План урока по самопознанию 4 класс «Цель жизни»
Просмотр содержимого документа
«План урока по самопознанию 4 класс «Цель жизни»»
План урока самопознания
Школа: КГУ «Областная специализированная IT – школа –лицей» УО ВКО
Класс: 4 Кол-во уч-ся:
Тема: Цель жизни.
Ценность: истина
Качества: скромность, оптимизм, любознательность.
Педагог: Назырова Зарина Болаткановна
Цель: содействовать раскрытию содержания общечеловеческой ценности – истина через раскрытие духовного мира человека, его интересов и склонностей. Задачи: Актуализировать понимание важности качества характера скромность для жизни человека, как основы для его развития; Развивать любознательность – внутренний стимул для получения новых знаний; Воспитывать позитивное отношение к жизни. Ход урока: 1. Организационный момент. Тема урока: «Мои увлечения» Позитивный настрой «Концетрация на свет» — Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. — Кто хотел бы поделиться впечатлениями? | Ресурсы: 1. Калачева И.В., Кудышева Б.К.- 2. Учебник «Самопознание» 4 класса, Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010; аудиозапись музыки для позитивного настроя концентрация на свет; 3. Калачева И.В., Кудышева Б.К.- Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010 г., рабочие тетради по самопознанию; 4. Причта про позитивное мышление http://wiolife.ru/5135 5. Видео: Фонограмма песни на слова А.Арканова,музыку К.Певзнера «Оранжевое небо» 6. Оборудование: ватман, фломастеры. |
2. Проверка домашнего задания. Детям было предложено опережающее чтение: прочитать рассказ на стр. 36.Чтение рассказа «Необычная коллекция» Вопросы: — Назовите главных героев рассказа? -Что коллекционировали ребята? — Что помогло их коллекции стать известной? | |
3. Позитивное высказывание.. Все что в нас имеется, надо развивать… Это единственный путь к тому, чтобы достигнуть совершенства. Акутагава Рюнескэ -Как вы понимаете это высказывание? Записать в рабочую тетрадь цитату. | |
4.Рассказывание истории Сочинение ученицы 9 класса Марины Дорофеевой Эта встреча с мечтой изменила всю его жизнь. На следующий день он записался во Дворец школьников и записался в кружок воздухоплавания. Дима был маленьким и хрупким для такого вида спорта, но его огромное желание заниматься и постигать секреты полётов на воздушном шаре покорило педагогов. Пять лет мальчик изучал особенности аэростатов, на тренировочных полётах выполнял тяжёлую работу: помогал носить огромную корзину, разжигал газовую горелку для согревания воздуха, укреплял тросы, собирал и разбирал тяжёлую оболочку. Но годы шли. И наступил самый счастливый миг в его жизни. Юный пилот самостоятельно поднялся в воздух. Над ним было голубе небо. А под ним необозримая степь. С тех пор прошло много лет. Сегодня Дмитрий Дорофеев — член Федерации воздухоплавателей Казахстана, профессиональный пилот, закончил Академию гражданской авиации. Он участник и призер многих международных соревнований, так как воздухоплавание остаётся его любимым видом спорта. Вопросы: — О ком рассказывается в притче? — Почему увлечение Димы стало его профессией? — Что помогло Диме добиться намеченной цели? — Какими качествами обладает мальчик Дима? — Объясните, что такое оптимизм? Как он помог Диме? — Какими качествами характера обладает Дима? — Какой общечеловеческой ценности соответствуют такие качества как оптимизм, любознательность и скромность? — Что в вашем понимании истина? — Приведите пример, когда оптимизм и любознательность помогали вам в жизни достичь своей цели. | |
5. Творческая деятельность, групповая работа Учащиеся делятся на 4 группы. Вырежьте из бумаги буквы своего имени. Раскрасьте их и запишите на силуэте каждой буквы ваши увлечения, И все вместе сделаем рисунки на тему «Мир наших увлечений» | |
6.Групповое пение. Фонограмма песни на слова А.Арканова,музыку К.Певзнера «Оранжевое небо» (стр. 20 учебника) Вот уже два дня подряд Я сижу рисую. Красок много у меня, Выбирай любую. Я pаскpашу целый свет В самый свой любимый цвет. Оpанжевое небо, Оpанжевое моpе, Оpанжевая зелень, Оpанжевый веpблюд. Оpанжевые мамы Оpанжевым pебятам Оpанжевые песни Оpанжево поют. | |
7. Домашнее задание Прочитать рассказ «Мои увлечения» стр. 35 Составьте коллаж «Увлечение моих одноклассников». Ответить на вопросы: Чем вы увлекаетесь? Помогает ли увлечение в учении? Доставляет ли ваше увлечение радость вам и близким? | |
8.Заключительная минута урока. А теперь закройте глаза, вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке и сохраните в сердце полученные знания. Спасибо за урок. |
Урок самопознания «Цель жизни» — классному руководителю, прочее
Школа-гимназия № 17 Дата: № урока 2. Тема: «Цель жизни» Ценность: Праведное поведение Качества: бескорыстное служение обществу Педагог: Дмитриева В.Н. Класс: 4 Кол-во учащихся: 33 Цель: расширять представления учащихся об истинном предназначении человека о бескорыстном служении обществу через практикум праведного поведения. Задачи: — раскрыть значение понятий «цель жизни», «смысл жизни», «призвание». — развивать потребность в служении обществу, через праведное поведение — воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
youtube.com/embed/K0px2wo-Y7c?rel=0″>Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
=> ПОЛУЧИТЬ СУПЕРСПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Просмотр содержимого документа
«урок самопознания «Цель жизни» »
Школа-гимназия № 17
Дата:
№ урока 2.
Тема: «Цель жизни»
Ценность: Праведное поведение
Качества: бескорыстное служение обществу
Педагог: Дмитриева В.Н.
Класс: 4
Кол-во учащихся: 33
Цель: расширять представления учащихся об истинном предназначении человека о бескорыстном служении обществу через практикум праведного поведения. Задачи: — раскрыть значение понятий «цель жизни», «смысл жизни», «призвание». — развивать потребность в служении обществу, через праведное поведение — воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели. | Ресурсы: Учебник «Самопознание» 4 класс Аудиозапись музыки для позитивного настроя. Песня «Волшебный цветок» Музыка Юрия Чичкова Из мультфильма «Шелковая Кисточка» (1977) | ||||||
Ход урока. 1.Орг.момент. Позитивный настрой. «Свет». Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в свое сердце. Представьте , что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад – сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зеленой кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки. 2.Проверка домашнего задания. И. Токаш «Мечты сбываются» стр. 13-14. Как Саша стремилась к своей цели? Добьется ли Саша намеченного? Почему? Назовите качества, которыми обладает целеустремленный человек. . | Учитель читает текст под музыку. Целеустремленность — это качество человека, который уверенно движется к достижению поставленных целей. Целеустремленность помогает человеку познать себя. Терпение и выдержка, доброжелательность позволяют добиться целей, которые приносят радость и пользу людям. | ||||||
3. Позитивное высказывание (цитата) Цель жизни – стать человеком, найти свое призвание. Дмитрий Писарев, русский критик. Беседа по содержанию цитаты: -Прочитайте цитату хором -Как вы понимаете смысл данного высказывания? -А вы уже определили свое призвание? | |||||||
4. Рассказывание истории (беседа). Подарок. Притча «Каким путем идти к цели» В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал: – Посмотрите на реку, она – сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды. Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их: – А как вы бы стремились к своей цели? Первый ученик сказал: – Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, – отважно сказал один. – Это хорошо, – сказал Хинг Ши, – но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет – до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему. Второй ученик сказал: – А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути. – Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, – заметил Хинг Ши. Третий ученик ответил: – А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь. – Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, – заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили: – Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он? Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал: – Я бы даже не пускался в плаванье. – Но разве твоя цель уже достигнута? – удивились ученики. – Нет, – сказал Хинг Ши, – но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь. Вопросы:
| (Ответы учащихся. ) – Цели и пути их достижения у каждого человека свои. Одни хотят изучать языки, другие – овладеть техникой рисования, третьи – достигнуть высоких результатов в спорте. Важно, чтобы пути к цели были честными, обогащали вас, открывали новые горизонты возможностей. Важно прислушаться к себе и определить, каково ваше призвание. | ||||||
Предварительно предлагаю ответить на вопросы.
Упражнение. Представьте себе зеркало, состоящее из трех частей. Пофантазируйте и нарисуйте, а также опишите себя в возрасте первоклассника, в настоящее время и через 10-15 лет.
Проверка работы осуществляется по группам Дети формируют группы по одинаковым профессиям. | Работа в тетради Задание № 1 | ||||||
М. Пляцковский «Волшебный цветок» Из мультфильма «Шелковая Кисточка» (1977) Припев: Может, там, за седьмым перевалом, В жизни хочется всем нам, пожалуй, Вспоминая о радостном чуде, | |||||||
– Возьмите интервью у человека, который вам интересен. – Подготовьте вопросы для интервью со взрослым человеком, которого вы знаете. Это может быть кто-то из близких, соседей, ваш учитель, врач или уважаемый всеми человек. Расспросите его о мечте, цели жизни, путях её достижения. Примерные вопросы:
| |||||||
-Давайте помечтаем. Каким вы представляете будущее? -Как может сложиться ваша жизнь после школы? -Где вы будете учиться, работать? -Может быть захотите создать дружную, счастливую семью? -Может быть, займетесь творчеством, самообразованием, укреплением здоровья? |
Самопознание — Чисхолм
Насколько мне известно, не существует какого-либо действительно сопоставимого внеконфессионального, несектантского центра интегрированных духовных исследований, открытого для студентов любого происхождения…
Профессор Джеймс У. Моррис, кафедра теологии, Бостон Колледж, США
Самопознание — это процесс раскрытия, осознания и пробуждения того, что заложено в каждом из нас.
Это путешествие для всех, кто сомневается в своей реальности, своем месте и цели в этой жизни. Поскольку никто не может научить другого человека его внутренней реальности, ответственность за самопознание твердо лежит на каждом из нас.
Руководящим принципом образования является сущностное Единство всего Существования.
Это точка зрения, которая лежит в основе всех великих традиций мудрости и религий. Изучение опирается на них, но нам предстоит узнать, что передают эти традиции. Материалы, углубленно изучаемые в Школе, включают тексты мудрости из суфийской, христианской, даосской, буддийской и индуистской традиций, с особым акцентом на произведения Ибн Араби и Руми. Ближайшее, к чему школа подходит к религии, — это признать истинность слов Ибн Араби восьмивековой давности: «Я следую религии Любви: куда бы ни пошли горы Любви, это моя религия и моя вера».
Четыре элемента, которые вместе составляют образование здесь, описаны ниже:
Изучение
Тщательно отобранные тексты из основных традиций мудрости представлены для рассмотрения. Их объединяет то, что они могут помочь разблокировать и углубить наш путь самопознания. Обучение включает в себя не только чтение, но и изучение ответов и идей, которые мы получаем, будучи студентами.
.
Медитация
Медитация и развитие осознанности и восприимчивости являются важным аспектом ежедневной программы; время отводится как для управляемых медитаций осознанности, так и для безмолвной медитации. Подробнее
Работа
Рефлексивная деятельность сочетается с практической работой на кухне, в доме и на даче. Работа – это возможность применить изученные темы на практике. Это также возможность освоить новые навыки и соединиться с плодородной землей, на которой живет Чисхолм. Работа может быть созерцательной, религиозной и формой обучения сама по себе.
Фото © Мария Янг
Практика преданного служения
Практика преданного служения помогает нам развивать качества сердца. Они помогают установить постоянство в нашем осознании и утончении нашей чувствительности. Какую бы форму ни принимал объект, религиозную или светскую, видимую или невидимую, преданность — это способ построить отношения с нашим глубочайшим чувством бытия. В Chisholme мы работаем над усовершенствованием этого универсального человеческого импульса любви, чтобы он мог сосредоточиться на происхождении самой любви. Подробнее
Присоединиться
Получайте нашу рассылку
Имя(а)*
Фамилия*
Электронная почта*
Комментарии
Вы живете рядом с Чисхолмом?
Отметьте здесь, чтобы получать обновления о местных событиях.
Мы используем провайдера Mailchimp для доставки наших информационных бюллетеней по электронной почте. Личная информация хранится в автономной базе данных, которая является строго конфиденциальной и используется только для информирования вас о курсах и мероприятиях в Chisholme по электронной или обычной почте. Мы никогда не делимся информацией с какой-либо другой организацией или бизнесом. Вы можете отказаться от подписки на рассылку в любое время, щелкнув ссылку отказа от подписки в нижней части наших информационных бюллетеней. Вы имеете право в любое время получить доступ к личной информации, которую мы храним. Пожалуйста, отправьте запрос по электронной почте на адрес [email protected].
Университеты будущего будут делать то, чего мы не делаем сегодня.
Они научат искусству самопознания.
В образовании нет ничего более фундаментального.
Бен Окри, Время новых мечтаний
Я изо всех сил пытаюсь найти слова, чтобы описать, насколько удивительным и изменяющим жизнь стал для меня Woodland Retreat . Вполне возможно, что это была самая плодотворная неделя в моей жизни с большим количеством веселья, смеха, дружбы, красоты и хорошей еды.
Идти. Серьезно, ты должен сделать это ради себя…
(участник курса S.L. 2017 г.)
Жизнь в осознанном осознании:
Выходные, исследующие разум для начинающих
Сб, 22 апреля 2023 г. 09:00
от до
Вс, 23 апреля 2023 г.
16:30
Жилой уик-энд в Чизхолме
Посмотреть
Открытие единства
Пт, 28 апреля 2023 г.
19:00
от до
Чт, 4 мая 2023 г.
14:30
Шестидневный курс с проживанием
Посмотреть
Посмотреть все
Самопознание: 5 препятствий, которые мешают нам познать себя
О Иисус, Высший Свет, даруй мне благодать познания себя и пронзи мою темную душу Своим светом, и наполни бездну моей души Собою…
Дневник св. Марии Фаустины Ковальской (297)
Святая Фаустина сказала, что «познание себя — начало мудрости».
Святая Екатерина Сиенская назвала его «кельей самопознания».
Святая Тереза Авильская писала, что первый шаг в жизни святости и единения с Богом — это самопознание.
Св. Афанасий кратко подытожил это, сказав: «Никто не может познать Бога, не познав самого себя».
На протяжении столетий святые повторяли идею о том, что самопознание является ключом к отношениям с Богом, и наоборот; познание Бога напрямую связано с познанием самих себя.
Но что на самом деле означает познать себя?
Концепция древняя — слова «Познай себя» были начертаны над входом в храм Аполлона в Дельфах. Ранние греческие философы боролись с этим. Бенджамин Франклин писал в своем «Альманахе бедного Ричарда 1750 », что «Есть три чрезвычайно трудные вещи: сталь, алмаз и познание самого себя».
Хотя потребуются тома, чтобы добраться до сути того, что на самом деле означает познание себя (и мы, возможно, все еще остаемся загадкой для самих себя впоследствии), нетрудно понять, почему это необходимо для духовной жизни.
И все же, если это необходимо, почему оно так неуловимо?
Великий пост, конечно, дает прекрасную возможность задуматься над этим вопросом. Это сезон, когда мы традиционно находим время для откровенной инвентаризации самих себя.
В моих собственных размышлениях о том, что предпринять духовно в это покаянное время, мне пришло в голову, что я хотел бы лучше узнать себя; чтобы, возможно, более преднамеренно приоткрыть завесу и честно взглянуть на то, что у меня внутри.
Несколько лет назад я присутствовал на беседе о духовной жизни, и один из участников спросил докладчика (священника), как мы можем лучше понять, кто мы есть. Ответ священника был несложным: Начните с просьбы к Богу. Он объяснил, что Бог желает, чтобы мы ясно видели, кто мы такие, чтобы мы могли приблизиться к Нему и положиться на Его доброту и милость во всем.
Я сделал это одной из своих постных тем и каждое утро, начиная с Пепельной среды, шепчу следующую молитву: «Господи, помоги мне увидеть себя таким, какой я есть».
Маленькие начинания
В книге Христианское мастерство , о. Василий Матурин призывает нас задуматься о том, как мы думаем о Боге: что нас к Нему влечет?
Он написал,
Можно сказать, что духовная жизнь большинства людей начинается с одной из двух отправных точек: мысли о Боге или мысли о себе. Есть много людей, чьи умы обращаются к Богу с естественным инстинктом. Предметы веры всегда были для них реальностью.
…Есть и другие, которых привело к Богу знание своих больших нужд. Естественная склонность их ума — обращаться внутрь себя, а не вовне. Они были вынуждены смотреть вовне и вверх благодаря тому, что они нашли внутри.
Христианское мастерство от о. Василий В. Мэтьюрин
Если быть честным, я могу признать, что, хотя в конце концов я обращаюсь вверх (к Богу), часто это происходит только после того, как я сначала повернулся внутрь (к своим собственным наклонностям).
Фр. Далее Мэтьюрин говорит, что самое удивительное в Нашем Господе то, что Его не волнует наша отправная точка. Это знание не заставляет Его любить нас меньше. Он знает нас лучше, чем мы сами себя, и Он всегда желает привлечь нас к Себе. Если мы начнем с того, что посмотрим на себя, а ЗАТЕМ осознаем нашу нужду в Нём, Он не отвергнет нас за то, что мы не начали с того, что посмотрели на НЕГО.
Неудивительно, что за те недели, что я начал регулярно шептать Богу эти слова: «Помоги мне увидеть себя таким, какой я есть», у меня было достаточно возможностей для этого.
Не вдаваясь в подробности моего личного самопознания, достаточно сказать, что ежедневно меня поражают какие-то маленькие прозрения: циничная встреча с другим человеком, внезапное осознание внутреннего негативного монолога, осознание того, что я допустил Эмоции, которые должны были удержать, господствовали над моим сердцем — все это открыло мне глаза на то, что скрыто под поверхностью. Как будто пролился свет на вещи, ранее находившиеся в тени, я обнаружил, что уделяю больше внимания тому, как работает моя внутренняя жизнь.
И скажем так: не все ладно с душой.
Почему сложно самопознание?
Нарцисс, смотрящий на себя без истинного самопознанияХотя есть много препятствий на пути к самопознанию, некоторые из них довольно просты и, возможно, не так трудно преодолеть, как мы могли бы подумать. Ниже приведены пять причин, по которым нам может быть трудно увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле.
1. Мы не проверяем себя регулярно.Одна из причин, по которой нам трудно видеть себя такими, какие мы есть, частично заключается в том, что мы просто не находим время, чтобы делать это регулярно. У нас может быть время для молитвы, но действительно ли мы исследуем себя?
Существует множество способов, которыми грехи могут проявляться в нашей жизни, и есть много способов, которыми мы можем стать вялыми в своих попытках искоренить их. Регулярная проверка совести, по возможности каждую ночь перед сном, может не только помочь нам понять, в чем мы ошиблись, но и пробудить в нас желание стремиться победить грех в нашей жизни.
Просто вспоминая события нашего дня — вещи, которые мы хотели бы не делать, и вещи, которые мы хотели бы иметь — мы можем начать напрягать эту духовную мышцу и, в свою очередь, стать более склонными к распознаванию греха в нашей жизни. . Неудивительно, что многие религиозные ордена делают это каждый день.
Я помню, как обучал формированию веры второклассников, готовившихся к первой исповеди. У моего соучителя был простой способ проиллюстрировать эффект хорошего ночного исследования совести. Она подняла банан в кожуре и попросила студентов представить, что у нее есть два ножа: один довольно тупой, а другой довольно острый.
«Какой из них я должен использовать, чтобы разрезать банан?» она спросила.
Весь класс выкрикнул ответ: шустрый! Да, острый нож прорежет кожуру и банан, в то время как тупой нож, скорее всего, просто оставит синяк и оставит мягкую массу, сказала она им. Затем она объяснила, что хорошая проверка совести подобна острому ножу. Это помогает нам сохранять остроту в осознании своих грехов и в подготовке к исповеди. Интересно, что это также помогает нам лучше узнать себя. Нетрудно представить, используя в качестве изображения размякший банан, как отсутствие регулярных осмотров может также повлиять на наше ощущение того, кто мы есть на самом деле.
Мне понравилась эта аналогия, но сам я часто забываю урок. Смысл экзамена не в том, чтобы плохо себя чувствовать или фокусироваться на своих грехах, а в том, чтобы возрастать в самопознании и сосредотачиваться на Божьем милосердии. Мы можем оценить наши действия за день с помощью любого количества управляемых экзаменов или контрольных списков, таких как Десять Заповедей или Семь Смертных Грехов. Вспомнив о том, как мы не любили Бога так сильно, как могли бы, мы можем совершить акт раскаяния, помолиться о прощении и решить поступать лучше в будущем.
Мы также можем просмотреть свои мысли и эмоции, которые сопровождали нас в течение дня.
Как я себя чувствовал в течение дня? Что было хорошо, а что плохо? Что вызвало тревогу, тревогу или страдание? Искушался ли я в эти моменты обидой, завистью или отчаянием? Что я могу сделать завтра, чтобы обратить эти мысли к Богу?
Ответы на эти вопросы могут со временем показать нам закономерности в нашем поведении, которые мы, возможно, не замечали раньше, показать нам наши уязвимые места и помочь нам увидеть себя в более честном свете.
Преодоление смертного греха добрым католиком
Молитва: О Боже, помоги мне отточить свое представление о себе, чтобы я мог осознать, где я согрешил, и успокоиться в знании, что без Тебя я ничего не могу сделать. Аминь.
2. Легче видеть недостатки других, чем признавать свои собственные. Обращение Марии Магдалины . США:PD.Можно иметь очень глубокие познания о человеческом характере в целом и при этом совершенно не знать своего собственного характера. Мы смотрим одними и теми же глазами, но глаза, которые так легко проникают сквозь ухищрения и обманы других, затуманиваются, и зрение нарушается, когда они обращаются внутрь и исследуют себя ф.
Христианское мастерство от о. Василий В. Мэтьюрин
Еще одно препятствие на пути к истинному самопознанию заключается в том, что мы часто зацикливаемся на недостатках других, преуменьшая свои собственные.
К сожалению, это особенность нашей человеческой природы. Кто-то однажды описал это более грубо, сказав, что это похоже на неприятный запах изо рта — мы можем чувствовать его запах на других, но не на себе.
Мы постоянно взаимодействуем с другими, но не держим перед собой зеркало; следовательно, у нас может быть ложное представление о том, кто мы есть.
Отец Василий Матурин предложил практический метод для самопознания. Он сказал, что мы должны проверить те вещи, которые мы подвергаем сомнению в себе.
«Поступайте так, как если бы вы хотели получить какие-то новые знания о природе: вопрошайте себя действием. Другими словами, если вы считаете, что вы вообще человеколюбивый, — решите, например, по утрам умерщвлять себя в речах столько-то раз в день. Посмотрите в конце недели, не окажется ли это для вас труднее, чем вы себе представляли».
Христианское мастерство от о. Василий В. Мэтьюрин
Еще одна тактика, которую мы можем использовать для самопознания и общения с окружающими, состоит в том, чтобы попытаться обнаружить нашу преобладающую ошибку .
Если мы будем регулярно исследовать себя, мы сможем определить конкретный грех, который доставляет нам больше всего хлопот. (Если вы похожи на меня, вам не нужно долго думать, чтобы понять, что это за грех.) Благодаря осознанию нашей основной ошибки мы можем увидеть, где нам нужно исправиться немедленно и с наибольшим вниманием.
Одним из приятных последствий того, что мы замечаем свои преобладающие недостатки, является то, что мы обнаруживаем, что стали более терпимы к другим людям и к каким бы их преобладающим недостаткам они ни были!
Молитва: О Боже, помоги мне захотеть узнать правду о себе и признать тот грех, который постоянно заставляет меня отворачиваться от Тебя, помоги мне быть более снисходительным к другим, чем я к себе.
3. В нашей жизни не хватает тишины.Еще одной причиной отсутствия самопознания может быть отсутствие тишины в нашей жизни. Молчание — важнейший аспект духовной жизни, и все же мы все знаем, насколько шумным является мир, в котором мы живем. Сегодня, имея постоянный доступ к технологиям, даже когда мы одни, мы часто можем быть на связи с людьми повсюду.
Из-за этого мы чувствуем себя дезориентированными, когда сталкиваемся со временем в тишине.
Но если мы не будем находить время для тишины, мы не увидим плодов ни одной серьезной попытки развития внутренней жизни души. Святая Тереза Калькуттская, хотя часто была окружена людьми, практиковала внутреннюю тишину как способ приблизиться к Богу даже в шуме своего повседневного мира. Она написала, как она могла по-прежнему присутствовать с окружающими, даже отдавая Богу «молчание своего сердца».
Для Матери Терезы молчание было обязательным условием молитвы и возможности встретиться с Богом.
Возможно, для нас это так же просто, как внутренний кивок или взгляд вверх, который может напомнить о нашем Господе в нашем сердце:
Ясно, что привычка бросать взгляд вверх к Богу в момент действия есть великая помощь, помогающая нам действовать всегда с чистым намерением и освобождающая нас от наших естественных побуждений и фантазий, так что, сохраняя нашу самообладание, или, скорее, Бог становится единственным Господом, все наши движения становятся зависимыми от Святого Духа. Мы видим в Евангелии, что всякий раз, когда наш Господь собирался предпринять какой-либо важный шаг, Он всегда останавливался на мгновение, чтобы поднять Свой взор к Небу, и только после этого момента воспоминания Он брался за дело, которое должен был сделать. «Он возвел очи Свои к небу» — это фраза, которая повторяется довольно часто. И несомненно, когда не было внешнего знака этой молитвы, было внутреннее приношение. Идеал у нас один. Постоянное подчинение себя руководству Святого Духа облегчается фактом Его присутствия в душе, где Его прямо просят руководить всеми нашими делами. . . Мы не подчинимся всем сердцем невидимому Гостю, если Он не будет находиться в непосредственной близости от нас».
Рауль Плюс, С.Дж. Как всегда молиться
Кардинал Роберт Сара говорит в своей книге Сила тишины: против диктатуры шума что поскольку поскольку нас бомбардируют внешним (а иногда и внутренним) шумом, мы должны практиковать молчание.
Он описывает пугающие эффекты шума в нашей повседневной жизни в следующем из своей книги:
Наш мир больше не слышит Бога, потому что он постоянно говорит с разрушительной скоростью и громкостью, чтобы ничего не сказать. Современная цивилизация не умеет молчать. Он излагается в бесконечном монологе. Постмодернистское общество отвергает прошлое и смотрит на настоящее как на дешевый предмет потребления; оно рисует будущее в терминах почти навязчивого прогресса. Его мечта, ставшая печальной реальностью, заключалась в том, чтобы запереть тишину в сыром темном подземелье. Таким образом, существует диктатура речи, диктатура словесного ударения. В этом театре теней не осталось ничего, кроме гнойной раны механических слов, без перспективы, без правды и без основания. Довольно часто «правда» — не что иное, как чистое и вводящее в заблуждение произведение СМИ, подкрепленное сфабрикованными изображениями и свидетельствами. Когда это происходит, слово Божие исчезает, становится недоступным и неслышимым. Постмодерн — это продолжающееся оскорбление и агрессия против божественного безмолвия. С утра до вечера, с вечера до утра тишине вообще не место; шум пытается помешать говорить самому Богу. В этом аду шума человек распадается и теряется; он разбит на бесчисленные заботы, фантазии и страхи. Чтобы выбраться из этих унылых тоннелей, он отчаянно ждет шума, чтобы он принес ему немного утешения. Шум — это обманчивый, вызывающий привыкание и ложный транквилизатор. Трагедия нашего мира никогда не выражается лучше, чем в ярости бессмысленного шума, упорно ненавидящего тишину. Этот век ненавидит то, к чему приводит нас молчание: встреча, удивление и преклонение колен перед Богом.
Кардинал Роберт Сара, Сила тишины: против диктатуры шума
Молитва : Боже, помоги мне найти время для тишины, даже если она только в моем сердце, чтобы я мог научиться слушать Тебя. Аминь .
4. Мы не проводим «качественное» время с Богом. США:PDВ начале этой статьи мы рассмотрели тот факт, что истинное самопознание может переориентировать нас на Бога.
Верна и обратная сторона. Чем больше мы едины с нашим Господом, тем ближе мы подходим к тому, чтобы увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Это одна из причин, почему молитва так важна для истинного самопознания. И еще одним препятствием для того, чтобы увидеть себя такими, какие мы есть, может быть то, что мы стали несколько самодовольными в своей молитве.
Даже если мы думаем, что много молимся, мы все равно можем не уделять Богу все свое время или усилия.
Это то, что я обнаружил во время своего собственного постного опыта. Поскольку у меня есть ежедневная молитвенная рутина — с утренней, полуденной и ночной молитвой, а также с Розарием или венком Божьего Милосердия, — я могу заманиться мыслью, что моя молитвенная жизнь не нуждается в улучшении или что я делаю большую работу. оставаться «в контакте» с Богом, как будто это своего рода расписание, которое нужно отмечать.
Два необходимых компонента молитвы
В сериале «Добрая католическая школа молитвы» нам напоминают, что разум и сердце — наш интеллект и воля — две высшие силы человеческой души. Интеллект — это наша способность познавать, а воля — это наша способность любить; вот что значит для нас быть сотворенными «по образу Божьему».
Бог дал нам разум и сердце, чтобы мы могли использовать их для общения с Ним. На самом деле, нет большего применения нашему интеллекту и воле, чем молитва.
Привлечение внимания нашего ума и привязанности сердца к беседе с Богом есть начало молитвы, и св. Августин утверждал, что те, кто этого не делает, не молятся по-настоящему, и что Бог их не слышит.
Многие вопиют ко Господу не своим голосом, а одним своим телесным голосом. Пусть «внутренний человек», в котором верою обитает Христос (Еф. 3:17), возопиет к Господу не шумом уст одним, но умилением сердечным.
Бог слышит не так, как слышат люди. Если не возопишь голосом из глубины легких и языком, не услышат тебя люди. Если ты не воззовешь к Господу мыслью своей, Господь не услышит тебя. Твоя мысль — твой крик.
Святой Августин
Если мы думаем, что молимся, но внимание нашего сердца и разума намеренно сосредоточено на чем-то другом, кроме Бога, на самом деле мы не молимся.
Точно так же, если наше сердце и разум обращены к Богу, даже когда мы делаем что-то еще, мы на самом деле молимся.
Эти две вещи — наши мысли и наши чувства — необходимы для истинной молитвы. Конечная цель христианской жизни — быть в общении с Богом (то есть молиться) во все времена и во всех ситуациях. Это уровень близости, который Бог желает иметь с каждым из нас.
Школа молитвы доброго католика
Одно из лучших мест для близости с нашим Господом — посетить Его в скинии или в Поклонении. Точно так же, как частые визиты к друзьям укрепляют наши отношения, практика проводить время в присутствии Христа — это мощный способ возрастать в близости с Ним. Тишина и покой, которые можно найти в часовне поклонения, могут преобразовывать, поэтому это также место, подходящее для того, чтобы обратить внимание на то, что происходит внутри.
Многие святые утверждали, что чем больше времени они проводили в поклонении, тем больше они формировались для Христа.
В нашем приходе есть поклонение, и несколько лет назад я начала посещать его еженедельно. Через несколько месяцев меня потянуло к Поклонению, и я заметил, что тоскую по этому времени даже за день или два до того, как оно наступило. Хотя бывают моменты, когда мне требуется некоторое время, чтобы сосредоточиться или позволить рассеяться отвлечениям моего ума, я действительно могу ощущать близость Бога.
Время, которое вы проведете с Иисусом в Святых Таинствах, — это лучшее время, которое вы
Святая Тереза Калькуттская
проведете на земле. Каждое мгновение, которое вы проведете с Иисусом, углубит ваш союз с Ним
и сделает вашу душу вечно более славной и прекрасной на Небесах, а
поможет установить вечный мир на земле.
Молитва: Помоги мне находить время для Тебя в течение дня и предлагать Тебе больше, чем просто молитвенную рутину. Внуши мне желание проводить время с Тобой, чтобы, узнав Тебя больше, я мог познать себя, а познав себя, возрадоваться Твоему милосердию ко мне.
5. Нас обижает наше ничтожество.
Последним, но важным препятствием на пути к самопознанию является наша гордость. Хотя этот смертный грех преследует нас со времен наших прародителей в саду, сегодня мы видим, как он свирепствует в нашем мире. Мы живем в эпоху гордыни, чрезмерной (и даже ложной) самонадеянности и сверхчувствительности — нас легко обидеть. И все же эти черты противоречат здоровой духовной жизни.
В одном из первых видений святой Екатерины Сиенской Иисус спросил ее:
Ты знаешь, доченька, кто ты и кто я? Если вы знаете эти две вещи, вы будете благословлены. Ты та, которой нет; тогда как я Тот, кто есть.
От Диалог св. Екатерины Сиенской
Возможно, нас как-то соблазняет этот диалог Господа нашего со святой Екатериной. Когда я впервые прочитал это, я признаю, что это было немного шокирующим для моих чувств.
Но почему? Может быть наша гордость оскорблена?
Одним из духовников св. Екатерины был блаженный Раймунд Капуанский, написавший об этом видении. Он объяснил прекрасную истину, заключенную в этих словах:
США:PDИ здесь это дано и изложено так, что только Святой может передать: «Ты та, кого нет… Я (Господь) есмь Тот, Кто ЕСТЬ. … Вот исцеляющее средство, ибо какая рана гордыни может проникнуть в душу, которая знает, что она ничто? Кто может хвалиться тем, что он делает? И таким образом все пороки изгоняются словами: «Тебя нет»».
Блаженный Раймунд Капуанский, Житие святой Екатерины Сиенской
Блаженный Раймонд далее объясняет: «Все существа поглощены небытием — созданы из небытия, стремятся к небытию».
Другими словами, наше ничтожество не должно нас оскорблять. Христос сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5). Мы должны желать этого знания о себе, потому что оно не только приносит с собою добродетель смирения и уверенность в Божественном Промысле, но и делает нас святыми.
Грех — это ничто, отсутствие добра, которое должно присутствовать, чтобы, когда мы грешим, мы возвращались к небытию.
Кевин Вост в Аквинском о четырех последних вещах: все, что вам нужно знать о смерти, суде, рае и аде
Мысль о нашем ничтожестве не должна нас тяготить. Верно и обратное. Это осознание на самом деле является признаком прогресса в духовной жизни и в процессе обретения самопознания. Монах-бенедиктинец и автор книги «Правила смирения: 12 шагов св. Бенедикта к подлинной самооценке», о. Августин Ветта, OSB объясняет:
Чем ближе вы подходите к совершенной святости Бога, тем больше ваши собственные несовершенства будут выделяться на фоне чистого света Его святости.
Правила смирения: 12-шаговое руководство святого Бенедикта к подлинной самооценке , о. Августин Ветта
Мы не только сталкиваемся со смирением того, что означают слова Христа к св. Екатерине, но в то же время сталкиваемся с пониманием того, что наши тревоги и страхи также уменьшаются их правдой. Как свидетельствует блаженный Раймонд:
Всякий раз, когда я или кто-либо из других монахов боялся какой-либо опасности, Екатерина говорила: «Что вам до себя? Оставьте это Божественному Провидению. Как бы ты ни боялся, Провидение все же смотрит на тебя и всегда стремится к твоему спасению».
Блаженный Раймунд Капуанский, Житие святой Екатерины Сиенской
Возможно, это и есть настоящее озарение самопознания. Когда мы видим себя такими, какие мы есть, — творениями, созданными нашим Творцом, — мы признаем Его благость и милосердие и можем «оставить на Божий промысел» все, что мы есть и делаем в этой жизни. Мы лучше подготовлены к тому, чтобы отпустить все, что отделяет нас от Бога!
Каждый человек бесконечно любим и бесконечно дорог. Мы не заслужили этого Божественного достоинства; это подарок. Тем не менее мы убеждаем себя, что каким-то образом должны показать себя достойными Божьей любви — что если мы достаточно обаятельны, милосердны или храбры, Он сочтет себя обязанным вознаградить нас. Противоядием от этого заблуждения является самоуничижение. Это практика напоминать себе, что мы ничто без Божьей благодати…
По иронии судьбы это здоровое чувство небытия, если его правильно понять, приносит с собой более глубокое чувство уверенности и свободы. Как сказала Дженис Джоплин: «Свобода — это просто еще одно слово, означающее, что терять нечего».
Правила смирения, 12-шаговое руководство святого Бенедикта к подлинной самооценке
Как мы видим, самопознание заключается не только в открытии того, кто мы есть, но и в поиске за пределами самих себя – к добродетели и истине и, прежде всего, к Богу. Мы созданы по образу и подобию Божьему, а это значит, что мы не можем иметь самоуважение, если сначала не проявим уважение к тому, кем является Бог.