Определение внимания и его виды
В характеристиках роли внимания в жизни человека часто ссылаются на образное высказывание К. Д. Ушинского:
«…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
А вот мнение французского биолога Ж. Кювье:
«Гений — это прежде всего внимание».
Столь высокие оценки внимания станут более понятными, если указать определение внимания.
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.
Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность — это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению.
Проявляясь в психических процессах — сенсорных, мыслительных, мнемических, внимание «не имеет своего отдельного, специфического продукта» (П. Я. Гальперин) , в виде, например, образа или понятия. Оно обеспечивает качество этих процессов. Наряду с этим во внимании указанные процессы, как уже отмечалось, интегрируются. Ведь многие жизненные задачи (в отличие от большинства экспериментальных) требуют совместной работы и восприятия, и мышления, и припоминания, и воображения. Так, школьник, решающий геометрическую задачу, читает текст задачи и рассматривает чертеж (восприятие), углубляется в анализ ее условий и требований (мышление), припоминает известные ему теоремы, свойства и отношения (память), выдвигает гипотезы (что не обходится без воображения), проверяет их (опять мышление). При этом данные звенья умственной активности «переплетаются» между собой, проникают друг в друга. И тут внимание, относясь то к одному познавательному процессу, то к другому, соединяет их на основе соотношений, существующих между условиями и требованиями задачи.
Еще один важный момент заключается в том, что человек обращает внимание не только на окружающий мир, на природную, техническую и социальную действительность, но и на самого себя, на собственные ощущения, собственные образы и мысли, чувства и стремления.
На основе отношения к сознанию и воле различаются виды внимания — непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое, необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине, форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях. Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме.
Для того чтобы наши далекие предки и животные могли выжить, жизненно важные сигналы, в том числе обозначавшие опасного врага, должны были прерывать прежнюю активность и обращать на себя внимание. Как отметил представитель когнитивной психологии У. Найссер, «плата за «ложную тревогу» обычно невелика, в то время как неспособность обнаружить важный стимул может оказаться роковой» . Всегда существовала и существует необходимость быстро ориентироваться и перестраивать поведение в изменяющемся мире.
Рассматриваемый вид внимания соотносится с понятием об ориентировочном рефлексе (рефлексе «Что такое?» по И. П. Павлову), с феноменом фигуры и фона (гештальтпсихология). Интересно, что У. Найссер связывает его с понятиями «бдительность» и «предвнимание» — на том основании, что сначала не требуется тщательного различения сигналов, нужно только «переключение внимания на тот участок среды, откуда поступил потенциально важный стимул».
Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Если непроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное — с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она — в моих интересах»). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.
Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.
Произвольное внимание, формируясь на основе непроизвольного, является специфически человеческим видом внимания, производным от трудовой деятельности. Оно — результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях — самовоспитания.
Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель, интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание, будучи сначала произвольным, через некоторое время может стать непроизвольным. В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания — послепроизвольное. Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное). Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания, по Н.Ф.Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию, ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей.
Что же касается возрастной динамики соотношения непроизвольного и произвольного внимания, то тут можно отметить следующее. Первоначально ребенку свойствен, конечно, только первый вид внимания. Повышение интереса к окружающим предметам в середине первого года жизни, а также манипулирование ими приводят к развитию ориентировочно-исследовательской активности. На 2—3-м году жизни внимание ребенка начинает подчиняться решению предметно-действенных задач. Появляются зачатки произвольного внимания, которое развивается далее под влиянием игровой деятельности и бытовых взаимодействий ребенка. Тем не менее непроизвольное внймание преобладает еще на первых порах школьной жизни. Доминирование произвольного внимания — одно из новообразований личности младшего школьника, обусловленное в первую очередь его включением в учебную деятельность. Последующие этапы жизненного пути сопряжены с дальнейшим развитием всех видов внимания, особенно произвольного (и послепроизвольного).
Внимание — Психологос
Фильм «Невидимая горилла»
Тот, кто хочет увидеть сразу все, не увидит ничего. Если мы будем реагировать на все сигналы, приходящие к нам извне, наше поведение будет хаотичным. Внимание – система отбора информации, позволяющая нам воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь на то, что для нас важно или представляет для нас интерес.
Непроизвольное внимание реагирует обычно на все новое, яркое, громкое и движущееся. Произвольное и послепроизвольное – на то, что мы выбираем сами.
Внимание – сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект. Внимание можно уподобить лучу или потоку света: то, на что направлено внимание, становится для нас более ясным, освещенным светом сознания.
Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джемс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании, которое по-французски называют distraction, а по-немецки — Zerstreutheit» (James, 1890).
Чтобы начать читать книгу, вначале нужно направить на нее свое внимание
Если внимание направлено к собственному мышлению или внутренним чувствам, его называют внутренним вниманием. Внешнее внимание направлено на объекты внешнего мира и на себя, если мы себя рассматриваем как внешний объект.
Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Поскольку под внимание понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.
Однако внимание – не только свет, но и энергия, дающая возможность человеку лучше управлять тем, на что он в себе эту энергию направил.
Направляя внимание на свои руки, можно почувствовать их расслабленность и тяжесть. Внимание к расслабленности и тяжести в руках – та энергия, которая помогает сменить напряжение на расслабление. Внимательно следя на своими движениями, мы делаем их более точными. Внимательно подбирая слова, мы выбираем из них лучшие.
Цветок для любимой – знак внимания к ней
Другая частая метафора в отношении внимания – это нить, которая нас привязывает к чему-либо. Тот человек, к которому все время притягивается наше внимание, вначале человек для нас интересный, после – значимый, а в конце концов становится любимым. Почему? Потому что за живым вниманием обычно следуют пусть маленькие, но действия, вниманием по жизни называют не только внутренний психический процесс, но и мелкую житейскую заботливость, выражающую теплое отношение к кому-то или чему-то.
Подал руку, выслушал до конца, открыл дверь и пропустил вперед – все это бытовые проявления внимания.
То, чему мы уделяем внимание, становится для нас важным, делается нашим вниманием жизненно ценным. Если мы начинаем уделять внимание какому-либо человеку, этот человек становится для нас все более и более значимым.
Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание – это единственно возможная реальность. «А что еще здесь можно увидеть?» Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внимание, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и утверждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокусироваться определенным образом. Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое..
Управление вниманием окружающих
Женщины более, чем мужчины, склонны привлекать к себе внимание. Жестовые признаки этого – руки в формате «Советский цирк». Смотри Руки приветствия и Привлекательность
Внимание | Психология сегодня
Отвлечение
Отзыв от Psychology Today Staff
Способность обращать внимание на важные вещи — и игнорировать все остальное — была важным навыком выживания на протяжении всей истории человечества. Внимание может помочь нам сосредоточить наше внимание на определенном аспекте нашего окружения, важных решениях или мыслях в нашей голове. Сохранение концентрации — это вечная проблема для людей всех возрастов, и люди давно ищут стратегии, приемы и лекарства, которые помогут им не сбиться с пути.
Содержимое
- Почему важно внимание
- Как сосредоточиться
- Когда разум блуждает
- Жизнь с СДВГ
Почему важно внимание
Внимание помогает нам учиться в школе, продвигаться вперед на работе и строить успешные отношения, но когда оно скомпрометировано, любые достижения становятся гораздо более сложными. Может показаться, что некоторые люди естественным образом лучше контролируют свое внимание, но у большинства людей способность концентрировать внимание зависит от ситуации, количества отвлекающих факторов, с которыми они сталкиваются, и от того, используют ли они стимуляторы, такие как кофеин или риталин. А другие, особенно те, у кого СДВГ или другие проблемы с психическим здоровьем, могут изо всех сил пытаться обращать внимание, даже когда это важнее всего.
У некоторых людей продолжительность концентрации внимания короче?
Способность концентрироваться на определенной задаче в течение длительного периода времени у разных людей может сильно различаться. Психологи-эволюционисты предполагают, что люди с длительной и короткой концентрацией внимания имели ценность в ранних человеческих обществах. Последние, например, могли быть искателями новизны, более предприимчивыми и быстрее мигрировать, чем другие.
Возможна ли многозадачность?
Многие люди пытаются выполнять две или более задач одновременно — например, вести машину, отправляя текстовые сообщения, или читать во время прослушивания подкаста, — но растущее число исследований показывает, что попытка разделить наше внимание на самом деле приводит к снижению эффективности при выполнении обеих задач.
Как сон влияет на внимание?
Ключом к сохранению концентрации является способность быстро восстанавливать внимание после отвлечения внимания. Исследования показывают, что людям, которые мало спят, гораздо труднее оправиться от отвлекающих факторов, выполнить задачи и завершить работу без ошибок. А в случае вождения, когда концентрация абсолютно необходима, недостаточный отдых приводит к более высокому уровню аварийности.
Почему иногда я чувствую, как время ускоряется или замедляется?
Пожилые люди, как правило, считают, что время проходит быстрее, как и те, кто считает свои дни однообразными или потраченными впустую. А исследование так называемого «эффекта матрицы» показало, что в моменты крайней опасности, например, близкой к аварии, наше восприятие времени значительно замедляется, что позволяет нам запоминать ежеминутные детали, которые мы не можем воспроизвести для более обыденных вещей. События.
Может ли ваш собственный разум отвлекать вас?
Наше внимание нередко теряется, особенно когда мы поглощены стрессом или когда задача является рутинной. Многие люди, например, оказались на подъездной дорожке, ничего не помня о пути домой. Однако, когда мы поглощены своими внутренними мыслями и разговорами с самим собой, затраты иногда могут быть трагическими, например, оставить ребенка без дела в машине.
Как сосредоточиться
Люди могут быть отвлечены как внутренними силами, такими как блуждающие мысли, так и внешними сигналами, такими как призывный сигнал текстового сообщения. Когда разум ищет отвлечения или захвачен им, может казаться почти невозможным заставить себя перефокусироваться или обратить внимание на поставленную задачу, особенно если она скучная или сложная.
Некоторые исследователи, изучающие внимание, рассматривают его как своего рода мышцу, которую можно укрепить с помощью практики, и выдвинули гипотезу о том, что определенные стратегии или приемы могут быть особенно эффективны для наращивания способностей в долгосрочной перспективе. Одна из стратегий, получившая распространение в последние годы, — это осознанность, которая развивает способность мозга направлять внимание на определенные сигналы.
Улучшит ли медитация мою концентрацию?
Тренировка осознанности может помочь людям оставаться более спокойными и сосредоточенными, когда их мысли блуждают. Благодаря большей осознанности многим людям легче принимать негативные мысли и сидеть с ними, развивать более глубокое личное осознание и удерживать внимание. Однако существуют смешанные данные о том, является ли медитация более эффективной для усиления внимания, чем другие техники осознанности.
Как мы можем помочь детям сосредоточиться?
Заманчиво окружить детей, особенно маленьких, множеством игрушек, поделок и игр. Но исследования показывают, что когда детям предоставляется множество вариантов игры, они быстро отвлекаются, и качество их вовлеченности страдает. Когда у них есть всего несколько игрушек на выбор, они играют более сосредоточенно и творчески.
Когда разум блуждает
Людей, которых считают мечтателями, часто считают неэффективными или инфантильными. Правда может быть совсем другой. Психолог Джером Сингер предположил, что «счастливые мечтатели» опирались на создаваемые ими образы, фантазии и внутренние монологи, чтобы планировать свое будущее, развлекаться и находить творческие решения своих проблем. Сегодня, живя в среде, полной отвлекающих факторов, некоторые эксперты предлагают подумать о том, чтобы проводить больше времени в своих мечтах. Время от времени блуждающие мысли могут не отражать потерю внимания, а помочь нам более эффективно запоминать, более творчески решать проблемы и поддерживать более крепкое психическое здоровье.
В чем польза мечтаний?
В ходе исследований люди, которые отслеживали свои эпизоды мечтаний, сообщали о том, что чувствуют себя бодрее и эффективнее после того, как возвращают внимание. Некоторые эксперты считают, что расфокусировка и переориентация могут быть секретом решения личных и профессиональных проблем, например, когда мы уходим от неприятной проблемы только для того, чтобы решение быстро всплывает в нашей голове, когда мы возвращаемся к ней.
Есть ли польза от отвлечения внимания?
Отвлекающие факторы при правильном управлении могут быть очень полезными, если они отвлекают нас от негативных мыслей или нездоровой деятельности. Видеоигры, например, могут отвлечь наше внимание от переедания или употребления алкоголя и наркотиков, а музыка может помочь нам выдержать напряженную тренировку. Но хотя отвлечение может быть полезной краткосрочной помощью в подавлении негативных эмоций, оно может иметь неприятные последствия в качестве долгосрочного решения.
Жизнь с СДВГ
Люди, которые постоянно борются с невнимательностью, отвлекаемостью, гиперактивностью и импульсивностью, могут страдать нейроповеденческим расстройством, известным как синдром дефицита внимания/гиперактивности, или СДВГ. Приблизительно от 5 до 11 процентов детей могут жить с СДВГ, что, вероятно, делает его наиболее распространенным детским психическим расстройством. Но СДВГ влияет и на многих взрослых, создавая трудности в обучении, работе и установлении здоровых отношений. Комбинация терапии и стимуляторов часто используется для лечения СДВГ.
Чтобы узнать больше, посетите наш Центр СДВГ.
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Что такое внимание? — ПабМед
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Невозможно загрузить делегатов из-за ошибки
Пожалуйста, попробуйте еще раз
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Эл. адрес: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день
Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Уайли
Полнотекстовые ссылки
Обзор
. 2021, 24 июня; e1570.
doi: 10.1002/wcs.1570. Онлайн перед печатью.
Ричард Дж. Краузлис 1 , Лупэн Ван 1 , Гунчен Юй 1 , Леор Н. Кац 1
принадлежность
- 1 Лаборатория сенсомоторных исследований, Национальный глазной институт, Бетесда, Мэриленд, США.
- PMID: 34169668
- DOI: 10.1002/wcs.1570
Обзор
Richard J Krauzlis et al. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. .
. 2021, 24 июня; e1570.
doi: 10.1002/wcs.1570. Онлайн перед печатью.
Авторы
Ричард Дж. Краузлис 1 , Лупэн Ван 1 , Гунчен Юй 1 , Леор Н. Кац 1
принадлежность
- 1 Лаборатория сенсомоторных исследований, Национальный глазной институт, Бетесда, Мэриленд, США.
- PMID: 34169668
- DOI: 10. 1002/wcs.1570
Абстрактный
Мы определяем внимание как «набор эволюционировавших мозговых процессов, ведущих к адаптивному и эффективному поведенческому выбору». Мы делаем акцент на понимании биологических и нейронных механизмов, которые делают возможными поведенческие свойства внимания. Хотя многое стало известно о функциональном функционировании внимания путем постулирования и проверки различных аспектов внимания, мы считаем, что различия, на которые чаще всего полагаются, гораздо менее полезны для идентификации подробных биологических механизмов и мозговых цепей. Вместо этого мы принимаем эволюционную точку зрения, которая, хотя и спекулятивна, порождает другой набор руководящих принципов для понимания формы и функции внимания. Затем мы проводим мысленный эксперимент, представляя устройство, которое мы намерены использовать в качестве интуитивного насоса для размышлений о том, как могут быть организованы мозговые процессы, отвечающие за внимание, и которое иллюстрирует особенности биологических процессов, которые в конечном итоге могут дать ответ на вопрос. Эта статья относится к категории: Когнитивная биология > Эволюционные корни психологии познания > Философия внимания > Психологические способности.
Ключевые слова: внимание; мозг; познание; восприятие.
Опубликовано в 2021 г. Эта статья является работой правительства США и находится в открытом доступе в США.
Похожие статьи
За пределами интуиции и инстинктивной слепоты: к эволюционно строгой когнитивной науке.
Космидес Л., Туби Дж. Космидес Л. и соавт. Познание. 1994 апр-июнь;50(1-3):41-77. doi: 10.1016/0010-0277(94)
Изменения когнитивной функции при старении человека.
Глиский ЕЛ. Глиский Э.Л. В: Риддл ДР, редактор. Старение мозга: модели, методы и механизмы. Бока-Ратон (Флорида): CRC Press/Taylor & Francis; 2007. Глава 1. В: Риддл ДР, редактор. Старение мозга: модели, методы и механизмы. Бока-Ратон (Флорида): CRC Press/Taylor & Francis; 2007. Глава 1. PMID: 21204355 Бесплатные книги и документы. Обзор.
Перцептивное обучение.
Преттиман А. Претман А. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019 Май; 10(3):e1489. doi: 10.1002/wcs.1489. Epub 2018 20 декабря. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019. PMID: 30570213 Обзор.
Макромолекулярная скученность: химия и физика встречаются с биологией (Аскона, Швейцария, 10–14 июня 2012 г.).
Foffi G, Pastore A, Piazza F, Temussi PA. Фоффи Г. и др. физ.-биол. 2013 авг; 10 (4): 040301. дои: 10.1088/1478-3975/10/4/040301. Epub 2013 2 августа. физ.-биол. 2013. PMID: 23912807
Сравнительная метафизика: Эволюционные и онтогенетические корни эссенциалистского мышления об объектах.
Ракоци Х., Каккионе Т. Ракоци Х. и соавт. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019Сен;10(5):e1497. doi: 10.1002/wcs.1497. Epub 2019 28 февраля. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2019. PMID: 30821110 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Когда мы изучаем способность посещать занятия, что именно мы пытаемся понять?
Цоцос Ж.К. Цоцос Дж.К. Дж Имиджинг. 2022 31 июля; 8 (8): 212. дои: 10.3390/jimaging8080212. Дж Имиджинг. 2022. PMID: 36005455 Бесплатная статья ЧВК.
Экологический взгляд на избирательное внимание.
Лев-Ари Т., Беэри Х., Гутфренд Ю. Лев-Ари Т. и др. Фронт Integr Neurosci. 2022 21 марта; 16:856207. doi: 10.3389/fnint.2022.856207. Электронная коллекция 2022. Фронт Integr Neurosci. 2022. PMID: 35391754 Бесплатная статья ЧВК.
использованная литература
ССЫЛКИ
- Андерсон, Б. (2011). Нет такой вещи, как внимание. Frontiers in Psychology, 2, 246. http://doi.org/10.3389/fpsyg.2011.00246.
- Аух, Э., Белопольский, А.В., и Теувес, Дж. (2012). Контроль внимания «сверху вниз» и «снизу вверх»: неудачная теоретическая дихотомия.