Детей характер: Как понять характер ребенка? – Православный журнал «Фома»

Содержание

Как понять характер ребенка? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 11 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Родителям, которые знают характер своего ребенка, живется легче. Легче живется и самому ребенку. Почему? Во-первых, родители ребенку не мешают. Во-вторых, понимают его. В-третьих, помогают в том, в чем действительно надо помочь. И в-четвертых, родители не треплют себе нервы, пытаясь ребенка переделать под свои мерки и стандарты. Потому что понимают: с характером надо считаться.

Но как понять характер ребенка? Разберемся вместе.

Характер — штука переменчивая

Сначала договоримся о терминах. Слово «характер» происходит от древнегреческого слова χαρακτηρ, означающего «примета, отличительная черта, знак». Научное определение весьма сложное: «структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности». Если проще — черты характера определяют поведение человека и его образ жизни.

От чего характер зависит? Сложный вопрос. От наследственности? Но как часто бывает, что ребенок «ни в кого»: ни на папу, ни на маму, ни на бабушек с дедушками не похож — «сам по себе мальчик, свой собственный»! Тогда, может быть, от знака Зодиака? Но как быть с двойняшками, у которых разница во времени рождения — минуты, а характеры — полные противоположности?..

Разобраться, что за характер у нашего ребенка, могут помочь тесты. В Интернете их — туча! От простых, определяющих «правшей — левшей», «интровертов — экстравертов», «лидеров — нелидеров», до сложных, многовопросных, дающих подробные характеристики отвечавшему.

Не доверяем тестам — доверимся себе. Понаблюдаем за ребенком в привычной ему среде. А потом — в новой для него среде. А потом — в стрессовой ситуации. И еще — в ситуации свободы и наибольшего комфорта… Возьмем на заметку какие-то эпизоды, особенности его поведения. Можем даже записать: так легче будет свести воедино разрозненные впечатления.

Только обязательно учитываем одну вещь — вроде бы очевидную, но часто почему-то не замечаемую, когда речь идет о своем любимом чаде: оно, чадо, растет и меняется! И характер меняется вместе с ним. Ребенок обрастает новыми идентичностями, то есть чертами характерами. А некоторые уже заложенные черты проявляются не сразу, а тоже со временем.

Тем не менее, основное ребенок проявит уже лет в 5–7. Так что «базу», на которую можно опираться в воспитательном процессе, мы определить сможем.

Важно не вешать на ребенка ярлыков: в пять лет определили — левша, экстраверт, лидер, суперактивный, интеллектом не блещет, но энергии много и так далее. Нарисовали портрет, заламинировали, и теперь уже сами ребенка этим стандартам заставляем соответствовать. Нет, так не бывает. Людей меняют и окружение, и травмы. Кто-то от одного события обретет силу, а кто-то от него же — сломается… Определить можно только самое основное. И только на небольшой промежуток времени.

Любая особенность ребенка может быть для него ресурсом, а может оказаться непосильной ношей. Как она повлияет на его будущее — вопрос.

Какие бывают характеры?

Итак — к конкретике.

Существуют различные психологические типологии. По одной из них выделяют восемь основных типов характера. При этом, разумеется, нет «чистокровных» представителей того или иного типа. Как правило, черты смешанные, с возрастом могут меняться, корректироваться, и не последнюю роль в этом играет семья. То есть мы с вами, родители.

Итак, что это за типы?

1. Гипертимный 

Этот ребенок — гений общения, душа любой компании. Энергичный, жизнерадостный, любит свободу и самостоятельность, легок на подъем — всегда за любую «движуху» и часто сам ее затевает. Его «програмный трек» — «Марш энтузиастов»: «Нам ли стоять на месте! В своих дерзаниях всегда мы правы…» Гипертимы вспыльчивы, но отходчивы. В их обществе всем легко и просто.

Но есть и оборотные стороны такого типа характера: гипертим — авантюрист. Внимание его постоянно переключается, приоритеты меняются: только что заинтересовался одним, через минуту бросил, взялся за другое, за третье. .. На него не стоит полагаться в серьезном кропотливом деле: подведет не со злости, не из подлости, а просто из-за несерьезного отношения к задаче. Он нетерпелив и переменчив. Бывает бестактен: тонкости в общении — не его конек. Родители часто пытаются организовать, дисциплинировать такого ребенка, ввести его в определенные рамки. Порой это действительно необходимо, особенно в вопросах времени — за временем гипертимы, как правило, не следят. Но делать это нужно осторожно, не ломая ребенка, а направляя его энергию в мирное русло. Замечательно справляются с такими детьми взрослые-гипертимы, которые сами любят свободу и разные активности. Если подружатся близкие по характеру, но разные по возрасту члены семьи, будет просто идеально.

2. Замкнутый 

В комнате — порядок, в портфеле — порядок, школьная форма аккуратно сложена на стульчике. Никаких шумных компаний, никакой громкой музыки, вообще никакого шума. Да и слова лишнего из такого ребенка не вытянешь. Чем в футбол с мальчишками гонять или с подружками о мальчишках судачить, наш/наша лучше с книжкой на диван заляжет, с рукоделием каким-нибудь, конструктором в уголке будет возиться. .. Ребенок в себе. Что-то себе думает, о чем-то все время размышляет… С одной стороны — удобно: не мешает, под ногами не мельтешит. С другой — ни посмеяться с ним, ни поплакать. Придешь с работы в плохом настроении, он и не заметит. Сочувствия не дождешься — не очень хорошо у такого типа характера с чувствами и с психологической гибкостью. И с общением не ладится. Друзей в школе не заводит, с ровесниками играть не умеет…

Зато умный! И в олимпиадах побеждает, и рассказы какие-то сам сочиняет, и рассуждает как взрослый. Замкнутый ребенок может быть строгим, принципиальным и бескомпромиссным и с другими детьми, и с нами, взрослыми, и даже с самим собой. От этого порой сам же страдает.

Наша задача — помочь ему наладить контакты со сверстниками. Если надо — стать посредником между ним и другими детьми, может быть, самому организовать встречу, найти какой-то повод, чтобы замкнутый ребенок смог потренироваться в налаживании социальных контактов.

3. Напряженный 

«Я должен!. . Я сделаю! Сам! Сам сделаю и сам все решу!.. Не мешайте, не приставайте, я сделаю все лучше, чем вы!.. Я буду первым! Я — уже первый, но мне надо доказать вам это любыми способами, что я — первый! Вот докажу, и вы все еще узнаете!..» Сильный, пробивной, энергичный, из таких получаются и главы больших корпораций, и руководители политических партий…

Но из таких детей могут вырасти и эгоисты, и карьеристы — характер позволяет, смотря куда качнется маятник. Само по себе стремление к личному успеху чем-то предосудительным не является. Но с учетом особенностей характера — замедленности психических процессов, «увязанием» и даже «застреванием» в мыслях и эмоциях, в том числе негативных, — такому ребенку требуется спокойное и твердое наставничество, совет, объяснение, прививание навыка по управлению своими эмоциями. Иначе после такого «застревания» на определенной «идее фикс» может последовать взрыв, аффект, выход скопившегося напряжения, от которого всем мало не покажется.

При этом ни в коем случае наставничество взрослых не должно становиться противостоянием ребенку. Не надо с ним «бодаться»! «Напряженный» способен к нам прислушаться и понять то, что мы хотим до него донести. Да, он будет долго переживать, обдумывать наш совет со всех сторон, потом примет решение — собственное решение! — и будет следовать ему «независимо» от нас. Нам достался ребенок серьезный и трудолюбивый, требовательный и основательный, но принимающий себя как исключительную личность, обидчивый и с трудом отпускающий обиды. Наша задача на провокации его не поддаваться, а наоборот, научить упрямца заботе, пониманию, сочувствию, объяснить, что у других тоже есть права и чувства и это нужно учитывать. Особенно внимательными нам, родителям, нужно быть к нему в подростковом возрасте: такие дети склонны порой к «буллизму» (систематическому издевательству над «жертвой» в школе, во дворе и так далее). Однако, если вовремя найти ребенку занятие, где он может выделиться, проявить свою исключительность, весь накопленный негатив можно обернуть в позитив и выплеснуть безопасно для окружающих.

4. Тревожный (астенический)

Неловкий, нескладный, чуть ссадина или царапина — в слезы, собака подбежит — за нас прячется, в лужу наступит — трагедия, пешком в горку подняться — невыполнимое испытание, нытье… Чувствительный, плохо приспособленный к быту и к окружающему миру… Таких дразнят «нытиками». Но — такой любимый, такой беззащитный! Такого все время хочется обнять, прижать к себе, погладить по головке, успокоить… Вот и гладим, и успокаиваем! И хвалим! Поддерживаем такого ребенка всеми возможными способами. Не может на что-то решиться — подбадриваем. Сомневается в оценках окружающих — развеиваем сомнения! Не хочет выступать, командовать, быть лидером — ни в коем случае не заставляем, это только к стрессу приведет.

Да, наш ребенок не лидер, зато он добрый, отзывчивый, верный. Он умеет дружить и помогать, если с ним дружат и ему помогают. Он не будет рисковать, но всегда откликнется на просьбу о помощи. Ему нужно наше внимание, иначе тревожный ребенок запаникует и будет плохо себя вести. Да, нытье иногда утомляет, но — терпим, не наказываем и тем более не унижаем. Успокаиваем, поддерживаем, укрепляем, хвалим!

5. Демонстративный 

Поздравим себя — в нашей семье растет артист! Яркий, живой, общительный, остроумный… но — эгоцентричный, непостоянный, любящий прихвастнуть и… приврать. Да, фантазия развита хорошо, а желание привлечь к себе внимание зашкаливает, поэтому постоянно что-то выдумывает, быстро учится манипулировать окружающими… Эдакий Остап Бендер и Буба Касторский в одном флаконе. Очень живой человечек, быстро и творчески реагирующий на все, что происходит вокруг.

Как вести себя с ним родителям? Опять же осторожно и тонко. Перехваливать — не просто нежелательно, а опасно! Ребенок может утвердиться в своем мнении, что он — пуп земли и все вокруг существует лишь для того, чтобы им восторгаться. Но игнорировать тоже нельзя — зачахнет. Не позволяем вить из нас веревки, не уступаем, не потакаем любому капризу, не поддаемся на манипуляции, на которые наше чадо — большой мастер: тут и слезы в ход идут, и скандалы, и крик, и шантаж. .. Нет, держим свою линию.

В то же время считаемся с его интересами, если эти интересы адекватны. Слышим его, видим его, реагируем спокойно и твердо. А захочет в артисты — добро пожаловать! Поддерживаем! У него получится.

6. Эмоционально подвижный

Ребенок-флюгер. Настроение меняется в день по десять раз. А с настроением — и здоровье, и работоспособность, и аппетит, и мировоззрение… Вот сейчас хотел есть — уже не хочет. Только что хохотала — теперь лежит, калачиком свернулась, хнычет. Минуту назад ласкался, на колени лез — сейчас дуется, отталкивает, прячется… Тонкая душевная организация, эмоции через край, ранить может не то что слово, а даже интонация, неудачный взгляд или жест… Но уж если такой эмоционально подвижный ребенок полюбит — это надолго. И ради того, к кому он привязался, ребенок пожертвует всем — своими интересами, своими желаниями, своими вещами… Преданный, верный, отзывчивый. Таких нельзя предавать. Здесь смысл фразы «Мы в ответе за тех, кого приучили» возрастает в разы.

Издержки эмоциональной подвижности — часто не доводит начатое до конца. Увлекся, заинтересовался, начал, а потом — раз! — и погас, и уже не интересно. Еще одно сильно выраженное качество — чувствительность к критике. Такой ребенок и так «самоед», постоянно гложет и терзает себя, уверившись в собственной несостоятельности, а если получает «подтверждение» своей низкой самооценке извне, то переживания превращаются в настоящую трагедию.

При этом внешне терзания не выражаются так ярко, как у демонстративных детей. Там — больше работа на публику, здесь — реальная внутренняя драма. Заметим ее! Успокоим ребенка! И пусть в нашем доме будет мир, добро и благополучие — это лучшая атмосфера, в которой может существовать наш маленький «флюгер». Не огорчаем его, не огорчаемся сами, не ругаемся при ребенке, иначе он всю вину взвалит на себя. Захочет щенка или котенка — заведем. Это и ему будет полезно, и нам. Пусть у ребенка будет друг — мягкий, преданный, веселый, тот, с которым ребенок будет чувствовать себя в эмоциональной безопасности.

7. Неустойчивый 

Как правило, это ребенок, которым или совсем не занимаются, или слишком сильно занимаются. Или «как трава растет», или упрятан в золотую клетку. Получение удовольствия для такого ребенка — смысл жизни. Но, в отличие от гипертима, у неустойчивого нет жизненной энергии и дара общения. Неустойчивые не признают и не понимают правил, моральных норм, мало чем интересуются. В «сложных семьях» из них могут вырасти правонарушители. Курение, алкоголизм, наркотики — вредные привычки «липнут» к таким детям легче, чем к обладателям других типов характера.

Удивительно, но к «сложным семьям» здесь можно отнести не только депрессивных асоциальных родителей, но и очень благополучных состоятельных, высокопоставленных «предков». Представители так называемой «золотой молодежи», изолированные от любых невзгод и забот, забалованные подарками, избавленные от необходимости что-либо решать, брать на себя ответственность, добывать хлеб насущный, тоже могут стать такими «пожирателями жизни», охотниками за удовольствиями.

Какой тут выход для мам и пап? Вернуться от попустительства и «золотой клетки» к «золотой середине» — адекватному стилю воспитания.

8. Конформный 

Они сидят на средних партах. У них средние оценки. Учитель «пролистывает» их фамилии, выбирая ученика, который будет отвечать. У них незапоминающаяся внешность, незапоминающийся голос, незапоминающееся мнение. Нет выдающихся способностей. Они — «как все». Комформные дети не любят выделяться. Не любят перемен. Не любят экстраординарных решений. На жизнь предпочитают смотреть «как принято»: стандартно, шаблонно. Как хамелеоны, адаптируются к обстоятельствам и людям, принимая их убеждения и соглашаясь с их мнением.

Ну что ж, не всем же быть артистами и президентами! Зато такие дети (а потом и взрослые) — люди спокойные, всем довольные, уравновешенные, благополучные, благовоспитанные и порядочные. Именно благодаря им в обществе поддерживается стабильность, передаются традиции. По сути, это — столпы государства и общества! Нам, родителям, грех жаловаться на такого ребенка. И все же постараемся почаще водить его в музеи и в театры, читать ему книги, вместе путешествовать, бывать на праздниках, набираться впечатлений… Тормошить и развивать нашего конформиста! Чем богаче культурные традиции, которые он усвоит, тем лучше.

* * *

Помним, что нет стопроцентных «гипертимных», «напряженных» или «замкнутых». Все типажи — условны. Наблюдаем, улавливаем тенденции, черты того или иного типа и реагируем на их проявления. Главное — любим своего ребенка вне зависимости от характера.

В тексте использованы материалы психолога Екатерины Даниловой

как определить, к какому типу принадлежит ваш ребенок

Определите, к какому типу принадлежит ваш ребенок и каковы особенности его характера, и тогда поймете, какие методы воспитания ему подходят

Ирина ЕРМОЛАЕВА

Журналист «КП»

«Почему сын не слушается, ломает игрушки, рвет книжки?» — часто сокрушаются родители дошкольников и младших школьников. Иногда им кажется, что ребенок специально все делает не так. «Ремня просит!» — обычно объясняют соседи-знакомые такие особенности характера ребенка.

Все дело в том, что ребенку, еще не переступившему порог средней школы, порой бывает трудно справиться с самим собой. А еще непослушание — это способ сказать папе и маме: «Мне плохо!» Если это игнорировать, психологический дискомфорт может перейти во вполне физическую болезнь.

Когда ребенок постоянно испытывает родительское терпение на прочность, нужно не усиливать воспитательные (и тем более карательные) меры, а понять, в чем дело. Возможно, ему не хватает внимания, уважения и веры в свои силы. Определите, к какому типу принадлежит ваш малыш, и вы поймете, как ему помочь.

Революционер

У них на все есть свое мнение. В определенной степени это хорошо. Психологи считают, что ребенку даже необходим период негативизма (в 2,5 — 3 года), чтобы научиться отстаивать свою позицию. Но если маленький революционер хочет все сделать наперекор взрослому, нужно подумать: а правильные ли методы вы используете при воспитании? Часто таким образом проявляется эффект сжатой пружины. Ребенок долго терпел постоянные указания и замечания, и вот накал достиг крайней точки — он пошел вразнос. Продолжая без конца учить и делать наставления, родители могут лишиться доверительных отношений с ребенком и подорвать его стремление к самостоятельности.

Чрезмерная строгость может направить накопившееся напряжение ребенка на разрушительные действия. Малыш рвет книги, ломает игрушки, бросает что-то в детей или взрослых, мучает кошку. Так он выплескивает свои негативные эмоции на безопасный объект или пытается обратить на себя внимание взрослых. Пусть отругают, но заметят.

Это интересно

Черты характера ребенка

Многие черты характера ребенка, которые нам кажутся положительными, в будущем могут обернутся для него проблемами. Разбираемся в ситуациях с семейным и детским психологом

    Подробнее

    Что делать. Посчитайте, сколько замечаний за день вы делаете ребенку. Не много ли их? Наверняка без каких-то можно обойтись. Давайте ребенку право выбора. Не решайте все в приказном тоне. Попробуйте договориться. К примеру, вечером сын должен убрать свои игрушки на место, но не делает этого. Мама злится и начинает отчитывать. Но, возможно, ему еще трудно организовать себя или не хочется заниматься этим скучным делом в одиночку. Предложите сделать это вместе, устройте соревнование: кто уберет быстрее.

    Во что поиграть. Выбирайте игры, где нужно действовать сообща.

    «Рисунок без слов». Для двух игроков нужен один большой лист бумаги и один фломастер (цветной карандаш). Игроки держат вдвоем один фломастер и рисуют одновременно, не говоря ни слова. Заранее нельзя договариваться о том, что будет нарисовано. Можно смотреть друг на друга, чтобы понять, что же хочет нарисовать партнер. Рисуем, пока играет музыка (3 — 4 минуты).

    «Выпусти пар». В этом упражнении ребенок может свободно выразить свой гнев или избавиться от напряжения. «Ударь со всей силы сколько хочешь раз по какому-нибудь громко звучащему предмету (металлическая кастрюля, барабан и т. д.)». Вариант: можно соорудить из картонных коробок башню, которую нужно разрушить.

    Тихоня

    Воспитатели и учителя таких детей любят: тихие, уступчивые, неконфликтные — никаких проблем. Но родителям застенчивых ребят надо задуматься. Как правило, при подобном стиле поведения ребенок не учится принимать решения и действовать самостоятельно. Он следует за лидером.

    Если не принять меры, несамостоятельное поведение войдет в привычку и останется на всю жизнь. Психологи, наблюдая за такими детьми с детского сада, выяснили, что они в школе продолжают подражать другим, не стремятся во что-то вникнуть и понять, чтобы составить свое суждение. Часто такой стиль общения выбирают дети, которых мало хвалят строгие родители.

    Что делать. Обычно робкого ребенка пытаются подбодрить: «Ну что ты боишься выступить? (рассказать стишок и т. д.). Смотри, как Петя это хорошо делает!» Такое невыигрышное сравнение убивает на корню возможность преодолеть свою нерешительность. Подойдите к вопросу творчески. Придумайте ситуацию, где ребенок сможет поверить в собственные силы. Возможно, малыш прекрасно рисует. Тогда повесьте его работу там, где ее смогут оценить другие.

    Во что поиграть. «Театр одного актера». Спрятавшись за ролью, ребенок становится более смелым, он тренируется выражать свое мнение, действовать в непривычной манере поведения. Но в коллективной постановке ему будет некомфортно, поэтому пусть попробует показать какие-то образы самостоятельно. Например, попросите показать принцессу (грустную, веселую, капризную и т. д.). Можно придумать небольшую историю о том, как принц (зайка, мишка) сначала всего боялся, а потом стал смелым. Главное правило в такой игре — взрослый не должен делать замечаний и говорить, как лучше.

    Игра «Король» позволяет ребенку на некоторое время оказаться в центре внимания, он получает возможность высказать все свои желания. Ребенок на некоторое время становится королем, а остальные дети или взрослые — его слугами, которые должны делать все, что приказывает монарх. Однако король не может отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других людей.

    Воспитатели любят тихонь, но в таких детях нужно развивать самостоятельно поведение. Фото: pixabay.com

    Вечный двигатель

    Дружелюбный и жизнерадостный, он всегда в движении. Но скорость действий не дает метеору времени, чтобы подумать о последствиях. Только что он увлеченно вырезал, но вдруг увидел, как играют с машинкой мальчишки, и, бросив свое занятие, уже бежит к новым впечатлениям. Он обязательно вмешается в игру детей без их разрешения. Это самый шумный ребенок в группе. Этим часто недовольны воспитатели и родители других детей. Да и сами папа и мама порой не знают, как укротить этот неиссякаемый фонтан энергии. «Он даже на стуле не может спокойно усидеть!» — сетуют они.

    Что делать. Развивать выдержку и терпение. С этим прекрасно справляются игры, где нет сиюминутного результата: головоломки, посадка семян и наблюдение, как они растут, сбор поделок из конструктора.

    Во что поиграть. Игра «Да и нет не говорить» хорошо развивает внимание. Прежде чем ответить на заданный вопрос, нужно подумать, что очень хорошо для импульсивных детей. Ведущий произносит стишок: «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!» И начинает задавать вопросы. В ответ нельзя произносить: да, нет, черный, белый.

    Игра «Застыли, как сосульки» учит тормозить свои импульсы. Включаем музыку. Пока она играет, ребенок может двигаться по комнате или танцевать. Как только музыка прекращается, нужно замереть на месте. Пауза должна длиться примерно 5 — 20 секунд.

    Несобранный


    Такие ребята часто ленятся, не держат обещания, забывают о порученном деле. Несобранность нередко связана с тем, что малыш еще не всегда может управлять своим поведением. Он еще только учится маневрировать между «хочется» и «нельзя». Например, ребенок прекрасно понимает: нужно побыстрее собраться, но вдруг увидел машинку и тут же забыл, что нужно надеть носки. Не стоит его наказывать за такие нарушения. В крайнем случае наказание должно вытекать из проступка. Долго собирался? Значит, гуляем возле дома, потому что времени на долгую прогулку не осталось. Но действеннее похвалить, когда мы видим, что ребенок поступает правильно.

    Что делать. Развивать самоконтроль и самоорганизацию.

    Во что играть. «Веселая уборка». Возьмите белье, которое нужно положить в шкаф, и предложите малышу сортировать его, например, по цвету или по принадлежности члену семьи. Если вы складываете носки, покажите, как соединить два носка. Затем поставьте пару коробок и бросайте папины носки в одну, а Васины — в другую. В конце работы не забудьте поблагодарить маленького помощника.

    «Робот и инженер». Два игрока распределяют роли: робот и инженер. Инженер дает команды («Вперед! Стоп! Обратно!»), а робот их выполняет.

    Важно знать

    Как выбрать школьный рюкзак, который не навредит осанке ребенка

    Осанку нужно беречь смолоду. Однако учебники весят много — и от выбора правильного школьного рюкзака во многом зависит здоровье позвоночника школьника. КП составила список лучших моделей школьных рюкзаков

    Подробнее

    А как вы справляетесь с особенностями характера ребенка?

    Комментарии для сайта Cackle

    7 основных черт характера, которым вы должны научить своих детей

    Поощрение | Вера | Семья | Материнство

    Черты характера , которые стоит развивать, начинаются в доме.

    Наши дети отражают наши слова и действия, поэтому мы должны намеренно передавать им лучшие библейские уроки характера, какие только можем, пока можем.

    Как родители, у нас есть ограниченное количество времени, чтобы превратить наших детей в людей, которыми они однажды станут. Наша работа — направлять их и передавать жизненные навыки и инструменты, которые им понадобятся на протяжении всей жизни. Важно, чтобы мы не упускали из виду неосязаемые вещи, такие как хороший характер и вера, когда мы обучаем их практическим знаниям. Нам нужно достичь их сердец, а также их умов.

    Лучший способ обучить таким чертам характера – самому смоделировать их. Конечно, иногда мы проигрываем, но это тоже часть процесса обучения. Вот 7 основных черт характера, которым вы должны научить своих детей сейчас, желательно на собственном примере.

    7 основных черт характера

    Честность —

    Обучение детей тому, что честность — лучшая политика, превращает их в людей , которым мир знает, что они могут доверять. Честность – жизненно важная черта честного человека. Кажется, сегодня мало кто может даже определяют слово «целостность», не говоря уже о том, чтобы демонстрировать ее. Научите ребенка быть правдивым, даже когда правда тяжела.

    Настойчивость –

    Нам всем нужно знать, как падать, но снова подниматься, и снова… и снова. Научить ребенка не сдаваться, когда что-то трудно или если он терпит неудачу, является важным навыком для жизни. Вы учите их усердно работать и расти каждый день даже посреди невзгод. Пусть ваш ребенок увидит ваши жизненные трудности и пусть увидит, как вы преодолеваете их.

    Довольство –

    Если вы научите своего ребенка довольствоваться тем, что у него есть, вместо того, чтобы изо всех сил стараться не отставать от Джонсов, у него больше шансов найти счастье даже в трудные времена, когда он станет старше. Вы хотите, чтобы ваш ребенок находил счастье в том, что у него есть, а не гнался за большим, большим, большим все время. Хотя амбиции могут быть великими, они могут быть всепоглощающими и отвлекать внимание от того, что действительно важно.

    Сострадание –

    Сострадание – утраченное искусство. Всех волнует вопрос: «Что в этом для меня?» Люди больше не думают о том, как то, что они делают, влияет на других. Они не думают о том, что чувствуют другие или что им нужно. Если мы научим состраданию следующее поколение, мы сможем внести свой вклад в изменение этого цикла.

    Самодисциплина –

    Самодисциплина жизненно важна для личного роста и развития. Показывая нашим детям самодисциплину в повседневной жизни, мы показываем им, как они могут стать лучше. Поставить цель и двигаться к ней полезно, но это требует самодисциплины. Все остальные качества зависят от самодисциплины, позволяющей идти по высокому пути, даже если окружающие этого не делают. Обучение вашего ребенка контролировать себя и придерживаться взятых на себя обязательств настраивает его на успех , когда он сам по себе.

    Доброта –

    Доброта – еще одна умирающая, но жизненно важная черта. Простая доброта может иметь большое значение, когда вы попадаете в трудную ситуацию или сталкиваетесь с тем, что у кого-то плохой день. Научить ребенка совершать случайные добрые поступки — отличный способ привить ему эту черту.

    Благодарность –

    Благодарное отношение – еще одна важная черта характера, особенно в христианской жизни. Мы всегда помним о том, что нужно просить в молитве, но не забываем ли мы благодарить? Очень важно проявлять благодарность к тем, кто помогает вам в вашей жизни.

    Вы, вероятно, узнаете некоторые из этих основных черт характера как плод Духа в Галатам 5:22-23:

    Когда мы принимаем эти библейские истины и пытаемся отстаивать их и учить им наших детей, жизнь обретает цель и значение за пределами повседневной рутины. Мы все хотим лучшего для наших детей, поэтому помощь им в формировании хорошего характера является основополагающей частью этого.

    Ресурсы для создания персонажей Я рекомендую:


    Поразите воображение вашего ребенка восхитительной серией «Создатели персонажей»! В этих полностью анимированных эпизодах ваш ребенок получит ценные уроки о плоде Святого Духа. Включает серию «Создатели характера»: «Послушание и самообладание», «Доброта и вера», «Честность и ответственность», «Благодарность и мягкость», «Обмен и доброта», «Вежливость и радость», «Уверенность и любовь», «Терпение и мир».

    Мы используем эти DVD-диски с 2008 года, когда проводим библейское время с малышами.

    Маленькие встречи с Богом : Моя мама читала это мне, когда я была маленькой, а теперь я читаю это своим дочерям. Он включает в себя религиозные истории, которые дети могут легко понять и применить в своей жизни.

    Книги, которые воспитывают характер : Это справочник для родителей по книгам, которые помогут развить черты характера и хорошие качества. Он представляет как художественную, так и научно-популярную литературу, от классики до более современной. Дети многому учатся через рассказы, и я всегда поощряю чтение хороших книг.

    Детская книга по формированию характера : У нас есть книги 1 и 2 из этой серии. Они преподают уроки формирования характера через истории из библейского мировоззрения. Идеально подходит для возраста 3-7 лет.

    Какие черты характера вы передаете своим детям?

    • Автор
    • Последние сообщения

    Сара

    Автор/спикер/консультант Heart and Soul Homeschooling

    Сара учится на домашнем обучении 3 творческих девочек. Она имеет степень по социальной работе, специализируясь на развитии детей в раннем возрасте, что привело к ее интересу к индивидуальным вариантам обучения, таким как домашнее обучение. Она считает, что обучение должно быть приключением на всю жизнь, а не просто контрольным списком, который нужно пройти. Она писатель, заядлый читатель, интроверт (INFJ) и мечтательница.

    Последние сообщения Сары (посмотреть все)

    Похожие сообщения

    Как научить детей формировать и развивать хороший характер

    Имеет ли значение хороший характер? Важно ли говорить правду, когда ложь отвратит наказание или поможет вам получить статус и богатство? Является ли личная этика преимуществом или препятствием для тех, кто пытается подняться по карьерной лестнице? В реальном мире цель оправдывает средства?

    Это вопросы, которые люди задавали на протяжении веков, но они особенно важны сегодня, поскольку многие задаются вопросом, актуальны ли ценности и мораль, которые исторически управляли человеческим поведением, в обществе головорезов.

    Обзор исторических личностей может показать, что характер — набор нравов и убеждений, влияющих на то, как мы взаимодействуем с другими и чувствуем себя, — по-видимому, мало влияет на способность людей обрести славу, богатство или власть. На самом деле иногда бывает и наоборот:

    • Адольф Гитлер, Иосиф Сталин и аятулла Хомейни появлялись на обложке журнала Time как «Человек года», несмотря на миллионы смертей и непостижимые трудности для своих соотечественников. .
    • Политические лидеры регулярно лгут своим избирателям и набивают свои кошельки, продавая свои голоса тому, кто больше заплатит.
    • Руководители корпораций отменяют или сокращают льготы, которые затрагивают тысячи работников, чтобы добавить дополнительную центовую монету к квартальной прибыли на акцию, одновременно повышая свой собственный доход до исторически высокого уровня.

    Тем не менее, несмотря на то, что недостаток характера может время от времени способствовать возникновению деспотов, эгоистов и безжалостных мужчин и женщин, история снова и снова доказывает, что такие лидеры в конечном итоге терпят неудачу. Как пишет Harvard Business Review, «высокомерие и жадность имеют свойство догонять людей, которые затем теряют власть и богатство, к которым они так страстно стремились».

    Рекомендации Motley Fool Stock Advisor имеют среднюю доходность 397% . За 79 долларов США (или всего 1,52 доллара США в неделю) присоединяйтесь к более чем 1 миллиону участников и не пропустите предстоящие выборы акций. 30-дневная гарантия возврата денег. Зарегистрируйтесь сейчас

    Если вы родитель, воспитание хорошего характера у вашего ребенка — это один из многих способов помочь ему вести успешную и счастливую жизнь. Вот как хороший характер может принести пользу вашему ребенку и как помочь ему развить его.

    Что такое характер?

    В своей книге «Психология характера» д-р А.А. Робак определяет характер как показатель способности человека «подавлять низменные человеческие инстинкты страха, жадности, эгоизма и гордыни, сознательно проявляя добродетели».

    Слово «персонаж» происходит от греческого слова, которое означает гравировать, царапать или царапать, чтобы оставить неизгладимый след. Люди не рождаются с характером; это результат сознательного выбора, обучения и практики до тех пор, пока ценности, управляющие нашими действиями, не закрепятся в нашем подсознании.

    Характер — это отражение того, кем мы хотим быть, отношения и ценности, которые определяют наше поведение и отражают то, как мы относимся к себе и другим. Обозреватель New York Times и автор бестселлеров Дэвид Брукс говорит, что хороший характер возникает из «борьбы со своими слабостями, а глубина характера возникает из борьбы, борьбы со своими недостатками».

    Некоммерческая всемирная организация VIA Institute on Character разработала список из 24 ценностей, которые они признают частью хорошего характера. Они подпадают под категории от «Оценка красоты и совершенства» до «Изюминка» и могут быть ценным руководством для поведения и отношения, которые вы должны привить своему ребенку.

    Выгоды хорошего характера

    Развитие характера ребенка — это не краткосрочный проект. Чтобы добиться успеха, вы должны быть настойчивыми, настойчивыми и последовательными на протяжении многих лет, даже если результат ваших усилий может быть не очевиден, пока ваш ребенок не достигнет зрелости.

    Воспитание характера — непростая задача, и многие представители нашей светской культуры задаются вопросом, что это даст им и их детям. Вместо того, чтобы пытаться привить нашим детям абстрактные ценности, не лучше ли было бы направить наши усилия и средства на непосредственные, осязаемые цели, такие как поступление в правильные школы, знакомство с нужными людьми или развитие определенных навыков?

    Это может показаться расплывчатым понятием, но есть ощутимые преимущества характера, которые сохраняются на всю жизнь, в том числе:

    1. Улучшение личных отношений

    Характер необходим для доверия, а доверие является основой всех отношений, будь то личных или профессиональный. Как пишет психолог доктор Митч Принштейн в своей книге «Популярность: сила привлекательности в мире, одержимом статусом», «наша симпатия предсказывает так много результатов спустя десятилетия. Это ключ к тому, как добиться успеха в современном мире».

    2. Более высокая академическая успеваемость

    Согласно исследованию студентов колледжей, проведенному в 2009 году учеными из Университета Ноксвилля, характер напрямую связан с более высокими средними баллами и общей удовлетворенностью жизнью.

    3. Лучшая способность преодолевать трудности

    Каждый сталкивается в жизни с неудачами, такими как потеря работы, развод и болезнь, которые могут сломить их сердце и дух. Те, у кого сильный характер, демонстрируют большую способность восстанавливаться и продолжать добиваться своих целей, несмотря на препятствия, с которыми они могут столкнуться.

    Например, Уинстон Черчилль потерпел крупное политическое поражение после Первой мировой войны и ушел из правительства более чем на десять лет, прежде чем вернуться, чтобы возглавить британскую борьбу против нацистов. Благодаря своему неукротимому мужеству и готовности взять на себя ответственность, он умер как один из самых любимых и уважаемых лидеров в мире. Стив Джобс, которого унижали и публично высмеивали после его вынужденного ухода в 1985 году из Apple — компании, которую он соучредил, — продемонстрировал необычайную настойчивость, уверенность в себе и стойкость, что привело к его возвращению в Apple в 19 году.96 и новый успех.

    4. Больше карьерного роста и возможностей

    По данным Forbes, работодатели больше всего ценят сотрудников, которые умеют эффективно работать в команде, принимать решения и решать проблемы. Черты характера, наиболее важные для работы в команде, включают правдивость, сострадание к другим и терпение, а также уверенность в себе и скромность, когда это необходимо. Как бывший руководитель высшего звена в одной из крупнейших в стране компаний, предоставляющих медицинские услуги, я могу подтвердить, что характер сотрудников был важным фактором при принятии нами решений о продвижении по службе.

    5. Больше возможностей для лидерства

    The Ivey Business Journal правильно выразился, когда сказал: «Поскребите поверхность настоящего лидера или загляните внутрь его или ее личности, и вы найдете характер». Истинные лидеры, способные вдохновить организации на высокий уровень честности и прозрачности, особенно важны в сегодняшней среде эгоизма, дискриминации и краткосрочной направленности.

    6. Успех в бизнесе

    Исследование, опубликованное в Harvard Business Review, показало, что руководители с высоким рейтингом характера, особенно в категориях честности, ответственности, прощения и сострадания, добились отдачи от активов почти в пять раз больше, чем руководители с низким рейтинги персонажей.

    Примеры таких лидеров включают Салли Джуэлл, бывшего министра внутренних дел, которая преодолела гендерную дискриминацию и настроения против крупного бизнеса, чтобы защитить природные, исторические и культурные ценности для будущих поколений, и Чарльза Соренсона, чья доброта, этика и терпение позволил ему возглавить практику с 1200 врачами в качестве примера того, как сократить расходы на здравоохранение в стране.

    7. Лучшее здоровье

    Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, показало, что работники с сильными чертами характера лучше справляются с рабочими и жизненными стрессами, чем те, у кого нет таких качеств. В отчете за 2018 год, опубликованном в информационном бюллетене Международной ассоциации позитивной психологии, были рассмотрены сотни исследований, посвященных связи между характером и здоровьем, как физическим, так и психическим. Все пришли к единому мнению, что характер надежно предсказывает физическое здоровье и инвалидность, а также отказ от употребления психоактивных веществ, состояние сердечно-сосудистой системы и выздоровление от болезней.

    8. Личное удовлетворение

    Сильные качества характера, такие как благодарность, любовь и любопытство, приводят к более высокому уровню удовлетворенности жизнью и ощущению благополучия, согласно исследованию, опубликованному в Журнале социальной и клинической психологии.

    Сильные моральные качества и этика остаются столь же важными, если не более важными, в современном обществе, чем в любой другой период истории. Человек с недостаточным характером, скорее всего, столкнется с невзгодами и разочарованиями на протяжении всей своей жизни.

    Как научить ребенка хорошему характеру

    Воспитание хорошего характера начинается дома. Родители оказывают наибольшее влияние на ребенка с младенчества до подросткового возраста, когда группы сверстников становятся все более важными в его жизни.

    По мере взросления дети проходят этапы физического, эмоционального и интеллектуального развития, которые влияют на их способность усваивать абстрактные ценности, которые будут управлять их действиями во взрослом возрасте. Важно осознавать возможности и ограничения каждого этапа, когда вы помогаете своему ребенку стать счастливым, уверенным в себе и успешным взрослым.

    Младенцы (до 2 лет)

    В течение первых двух лет младенцы сосредотачиваются исключительно на своих собственных потребностях — голоде, комфорте и безопасности — но должны зависеть от других, чтобы удовлетворить эти потребности. Связь между родителем и ребенком возникает в эти первые месяцы, когда дети узнают тех особенных людей, которые их кормят и защищают.

    Младенчество — это время, когда вы должны строить доверительные отношения с вашим ребенком с помощью физических актов прикосновения, объятий и объятий. Прикосновения необходимы для эмоционального развития и приносят пользу как вам, так и вашему ребенку. Простые игры, такие как игра в прятки во время смены подгузников или купания ребенка, пение детских песенок и изучение книжек с картинками укрепляют эти связи.

    Поскольку нравственные ценности, такие как справедливость, честность, ответственность, доброта и послушание, усваиваются в ходе социального взаимодействия — в первую очередь в ходе совместных игр — любые попытки научить младенцев нравственному поведению не увенчаются успехом. На этом раннем этапе развития родители должны сосредоточиться на воспитании у ребенка чувства безопасности и любви.

    Малыши (от 2 до 3 лет)

    Дети в возрасте от 2 до 3 лет узнают, что другие люди живут в той же среде, что и другие люди, что требует соблюдения правил.

    Хотя малыши могут следовать простым указаниям, у них обычно отсутствует способность к самоконтролю, когда они расстроены, рассержены или разочарованы. Вспышки гнева случаются часто и могут повториться, если с ними не справиться должным образом. Родители часто слишком остро реагируют на истерики, забывая, что каждый инцидент — это возможность научить своих детей правильному поведению. «Сегодняшний родитель» рекомендует 10 приемов для прекращения истерик, которые эффективны, не угрожая чувству собственного достоинства ребенка.

    Малыши привыкают к простым распорядкам дня, а также к ограничениям. Тем не менее, пока они привыкают к слову «нет», они могут не подчиняться, борясь между желанием угодить и стремлением к независимости.

    Хотя исследования показывают , что дети в возрасте 12 месяцев понимают «справедливость», малыши с трудом действуют справедливо или проявляют эмпатию. Знакомство с золотым правилом — относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам — уместно, когда они начинают общаться. Когда дети впервые играют с другими, им обычно трудно делиться; «мое» часто является любимым словом. Вы должны вмешиваться, чтобы направлять деятельность по обмену информацией, моделировать хорошие отношения и поощрять сотрудничество.

    Американская академия педиатрии не рекомендует смотреть телевизор детям младше 2 лет. Однако для детей старшего возраста есть отличные программы, которые знакомят с желаемыми ценностями и укрепляют их, а также знакомят с новыми навыками. К ним относятся оригинальные сериалы, такие как «Соседство Дэниела Тайгера», «Маленькие Эйнштейны» и «Пузырьковые гуппи», а также фавориты прошлого поколения, такие как «Улица Сезам» и «Томас и друзья».

    Помните, что телевизор не заменяет родительское внимание, а дополняет его. Совместный просмотр и последующий разговор о программе — это возможность подкрепить желательное поведение.

    Дошкольники (от 3 до 5 лет)

    В какой-то момент в возрасте от 3 до 7 лет дети вырабатывают свои собственные внутренние правила, усваивая семейные ценности и поведение, которые они практикуют. Например, младшие дети, скорее всего, будут думать, что «делиться» — это получать игрушку, которую они хотят, даже когда с ней играет другой ребенок, в то время как «сотрудничество» — это добиваться своего, а не делать то, что хотят другие.

    Подкрепите концепцию обмена историями, иллюстрирующими, как поведение вашего ребенка влияет на его товарищей по играм. Объяснения, затрагивающие чувства членов семьи, особенно эффективны. Например, когда ваш ребенок спрашивает, почему он получил только одно печенье, вы можете объяснить: «Я знаю, что ты хотел два печенья, но твоей сестре будет грустно, если она не получит ни одного».

    Дошкольники обладают активным воображением и часто вовлекаются в ролевые игры, копируя действия других, не понимая возможных последствий. Разница между правильным и неправильным может сбивать их с толку. Ложь, преувеличение и выдумывание историй являются нормальным поведением дошкольников, а не отражением плохого воспитания.

    Когда вы лжете, старайтесь сохранять спокойствие; крик или обвинение ребенка только обостряют напряжение и оправдывают причину лжи. Задавайте вопросы, чтобы узнать причину лжи, но будьте осторожны, чтобы различать ложь и события, которые ее спровоцировали.

    Объясните, почему лгать нехорошо и как это влияет на доверие между людьми, особенно между вами и вашим ребенком. Подкрепите свои уроки во время чтения, включив в них такие книги, как «Лжец, лжец, штаны в огне!», «Рути и (не очень) крошечная маленькая ложь» и «Артур и настоящая Франсин». Вознаграждайте ребенка, когда он говорит правду, даже если считает, что будет наказан. Терпение и повторение необходимы при обучении дошкольников.

    Начальная школа (от 5 до 12 лет)

    К началу начальной школы у детей сформировалось понимание справедливости, они осознают необходимость правил и ожидают корректирующих действий в случае их нарушения. На этом этапе у детей развивается абстрактное мышление или способность делать выбор на основе внутреннего представления о правильном и неправильном. Например, Джонни в возрасте 4 лет делится своими игрушками, чтобы не обидеть Билли; к 7 годам Джонни делится, потому что знает, что делиться — это правильно, а эгоизм — неправильно.

    В начале этой переходной стадии вы, скорее всего, увидите смесь хорошего и плохого поведения, в том числе:

    • Подверженность искушению . Даже если ребенок знает, что поступок неправильный, он может поддаться искушению, если думает, что ему это сойдет с рук. Их способность откладывать удовлетворение на этом этапе все еще развивается, поэтому вы должны ожидать случайного рецидива в поведении.
    • Болтовня . Ребенок, скорее всего, сообщит о проступках другого во время перехода от дошкольного возраста к начальной школе. Младшие дети сплетничают по разным причинам, в том числе из-за соблюдения правил, из-за помощи или из-за того, что у другого ребенка проблемы. По словам клинического психолога доктора Эйлин Кеннеди-Мор, болтовня подразумевает, что у ребенка есть чувство того, что хорошо, а что плохо, но ему не хватает более сложных форм решения проблем.
    • Путаница в социальных правилах и моральном поведении . Исследование 2011 года, опубликованное в журнале «Психология развития», показало, что дети в возрасте от 5 до 7 лет считают любое нарушение правил неприемлемым, в то время как дети в возрасте от 8 до 10 лет различают серьезные проступки (такие как воровство) и незначительные социальные проступки (такие как бежит, когда приказывают идти).

    В младшем школьном возрасте дети учатся различать мотивы других, а также разницу между социальным правилом (не говорить, когда говорит другой человек) и моральным поведением (не списывать на контрольных). В то время как они считают родителей высшей инстанцией, дети младшего школьного возраста стремятся к большей независимости, особенно желая иметь право голоса в правилах, которые их касаются. Как следствие, они учатся преодолевать границы.

    В дополнение к закреплению ценностей, которым вы раньше учили своего ребенка, в эти годы вам следует прививать такие ценности, как настойчивость, ответственность, милосердие и уважение к другим. Многие родители на этом этапе развития своего ребенка начинают посещать церковь, храм или мечеть, чтобы общаться с другими семьями, разделяющими их ценности, и укреплять уроки морали.

    Дети в этом возрасте также учатся хорошему поведению во время внеклассных занятий, таких как спорт, музыка и послешкольные занятия. Например, занятия спортом могут научить ребенка преимуществам практики и работы, достижению цели, уважению к сопернику и сотрудничеству. Участие в таких организациях, как бойскауты и девушки-скауты, укрепляет в молодом человеке желательные моральные и этические ценности.

    Дети, поступающие в начальную школу, знакомятся с новым опытом, людьми и окружающей средой. Многие из их одноклассников будут вести себя вопреки ценностям, которым вы обучаете своего ребенка. Доктор Мишель Борба пишет в своей книге «UnSelfie: почему чуткие дети преуспевают в нашем мире, где все обо мне», что нарциссизм становится все более распространенным в современном обществе и часто сопровождается эпизодами издевательств, стереотипов и предубеждений.

    Дети в возрасте от 10 до 12 лет хотят быть популярными и наиболее подвержены давлению со стороны сверстников. Ценности, которые раньше направляли поведение ребенка, подвергаются сомнению со стороны новых знакомых и окружающей среды, требуя принятия решений о том, каким ценностям следовать, а от каких отказаться. В этих случаях они, скорее всего, захотят вашей помощи в качестве консультанта, дающего советы и информацию, а не приказы.

    Тот факт, что ваш ребенок учится в школе, не освобождает вас от обязанности обучать его моральным ценностям. Школы не являются центрами морального обучения. Учителя, вероятно, перегружены давлением и требованиями времени, необходимыми для выполнения академических требований. И многие педагоги и политики считают, что школы должны быть «нейтральными к ценностям», не внедрять и не укреплять убеждения о религии, характере или этике.

    Хотя количество времени, которое вы проводите со своим ребенком, уменьшается, когда он находится в школе, качество вашего совместного времени может улучшиться. По мере того, как дети становятся старше, они узнают о часто противоречивых взглядах своих родителей и сверстников, когда речь идет о желательном поведении. В то время как многие могут быть в состоянии примирить разницу, другие будут искать поддержки и уверенности у своих родителей.

    Подростки (от 13 до 18 лет)

    Ваш ребенок будет продолжать физически созревать на этом этапе, чтобы стать молодым взрослым, хотя его мозг продолжает развиваться, особенно его лобная доля – центр принятия сложных решений, контроля импульсов , а также оценку сценариев риска и вознаграждения. Девочки обычно созревают быстрее, чем мальчики, и оба пола обеспокоены своей сексуальной идентичностью, внешним видом и социальным признанием.

    Давление со стороны сверстников особенно сильно проявляется в подростковом возрасте, поскольку подростки проводят больше времени с друзьями и отдельно от родителей. Большинство подростков стремятся к большей конфиденциальности и часто спорят со своими родителями из-за таких ограничений, как комендантский час, допустимые занятия и социальные контакты. Многие экспериментируют с рискованным поведением, в том числе с сексом, наркотиками и алкоголем, поскольку они ищут свою собственную идентичность отдельно от своих родителей. Как следствие, семьи испытывают повышенное напряжение, эмоциональные всплески и подростковое неповиновение, испытывая терпение родителей и других членов семьи.

    По мере развития вашего ребенка вы можете задаться вопросом, прижились ли ваши инструкции. Хотя подростки обычно бросают вызов взглядам и ценностям своих родителей, они, скорее всего, перенимают те же ценности, что и взрослые. Исследование, проведенное в Канаде в 2011 году, показало, что подростки, чьи матери отдавали приоритет этическим и социальным ценностям, включая общность, благотворительность и социальное благо, с большей вероятностью перенимают те же ценности, что и взрослые, и испытывают большее удовлетворение от жизни. В 2014 году Центр подросткового возраста Стэнфордского университета провел опрос среди подростков об их целях и страхах и выяснил, что, несмотря на опасения их родителей, большинство из них переняли ценности своих родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *