Что такое восприятие в психологии: Восприятие. Что такое «Восприятие»? Понятие и определение термина «Восприятие» – Глоссарий

Что такое восприятие – основные виды, уровни, ошибки, иллюзии, теории

Все мысли, планы и поступки человека так или иначе обусловлены его картиной мира. Каждый из нас воспринимает происходящее вокруг по-своему, исходя из собственного опыта и особенностей мышления. Оттого мнения двух разных людей об одном и том же событии могут быть диаметральными. Стоит понять, что такое восприятие и почему от него зависит так много.

Восприятие – что это?

Определение этому термину дает психология, поскольку результаты психической деятельности находятся в ее сфере изучения. Восприятие, или перцепция, – понятие, обозначающее процесс формирования человеком целостного образа определенного предмета или явления, в результате его непосредственного влияния на органы чувств с последующим анализом полученных данных. Оно является важнейшим инструментом познания окружающей действительности и адаптации к ней.

Например, впервые встретившись с абрикосом, человек, завершив его визуальное восприятие, попробует, каков он на ощупь, оценит вес, форму, вкусовые качества, и получит полную картину о нем. Имея информацию о его пользе и химическом составе, проанализировав полученный опыт знакомства с этим фруктом, становится возможным создание готового полноценного его образа. В дальнейшем это облегчает процессы узнавания, сравнения и оценки предметов с уже сформированным пониманием того, какими они должны быть.

Отличие восприятия от ощущения

Для глубокого понимания процессов психики, важно разобраться в терминах и их соотношении. Ощущение и восприятие часто путают, но сейчас станет ясно, что это совсем не одно и то же:

  1. Информация, полученная от одного органа чувств – это ощущение. Восприятие включает в себя опыт, полученный от нескольких анализаторов.
  2. Ощущение порождает какое-то чувство – тяжести, сладости, холода. Восприятие же заканчивается формированием целостного образа.
  3. Благодаря ощущениям нами усваиваются отдельные характеристики предметов и явлений. Восприятие рисует их полную картину в нашем сознании.
  4. Ощущениями, то есть способностью познавать предметы посредством рецепторов, обладают все живые организмы. Развитие восприятия доступно лишь существам со сложной нервной системой и перцептивной психикой.
  5. Как вывод, восприятие осуществляется посредством получения всех возможных ощущений от соприкосновения с предметом или явлением, но не сводится к их сумме. Чтобы считаться воспринятой, полученная информация еще должна быть проанализирована и составлена в единое представление – образ.

Свойства восприятия в психологии

Лучше разобраться в понятиях хорошо помогает изучение их признаков. В психологии принято считать, что свойствами восприятия являются:

  1. Предметность.Совокупность полученных нами ощущений не существует хаотично в пространстве, а привязывается нашим сознанием к конкретным объектам внешнего мира.
  2. Целостность и структурность. Отдельные характеристики уже воспринятого объекта структурно связаны друг с другом настолько прочно, что даже после взаимодействия с одной из них в сознании всплывает законченный образ предмета.
  3. Постоянство. Однажды воспринятый объект сохраняет свои характеристики в нашем сознании, даже если в последующем мы наблюдаем его в искаженном виде.
  4. Осмысленность. Что такое восприятие без задействованного мышления? Просто набор реакций рецепторов на внешние раздражители. Классифицировать предмет, составить базовое понимание о его свойствах можно, только применив аналитические способности и уже имеющийся опыт.
  5. Избирательность. Человеческая психика не справляется с тем, чтобы одновременно качественно воспринимать несколько объектов, поэтому, когда мы внимательно смотрим на что-то новое и интересное, весь остальной мир будто бы перестает существовать на некоторое время.

Принципы восприятия

Хоть раз увидев оптические иллюзии, перестаешь быть уверенным в том, насколько верно мозг обрабатывает информацию об окружающей действительности. Объяснить успех таких уловок легко, если знать давно изученные принципы или законы восприятия:

  1. Объединение в группы.
    Разум непрерывно стремится к установлению корреляционных связей между воспринимаемыми предметами. Автоматически он относит объекты, расположенные рядом, движущиеся в одном направлении или похожие по форме или другим признакам к одной группе, связывает их в один класс.
  2. Выделение фона и фигуры. Если внимание направлено на конкретный предмет, то все, что его окружает воспринимается мозгом, как фон. Стоит перевести фокус на что-то другое, то недавний объект познания мгновенно сольется с фоновым окружением.
  3. Завершение. Этот принцип проявляется в том, что наше сознание стремится дополнить недостающие фрагменты в воспринимаемом объекте, чтобы получить целостный образ.

Каналы восприятия

Данные об окружающем мире непрерывно поступают в наше сознание. Они улавливаются и доставляются в нужные отделы головного мозга, проходя через такие каналы восприятия информации:

  1. Визуальный. Все, что мы воспринимаем органами зрения и есть визуальная информация.
  2. Аудиальный. Данные, воспринятые на слух, то есть все окружающие нас звуки.
  3. Кинестетический. Этот канал объединяет в себе такие ощущения, как вкус, запах, осязание, мета-ощущения (наши внутренние реакции и эмоции от взаимодействия с внешними объектами).

Факторы восприятия

Отчего же люди, имеющие одни и те же каналы восприятия и механизмы обработки информации, так по-разному видят одну и ту же действительность? Различия и особенности восприятия обусловлены внешними и внутренними факторами, которые воздействуют на наши возможности познания мира. К внешним можно отнести:

  1. Повторяемость: образы часто встречаемых предметов формируются в сознании более полными.
  2. Интенсивность воздействия: сильное влияние на рецепторы или провокация сильных эмоций – это то, что ускоряет восприятие.
  3. Контрастность: предметы или явления, выбивающиеся из общей массы, лучше запоминаются и охотнее анализируются нашим мозгом.
  4. Движение: предметы в статике и в динамике воспринимаются по-разному, и для составления полного представления об объекте желательно понаблюдать за ним во всех состояниях.

Что такое субъективное восприятие и какие внутренние факторы влияют на него? Выведены три принципа, объясняющие избирательность мозга во время познания действительности:

  1. Резонанса: состоит в том, что явления, находящиеся в сфере нашей заинтересованности, воспринимаются охотнее всех прочих.
  2. Настороженности: что-то, угрожающее личной безопасности, мгновенно попадает в фокус внимания, в отличие от нейтральных объектов.
  3. Защиты
    : мозг защищает свои убеждения, потому сопротивляется восприятию любой информации, которая им противоречит.

Виды восприятия

Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:

  • синтетический тип;
  • аналитический тип;
  • аналитико-синтетический тип.

Синтетический тип восприятия

Перцепция в психологии делится на типы в зависимости от специфики охвата органами чувств человека характеристик изучаемого объекта. Синтетическому восприятию присуще малое внимание к деталям, но четкое осознание общей картины, понимание основной сути событий. Людям, которые склонны к такому типу перцепции, не свойственно вникать в тонкости всего происходящего, они довольствуются обобщенным видением.

Аналитический тип восприятия

Синтетическая перцепция, как крайность, имеет и свой антипод. Аналитический тип – это как раз такое восприятие в психологии, что характеризуется противоположным обобщению чрезмерным вниманием к деталям. Имея склонность к нему, бывает сложно уловить и проанализировать общую идею происходящих событий, зато ни одна мелочь окружающей действительности не останется без внимания.

Аналитико-синтетический тип восприятия

Как не существует чистых типов темперамента, так и типы перцепции редко встречаются в таком рафинированном, однобоком виде. Классификация восприятия весьма условна, ведь в каждом из нас есть склонности к обоим вышеперечисленным видам, разве что один из них может преобладать. Стараясь проанализировать частное, мы стремимся создать общую картину, а получив общее представление – разбиваем его на фрагменты для более полного понимания.

Уровни восприятия

Процесс познания объекта проходит в несколько этапов. Структурность восприятия обусловлена несколькими уровнями обработки информации нашим мозгом. Всего их четыре:

  1. Обнаружение. На этом этапе сознанием фиксируется только факт раздражения рецепторов при взаимодействии с объектом.
  2. Различение. Сейчас мозг получает сигналы от анализаторов о том, какими качествами обладает воспринимаемый объект.
  3. Идентификация
    . Получив информацию о свойствах предмета, сознание соотносит их со свойствами других объектов, образы которых хранятся в его памяти.
  4. Опознание. Проанализировав свой прошлый опыт и новые данные, мозг относит новый предмет к имеющимся в его распоряжении группам и категориям. Узнавание и классификация объекта означает, что такое восприятие было успешным.

Ошибки восприятия

Наши когнитивные способности не идеальны и часто находятся под влиянием разных факторов. Поведенческие психологи экспериментально выявили несколько самых распространенных ошибок восприятия:

  1. Эффект ореола. Состоит в том, что наше уже сформированное отношение к какому-то качеству предмета или человека определяет отношение к нему в целом, даже если другие его характеристики вызвали бы совсем иные эмоции.
  2. Эффект предубеждения. Это нарушение восприятия проявляется в избирательной слепоте нашего сознания относительно той информации, которая может разрушить уже сложившиеся стереотипы.
  3. Эффект доступности. Если нам легко на ум приходят примеры каких-то явлений, то мы автоматически считаем их распространенными, даже если статистика говорит обратное.
  4. Эффект проекции. Свои собственные характеристики мы охотно приписываем другим людям. Такие эффекты восприятия нередко приводят к разочарованиям.

Иллюзии восприятия

Иногда при нагромождении различных ощущений, некоторые из них могут искажаться в нашем сознании под влиянием других. Такие иллюзии восприятия в психологии не считаются чем-то негативным, скорее наоборот – это объяснимые эффекты, в которых можно найти закономерности. Искажения могут возникать в любых органах чувств и бывают, например:

  1. Оптическими
    . Органы зрения легко обмануть, они поддаются иллюзиям от преломления солнечных лучей, ошибаются в восприятии размеров предметов в зависимости от их окружения, могут по-разному ощущать один и тот же цвет, но на разных фонах.
  2. Вкусовыми. Сладкая фруктоза придает нейтральной на вкус воде горечь, что объясняется неожиданным воздействием такого тандема на рецепторы.
  3. Проприоцептивными. Это иллюзии восприятия действительности мышечным аппаратом: например, при резкой остановке транспорта наше тело продолжает ощущать его движущимся.

Теории восприятия

В научной среде много десятилетий не утихают дискуссии насчет механизмов, обеспечивающих отражение объективной действительности в человеческом сознании. Есть несколько теорий, описывающих этот процесс по-своему:

  1. Структурализм. Изначальная теория, сводящая восприятие к сумме полученных от объекта ощущений и сравнению с ранее полученным опытом.
  2. Гештальт-теория. Критикует структурализм, утверждая, что восприятие – процесс более сложный, поскольку не только частные ощущения формируют образ, но и сформированный образ влияет на полученные ощущения.

Восприятие человека человеком

Кроме познания окружающих предметов и явлений, людям, как социальным существам, важно уметь составлять впечатление и об окружающих. Межличностное восприятие намного более сложное и комплексное, нежели восприятие неодушевленных объектов. Изначально представление формируется исходя из визуальных данных, путем анализа деталей внешности: опрятности, стиля, характерных черт лица и телосложения, которые сопоставляются с имеющимися стереотипами.

Позже, в процессе общения, становится очевидным, что такое поверхностное восприятие не достоверно. Оно дополняется информацией о принадлежности к социальной группе (с переносом всех стереотипных качеств представителей этой группы на нового знакомого), интересах, способностях и характере. Чувствительность к эмоциональным состояниям собеседника тоже поможет сделать его образ более полным и взаимодействовать с ним эффективнее.

 

Статьи по тегу Восприятие | Журнал по психологии «ПсихоПоиск»

Многие научные открытия дали толчок к дальнейшему всестороннему развитию. Так, психология перестала относиться к философии и стала научной дисциплиной после того, как на смену интроспекции пришли объективные экспериментальные методы. Как сказал Роберт Хок: «Фундаментом психологической науки являются прежде всего исследования, и прежде всего благодаря оригинальным и изящным исследованиям наши знания и наше понимание человеческого поведения прошли нелёгкий путь накопления и уточнения, что позволил.

..

Раздел: Социальная психология

подробнее

Пациенты в вегетативном состоянии (ВС) биологически живы – однако люди считают их «более мертвыми» по сравнению с умершими людьми. Такие пациенты не реагируют на визуальные, аудиальные или тактильные стимулы, у них не отмечается каких-либо проявлений свободы воли, целенаправленности. В то же время умершие люди продолжают жить в воспоминаниях близких или даже, по некоторым представлениям, обретают жизнь после смерти. Исследования показывают – люди расценивают вегетативное состояние как менее акти…

Раздел: Психофизиология

подробнее

Психологические эффекты – это сложные явления, которые возникают в жизни человека, в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Как правило, в них прослеживаются стабильные закономерности, а также подобные эффекты довольно легко обнаружить, поскольку они повторяются с определенной периодичностью. Название психологического эффекта Описание Пример   Апофения   Эффект состоит в том, что люди часто видят особые взаимосвязи и закономерности между случайными событиями или распознают нес. ..

Раздел: Психофизиология

подробнее

Современная жизнь характеризуется неограниченными возможностями выбора только лишь на основе собственных предпочтений и вкусов. Однако, принимая решение, вы уверены, что сделали выбор сами?.. Известно, что открытия в области психологии сегодня выходят далеко за пределы терапии и широко используются для массового привлечения внимания и формирования желаемого впечатления в самых разных областях. В данной статье описан яркий пример подобного использования – закон Хика, также известный как закон Хик…

Раздел: Когнитивная психология

подробнее

Всем известно, что наша психика и мозг неразрывно связаны, но как именно? И где же находится наше осознание? Генерируется ли оно мозгом, или нет? Над этой загадкой долгое время бились лучшие умы человечества. Ученые выяснили, что наше сознание находится в стволе мозга. Известно, что если повредить мозг, человек с большой вероятностью умрет или сойдет с ума, либо утратит часть своих функций — какую именно, зависит от того, какой отдел мозга будет поврежден. Некоторые пациенты с повреждениями мозг…

Раздел: Сознание

подробнее

Каждый человек в своей жизни бывал в ситуации, когда, увлекшись чем-то, не замечал ничего вокруг. Казалось бы, и что тут такого? Оказывается, мы не замечаем гораздо больше, чем можно было бы подумать! Вовлеченный в мыслительный процесс, человек может не заметить очень многое, что на самом деле находится рядом. Ученые провели несколько опытов, подтверждающих избирательность нашего внимания. «Гориллу-то я и не заметил»: эксперимент с вниманием Если вы тоже хотите поучаствовать в эксперименте, то п…

Раздел: Социальная психология

подробнее

Желтый фрукт. Белое дерево. Черный прямоугольник. С первого взгляда этот набор слов кажется несуразным и не имеющим никакого смыслового значения. Однако прочитав их, вы машинально представили себе какой-то объект. Лимон или айву? Березу или дерево в снегу? Квадрат Малевича или телефон? Для вашего рационального познания эти словосочетания бессмысленны, но в тоже время в работу включилось ассоциативное мышление. Каковы его принципы? Что входит в его структуру? Какое место оно занимает в жизни кажд…

Раздел: Когнитивная психология

подробнее

Вся наша жизнь — это постоянный выбор. Выбрать легкий путь, чтобы было хорошо прямо сейчас, или подумать о будущем? Одни люди выбирают путь ограничений, дисциплины, стремясь к достижению своей цели, а другие предпочитают жить сегодняшним днем. Стэнфордский зефирный эксперимент, известный также как «тест маршмеллоу», был направлен на исследование механизма отсроченного удовольствия. Он проводился в 1960-70-е годы XX века под руководством психолога Уолтера Мишела. Ход эксперимента и выводы Изначал…

Раздел: Социальная психология

подробнее

Всегда ли наши субъективные ощущения точны? Можем ли мы полагаться на свое внутреннее чувство? Принято считать, что да, но исследования ученых доказывают обратное. Мы склонны не только субъективно оценивать свое самочувствие выше или ниже реального, но и строить неверные причинно-следственные связи. И наиболее ярко это проявляется у больных в виде реакции на прием лекарства. Исследование на больных бронхиальной астмой В 2011 году ученые Гарвардского университета провели исследование влияния плац…

Раздел: Социальная психология

подробнее

Гештальтпсихология основана на процессах восприятия, однако это направление имеет свою значимость и в других сферах нашей психической жизни, а в частности в мышлении. При этом гештальтпсихология встает в оппозицию как к ассоцианистской, так и к вюрцбургской школе. Что такое гештальт? Гештальтпсихология в качестве объяснительного принципа вводит понятие «гештальта» — целостности. Таким образом, если остальные направления пытаются расчленить психическую жизнь человека и поделить ее на элементы, то…

Раздел: Гештальтпсихология

подробнее

Можно ли жить настоящим и не тащить за собой проблемы из прошлого? Одно из психологических направлений – гештальтпсихология, считает все проблемы, которые тянет человек за собой, незакрытыми гештальтами. Постоянно вспоминая свои неудачи и поражения, человек страдает. Это отражается на здоровье и на эффективности его жизни. Не страдать, а удачно жить – возможно? Работа с гештальтами дает свои положительные результаты. «К счастью, Гештальт нет необходимости представлять,так сказать, последовательн…

Раздел: Гештальтпсихология

подробнее

 Часто людям кажется забавным и даже увлекательным распознавать знакомые очертания на луне, в облаках, в лужах или даже в пятнах грязи. Нам нравится искать привычные образы и уверять себя в том, что случайности неслучайны. Что из себя представляет апофения? Почему мозг функционирует таким образом? Какие существуют виды данного явления? Как апофения проявляется в жизни? И насколько она опасна для человека? Ниже будут рассмотрены эти вопросы и приведены наглядные примеры. На самом деле распоз…

Раздел: Детерминированность

подробнее

В статье систематизирован огромный пласт материалов, собранных И. Л. Викентьевым. Все они посвящены формированию, развитию и осмыслению бессознательных и сознательных психологических защит, которые сохраняют психику человека от стрессогенных и разрушительных воздействий. Психологические защиты – феномен, который продолжает изучаться. Впервые о них заговорили З. и А. Фрейд, впоследствии характер и специфика защитных механизмов постоянно пополнялись и уточнялись. Сегодня можно говорить о большом р…

Раздел: Практическая психология

подробнее

Тульпа. Что это такое? Многие люди ни разу не слышали о тульпах, но те, кто сталкивались с этим явлением, не остаются к нему равнодушными. Одни люди весьма вдохновлены идеей тульпы, других она пугает. Ее можно создать и ею можно управлять. Вот и все, что известно рядовому обывателю. — Нельзя поверить в невозможное! — Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака! Льюис Кэр. ..

Раздел: Практическая психология

подробнее

В 1885 году во время эпидемии холеры многие жители деревни неподалеку от Неаполя видели Мадонну в черном одеянии, которая молилась за людей у часовни на холме. Видение было настолько явным, что слухи об этом начали распространяться по всей округе. Правительство приняло решение переместить часовню; на холме же расположились итальянские карабинеры – лишь это помогло избавить людей от видения. Деревенские жители, как мы понимаем сейчас, вовсе не были свидетелями чуда и не сошли с ума в один и тот ж…

Раздел: Сознание

подробнее

Начнем с понятия «гештальт» Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма», но вывести это понятие на язык научной терминологии и объяснить, в чем же заключается направление психологи…

Раздел: Гештальтпсихология

подробнее

Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье. Классический эксперимент Б. В. Зейгарник Кур…

Раздел: Гештальтпсихология

подробнее

О пользе диет, содержащих различные фрукты и овощи, знают все. Многие научные центры постоянно занимаются разработкой различных схем здорового питания и определением тех положительных эффектов для здоровья человека, которых они позволяют достичь. В последнем номере известного научно-популярного журнала «PLoS ONE» появилось сообщение об интересном исследовании специалистов из Университета Отаго. Ученые разделили около двухсот добровольцев возрастом от 18 до 25 лет на три равные группы. Все участн…

Раздел: Вещества

подробнее

Считаете ли вы себя оптимистом? Что для вас означает быть оптимистом: надеяться на благоприятный исход решения проблемы или самому искать в любых обстоятельствах что-нибудь положительное? Почему некоторые люди сохраняют положительный настрой практически в любой ситуации, а другие – всегда пророчат наихудший вариант событий, можно узнать в этой статье. «Нет такой беды, которая хуже всех. Всегда можно найти что-нибудь посквернее». Э. Портер, «Поллианна» Общее значение принципа «Поллианна» – популя…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Порой человек строит свое отношение к событиям и коммуникации с другими людьми через призму Эго. Присутствие данного аспекта в оптимальной концентрации помогает добиваться успехов в любой деятельности, но когда данная особенность характера заполняет всё вокруг, то человек перестает видеть окружающий его мир, и, как следствие, возникают проблемы с построением отношений с членами семьи и друзьями. Эго: что это значит? Даже для философов данная тема стала достаточно непростой. Часто встречается мне…

Раздел: Проблемы

подробнее

Гештальт-принципы восприятия – психология

Ощущение и восприятие

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять взаимосвязь фигуры и фона
  • Определить гештальт-принципы группировки
  • Опишите, как на установку восприятия влияют индивидуальные характеристики и психическое состояние

В начале 20-го века Макс Вертхаймер опубликовал статью, демонстрирующую, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях — понимание, которое пришло к нему, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп. Вертхаймер и его помощники Вольфганг Келер и Курт Коффка, которые впоследствии стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как гештальт-психология. Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).

Одним из принципов Гештальта является отношение фигуры к фону. В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показывает [ссылка], наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура и что воспринимается как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19).94; Весера и О’Рейли, 1998).

Концепция соотношения фигуры и фона объясняет, почему это изображение может восприниматься либо как ваза, либо как пара лиц.


Еще один гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — это близость. Этот принцип утверждает, что вещи, которые находятся близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе, как показывает [ссылка].

Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.


То, как мы что-то читаем, дает еще одну иллюстрацию концепции близости. Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?

Мы также можем использовать принцип сходства для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом похожие вещи обычно группируются ([ссылка]). Например, когда мы смотрим футбольный матч, мы склонны группировать людей по цветам их униформы. Наблюдая за наступлением, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.

Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.


Два дополнительных принципа гештальта — это закон непрерывности (или хорошего продолжения) и замыкания. Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии ([ссылка]). Принцип замыкания гласит, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в серию частей ([ссылка]).

Хорошее продолжение предполагает, что мы, скорее всего, воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.


Закрытие предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.


По мнению гештальт-теоретиков, восприятие паттернов, или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на перцептивных гипотезах: обоснованных догадках, которые мы делаем, интерпретируя сенсорную информацию. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).

Глубина восприятия: предвзятость, предрассудки и культурные факторы

Из этой главы вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Построенное на ощущениях, но находящееся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей выстрелить в вооруженную цель в видеоигре принимаются быстрее, если целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006). Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, в которых молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят, что невооруженные люди были вооружены и/или представляли некоторую угрозу их личной безопасности.

Гештальт-теоретики

оказали невероятное влияние на области ощущений и восприятия. Принципы гештальта, такие как отношение фигуры к фону, группировка по близости или сходству, закон хорошего продолжения и замыкания, используются для объяснения того, как мы организуем сенсорную информацию. Наши представления не безошибочны, и на них могут влиять предубеждения, предубеждения и другие факторы.

В соответствии с принципом ________ объекты, расположенные близко друг к другу, обычно группируются вместе.

  1. сходство
  2. хорошее продолжение
  3. близость
  4. крышка

C

Наша склонность воспринимать вещи как целостные объекты, а не как ряд частей, известна как принцип ________.

  1. крышка
  2. хорошее продолжение
  3. близость
  4. сходство

A

Согласно закону ________, мы скорее воспринимаем плавные линии, чем прерывистые или неровные.

  1. крышка
  2. хорошее продолжение
  3. близость
  4. сходство

B

Основная точка фокусировки на визуальном дисплее известна как ________.

  1. крышка
  2. набор восприятия
  3. земля
  4. фигура

Д

Центральный принцип гештальт-психологии состоит в том, что целое отличается от суммы своих частей. Что это означает в контексте восприятия?

Это означает, что восприятие нельзя полностью понять, просто объединив части. Скорее, отношения, существующие между этими частями (которые должны быть установлены в соответствии с принципами, описанными в этой главе), важны для организации и интерпретации сенсорной информации в перцептивный набор.

Взгляните на следующий рисунок. Как вы можете повлиять на то, увидят ли люди утку или кролика?


Играя на их ожиданиях, можно повлиять на то, что они, скорее всего, увидят. Например, если рассказать историю о кролике Питере, а затем представить этот образ, восприятие будет искажаться в сторону кролика.

Случалось ли вам когда-нибудь слушать песню по радио и подпевать, а потом выяснять, что вы пели не те слова? Как только вы нашли правильный текст, изменилось ли ваше восприятие песни?

крышка
организация нашего восприятия в законченные объекты, а не в ряд частей
отношение фигуры к фону
разделение нашего визуального мира на фигуру и фон
Гештальт-психология
область психологии, основанная на идее, что целое отличается от суммы своих частей
хорошее продолжение
(также непрерывность) мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии
восприятие образов
умение различать разные фигуры и формы
гипотеза восприятия
обоснованная догадка, используемая для интерпретации сенсорной информации
принцип закрытия
организовывать восприятие в законченные объекты, а не в ряд частей
близость
90 139 вещей, близких друг к другу, обычно группируются вместе 90 140
подобие
90 139 вещей, похожих друг на друга, обычно группируются вместе 90 140

3.

1: Процесс восприятия — Социальные науки LibreTexts
  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    114746
    • Памела Дж. Гербер и Хайди Мерфи
    • Центральный общественный колледж Нью-Мексико через https://www.c nm.edu/
    (Изображение: CC0 1.0 )

    Когда вы смотрите на это изображение, вы видите кролика или утку? То, как мы воспринимаем нашу среду и мир вокруг нас, варьируется от человека к человеку; иногда довольно значительно. Однако даже если кто-то видит что-то иначе, чем вы, это не значит, что его восприятие неверно или не так достоверно, как ваше.

      (Изображение: N.A. Naseer , CC BY-SA 2.5 IN ) Когда мы воспринимаем информацию через наши органы чувств, визуальные и слуховые привлекательные стимулы, как правило, привлекают наше внимание и становятся более заметными в поле нашего восприятия.
        (Изображение: CC0 1.0 )

        Один из способов организации информации — это различие, а это означает, что когда что-то выглядит иначе, чем то, что вокруг него, мы предполагаем, что это не сочетается друг с другом

        Какие два предмета подходят друг другу? Большинство американцев склонны выбирать курицу и корову, потому что они оба животные. Однако китайцы могут сказать «корова и трава», поскольку коровы едят траву. Наша культура может влиять на то, как мы классифицируем информацию. Ваша схема того, что связано со школой, может включать автобус, тетрадь, калькулятор, книги и т. д. Схема множественного числа для схем


        Эта страница под названием 3.1: Процесс восприятия распространяется под лицензией CC BY-SA 3.0, автором, ремиксом и/или куратором являются Памела Дж. Гербер и Хайди Мерфи (https://www.cnm.edu/) через исходный контент, отредактированный в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

        1. Наверх
          • Была ли эта статья полезной?
          1. Тип изделия
            Раздел или страница
            Автор
            Памела Дж.

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *