Дефекты речи у детей 4 5 лет: Дефекты речи. Задержка речевого развития. 8 видов

Содержание

Дефекты речи. Задержка речевого развития. 8 видов

Что такое дефект речи?

Это хорошо различимые на слух звуки, их чёткое произношение, при котором слова и предложения выговариваются отчетливо и плавно и в одном языковом темпе. Дефектом речи будет отклонением от данной нормы.

В России в последнее время увеличилось число детей с дефектами речи ( задержка речевого развития ). Каждый пятый ребенок в нашей стране имеет нарушения в развитии речи.

К сожалению, врачи констатируют, что большинство детей имеет дефицит внимания со стороны взрослых, что приводит либо к неправильному формированию детской речи, либо к задержке, конечно, если это не вызвано травмами, либо патологиями.

Мы всегда заняты и у нас очень много дел, даже проводя время рядом с ребенком большинство из нас редко с ним говорят, а обычно просто присутствуют в комнате и включают малышу мультики. А ведь у кого ему учиться говорить, как не у родителей? Часто родители думают, что в садике ребенок разговориться среди других детей и от части они правы, но нашим детям свойственно копировать поведение и произношения других детей. Случаются ситуации, когда совершенно здоровый малыш начинает ходить в садик и у него возникает искажение речи, например, начинает шепелявить, либо коверкать слова, а все потому что его друг Васька, от рождения шепелявит и ему это кажется правильным и он начинает копировать произношение другого ребенка. 

Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен слышать от Вас грамотную речь и следить за тем как вы строите предложения!

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития – патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как

Виды речевых дефектов:

  • Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
  • Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  • Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  • Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  • Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  • Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  • Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  • Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.

Ведущие остеопаты по задержки речевого развития

Дефекты речи у детей: пять вопросов логопеду | Новости Кургана и Курганской области

Какие новые методы работы используют специалисты

Почему рекомендуют разговаривать с ребенком, когда он еще в утробе, и как это в дальнейшем может помочь развитию его речи? Как влияют гаджеты на развитие способностей ребенка к чтению и письму? Когда нужно поспешить на прием к логопеду? Вместе со специалистами курганского лицея для малышей «Вишенка» говорим о том, как у детей правильно должна развиваться речь, и учиться грамотно помогать им в этом.

— Начнем с внутриутробного развития плода. Формирование слухового аппарата завершается к 24-й неделе развития, до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни кроха уже слышит: теперь он обладает способностью различать разницу в интонации — обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, родившись, младенец действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, «узнавать» по интонации маму, папу, бабушку. Это происходит при условии, что близкие ребенку люди в период его внутриутробного развития разговаривают, и не обязательно с животиком, а просто друг с другом. Но современная мама молчит: сама она в сети, а с бабушками все сложнее и сложнее — молодые семьи в основном живут отдельно. Вечером придет папа с работы, поест и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением, еще не родившись.

Чем больше времени ребенок проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями. Это кажущееся безобидным занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.

Сейчас, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными. Первое — отставание в развитии речи. Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые ребенок сам никак не может воздействовать. Экран заменяет усталых и молчаливых родителей. Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать — понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Дети, находящиеся в зависимости от гаджетов, часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Также происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения были для ребёнка комфортными и оптимальными, он должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов, — «бегающий» взгляд. Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.

— Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией — нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б—П», «Д—Т», «К—Г», «С—З», «Ж—Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение — все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.

Что же делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то — месяцы. Суть уроков — тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное — помнить, что дислексия и дисграфия — это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

  • Чрезмерная требовательность к звукопроизношению на ранних этапах;
  • несоответствие игрового и речевого материала возрасту ребенка;
  • отсутствие наглядных игр, книг и использование гаджетов;
  • включение иностранных языков при наличии проблем с родной речью;
  • чрезмерные нагрузки дополнительными занятиями;
  • самолечение ребенка без привлечения логопеда и невролога.

— Своевременно неисправленные недостатки произношения звуков и дефекты речи, которые появились в детском возрасте, могут остаться с человеком на всю жизнь. Вот почему они нередко встречаются у взрослых, родители которых не придали вовремя значения тому, как говорит их ребенок. В дальнейшем это может помешать обучению, препятствовать карьерному росту и даже наложить негативный отпечаток на личную жизнь.

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя, говорят в один голос специалисты. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит. Как только вы заметили у своего чада какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к логопеду.

— На логопедических занятиях мы применяем дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики проблем со зрением. Для этого используются здоровьесберегающие технологии.

Личностно ориентированные технологии способствуют раскрытию и развитию личности каждого ребенка, его индивидуальности. Ребенок на правах партнера сотрудничает с окружающими, способен принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор. Личностно ориентированные технологии невозможны без индивидуального и дифференцированного подхода, сотрудничества.

Практика работы показывает, что в качестве эффективного средства обучения можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст).

Введение игровых методик способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации деятельности, развитию коммуникативных умений, формированию умения работать самостоятельно.

На занятиях используются мультимедийные презентации и электронные физкультминутки для глаз, что способствует сохранению зрения, снятию усталости с глаз во время работы на уроке и многие другие эффективные и современные методики.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Рассылка «Курган и курганцы»

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Нарушения речи и звука

У детей могут возникнуть проблемы с разборчивостью звуков. Может быть трудно понять, что они говорят. Могут помочь логопеды, или SLP. Посетите ASHA ProFind , чтобы найти специалиста в вашем регионе.

На этой странице:

  • О нарушениях речи
  • Признаки и симптомы
  • Причины
  • Встреча с профессионалом
  • Прочие ресурсы

О нарушениях звуков речи

Дети могут произносить некоторые звуки неправильно, когда учатся говорить. Они учат некоторые звуки раньше, например, п, м или ш. На изучение других звуков, таких как z, v или th, уходит больше времени. Большинство детей к 4 годам могут правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок, не произносящий звуки к ожидаемому возрасту, может иметь нарушение звуков речи. Вы можете слышать термины «нарушение артикуляции» и «фонологическое расстройство» для описания подобных нарушений речи.

Чтобы узнать больше о том, что вы должны ожидать от своего ребенка, см. эти два ресурса:

  • Как ваш ребенок слышит и говорит?
  • Развитие коммуникации вашего ребенка: от детского сада до пятого класса

Взрослые также могут иметь нарушения звуков речи. Некоторые взрослые имеют проблемы, которые начались, когда они были детьми. У других могут быть проблемы с речью после инсульта или черепно-мозговой травмы. Чтобы узнать больше о нарушениях речи у взрослых после инсульта или черепно-мозговой травмы, см. Апраксия речи у взрослых и дизартрия.

Ваш ребенок может заменить один звук другим, пропустить звук, добавить звук или изменить звук. Другим может быть трудно его понять.

Маленькие дети иногда произносят неправильные звуки. Например, ваш ребенок может произнести звук «ш» вместо «р» и сказать «ваббит» вместо «кролик». Она может опускать звуки в словах, например, «нана» вместо «банан». Это нормально, когда она молода. Это может быть проблемой, если она продолжает делать эти ошибки, когда становится старше.

Вы и ваш ребенок также можете звучать по-разному, потому что у вас есть акцент или диалект. Это не нарушение речи.

В приведенной ниже таблице показано, в каком возрасте у большинства англоговорящих детей появляются звуки. У детей, изучающих более одного языка, некоторые звуки могут развиться раньше или позже.

До 3 месяцев Издает воркующие звуки
К 5 месяцам Смеется и издает игривые звуки
К 6 месяцам Издает лепет, похожий на речь puh, ba, mi, от
До 1 года Лепечет более длинные цепочки звуков, например мими, упап, бабаба
До 3 лет

Говорит m, n, h, w, p, b, t, d, k, g, и f словами

Знакомые люди понимают речь ребенка

К 4 годам

Говорит и и v прописью

Может еще ошибаться на s, sh, ch, j, ng, th, z, l, и r звуки

Большинство людей понимают речь ребенка

Причины

Многие дети со временем учатся произносить звуки речи, но некоторые нет. Вы можете не знать, почему у вашего ребенка проблемы с речью.

У некоторых детей проблемы с речью из-за того, что мозг не может посылать сообщения речевым мышцам, сообщая им, как и когда двигаться. это называется апраксия. Речевая апраксия у детей встречается нечасто, но вызывает проблемы с речью.

У некоторых детей проблемы с речью из-за слабости мышц, необходимых для произнесения звуков речи. Это называется дизартрией

.

У вашего ребенка могут быть проблемы с речью, если у него

  • нарушение развития, например, аутизм;
  • генетический синдром, такой как синдром Дауна;
  • потеря слуха в результате ушных инфекций или других причин; или
  • повреждение головного мозга, например, церебральный паралич или черепно-мозговая травма.

Взрослые также могут иметь нарушения звуков речи. Некоторые взрослые имеют проблемы, которые начались, когда они были детьми. У других могут развиться проблемы с речью после инсульта, черепно-мозговой травмы или другой травмы. Чтобы узнать больше о нарушениях речи у взрослых, см. статьи об апраксии речи у взрослых, дизартрии, раке гортани и раке полости рта.

Прием у специалиста

Обследование на нарушения речи

Логопед может проверить речь вашего ребенка. SLP будет слушать вашего ребенка, чтобы услышать, как он говорит звуки. SLP также проверит, как ваш ребенок двигает губами, челюстью и языком. SLP также может проверить языковые навыки вашего ребенка. Многие дети с нарушениями звуковой речи также имеют языковые расстройства. Например, у вашего ребенка могут возникнуть проблемы с выполнением указаний или рассказом историй.

Важно проверить слух вашего ребенка, чтобы убедиться, что у него нет потери слуха. Ребенку с потерей слуха может быть сложнее научиться говорить.

SLP также может помочь решить, есть ли у вас проблемы с речью или вы говорите с акцентом. Акцент — это уникальное звучание группы людей. Акценты НЕ являются расстройством речи или языка.

Лечение нарушений речи и звуков

SLP могут помочь вам или вашему ребенку произносить звуки правильно и четко. Лечение может включать следующее:

  • Обучение правильному произношению звуков
  • Учимся различать правильные или неправильные звуки
  • Отработка звуков в разных словах
  • Отработка звуков в длинных предложениях

См. информацию ASHA для специалистов на странице «Нарушения речи и звука» портала «Практика».

Другие ресурсы

  • Определение знаков
  • Типичное развитие речи и языка

10 основных признаков нарушения речи у вашего ребенка

Роли Капитолий Ухо, нос и горло Аудиология, коммуникативные расстройства, детские ЛОР-услуги

Все родители хотят сделать все, что в их силах, чтобы обеспечить своим сыновьям и дочерям наилучший академический старт в жизни. Это включает в себя поиск лучших школ, выявление самых авторитетных детских садов и предоставление игрушек, которые носят образовательный и развлекательный характер.

Но сколько родителей следят за ранними признаками нарушения речи?

Если у вашего ребенка нарушение речи, он или она подвержены большему риску успеваемости ниже уровня своего класса. Это не только приравнивается к проблемам с чтением и письмом: нарушения речи могут подорвать самооценку вашего ребенка, заставив его или ее избегать школы. Хорошей новостью является то, что логопедия невероятно успешна! Однако для достижения максимальной пользы вашему ребенку следует начать лечение, как только появятся первые признаки нарушения речи.

Ниже приведены 10 признаков того, что у вашего ребенка есть нарушение речи и ему требуется логопед:

1. ВАШ РЕБЕНОК ЗАИКИ.

Заикание — очевидный признак того, что вашему ребенку требуется логопед. Дети, которые заикаются , могут повторять целые слова (Хе-хе-хе-побежали к двери) или первый слог слова (Дж-Дж-прыжок). Иногда заикающиеся дети могут вообще не говорить.

 

2. У ВАШЕГО РЕБЕНКА НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЕ КАЧЕСТВО ГОЛОСА.

Не все признаки нарушения речи связаны с гласными или согласными. Часто детям с хриплым голосом или неспособностью контролировать громкость может потребоваться раннее вмешательство. У них также могут быть проблемы с выделением правильного слога в слове, даже если они произносят слово правильно (например, говорят БАНАН-А вместо ба-НАН-а).

 

3. ВАШ РЕБЕНОК НЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.

Если ваш ребенок не улыбается и не выражает признательности, когда кто-то говорит или играет, вам следует записаться на прием к логопеду.

 

4. ВАШ РЕБЕНОК НЕ ЛЕПЕЕТ.

В возрасте от четырех до семи месяцев ваш ребенок должен лепетать или издавать «бессмысленные» звуки. Эти звуки важны, потому что они помогут вашему сыну или дочери выучить слова.

 

5. РЕЧЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА ПРОЯВЛЯЕТ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Например, ваш ребенок может правильно произнести слово в первый раз, но неправильно во второй или третий раз. Они также могут ставить промежутки между слогами (run…ning).

 

6. У ВАШЕГО РЕБЕНКА РАСКЛЯНКА НЕБА ИЛИ ДРУГИЕ СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РТА.

Проблемы с губами, челюстью или языком могут мешать детям говорить четко и последовательно. Это может иметь разрушительные последствия для их академического прогресса.

 

7. ВАШ РЕБЕНОК НЕ ЖЕСТУЛИРУЕТ.

Ваш ребенок должен использовать жесты, такие как махание руками и указывание пальцем, к тому времени, когда ему или ей исполнится семь-двенадцать месяцев.

 

8. ВАШ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ.

Если ваш ребенок мало говорит или вообще не говорит, это тревожный сигнал. Вы также должны быть обеспокоены, если ваш ребенок говорит менее 50 слов к тому времени, когда ему или ей исполнится два года.

 

9. У ВАШЕГО РЕБЕНКА НЕСКОЛЬКО УШНЫХ ИНФЕКЦИЙ.

Вы не можете отождествлять ушные инфекции с нарушениями речи, но обширные и хронические ушные инфекции могут вызвать жидкость в среднем ухе, что может вызвать временную потерю слуха. Если это происходит неоднократно, речь вашего ребенка может быть задержана.

 

10. У ВАШЕГО РЕБЕНКА НЕКОТОРАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА ИЛИ НАРУШЕНИЕ СЛУХА.

Чтобы правильно воспроизводить звуки, ваш ребенок должен уметь их правильно слышать. Потеря слуха, особенно в первые годы, может вызвать более серьезные проблемы с речью в будущем. Если у вашего ребенка даже частичная потеря слуха, важно тесно сотрудничать с аудиологом-логопедом , чтобы убедиться, что он или она обладает всеми навыками, необходимыми для достижения успеха в школе и в жизни.

 

Мы можем помочь вашему ребенку преодолеть проблемы с речью

Raleigh Capitol Ear, Nose and Throat предлагает широкий спектр голосовых и речевых услуг, включая лечение:

  • Нарушений голоса
  • Артикуляция и фонология – лечение, предназначенное для улучшения динамического воспроизведения определенных звуков (например, /k/ в слове «чашка»)
  • Слуховая реабилитация для детей с потерей слуха – лечение, предназначенное для помощи людям с нарушениями слуха в улучшении их общения
  • Нарушения артикуляции и речи

 

У нас есть необходимая информация

Ниже приведены некоторые статьи с обширной образовательной информацией о распространенных коммуникативных расстройствах и способах их лечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *