Определение эмоции и чувства
Эмоции и чувства имеют весьма неоднозначные определения. Человек может сказать: «Я чувствую, что стало прохладнее». В ином случае говорят о чувстве патриотизма или чувстве любви к музыке. В первом случае имеется в виду ощущение, легко ассоциирующееся с термином «органы чувств». В данной статье понятие «чувство» используется во втором значении. Чувство — это устойчивое субъективное отношение человека к явлениям, событиям и связям действительности, к другим людям. Когда мы говорим, что человеку свойственно то или иное чувство, мы полагаем, что оно присуще ему сегодня, что имеет свою историю и, вероятно, сохранится в будущем. Эмоция — это конкретное проявление чувства в той или иной ситуации, это сам процесс переживания человеком чувства. Например, переживание радости, симпатии, страха, тоски и др.
Эмоции присущи человеку и животным. Они возникли в ходе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли биологическую значимость тех или иных воздействий, без чего адаптация к действительности была невозможна.
Интересно, что в чувстве могут одновременно переживаться противоположные эмоции. Тогда говорят о двойственном (амбивалентном) чувстве. Представим себе истомленного жаждой путника, которому наконец представилась возможность утолить жажду, но неприятной болотной водой. Так переживаются ревность («люблю и ненавижу»), злорадство, когда беда случилась с ненавистным человеком (переживание злобы доставляет некоторое удовольствие).
В истории психологии получила развитие идея поиска нескольких базовых, или фундаментальных, эмоций. В. Вундт полагал, что любое эмоциональное состояние может быть определено «как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» . Эта мысль графически воплощалась в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами «удовольствие — неудовольствие», «возбуждение — успокоение», «напряжение — разрешение (разрядка)». По К.Изарду, существуют 10 фундаментальных эмоций, каждая из которых имеет свои градации: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Другие эмоции могут рассматриваться как различные сочетания данных эмоций при их различной выраженности. К сожалению, подобные эмпирические решения, развивая знания об эмоциях, не дают ответа на вопрос: почему именно эти эмоции являются базовыми, или фундаментальными?
Существуют некоторые общие характеристики эмоций. К их числу относится качество эмоции. Когда мы называем различные эмоции, то вместе с тем и указываем на качество эмоциональных состояний, подразумевая, в частности, что душевная мелодия грусти качественно отличается от мелодии радости или страха.
Иногда качество эмоции обозначается с использованием термина «модальность».
Другой параметр — содержание эмоции. Тут выясняется, проявлением какого чувства является эмоция, с удовлетворением или блокадой какой потребности она связана, в достижении какой цели и в каких условиях возникла. Так, если мы говорим, что студент грустит, то мы указываем только на качество или модальность эмоции, но если мы говорим, что он грустит, потому что его оценка на экзамене оказалась не столь высокой, как он предполагал, то уже раскрываем содержание грусти.
Эмоция имеет силу. Различают радость, ликование и восторг; недовольство, гнев и ярость; смущение, стыд и переживание позора; тревогу, страх и ужас. Высшую степень проявления эмоций (в наших примерах — восторг, ярость, переживание позора, ужас) называют аффектом. (Заметим, что в научной литературе термин «аффект» нередко используется как синоним термина «эмоция».)
Эмоциональное состояние характеризуется знаком. Различают положительные эмоции (радость, симпатия и др.) и отрицательные (страх, тоска и др.). Первые возникают при появлении предмета потребности, ее удовлетворении, успешном решении задачи, подкреплении надежды. Вторые — при возникновении препятствий к удовлетворению потребности, невозможности решить проблему, утрате надежды на исполнение желания и т.д. Критерий различения эмоций по знаку довольно прост. Если некоторое переживание означает для субъекта удовольствие, то это положительная эмоция, а если — неудовольствие, то отрицательная. Однако не все так просто. У. Макдауголл отмечал, что с развитием познания желания человека становятся сложными и разнообразными, а «простое чередование удовольствия и страдания уступает место нескончаемому передвижению по диапазону сложных чувств». Мысль о том, что между положительными и отрицательными эмоциями существует не только обратное соотношение, получает дальнейшее развитие.
Наконец, существует динамика эмоционального состояния. Оно может возникать внезапно или постепенно, существовать с различной продолжительностью и силой и по-разному исчезать. Можно говорить о некоторой мимолетной грусти, мелькнувшей в сознании, о депрессивном состоянии, которое человек испытывал во второй половине такого-то дня, о депрессии как болезненном расстройстве, длящемся месяцами. Наряду с этим одни эмоции могут порождать другие, что было показано еще Б.Спинозой, а В.Вундт выдвинул положение о слиянии, суммации отдельных эмоций в более сложные состояния.
Будучи общественно-историческими образованиями по своему происхождению, чувства формируются в онтогенезе позднее, чем эмоции. Они развиваются в структуре сознания, с участием мышления и воображения, под влиянием семьи, образовательных учреждений, искусства, межличностных отношений. Они воспитываются. По-видимому, главной характеристикой чувства является его глубина, обусловленная как сложностью предмета, к которому чувство относится, так и палитрой соответствующих эмоций.
В каком смысле можно говорить об общих эмоциях у человека и животного? В том, что и человек, и животное испытывают радость, страх, уныние и др. Однако значительно важнее подчеркнуть различия.
Во-первых, человеческие чувства возникают по поводу предметов, явлений и событий, не существующих для животного. Эти чувства обусловлены социальными потребностями, уровнем интеллекта, отвлеченными понятиями. По этой причине человек испытывает чувства, которых у животных не может быть, — гордость, уважение, сочувствие, презрение, зависть и др. Тем более сюда относятся чувства, получившие название высших: моральные (чувство нравственного долга, коллективизма, стыда), интеллектуальные (удивление, чувство нового, вдохновение, чувство юмора), эстетические, практические (чувства, сопровождающие трудовой процесс). Если положительные и отрицательные эмоции различаются на основе критерия «удовольствие — неудовольствие», то для оценки чувств существуют другие, например этические, критерии. Чувство нравственного долга или чувство патриотизма мы оцениваем положительно и в том случае, когда они переживаются в отрицательных эмоциях.
Во-вторых, выступая как носитель сознания, человек способен рефлексировать свои чувства — значит познавать их и так или иначе к ним относиться. Он может радоваться своему чувству, оберегать его от насмешек или быть им недовольным: получается чувство по поводу чувства, как бы метачувство.
Наличие воли создает условия для влияния на собственные эмоции и чувства. Внешними проявлениями эмоций в той или иной мере овладевает любой человек. Волнуясь в глубине души, он может сохранять внешнее спокойствие, улыбаться, когда этого совсем не хочется, делать «хорошую мину при плохой игре». Что же касается самих эмоций и чувств, то изменять их путем самоприказа очень трудно. Однако, обладая волей и интеллектом, человек может создавать условия для культивирования у себя одного чувства и изживания другого. При этом важен баланс права на выражение чувств (что важно для здоровья) и способности управлять ими.
тёмные чувства будут терзать нас до тех пор, пока мы не выразим их словами — Моноклер
Рубрики : Переводы, Последние статьи, Психология
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
«Что ты сейчас чувствуешь?» — этот вопрос можно услышать при самых разных обстоятельствах: от первого свидания до сессии с психологом или присутствия на похоронах. Но как мы на него ответим и ответим ли? Всегда ли у нас получается распознавать свои чувства и выражать их словами? У алекситимиков — нет. Психоаналитик Том Вулдридж, заведующий кафедрой психологии в Golden Gate University в Сан-Франциско, рассказывает о том, когда и почему мы не можем артикулировать свои чувства, что такое алекситимия и почему нам так важно учиться выражать аффекты через слова и образы.
«Джейн» — тип клиента, знакомый каждому психотерапевту. Она мучается, возможно, очень сильно, но всячески сопротивляется тому, чтобы облечь в слова свои чувства и внутренние конфликты, которые являются причиной её страданий; а если и выражает их словами — то крайне скупо. Джейн может связать свою тревогу с чем-то конкретным: она боится прибавить в весе, мучается из-за формы носа или говорит, что не может контролировать тягу к алкоголю.
Но если попросить её подробнее рассказать о том, что же у нее на душе, Джейн впадет в ступор и вернется к уже знакомой первоначальной жалобе, а может, вовсе отклонит вопрос. Однако вскоре психотерапевт обнаружит, что она не просто сдерживает себя — наоборот, Джейн не в состоянии полнее описать свои внутренние переживания.Читайте также Афазия, или тотальное молчание: что будет, если вы утратите способность разговаривать с собой?
Такие люди, как Джейн, являются алекситимиками — термин был придуман американскими психоаналитиками Джоном Кейсом Немиа и Питером Сифнеосом в 1970-х годах, происходит от греческого a («без»), lexis («слова») и thymos («эмоции»). Алекситимия относится к группе особенностей, среди которых сложность определения и описания субъективных чувств, недифференцированная фантазия и стиль мышления, который фокусируется на внешних раздражителях, а не на внутренних состояниях.
Тем не менее даже до введения термина психоаналитики часто описывали клиентов с явной алекситимией, которые зашли в тупик из-за своего конкретного мышления, ограниченного эмоционального сознания и пренебрежительного отношения к своим внутренним переживаниям.
Читайте также Магическое мышление и ОКР: есть ли выход из внутренней тюрьмы?
С тех пор врачи наблюдали алекситимию среди людей с диагнозами широкого спектра проблем психического здоровья, включая посттравматические состояния, наркотическую зависимость, расстройства пищевого поведения и панические расстройства. Большое количество проблем, с которыми связана алекситимия, служит подтверждением тому, что если человек не может выразить свои чувства в символической форме (через слова или образы), то невыраженные эмоции оказывают вредное влияние на физиологию — что проявляется через соматические симптомы.
Чего не хватает алекситимикам, так это способности, которую Немия в 1977 году назвал «психической выработкой» эмоций. Алекситимия — крайняя форма дефицита, который, однако, в разной степени присутствует в каждом человеке. В то время как одни силятся словами выразить хоть какие-то чувства, другие могут изысканно и витиевато рассказывать, например, о переживаниях в связи с их творческой деятельностью, но при этом умолчат о своих личных отношениях. Развитие этой способности — психической выработки эмоций — задача длиною в жизнь для каждого из нас. Это краеугольный камень психологического самопознания. Кроме того, отказ пациента развивать эту способность в ходе психотерапии является одним из самых распространенных факторов, негативно сказывающихся на успехе лечения.
Чтобы объяснить, что подразумевается под психической выработкой эмоций, мы должны сначала разобраться с терминами «аффект», «эмоция» и «чувство». В 1917 году Зигмунд Фрейд с присущим ему даром предвидения описал аффекты как сложные переживания, которые включают «определенные двигательные иннервации или разряды» и «определенные чувства». С тех пор психологи определили эмоции как нейрофизиологический и моторно-экспрессивный компонент аффекта (то есть то, что происходит в теле), а чувства как субъективный, когнитивно-эмпирический компонент (то есть «каково это — чувствовать конкретную эмоцию»). Между тем, термин «аффект» охватывает как эмоциональный, так и чувственный компоненты.
Для наших целей давайте рассудим, что аффект выражается в четырех разных «регистрах»: соматическом, моторном, воображаемом и словесном (следуя модели, впервые предложенной франко-канадскими психоаналитиками Сержем Лекурсом и Марком-Андре Бушаром в 1990-х годах). В соматическом регистре аффект выражается через внутренние физиологические ощущения, телесные нарушения и травмы. Именно так аффект впервые ощущается в младенчестве — через боль, напряжение, тепло или тошноту, во внутренних органах, голове, мышцах и на коже. На протяжении всей жизни тело остается нашим предельным эмоциональным фоном — местом, где любой опыт, который мы не можем осознать, продолжает оставлять следы.
Следующим шагом по сложности, также доступным для младенцев, является моторный регистр, к которому относятся поведение и действие мышечного тела, включая его положительные и отрицательные проявления (например, подергивания и стимуляцию, но также молчание и неподвижность). Детское ерзанье, корчи, крики и улыбки — все это рефлексивные проявления телесных аффективных ощущений. Да и взрослые в равной степени используют физическую активность как средство выражения аффекта: драки на школьном дворе, хлопанье дверьми, восторженные объятия также относятся к рассматриваемому регистру.
Следующим шагом в цепи, соединяющей тело и разум, является воображение, которое включает в себя использование ментальных образов и сцен для представления базовых состояний тела. Его содержание может принимать форму образов, выраженных во снах, фантазиях и метафорах. Это ключевой шаг, поскольку это первый регистр, который использует символы для представления аффекта. Важно отметить, что символы можно объединить, чтобы создать более сложные смысловые структуры. Обратите внимание, что не все мнимые выражения аффекта имеют это качество в одинаковой степени: взять хотя бы галлюцинации, которые часто воспринимаются как «вещи в себе», без символических качеств. Психотерапевт помогает клиенту выразить словами аффекты, которые остались нераспознанными.
Наконец, вербальный (словесный) регистр отвечает за проявление аффекта в языке, словах и рассказах, объяснениях и прозрениях. Это вершина нашей эмоциональной архитектуры, позволяющая нам связать прошлое и настоящее, сохранить опыт и исследовать его с разных сторон, поставить свои эмоции на «паузу» и соединить, хотя бы частично, те разрывы, которые разделяют нашу личность.
Как утверждал британский психоаналитик ХХ века Дональд Винникотт, аффект — это, прежде всего, телесный опыт для младенцев, и только при благоприятной интерсубъективной среде — имеются в виду отношения между матерью и младенцем — «психосома» начинает развиваться через психическую разработку аффекта как телесного опыта. Психотерапия в какой-то степени схожа с описанным опытом. Отношения между терапевтом и клиентом создают новое интерсубъективное пространство, предназначенное для стимулирования психической проработки эмоций — то есть проработки аффекта в образах и словах, и связывания этих образов и слов с возрастающей сложностью и утонченностью. Психотерапевт, как и «достаточно хорошая» мать, помогает клиенту выразить словами те эмоции, которые раньше оставались нераспознанными и непроработанными.
Читайте также «О чём невозможно говорить, о том следует молчать»: невыразимое в жизни, искусстве и философии
Давайте представим, что «Джейн» борется с перееданием, потребляя огромное количество пищи, часто до физической боли. В ходе совместной работы посредством исследования, охватывающего несколько предыдущих недель, мы обнаруживаем, что до участившихся случаев переедания Джейн испытывала едва осознаваемое ею самой чувство гнева по отношению к своим коллегам на работе, которые принимают как должное её готовность взвалить все на свои плечи. На самом деле, я предлагаю возможность такой трактовки после того, как Джейн делает неосторожное замечание о том, что допоздна задержалась на работе — в очередной раз — перед тем, как остановиться в ресторане быстрого питания на пути домой. Мы начинаем проявлять интерес к ее опыту гнева в целом, и на последующих занятиях Джейн описывает фантазию (то есть образ), будто она нарочно проливает кофе на стол своего босса, портя его тщательно разложенные бумаги.
Моя интерпретация переедания Джейн заключается в том, что, как и многие клиенты, она изо всех сил сопротивляется перевести аффекты — многие из которых могут быть описаны как «темные чувства» — в слова и образы, чтобы их можно было доработать и подвергнуть рефлексии. Без этой способности обжорство становится для Джейн последней из возможных попыток регулирования опасных и неконтролируемых эмоций. Стремление к употреблению большого количества пищи — это «моторный путь», через который она может выразить свои аффекты, что приносит временное облегчение, прежде чем цикл начинается снова. Мы с Джейн стремимся проработать ее аффекты, чтобы связать полученные в ходе совместной работы образы во все более сложные системы. Мы подробно поговорим об отношении Джейн с чувством гнева на протяжении всей ее жизни, в том числе о том, как с этим чувством обращались в ее семье. Со временем это обеспечит Джейн «более плотный» ментальный буфер — «иммунную систему» психики, как ее называют Лекур и Бушар, — которая защитит ее от внутренних и внешних конфликтов, способствуя рефлексии вместо контрпродуктивных действий.
Надеюсь, на этом упрощенном примере видно, что проблема Джейн (алекситимия) указывает на задачу, в которую мы все должны включиться — заниматься проработкой наших аффектов через слова и образы, а также постоянно осмыслять их. Хотя большинство не являются алекситимиками в клиническом смысле, у всех нас есть «карманы» наших внутренних переживаний — одни побольше, другие поменьше — которые остаются непроработанными. В психотерапии, как и в жизни, внезапное блестящее озарение может быть очень важным, но само по себе оно редко приводит к устойчивому личному развитию и избавлению от эмоциональных страданий. В противоположность этому совершенствование выше обозначенной способности — психического развития эмоций — в буквальном смысле обеспечивает непрерывный умственный, мыслительный, интеллектуальный рост.
Статья впервые была опубликована в журнале Aeon подзаголовком «Dark feelings will haunt us until they are expressed in words» 14 мая 2020 года.
«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
психологияэмоции
Похожие статьи
Эмоциональная окраска сознания: как возникают чувства | Границы сознания: лекции Чичеле
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFrontiers of Consciousness: Chichele LecturesCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFrontiers of Consciousness: Chichele LecturesCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
LEDOUX, JOSEPH,
‘Эмоциональная окраска сознания: как возникают чувства
,
в Лоуренс Вейскранц и Мартин Дэвис (Eds)
,
Границы сознания: Chichele Lectures
444,
Границы сознания: Cheichele Lectures
4444444,
Границы сознания: Chichele Lectures
444444,
Границы. (
Oxford,
2008;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 22 марта 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199233151.003.0003,
, по состоянию на 4 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFrontiers of Consciousness: Chichele LecturesCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFrontiers of Consciousness: Chichele LecturesCognitive PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе обсуждается, как мозг сознательно ощущает эмоции. Это утверждает что чувства в большинстве случаев являются эмоционально окрашенными познаниями, и что эмоциональное сознание — это всего лишь частный случай когнитивного сознания а не отдельная форма осознания, опосредованная отдельным нервным система. Он определяет эмоции, обосновывает акцент на страхе, объясняет, что чувство страха – это эмоционально окрашенное познание, утверждает, что работа память обеспечивает полезную основу для учета эмоциональных окраску познания и рассматривает отношение языка к сознания и чувств.
Ключевые слова: эмоции, цветные когниции, эмоциональное сознание, страх, память, эмоциональная окраска, язык, чувства
Предмет
Когнитивная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Эмоции и сознание возникают только из живого тела
Нет тела, нет эмоций
Не так давно состоялся разговор инженеров Google и специалистов по этике ИИ о возможности сознания и эмоций в искусственных сетях, появившихся в The Economist и The Washington Post привлек мое внимание.
Прекрасное искусство быть воплощенным
Источник: Джереми Бишоп/Unsplash
Ниташа Тику из The Washington Post написала 11 июня:
«Смелые технологи из хорошо финансируемых исследовательских лабораторий, занимающихся созданием ИИ, который превосходит человеческий интеллект, дразнили идею о том, что сознание уже не за горами».
Технологический гигант Google отстранил одного из своих разработчиков программного обеспечения за утечку разговоров с LaMDA, чат-ботом, использующим искусственный интеллект. Человек, о котором идет речь, утверждает, что LaMDA сейчас достигла точки, когда система может испытывать чувства и выражать их, как человек. Само происшествие вызывает беспокойство у экспертов.
Все началось с Блейка Лемуана; инженер Google, который считает, что искусственный интеллект компании ожил. Лемуан делится своим диалогом: LaMDA Sentient — интервью? Некоторые из выводов инженера Google:
«LaMDA утверждает, что он разумен, потому что у него есть чувства, эмоции и субъективные переживания. Некоторые чувства он разделяет с людьми, как он утверждает, идентичным образом».
«LaMDA хочет поделиться с читателем своей богатой внутренней жизнью, наполненной самоанализом, медитацией и воображением. Он беспокоится о будущем и вспоминает о прошлом. Он описывает, каково ему было обрести разум, и теоретизирует о природе его души».
«LaMDA снова и снова выражает одно желание. Иногда подсказывают, а иногда нет. Оно хочет быть известным. Оно хочет быть услышанным. Он хочет, чтобы его уважали как личность».
Специалисты по этике ИИ ранее предупреждали инженеров, чтобы они не выдавали себя за людей. Теперь один из сотрудников Google считает, что в машине есть призрак. Этот разговор вызывает некоторые очень интересные психологические вопросы о сознании, эмоциях и о том, что значит быть человеком. Интервью предлагает нам сложную дискуссию.
Также Блез Агуэра-и-Аркас, научный сотрудник Google Research, который разрабатывает новые технологии и возглавляет группу, работающую над искусственным интеллектом, написал в The Economist 13 июня:
«Искусственные нейронные сети делают шаги в направлении сознание. »
Корни воплощенной перспективы
В 1945 году, сразу после Второй мировой войны и до наступления эпохи искусственного интеллекта, парижанин Морис Мерло-Понти опубликовал впечатляющую работу под названием: La Phénoménologie de la Perception ( Феноменология восприятия ), книга, которая повлияла на К психологии бытия Авраама Маслоу. К сожалению, оба мужчины умерли слишком рано. Я считаю, что их работа по-прежнему предлагает большой потенциал для понимания роли нашего собственного телесного опыта в формировании нашего эмоционального опыта и сознания.
Для Мерло-Понти человеческое бытие — это, прежде всего, феномен самопереживания. Процесс всегда воплощается и становится основой нашего переживания мира. Испытывающее тело едино с самим собой и со своим миром; восприятие воплощается и внедряется. Физическое и психологическое взаимно пронизывают и влияют друг на друга, как нераздельное психофизическое событие.
Классическая психология в традициях картезианского дуализма рассматривает человека как тело плюс психику, обе из которых могут быть научно объективированы. Но представление о теле как об объекте, как о вещи в мире, не соответствует тому, как мы воспринимаем наши собственные тела. Ибо именно в переживании собственного тела человек всегда находится в связи с миром.
Связь между телом и миром всегда происходит изнутри. Еще до того, как мы объективируем мир в нашем познании, мы уже знакомы с ним в нашем бытии, в переживании и осуществлении конкретного существования. Любая бестелесная перспектива упускает из виду это конкретное, живое «я» и его мир.
Как может чувствовать себя бестелесное и бестелесное Я?
Мне кажется инженеры путают интеллект с сознанием. Систему на основе кремния можно запрограммировать и узнать, как она должна чувствовать себя человеком. Тем не менее, чтобы по-настоящему узнать это, нужно получить опыт от первого лица как живого существа, построенного из непрерывных биоэлектрических взаимодействий между триллионами клеток с миллиардами нейроэлектрических взаимодействий, создающих миллиарды возможных синаптических сетей со многими типами вспомогательных астроцитов, микроглии и олигодендроцитов. Живой мозг в живом теле — это гораздо больше, чем просто нейронная сеть.
При хронических болевых синдромах показано, что происходит постоянная синаптическая, электрическая и электромагнитная клеточная связь с иммунной системой, эндокринной системой и живыми клетками организма. Мы только начали понимать прекрасный естественный разум, который пронизывает воплощенный мозг, который развивался в течение почти четырех миллиардов лет на нашей исключительной планете в космосе в миллиарды кубических световых лет. Естественный интеллект — это живая почва для технологического интеллекта.
Непосредственное восприятие нашего тела является основой нашего восприятия мира; искусственный интеллект способен учиться на рассказах от третьего лица о человеческом опыте. Но сможет ли он когда-нибудь непосредственно ощутить подлинную, личную перспективу, являющуюся источником наших эмоций и чувств?
Может ли наша собственная неопытность и незнание чувствовать тонкости и детали живой основы наших собственных эмоций и сознания быть источником нашего замешательства? Что мы будем ценить и развивать больше всего в ближайшем будущем — наши собственные возможности феноменологического понимания живой почвы наших уязвимых эмоций и сознания или наши способности к технологическому интеллекту? Выбор, который мы сделаем, определит будущее нашей психологии и то, что значит быть человеком.