Чувство зрительное – Орган чувств — Википедия

Зрительные ощущения

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исклю­чительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощу­щения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные вос­приятия — наиболее «опредмеченные», объективированные вос­приятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значе­ние для познания и для практического действия.

Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света, т. е. по воззрениям современной физики, электромагнитных волн длиною от 390 до 780 нм.

Световые волны различаются, во-первых, длиною или числом колебаний в секунду. Чем число колебаний больше, тем длина волны меньше, и, наоборот, чем меньше число колебаний, тем больше длина волны. (…)

Длина световой волны обусловливает цветовой тон. Световые волны различаются, во-вторых, амплитудой их колебаний, т. е. их энергией. Она определяет яркость цвета.

Световые волны отличаются, в-третьих, формою световой волны, получающейся в результате смешения между собой световых волн

21Майкапар С. М. Музыкальный слух. Его значение, приро­да и особенности и метод правильного развития. М., 1900. С. 214—215.

253

различных длин. Форма световой волны обусловливает насыщенность цвета.

Предметы, не испускающие собственного света, отражают неко­торую часть падающего на них света и поглощают остальную его часть. Если все световые лучи поглощаются в тех же отноше­ниях, в каких они даны в спектре, то такое поглощение называется

неизбирательным. Если световые лучи поглощаются в иных отно­шениях, чем они представлены в спектре, то такое поглощение называется избирательным.

Число, выражающее отношение количества поглощенных поверх­ностью световых лучей к количеству падающих на нее лучей, назы­вается коэффициентом поглощения. Число, выражающее отноше­ние количества отраженных поверхностью световых лучей к коли­честву падающих на нее лучей, называется коэффициентом отраже­ния. Поверхность, почти не отражающая падающего на нее света, имеет черный цвет. Поверхность, почти целиком отражающая падаю­щий на нее свет, имеет цвет белый. Цветная поверхность отражает волны различной длины. Поэтому каждая цветная поверхность имеет свой спектр отражения.

Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет «вообще», а цвет опреде­ленных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т. д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия (см. дальше), в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.

Ощущение цвета

Все воспринимаемые глазом цвета могут быть под­разделены на две группы: ахроматические и хро­матические. Ахроматическими цветами называ­ется белый, черный и все располагающиеся между ними оттенки се­рого цвета; они отличаются друг от друга только светлотой. Все ос­тальные цвета — хроматические; они отличаются друг от друга цве­товым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон — это то специфическое качество, которым один цвет, например красный, отличается от любого другого — синего, зеленого и т. д. при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины воздействующей на глаз световой волны.

Светлота — это степень отличия данного цвета от черного. Наи­меньшей светлотой обладает черный, наибольшей — белый цвет. Светлота зависит от коэффициента отражения. Коэффициент отраже­ния равен единице минус коэффициент поглощения. (Например, поверхность черного бархата поглощает 0,98 световых лучей и отра­жает 0,02 световых лучей). Чем больше коэффициент поглощения световых лучей какой-нибудь поверхностью и чем соответственно

254

меньше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе ее цвет к черному; чем меньше коэффициент поглощения какой-нибудь поверхности и соответственно больше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе ее цвет к белому.

От светлоты предметов следует отличать их яркость, которая зависит от энергии световой волны, или амплитуды ее колебаний. Яркость характеризуется произведением освещенности на коэф­фициент отражения. Освещенность же предметов характеризуется количеством лучистой энергии, падающей в течение одной секунды на единицу поверхности. Светлота — цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражае­мой от данной поверхности. Это количество лучистой энергии за­висит от двух причин: с одной стороны, от коэффициента отражения от данной поверхности, а с другой — от количества лучистой энер­гии, падающей на данную поверхность. Поэтому яркость сильно осве­щенного черного бархата может быть больше яркости белой бумаги, находящейся в тени.

Насыщенность — это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражае­мому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны.

Глаз чувствителен к ничтожным количествам лучистой энер­гии. Так, например, при достаточной темновой адаптации глаз ви­дит (аппаратом палочек) на расстоянии 1 км свет, сила которого может быть выражена тысячными долями свечи при полной про­зрачности атмосферы (нижний порог). Чувствительность аппарата колбочек меньше.

Верхним порогом цветоощущения является та яркость света, кото­рая «ослепляет» глаз. Эта величина в значительной мере зависит от степени адаптации глаза, от размера слепящего пятна и т. д. Слепящая яркость при размере слепящего поля в 4° равна 2254 кд/м2.

Побочные раздражители в некоторых случаях изменяют харак­тер зрительной чувствительности. Согласно экспериментальным данным С. В. Кравкова, звук повышает чувствительность глаза к зеленым и синим лучам и понижает чувствительность глаза к оранжевым и красным лучам.

Чувствительность глаза к световым волнам различной длины не одинакова. Наиболее яркими кажутся человеческому глазу лучи, длины волн которых соответствуют желто-зеленой части спект­ра (556

мм). В сумерки наиболее ярким кажется не желто-зеленый цвет, а зеленый цвет, имеющий длину волны 510 нм. С наступлением

22См.: Кравков С. В. Глаз и его работа. М., 1936.

255

темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют. Это явление носит название явления Пуркинье.

Общее количество различаемых глазом цветных тонов макси­мальной насыщенности доходит до 150.

Смешение цветов. Воспринимаемые нами в природе цвета полу­чаются обычно в результате воздействия на наш глаз волн различ­ной, а не одной какой-нибудь длины. Эти различные волны, совмест­но воздействуя на глаз, и порождают тот или иной видимый нами цвет. Видимые нами в естественных условиях цвета являются, таким образом, результатом

смешения цветов.

На основе работ И. Ньютона Г. Грассманом были выведены сле­дующие основные законы смешения цветов.

Первый закон. Для каждого хроматического цвета имеется другой цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов называются дополнительными. Допол­нительными цветами являются: красный и голубо-зеленый; оран­жевый и голубой; желтый и индиго-синий; желто-зеленый и фиоле­товый; зеленый и пурпурный.

Второй закон. Смешивая два цвета, лежащие ближе друг к дру­гу, чем дополнительные, можно получить любой цвет, находящийся в спектре между данными двумя цветами.

Третий закон. Две пары одинаково выглядящих цветов дают при смешении одинаково выглядящий цвет, независимо от различий в физическом составе смешиваемых цветов. Так, серый цвет, получен­ный от смешения одной пары дополнительных цветов, ничем не отличается от серого цвета, полученного от любой другой пары.

Говоря о смешении цветов, разумеют прежде всего оптическое смешение, возникающее в результате того, что различные цветовые раздражители одновременно или в очень быстрой последователь­ности раздражают один и тот же участок сетчатки.

Помимо этого смешения цветов, надо учесть еще пространствен­ное смешение цветов, которое получается при восприятии различных цветов не во временной, а в пространственной смежности.

Если посмотреть на определенном расстоянии на небольшие, соприкасающиеся друг с другом цветные пятна, то эти пятна сольют­ся в одно пятно, которое будет иметь цвет, получившийся от смешения этих малых цветовых пятен. Причиною слияния цветов является светорассеяние и другие явления, возникающие вследствие несовершенства оптической системы человеческого глаза. Вследствие этого несовершенства границы цветных пятен размываются, и два или более цветных пятна раздражают одно и то же нервное оконча­ние сетчатой оболочки. В силу этого, когда мы смотрим, например, на какую-нибудь ткань в мелких цветных полосках или крапинках, она нам кажется одноцветной, окрашенной в цвет, получающийся в результате смешения различных представленных в ней цветов. На этом пространственном смешении цветов основывается впечатле­ние, которое производят ткани, сплетенные из разноцветных нитей.

256

На этом же пространственном смешении цветов основывается и эффект, которым пользуются художники-пуантилисты (от слова pointe — точка) и импрессионисты, когда они дают цвет поверхностей посредством цветных точек или пятен.

Эксперименты Б. М. Теплова показали, что законы этого пространственного смешения цветов, имеющего большое применение в живописи и в ткацком деле, те же, что и законы оптического смешения цветов.

Существенный интерес представляет и так называемое

бинокуляр­ное смешение цветов.

Бинокулярным смешением цветов называется получение некото­рого третьего цвета в результате раздражения каждого из глаз раз­личными цветами. Если смотреть одним глазом на один цвет, а другим глазом на другой цвет, то мы увидим некоторый третий цвет, получившийся от бинокулярного смешения обоих цветов. Однако если оба цвета весьма несходны друг с другом (в особен­ности по светлоте), то бинокулярного смешения цветов не возникает, а получается своеобразная игра, в которой оба цвета восприни­маются поочередно. Это последнее явление называется борьбой полей зрения.

Если поверхность не является абсолютно гладкой, то ее микро­рельеф можно рассматривать как большое число плоскостей, повер­нутых к наблюдателю под разными углами. Так как для правого и левого глаза углы различны и так как под разными углами зрения цвет поверхности изменяется, то возникает «бинокулярное смешение цветов» или же борьба полей зрения, создающая специфическое ощущение мерцания, блеска и колебания цвета в зависимости от микрорельефа поверхности. Восприятие фактуры обусловлено в зна­чительной степени именно описанными явлениями. Фактура тканей — бархата, шелка, полотна, шерсти — воспринимается в специфичес­ком качестве, представляющем комплекс ощущений, возникающих вследствие бинокулярного смешения цветов и борьбы полей зрения в каждой отдельной точке воспринимаемой поверхности. Восприятие природы насыщено этими ощущениями, которые придают особую динамичность, игру и живость нашим зрительным образам.

Психофизиологические закономерности. В зрительных ощуще­ниях отчетливо проявляются все основные психофизиологические закономерности рецепторной деятельности — адаптация, контраст­ность, последействие, так же как и взаимодействие.

Адаптация глаза заключается в приспособлении глаза к воздей­ствию световых раздражителей. Различают темновую адаптацию (адаптацию к темноте), световую (адаптацию к свету) и цветовую (адаптацию к цвету).

Темновая адаптация возникает вследствие того, что в темноте воз­растает концентрация зрительного пурпура. Это влечет за собой по­вышение чувствительности глаза к световым раздражениям. Чувстви­тельность глаза может быть увеличена благодаря темновой адапта-

257

ции более чем в 200 000 раз (после одного часа пребывания в темно­те). Увеличение чувствительности глаза продолжается в течение 24 часов пребывания в темноте, однако темновую адаптацию можно считать установившейся уже после 60—80 минут пребывания в ней. После длительного пребывания в темноте при переходе на свет опять-таки яркий свет сначала слепит глаз, и мы плохо видим окру­жающее. Затем, в результате адаптации глаза к свету, мы начинаем видеть нормально. (…) Световая адаптация заключается в пониже­нии чувствительности глаза под влиянием света.

Цветовая адаптация, или цветовое приспособление, выражается в понижении чувствительности глаза к определенному цветному раздражителю вследствие продолжительности его действия. Она не бывает столь значительна, как световая, но зато увеличивается ско­рее. Согласно данным С. В. Кравкова, наиболее адаптирующим глаз является сине-фиолетовый, средним — красный и наименее адапти­рующим глаз — зеленый цвет.

Как возникновение ощущения, так и его исчезновение не проис­ходит внезапно и одновременно с окончанием действия раздражи­теля. Необходимо некоторое время на соответствующий фотохими­ческий процесс. Поэтому после прекращения действия раздражителя в глазу остается «след», или последействие, раздражения, которое дает «последовательный образ». Когда этот след соответствует по светлоте и цветовому тону первоначальному ощущению, он называ­ется положительным последовательным образом, когда же он изме­няется в обратных отношениях, он называется отрицательным после­довательным образом.

Вследствие различного характера адаптации отдельных участков сетчатой оболочки глаза возникает явление последовательного кон­траста.

Под последовательным контрастом разумеются временные изме­нения в цветовом ощущении, которые возникают вследствие предва­рительного действия на определенные участки глаза световых раздра­жителей. Последовательный контраст представляет собой по суще­ству отрицательный последовательный образ. Последовательный контраст может быть световым.

Контрастные цвета близки к дополнительным цветам, однако от них отличаются.

Весьма существенное отличие контрастных цветов от дополни­тельных проявляется в том, что дополнительные цвета взаимны. Это значит, что если цвет «а» есть дополнительный к цвету «б», то и цвет «б» есть дополнительный к цвету «а». Контрастные цвета не взаимны: например, к желтому цвету контрастным цветом является фиолетовый, а к фиолетовому контрастным цветом явля­ется не желтый, а зеленовато-желтый цвет. Причины отличия кон­трастных цветов от дополнительных окончательно не выявлены.

Контрастные цвета возникают не только на белом фоне, но и на всяком другом. Если контрастные цвета проецируются на цветную по-

258

верхность, то возникает сложение данного контрастного цвета с цве­том поверхности, на которую контрастный цвет проецируется. Под одновременным контрастом разумеется изменение в цвете, вызванное его соседством с другим цветом. Этот соседний цвет индуцирует на данном поле контрастный цвет. В условиях одновременного контра­ста одно из полей является индуцирующим, а другое индуци­руемым.

Так как цвета влияют друг на друга взаимно, то каждое поле одновременно влияет на другое и подвергается само влиянию этого соседнего поля.

Подобно последовательному контрасту, одновременный контраст может быть световым и цветовым. Серые квадраты на белом фоне кажутся темнее, чем те же серые квадраты на черном фоне. На красном фоне серый квадрат кажется зелено-голубым, тот же серый квадрат на синем фоне кажется оранжевым.

Исследования показали, что одновременный контраст объясня­ется явлением автоконтраста или автоиндукции23. Это явление заключается в том, что при возбуждении сетчатки глаза светом, одновременно с прямым процессом, стимулирующим ощущение дан­ного цвета, возникает «обратный» процесс, стимулирующий ощуще­ние цвета, контрастного данному: на каждый цвет накладывается контрастный к нему цвет. При этом автоконтраст от цвета освещения значительно сильнее, чем от «собственного цвета» поверхности. Явле­ние одновременного контраста объясняется распространением (ир­радиацией) «обратного процесса» на смежные участки сетчатки, не раздраженные данным световым потоком. В том случае, когда одно­временный контраст возникает к цвету фона, он объясняется явле­нием автоконтраста к цвету фона. В том случае, когда цветная поверхность освещена одним и тем же цветным светом, один и тот же контрастный цвет может быть назван каким угодно воспринимаемым цветом поверхности. С другой стороны, одинаково выглядящие цвета при освещении различными источниками света вызывают различные контрастные цвета, обусловленные цветным светом, освещающим экран. Следовательно, одинаково выглядящие цвета могут вызвать контрастный цвет, имеющий любой тон спектра.

Таким образом, одинаково выглядящие цвета, освещенные раз­личными источниками света, вызывают неодинаково выглядящие контрастные цвета, обусловленные в основном не воспринимаемым цветом поверхности, а цветным светом, освещающим данную поверх­ность.

Из этого положения следует, что глаз является анализатором, дифференцирующим свет, падающий на данную поверхность, и свет, отраженный данной поверхностью. Таким образом, одновременный контраст возникает на основе индукции от света.

23 См.: Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1940. Т. XXXIV. С. 20 и далее.

259

Аналогичные явления возникают при восприятии природы в естественных условиях. Отражения цветного света от зеленой листвы, от цветной поверхности и т. д. вызывают резко выраженные контраст­ные цвета, которые несравнимо сильнее, чем контрасты от самих окрашенных поверхностей.

Для объяснения явлений одновременного контраста существовали две теории — Г. Гельмгольца и Э. Геринга.

Гельмгольц считал, что явления одновременного контраста могут быть частично сведены к процессу адаптации, возникающему вследствие нестрогой фиксации глаз. В тех же случаях, когда условия фиксации глаз строго соблюдались, Гельм­гольц объясняет явления одновременного контраста ошибочными суждениями.

С точки зрения, которую защищал Геринг, одновременный контраст является результатом взаимодействия раздраженных мест сетчатой оболочки глаза.

Против теории Гельмгольца говорят следующие эксперименты Геринга: если смотреть через красное стекло одним глазом, а через синее стекло другим глазом на серую полосу, изображенную на белом фоне, и фиксировать взгляд на точке, лежащей несколько ближе к наблюдателю, чтобы увидеть серую полосу раздвоен­ной, то наблюдатель увидит на фиолетовом фоне голубо-зеленую и оранжевую полосы. В данном случае воспринимается фон одного цвета, но вследствие влияния красного и синего цвета одна и та же серая полоса правым и левым глазом воспри­нимается по-разному — контрастно к цвету стекла.

Против теории Гельмгольца говорят и эксперименты, в которых цвета одновремен­ного контраста смешивались со смежными цветами, как и объективно существующие цвета, подчиняясь в этом случае законам смешения цветов. Изменения в контрастном цвете в этих экспериментах возникали не к воспринимаемому цвету, а к цветному свету, о присутствии которого испытуемые даже не подозревали. Следовательно, ни о каком влиянии «суждений» в данных экспериментах не могло быть и речи. Объяснение цветного контраста, по данным этих исследований, заключается в том, что на каждый цвет накладывается контрастный к нему цвет. Однако в некоторых случаях явления одновременного контраста усиливаются и ослабляются вследствие влияния центральных факторов. Так, одновременный контраст зависит в определенной мере от разделения формы на части; одновременный контраст распространяется на всю воспринимаемую фигуру, как бы «разливаясь» по ней, если она не расчленена. Но достаточно разбить эту фигуру на какие-либо две части, чтобы линия, разделяющая фигуру на две, явилась преградой для распространения контраста. Целый ряд опытов подтверждает это положение.

Когда индуцируемое поле является частью какой-либо цельной фигуры, контраст возрастает. Напротив, обособленность полей уменьшает действие контраста.

Чем ближе расположены друг от друга две поверхности, имеющие различные цвета, тем сильнее их влияние друг на друга. Особенно сильное влияние одновремен­ного контраста возникает на границе сопротивляющихся полей (так называемый краевой контраст).

Изменение цвета вызывается не только контрастным воздействием другого цвета, но и рядом других факторов. В частности, цвета изменяют свой цветной тон, светлоту и яркость на расстоянии в зави­симости от величины угла, под которым воспринимается данная цветовая поверхность. Это изменение зависит от фона, на котором цвета воспринимаются, причем изменение цветов возникает не только на цветных фонах, но также на черном и белом. Эксперименты показали, что для каждого фона имеется своя кривая изменения цвета, воспринимаемого под малым углом зрения.

Так, на белом фоне под малым углом зрения все цвета имеют тенденцию сдвигаться по направлению к двум «положительным

260

критическим точкам», одна из которых находится в крайней видимой красной части спектра, а другая — между зеленым и голубым цве­тами спектра. Вследствие этого на белом фоне желтые, оранжевые, пурпуровые и фиолетовые цвета краснеют, а желто-зеленые, зеленые и синие — голубеют. Вместе с тем синие, а также фиолетовые и голу­бые цвета заметно темнеют на белом фоне24.

Еще тысячу лет назад великие мастера живо­писи, создавая произведения искусства, интуи­тивно учитывали изменения цвета на расстоя­нии и добивались замечательных эффектов. Например, основной желто-зеленый тон неко­торых византийских мозаик, выполненных более тысячи лет назад, при рассмотрении вблизи кажется условным, а мозаики неприят­но схематичными, но при восприятии на рас­стоянии они превращаются в образцы реа­листического искусства. Мастера Средней Азии создали в IV в. н. э. цветные орнаменты, которые вовсе не меняют на расстоянии свой цвет. Из более близких нам мастеров X. Рем­брандт пользовался в своих картинах анало­гичными эффектами.

Раскрытие закономерностей изменения цветовых систем на расстоянии приобре­тает особенно большое значение для монументальной живописи, которая при архи­тектурных сооружениях крупных масштабов должна быть рассчитана на восприятие на больших расстояниях.

Теория цветоощущения

Для объяснения цветового зрения, истинная природа которого экспериментально изучена плохо, имеется несколько теорий. Основными из них является теория Юнга — Гельмгольца25 и теория Э. Геринга.

Согласно теории Юнга — Гельмгольца, зрительное ощущение возникает вслед­ствие некоторого фотохимического процесса, выражающегося в распаде трех гипоте­тических светочувствительных веществ, каждое из которых обладает своим спектром поглощения. Распад молекул освобождает ионы, которые при известных условиях стимулируют нервное возбуждение.

Гельмгольц допускает существование в зрительном аппарате трех типов нервных волокон. Отдельные возбуждения этих волокон дают ощущения максимально насы­щенных красного, зеленого и фиолетового цветов. Обычно свет действует не на одно, а на все три нервных волокна. Различию нервных волокон соответствует различие в мозговых центрах и различие в воспринимающих аппаратах. В случае палочкового зрения возникает фотохимический процесс выцветания зрительного пурпура. В случае колбочкового зрения предполагается, что возникает аналогичный процесс, хотя экспе­риментально существование трех светочувствительных веществ еще не установлено. Каждый монохроматический цвет возбуждает два или большей частью три цветочувствительных вещества.

Ощущение красного цвета вызывается возбуждением красного и отчасти зеленого вещества и т. д. (…)

24 См.: Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтере­ва. 1938. Т. IX. С. 15 и далее.

25 Разработанная Г. Гельмгольцем теория была впервые пред­ложена Т. Юнгом в 1802 г. и получила дальнейшее развитие в ионной теории (П. П. Лазарев).

261

Чем сильнее возбуждение одного из цветочувствительных веществ по отношению к возбуждению двух других цветочувствительных веществ, тем сильнее насыщенность цвета. Чем слабее различие по интенсивности между всеми тремя возбуждениями, тем менее насыщенным является цвет. При уменьшении интенсивности всех трех возбуж­дений уменьшается светлота цвета. При каждом изменении в соотношениях интенсив­ности возбуждения цветочувствительных веществ возникает новое качество ощущения. Благодаря этому при наличии всего трех основных возбуждений человеческий глаз раз­личает несколько сот тысяч цветов, отличающихся по цветному тону, светлоте и насы­щенности. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих веществ не возбуждается вовсе.

Дополнительными являются цвета, которые при своем смешении вызы­вают равное возбуждение всех трех веществ, т. е. вызывают ощущение белого цвета.

При утомлении глаза каким-либо цветом изменяются соответствия в силе каждого из трех процессов, вызывающих ощущение цвета. Благодаря этому изменяется чувствительность глаза к световым волнам различной длины. Этим, по теории Юнга — Гельмгольца, объясняется явление адаптации и последовательного контраста.

Э. Геринг предложил другую теорию цветоощущения. Он считает, что в глазу имеется три цветочувствительных вещества — бело-черное, красно-зеленое и желто-синее. Диссоциация веществ вызывает ощущения белого, красного и желтого, а ас­симиляция вызывает ощущения черного, зеленого и синего.

Помимо теорий Юнга — Гельмгольца и Геринга существуют еще и другие многоступенные теории зрения, построенные на учете не только периферических, но и центральных процессов. По Г. Э. Мюллеру, существуют первичные процессы Р1, Р2иР3.Первичные процессы соответствуют трем основным возбуждениям теории Гельмгольца. Вторичные хроматические процессы имеют промежуточный характер и протекают также в сетчатой оболочке глаза, причем эти вторичные процессы, в соответствии с теорией Геринга, попарно связаны между собой. Центральных возбуждений, по Мюллеру, шесть: красное, желтое, зеленое, синее, белое и черное. Аналогичную схему предлагает также и Т. Шьелдерупп.-Эббе.

Согласно теории X. Лэдд-Франклин, на первой стадии филогенетического разви­тия зрение было ахроматическим, затем произошла дифференциация, и зрение стало дихроматическим, т. е. наш глаз стал различать синие и желтые цвета. На последней, третьей, стадии развития дихроматическое зрение сделалось трихроматическим, т. е. глаз стал различать вместо желтого два цвета — красный и зеленый. С этой точки зрения, явление цветослепоты есть возврат ко второй стадии развития глаза, когда орган зрения был дихроматическим.

Как показали опыты Л. А. Шварц, предварительное слабое раздражение глаза тем или иным цветом может повлечь за собой повышение чувствительности к другому цвету в 2—3 раза на срок до получаса. Ею было установлено, что подобная сенсиби­лизация имеет место только для дополнительных цветов: красный — зеленый и жел­тый — синий, причем красный и желтый цвета оказывают значительно более сильное сенсибилизирующее действие, чем зеленый и синий. Сенсибилизация имеет место и при воздействии красным и желтым цветом на другой глаз и при мысленном воспроиз­ведении этих цветов, в то время как зеленый и синий такого эффекта не дают. Это, по-видимому, связано с различной локализацией цветов и филогенетическим возрастом соответствующих участков мозга.

studfiles.net

Зрительные ощущения | Мир психологии и саморазвития

Около 90 % всей информации окружающего мира мы воспринимаем с помощью зрения. Именно зрительные ощущения дают нам наиболее совершенное и подлинное восприятие предметов.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия на зрительный анализатор электромагнитных волн длиной от 390 до 780 нм. Раздражитель, в виде электромагнитной волны высокой частоты, формирует изображение предмета (образ) на сетчатке глаза, проходя через прозрачную роговицу, белковую оболочку, сосудистую оболочку, радужку и хрусталик.

Сетчатка глаза состоит из совокупности фоторецепторов двух типов: колбочек (дневное зрение) и палочек (ночное зрение). Колбочки обеспечивают ощущение цвета и формы предметов, а палочки, являясь более чувствительными элементами, реагируют на параметры яркости света. Стоит отметить, что в темное время суток, при плохой освещенности объектов, электромагнитные волны в большей степени воспринимаются палочками, в связи с этим восприятие мира преобладает в серых оттенках.

Окружающая нас реальность отражается в сознании человека различной цветовой гаммой – это происходит в связи с тем, что зрительные ощущения всегда обладают цветовым качеством. Ощущаемые нами цвета подразделяются на  две группы: ахроматические (белый, черный, серый) и хроматические (красный, синий, зеленый и др.).

Зрительный анализатор человека способен различать до 300 оттенков ахроматических цветов и десятки тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях. Ароматическим цветом обладают объекты, которые равномерно отражают волны различной длины. Объекты, способные отражать электромагнитные волны только определенной длины, при этом поглощая остальные волны, обладают хроматическими цветами.

Характеристики процессов зрительных ощущений:

  1. Цветовая чувствительность глаза. Одной из характеристик зрительных ощущений выделяют цветовую чувствительность глаза, которая представляет собой нормальное распределение или кривую Гаусса от 390 до 700 нм, где максимум – 550нм. Субъективно более ярко человек воспринимает желтые и зеленые цвета, при этом красный и синий – более тускло.

Цветовая чувствительность подвержена суточным колебаниям, в связи с чем, в период с 13:00 до 15:00 человек воспринимает более яркие зрительные ощущения, а с 23:00 до 3:00 цветовая чувствительность снижается. Интересным является тот факт, что звук способен оказывать влияние на электрическую чувствительность глаза. С.В. Кравков доказал, что звук повышает чувствительность глаза к зеленым и синим лучам, и понижает — к оранжевым и красным.

  1. Острота зрения характеризуется минимальным расстоянием между двумя объектами, с которого данные объекты не сливаются в один. Различать мелкие детали объектов человеку позволяет пространственный порог зрения, который изменяется в течение суток.
  2. Латентный период зрительной реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Этот параметр зависит от интенсивности сигнала, его значимости, возраста индивида. В среднем латентный период равен 160-240 мс.
  3. Критическая частота мелькания (КЧМ) — минимальная частота дискретно появляющихся световых сигналов («проблесков»), при которой возникает ощущение их слитности. Этот параметр определяется яркостью сигнала, размером источника света и его конфигурацией. Обычно КЧМ равна 15-25 Гц. При этом инерция зрения выражается в отставании возникновения и исчезновения зрительного ощущения от воздействия светового раздражителя.

В реальной жизни зрительные ощущения человека не изолированы друг от друга, и находятся в связи с другими ощущениями. Мы не видим оптических образов в пространстве, а воспринимаем окружающие нас тела с их разнообразными чувственными свойствами, которые в свою очередь вызывают определенные эмоциональные и мысленные реакции у человека.

Однако не только целостные образы явлений способны оказывать воздействие на человека, восприятие определенных цветов может или возбуждать, или успокаивать нервную систему. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с дру­гой — ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Более подробно узнать о влиянии тех или иных цветов вы можете, изучив наши статьи в разделе «Цветотерапия».

world-psychology.ru

фантазии и реальность / Habr

В голове современного образованного человека существует такая «пуля» как миф о том, что у него есть пять чувств и опциональное шестое – непостижимое.

Обычно в этот список пяти чувств включают зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.


Отдельно выделяют из них зрение и слух и отмечают, что это главные поставщики информации в мозг. Так ли это? И что от нас скрывали долгие годы?

На самом деле чувств, отражающих объективную реальность у человека намного больше, и вы об этом давно догадываетесь.

Итак, попробуем составить расширенный список чувств и тех видов чувствительности, которые есть в нашем организме.

  1. Зрение
  2. Слух
  3. Обоняние
  4. Осязание
    • Двумерно-пространственное чувство
    • Дискриминационная чувствительность
    • Чувство давления на опору
  5. Вкус
  6. Суставно-мышечное чувство
  7. Вибрационная чувствительность
  8. Вестибулярный аппарат
    • Чувство равновесия
    • Ориентация головы относительно силы притяжения
    • Чувство ускорения
  9. Болевая чувствительность
  10. Температурная чувствительность


И это только те чувства, которые явно можно распознать сознательно! Далеко не полный спектр чувств, но достаточный для того, чтобы в пух и прах разбить миф о пяти чувствах.

Мало того, по мнению нашего организма, основным чувством, под обработку которого заточен наш мозг, является далеко не зрение. При сравнении суммарной толщины нервных волокон зрительного нерва с суммарной толщиной проводящих волокон глубокой чувствительности окажется, что зрительные нервы тоньше в, примерно, 2 раза.

Глубокая чувствительность (суставно-мышечное чувство, вибрационная чувствительность и чувство давления на опору) даёт в 4 раза больше информации (площадь поперечного сечения проводника пропорциональна квадрату толщины), чем широко распиаренная роль зрения!

Миф о пяти чувствах – тяжёлое наследие христианского мировоззрения, отделяющего бренное тело от духовной реальности. Игнорирование остальных чувств в нашей культуре приводит к широкому распространению нарушений осанки, хроническим мышечным зажимам и хроническим болям от неумения правильно использовать своё тело.

В силу воспитания, концентрируя своё внимание вовне (а «стандартные» 5 чувств относятся к реальности внешнего мира), мы отключаем сознательное восприятие внутренней реальности.

Чем чреват такой перекос?

Во-первых, поддержание качества движений и позы отдаётся на откуп автоматическим реакциям. Без сознательного контроля эти реакции обедняют репертуар движений, приводят к закреплению привычной позы и выражения лица. Со временем хронические мышечные зажимы приводят к появлению хронических болей. Обезболивающие препараты занимают первые позиции в списках наиболее популярных лекарств в аптеках. Доходит до афоризмов вроде: «Если тебе после 40 лет ничего не болит, то ты уже в раю»…

Во-вторых, человек отрывается от реальности происходящего здесь и сейчас. Тела нет в прошлом или будущем, оно находится только в настоящем. Сознательное внимание к процессам, происходящим в теле, создаёт якорь, позволяющий начать жить здесь и сейчас, там, где чувственная реальность создаёт максимум удовлетворения от жизни.

В-третьих, человек без якоря ощущения своего тела, плохо понимает свои внутренние потребности и часто идёт на поводу внешних влияний, навязываемых окружением. Достижение не своих целей приносит много разочарований и мало радости.

Вспомните наиболее радостные моменты своей жизни, и соотнесите с расширенным списком чувств. Вспомните восторг от каруселей и американских горок. Тающую негу от профессионального релаксирующего массажа. Внутреннюю собранность и эйфорию при ускорении мощной машины. Интерес и азарт при прыгании с камня на камень на берегу моря. Невесомость во время плавания. Контраст тепла и холода во время банных процедур…

Опираясь только на часть чувств, быть целостным человеком невозможно. Целостные люди такие же, как и все, просто они однажды смогли почувствовать что-то внутри себя.

Легко ли вернуть чувство себя? – Относительно легко, если ваши убеждения позволяют отвлечься от внешней реальности и заняться собой. Для начала попробуйте несколько минут в день обращать внимание на точки опоры тела, как тело меняет опору при движении, сидении, лежании.

P.S. Больше уроков на развитие глубоких видов чувствительности можно найти в моей серии статей на Гиктаймсе, посвящённых туннельным синдромам верхней конечности. Можно начать со второй статьи.

P.P.S. По поводу ссылки — она ведет на захабренную статью на Гиктаймсе о снятии напряжения с надплечий, 20К+ просмотров, 231 помещения в избранное. Метод проверен пользователями Гиктаймса на себе. Ни один пользователь при этом не пострадал.

habr.com

📌 зрительное чувство


зрительное чувство

sense of sight, sense of vision

Russian-english psychology dictionary. 2013.

  • зрительное утомление
  • зрительный

Look at other dictionaries:

  • ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЧУВСТВО — ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, общее название очень сложной совокупности сенсорно моторных механизмов, обеспечивающих субъекту •ориентировку в пространстве. П. ч; нельзя поставить наряду с чувством зрения, осязания, слуха и т. д., поскольку оно не… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Украшения* — (Schmuck нем., parure франц.) термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приемы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Украшения — (Schmuck нем., parure франц.) термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приемы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Украшение — Образцы традиционных африканских женских украшений в Кунсткамере (Санкт Петербург) Украшение  явление (действие) или предмет, воспринимаемые человеком или …   Википедия

  • Чувствование — обозначение одного из трех наиболее общих классов душевных явлений (интеллект, Ч., воля). Психология Ч. разработана гораздо меньше психологии познания, и самый термин Ч. дает повод к глубоким разногласиям: 1) иногда словом чувство, чувствование… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… …   Энциклопедия Кольера

  • восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения …   Большая психологическая энциклопедия

  • Осязание — представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам. Кожа в этом случае играет роль специального органа чувства (см. Кожа). К О. относят чувства прикосновения, чувства давления, составляющие в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Удовольствие —         Стремление к удовольствию вообще: желание, внутренняя потребность в чем то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое требует разрешения и переживается в основном как нечто приятное, стимулирующее …   Сексологическая энциклопедия

  • Головокружение (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Головокружение (значения). Головокружение Vertigo …   Википедия

psychology_ru_en.enacademic.com

зрительное чувство — это… Что такое зрительное чувство?


зрительное чувство

Aviation medicine: sense of sight, sense of vision, visual sense modality

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • зрительное утомление
  • зрительной системы

Смотреть что такое «зрительное чувство» в других словарях:

  • ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЧУВСТВО — ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, общее название очень сложной совокупности сенсорно моторных механизмов, обеспечивающих субъекту •ориентировку в пространстве. П. ч; нельзя поставить наряду с чувством зрения, осязания, слуха и т. д., поскольку оно не… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Украшения* — (Schmuck нем., parure франц.) термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приемы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Украшения — (Schmuck нем., parure франц.) термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приемы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Украшение — Образцы традиционных африканских женских украшений в Кунсткамере (Санкт Петербург) Украшение  явление (действие) или предмет, воспринимаемые человеком или …   Википедия

  • Чувствование — обозначение одного из трех наиболее общих классов душевных явлений (интеллект, Ч., воля). Психология Ч. разработана гораздо меньше психологии познания, и самый термин Ч. дает повод к глубоким разногласиям: 1) иногда словом чувство, чувствование… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… …   Энциклопедия Кольера

  • восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения …   Большая психологическая энциклопедия

  • Осязание — представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам. Кожа в этом случае играет роль специального органа чувства (см. Кожа). К О. относят чувства прикосновения, чувства давления, составляющие в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Удовольствие —         Стремление к удовольствию вообще: желание, внутренняя потребность в чем то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое требует разрешения и переживается в основном как нечто приятное, стимулирующее …   Сексологическая энциклопедия

  • Головокружение (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Головокружение (значения). Головокружение Vertigo …   Википедия

universal_ru_en.academic.ru

Интернет-урок по окружающему миру «Органы чувств человека»

Продолжаем серию Интернет-уроков по окружающему миру. Поговорим мы сегодня об органах чувств. Вероятно, в первый период существования жизни на Земле наша планета была для живых существ совершенно тёмным и беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, вкус, прикосновения, тепло и холод, приобретя тем самым осязание, обоняние, вкус. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасности…

Постепенно живым существам открывался мир красок и звуков. Животные начали приобре­тать защитную окраску, приучались тихо под­крадываться к добыче или затаиваться от врага. Всё совершеннее становилось их восприятие, всё разнообразнее — воспринимаемый ими мир кра­сок, звуков, запахов живой природы.

У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. За каждое из чувств отвечает специальный орган. Назовите их…

Верно, орган зрения — это глаз, орган слуха — ухо, орган вкус- язык, орган осязания — кожа и орган обоняния — нос. А теперь о каждом поподробнее.

Орган зрения — глаз

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.

Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем ми­ре. С его помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов, их движение.

Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаз очень важные орган и нуждается в защите. Брови и ресницы защищают его от пота и пыли.

Веки, подобно дворникам автомобиля. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. В этом им помогает омывающая роговицу слёзная жидкость.

Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму) или стекловидным телом. Заднюю стенку «яблока» выстилает чёрная плёнка — сетчатка.

Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка (радужка), именно ее цвет определяет цвет глаз. Радужка регулирует проникновение света внутрь глаза. В центре радужки — отверстие, которое называется зрачок. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз больше , а при ярком свете сужается.

За зрачком расположен хрусталик глаза, похожий на линзу. Проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки. Сетчатка  также важна для глаза, как плёнка для фотоаппарата. Она состоит из светочувствительных клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете.   

 А вы знаете, что в сетчатке два вида светочувствительных клеток. Одни различают цвета, но только при достаточном освещении. Другие воспринимают мир оттенках серого, но зато они более чувствительны к свету. Вот почему для нас «ночью все кошки серы».

Строение глаза с 4.05 до 7.24 и 10.09 до 11.09

 

А вы знаете, что…

  •  Вы смотрите с помощью мозга, а не глаз. Функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите. Это информация затем посылается в головной мозг. Вся информация анализируется в мозге.
  •  При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.
  • На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.
  • Простейшая гимнастика для глаз: «Бабочка». Часто-часто поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
  •  Человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например художника) до миллионна оттенков.
  • Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звёзды и луну. Они считают, что нет света, равного по силе солнечному. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе солнца. Но не следует смотреть на него в полдень.
  •  Компьютерами будущего можно будет управлять движениями глаз. А не мышью и клавиатурой, как сейчас.
  • Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

Это невероятно, но мозг можно обмануть…  такой обман называют  оптические иллюзии или обман зрения. Например, посмотрите на следующие картинки…

Они движутся? Но это только нам кажется, на самом деле, они просто нарисованы.

Орган слуха — ухо

Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.

Орган слуха – ухо, это второй по важности орган чувств человека. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

То, что мы обычно называем ухом, — это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой.

 За ней находится полость среднего уха со слуховыми косточками. Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки. Они усиливаются слуховыми косточками и передаются дальше — во внутреннее ухо (улитка), заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о звуке. 

Благодаря тому, что органов слуха два, мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится источник.

Во внутреннем ухе имеется орган равновесия (вестибулярный аппарат).

Чувство равновесия — это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если находиться долгое время на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение. Такое состояние называется морской болезнью.

А вы знаете, что…

  • Громкая музыка вредна для слуха. Это является проблемой не только на концертах, но и в ваших наушниках. Кстати, прослушивание музыки через наушники увеличивает число бактерий в 700 раз.
  • Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей.
  • Малейший звук, который вы может услышать составляет 0 децибел. Уровень громкости реактивного двигателя составляет 120 децибел. Если в течение 8-ми часов на вас воздействует 90 децибел и больше, это может повредить ваш слух. На рисунке показаны шкала с децибелами звука (мощность звука). Чем краснее шкала, тем выше децибелы, а значит звук опасный для слуха.

  • Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе. 


Орган обоняния — нос

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.

Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

А вы знаете, что если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.

Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Насчитывается до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Заметим, что до сих пор нет научной классификации запахов и они носят названия по тому веществу, которое их издает “травы”, “запах розы”, и т.д.

Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы орган обоняния, который расположен в самой верхней части носовой полости.

 А вы знаете, что…

  • У собаки в носу 230 миллионов обонятельных клеток, а у людей 10 – 11 миллионов, что в двадцать раз меньше. Тем не менее, собака не может найти то, что вообще не пахнет.
  • У людей самыми любимыми являются запахи свежего хлеба, свежескошенной травы и кофе. Запахи булок и кофе не только возбуждают аппетит, но и повышают желание покупать. Поэтому часто в больших магазинах пахнет кофе и свежей выпечкой.
  • Человек, который живет среди шумной цивилизации, не ощущает до 70% городских запахов. А вот, например, африканец, который живёт в дикой природе, способен уловить запах своего друга, прошедшего по лесной тропинке несколько часов назад.

Орган вкуса — язык

Эксперимент №1

Перед вами три стакана с желтоватой жидкостью? Что это может быть? Хватит ли вам ли вам органов чувств — зрения, слуха, носа? Если нет, попробуйте принять решение, что делать….

Верно, сок нужно попробовать, то есть какой включить орган чувств? Верно, это ВКУС.

На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.

Для начала выясним, ДЛЯ ЧЕГО человеку дано ощущать вкус?

Когда вы были совсем-совсем маленькими, вы были настоящими исследователями. Всё, что привлекает внимание младенцев, незамедлительно попадает в рот.

Таким образом, дети пытаются получить информацию о предметах, с которыми сталкивается. Уже младенцы способны распознавать вкус.

Вкус необходим человеку для того, чтобы распознавать химический состав любого вещества, который попадает внутрь. Значит, вкус — защитник организма. Вкус единственный орган чувства, от которого напрямую зависит наша жизнь!

Кстати, нашим далёким предкам любопытным казалось всё: вкус подсказывал, что можно есть, а что — нет.

Интуитивно первобытные люди выбирали сладкие фрукты, ведь в них много сахара, а значит много калорий. Калории- это топливо для организма. В соленой еде масса минералов, а вот продукты горькие и кислые, как правило, считались испорченными или ядовитыми.

А ещё вкус приносит радость.

А вы знаете, что даже корова выбирает себе более сочную траву.

Интересно, зачем получать удовольствие от еды?

А вы знаете, что самые лучшие ценители вкусной еды — …. тараканы. Они даже с большого расстояния, при помощи слюны, передают информацию о том, что лежит еда. Кстати, тараканы любят фруктовый сок.

Фото с katala.com

Вкус — это один из видов ощущений человека, с помощью которого он познаёт окружающий мир. Так почему же мы стремимся съесть особенно вкусное?

Оказывается, сначала человек начинает принимать еду из — за чувства голода. Голод — это реакция организма, заставляющая нас искать «топливо», чтобы выжить.

Затем умный мозг во время приёма пищи начинает вырабатывать дофамин — вещество, отвечающее за удовольствие. Пока еда поступает в организм, мы испытываем удовольствие, блаженства. После этого, у нас всегда будет еда ассоциироваться с удовольствием. Таким образом, мозг обезопасил наш организм, и мы время от времени ищем «что бы перекусить».

Органом вкуса является язык.

Как только пища касается языка, вкусовые рецепторы фиксируют информацию и через нервные импульсы информация поступает в кору головного мозга, где, словно в лаборатории, происходит распознавание вкуса.

Посмотрите на картинку… Что вы видите?…

Да, лимон. А какие у вас ощущения? Получается вкусы сохраняются в памяти!

Кстати, раньше люди думали, что язык змеи — это ядовитое жало.

Фото с topnauka.ru

Фото с phototopic.ru

На самом деле рептилии используют язык для тех же целей, что и мы — всё пробуют на вкус. Змея касается предмета и берёт пробу со всего, что ей кажется любопытным.

Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Язык распознает четыре основных оттенка вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый.

Кончик языка распознаёт сладкое, корень языка– горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.

Эксперимент №2

Попробуйте протереть насухо кончик языка и лизнуть сахар… Что чувствуете?… Ничего. А теперь намочите слюной ваш сахар на языке. Какие ощущения?

Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса.

Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения.

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Эксперимент №3

Орган осязания — кожа

Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.

Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов чувств? Оказывается, по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают.

Итак, мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

www.klass39.ru

Органы чувств

23

Органы чувств — это анатомические образования, которые воспринимают внешние раздражения (звук, свет, запах, вкус и др.), трансформируют их в нервный импульс и передают его в головной мозг.

Живой организм постоянно получает информацию об изменениях, которые происходят за его пределами и внутри организма, а также из всех частей тела. Раздражения из внешней и внутренней среды воспринимаются специализированными элементами, которые определяют специфику того или иного органа чувств и называются рецепторами.

Органы чувств служат живому организму для взаимосвязи и приспособления к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды и ее познания.

Согласно учению И. П. Павлова, каждый анализатор является сложным комплексным механизмом, который не только воспринимает сигналы из внешней среды, но и преобразует их энергию в нервный импульс, проводит высший анализ и синтез.

Каждый анализатор представляет собой сложную систему, которая включает следующие звенья: 1) периферический прибор, который воспринимает внешнее воздействие (свет, запах, вкус, звук, прикосновение) и преобразует его в нервный импульс; 2) проводящие пути, по которым нервный импульс поступает в соответствующий корковый нервный центр; 3) нервный центр в коре большого мозга (корковый конец анализатора). Все анализаторы делятся на два типа. Анализаторы, осуществляющие анализ и синтез окружающей среды, называются внешними или экстерорецептивны-ми. К ним относятся зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный и др. Анализаторы, осуществляющие анализ явлений, которые происходят внутри организма, называются внутренними или интерорецептивными. Они дают информацию о состоянии сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, органов дыхания и др. Одним из главных внутренних анализаторов является двигательный анализатор, который дает информацию в мозг о состоянии мышечно-суставного аппарата. Его рецепторы имеют сложное строение и расположены в мышцах, сухожилиях и суставах.

Известно, что некоторые анализаторы занимают промежуточное положение, например вестибулярный анализатор. Он находится внутри организма (внутреннее ухо), но возбуждается внешними факторами (ускорение и замедление вращательных и прямолинейных движений).

Периферическая часть анализатора превращает определенные виды энергии в нервное возбуждение, при этом для каждого из них существует собственная специализация (холод, тепло, запах, звук и т. д.).

Таким образом, при помощи органов чувств человек получает всю информацию об окружающей среде, изучает ее и дает соответствующий ответ на реальные воздействия.

Орган зрения

Орган зрения — один из главных органов чувств, он играет значительную роль в процессе восприятия окружающей среды. В многообразной деятельности человека, в исполнении многих самых тонких работ органу зрения принадлежит первостепенное значение. Достигнув совершенства у человека, орган зрения улавливает световой поток, направляет его на специальные светочувствительные клетки, воспринимает черно-белое и цветное изображение, видит предмет в объеме и на различном расстоянии.

Орган зрения расположен в глазнице и состоит из глаза и вспомогательного аппарата (рис. 144).

Рис. 144. Строение глаза (схема):

1 — склера; 2 — сосудистая оболочка; 3 — сетчатка; 4 — центральная ямка; 5 — слепое пятно; 6 — зрительный нерв; 7— конъюнктива; 8— цилиар-ная связка; 9—роговица; 10—зрачок; 11, 18— оптическая ось; 12 — передняя камера; 13 — хрусталик; 14 — радужка; 15 — задняя камера; 16 — ресничная мышца; 17— стекловидное тело

Глаз (oculus) состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. Глазное яблоко имеет округлую форму, передний и задний полюсы. Первый соответствует наиболее выступающей части наружной фиброзной оболочки (роговицы), а второй — наиболее выступающей части, которая находится латеральное выхода зрительного нерва из глазного яблока. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глазного яблока, а линия, соединяющая точку на внутренней поверхности роговицы с точкой на сетчатке, получила название внутренней оси глазного яблока. Изменения соотношений этих линий вызывают нарушения фокусировки изображения предметов на сетчатке, появление близорукости (миопия) или дальнозоркости (гиперметропия).

Глазное яблоко состоит из фиброзной и сосудистой оболочек, сетчатки и ядра глаза (водянистая влага передней и задней камер, хрусталик, стекловидное тело).

Фиброзная оболочка наружная плотная оболочка, которая выполняет защитную и светопроводящую функции. Передняя ее часть называется роговицей, задняя — склерой. Роговица это прозрачная часть оболочки, которая не имеет сосудов, а по форме напоминает часовое стекло. Диаметр роговицы — 12 мм, толщина — около 1 мм.

Склера состоит из плотной волокнистой соединительной ткани, толщиной около 1 мм. На границе с роговицей в толще склеры находится узкий канал — венозный синус склеры. К склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.

Сосудистая оболочка содержит большое количество кровеносных сосудов и пигмента. Она состоит из трех частей: собственной сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки. Собственно сосудистая оболочка образует большую часть сосудистой оболочки и выстилает заднюю часть склеры, срастается рыхло с наружной оболочкой; между ними находится околососудистое пространство в виде узкой щели.

Ресничное тело напоминает среднеутолщенный отдел сосудистой оболочки, который лежит между собственной сосудистой оболочкой и радужкой. Основу ресничного тела составляет рыхлая соединительная ткань, богатая сосудами и гладкими мышечными клетками. Передний отдел имеет около 70 радиально расположенных ресничных отростков, которые составляют ресничный венец. К последнему прикрепляются радиально расположенные волокна ресничного пояса, которые затем идут к передней и задней поверхности капсулы хрусталика. Задний отдел ресничного тела — ресничный кружок — напоминает утолщенные циркулярные полоски, которые переходят в сосудистую оболочку. Ресничная мышца состоит из сложнопереплетенных пучков гладких мышечных клеток. При их сокращении происходят изменение кривизны хрусталика и приспособление к четкому видению предмета (аккомодация).

Радужка — самая передняя часть сосудистой оболочки, имеет форму диска с отверстием (зрачком) в центре. Она состоит из соединительной ткани с сосудами, пигментных клеток, которые определяют цвет глаз, и мышечных волокон, расположенных радиально и циркулярно.

В радужке различают переднюю поверхность, которая формирует заднюю стенку передней камеры глаза, и зрачковый край, который офаничивает отверстие зрачка. Задняя поверхность радужки составляет переднюю поверхность задней камеры глаза, ресничный край соединяется с ресничным телом и склерой при помощи гребенчатой связки. Мышечные волокна радужки, сокращаясь или расслабляясь, уменьшают или увеличивают диаметр зрачков.

Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока — сетчатка плотно прилегает к сосудистой. Сетчатка имеет большую заднюю зрительную часть и меньшую переднюю «слепую» часть, которая объединяет ресничную и радужковую части сетчатки. Зрительная часть состоит из внутренней пигментной и внутренней нервной частей. Последняя имеет до 10 слоев нервных клеток. Во внутреннюю часть сетчатки входят клетки с отростками в форме колбочек и палочек, которые являются светочувствительными элементами глазного яблока. Колбочки воспринимают световые лучи при ярком (дневном) свете и являются одновременно рецепторами цвета, а палочки функционируют при сумеречном освещении и играют роль рецепторов сумеречного света. Остальные нервные клетки выполняют связующую роль; аксоны этих клеток, соединившись в пучок, образуют нерв, который выходит из сетчатки.

На заднем отделе сетчатки находится место выхода зрительного нерва — диск зрительного нерва, а латеральное от него располагается желтоватое пятно. Здесь находится наибольшее количество колбочек; это место является местом наибольшего видения.

В ядро глаза входят передняя и задняя камеры, заполненные водянистой влагой, хрусталик и стекловидное тело. Передняя камера глаза — это пространство между роговицей спереди и передней поверхностью радужки сзади. Место по окружности, где находится край роговицы и радужки, ограничено гребенчатой связкой. Между пучками этой связки расположено пространство радужно-роговичного узла (фонтановы пространства). Через эти пространства водянистая влага из передней камеры оттекает в венозный синус склеры (шлеммов канал), а затем поступает в передние ресничные вены. Через отверстие зрачка передняя камера соединяется с задней камерой глазного яблока. Задняя камера в свою очередь соединяется с пространствами между волокнами хрусталика и ресничным телом. По периферии хрусталика лежит пространство в виде пояска (петитов канал), заполненное водянистой влагой.

Хрусталик это двояковыпуклая линза, которая расположена сзади камер глаза и обладает светопреломляющей способностью. В нем различают переднюю и заднюю поверхности и экватор. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное, не имеет сосудов и нервов. Внутренняя его часть — ядро намного плотнее периферической части. Снаружи хрусталик покрыт тонкой прозрачной эластичной капсулой, к которой прикрепляется ресничный поясок (циннова связка). При сокращении ресничной мышцы изменяются размеры хрусталика и его преломляющая способность.

Стекловидное тело это желеобразная прозрачная масса, которая не имеет сосудов и нервов и покрыта мембраной. Расположено оно в стекловидной камере глазного яблока, сзади хрусталика и плотно прилегает к сетчатке. Сбоку хрусталика в стекловидном теле находится углубление, называемое стекловидной ямкой. Преломляющая способность стекловидного тела близка к таковой водянистой влаги, которая заполняет камеры глаза. Кроме того, стекловидное тело выполняет опорную и защитную функции.

Вспомогательные органы глаза. К вспомогательным органам глаза относятся мышцы глазного яблока (рис. 145), фасции глазницы, веки, брови, слезный аппарат, жировое тело, конъюнктива, влагалище глазного яблока.

Рис. 145. Мышцы глазного яблока:

А вид с латеральной стороны: 1 — верхняя прямая мышца; 2 — мышца, поднимающая верхнее веко; 3 — нижняя косая мышца; 4 — нижняя прямая мышца; 5 — латеральная прямая мышца; Б вид сверху: 1 — блок; 2 — влагалище сухожилия верхней косой мышцы; 3 — верхняя косая мышца; 4— медиальная прямая мышца; 5 — нижняя прямая мышца; 6 — верхняя прямая мышца; 7 — латеральная прямая мышца; 8 — мышца, поднимающая верхнее веко

Двигательный аппарат глаза представлен шестью мышцами. Мышцы начинаются от сухожильного кольца вокруг зрительного нерва в глубине глазницы и прикрепляются к глазному яблоку. Выделяют четыре прямые мышцы глазного яблока (верхняя, нижняя, латеральная и медиальная) и две косые (верхняя и нижняя). Мышцы действуют таким образом, что оба глаза поворачиваются согласованно и направлены в одну и ту же точку. От сухожильного кольца начинается также мышца, поднимающая верхнее веко. Мышцы глаза относятся к поперечнополосатым мышцам и сокращаются произвольно.

Глазница, в которой находится глазное яблоко, состоит из надкостницы глазницы, которая в области зрительного канала и верхней глазничной щели срастается с твердой оболочкой головного мозга. Глазное яблоко покрыто оболочкой (или теноновой капсулой), которая рыхло соединяется со склерой и образует эписклеральное пространство. Между влагалищем и надкостницей глазницы находится жировое тело глазницы, которое выполняет роль эластичной подушки для глазного яблока.

Веки (верхнее и нижнее) представляют собой образования, которые лежат впереди глазного яблока и прикрывают его сверху и снизу, а при смыкании — полностью его закрывают. Веки имеют переднюю и заднюю поверхность и свободные края. Последние, соединившись спайками, образуют медиальный и латеральные углы глаза. В медиальном углу находятся слезное озеро и слезное мясцо. На свободном крае верхнего и нижнего век около медиального угла видно небольшое возвышение — слезный сосочек с отверстием на верхушке, которая является началом слезного канальца.

Пространство между краями век называется глазной щелью. Вдоль переднего края век расположены ресницы. Основу века составляет хрящ, который сверху покрыт кожей, а с внутренней стороны — конъюнктивой века, которая затем переходит в конъюнктиву глазного яблока. Углубление, которое образуется при переходе конъюнктивы век на глазное яблоко, называется конъюнктивальным мешком. Веки, кроме защитной функции, уменьшают или перекрывают доступ светового потока.

На границе лба и верхнего века находится бровь, представляющая собой валик, покрытый волосами и выполняющий защитную функцию.

Слезный аппарат состоит из слезной железы с выводными протоками и слезоотводящих путей. Слезная железа находится в одноименной ямке в латеральном углу, у верхней стенки глазницы и покрыта тонкой соединительно-тканной капсулой. Выводные протоки (их около 15) слезной железы открываются в конъюнктивальный мешок. Слеза омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Движению слезы способствуют мигательные движения век. Затем слеза по капиллярной щели около края век оттекает в слезное озеро. В этом месте берут начало слезные канальцы, которые открываются в слезный мешок. Последний находится в одноименной ямке в нижнемедиальном углу глазницы. Книзу он переходит в довольно широкий носослезный канал, по которому слезная жидкость попадает в полость носа.

Проводящие пути зрительного анализатора (рис. 146). Свет, который попадает на сетчатку, проходит вначале через прозрачный светопреломляющий аппарат глаза: роговицу, водянистую влагу передней и задней камер, хрусталик и стекловидное тело. Пучок света на своем пути регулируется зрачком. Светопреломляющий аппарат направляет пучок света на более чувствительную часть сетчатки — место наилучшего видения — пятно с его центральной ямкой. Пройдя через все слои сетчатки, свет вызывает там сложные фотохимические преобразования зрительных пигментов. В результате этого в светочувствительных клетках (палочках и колбочках) возникает нервный импульс, который затем передается следующим нейронам сетчатки — биполярным клеткам (нейроцитам), а после них — нейроцитам ганглиозного слоя, ганглиозным нейроцитам. Отростки последних идут в сторону диска и формируют зрительный нерв. Пройдя в череп через канал зрительного нерва по нижней поверхности головного мозга, зрительный нерв образует неполный зрительный перекрест. От зрительного перекреста начинается зрительный тракт, который состоит из нервных волокон ганглиозных клеток сетчатки глазного яблока. Затем волокна по зрительному тракту идут к подкорковым зрительным центрам: латеральному коленчатому телу и верхним холмикам крыши среднего мозга. В латеральном коленчатом теле волокна третьего нейрона (ганглиозных нейроцитов) зрительного пути заканчиваются и вступают в контакт с клетками следующего нейрона. Аксоны этих нейроцитов проходят через внутреннюю капсулу и достигают клеток затылочной доли около шпорной борозды, где и заканчиваются (корковый конец зрительного анализатора). Часть аксонов ганглиозных клеток проходит через коленчатое тело и в составе ручки поступает в верхний холмик. Далее из серого слоя верхнего холмика импульсы идут в ядро глазодвигательного нерва и в дополнительное ядро, откуда происходит иннервация глазодвигательных мышц, мышц, которые суживают зрачки, и ресничной мышцы. Эти волокна несут импульс в ответ на световое раздражение и зрачки суживаются (зрачковый рефлекс), также происходит поворот в необходимом направлении глазных яблок.

Рис. 146. Схема строения зрительного анализатора:

1 — сетчатка; 2— неперекрещенные волокна зрительного нерва; 3 — перекрещенные волокна зрительного нерва; 4— зрительный тракт; 5— корковый анализатор

Механизм фоторецепции основан на поэтапном превращении зрительного пигмента родопсина под действием квантов света. Последние поглощаются группой атомов (хромофоры) специализированных молекул — хромолипо-протеинов. В качестве хромофора, который определяет степень поглощения света в зрительных пигментах, выступают альдегиды спиртов витамина А, или ретиналь. Последние всегда находятся в форме 11-цисретиналя и в норме связываются с бесцветным белком опсином, образуя при этом зрительный пигмент родопсин, который через ряд промежуточных стадий вновь подвергается расщеплению на ретиналь и опсин. При этом молекула теряет цвет и этот процесс называют выцветанием. Схема превращения молекулы родопсина представляется следующим образом.

Процесс зрительного возбуждения возникает в период между образованием люми- и метародопсина II. После прекращения воздействия света родопсин тотчас же ресинтезируется. Вначале полностью при участии фермента рети-нальизомеразы транс-ретиналь превращается в 11-цисретиналь, а затем последний соединяется с опсином, вновь образуя родопсин. Этот процесс беспрерывный и лежит в основе темновой адаптации. В полной темноте необходимо около 30 мин, чтобы все палочки адаптировались и глаза приобрели максимальную чувствительность. Формирование изображения в глазу происходит при участии оптических систем (роговицы и хрусталика), дающих перевернутое и уменьшенное изображение объекта на поверхности сетчатки. Приспособление глаза к ясному видению на расстоянии удаленных предметов называют аккомодацией. Механизм аккомодации глаза связан с сокращением ресничных мышц, которые изменяют кривизну хрусталика.

При рассмотрении предметов на близком расстоянии одновременно с аккомодацией действует и конвергенция, т. е. происходит сведение осей обоих глаз. Зрительные линии сходятся тем больше, чем ближе находится рассматриваемый предмет.

Преломляющую силу оптической системы глаза выражают в диоптриях («Д» — дптр). За 1 Д принимается сила линзы, фокусное расстояние которой составляет 1 м. Преломляющая сила глаза человека составляет 59 дптр при рассмотрении далеких предметов и 70,5 дптр при рассмотрении близких.

Существуют три главные аномалии преломления лучей в глазу (рефракции): близорукость, или миопия; дальнозоркость, или гиперметропия; старческая дальнозоркость, или пресбиопия (рис. 147). Основная причина всех дефектов глаза состоит в том, что не согласуются между собой преломляющая сила и длина глазного яблока, как в нормальном глазу. При близорукости (миопии) лучи сходятся перед сетчаткой в стекловидном теле, а на сетчатке вместо точки возникает круг светорассеяния, глазное яблоко при этом имеет большую длину, чем в норме. Для коррекции зрения используют вогнутые линзы с отрицательными диоптриями.

Рис. 147. Ход лучей света в нормальном глазу (А), при близорукости

1 и Б2), при дальнозоркости (В1 и В2) и при астигматизме (Г1 и Г2):

Б2, В2 — двояковогнутая и двояковыпуклая линзы для исправления дефектов близорукости и дальнозоркости; Г2 — цилиндрическая линза для коррекции астигматизма; 1 — зона четкого видения; 2 — зона размытого изображения; 3 — корректирующие линзы

При дальнозоркости (гиперметропии) глазное яблоко короткое, и поэтому параллельные лучи, идущие от далеких предметов, собираются сзади сетчатки, а на ней получается неясное, расплывчатое изображение предмета. Этот недостаток может быть компенсирован путем использования преломляющей силы выпуклых линз с положительными диоптриями.

Старческая дальнозоркость (пресбиопия) связана со слабой эластичностью хрусталика и ослаблением натяжения цинновых связок при нормальной длине глазного яблока.

Исправлять это нарушение рефракции можно с помощью двояковыпуклых линз. Зрение одним глазом дает нам представление о предмете лишь в одной плоскости. Только при зрении одновременно двумя глазами возможно восприятие глубины и правильное представление о взаимном расположении предметов. Способность к слиянию отдельных изображений, получаемых каждым глазом, в единое целое обеспечивает бинокулярное зрение.

Острота зрения характеризует пространственную разрешающую способность глаза и определяется тем наименьшим углом, при котором человек способен различать раздельно две точки. Чем меньше угол, тем лучше зрение. В норме этот угол равен 1 мин, или 1 единице.

Для определения остроты зрения используют специальные таблицы, на которых изображены буквы или фигурки различного размера.

Поле зрения это пространство, которое воспринимается одним глазом при неподвижном его состоянии. Изменение поля зрения может быть ранним признаком некоторых заболеваний глаз и головного мозга.

Цветоощущение способность глаза различать цвета. Благодаря этой зрительной функции человек способен воспринимать около 180 цветовых оттенков. Цветовое зрение имеет большое практическое значение в ряде профессий, особенно в искусстве. Как и острота зрения, цветоощущение является функцией колбочкового аппарата сетчатки. Нарушения цветового зрения могут быть врожденными и передаваться по наследству и приобретенными.

Нарушение цветового восприятия носит название дальтонизма и определяется с помощью псевдоизохроматических таблиц, в которых представлена совокупность цветных точек, образующих какой-либо знак. Человек с нормальным зрением легко различает контуры знака, а дальтоник нет.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *