Что такое воображение в психологии: его разновидности, функции и механизмы, физиологические основы работы воображения

Воображение


Изучая удивительную способность человека создавать что-либо новое — качество, которым не обладает, по всей видимости, ни одно другое живущее на планете существо, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек на ряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Исследования показывают
Опыты врача Джоса Боша из Университета Огайо показали, что стрессы могут повышать сопротивляемость организма — но только в том случае, если человек вовлечен в стрессовую ситуацию активно, а не переживает ее пассивно, как делает это любитель ужасов на видео.

В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущая от И. Канта трактовка воображения как всеобщего свойства сознания.

Воображение — создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Его суть — в формировании образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. И происходит подобное путем перестройки имеющихся представлений. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики.

Функция воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса.

Благодаря воображению человек имеет возможность представить до начала работы готовый результата труда. Возможность воображения забегать вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем показывает тесную связь воображения и мышления.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение всеобщего и идентичного на чувственном опыте уже произведено.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает и такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система — слово.

Процесс воображения — это совместная работа обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их замещения.

При построении типологии видов воображения за основание принимают два критерия:

  • степень активности
  • степень волевых усилий.

По первому основанию различают активное и пассивное воображение, по второму — преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Активное воображение может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Воссоздающее воображение предполагает создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Без него невозможны такие виды человеческой деятельности, как чтение литературы, изучение географических карт и исторических описаний, рассмотрение чертежей и проектов. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Оно незаменимо в научной, литературной, театральной и художественной деятельности, где создаются новые теории, спектакли, романы и картины.

Для пассивного воображения характерно создание образов и программ, которые не воплощаются и не могут быть воплощены в жизнь. К нему относятся процессы, возникающие в периоды погружения в сумеречное состояние сознания под действием гипноза, алкоголя, наркотиков и других галлюциногенов. При этом из бессознательного поднимаются не осознаваемые в бодрствующем состоянии образы, причудливым способом выражающие желания данного человека, его страхи, боль, мечты о вечном блаженстве и т. п.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Ярким примером служат галлюцинация, когда человек видит несуществующий объект. Преднамеренное воображение проявляет себя в трех формах:

  • мечты — образы желаемого будущего;
  • грезы — образы актуально переживаемого ирреального;
  • фантазии — образы возможного будущего.

Они могут выполнять функции снятия напряжения, целепологания, предвосхищения (антиципации), мобилизации ресурсов человека.

В грезах ярко обнаруживаются интересы, склонности человека, его потребности. Близкими к грезам являются мечты — намеренное создание образа желаемого будущего, того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может, что удовлетворяет самые сокровенные его желания. Мечты от грез отличаются тем, что предполагают возможность своего практического воплощения. Даже если она и не осуществляется, то причина находится не в ее содержании, а в чем-то ином.


В своих мечтах человек всегда создает образ желаемого, идеального или утопического будущего, такой мир, в котором человек хотел бы побывать, но не может этого сделать в силу каких-либо материальных ограничений. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Мечта касается повседневной жизни людей и поэтического творчества. Чувственно-эмоциональной разновидностью мечты выступают грезы и близкие им фантазии. Грезами обычно именуют «сладостные мечтания», несбыточные надежды, формы замещения настоящей реальности. Грезить — значит жить придуманной, нереальной жизнью. С этим связан эскапизм — уход от действительности в мир мечтаний и грез. Не случайно Голливуд называют «фабрикой грез», где, по словам главного героя фильма «Красотка» (современный вариант «Золушки»), сбываются самые несбыточные мечты. Надо только мечтать. И действительно, в кино можно осуществить самое заветное свое желание, которое в жизни, к сожалению, воплотить вряд ли удастся.

Постоянные или длительные неудачи способны ввергнуть человека в отчаяние или запустить мощный механизм психологической защиты — мечтания и грезы. Благодаря им человек воплощает в своем воображении то, чего не смог достичь на практике, и как бы успокаивается. В таком случае мечты и грезы выполняют позитивную функцию.

Они обеспечивают временный уход от возникших проблем. Человек как бы берет тайм-аут, собирается с силами, оценивает свои возможности и силы. А главное — цену того, к чему он стремился, отвечая на вопрос: а стоит ли желаемое того, чтобы я платил за него столь высокую цену?

В научной деятельности получила широкое применение другая форма воображения — мысленный эксперимент. Некоторые процессы невозможно осуществить — из-за чрезвычайной сложности или масштабности — в реальных условиях, поэтому ученые призывают на помощь силу своего творческого воображения. С его помощью, например, физик в голове проигрывает какое-то событие или процесс, создавая ему идеальные условия. Великий Эйнштейн таким способом создавал общую теорию относительности, которая перевернула с ног на голову наши представления о геометрии Вселенной. Никакими приборами нельзя измерить относительность хода времени и уж тем более отправить в космос человека, а его близнеца оставить на Земле, отслеживая, с какой скоростью, как это мыслил Эйнштейн, они будут стареть.

Только мысленный эксперимент позволил Галилею вывести правильный закон падения тел в вакууме. Никаких экспериментальных сведений о «черных дарах» наука не знает, но мысленный эксперимент и здесь помог построить объяснительную модель их динамики.

Американские социологу проведя статистическое обследование, установила что у невысоких и толстых женщин и мужчин на 10—20% меньше шансов сделать успешную карьеру в бизнесе и удачно жениться, чем это происходит у высоких и стройных людей.

Протеканию процесса ничто не мешает, поэтому в идеальном эксперименте выявляются существенные, самые главные черты события, которые в реальном эксперименте зафиксировать не всегда удается. С помощью наглядных образов можно совершать в голове идеальные операции с предметами, не прибегая к действиям с самими предметами: делить их, соединять между собой, выделять отдельные свойства, включать в новые связи. Мысленный эксперимент по логической структуре представляет собой гипотетико-дедуктивное построение, так как наряду с основными посылками, истинность которых установлена экспериментально или теоретически, в ходе исследования вводятся гипотетические посылки.

Как и в любом другом теоретическом построении, в мысленном эксперименте все операции должны подчиняться некоторым правилам, вытекающим из знания объективных, законов науки. Соблюдение этого условия служит гарантией высокой степени достоверности знаний, полученных в ходе исследования. Мысленный эксперимент можно охарактеризовать как эвристическую операцию следующими особенностями:

  1. это познавательный процесс, принимающий структуру реального эксперимента;
  2. вся цепь рассуждений ведется в нем на базе наглядных образов;
  3. мысленное экспериментирование связано с процессом идеализации;
  4. по своей логической структуре оно представляет собой гипотетико-дедуктивное построение;
  5. механизм мысленного эксперимента не автоматизирован, а связан с процессом решения возникшей в ходе исследования задачи;
  6. мысленное экспериментирование осуществляется на основе выработки программы, плана-схемы мыслительных действий по переработке исходной информации;
  7. мысленный эксперимент сочетает в себе силу формального вывода с экспериментальной достоверностью.

Сегодня мысленные эксперименты ученые могут проецировать в компьютер, строить точные модели и расчеты, а кроме того, заставляют воображаемые модели двигаться во всех направлениях. Только благодаря виртуальной реальности и информационным технологиям можно создать движущуюся модель возникновения и развития торнадо или цунами, поскольку реальное нахождение человека в эпицентре событий для него чревато смертельным исходом.

Литературное творчество, например создание детективного рассказа, целиком строится на методе мысленного эксперимента, поскольку писатель проигрывает в своем воображении все сцены и действия героев. Иногда вживание в ситуацию или образ настолько сильное, что писатель получает нервный стресс. На воображении строятся театральная игра актеров и вживание в образ.

В воображении синтезируются все познавательные процессы. Выходя за пределы непосредственного чувственного отражения, воображение связано и с чувственными данными, и с абстракцией — в силу этого воображение преобразует реальность в идеальные модели. Эти модели являются средством проникновения в будущее и средством реконструкции прошлого.

Воображение выступает разновидностью когнитивных процессов и проявляется в способности человека создавать новые образы путем переработки старых. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Воображение позволяет реконструировать явления по их описаниям. Оно служит одним из механизмов творческой деятельности, поскольку и та заключается в преобразовании старого не изведанным еще путем.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Важная особенность воображения состоит в том, что оно способно субъективно замещать собой реальность. И не только в виде галлюцинаций, но практически во всех измененных состояниях сознания: во время медитации, творческого вдохновения, под гипнозом и т. п. В таких случаях создаваемая воображением картина может вызвать учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т. д. Другими словами, организм реагирует так, как будто воображаемые события происходят наяву, поэтому именно через воображение удается повлиять на органические процессы. На этом же механизме основываются случаи внушения различных болезней, что проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением.

В психологии выделяют несколько путей построения образов воображения: агглютинация — соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, элементов действительности; гиперболизация — значительное преувеличение свойств реальных объектов; заострение — выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых; схематизация — сглаживание различий между объектами и произвольное наделение их конкретным образом: типизация — выделение существенного признака в однородных явлениях и наделение его конкретным образом.

Как основа всякой творческой деятельности, воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Как использовать силу воображения, чтобы изменить образ жизни – Практическая психология здоровья

Мартин С. Хаггер, Университет Кёртин, Австралия и Университет Юваскюла, Финляндия

Доминик Конрой, Лондонский Университет Биркбек, Великобритания

Что такое воображение?

Обычно люди хорошо умеют воображать вещи. Например, нередко прорабатывают будущие действия и сценарии в уме, или мечтают о притягательных возможностях. Эти воображаемые ситуации обычно неструктурированные и спонтанные. Психологи изучили, как можно использовать нашу возможность воображать в целях повышения достижения желаемых целей.

Образ – общий термин, используемый психологами для описания стратегий, которые включают воображение людей, чтобы улучшить их мотивированность по отношению к целям. Существует ряд методов создания образов. Обычно они включают самостоятельные или под руководством консультанта упражнения, в которых люди воображают, визуализируют успешное исполнение интересуемого поведения или воображают чувства и эмоции, которые переживали, когда исполняли такое поведение, а также его результаты. Например, курильщик, желающий бросить, может визуализировать шаги, которые предпринимаются в случае сильного желания закурить, чтобы удержаться. Образные интервенции работают благодаря повышению мотивации в направлении исполнения поведения в будущем. Это путь к улучшению готовности успешно исполнять тип поведения и достигать цели.

Образы могут повышать уверенность в конкретной ситуации, также известную как самоэффективность, при исполнении поведения. Более высокие уровни самоэффективности повышают мотивацию и интенцию к соучастию в поведенческом процессе в будущем, а также помогают преодолевать любые связанные барьеры и препятствия. Например, воображение успешного отказа от сладких напитков во время перерывов, а также визуализация преодоления возможных барьеров такого отказа, как например, поиск альтернатив без сахара для утоления жажды, может дать сидящему на диете большую уверенность в себе. Как результат, человек, воображающий себя выполняющим тип поведения успешно создаёт предельную ролевую модель – самого себя!

Как использовать воображение?

Хотя существует много форм воображения (например, управляемое, симуляционное), есть общие для всех элементы. Обычно воображение выполняется в виде «упражнения», в котором человек создаёт динамическую ментальную картинку себя выполняющего желаемое действие. В упражнении человек визуализирует свои действия «в реальности» и насколько возможно детально, уделяя внимание важным деталям и пытаясь вообразить, как они могут ощущаться при исполнении. В некоторых случаях, человек может также вообразить достигнутую цель или результат со связанными с этим положительными эмоциями, которые они бы хотели испытывать. Воображение может быть самостоятельным или фасилитированным кем-то, кто направляет это упражнение. Для того чтобы быть фасилитатором необязательно иметь образование психолога, но нужен опыт в такой деятельности. Это может быть сделано также в группах, где участники групп воображают собственные сценарии и направляются одним фасилитатором.

Это работает?

Воображение показало результаты в способствовании участию в здоровом поведении. Исследования показали, что стимулируя людей визуализировать шаги, которые они должны предпринять для достижения желаемого поведения, можно достичь более высокой мотивированности и самоэффективности по отношению к поведению и реальному участию в нём. Воображение показало эффективность в уменьшении потребления алкоголя, повышении физической активности, стимулировании здоровой диеты, отказе от курения. Воображение также показало эффективность в совокупности с другими методами изменения поведения, как планирование действия или планы типа «если-то» (т. е., планирование когда, где и как действовать), см. блог Gollwitzer. Мы также провели недавно обзор исследований воображения для изменения образа жизни и обнаружили, что такие стратегии эффективны, особенно, если применяются регулярно и если людям даны исчерпывающие инструкции.

Практические рекомендации

Воображение – относительно простой, необременительный, недорогой метод повышения мотивированности и самоэффективности к изменению образа жизни. Мы предложили ряд суждений по ключевым положениям и идеям относительно воображения как инструмента работников здравоохранения:

Целевая аудитория. Такие вмешательства наиболее подходят людям, которые, как минимум, заинтересованы в изменении своего образа жизни, но не тем, у кого нет интереса или они об этом и не задумываются. Бывает важно иметь конкретную цель (например, делать 20-минутные пробежки без остановок).

«Упражнения» воображения. Воображение следует выполнять в качестве упражнения, которое вовлекает человека на некоторое время. Упражнения следует выполнять в тихом комфортном помещении свободном от любых отвлекающих вещей.

Направление воображения. Для «новичков» рекомендуется иметь фасилитатора или, как минимум, иметь ясные инструкции к тому, как выполнять такие упражнения. Более опытные люди могу сами их осуществлять. Также эффективно записывать воображаемое и делать напоминания (например, через мобильные текстовые сообщения).

Время. Упражнения воображения могу выполняться очень краткие промежутки времени, даже меньше 5 минут, но более длительные могут быть более эффективны и создавать более насыщенные и запоминающиеся образы.

Содержание. В упражнении воображения человек, который хочет поменять свой образ жизни, может вообразить шаги, которые будут предприняты к его выполнению конкретно в том месте и в то время, когда это будет происходить в реальности. Они также могут вообразить себя встречающими препятствия, которые помешают им выполнять такие действия и как эти препятствия преодолевать. Например, человек, желающий повысить физическую активность (например, ходьбу) может пять минут в день проводить сидя или лёжа, воображая, как они введут дополнительную ходьбу в их дневную активность и вообразить себя делающими это.

Практикующие специалисты, желающие узнать больше, могут познакомиться с недавно опубликованными рекомендациями по воображению для изменения образа жизни.

Переведено Евгением Таратухиным

Творчество и воображение | Подлинное счастье

您在這裡

首頁 / Инициативы / Креативность и воображение

Креативность и воображение

Ученые-психологи определяют творчество как создание идей или продуктов, которые являются одновременно оригинальными и ценными. Творчество опирается на воображение, на сознательное представление того, что непосредственно не ощущается органами чувств. Несмотря на то, что количество и качество исследований креативности возросло после президентского обращения Дж. П. Гилфорда к Американской психологической ассоциации в 1919 г. 50, эта фундаментальная человеческая способность остается недостаточно изученной по сравнению с другими важными психологическими феноменами. В настоящее время мы проводим ряд различных исследовательских проектов, направленных на то, чтобы лучше понять причины и последствия творчества, а также способы его повышения.

Мотивация и творчество

Одним из важных факторов, предшествующих творческому поведению, является мотивация. Почему люди занимаются творчеством? Какие преимущества, если таковые имеются, они ожидают? Прошлые исследования по этой важной теме показали, что люди с внутренней мотивацией, как правило, более креативны. Другими словами, люди, которые занимаются творческой деятельностью ради самой деятельности (а не ради внешних ограничений вознаграждения), лучше способны выдвигать оригинальные и ценные идеи. Кроме того, небольшой, но растущий объем литературы предполагает, что просоциальная мотивация, определяемая как желание внести свой вклад в жизнь других, также может способствовать творческому мышлению. Наши текущие исследовательские проекты направлены на расширение научного понимания роли мотивации в творчестве путем дальнейшего изучения специфики мотивации создателей и взаимосвязи между мотивацией, достижениями и благополучием.

Творчество и хорошее самочувствие

Прошлые исследования показывают, что творческая деятельность может иметь терапевтические преимущества и улучшать самочувствие. Однако на сегодняшний день мало исследований изучали механизмы, объясняющие, как творческое мышление может приносить свои преимущества. Текущие исследовательские проекты в нашем центре изучают возможность того, что творческое мышление может улучшить самочувствие за счет повышения когнитивной гибкости и способности решать проблемы, предоставляя людям важное чувство мастерства и свободы действий, а также помогая людям ощутить преимущества после преодоления невзгод.

Повышение креативности

В настоящее время мы разрабатываем и тестируем новые вмешательства в конкретной области, чтобы помочь людям улучшить свои навыки творческого мышления и дополнительно изучить преимущества творчества для достижений и благополучия. В то время как прошлые исследования, как правило, были сосредоточены на улучшении определенных когнитивных способностей для этой цели (т. Е. Навыков дивергентного мышления), мы изучаем эффективность мотивационных стратегий, среди других инструментов.

Институт воображения

Институт воображения занимается измерением, ростом и улучшением воображения во всех сферах общества. В настоящее время нет единого мнения о том, как объективно измерять воображение. Для достижения своей миссии Институт Воображения проводит конкурс грантов и серию мероприятий, чтобы заложить основу для долгосрочного развития «коэффициента воображения» и способов развития воображения.

Щелкните здесь для получения дополнительной информации.

Можно ли измерить воображение? |

Попробуйте это: Представьте себе знаменитый памятник. Допустим, это Статуя Свободы в гавани Нью-Йорка. Вы находитесь прямо перед ним и можете видеть все это целиком или, по крайней мере, вашу версию — сандалии, мантию, лицо, корону, факел. Теперь поверните его так, чтобы вы видели одну сторону, затем заднюю часть, другую сторону, а теперь снова переднюю часть.

Готово? Отличная работа. Вы только что напрягли свое воображение — или, по крайней мере, один из многих когнитивных процессов, которые делают это возможным.

Воображение, этот огромный сверкающий внутренний источник всего странного и нового, сейчас находится в центре исключительно целенаправленной и хорошо финансируемой академической работы.

Так что же такое «воображение»?

«На самом базовом уровне воображение — это мысленное представление вещей, которые не присутствуют непосредственно в ваших чувствах», — говорит Скотт Барри Кауфман, психолог из Пенсильванского университета.

То есть воображение — это то, о чем вы думаете, когда того, о чем вы думаете, на самом деле нет перед вами.

И у некоторых это получается намного лучше, чем у других.

В качестве научного директора Института воображения, нового некоммерческого отделения Центра позитивной психологии Пенна, Кауфман помогает координировать многомиллионные усилия по количественной оценке того, что происходит, когда вы позволяете своим мыслям блуждать.

Понимание того, как работает воображение, важно, потому что оно отвечает за гораздо большее, чем просто помощь в визуализации вращающихся ориентиров. Планировать свое будущее, сопереживать незнакомцу, знать свою аудиторию, перехитрить оппонента, создать что-то красивое, спроектировать что-то полезное — все это требует, как минимум, умения формировать «мысленные представления» без всякой подпорки.

Пытаясь количественно оценить воображение человека, Кауфман и Институт воображения надеются предложить альтернативу традиционным стандартизированным тестам, ориентированным на IQ.

Пытаясь количественно оценить воображение человека, Кауфман и Институт воображения надеются предложить альтернативу традиционным стандартизированным тестам, ориентированным на IQ.

Они называют это «коэффициентом воображения».

Но разве это не невозможно? Разве воображение не принадлежит к категории с такими идеями, как любовь, красота или Бог — понятиям, которые обычно неподвластны строгому научному исследованию и находятся за его пределами? Кауфман так не думает, и он цитирует расширяющийся массив исследований, чтобы доказать научную обоснованность изучения воображения.

Кауфман говорит, что появляется все больше свидетельств того, что способность к воображению связана с чем-то, называемым «сетью режима по умолчанию», набором функций мозга, которые нейробиологи только начинают понимать. Что они действительно знают о сети режима по умолчанию, так это то, что она возникает как анатомически отличная система, когда кажется, что больше ничего не происходит — когда вы не думаете ни о чем конкретном.

В статье 2008 года о сети с режимом по умолчанию гарвардские исследователи Рэнди Бакнер, Джессика Эндрю-Ханна и Дэниел Шактер пишут, что наши кажущиеся бессмысленными моменты на самом деле наполнены когнитивной активностью. Они говорят, что вместо того, чтобы упускать моменты свободного времени, наш мозг «использует их, чтобы консолидировать прошлый опыт способами, которые адаптируются к нашим будущим потребностям».

Другими словами, ваш мозг всегда думает наперед, даже если это не так. То, что он выдает, может мало помочь в решении задач на тесте на IQ, но он также может быть ответственным за некоторые из ваших лучших мыслей, моменты вашего творческого блеска.

Чтобы понять почему, вы должны думать об интеллекте — когда он определяется как способность решать проблемы — не как об отдельном качестве, а как о спектре. С одной стороны, это дедуктивное рассуждение, основанное на правилах, а с другой — творческая импровизация, основанная на возможностях.

Рекс Юнг, нейропсихолог из Университета Нью-Мексико, изучает этот второй тип интеллекта и указывает на значительное совпадение между активностью в сети режима по умолчанию и творческим решением проблем.

Юнг говорит, что мы используем первый тип интеллекта, который находится в «структуре исполнительного внимания», чтобы вывести решения проблем, когда нам известны правила, управляющие ими. Вспомните те тестовые вопросы, которые заставят вас выяснить, где на карте пройдут поезд А и поезд Б, движущиеся навстречу друг другу с разной скоростью.

С другой стороны, говорит он, мы используем творчество, чтобы импровизировать решения проблем, с которыми мы никогда не сталкивались раньше, — тех, правила которых нам неизвестны. Например: что вы делаете, когда на самом деле едете в поезде B и запираетесь в туалете пустого вагона?

Некоторые люди, вероятно, обладают даром решать задачи последнего типа (Джейсон Борн? МакГайвер?), и это могло бы сделать единую меру воображения — «коэффициент воображения» — очень ценным инструментом.

«На организационном уровне, — говорит Кауфман, — компании хотят иметь в своей команде мыслителей возможностей. Вместо этого они получают людей, которые действительно хорошо учатся».

«На организационном уровне, — говорит Кауфман, — компании хотят иметь в своей команде мыслителей возможностей. Вместо этого они получают людей, которые действительно хорошо учатся».

Университеты, предприятия и правительственные учреждения соревнуются за когнитивный «талант», и они часто полагаются на тестирование интеллекта, чтобы найти его. Тем временем растет количество свидетельств того, что тестирование интеллекта может работать не так, как рекламируется.

Исследование, опубликованное в феврале бывшим деканом приемной комиссии колледжа Бейтс Уильямом Хиссом, показало, что сила стандартизированных результатов тестов для прогнозирования успехов в колледже практически отсутствует. В прошлом году руководитель отдела кадров Google Ласло Бок заявил, что компания отказалась от сложных головоломок во время интервью, заявив, что они «ничего не предсказывают», и назвав их «пустой тратой времени». Еще одно исследование, опубликованное в 2011 году психологом Пенсильванского университета Анжелой Ли Дакворт, показало, что испытуемые IQ добиваются большего успеха, когда им платят за высокие баллы.

«Эти тесты измеряют навыки, возникающие в мозговой сети управляющих намерений. Они игнорируют весь набор навыков, которые приходят из сети режима по умолчанию», — говорит Кауфман. «Они не измеряют людей, которые хорошо представляют себе новые реальности, и это большое отличие».

Это также большая возможность для Imagination Institute, основанного психологом Мартином Селигманом (посмотрите его выступление на TED Talk: «Новая эра позитивной психологии»). Селигман, создавший область позитивной психологии своей теорией «выученного оптимизма», уже давно видел, как его работа пользуется теплым приемом среди менеджеров. Теперь, благодаря гранту в размере 5,6 млн долларов от Фонда Джона Темплтона, где он входит в совет консультантов, попытка Селигмана развить измеримый коэффициент воображения дала хороший старт.

Институт воображения направит деньги в основном на финансирование конкурса грантов под названием «Развитие науки о воображении». До 15 наград в размере от 150 000 до 200 000 долларов США каждая будет присуждено проектам, основанным на факторе воображения, «для тестирования, проверки и разработки инструментов измерения и вмешательств для воображения и перспективы». Победители конкурса на получение гранта будут объявлены 15 мая 2015 года.

Как и любой показатель человеческой деятельности — IQ, результаты LSAT, средние показатели — коэффициент воображения предназначен для прогнозирования конкурентного преимущества. Разница, по словам Кауфмана, заключается в том, что то, что предсказывает частное воображения, может быть очень широким или «общим для предметной области» на жаргоне его области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *