые качественные;
- евреи — самые хитрые;
- мужчина — бабник, выпивоха.
Культурные стереотипы
Культурные стереотипы общества воздействуют на эмоции человека, которые связаны с телесностью и подкрепляются жестикуляцией. Эмоции и жесты универсальный язык среди схожих в культурных обычаях народов, но в отдельных странах могут приобретать совершенно противоположное значение. Прежде чем отправиться в путешествие по другим странам, полезно изучить обычаи этих государств. Объединяет в себе Культура: стереотипы целеполагания, общения, восприятия, картины мира. Стереотипное поведение — важный этап в становлении ритуалов (религиозных) различных культур.
Популярные стереотипы
Что такое стереотип – на этот вопрос, в основном отвечают «правильно», «стереотипно». Общество привыкло мыслить понятиями популярными, причина этого кроется в недостаточности или дефиците информации и невозможности подтвердить эту информацию. Стереотип мышления (ментальная установка) — « я — как все» обозначает принадлежность своей семье, группе, народу, государству имеет и обратную сторону: загоняет в рамки ограничений, обедняет личный опыт переживаний человека. Принятые в обществе популярные стереотипы:
- наглость — второе счастье;
- эталон фигуры — 90/60/90;
- там хорошо – где нас нет;
- бьет – значит любит;
- завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу;
- женщина на корабле — быть беде;
- выйти замуж надо до 30;
- девочки должны носить розовое, мальчики – голубое;
- женщины — слабый пол;
- дорого – значит качественно;
Стереотипы о русских
Стереотипы о России прослеживаются в различных байках и анекдотах, придуманных как самими россиянами, так и другими народами. Стереотипно русичи предстают в анекдотах как «рубахи-парни, запредельно выносливые, любящие выпить и побуянить» Интерес к России велик. Эта держава остается загадочной и величественной, а для некоторых и враждебной страной. Что о стране, русских женщинах и мужчинах думают представители других государств:
- россияне – самые пьющие;
- по улицам ходят медведи;
- русские девушки самые красивые;
- мужчины, ходят с каменным лицом, не улыбаются;
- Россия — страна балалаек, матрешек и косовороток;
- самые гостеприимные;
- невоспитанные и неграмотные;
- девушки мечтают выйти замуж за иностранцев;
Стереотипы о французах
Весь мир с трепетом следит за французскими подиумами, покупает французский парфюм, умиляется самым романтичным фильмам планеты. «Увидеть Париж и умереть!» — фраза, сказанная советским писателем-фотографом И.Эренбургом – давно стала крылатой и говорится с придыханием и мечтательным взглядом. Стереотипы Франции, прочно ассоциирующиеся с этой прекрасной страной:
- француженки самые утонченные, элегантные;
- Париж – диктует моду всем остальным;
- французы – лучшие любовники в мире;
- круассаны, вино, фуа-гра, лягушки, багеты и устрицы – ежедневная национальная еда;
- берет, тельняшка, красный платок – стандартная одежда
- самая курящая нация в мире;
- забастовки и демонстрации «по поводу» и «без повода»;
- самые заядлые пессимисты;
- свобода нравов и легкомысленное поведение;
- раздражаются, если иностранцы неправильно произносят слова по-французски;
- патриоты своей родины ласково и называют страну «ля дус Франс» («Франция милая»).
Стереотипы об американцах
Америка — страна контрастов и неограниченных возможностей, где исполняются самые заветные мечты — американцы так думают о своем государстве. США является страной, во многом непонятной для русского менталитета, вызывая у некоторых неприятие, а в свете существующих напряженных отношений между Россией и Америкой — недоверие к самой улыбчивой американской нации. Мифы и стереотипы про американцев:
- нация фастфуда и толстых людей;
- любят организовывать сюрпризы;
- хотят захватить весь мир;
- отсутствие стиля и вкуса в одежде;
- самая патриотичная нация;
- у каждого американца есть оружие;
- не стесняются бурного проявления эмоций.
Стереотипы об англичанах
Какие ассоциации возникают у людей, которые никогда не были в Англии, но наслышаны об этой стране? Те, кто учил английский в школе, вспоминают о знаменитом часовом механизме Big Ben (Биг-Бен) и что Англия страна дождей, туманов и овсянки на завтрак. О чопорности англичан сложены легенды. Английские детективы о Шерлоке Холмсе любят читать во всем мире. Стереотипы о британцах:
- постоянно говорят о погоде;
- по расписанию пьют чай;
- англичане самые вежливые;
- высокомерные снобы;
- консерваторы;
- странный английский юмор;
- все ходят в паб;
- самые законопослушные граждане.
Как избавиться от стереотипов?
Что такое стереотип для людей, которые занимаются самосовершенствованием и саморазвитием? Таких людей становиться все больше. Стереотипы и предрассудки мешают видеть за «заезженными» штампами и клише реальных конкретных людей, и понимать те или иные человеческие поступки в контексте реальности. Прошлый опыт, не всегда срабатывает в новой ситуации. Отказ от стереотипного мышления, предполагает работу над собой:
- смена привычного взгляда на мир;
- отказ от поспешных суждений;
- открытость восприятия явления целиком;
- подвергание шаблонов критике: «это действительно так?»;
- формирование новых мнений, собственных.
womanadvice.ru
Стереотипы в общении
9.
Стереотипы в общении
Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Проблемы
стереотипов обычно связаны с
проблемами расизма, который формирует
этнические стереотипы, и сексизма,
формирующего стереотипы гендерные. Именно
на стереотипах может основываться
чувство социальной солидарности, поэтому
они часто не поддаются изменению
или коррекции. В последнее время
проводились исследования половой
стереотипизации в области
10.
такому стереотипу. Работодатели также придерживаются неизменных представлений о том, что считается «женской работой», отказывая женщинам в предоставлении равных с мужчинами возможностей на основании аскрипционного критерия пола.
Стереотипы проявляются не только в форме ригидных убеждений. Стереотипными также могут стать наши действия и побуждения. В психологии выделяют несколько стереотипных эффектов, вызывающих специфические искажения и ошибки восприятия.
Эффект первичности — состоит в том, что информация, поступившая в общении, автоматически воспринимается как более убедительная. Первоначальная информация определяет последующее восприятие. Так, если нам при знакомстве представили человека как «трудолюбивого интеллектуала», то впоследствии мы будем стремиться воспринимать его именно в этом качестве, игнорируя другие черты, например, упрямство и завистливость. И, наоборот, если того же человека сначала охарактеризовали как «упрямого и завистника», то именно эта информация и будет доминировать в нашем восприятии
Первое
впечатление создается
-важно заботиться о том, кто и как Вас представляет окружающим — что именно о Вас говорят и на каких качествах акцентируют внимание;
- если есть желание произвести наиболее благоприятное впечатление на конкретного человека или группу людей, то к первой встрече следует серьезно подготовиться;
11.
—
необходимо тщательно
—
для повышения значимости
Таковы правила первого контакта. По отношению же к хорошо знакомым людям часто срабатывает эффект последнего впечатления. В соответствие с ним, та информация, которую мы восприняли последней, оказывается наиболее важной. Эта закономерность также проявляется в случае «разорванных» событий, например, если два сообщения разделены большим временным интервалом, то отчетливее и ярче запомнится последнее.
Несмотря на то, что «эффект последнего впечатления» действует слабее предыдущего закона, именно он дает нам реальный шанс изменять собственный имидж в нужном направлении. В этом случае целесообразно использовать прием «тайм-аута» — появления в новом образе после некоторого отсутствия.
Эффект ореола (гало-эффект) — следующий механизм, основанный на стереотипизации и участвующий в формировании имиджа. Данный феномен заключается в искажающем влиянии эмоционально-заряженной информации. Так, если мы получаем какую-либо очень волнующую нас информацию о человеке, например, о его судимости или недостойном поступке, то у нас формируется доминирующая отрицательная установка, занижающая реальные достоинства этой личности. Напротив, если человеку приписывается какое-либо ценное свойство, то в восприятии окружающих людей он начинает полностью отождествляться с последним. Например, положительные качества человека, наделенного властью или богатством, значительно переоцениваются. (Вероятно, поэтому богатые мужчины пользуются такой популярностью у юных красавиц).
Эффект ореола связан с элементом имиджа как репутация.
12.
Еще одна социальная закономерность называется эффектом новизны. Данный феномен состоит в том, что все новое и неожиданное, с одной стороны, приводит нас в замешательство, с другой — сильнее привлекает внимание и лучше запоминается.
Другой феномен — эффект социального контекста напоминает нам, что человек на фоне положительной группы или позитивных событий воспринимается гораздо привлекательнее. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе — кто ты», — гласит пословица, накладывая на нас жесткое требование в выборе окружения. Лишь особая тщательность в этом вопросе гарантирует сохранение собственной репутации. Наша привлекательность заметно возрастает в глазах людей и, тогда, когда мы начинаем окружать себя красивыми, эстетичными и одухотворенными вещами.
Эффект бумеранга — перекликается с другим известным народным наблюдением: «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относиться к человеку так, как он сам относится к ним. Если человек ведет себя доброжелательно, демонстрирует внимание и уважение к собеседнику, делает комплименты, то с большой вероятностью он вызовет добрые чувства в ответ. Справедливо и обратное: чем лучше к нам относятся, тем сильнее наше желание «быть хорошим».
Эффект повторения — то, что часто повторяется, воспринимается как привычное, близкое, вызывающее доверие. Все новое и слишком необычное первоначально шокирует, вызывает напряжение и сопротивление. Склонность человека к переживанию повторяющихся идей или действий является базовой. Многие люди консервативны по своей натуре. Большинство из нас также живет в «плену» индивидуальных привычек.
Все
перечисленные эффекты
13.
Значение стереотипов в общении.
Стереотипы жестко
встроены в нашу систему ценностей,
являются ее составной частью и обеспечивают
своеобразную защиту наших позиций
в обществе. По этой причине использование
стереотипов имеет место в
каждой межкультурной ситуации. Без
употребления этих предельно общих,
культурно специфических схем оценки
как собственной группы, так и
других культурных групп невозможно
обойтись.
Зависимость
между культурной принадлежностью того
или иного человека и приписываемыми ему
чертами характера обычно не является
адекватной. Люди, принадлежащие к различным
культурам, обладают разным пониманием
мира, что делает коммуникацию с единой
позиции невозможной. Руководствуясь
нормами и ценностями своей культуры,
человек сам определяет, какие факты и
в каком свете оценивать. Это существенно
влияет на характер нашей коммуникации
с представителями других культур. Например,
при общении с оживленно жестикулирующими
во время разговора итальянцами у немцев,
привыкших к другому стилю общения, может
сложиться стереотип чрезвычайно экспрессии
и неорганизованных итальянцев. Итальянцы
в свою очередь приобретут стереотип о
немцах как о холодной и сдержанной нации.
В зависимости от способов и форм их использования
стереотипы могут быть полезны или вредны
для коммуникации.
Эффективная
стереотипизация помогает людям понимать
ситуацию и действовать в соответствии
с новыми обстоятельствами. Поэтому стереотип
может не только быть препятствием в коммуникации,
но и приносить определенную пользу. Это
возможно в следующих случаях:
14.
• если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из данной группы;
• если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;
• если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;
• если стереотип модифицирован, то есть, основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.
• В ситуации
межкультурных контактов стереотипы бывают
эффективны только тогда, когда они используются
как первая и положительная догадка о
человеке или ситуации, а не рассматриваются
как единственно верная информация о них.
Стереотипы
становятся неэффективными и затрудняют
коммуникацию, когда мы ошибочно относим
людей не к тем группам, некорректно описываем
групповые нормы, когда смешиваем стереотипы
с описанием определенного индивида и
когда нам не удается модифицировать стереотипы,
основанные на реальных наблюдениях и
опыте. Акцент в общении на эти способы
использования стереотипов приводит к
тому, что они могут стать серьезной помехой
при межкультурных контактах.
15.
Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации.
• За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей. Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации.
• Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.
• Стереотипы основываются на полуправде и искажениях.
Люди сохраняют
свои стереотипы, даже несмотря на противоречащую
им действительность, поэтому в ситуации
межкультурных контактов важно уметь
эффективно обходиться со стереотипами,
то есть осознавать их и уметь от них отказываться
перед фактом их несоответствия реальной
действительности.
Заключение.
В связи с анализом понятия «стереотип» исключительно важным представляется рассмотрение стереотипизации как одного из механизмов социального восприятия. Необходимо четко разграничивать эти понятия, тем более, что за стереотипом в обыденном сознании прочно закрепилась негативная оценка. Но если корни стереотипа уходят в факторы социального порядка, то стереотипизация является, прежде всего, универсальным психологическим процессом. Явление стереотипизации обусловлено принципом экономии, свойственным человеческому мышлению, его способностью двигаться от конкретных единичных случаев к их обобщению и обратно к этому факту, понятому уже в рамках общего правила. Стереотипизация выполняет объективно
stud24.ru
Стереотипы Общение | Otvetickoff.ru
Игра Stereotypo Общение на данный момент является последним уровнем игры. Очень жалко, что уровни закончились, но мы надеемся, что разработчики придумают что-то новое.
Данная статья содержит ответы на стереотипы общение. Они расположены ниже.
Удачи!
1. Дождь
зонт, капля, сапоги, радуга, молния
2. свадьба
белая машина, платье, торт, кровать, голубь, арка, кольца, сердце, букет
3. Романтика
любовное письмо, 14, руки, скамейка, подарок, луна, сердце, роза, купидон(ангел)
4. Детство
чупа-чупс, лего, мишка, рогатка, линейка\карандаш, мяч, ролики, соска, девочка, доска, коляска, подарок, рюкзак, велосипед
5.Канада
кленовый лист, горы, хоккей
6. генетика
зеленый шприц, микроскоп, ДНК, барашка, молекула,
7. Что обычно рисуют дети?
мяч, дом, семья, солнце, деревья,
8. ретро
машина, пластинка, телевизор, настольный телефон, патефон, старый фотоаппарат,
9. Программист
горящая микроволновка, лист с кодом, монитор, клавиатура, очки, мышь, свитер
10. неприятные запахи
Перечеркнутая яичница, беговая дорожка, скунс, знак туалета М\Ж, ноги с биркой, противогаз, прищепка, какашка, носки, пукающий человек, сигарета
11. боевик
взрыв машины, пистолет, бомба, кинопленка, машина, грабитель, мишень с дырками, вертолет,
12.биатлон
снег, лыжные палки, мишень, шапка, очки, пули, винтовка, медаль, финиш, лыжи, перчатки
13. Украина
сало, девушка с венком, мужчина с чубом и усами, флаг Украины(синий, желтый), борщ,
14. Фотограф
зонт, девушка, жених и невеста, карта памяти (32), штатив, фотоаппарат, диафрагма(зеленая картинка, с бубликом))), фотокарточки
15. Наполеон
сабля, флаг франции (синий, белый, красный), лошадь, полукруглая шапка
16. Бизнесмен
рукопожатие, рубашка\галстук, ноутбук, портфель, цель со стрелой, большое здание, деньги
17. Первое, что видит мужчина, проснувшись
солнце, собака, будильник, женщина
18. Швейцария
шоколад, флаг (белый крест на красном фоне), часы, деньги, сыр
19. Млекопитающие
овца, обезьяна, волчица, дельфин, ягуар, собака, жираф, корова, лев, кенгуру, кошка
20. Пасха
Иисус, церковь, кролик с яйцом, 3 статуи на красном фоне, гнездо с яйцами, краски с кистью, Библия (книга с крестом)
<<Предыдущий Продолжение>>
otvetickoff.ru
СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ РОЛЬ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ. Деловое общение. Курс лекций
СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ РОЛЬ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к созданию стереотипов: во-первых, по принципу экономии усилия они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, они защищают таким образом групповые ценности и свои права. Основным свойством стереотипа, следовательно, является устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей).
В приведенном определении не учитывается один важный аспект, связанный с социальными стереотипами: их существование определяется не только и не столько представлениями отдельного индивида, сколько фактом «группового согласия». Тем не менее сама возможность возникновения и воздействия стереотипных представлений на межличностное восприятие, а также интерес к ним науки и необходимость их изучения определяется свойством стереотипов возникать не просто в головах отдельных людей, а в сознании целых групп: «Стереотипы могут стать социальными, только когда они разделяются большой группой людей внутри социальной общности – разделение означает процесс эффективного проникновения данных стереотипов в сознание людей».
Исследователи выделяют четыре основные характеристики стереотипов, влияющих на коммуникативное поведение.
1. Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане консервативны, немцы педантичны).
2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аут-группе – наиболее неблагоприятная).
3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания.
4. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).
Целесообразно рассмотреть понятие «стереотип» в соотношении с близкими по смыслу категориями установки, предубеждения и предрассудка. Г. Солдатова включает эти понятия в ряд межэтнических установочных образований, которые «содержат эмоционально-оценочное отношение к различным этническим группам и характеризуют уровень готовности к соответствующим поведенческим реакциям в межэтническом общении».
Предубеждение и предрассудок – это как бы более «социальные» установки: их формирование в значительной степени зависит от конкретной общественно-исторической ситуации. Предубеждение характеризуется негативным эмоциональным зарядом и «соответствует таким формам поведения, как избежание общения или уклонение от межэтнических контактов в определенных сферах жизнедеятельности». Предрассудок, в свою очередь, отличает большая концентрация негативных эмоций, «чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам». Предрассудок в реальном поведении уже не ограничивается стратегией избежания, а проявляется в конкретных поступках дискриминирующего характера. Установка – это определенное направление личности, состояние готовности, тенденция к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности человека. Установка представляет собой как бы некий угол зрения, или призму, через которую человек рассматривает мир и происходящие в нем события. Установка связана с определенной системой ожиданий и эталонов, в сравнении с которыми мы рассматриваем любое явление.
В связи с анализом понятия «стереотип» исключительно важным представляется рассмотрение стереотипизации как одного из механизмов социального восприятия. Необходимо четко разграничивать эти понятия, тем более что за стереотипом в обыденном сознании прочно закрепилась негативная оценка. Но если корни стереотипа уходят в факторы социального порядка, то стереотипизация – это прежде всего универсальный психологический процесс. Явление стереотипизации обусловлено принципом экономии, свойственным человеческому мышлению, его способностью двигаться от единичных конкретных случаев к их обобщению и обратно к этому факту, понятному уже в рамках общего правила.
Как пишет психолог С. Агеев, «стереотипизация выполняет объективно полезную функцию, поскольку грубость, упрощенность, схематизм – это оборотная сторона медали, неизбежные «издержки» таких необходимых для психической регуляции человеческой деятельности процессов, как селекция, ограничение, стабилизация, категоризация». Таким образом, ни сам стереотип, ни тем более процесс стереотипизации не могут рассматриваться как однозначно негативные явления социальной жизни. Только формирование этнических предрассудков и предубеждений, по определению несущих в себе отрицательный заряд и способствующих усилению межэтнической напряженности, является серьезным препятствием к взаимопониманию между народами.
В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация и т. п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой (в частности, этнической) принадлежности. Люди объясняют поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом они склонны собственные успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи – внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи – внутренними факторами. Этот феномен неразрывно связан с функцией, которую выполняет в психологической структуре личности «Я-образ» как результат взаимодействия базовых оценочных отношений человека к миру, себе и другим людям. Эта функция состоит в защите положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения своей самооценки до занижения оценки других.
Чрезвычайно интересна в этой связи проблема происхождения и формирования стереотипов, уже косвенно затронутая нами ранее: являются ли социальные стереотипы следствием индивидуально-психологических особенностей человека или вызваны иными причинами. В психологии существует ряд теорий, пытающихся ответить на этот вопрос. Одной из них является теория фрустрации и агрессии, разработанная в русле необихевиоризма. Неудовлетворенное, заблокированное стремление человека создает в психике состояние напряженности, фрустрации, которое часто находит разрядку в актах агрессии. В рамках психоаналитической школы сходный механизм имеет теория проекции, основная идея которой состоит в универсальности бессознательного приписывания другим собственных стремлений и импульсов, несовместимых с сознательной установкой индивида: разрушительная, извращенная сторона человеческой природы, которую мы подавляем в самих себе, сохраняет свое влияние в жизни «других», делая их тем самым не только низшими по отношению к «нам», но и опасными для нас, для нашей культуры, расы, религии и т. д.
Необъяснимым с точки зрения этих двух теорий остается выбор конкретной этнической общности в качестве «козла отпущения» или объекта для проекции: обострение национальной розни в той или иной конфликтной ситуации, по-видимому, может быть объяснено уже ранее существовавшей враждебной установкой по отношению к конкретной национальной группе. Как отмечает И. Кон, в теориях вымещения и проекции «социальная природа этнических стереотипов и реальные взаимоотношения этнических групп остаются в тени».
Эта же проблема касается теории «авторитарной личности» Т. Адорно. Здесь механизм основан на амбивалентности ранних отношений в семье: при строгости семейного воспитания у ребенка формируется идеализированное отношение к родителям вместе с бессознательной враждебностью к ним. Невозможность выхода агрессии запускает механизм замещения, по которому негативные импульсы направляются на другие социальные группы. Так формируется «авторитарная личность», которая отличается высокой степенью конформизма к власти и одновременно подавленной враждебностью к ней, скованностью и догматизмом мышления, недоверием к миру и т. д. Авторитарность в рамках этой теории рассматривается как базовая характеристика, автоматически определяющая поведение индивида в межгрупповой ситуации.
Таким образом:
1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
2. Подобная категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени.
3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут меняться в зависимости от социальных, политических
или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.
4. Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
5. Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.
6. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru