система развития ребенка, игры с дарами
Дары Фребеля: первые в мире развивающие и обучающие игрушки для детей. Первый детский сад. Система развития ребенка Ф. Фребеля. Игры с дарами Фридриха Фребеля.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Что это за система? Кто ее создатель? Как играть с дарами Фребеля? Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье.
Чтобы понять идеи человека, созданную им систему, надо хорошо знать его биографию и его жизнь, ту почву, в которой эти идеи возникли и выросли. Поэтому немного поведаю об этом человеке. И очень прошу всех вас – дорогие читатели «Родной тропинки» — внимательно прочитать историю жизни Ф. Фребеля, потому что нам всем есть чему у него поучиться! А идея детского сада и обучающих игр с детьми дошкольного возраста пришла к нему отнюдь не в молодости. Итак, с чего же всё началось?
Биография Ф. Фребеля
«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель, 1806 г.
Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!
Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».
Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».
Небольшое отступление: Очень интересный факт:впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни. В чем причина? Человек, который в детстве вырос на природе, а в юности убегал из школы на природу и считал природу своим учителем, создал оторванную от природы систему обучения детей? Очень мало верится в это! Что-то произошло в его жизни? На него кто-то повлиял? Нет! Когда позже в зрелом возрасте Фребель создавал детский сад, он писал, что детский сад должен быть местом общения детей с природой. Значит, его взгляды остались неизменными. Может быть, дело в том, что его идею по-другому воплотили в жизнь и интерпретировали? Или он сам не смог найти средство воплощения своей новой для того времени и передовой идеи? Ведь он был первопроходцем. Очень хочется узнать истину, но на этот вопрос я пока не могу дать однозначного ответа, хотя хорошо знакома с нашей отечественной литературой по этому вопросу. Скорее всего, ответ можно найти в подлинных книгах Фребеля, но, к сожалению, я немецким языком я не владею. А на русский язык переведено лишь немногое из его наследия. Но противоречие это очень явно вижу! А значит, не всё так однозначно в его системе! Если у Вас есть ответ на этот вопрос – большая просьба написать его в комментарии после статьи.
Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он вернулся к отцу. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не его дело жизни.
И вот – счастливый, очень счастливый поворот в его судьбе. Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.
Еще один факт из биографии. Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, но… уходит из него в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — шаг, говорящий о многом в характере этого человека.
В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.
За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.
Еще одна черта этого человека, связанная уже с «черной полосой» в его жизни. По стечению обстоятельств и идеологическим причинам детские сады, придуманные и созданные Фребелем, были вскоре запрещены! И все они были закрыты! Это случилось при жизни Фребеля! Какой это был бы удар для многих – дело всей жизни закрыто! Для многих, но не для Фребеля!!! Ф. Фребель принял это мужественно и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром!». Да, многому можно нам научиться у этого человека!
Ф. Фребель умер в г. Мариентале. Его надгробие выполнено в виде трех фигур – куба, цилиндра и шара. Это выражение его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.
Мы теперь немного проникли в жизнь и характер этого человека, а значит, нам легче будет понять и его систему – первую в мире методически выстроенную и специально созданную систему обучения маленьких детей в детском саду.
Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф.
Фребеля?В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.
Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».
- Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого возникает еще одно противоречие с тем, что я знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»). А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!
Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.
Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.
Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.
Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.
Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.
Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.
Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.
Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.
Система Фребеля.
Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.
Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! (О! Как этого не хватает современным деткам, сидящим за компьютером, с которыми мы, взрослые разговариваем часто в спешке или даже бурча себе под нос!) Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).
Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?
Игры Фребеля.
Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».
И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.
Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)
В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.
Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.
Дары Фребеля и игры с ними.
Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
Первый дар Фребеля.
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).
Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!
Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.
Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.
Второй дар Фребеля.
Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Другие дары Фребеля.
Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.
Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.
А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках ниже.
Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.
Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.
Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб — символом покоя, «единства в многообразии» ( он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.
В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.
Интересные факты о дарах и играх Ф.Фребеля:- Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
- Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.
Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста. И даже до сих пор выпускается для игр с детьми в детских садах полный набор материалов для игр с дарами Фребеля, который Вы увидели на фото в этой статье и в видео выше.
Если эта статья была интересна для Вас и Вы нашли в ней то новое, что является хорошо забытым старым, то я буду благодарна за комментарии к статье. Расскажите о Ваших впечатлениях, что Вас больше всего заинтересовало, что еще хочется узнать об истории дошкольной педагогики в России и за рубежом?
До новых встреч на «Родной тропинке»! И я уже готовлю для Вас приятный сюрприз, ведь Ф. Фребель придумал еще один просто гениальный конструктор для детей, который можно легко сделать своими руками. О нем я уже рассказала в статье «Конструктор для детей за 1 минуту своими руками»
Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях цикла «Детский сад 100 лет назад»:
Овощи: беседы с маленькими детьми Л. К. Шлегер.
Развитие стиля речи у детей. Е.И. Тихеева.
О развитии детей дошкольного возраста Вы также можете почитать:
Развитие мелкой моторики: мифы и правда, упражнения и массаж.
Игры с песком — развивающие игры в песочнице.
Учимся ориентироваться в пространстве.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Проект «Занимательные игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста»
Возрастная группа: младший дошкольный возраст (3-4 года).
Направление: познавательное развитие.
Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.
Тип проекта: по продолжительности: краткосрочный; по количеству участников: групповой.
Сроки реализации: март-май 2021 год
Руководители проекта: педагог-психолог.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитанники второй младшей группы № 12, воспитатели группы №12, родители воспитанников группы № 12.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №9 «Кристаллик».
Актуальность реализации проекта:
На сегодняшний день мы наблюдаем то, что наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию в работе педагога с детьми, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель.
По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.
Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Гипотеза.
Мы полагаем, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фребеля» в разных видах детской деятельности — познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей младшего дошкольного возраста. Если дети познакомятся и научатся использовать в игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», то смогут самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровыми наборами по образовательным областям.
Цели нашей работы.
- Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля».
- Накопление у детей раннего возраста представлений о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
- Научить воспитанников самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровым набором «Дары Фрёбеля».
Задачи.
Обучающие:
— Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
— Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
— Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающие:
— Развивать мелкую моторику рук.
— Развитие логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
— Способствовать обогащению активного словаря, формированию грамматически правильного строя речи.
— Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
Воспитательные:
— Воспитывать уважение к участникам игр, взаимопомощь.
— Воспитывать любознательность, интерес к игровой деятельности детей.
Основной принцип: интеграция образовательных областей.
Методы и приёмы:
— Настольные, дидактические игры.
— Познавательные беседы.
— Продуктивная деятельность.
Планируемые результаты:
Для детей.
- Дети расширяют представления об окружающем мире.
- Умеют пользоваться карточками-схемами к играм.
- Используют в самостоятельной игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», игровыми наборами.
- Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
- Развивается умение логически мыслить, находить выход из проблемной игровой ситуации.
- Развивается интерес к познавательной деятельности.
- Формируется уважительное отношение к участникам игр.
Для педагога:
- Пополнение предметно-развивающей среды настольными играми «Дары Ф.Фребеля»
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Для родителей:
- Взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности.
- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».
Продукты проекта:
- Оформленный проект.
- Презентация «Занимательные игры с игровым набором «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в образовательной деятельности педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста»
- Картотека игр с «Дарами Ф.Фребеля».
Обеспечение:
Для детей:
«Дары Ф.Фребеля».
Карточки-схемы к играм.
Иллюстрации, картинки.
Для педагога:
Литература: Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Краткое содержание проекта.
На базе нашего детского сада представлен комплект материалов Фридриха Фребеля, который состоит из 14 комплектов. Они все уникальны по своей сути и каждый заслуживает отдельного рассмотрения.
Но для работы с группой младшего возраста, я использую те наборы комплекта, которые дают возможность использовать зону ближайшего развития (Л. С. Выготский).
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки |
Подготовительный этап | ||
На данном этапе мы провели следующую работу:
|
Педагог-психолог Воспитатели группы № 12 |
Март 2021 |
Практический этап | ||
|
Педагог-психолог | Апрель 2021 |
Обобщающий этап | ||
|
Педагог-психолог Воспитатели группы № 12 |
Май 2021 |
Литература:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
7. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Анализ полученных результатов.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование игрового набора «Дары Фрёбеля».
В результате использования данного набора дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. У детей значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в пространстве, в развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.
Важными помощниками в нашей работе стали родители воспитанников. Они положительно отнеслись к проведению данного проекта в группе, заинтересованно изучали предложенные им материалы, консультации, игры. Родители воспитанников получили методические рекомендации по закреплению у детей приобретенных навыков.
Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.
Подводя итоги работы по данному проекту можно сказать о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение и воспитанники научились использовать данный игровой набор в самостоятельной игровой деятельности.
Приложение № 1
Перспективный план работы
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дата проведения | Ответственный |
1 | Вводное занятие. Знакомство с игровым набором «Дары Фрёбеля». Игра с тактильными мячиками «Мячики в домике» (набор №1) |
Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков. | 01.04.2021 | Педагог-психолог |
2 | Знакомство с геометрическими фигурами. «Волшебный сундучок» (изучение плоскостных геометрических фигур, знакомство с объёмными телами). (наборы № 2, 9) Игра «Гоночные автомобили» (набор № 2) |
Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления. | 07.04.2021 | Педагог-психолог |
3. | Знакомство с палочками. Расстановка цветных палочек. Игра «Костерок» (набор № 8) |
Развитие зрительного восприятия, нахождение отличий палочек разной длины. Развитие зрительно-моторной координации. Учить детей быть терпеливыми. |
14.04.2021 | Педагог-психолог |
4 | Обобщение, закрепление пройденного материала. Игра «На лугу» (наборы № 7,8.9,10) |
Расширение кругозора, развитие воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. | 21.04.2021 | Педагог-психолог |
5 | Итоговое занятие. «Аквариум» (наборы № 7,8,9,10) |
Знакомство с основами композиции, развитие общения со сверстниками. Реализация самостоятельной творческой деятельности. |
28.04.2021 | Педагог-психолог |
Приложение № 2
Картотека примерных игр с использованием игрового набора
«Дары Фрёбеля»
Фридрих Фребель считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей. Он верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей.
Все эти образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия и предоставят детям возможность понять общество, в котором они живут, по мере их взросления.
Материалы Фридриха Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.
Цель педагога при работе с этими материалами: познакомить детей, с каким-либо конкретным материалом Фридриха Фребеля. Изложить принципы совместной работы с материалами в группе. Научиться слушать друг друга и учиться друг у друга.
Примеры занятий/игр:
1. Мячик и мячики.
Рекомендуемый возраст: от 1 года
Основная цель: обучать детей наблюдать за предметами и сравнивать их. Развитие сенсорных ощущений. Распознавание различных цветов.
2. Мячики идут домой (схватывание пятью пальцами).
Рекомендуемый возраст: от 1 года.
Основная цель: развитие сенсорных ощущений, знание различных цветов, развитие моторики, зрительно-моторной координации.
В ходе игры дети опускают мячи в емкость с широким горлышком (Держа за сам мяч или за шнурок)
3. Один и много.
Рекомендуемый возраст: 36 мес. и больше
Основная цель: развитие понимания «один, мало, много», «тяжелый, легкий»
4. Одинаковое ли количество.
Рекомендуемый возраст: 2 года и больше.
Основная цель: развитие способности поднимать руки вверх горизонтально. Обучение детей способу сравнения предметов. Познакомить детей с числами 1,2, 3,4.
5. Соответствующие цвета.
Рекомендуемый возраст: от 2 лет.
Основная цель: развитие способности наблюдать. Знакомство детей с различными цветами и нахождение соответствующих этим цветам мячиков.
6. Что это?
Рекомендуемый возраст: 2-4 года.
Основная цель: познакомить детей с кубом, цилиндром и шаром, способствовать развитию наблюдения, мелкой моторики и воображения.
7. Гоночные автомобили
Рекомендуемый возраст: 2-4 года.
Основная цель: развитие наблюдения, умения увидеть сходства и отличия шара, куба и цилиндра. Научить детей воспринимать свойства шара, куба и цилиндра.
8. Вращение и изменение
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: развитие способности оперировать предметами, развитие зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления.
9. Верные друзья куба.
Основная цель: развитие зрительно-моторной координации, знакомство со свойствами куба, его внутренним строением
10. Разрежь на равные части.
Основная цель: понимание соотношения частей. Знакомство с числами. Знакомство со свойствами куба.
11. Последовательности
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: изучение различных фигур и цветов и сортировка фигур одного цвета в одном месте
12. Расстановка цветных палочек.
Рекомендуемый возраст: 3-5 лет
Основная цель: развитие восприятия, нахождение отличий палочек разной длины
13. Круг
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет
Основная цель: познакомить детей с кругом. Развить их способность фокусировать внимание.
14. Полукруги
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: познакомить детей с полукругами и связями между дугами и линиями.
15. Кольца
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: развитие мышления и креативных способностей, знакомство с понятиями «линии» и «дуги»
16. Разноцветные насекомые
Рекомендуемый возраст: 3-5 лет
Основная цель: познакомить с различными цветами, выложить фигуры в один ряд.
Доверие Фребеля | Подарки Фребеля
Фребель разработал «Подарки», чтобы побудить маленьких детей устанавливать связи в своем обучении. Подарки позволяют детям экспериментировать и развивать свои знания и навыки.
… желание строить есть у всех детей, а строительство дома — это универсальная форма неуправляемой игры…
Фридрих Фрёбель
Подарки
Фрёбель создал набор «Подарки» для поддержки обучения и развития детей в своем детском саду в Германии в 1840-х годах.
Эти подарки включают в себя шесть наборов кубиков, сфер и цилиндров, а также один из первых наборов деревянных блоков, разработанных специально для маленьких детей, чтобы исследовать, создавать и играть с ними. Дары занимают центральное место в практике Фребеля.
The Gifts открывают возможности для творческих игр и позволяют маленьким детям изучать аспекты математики, естественных наук, инженерии и архитектуры.
Подарки предназначены для поощрения маленьких детей к установлению связей в процессе обучения; позволяет им взять что-то знакомое (простой деревянный брусок) и побуждает их экспериментировать и развивать свои знания и навыки. Дети используют кубики для воссоздания предметов и событий окружающего мира.
Некоторые подарки мягкие и их можно катить, некоторые твердые, некоторые имеют плоские стороны, а некоторые можно балансировать на других.
Дары поощряют неограниченную игру
Младенцы и маленькие дети могут свободно играть с Дарами и находить связи, сходства и различия. Фрёбель признавал, что маленьких детей тянет разбирать вещи, исследовать их и переделывать. Фребель также признавал привлекательность узоров и порядка для детей; как целое относится к частям.
Фрёбель считал, что роль взрослого также имеет решающее значение. С Дарами поддерживающий взрослый, будь то родитель/опекун или учитель, вводит язык формы и формы, сходства и различия, дробей, деления и симметрии, математических трехмерных форм, архитектуры и инженерии, повествования и искусства.
Загрузите нашу брошюру «Подарки и игра в кубики»
Содержит мероприятия и информацию о подарках Фрёбеля
Получите бесплатную копию
Дары занимают центральное место в практике Фребеля и, подобно игре с кубиками, позволяют детям устанавливать связи в своем обучении — опираясь на знакомое, исследуя другое и тем самым расширяя свои навыки, знания и понимание.
Профессор Тина Брюс
Дары идут последовательно, от простого к сложному
Подарок 1 : Набор цветных войлочных шариковИх также можно держать, вращая веревкой из руки.
Подарок 2 : Набор из трех твердых трехмерных фигур естественного цвета — деревянная сфера, цилиндр и куб, подвешенные на веревке к перекладине. Подарки с 3 по 6 : Наборы кубов, прямоугольных блоков или деревянных призм. Каждый набор находится в отдельной небольшой коробочке.«…Создание Даров Фребеля…было последовательным, двигалось от простого к сложному, побуждая учащегося исследовать связь и противоположность. Великолепие дизайна было таким, что обучение превратилось в детскую игру.»
Джейн Уиннетт в книге «Подарки Фрёбеля» и «Игра в блоки сегодня» (бесплатная загрузка)
Подарки
Статья профессора Тины Брюс и Джейн Дайк. Впервые опубликовано в Nursery World, январь 2017 г.
Читать статью
Где можно купить подарки Фребеля?
Фребель считал, что у каждого ребенка должен быть свой набор Даров, чтобы ребенок мог исследовать идеи самостоятельно. Он хотел, чтобы дети делились своими идеями друг с другом, а не делились блоками. Вы можете приобрести Подарки (теперь производимые SINA в Германии) в сети Froebel в Великобритании.
Хотите узнать больше о подарках и игре с блоками?
Узнайте больше в нашей бесплатной для скачивания брошюре «Подарки Фрёбеля и блочная игра сегодня».
- Прочтите книгу Хелен Тови «Подход Фребеля к вашей практике раннего возраста» (опубликовано Routledge).
- Взгляните на статью профессора Тины Брюс и Джейн Дайк «Учимся у Фребеля… Дары», опубликованную в журнале Nursery World в январе 2017 года. Подарки в современной практике
- Посмотрите короткометражный фильм о блочной игре, созданный Froebelian Futures (инициатива, финансируемая Froebel Trust)
- Прочтите «Изобретая детский сад» Нормана Бростермана. «Архитектор и художник Норман Бростерман рассказывает историю жизни Фрёбеля, объясняет его цели и философию образования, описывает каждый из даров, иллюстрируя их все…» Коллекция Wellcome, Лондон, октябрь 2019 г.
- Правила игры, Виктория и Альберт, Данди, февраль 2019 г.
- Дары Фребеля и принципы дизайна, Музей современного искусства, Нью-Йорк, август 2017 г.
Музей детства Виктории и Альфреда в Лондоне в 2019 году провел серию мероприятий, посвященных игре и дизайну. Посмотрите семинар, на котором профессор Тина Брюс обсуждает Фребеля и его дары.
Учиться чему-либо в жизни и через действие гораздо больше развивает, взращивает и укрепляет, чем учиться этому просто посредством словесной передачи идей.
Friedrich Froebel
Занятия
Фрёбель также писал о «Занятиях» — образовательной деятельности, которая позволяет детям быть творческими, общаться, развивать физические навыки и навыки решения проблем и развивать понимание мира природы.
Занятия, связанные с реальной жизнью и практической работой
Занятия включают в себя ряд ремесленных занятий для маленьких детей, таких как резка бумаги, складывание бумаги, шитье, работа по дереву, приготовление пищи, конструирование из палочек и гороха, глина, ткачество, прокалывание бумаги и многое другое. Фребель считал, что для детей важно иметь доступ к широкому спектру средств массовой информации.
Фрёбельянская профессия: складывание бумаги«Найти четверть ответов (на свои вопросы) своими собственными усилиями более ценно и важно для ребенка, чем наполовину слышать и наполовину понимать из слов других»
Фридрих Фрёбель, 1826
Узнайте больше о профессиях
Взгляните на наш бесплатный набор брошюр, в которых рассказывается о том, как представить эти творческие занятия/профессии дома и в любых условиях раннего детства.
Для более глубокого понимания изучите наш список для чтения, в котором основное внимание уделяется всем аспектам фребелевских принципов и практики.
Складывание бумаги
Наш короткометражный фильм показывает, как сложить звезду Фребеля
Посмотреть
Простые игрушки, которые позволяют детям чувствовать и переживать, действовать и представлять, думать и узнавать…
Фридрих Фребель
цитируется у Brosterman 1997:51
Дары Фридриха Фребеля
Что такое детский сад? Для большинства из нас это просто первый шаг в многолетнем марафоне образования. Это как потерять молочные зубы или вырасти из обуви. Это просто еще одна обязательная часть детства. Однако после небольшого исследования кажется, что на самом деле это может быть немного больше.
Все началось в середине 1800-х годов с человека по имени Фридрих Фребель. Согласно сайту FroebelGifts.com, «Фрёбель был первым, кто осознал, что значительное развитие мозга происходит в период между рождением и 3-летним возрастом». И поэтому он также «…признавал важность начала образования раньше, чем это практиковалось тогда». На протяжении всей своей жизни Фребель годами оттачивал свою философию, тщательно описывая и доказывая логику своих теорий, пока, наконец, не был создан продукт: детский сад. Это было венцом работы всей его жизни и изобретением, которое, несомненно, навсегда украсит его имя в книгах по истории.
Однако, несмотря на то, что с тех пор детский сад распространился по всему миру как официальная часть учебных программ государственных школ в большинстве стран, есть еще одно главное достижение всей жизни Фребеля, которое, похоже, не получило такого же признания:
10 «даров» Фребеля.
По сути, 10 подарков Фребеля — это серия различных обучающих игрушек, каждая из которых предназначена для обучения детей разным концепциям. Как объяснял сам Фрёбель в своей книге Sonntagsblatt, «активное и творческое, живое и жизнепроизводящее бытие каждого человека раскрывается в творческом инстинкте ребенка. Все человеческое образование связано с тихим и добросовестным воспитанием этого инстинкта деятельности; и в способности ребенка, верного этому инстинкту, быть активным».
В то время это было революционно. Раньше учителя учили детей чему-либо, как правило, посредством традиционного режима чтения, письма и лекций. Что обнаружил Фребель, так это то, что, используя этот набор из 10 игрушек, он действительно мог задействовать присущее детям творческое начало и вдохновлять их на самостоятельное открытие окружающего мира. Это было поистине гениальное воплощение! Тем не менее, что делает его еще более захватывающим, так это то, насколько эти 10 «даров», по-видимому, повлияли на развитие и эволюцию развивающих игрушек, какими мы их знаем сегодня.
Ниже вы найдете аннотированный список всех десяти подарков Фребеля, а также ряд игрушек, которые вы можете найти на веб-сайте Fat Brain Toys. потомки или, по крайней мере, вдохновленные каждым даром. Это не просто краткий обзор того, как игрушки развивались на протяжении многих лет, это также новое открытие способности игрушек обучать наших детей.
Подарок 1: клубки пряжи.
Основная идея клубков пряжи заключалась в том, чтобы помочь детям научиться различать форму, цвет и движение. Дети могут сортировать клубки пряжи по цвету, подбрасывать их, чтобы посмотреть, как они двигаются и катятся, и укладывать пряжу в разные формы.
Современные игрушки:
— Сенсорные шарики Pop ‘n Play
— Сенсорный шарик Rubbabu
— SpinAgain
— Hammer Balls
— Tobbles Neo
Подарок 2: Сфера, Цилиндр и Куб.
Это, пожалуй, самый увлекательный из всех подарков. По сути, они использовались, чтобы помочь детям обнаружить единство форм во всем их мире. Сначала они могли бы потренироваться сравнивать три формы с разными объектами, например, куб с домом, шар с земным шаром и цилиндр с колесом. Затем они могли вращать фигуры, чтобы понять, что каждая фигура может быть найдена внутри другой: когда куб вращается, он выглядит как цилиндр, когда вращается цилиндр, он выглядит как сфера. Это эффективно заложило бы основу для творческого исследования и обучения.
Современные игрушки:
— pipSquigz
— Mod Mobiles
— Wimmer Ferguson Mind-Shapes
— Brio Magnetic Building Blocks
Подарок 3: Разделенный куб.
В этом подарке представлена простая идея о том, что части составляют единое целое, и что если убрать одну из этих частей, целое перестанет быть целым. Это мощное послание о включении и сохранении.
Современные игрушки:
— What’Zit
— Большие деревянные кубики ABC
— Головоломка с китом A-Z
— Pets Cube
Подарок 4: Прямоугольные призмы.
Расширяя концепцию частей, составляющих единое целое, этот подарок подчеркнет возможности того, во что могут превратиться все эти части при творческом объединении различными способами.
Современные игрушки:
— KEVA Brain Builders
Подарки 5 и 6: кубики и треугольные призмы, а также классические строительные блоки .
По сути, каждый из этих даров просто расширяет концепцию Дара 4, вводя множество новых пропорций, которые вдохновляют на новые пути исследования. Эти концепции можно найти практически в любом наборе строительных блоков, доступных сегодня, от традиционных деревянных блоков до более современных LEGO и других.
Современные игрушки:
— Набор из 100 деревянных кубиков
— Комната Райана, кубики с буквами и цифрами
— Городские строительные блоки
— Hexactly
— Набор из 76 кубиков IQ
— Кубики Дадо
— Magna-Tiles
— LEGO Classic Creative Кирпичи
Подарок 7: Таблички для паркета.
Первые шесть подарков были вещами, которые дети могли сравнить с реальными трехмерными объектами окружающего их мира. С этими двухмерными формами, каждая из которых является производной от поверхностей предыдущих трехмерных форм, дети теперь могут начать переходить от реального к абстрактному, упорядочив их в различные узоры, формы и изображения.
Современные игрушки:
— Tangoes Animals
— Деревянные магниты Geoform
— Конструкторы для начинающих
— Magnetic MightyMind
— Magnutto Make a Mood
Подарок 8: Палочки и кольца.
В то время как Gift 7 выделяет поверхности трехмерных призм, Gift 8 выделяет края трехмерных призм — линии, составляющие его контуры, — продолжая переход от реального к абстрактному. Дети могут использовать эти палочки и кольца, чтобы практиковаться в создании 2D-форм и изображений, отражающих окружающий мир.
Современные игрушки:
— Alphabuild
— Карточки со шнуровкой Alphabet
— Карточки со шнуровкой Girly Girl
Подарок 9: Точка.
Как и подарки 7 и 8, этот подарок подчеркивает еще один аспект трехмерной призмы: точки пересечения. С помощью этого подарка детям предлагается создавать свои собственные творческие образы, используя эти точки, помогая им понять концепции пространства и расстояния, а также их отношение к форме и окружающему миру.
Современные игрушки:
— Pop ’emz
— Джамбо, светящийся в темноте Magnatab
— A-to-Z Magnatab
Подарок 10: Подарок Framework.
Наконец цикл завершен. С этим подарком дети могут творчески комбинировать абстрактные концепции точек и линий, чтобы воссоздать каркас твердых форм. Теперь дети перешли от конкретного к абстрактному и обратно к конкретному. Это начало понимания того, как собственные абстрактные мысли и идеи могут быть воссозданы в мире за пределами нашего мозга.
Современные игрушки:
— Zometool
— Джойнксы
— Tinker Toy
— Строительные наборы
— Crazy Forts
— Соломинки и соединители
Даже во взрослом возрасте можно многое узнать об окружающей нас вселенной. Уму непостижимо даже начать пытаться понять все это. Но, благодаря удивительным идеям Фридриха Фребеля, хотя эта попытка не стала менее невозможной, по крайней мере, нам стало намного легче пытаться. Теперь у нас есть более прочная основа, на которой можно строить все наши будущие усилия.