Чувства это что: Чувства это

Платоническая любовь: что это, признаки и причины

. Есть ли польза от таких отношений

Обновлено 22 ноября 2022, 10:04

Shutterstock

Представление о платонической любви появилось еще в древнегреческой философии: тогда это чувство не противопоставлялось романтическому влечению, в то время как сейчас в психологии принято разграничивать понятия. РБК Life разобрался, что такое на самом деле платоническая любовь и какие формы она приобрела в современном мире.

Содержание

  1. Что это
  2. Признаки
  3. Типы
  4. Причины
  5. Плюсы
  6. Как поддерживать
  7. Может ли стать романтической

Что такое платоническая любовь

Платоническая любовь — это чувства, основанные на духовной близости с партнером, сходстве интересов с ним, но при этом полностью исключающие сексуальную связь. [1]

Впервые упоминание о подобном виде любви появилось примерно в 400 году до нашей эры в диалоге «Пир» древнегреческого философа Платона. Он различал любовь тел — земную, плотскую, основанную на сексуальном влечении, и любовь душ — небесную, чистую и идеальную. Платон представил путь к «высоким» отношениям в виде лестницы, первая ступень которой — эрос, то есть физическая любовь, а последняя — духовная любовь, приближающая к божественному. [2] [3] Впоследствии по имени Платона стали называть отношения, основанные не на влечении к телу, а влечении к душе.

Культ платонической любви развился в рыцарских романах. Их главный герой, как правило, испытывает особые чувства к даме, нередко замужней, с которой никогда не сможет быть вместе. Рыцарь идеализирует объект своей любви, защищает честь возлюбленной, пытается заслужить ее расположение. Он беспрекословно исполняет любой приказ дамы и при этом не рассчитывает на физическую близость с ней.

Любовь рыцаря неразрывно связана с трагедией: этот сюжет многократно повторяется в литературе (Тристан и Изольда, Ланселот и Гвиневра). Любовь должна была быть совершенной: без предательства, обмана, охлаждения, поэтому по сюжету главные герои часто погибали.

[4]

В современности психологи отделяют платоническую любовь от плотской, романтической, которой присуща страсть, физическая близость или ее желание. [5]

Подразумевается, что это возвышенные чувства, в которых много бесед по душам, объединение по интересам, схожие взгляды на жизнь, мир, друг друга. Это такие чувства, когда людям не так важна интимная близость. Чаще всего человек, испытывающий платоническую любовь, склонен идеализировать своего партнера как кого-то очень близкого, чистого по помыслам человека.

Оксана ПалеховаВрач-психотерапевт, основатель консультационного центра «Школа эмоций»

Это любовь ради любви. Если в партнерстве люди способны добавить платонический компонент, они достигнут идеала. Там будет присутствовать понимание, взаимоуважение, восхищение, искренняя вера в гуманистическую природу человека, его способности и возможности, а ревности, притеснению, потребительскому использованию, тирании не будет места.

Марта СмеловаПсихотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund. Online

Отличия от романтической любви

И романтические, и платонические отношения могут предполагать близкую дружбу и любовь. Однако в первом случае один из партнеров или оба будут желать физического контакта: объятий, поцелуев или секса. Во втором случае участникам общения это будет не нужно: их тянет друг к другу только на духовном, а не на физическом уровне. [6]

Shutterstock

При романтической любви может возникнуть желание оградить партнера от общения с другим, с этим связана ревность, считает психолог Марта Смелова. При платонической ревность отсутствует, один и тот же человек может иметь несколько близких отношений.

Романтическая любовь может быть нежной и страстной, чувственной и требовательной, прагматичной и всепоглощающей. В ней может присутствовать идеализация партнера, ряд требований к нему, и всегда речь идет о нахождении определенного компромисса, особенно, если партнеры не похожи друг на друга, их представления об отношениях и о мире различаются.

Платоническая любовь — это любовь безусловная, когда ваша духовная связь ценится вами выше, чем материальные составляющие жизни.

Юлия КаминскаяПсихотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online

Признаки платонической любви

Психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online Юлия Каминская выделила следующие признаки платонических отношений:

  1. Отсутствие сексуальной связи.
  2. Общие ценности — партнеры имеют схожий взгляд на мир и одинаковые убеждения.
  3. Взаимное уважение личных границ — такие отношения несовместимы с требовательностью.
  4. Отсутствие ожиданий, идеализации партнера и обесценивания.
  5. Моральная поддержка — партнеры не осуждают друг друга.
  6. Безопасность и возможность быть максимально открытым — партнеры доверяют друг другу тайны.

Типы платонической любви

Дружба

Если друзья не рассматривают друг друга в качестве романтических партнеров по жизни, но при этом имеют много общего, понимают и поддерживают друг друга, можно говорить о платонической любви. Если один из участников общения хочет выйти на новый уровень взаимоотношений, значит, чувства переросли в романтические.

Платонически любить могут люди, которые сознательно выбирают дружбу и поддержку без дальнейшего желания переходить границы дозволенного.

Марта СмеловаПсихотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online

Для подобных отношений с коллегами в английском языке существует понятие work spouse, то есть «рабочий супруг». Партнеры эмоционально поддерживают друг друга, заботятся, то есть формируют узы, похожие на супружеские, но без романтической составляющей. [7]

Брак

В некоторых случаях платоническая любовь может возникнуть между супругами. Как считает психотерапевт Юлия Каминская, такой брак основан на взаимоуважении, поддержке друг друга, духовной близости и… отсутствии сексуальной связи.

Это может быть брак между асексуальными людьми, которые не испытывают физического влечения друг к другу. Это могут быть отношения между полиаморами, которые ценят духовную связь, но открыты для романтических контактов с другими людьми. Платонические отношения могут вырасти из романтических, когда взаимное уважение и поддержка важнее сексуально влечения.

Юлия КаминскаяПсихотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online

Яркий пример платонического брака — отношения после свадьбы Александра Блока и Любови Менделеевой. Поэт признавался жене, что считает ее святой, воплощением вечной женственности и любит настолько, что не сможет вступить с ней в половую связь. При этом в сексуальном контакте с другими женщинами Блок себе не отказывал. [8]

Влюбленность в знаменитость

По мнению психотерапевта сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online Марты Смеловой, безответно влюбленные фанаты знаменитостей также испытывают платоническую любовь. Психотерапевт Оксана Палехова считает, что это чувство применимо и к вымышленным героям. Однако о поддержке и доверительных отношениях в этом случае не может быть речи.

Отношения на расстоянии

По мнению психотерапевта Оксаны Палеховой, одна из самых распространенных форм платонической любви — отношения на расстоянии.

В этом случае участники общения могли познакомиться в интернете, никогда друг друга не видеть, но при этом стать очень близкими на духовном уровне, максимально откровенными друг с другом. При этом платонической такая любовь может считаться до тех пор, пока партнеры не ждут встречи друг с другом и физического контакта.

Shutterstock

Если отношения на расстоянии вызваны временной разлукой (длительной командировкой, учебой в разных городах), а до этого партнеры испытывали романтический интерес друг к другу, то речи о платонической любви не идет.

Причины платонической любви

Платоническая любовь чаще всего — это осознанный выбор. Человек находит себе партнера, который не интересует его с физической точки зрения, но разделяет с ним его интересы, взгляды на мир.

В то же время иногда платоническая любовь — вынужденный выбор. Психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online Марта Смелова перечислила такие случаи:

  1. Асексуальность или сниженное либидо.
  2. Религиозные убеждения.
  3. Психологические проблемы (например, травматический сексуальный опыт).
  4. Физические ограничения (болезнь).
  5. Отсутствие физического влечения из-за слишком большой разницы в возрасте с партнером.

Плюсы платонической любви

Наличие социальной поддержки от семьи, платонических друзей и других близких играет жизненно важную роль для психического здоровья. Эмоционально поддерживающие партнеры повышают самооценку, чувство значимости, помогают справиться со стрессом. [9]

Исследования Американской психологической ассоциации также нашли и физическую пользу платонической любви. По мнению ученых, этот тип отношений может снизить риск заболеваний, депрессии и улучшить иммунитет. [10]

Врач-психотерапевт Оксана Палехова выделила несколько плюсов платонической любви:

  1. Проверка чувств. Лишенные физического влечения платонические отношения раскрывают истинные намерения партнера.
  2. Сближение на эмоциональном уровне. Платонические отношения позволят партнерам лучше понимать друг друга.
  3. Спокойствие. Платонические отношения отличаются низким уровнем стресса, так как обычно не заканчиваются резким расставанием.
  4. Отсутствие завышенных ожиданий, разочарований и обязательств по сравнению с романтической любовью.

Платонические отношения полезны для здоровья, они согревают, наполняют смыслом, такие чувства успешно борются с чувством одиночества. Люди, осознавая, что у них есть кто-то близкий и схожий по ценностям, больше мотивированы жить и стремятся радовать других, а также быстрее выздоравливают и проживают негативные периоды жизни.

Оксана ПалеховаВрач-психотерапевт, основатель консультационного центра «Школа эмоций»

Как поддерживать платонические отношения

Отсутствие обязательств, завышенных ожиданий, взаимопонимание и уважение личных границ — то, что особенно ценится в платонических отношениях. Чтобы сохранить крепкую духовную связь, необходимо придерживаться нескольких правил.

  1. Не флиртуйте с партнером. Так как платонические отношения основаны исключительно на духовной близости, в них отсутствует романтический интерес.
  2. Уважайте мнение вашего партнера, даже если оно сильно расходится с вашим.
  3. Не вступайте в физический контакт: избегайте таких вещей, как держание за руки, поцелуи. [6]
  4. Никогда не сравнивайте своего платонического партнера с романтическим, иначе начнете воспринимать первого в другом статусе. [11]
  5. Будьте честны: если у вас появился физический интерес к партнеру, честно расскажите ему об этом, посоветовала психолог Оксана Палехова.

Может ли платоническая любовь перерасти в романтическую

Когда один из участников общения начинает чувствовать это, необходимо честно предупредить партнера, чтобы не разрушить союз. Если второй не отвечает взаимностью, важно очертить границы в отношениях и соблюдать их во время дальнейшего общения.

У любовных отношений есть формула, которая состоит из общих интересов, взглядов, доверия, безопасности друг с другом и желание строить совместное будущее. Так вот в платонических чувствах есть много того, что может перейти в более понятную для многих любовь. Люди привыкают друг к другу, понимают, что ни с кем другим им не интересно и не хочется проводить время. Начинают менять свое восприятие друг друга и тогда наступает момент перемен, о которых важно поговорить.

Оксана ПалеховаВрач-психотерапевт, основатель консультационного центра «Школа эмоций»

Поделиться

Материалы к статье

Авторы

Теги

Екатерина Разубаева

Вас может заинтересовать

Способны ли животные чувствовать?

Биологи из Лейденского университета и Утрехтского университета, Нидерланды, выдвинули гипотезу о том, что у животных тоже могут быть чувства. По их словам, это может привести к принципиально новой системе взаимоотношений между видами.

Теги:

Нетленка

Животные

Биология

Психология

Unsplash

Интересно, какие чувства испытывает ваш пес, когда выпрашивает у вас кусочек сосиски. ..

Многие ученые поддерживают теорию о том, что животные могут испытывать эмоции. Но вопрос о том, есть ли у них еще и чувства, является предметом многочисленных споров, и некоторые ученые-бихевиористы считают, что это не так. Однако когнитивный психолог Мариска Крет и биологи-бихевиористы Йорг Массен и Франс де Ваал готовы опровергнуть это, основываясь на своих наблюдениях.

Прежде всего, нужно понимать разницу между эмоциями и чувствами. «Эмоция состоит из трех компонентов: физиологического, который определяет, как ваше тело реагирует на стимул; поведенческого, который заставляет вас выражать эмоции; и когнитивного, который заставляет вас делать определенный выбор. Для многих видов животных было показано, что у них есть эмоции», — пишут авторы работы. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чувства же стоит рассматривать как субъективную интерпретацию ваших собственных эмоций. Например, негативные эмоции могут заставить вас чувствовать себя несчастным. Способность испытывать чувства также позволяет сопереживать эмоциям другого человека и думать о том, как вы можете ему помочь. Авторы работы отмечают, что для этого должен присутствовать важный когнитивный принцип: способность воспринимать точку зрения этого другого, то есть иметь способность к эмпатии. 

Уже было проведено много исследований эмоций и чувств у животных. Эмоции можно изучать экспериментально. Такие опыты часто проводятся с приматами, птицами и даже пчелами. Поскольку эмоция предполагает физиологическую реакции, ее легко «поймать» прибором, например, тепловизором. 

Намного сложнее объективно оценить, какие чувства испытывает животное. Когда ученые изучают чувства людей, они задают добровольцам вопросы, но с животными такие эксперименты провести невозможно.  

Однако есть много свидетельств того, что животные могут интерпретировать эмоции и копировать их. А это значит, что у существа есть определенная склонность к эмпатии. «Некоторые животные могут сопереживать желаниям других, и недавно было показано, что шимпанзе, например, понимают желания собратьев», — пишут авторы работы. 

Ученые полагают, что сейчас научному сообществу нужно сосредоточиться на наблюдательных исследованиях, чтобы увидеть, как разные виды реагируют на эмоции. Также авторы считают, что пока не доказано обратное, человеку стоит верить, что животные способны чувствовать. Это может сделать наш мир добрее и этичнее.

Три вещи о чувствах, которым нужно учить детей

У людей много чувств. Знание того, что делать с этими чувствами, помогает нам стать эмоционально разумными, сострадательными и стойкими людьми. И, как и многие другие вещи, это начинается в молодости. Итак, сегодня мы хотим поделиться тремя вещами, которым мы можем научить детей об их чувствах.

1. Чувства дают нам информацию.

Внимание к своим чувствам помогает нам понять, что мы переживаем, и помогает нам управлять своими реакциями здоровым образом. Объясняя детям, что у всех есть чувства и что чувства управляют нашим поведением, можно помочь им связать эти два чувства. Например, если ребенок опрокидывает конструктор Лего своего брата и выбегает из комнаты, оставляя за собой опустошенного брата, важно поговорить с ним и связать его поведение с его действиями. Как только она успокоится и будет готова к разговору, что может занять некоторое время, взрослый может сесть рядом с ней и спросить: «Что вы чувствовали, прежде чем опрокинуть Лего? Где вы это чувствовали в своем теле? В твоих кулаках? В животе? Как ты узнал, что ты так себя чувствуешь?» Тогда разговор может перейти к мысли, что у всех нас есть чувства, а чувства дают нам информацию. Чувства также определяют наше поведение. Затем вы можете спросить, что она могла бы сделать по-другому в следующий раз, когда она начнет чувствовать эту эмоцию в своем теле.

2. Все чувства действительны.

У нас есть тенденция устранять то, что мы считаем негативными эмоциями: печаль, гнев, страх. Став взрослыми, мы часто быстро находим способы как можно быстрее избавиться от этих переживаний, будь то здоровыми способами (упражнения, терапия или общение с друзьями) или не очень здоровыми способами (употребление психоактивных веществ или рискованное поведение). Часто наша цель состоит в том, чтобы избавиться от этих чувств и заменить их более положительными эмоциями как можно скорее. Впрочем, даже отрицательные чувства действительны. Если мы научимся сидеть с негативными, неприятными чувствами, мы сможем извлечь из них уроки. В некоторые из наших самых темных моментов мы растем больше всего. Если мы слишком быстро избавляемся от этих эмоций, мы можем лишить себя возможности.

С детьми мы можем быстро сказать что-то вроде «Все в порядке» или «Перестань плакать». Эти сообщения предназначены для того, чтобы успокоить и успокоить ребенка, но могут непреднамеренно послать сообщение о том, что его эмоции не приветствуются.

Вместо этого мы можем позволить ребенку почувствовать все свои чувства. Когда у него срыв из-за того, что его любимая игрушка сломалась — это разумно! Такие вещи кажутся ребенку концом света, а взрослый, говорящий: «Шшш… все в порядке», не утешает. Вместо этого взрослый может сесть рядом с ребенком в его печали, гневе или страхе и сказать: «Я понимаю, что тебе грустно. Мне понятно, почему ты такой грустный. Я могу сказать, что ты очень расстроен. Я понимаю.» Это посылает сигнал о том, что с этими чувствами все в порядке, и что каждый иногда испытывает эти эмоции.

2. Чувства приходят и уходят.

Весь день мы испытываем самые разные эмоции. Мы можем начать сонные, затем возбужденные, затем встревоженные, затем гордые, затем расстроенные, затем помолодевшие, затем полные надежд, затем злые, затем разочарованные, затем счастливые, а затем… вы поняли. Некоторые из нас переживают эмоции каждые несколько секунд! С маленькими детьми эти эмоции не всегда приходят и уходят… они чувствуют, что останутся навсегда. Сколько раз вы видели, как рассерженный или расстроенный ребенок ведет себя так, будто настал конец света и он никогда больше не найдет радости? Это характерно для детей, которые часто живут в очень черно-белом мире.

Мы можем научить детей тому, что чувства приходят и уходят, и только потому, что они сейчас испытывают определенные чувства, не означает, что они будут чувствовать так всегда. Есть много способов объяснить это детям — вы можете говорить о чувствах, как о американских горках, или о том, что чувства подобны проплывающим облакам. Или вы можете просто прогуляться, сделать несколько поз йоги или найти способ успокоить тело, пока эмоции проходят через него. Как только эмоции прошли, хорошей идеей будет вернуться к ним и напомнить им, что, хотя кажется, что наши эмоции останутся навсегда, на самом деле это не так. Дети постарше могут даже написать или нарисовать для себя напоминания, на которые они могут посмотреть в следующий раз, когда у них возникнут сильные эмоции.

С помощью этих трех советов дети могут начать понимать, как управлять своими эмоциями, что является навыком на всю жизнь, который сослужит им хорошую службу во взрослой жизни.

 

 

Чтобы узнать больше о том, как помочь детям понять свои чувства и развить эмоциональный интеллект, послушайте девятый эпизод сериала «Растущий мозг» здесь.

Камни … тоже есть чувства! – Инновационные ресурсы

Камни… тоже имеют чувства! и надзор

‘Недавно я обнаружил, что Камни… тоже имеют чувства! Карты — отличный помощник в работе с персоналом. Они были действительно полезны, помогая работнице сформулировать, что она думает о своем планировании, постановке целей и текущей работе с семьей. Затем она выбрала камни, к которым хотела относиться, и чувства, связанные с этими картами.

Это открыло новый разговор о нынешних сильных сторонах работника и о том, как она может их использовать для перехода к «предпочитаемым камням». Это вылилось в то, что работница решила, что она может сделать, чтобы это произошло, и в новые планы семейного вмешательства и ее общей практики. Это был настоящий «пинговый» момент!

Спасибо за этот прекрасный ресурс. Я знаю, что в супервизии я буду пытаться интегрировать эти инструменты более регулярно». в школьном округе Норвич-Сити в центре Нью-Йорка, где она работает с учащимися от Pre-K до 2-го класса. За последние несколько лет Сьюзен приобрела несколько наборов карт Innovative Resources за свой счет — «потому что они потрясающие!» — и, боже мой, использует ли она их невероятно творчески!

Сьюзен вспоминает, как готовилась к получению сертификата по игровой терапии, когда неожиданно наткнулась на Innovative Resources. «Кажется, я нашла их при поиске в Интернете, — размышляет она, — [но] прошло некоторое время с тех пор, как я начала пользоваться вашими ресурсами, поэтому я не уверена». больнице: «Тем не менее, я решил, что мне нравится волнение обучения, возникающее в школе при работе с детьми». С утонченной простотой! «Каждый год я использую один из пакетов карточек в качестве своей «темы» и разрабатываю по крайней мере одно вводное задание, которое будет сопровождать карточки». Это вводное задание используется с учащимися и их опекунами, когда они впервые встречаются со школьным психологом. В 2013 году она выбрала Камни… тоже есть чувства! и разработали занятие для детей из меняющихся семей. «Студенты использовали наклейки Stones для создания семейных портретов, иллюстрирующих их дома», включая их несколько домов в случае, если дети живут в разных семейных резиденциях.

Сьюзен призвала учеников использовать карточки Stones , чтобы делиться своими чувствами безопасным и заботливым способом. «После нескольких занятий студенты знают, что нужно прийти прямо в мою комнату и указать на карточку, показывающую, как они себя чувствуют, а затем описать, что происходит [в связи] с выбранным ими чувством». С ее дополнительным интересом к песочной терапии Сьюзен быстро заметила, что камни также «естественно подходят для создания песочных лотков в стиле дзен», которые она использовала в качестве заключительного занятия.

В этом году карточек Cars ‘R’ Us были красочно выставлены в офисе Сьюзен («Мои дороги начались на стене!»), и она также использовала The Bears . Учащиеся составили книги о чувствах, используя набор «Медведи» в качестве отправной точки, а другие задания были разработаны с использованием набора Карточки силы для детей .

Стоун-терапия для особых братьев и сестер

В течение сентября наша коллекция «каменистых» материалов вызвала много веселья и творчества в женской и детской больнице в Аделаиде. Арт-терапевт Белинда Райан выбрала нашу иллюстрированную книгу, 9 лет.0039 Неправильный камень в качестве отправной точки для некоторых оригинальных практических занятий для братьев и сестер детей в педиатрическом отделении паллиативной помощи больницы. Дети сразу идентифицируют себя с каменными персонажами, а играть с камнями можно множеством способов!

Братья и сестры детей с неизлечимой болезнью часто могут чувствовать себя изолированными и одинокими. Поэтому мы разработали пилотную программу для детей от 8 до 12 лет, чтобы помочь им общаться друг с другом, развлекаться и чувствовать себя особенными. Неправильный камень был идеальной историей для серии художественных занятий. Дети сразу идентифицируют себя с каменными персонажами, а играть с камнями можно множеством способов!

Прочитав книжку с картинками, каждый ребенок выбрал свой особенный камень, который будет носить с собой. Затем камни были использованы для обрамления красивой мандалы, созданной из разноцветного песка и гальки. В конце двухдневного семинара дети собрали часть мандалы, чтобы забрать ее с собой домой. Они также нарисовали символ на своем «идеальном камне» как напоминание о своих дарах и особом месте в мире.

Для другого занятия мы создали эффектную каменную стену (на основе той, что в книге) и использовали ее как декорации для кукольного представления. Дети использовали куклы, чтобы показать, что значит иметь брата или сестру, у которых есть (или были) болезни, ограничивающие жизнь. Окруженные всеми камнями, прославляющими отличие и уникальность, марионетки могли свободно «говорить» со своих мест вдоль стены.

Innovative Resources’ Камни … тоже есть чувства! и Карман с камнями предоставил нам блестящий барометр того, как дети чувствовали себя в течение двух дней. Каждому ребенку также были вручены экземпляры The Wrong Stone и некоторые из Stones… тоже есть чувства! наклеек. Презентация книги стала настоящим событием семинара, и после нее мы перечитали историю вместе (с удовольствием!), чтобы повторить ее идеи. Было приятно подарить детям эти памятные сувениры, напомнить им об их особом месте в мире и обо всем, чему они научились во время программы.

Спасибо Расселу за его умный, проницательный рассказ и за другие каменные ресурсы. Я использовал The Wrong Stone с различными группами клиентов, потому что он передает важное сообщение и легко доступен для читателей. Тема камней работала очень хорошо и оказала большое влияние на детей. Они не забудут, что все они обладают уникальными качествами, и для каждого из них найдется идеальное «место», независимо от того, что еще происходит в их жизни.

– Белинда Райан, арт-терапевт, отделение педиатрической паллиативной помощи, женская и детская больница, Аделаида

Обзор набора Stones … тоже есть чувства!

Камни … тоже имеют чувства! представляет собой колоду из пятидесяти двух цветных ламинированных карт. На каждой карточке изображен каменный мультяшный персонаж, представляющий эмоцию. На оборотной стороне каждой карты указаны три предполагаемые эмоции, которые может изображать камень. На лицевой стороне карты нет слов, поэтому пользователь может свободно интерпретировать изображение. Stones поставляется с буклетом с рекомендациями по использованию, который способствует гибкому и творческому мышлению, а не предписывающему использованию. Карточки можно использовать для изучения индивидуальных чувств, картирования семейных чувств, семейной «скульптурной» работы или для изучения групповых стадий развития. Карты можно использовать выборочно.

Сначала нас беспокоило, что многие иллюстрации кажутся непонятными. Часть проблемы заключается в том, что мимика, позы, жесты и установка камней иногда неоднозначны. Но неоднозначность карточек оказалась полезной, так как дети могли использовать их для описания идиосинкразических или амбивалентных чувств. Это также помогает консультанту избежать предположений и предписаний.

Дети могут описывать многие карты как «счастливые» или «грустные», потому что они фокусируются на заметной улыбке или хмуром взгляде на камень. Кроме того, требуется некоторое символическое мышление, чтобы понять, например, что камень с дыркой предполагает ощущение «полости», «пустоты» или «осушения». Однако в нашей индивидуальной работе с детьми мы обнаружили, что они с готовностью интерпретируют карты по-своему. Им понравилось занятие, и они описали карточки как «милые», «веселые», «забавная головоломка», «сложно [разобраться], но весело», «действительно классно» и «что-то другое».

Мы использовали карточки с хорошим эффектом в группе по домашнему насилию для детей в возрасте 7–11 лет. Каждому ребенку было предложено выбрать карточку, отражающую его чувства по поводу закрытия группы, а затем описать свои чувства. Карточки подходили разным личностям в группе, и дети свободно выражали то, что видели на карточках, и не отвлекались на слова на обороте.

Камни могут быть более привлекательными для мужчин и мальчиков, потому что они не такие «милые», как Медведь карт. Они также могут лучше подходить для детей старших классов, подростков и взрослых; клиенты, обладающие разумным словарным запасом чувств и некоторой способностью к абстрактному мышлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *