Читать онлайн «Психология личности», Артур Реан – Литрес
© ООО Издательство «Питер», 2016
* * *
1.1. Понятие «личность»
Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только психология, но и многие другие науки, такие, например, как философия, педагогика, социология, криминология и др. В самой же психологии практически нет области, где бы не присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему. Понятно, что процессы восприятия, памяти, мышления, речи и т. д. существуют не сами по себе. И воспринимает, и запоминает, и мыслит – личность. Все эти и другие психические процессы включены в личностный контекст. Не случайно поэтому выдающийся отечественный психолог В. Н. Мясищев[1] говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельной личности. Только условно можно рассматривать эти процессы в отрыве от их носителя – личности. Мы знаем, что в зависимости от установок личности, которые различны у разных людей, человек по-разному воспринимает окружающую действительность, в том числе и окружающих его людей. Личностное отношение к той или иной информации влияет на процесс ее запоминания (и забывания тоже). Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо влияют на поведение человека, его взаимодействие и общение с другими и т. д.
Что же такое личность в психологии? Существуют различные определения этого понятия, которые, несмотря на все отличия между собой, все-таки в главном не противоречат друг другу. Итак, в дальнейшем, говоря «личность», мы будем иметь в виду, что личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» – его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существование этих двух ипостасей человека в разрозненно-независимом виде.
Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность и проявляется в личностном, но проявляется уже будучи «переработанным», ассимилированным в личность, то есть на более высоком личностном уровне. В этой связи очень метким представляется замечание (Климов Е. А., 1996) о том, что споры о доминировании «социального» или «биологического» в человеке столь же «уместны» и «логичны», как и споры о доминировании машинного и металлического в пишущей машинке или книжного и бумажного в книге.
Представление о системном единстве биологического и социального в личности характеризует и понимание личности Э. Фроммом – выдающимся психологом и философом XX в., – который считал, что личность есть целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Личность включает в себя и темперамент, и способности, и особенности эмоционально-волевой сферы, и характер. Но все-таки сущность личности – это ее ценностные ориентации, ее мотивационная сфера, ее система социальных отношений и установок, в том числе обязательно и самоотношение.
Классический механицизм пытается непосредственно вывести психические явления из внешних воздействий. Отражением этого подхода на уровне личностной феноменологии является механистическая концепция социализации личности, предполагающая, что личность есть зеркальное отражение, «слепок» социальных воздействий, оказанных на нее в разное время в процессе онтогенеза. Мы специально выделили термин «механистическая», желая подчеркнуть, что феномен социализации личности вовсе не обязательно может пониматься так упрощенно. По большому счету, указанная механистическая концепция социализации личности, в сущности, вообще не является психологичной.
В противоположность сказанному для многих теорий в широком поле персоналистической психологии характерным является радикально оппозиционный подход, объясняющий психические явления исходя лишь из внутриличностных образований (мотивация, аттитюды, потребности, влечения, личностные свойства и т. д.). По мнению С. Л. Рубинштейна, нельзя искать решения вопроса и преодоления этой антитезы в том, чтобы их соединить, утверждая, что надо учитывать и внешние воздействия, и внутреннюю обусловленность психических явлений личностью, приняв, таким образом, теорию двух факторов.
Пытаясь преодолеть отмеченное противоречие между этими двумя концепциями, С. Л. Рубинштейн предлагает свою знаменитую формулу: внешние причины всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние условия. Подчеркивается, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Сами эти внутренние условия включают в себя психические явления – психические свойства и состояния личности (Рубинштейн С. Л., 1976). Такой подход преодолевает механистическое социологизаторство и является, конечно, психологичным. Психологичным, но отнюдь не панпсихологичным – рассматривающим личность как «вещь в себе», самодостаточную и изолированную от социума.
1.2. Некоторые модели личности
На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности. Однако существует ряд теорий, которые имеют значительное влияние и большое количество сторонников. Подобных теорий, концепций и моделей личности существует великое множество. Остановимся кратко лишь на некоторых известных моделях личности.
Существуют теории личности, которые известны не только психологам, но и широким слоям населения. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности З. Фрейда. По Фрейду, личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (Я) и супер-эго (сверх-Я). Сфера ид – это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удовольствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта – сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос). Такая форма поведения человека, как агрессия, рассматривается в данной концепции в качестве инстинктивной формы поведения, как проявление деструктивного инстинкта личности.
Сфера эго – это рациональная часть личности, то есть сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго должна разрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой – учитывали бы требования и ограничения социального мира и собственного сознания человека. Функционирование сферы эго определяется принципом реальности.
Сфера супер-эго – это сфера морального Я личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формируется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личности. Сфера супер-эго, хотя и не является инстинктивной, так же как и ид, находится в противоречии с рациональным эго. Можно сказать, что супер-эго пытается убедить эго в приоритете идеалистических целей над реалистическими.
Психодинамическая концепция З. Фрейда имеет множество противников и не меньше сторонников. Пожалуй, это та теория, относительно которой высказывается самое большое количество крайних, радикальных оценочных суждений – от восторженного принятия до безусловного отвержения. В наиболее крайней форме неприятие психоанализа научной психологией было сформулировано всемирно известным психологом П. Фрессом, который как-то заявил, что психоанализ – это вера, а для того, чтобы верить, надо сначала «встать на колени».
Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности, или индивидуальная психология. Эта теория также традиционно относится к психоаналитическому направлению (Адлер – один из первых и любимых учеников Фрейда), хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Теория А. Адлера, как это ни парадоксально, по своему духу и основным концептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник и предтеча современной гуманистической психологии.
Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсация, 4) социальный интерес, 5) стиль жизни, 6) креативное Я.
Фиктивный финализм. По Адлеру, основные цели человека, то есть те цели, которые определяют направление жизни личности, представляют собой фиктивные цели – их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но, несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является реальным стимулом активности человека и объясняет его поведение. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь исходя из представления о том, что напряженная работа и только немного удачи позволяют достичь почти всего. Это утверждение (по Адлеру) – лишь фикция, так как многие из тех, кто напряженно работают, не получают того, что они заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, которые способны оказывать влияние на ход жизни человека, являются следующие: «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными». Вера в то, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад, несомненно, также оказывает влияние на поведение человека. Подобная вера тоже является примером фиктивного финализма. Финальная цель, являясь фикцией, неким идеальным представлением, несмотря на это, играет роль реального стимула, мотива вполне конкретного, устойчивого поведения человека.
«Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальные цели способны объяснить человеческое поведение» (Adler A., 1930).
Стремление к превосходству. Первоначально конечной целью, к которой стремятся все люди, Адлер считал стремление к власти. Однако позднее он отказался от термина «воля к власти» в пользу термина «стремление к превосходству». Стремление к превосходству при этом не сводится лишь к достижению высокого социального статуса или лидерства. Стремление к превосходству – это общее стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх». Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек по-своему реализует это стремление.
Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности – чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Это чувство возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности присуще практически всем людям. По существу, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и упрочение чувства превосходства. Следовательно, чувство неполноценности не является признаком патологии. Напротив, оно является причиной совершенствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием) может усиливаться и достигать аномального уровня. В этом случае говорят о формировании комплекса неполноценности. Адлер выделял три вида страданий, испытываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к развитию – либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой. Классическим примером компенсации неполноценности органа является Демосфен, который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов. Однако в определенных случаях компенсация способна уступить место гиперкомпенсации, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного комплекса превосходства.
Социальный интерес. Социальный интерес (или чувство общности), по Адлеру, включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т. п. Концепция социального интереса в сущностном плане состоит в том, что у людей выражена тенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальной пользы, общей пользы. В своей основе социальный интерес является врожденным, так как люди – по своей природе социальные существа. Однако для того, чтобы эта природная предрасположенность проявилась в должной мере, необходимы определенные усилия. Спонтанно, автоматически она вряд будет реализована. В развитии социального интереса большое значение, таким образом, принадлежит социальному окружению и воспитанию, причем уже на самых ранних этапах развития ребенка.
Жизненный стиль. Точно определить, что такое жизненный стиль, достаточно трудно, так как сам Адлер по-разному представлял это понятие в своих работах. Вместе с тем именно понятие жизненного стиля считается наиболее характерной особенностью теории личности Адлера. Да, все люди имеют общую базовую цель – достижение превосходства, но пути ее достижения различны и уникальны. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, будучи взятыми в совокупности, составляют неповторимую картину существования индивида. Все поведение человека определяется его жизненным стилем. Один человек старается обрести превосходство, развивая свой интеллект, другой видит этот путь в физическом совершенствовании. Жизненный стиль, по Адлеру, формируется в детстве, приблизительно к пятилетнему возрасту, и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений. Предполагается, что жизненный стиль определяется специфической неполноценностью ребенка, воображаемой или реальной. То есть жизненный стиль есть компенсация конкретной неполноценности. В его основе лежат наши усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности и за счет этого упрочивающие чувство превосходства.
Креативное Я. Концепция креативного Я является самым главным и самым последним (в том числе и в хронологическом плане) элементом теории личности Адлера. Согласно идее креативного Я, человек сам творит свою личность. Наследственность и даже субъективный жизненный опыт являются лишь материалом для творчества. И даже такое основополагающее для Адлера понятие, как стиль жизни, оказывается подчиненным креативному Я: стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. То есть каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни. Таким образом, именно креативное Я является в теории Адлера первопричиной личности – той первопричиной, которая определяет и жизненный стиль, и развитие социального интереса, и сами цели жизни, а также способы их достижения.
Широкое распространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка. В этой теории выделяются (Eysenk, 1947) два измерения личности: интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) – это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».
Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросить начатое, берясь за новое дело.
Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерны низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.
В зависимости от сочетания параметров «интроверсия – экстраверсия» и «нейротизм – стабильность» всех людей можно разделить на четыре группы (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Категории людей, выделяющиеся на основе комбинации суперчерт (Eysenk, 1975)
Важно отметить, что представленные в табл. 1.1 черты, описывающие тот или иной тип личности, относятся к крайним вариантам типа. Понятно, что при менее выраженных особенностях (экстраверсии, интроверсии или нейротизма) и описания будут более «мягкими», не столь категоричными.
За годы существования данной концепции по всему миру проведено огромное количество исследований, целью которых было выявление различий между типами. В качестве небольшой выдержки из них представим следующие факты (Wilson, 1978; Хьел Л., Зиглер Д., 1997). Эмпирически установлено, что:
• экстраверты значительно более терпимо относятся к боли, чем интроверты;
• экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты;
• интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми;
• интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты – по вечерам. Соответственно интроверты лучше работают утром, а экстраверты – во второй половине дня;
• интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты. Но при этом экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем экстраверты.
Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию и интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение – психотизм. Таким образом, в настоящее время в теории Айзенка выделяются не два, а три ортогональных (независимых) измерения личности. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм, являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушны к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватностью эмоциональных реакций.
В модели личности К. К. Платонова, которая известна под названием динамическая функциональная структура личности, выделяются четыре процессуально-иерархические подструктуры личности. При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются: 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь, каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, которые Платонов называет «подструктуры подструктур». Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения, навыки и знания. Подструктура «особенности психических процессов» – это ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особенности.
На подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер. Все подструктуры отличаются друг от друга степенью представленности в них социального и биологического, спецификой их развития и формирования в процессе жизнедеятельности, а также соотнесением их с конкретным уровнем психологического анализа. Иерархия основных подструктур личности, а также их содержание представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Основные подструктуры личности и их иерархия (по Платонову К. К., 1984)
Приложение «Знаменитые психологи» см. по адресу http://www.piter.com/download/978549600226.
Личность — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat
Индивид и личность
Любой человеческий индивид рождается с особым потенциалом. И задача состоит в том, чтобы реализовать этот потенциал. Этап индивида в развитии человека является самым продолжительным. На этом этапе постепенно происходит процесс превращения индивида в личность. Соответственно формируются в виде строгой системы общественно значимые признаки, расширяются возможности члена общины, т. е. формируется поведение.
Формирование личности
см. Самосознание
Ценность личности как человека не существует вне его физического существования. Можно сказать, что любой человек может не являться личностью, однако любая личность — это человек. Личность не может формироваться только приспосабливаясь к внешней природной среде, а становится ею, проходя различные уровни социально организованной реальности, и в известной мере зависима от неё.
Факторы формирования личности
На вопрос, какие факторы оказывают воздействие на становление личности и чем конкретная личность отличается от рядового человека, ответить трудно, ибо на её формирование оказывают влияние очень многие факторы. Почти все эти факторы — результат взаимодействия и влияния общества на личность.
Влияние физической культуры на формирование личности
см. Личность и физическая культура
Роль искусства в формировании личности
см. Искусство в развитии личности
Культура и личность
см. Культура и личность
Личность и социум (общество)
Связи личности и социума в конечном счёте — это то, что составляет совокупность отношений, существующих между людьми. Вследствие упадка первобытной общинности, люди в своих различных общениях, исходя из своих «внутренних миров» и объективных интересов, поднимаются на ступень личности.
Самостоятельность личности
Поскольку в личности воплощаются существующие между людьми социальные отношения, возникает вопрос о степени её самостоятельности. Самостоятельность личности — это, прежде всего, степень её свободы. В зависимости от степени своей свободы личность участвует во всех сферах общественной жизни. Конечно, здесь речь идёт о зрелой личности. А возможность стать личностью для только что родившегося ребёнка появляется при наличии в обществе условий для этого.
Социальная среда
Среди факторов формирования личности важнейшее значение имеет социальная среда, которую можно классифицировать следующим образом:
- глобальное воздействие на человека через радио, телевидение, печать, кино и другие средства массовой информации;
- то социальное влияние, которое в пределах страны и региона держит человека в орбите существующих условий от его рождения до кончины;
- окружающая личность микросреда — семья, школа, улица и другие структуры — берет её под свою опеку.
Семья
Семья — это институт, представляющий собой совместную жизнь мужа и жены, родителей и детей, предполагающий моральную ответственность каждого из них, их взаимное сотрудничество и т.п.
Семья, как структура, обладающая биосоциальным качеством, является первичным и наиболее устойчивым звеном человеческого общества. В семье ребёнок впервые ещё не совсем осознанно начинает усваивать общественно-культурные ценности, и на их основе постепенно активизируется его деятельность.
Школа
В школе, в различных социальных группах (например, сверстники, спортивные объединения и др.) в процессе общения появляется культурный идеал, который становится важным источником формирования личности.
Активность личности
см. Социальная активность
Демократичность общества
Многие важные грани личности, её природы, возможности, выполняемый труд и другое с древнейших времён зависели от организации жизни людей в обществе, политической власти, существования правовых систем и т.д. Иными словами, личность формируется в зависимости от степени демократичности общества.
Социализация личности
см. Социализация личности
Черты личности
- Духовность.
Идеал личности
Идеал (греч. образ, понятие) — это высшая цель, к которой стремится человек или группа.
В культуре любого общества складываются определённые представления о степени зрелости человеческой личности. Так, в древнегреческой цивилизации культивировался идеал личности, достигшей интеллектуальной зрелости. А на Востоке идеал составляли мудрость, храбрость, скромность, справедливость и другие интеллектуально-нравственные и физические качества. В новый период истории Европы в условиях возникновения индустриальных обществ центральное место занимали качества предпринимателя, банкира, экономиста и др.
Культурный идеал личности
Культурный идеал личности формируется и развивается в пределах ценностей, имеющихся в социальных группах, и в соответствии с её национальной принадлежностью. В культурном идеале воплощаются объективные потребности социального развития. В соответствии с этим культурный идеал личности включает в себя цели и «оттенки» её деятельности в разных сферах жизни общества.
Для того чтобы достичь своего культурного идеала, личность должна, в отличие от других, выполнять определённые роли и задачи и иметь свой имидж в соответствующих социальных группах. А это возможно только в условиях активной деятельности личности.
Активность, охватывая все аспекты человеческой жизни, зависит от объективных потребностей и в любом случае начинается с конкретных действий и отношений.
Личность и государство
см. Государство и личность
Права и обязанности личности
В обществе
Вопрос о месте и задачах личности в обществе непосредственно связан с её правами и обязанностями. Как известно, в них определены правила, которые должны соблюдать члены социальных групп. Согласно правилам, принятым в группах, каждая личность должна состоять с другими в соответствующих юридических отношениях. Обязанности же состоят из поведения и действий, соответствующих положению, занимаемому личностью в социальной группе, членом которой он сам и является. Иначе говоря, выполнение личностью социальных задач — это и есть проявление присущих ей личных качеств. Например, для того чтобы выполнять роль лидера, личность должна обладать волей, смелостью, быть уверенной в себе, неустанно работать, проявлять самоотверженность и т.д. Каждой профессии соответствуют свои социальные задачи. Они стоят перед учениками, родителями, военнослужащими, поэтами, врачами, строителями, общественными деятелями и др.
Социальные группы строго контролируют поведение своих членов. А это требует от личности серьёзного отношения к своим социальным обязанностям. В то же время выполнение возложенных на личность задач всегда сопряжено с определёнными трудностями и зависит от множества факторов. По физической выносливости, способностям, интеллектуальному уровню и другим качествам определяется, достойна ли личность выполнять те или иные обязанности, например, занимать какую-либо должность. Если личность обладает уникальными способностями, то это значительно облегчает выполнение ею своих обязанностей. Внутренняя структура групп, их организованность также может влиять на выполнение личностью своей социальной функции.
В государстве
см. Государство и личность
Загрузка…
Свобода личности
см. Свобода личности
Личный и общественный интерес
По вопросу соотношения личных и общественных интересов существуют две взаимоисключающие теории. Согласно одной из них, интересы человека рассматриваются как определяющий фактор. Другая теория рассматривает человека как элемент, интересы которого растворены в общественных интересах.
Действительно, исторически первобытные люди по отношению к своему роду были в подчинённом положении. Любой физически зрелый член рода управлялся закреплённой силой обычая. Материал с сайта http://wikiwhat. ru
С появлением частной собственности, семьи и государства формировавшиеся личности действовали автономно. Ибо теперь люди стали по-настоящему отличаться друг от друга. В духовном мире человека, его поведении, деятельности, отношении к существующим институтам эти различия стали определяющими. В этих условиях люди стали разнообразными личностями. Личность, сформированная в условиях достатка, противостояла личности, сформировавшейся в противоположных условиях. Поэтому о единстве их интересов нечего и говорить.
Величие личности
Великая личность — человек, вышедший из народа и сыгравший выдающуюся роль в его судьбе и истории.
Каждая личность занимает в истории принадлежащее только ей место. Сама история слагается из взаимодействия личностей и результатов их деятельности.
Обычно когда речь идёт о роли личности в истории, то имеется в виду деятельность великих людей. Их величие, в первую очередь, заключается в том, что они выражают мысли и чаяния социальной группы, нации и народа, к которым они сами и относятся. Мотивом их деятельности являются цели и задачи исторического процесса. Поэтому они выполняют свою роль в соответствии с объективной логикой действительности. В этих личностях находят своё выражение качества, присущие породившему их народу. Эти качества, приобретая неповторимые личные свойства, вдохновляют людей на благородные дела.
В деятельности великих личностей важное место занимает стремление сделать свой народ счастливым, защитить национальные и государственные интересы, поднять уровень своего народа до уровня передовых народов и таким образом способствовать общему прогрессу человечества.
Великие личности оставили глубокий след в истории всех народов.
Проблема личности
В содержание всех наук, изучающих различные уровни социальности, входят проблемы личности. В частности, в отличие от изучающей строение тела человека и его деятельность биологии и других наук, обществознание, психология, языкознание и некоторые другие науки занимаются изучением проблемы личности.
Категории:
Личность Понятия этики Религия Психология личности
Вопросы к этой статье:
Каково место понятий «индивид» и «индивидуальность» в определении статуса личности человека?
Мог бы человек достичь этапа личности, минуя этап индивида?
Как соотносятся личностный статус человека с его биологической природой?
В чем заключается главная задача семьи?
Может ли формироваться личность без участия семьи?
Каково место общественно-культурных идеалов в становлении личности?
В чем проявляется величие личности?
Проявляется ли величие личности в течение всей жизни или лишь одно-два события делают её великой?
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Что такое личность? Определение, развитие и теории
Ваша личность включает в себя модели ваших мыслей, действий и эмоций. Это также зависит от вашего темперамента и опыта.
У каждого человека есть своя уникальная личность, которая может развиваться и меняться с возрастом.
В психологии изучение личности исследует процессы, лежащие в основе развития ваших уникальных характеристик и личностных черт, а также то, как они проявляются и изменяются с течением времени. Другими словами, как ваши индивидуальные характеристики объединяются, чтобы составить ваш уникальный тип личности.
Термин «личность» относится к набору черт и моделей мышления, поведения и чувств, которые делают вас вами .
После определенного возраста личность в основном постоянна. В разных ситуациях вы будете действовать или думать одинаково из-за своей личности. Однако некоторые черты личности и модели поведения могут меняться со временем.
Ваша личность включает в себя:
- черты, такие как верность, перфекционизм и экстраверсия
- характер, который включает в себя ваши основные убеждения и этический кодекс
- темперамент, с которым вы родились и который включает вашу предрасположенность действовать и чувствовать определенным образом
Что такое черта характера?
Черты личности — это характерные модели того, как вы думаете, чувствуете и действуете.
У людей могут развиваться определенные черты по скользящей шкале, при этом некоторые черты становятся более интенсивными и доминирующими, чем другие.
Общие примеры черт личности включают:
- великодушие
- экстраверсия
- лояльность
- мужество
- честность
- высокомерие
Было ли это полезно?
Ваша личность не неизменна и неизменна. Исследования показывают, что вы не просто рождаетесь с определенными шаблонами и чертами, они развиваются со временем.
На вашу личность могут влиять:
- гены
- биология
- жизненный опыт
- неблагоприятные события, с которыми вы столкнулись
- сообщество и культура
- ранние связи
- стили воспитания
Существует ряд теорий развития личности, и большинство из них подчеркивает, что опыт раннего детства является ключевым в этом процессе.
Расстройства личности — это расстройства психического здоровья, которые связаны с некоторыми личностными чертами, которые, как правило, вызывают сильные страдания и создают проблемы в различных аспектах вашей жизни.
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации группирует расстройства личности по трем отдельным категориям: кластер A, кластер B и кластер C.
Расстройства личности группы А включают странные и эксцентричные черты и включают:
- параноидное расстройство личности
- шизотипическое расстройство личности
- шизоидное расстройство личности
- нарциссическое расстройство личности (НПЛ)
- антисоциальное расстройство личности
- пограничное расстройство личности (ПРЛ)
- истерическое расстройство личности (HPD)
Расстройства личности кластера C включают черты страха и тревоги и включают:
- обсессивно-компульсивное расстройство личности (не путать с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР))
- зависимая личность расстройство
- избегающее расстройство личности
Почему развиваются расстройства личности? На это может повлиять ряд факторов, в том числе гены, физиологические процессы, травматические события, влияние культуры и детский опыт.
Несмотря на то, что жизнь с расстройством личности может быть трудной, этим состоянием можно управлять при поддержке специалиста по психическому здоровью.
Существует ряд теорий личности, которые исследуют развитие и выражение человеческой личности.
Ни одна теория личности не является «правильной». Это разные способы взглянуть на то, что такое личность, и исследовать ее.
Общие теории включают:
1. Психодинамические теории
Психодинамические теории личности основаны на некоторых работах Зигмунда Фрейда, в частности, на идее о том, что ваше Я включает в себя три аспекта: Ид, Эго и Супер-Эго.
Фрейд также предположил, что опыт раннего детства оказывает глубокое влияние на развитие личности и возможность жить с психическими расстройствами.
Позднее исследования Карла Юнга и Эрика Эриксона основывались на некоторых аспектах теорий Фрейда и подвергали их сомнению. Работы Юнга и Эриксона внесли большой вклад в психодинамические теории личности.
2. Теории черт
Теории черт основываются на идее о том, что у всех нас есть общие личностные черты, но они попадают в разные точки спектра.
Хорошо известной теорией черт является пятифакторная теория, также известная как Большая пятерка, предложенная Дональдом В. Фиске.
Фиске предположил, что человеческая личность включает в себя пять черт:
- приятность
- добросовестность
- экстраверсия
- невротизм
- открытость для переживания
Каждый человек испытывает эти черты на каком-то уровне. Например, у вас может быть высокий уровень экстраверсии, но низкий уровень невротизма, в то время как у вашего брата или сестры может быть противоположное.
3. Биологические теории
Биологические теории личности сосредоточены на физиологических факторах, влияющих на вашу личность. Эти теории предполагают, что физические характеристики, такие как структура мозга, могут определять развитие личности.
4. Теории поведения
Теории поведения изучают, как ваша личность формируется под влиянием вознаграждений и наказаний из вашего окружения.
Вознаграждение за определенные поступки и наказания за другие могут заставить вас вести себя и думать определенным образом.
6. Гуманистические теории
Гуманистические теории личности предполагают, что ваше собственное самовосприятие – другими словами, то, кем вы себя считаете – может определять вашу личность.
Гуманистическая теория была предложена Абрахамом Маслоу (который создал иерархию потребностей Маслоу). Маслоу предположил, что ваша личность является результатом удовлетворения или не удовлетворения ваших самых основных потребностей.
Другая гуманистическая теория была предложена Карлом Роджерсом, который предположил, что вами движет потребность в самореализации. Ваша личность определяется вашим стремлением к личностному росту и совершенствованию.
Опросы и тесты на определение личности направлены на выявление и классификацию ваших личностных черт или характеристик.
Общие личностные тесты включают индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI) и теорию эннеаграммы.
Хотя многие люди считают тестирование личности полезным, некоторые из этих тестов, такие как MBTI и Enneagram, не подтверждены исследованиями.
Проверить личность сложно. Большинство личностных тестов основаны на самоотчетах.
Результаты теста зависят от таких факторов, как самосознание, самовосприятие и честность.
В некоторых случаях ваше настроение, которое не является частью вашей личности, может повлиять на ваши ответы.
Тем не менее, некоторые личностные тесты, в том числе онлайн-опросы, все же могут предоставить вам возможность для саморефлексии. Это само по себе может быть ценным и наводящим на размышления.
Ваша личность включает в себя то, как вы думаете, чувствуете и ведете себя. Это также включает в себя ваши уникальные черты, темперамент и характер. Он может меняться с возрастом, но обычно перестает развиваться во взрослом возрасте.
В некоторых случаях, когда серьезные факторы, такие как травма, биология и окружающая среда, создают особые проблемы, у вас могут развиться черты личности, которые вызывают у вас дистресс и межличностные конфликты. Однако с этими расстройствами личности можно справиться при поддержке специалиста в области психического здоровья.
Что такое личность? Определение, развитие и теории
Ваша личность включает в себя модели ваших мыслей, действий и эмоций. Это также зависит от вашего темперамента и опыта.
У каждого человека есть своя уникальная личность, которая может развиваться и меняться с возрастом.
В психологии изучение личности исследует процессы, лежащие в основе развития ваших уникальных характеристик и личностных черт, а также то, как они проявляются и изменяются с течением времени. Другими словами, как ваши индивидуальные характеристики объединяются, чтобы составить ваш уникальный тип личности.
Термин «личность» относится к набору черт и моделей мышления, поведения и чувств, которые делают вас ты .
После определенного возраста личность в основном постоянна. В разных ситуациях вы будете действовать или думать одинаково из-за своей личности. Однако некоторые черты личности и модели поведения могут меняться со временем.
Ваша личность включает в себя:
- черты, такие как лояльность, перфекционизм и экстраверсия
- характер, который включает в себя ваши основные убеждения и этический кодекс
- темперамент, с которым вы родились и включает вашу предрасположенность действовать и чувствовать определенным образом
Что такое черта характера?
Черты личности — это характерные модели того, как вы думаете, чувствуете и действуете.
У людей могут развиваться определенные черты по скользящей шкале, при этом некоторые черты становятся более интенсивными и доминирующими, чем другие.
Общие примеры личностных черт включают:
- щедрость
- экстравертность
- верность
- мужество
- честность
- высокомерие
Ваша личность не неизменна и неизменна. Исследования показывают, что вы не просто рождаетесь с определенными шаблонами и чертами, они развиваются со временем.
На вашу личность могут влиять:
- гены
- биология
- жизненный опыт
- неблагоприятные события, с которыми вы столкнулись
Существует ряд теорий о развитии личности, и большинство теорий подчеркивают, что опыт раннего детства является ключевым в этом процессе.
Расстройства личности — это расстройства психического здоровья, которые связаны с некоторыми личностными чертами, которые, как правило, вызывают сильные страдания и создают проблемы в различных аспектах вашей жизни.
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации группирует расстройства личности по трем отдельным категориям: группа A, группа B и группа C.
Группа расстройств личности A включает странные и эксцентричные черты и включает :
- параноидальное расстройство личности
- шизотипическое расстройство личности
- шизоидное расстройство личности
Расстройства личности группы В включают драматические, эмоциональные и неустойчивые черты и включают:
- нарциссическое антисоциальное расстройство личности (NPD) 18
- пограничное расстройство личности (ПРЛ)
- истерическое расстройство личности (ГЛР)
Расстройства личности группы C включают черты страха и тревоги и включают:
- обсессивно-компульсивное расстройство личности (не путать с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР))
- зависимое расстройство личности
- избегающее расстройство личности
Почему развиваются расстройства личности? На это может повлиять ряд факторов, в том числе гены, физиологические процессы, травматические события, влияние культуры и детский опыт.
Несмотря на то, что жизнь с расстройством личности может быть трудной, этим состоянием можно управлять при поддержке специалиста по психическому здоровью.
Существует ряд теорий личности, которые исследуют развитие и выражение человеческой личности.
Ни одна теория личности не является «правильной». Это разные способы взглянуть на то, что такое личность, и исследовать ее.
Общие теории включают:
1. Психодинамические теории
Психодинамические теории личности основаны на некоторых работах Зигмунда Фрейда, в частности, на идее о том, что ваше Я включает в себя три аспекта: Ид, Эго и Супер-Эго.
Фрейд также предположил, что опыт раннего детства оказывает глубокое влияние на развитие личности и возможность жить с психическими расстройствами.
Позднее исследования Карла Юнга и Эрика Эриксона основывались на некоторых аспектах теорий Фрейда и подвергали их сомнению. Работы Юнга и Эриксона внесли большой вклад в психодинамические теории личности.
2. Теории черт
Теории черт основываются на идее о том, что у всех нас есть общие личностные черты, но они попадают в разные точки спектра.
Хорошо известной теорией черт является пятифакторная теория, также известная как Большая пятерка, предложенная Дональдом В. Фиске.
Фиске предположил, что человеческая личность включает в себя пять черт:
- приятность
- добросовестность
- экстраверсия
- невротизм
- открытость для переживания
Каждый человек испытывает эти черты на каком-то уровне. Например, у вас может быть высокий уровень экстраверсии, но низкий уровень невротизма, в то время как у вашего брата или сестры может быть противоположное.
3. Биологические теории
Биологические теории личности сосредоточены на физиологических факторах, влияющих на вашу личность. Эти теории предполагают, что физические характеристики, такие как структура мозга, могут определять развитие личности.
4. Теории поведения
Теории поведения изучают, как ваша личность формируется под влиянием вознаграждений и наказаний из вашего окружения.
Вознаграждение за определенные поступки и наказания за другие могут заставить вас вести себя и думать определенным образом.
6. Гуманистические теории
Гуманистические теории личности предполагают, что ваше собственное самовосприятие – другими словами, то, кем вы себя считаете – может определять вашу личность.
Гуманистическая теория была предложена Абрахамом Маслоу (который создал иерархию потребностей Маслоу). Маслоу предположил, что ваша личность является результатом удовлетворения или не удовлетворения ваших самых основных потребностей.
Другая гуманистическая теория была предложена Карлом Роджерсом, который предположил, что вами движет потребность в самореализации. Ваша личность определяется вашим стремлением к личностному росту и совершенствованию.
Опросы и тесты на определение личности направлены на выявление и классификацию ваших личностных черт или характеристик.
Общие личностные тесты включают индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI) и теорию эннеаграммы.
Хотя многие люди считают тестирование личности полезным, некоторые из этих тестов, такие как MBTI и Enneagram, не подтверждены исследованиями.
Проверить личность сложно. Большинство личностных тестов основаны на самоотчетах.
Результаты теста зависят от таких факторов, как самосознание, самовосприятие и честность.
В некоторых случаях ваше настроение, которое не является частью вашей личности, может повлиять на ваши ответы.
Тем не менее, некоторые личностные тесты, в том числе онлайн-опросы, все же могут предоставить вам возможность для саморефлексии. Это само по себе может быть ценным и наводящим на размышления.
Ваша личность включает в себя то, как вы думаете, чувствуете и ведете себя. Это также включает в себя ваши уникальные черты, темперамент и характер. Он может меняться с возрастом, но обычно перестает развиваться во взрослом возрасте.