Детерминизм — что это такое простыми словами и что означает детерминированный
Обновлено 15 марта 2023 Просмотров: 137 129 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всё происходящее в мире не случайно, а подчиненно определённым причинам. Любой случай – это стечение причин и обстоятельств.
Именно в этом состоит суть детерминизма – понятия, которое встречается в разных областях нашей жизни. С ним близко связаны такие слова, как детерминанта, детерминированность и детерминированный.
Что они означают и в каких областях знаний применяются, мы и будем разбираться.
Детерминированный — это значит предопределенный
Детерминированный – это значит предопределённый, зажатый в жесткие рамки, из которых не вырваться.
Это слово является антонимом для слова хаос. Последний непредсказуем, а детерминированный процесс характеризует то, что его исход полностью определен алгоритмом, значениями входных переменных и начальным состоянием системы.
В приведенном видео девушка довольно доступно рассказывает про детерминированный конечный автомат (с конечным числом возможных состояний), который является хорошей иллюстрации значения этого термина:
Детерминизм — что это такое
Детерминизм — это учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход истории и человеческой жизни, предопределено либо судьбой, либо Богом, либо природой.
Слово происходит от латинского «determinare», что в переводе означает ограничивать, очерчивать, определять границы, определять.
Вопрос о причине возникновения различных явлений волновал людей во все времена. Понимание об их закономерности появилось ещё в античный период:
- в Древней Греции причинно-следственные связи происходящих процессов изучали философы Демокрит и Левкипп;
- в Древнем Китае детерминистические процессы легли в основу даосизма: Лао-цзы называл их законами бытия, которые не подчиняются ходу времени и создают универсальное единство мира;
- в Древней Индии причинность явлений объяснялась тесной связью кармы и перерождения (взаимообусловленность поведения человека и перерождения в будущей жизни).
Теория детерминизма постоянно наполнялась новыми знаниями и развивалась. Первоначально значение термина ограничивалось только выделением причин, обуславливающих какие-либо события без учёта влияния случайностей.
В современном понимании детерминизм – это теория, которая объясняет явления, произошедшие при определённых обстоятельствах, определённой связью и логикой.
Синонимы слова:
- предопределённость;
- провидение;
- фатализм .
Теория закономерности и взаимодействия процессов и явлений нашла отражение в философии и психологии, используется для обоснований многих научных явлений.
Детерминизм в философии и психологии
В философии детерминизмом обозначают концепции, признающие обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений:
- внутренний мир человека;
- окружающую среду;
- некоторую первичную реальность (Бог, природа или космос).
С появлением теоретико-вероятностных методов исследования концепция причинности была признана несовершенной. Первичными оказались статистические закономерности, которые выражают «средние» состояния множества величин. Они стали первоосновой моделей вероятностного мира.
Полностью противопоставляется детерминистским взглядам индетерминизм – это философское направление, последователи которого полностью отрицают причинность явлений и их связь.
В психологии
Детерминизм в психологии объясняет особенности формирования психики человека.
Он представляет собой модель, состоящую из трёх факторов, которые влияют на происходящие события:
- окружающая действительность;
- личностные качества человека;
- поведение.
Среда влияет на проявления характера человека и его поведение, как и само поведение зависит от окружающей действительности.
Например, застенчивая девочка пришла впервые в новый класс, садится на свободное место на задней парте. Но один из одноклассников приветливо приглашает новенькую сесть рядом, что она и делает. Получается, что окружающая среда внесла коррективы в обычный уклад жизни девочки и изменила её поведение.
Детерминизм и детерминированность в науке
Детерминизм является фундаментом для таких направлений науки как физика и классическая механика.
Это понятие обозначает взаимосвязь влияния факторов внешней среды на исходное состояние материальной системы, которые определяют её последующее существование.
Суть детерминизма отражена в важнейших законах физики и механики:
- масса находится в прямой зависимости от скорости движения;
- сила, действующая на материальное тело, вызывает ускорение, пропорциональное этой силе;
- течение всех процессов зависит от мощности гравитационного поля;
- на тяготение влияет движение масс в пространстве и др.
В науке детерминированность – это способ решения какой-либо практической задачи с помощью определённого алгоритма.
При его применении к одним и тем же исходным данным получается всегда одинаковый результат. Некоторые процессы не могут быть детерминированы (например, подбрасывание монеты) и не подчиняются алгоритмам.
Таким образом, слова детерминанта, детерминизм и детерминированный тесно взаимосвязаны и означают определённость, причинность событий и процессов. Употребляются в точных науках, философии, психологии и других областях человеческой жизни.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Социально культурные и психологические детерминанты психологической безопасности турецкой семьи
%PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 6 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > /Contents [88 0 R 89 0 R 90 0 R] /Annots [91 0 R] >> endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream
9.4 Другие детерминанты оказания помощи – Принципы социальной психологии
Аддис, М.Е., и Махалик, Дж.Р. (2003). Мужчины, мужественность и контексты обращения за помощью. Американский психолог, 58 (1), 5–14.
Барон, Дж., и Миллер, Дж. Г. (2000). Ограничение объема моральных обязательств по оказанию помощи: кросс-культурное исследование. Журнал межкультурной психологии, 31 (6), 703–725.
Бэтсон, К.Д., Олесон, К.С., Уикс, Дж.Л., Хили, С.П., Ривз, П.Дж., Дженнингс, П., и Браун, Т. (1989). Религиозная просоциальная мотивация: альтруистична или эгоистична? Журнал личности и социальной психологии, 57 (5), 873–884.
Беккер, С. В., и Игли, А. Х. (2004). Героизм женщин и мужчин.
Американский психолог, 59 (3), 163–178.Бенсон, П.Л., Донахью, М.Дж., и Эриксон, Дж.А. (ред.). (1989). Подростковый возраст и религия: обзор литературы с 1970 по 1986 год . Исследования в области социальных научных исследований религии, 1 , 153–181.
Бикман, Л., и Камзан, М. (1973). Влияние расы и потребности на помогающее поведение. Журнал социальной психологии, 89 (1), 73–77.
Блейн Б., Крокер Дж. и Мейджор Б. (1995). Непреднамеренные негативные последствия сочувствия к стигматизированным. Журнал прикладной социальной психологии, 25 (10), 889–905.
Борман, В. К., Пеннер, Л. А., Аллен, Т. Д., и Мотовидло, С. Дж. (2001). Личностные предикторы гражданственности. Международный журнал отбора и оценки, 9 (1–2), 52–69.
Брикман, П. (1982). Модели помощи и совладания. Американский психолог, 37 (4), 368–384.
Клэри, Э. Г., Снайдер, М., и Стукас, А. (1998).
Клэри, Э. Г., Снайдер, М., Ридж, Р. Д., Коупленд, Дж., Стукас, А. А., Хауген, Дж., и Миен, П. (1998). Понимание и оценка мотивации добровольцев: функциональный подход. Журнал личности и социальной психологии, 74 (6), 1516–1530.
Дэвис, М. Х., Люс, К., и Краус, С. Дж. (1994). Наследуемость характеристик, связанных с диспозиционной эмпатией. Journal of Personality, 62 (3), 369–391.
ДеПауло, Б.М., Браун, П.Л., Исии, С., и Фишер, Дж.Д. (1981). Помощь, которая работает: влияние помощи на последующее выполнение задачи. Журнал личности и социальной психологии, 41 (3), 478–487.
Дули, Пенсильвания (1995). Восприятие начала управляемости СПИДа и помогающие суждения: атрибутивный анализ. Журнал прикладной социальной психологии, 25 (10), 858–869.
Игли, А. Х., и Беккер, С. В. (2005). Сравнение героизма женщин и мужчин. Американский психолог, 60 (4), 343–344.
Айзенберг, Н., Гатри, И.К., Мерфи, Б.К., Шепард, С.А., Камберленд, А., и Карло, Г. (1999). Последовательность и развитие просоциальных диспозиций: лонгитюдное исследование. Развитие ребенка, 70 (6), 1360–1372.
Ферроу, Дж. Л., Кинг, П. Е., и Уайт, К. (2004). Религия и позитивное развитие молодежи: идентичность, смысл и просоциальные проблемы. Прикладная наука о развитии, 8 (1), 17–26.
Грусек, Дж. Э., Кучински, Л., Раштон, Дж. П., и Симутис, З. М. (1978). Моделирование, прямое обучение и атрибуция: влияние на альтруизм. Психология развития, 14 (1), 51–57.
Холмс, Дж. Г., Миллер, Д. Т., и Лернер, М. Дж. (2002). Совершение альтруизма под прикрытием личного интереса: биржевая фантастика.
Клюгель, Дж. Р., и Смит, Э. Р. (1986). Представления о неравенстве: взгляды американцев на то, что есть и что должно быть . Хоторн, Нью-Йорк: Альдин де Грюйтер.
Краут, Р. Э. (1973). Влияние социальной маркировки на благотворительность. Журнал экспериментальной социальной психологии, 9 (6), 551–562.
Лернер, М. (1980). Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум.
Мэнсфилд, А.К., Аддис, М.Е., и Махалик, Дж.Р. (2003). «Почему он не идет к врачу?»: психология обращения мужчин за помощью. Международный журнал мужского здоровья, 2 (2), 93–109.
Миллер, Дж. Г., Берсофф, Д. М., и Харвуд, Р. Л. (1990). Восприятие социальной ответственности в Индии и США: моральные императивы или личные решения? Журнал личности и социальной психологии, 58 (1), 33–47.
Морган, С.П. (1983). Исследовательская записка о религии и морали: Хорошие ли религиозные люди? Социальные силы, 61 (3), 683–692.
Надлер, А. (2002). Отношения межгрупповой помощи как властные отношения: поддержание или оспаривание социального господства между группами посредством помощи. Журнал социальных вопросов, 58 (3), 487–502.
Надлер, А. (ред.). (1991). Обращение за помощью: психологические издержки и инструментальные выгоды . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Надлер, А., и Халаби, С. (2006). Межгрупповая помощь как статусные отношения: влияние стабильности статуса, идентификации и типа помощи на восприимчивость к помощи группы с высоким статусом. Журнал личности и социальной психологии, 91 (1), 97–110.
Надлер, А., Фишер, Дж. Д., и Ицхак, С. Б. (1983). С небольшой помощью моего друга: Эффект однократного или многократного действия в зависимости от характеристик донора и задачи. Журнал личности и социальной психологии, 44 (2), 310–321.
Омото, А. М., и Снайдер, М. (1995). Постоянная помощь без обязательств: мотивация, долговечность службы и воспринимаемое изменение отношения среди волонтеров по борьбе со СПИДом. Журнал личности и социальной психологии, 68 (4), 671–686.
Пеннер, Лос-Анджелес (2002). Диспозиционные и организационные влияния на устойчивое волонтерство: интеракционистская точка зрения. Журнал социальных вопросов, 58 (3), 447–467.
Пеннер, Л. А., Фрицше, Б. А., Крейгер, Дж. П., и Фрайфельд, Т. С. (1995). Измерение просоциальной личности. В J. Butcher & C. Speigelberger (Eds.), Успехи в оценке личности (Том 10, стр. 147–163). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Перлоу, Л., и Уикс, Дж. (2002). Кто кому помогает? Слои культуры и поведения на рабочем месте. Журнал организационного поведения, 23 (специальный выпуск), 345–361.
Ратнер, Р.К., и Миллер, Д.Т. (2001). Норма личного интереса и ее влияние на социальное действие. Журнал личности и социальной психологии, 81 (1), 5–16.
Шариф А. Ф. и Норензаян А. (2007). Бог наблюдает за вами: начальные концепции Бога усиливают просоциальное поведение в анонимной экономической игре. Психологические науки, 18 (9), 803–809.
Skitka, LJ (1999). Идеологические и атрибутивные границы общественного сострадания: реакция на отдельных лиц и сообщества, пострадавшие от стихийного бедствия. Бюллетень личности и социальной психологии, 25 (7), 793–808.
Словик, П. (2007). «Если я смотрю на массу, я никогда не буду действовать»: психическое оцепенение и геноцид. Суждение и принятие решений, 2 (2), 79–95.
Снайдер, М., и Омото, А.М. (ред.). (2004). Волонтеры и волонтерские организации: теоретические перспективы и практические проблемы . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
Снайдер, М., Омото, А.М., и Крейн, А.Л. (1999). Наказаны за добрые дела: Стигматизация волонтеров СПИДа. American Behavioral Scientist, 42 (7), 1175–1192.
Снайдер, М., Омото, А.М., и Линдси, Дж.Дж. (ред.). (2004). Жертвовать временем и усилиями на благо других: преимущества и издержки добровольчества . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
The Regional Institute – Четыре детерминанты поведения
Четыре детерминанты поведения
Ян Плауман
Электронная почта: ian@plowman. com.au
Аннотация
Что заставляет нас вести себя как мы делаем? Действительно ли наше поведение является актом свободного выбора? В течение многих лет психологи спорили о том, является ли человеческое поведение чем-то, с чем мы рождаемся, или чем-то, что мы приобретаем — дискуссия о «природе/воспитании». Эта теоретическая работа предполагает, что дискуссия ограничена, и предлагает точку зрения, согласно которой существует четыре детерминанты нашего поведения, они имеют неодинаковое влияние и в основном бессознательны. Эти четыре детерминанты — это предустановка (природа), годы становления (воспитание), современное общество и творчество. Каждому из них отводилась важная роль в эволюции человечества, а именно в первом, втором и третьем водоразделах этой эволюции. Результирующая модель обеспечивает структуру, которая объясняет, могут ли современные усилия по изменению быть успешными. Когда все четыре детерминанты совпадают, изменение вполне приемлемо; однако несоответствия делают успешные изменения проблематичными. В документе описываются различные возможные несоответствия и их последствия для усилий по изменению.
Три ключевых урока: (1) детерминанты поведения, (2) первый, второй и третий водоразделы и (3) понимание сопротивления изменениям.
Что заставляет нас вести себя так, а не иначе? Действительно ли наше поведение является актом свободного выбора?
В течение многих лет психологи спорили о том, является ли человеческое поведение чем-то, с чем мы рождаемся, или чем-то, что мы приобретаем. Его часто называют дебатами «природа/воспитание». Возможно, эти дебаты ограничены. Возможно, есть и другие источники поведения.
В этой статье предполагается, что существует четыре источника человеческого поведения. Это подготовка (природа), годы становления (воспитание), современное общество и творчество.
Первым детерминантом нашего поведения является «инстинкт» или «предустановка», генетическое наследие, которое предрасполагает нас вести себя определенным образом. Это аргумент «природы». «Я такой, какой я есть, потому что я родился таким, и, учитывая то, как я устроен, нет ничего, что можно было бы сделать, чтобы изменить мое поведение». (Если бы этот аргумент был полностью верным, я бы не пытался ничему учиться. У меня либо есть природные способности, либо нет). Возможно, это частично правда. Предварительную проводку можно продемонстрировать на примере практики строительства гнезд птиц и плетения паутины пауками. Это не то поведение, которому они должны учиться. Это инстинкт. У них нет выбора. У каждого вида птиц есть только один дизайн гнезда, у каждого вида пауков только один дизайн паутины. Предварительная проводка также может быть продемонстрирована у человека с помощью психологических различий между мужчинами и женщинами. Женщины, в среднем, обладают большей оральной способностью. Мужчины в среднем обладают более высокими пространственными способностями и более конкурентоспособны. По этим характеристикам у человеческого вида нет выбора. Это то, как мы предустановлены.
Человеческая личность на 50% определяется генетически (Plomin & Daniels, 1987). А наше генетическое наследство — это лотерея. Половина наших генов исходит от отца, а половина — от матери. Однако какая половина из каждого – лотерея и последствия их комбинации – тоже лотерея.
В отличие от птиц, пауков и других животных, поведение людей эволюционировало под влиянием не только предварительных сигналов или инстинктов. У людей есть выбор в отношении некоторых видов поведения, хотя вопрос о том, насколько велик выбор, является предметом споров. В некоторых областях человеческого поведения, таких как размножение, влияние предварительной проводки очень велико (в конце концов, наша физиология относительно постоянна). В других сферах человеческого поведения, например, в профессиональной деятельности, влияние предварительной проводки может быть ниже. Однако ниже непосредственно видимой поверхности человеческой деятельности влияние предварительной проводки очень сильно. Доминирование, например, является предустановленной склонностью мужчин, независимо от социального или экономического контекста.
Запрограммированное поведение очень сильно укоренилось, обычно бессознательно, и очень устойчиво к жизненным влияниям, особенно после многих лет подкрепления практикой или привычкой.
Вторая из детерминант нашего поведения определяется в годы нашего становления благодаря нашему опыту общения с братьями и сестрами, родителями или опекунами. В мир прибывает ребенок, желающий выжить. Он быстро понимает, что ресурсы для этого выживания исходят от родителей, и поэтому ребенок методом проб и ошибок быстро обнаруживает, какие стратегии максимизируют эти ресурсы. Кроме того, ребенку необходимо создать для себя экологическую нишу, в которой он будет дифференцирован от других, также конкурирующих за ресурсы. Самыми большими конкурентами за ресурсы в жизни ребенка являются его родители, братья и сестры. Воспитание в одной семье не делает детей похожими; это делает их разными. Различия между детьми в одной семье столь же велики, как и между любыми детьми, выбранными наугад. До 45 % личности определяется средой и от 80 до 90% этого объясняется неразделяемыми внутрисемейными влияниями (Plomin & Daniels, 1987). Восприятие братьев и сестер важно и воспринимается очень тонко. Стратегии, принятые для выживания, направлены на дифференциацию и, следовательно, на защиту экологической ниши. Эти стратегии могут быть источником мотивов.
Старшие дети более сознательны и добиваются родительской благосклонности, выступая в роли суррогатных родителей по отношению к младшим братьям и сестрам. Они более ответственны, консервативны и защищаются (Саллоуэй, 19 лет).96). Первенец появляется в мире, нуждаясь в выживании, и признает, что его потребности в ресурсах удовлетворяются в первую очередь родителями. Путем проб и ошибок он стремится максимизировать стратегии приобретения ресурсов, тем самым получая 100% любых доступных родительских инвестиций. Когда появляется младший брат или сестра, доступные родительские инвестиции значительно сокращаются без предупреждения. Это вызывает тревогу у маленького ребенка, который исследует стратегии, чтобы попытаться вернуть утраченные ресурсы и повысить вероятность собственного выживания. Выбранная стратегия снижения беспокойства состоит в том, чтобы попытаться вернуть родительское внимание, взяв на себя ответственность и стремясь выгодно позиционировать себя в потоке ресурсов. «Я буду в безопасности, если смогу контролировать ресурсы.» Из этой стратегии можно увидеть потребность в энергии .
Средние дети имеют более широкие интересы, имеют более низкую самооценку и, как правило, более независимы, изобретательны, терпимы к риску, непокорны и открыты новому (Kennedy, 1989; Kidwell, 1982). Среднерожденные также должны максимизировать приток ресурсов к ним. Средние дети конкурируют сначала со старшими братьями и сестрами, которые сильнее, красноречивее и напористее, а затем с младшими братьями и сестрами, которые более «приятны» и очаровательны. Страдает от низкой самооценки (Кидвелл, 19 лет).82), средние дети часто используют стратегию дифференциации через интересы и занятия. Например, если первенец проявляет академические наклонности, средний проявит интересы в других направлениях. Он или она пытается повысить самооценку и уменьшить тревогу за счет независимости, непокорности, готовности идти на риск, инноваций и личных усилий. «Я чувствую себя в безопасности, если смогу доказать свою компетентность и независимость». Эта стратегия может превратиться в мотив потребности в достижении .
Младшие братья и сестры менее амбициозны, менее совестливы и более социально ориентированы. Их иногда описывают как популярных, легкомысленных, ленивых или избалованных. Младшие дети часто пользуются значительными родительскими инвестициями, хотя и без бремени родительских ожиданий «успеха» (которое возлагается на первенцев) (Пинкер, 1997). Они также пользуются значительной поддержкой старших братьев и сестер, хотя это внимание часто носит двойственный характер. Иногда последнего чествуют и обнимают, как домашнего питомца; в других случаях его старшие братья и сестры говорили ему, что это неприятно и что ему нужно «вернуться к маме». Вполне возможно, что младшие дети интуитивно знают благодаря своей «генетической памяти», что на протяжении всей истории, во времена острой нехватки ресурсов, младенческая смертность была самой высокой среди последних. Это «генетическое знание» может привести к тому, что у самого младшего ребенка разовьются отличные социальные навыки, что обеспечит его дальнейшее включение. «Я чувствую себя в безопасности, если меня можно любить». 90–184 Таким образом, тревога младшего ребенка — это страх быть отвергнутым, важный подконструкт потребности в принадлежности (McClelland, Koestner & Weinberger, 1992).
Недавнее исследование (Plowman, 2005) показало, что мотивы берут свое начало в годы становления и являются одним из механизмов, разработанных для того, чтобы различать братьев и сестер и помогать претендовать на уникальную экологическую нишу. Например, потребность во власти, стремление к статусу, к контролю и влиянию на других чаще всего встречается у первенцев; потребность в достижениях через конформизм наиболее характерна для первенцев; потребность в достижениях через независимость наиболее характерна для детей среднего возраста; в то время как потребность в принадлежности чаще встречается у последних.
Кроме того, существует очень четкая связь между предпочитаемым мотивом и последующей профессиональной ролью. Люди, занимающие руководящие и высшие руководящие должности, преподаватели и старшие академические должности, руководствуются в первую очередь потребностью во власти; люди в технических профессиональных ролях движимы в первую очередь потребностью в достижениях, в то время как потребность в принадлежности определяет тех, кто больше ориентируется на роли поддержки или помогающие профессии, такие как медсестра (Plowman, 2005; Stahl, 19).85).
Мое личное осознание силы моих лет становления заключается в том, чтобы испытать себя в зрелые годы, действуя, как мой отец, используя манеры, которые явно принадлежат моему отцу, и усваивая высказывания, которые выходят за рамки моего более частого языка — все это происходит без любое преднамеренное намерение с моей стороны. На самом деле, я часто удивляюсь, когда сталкиваюсь с подобным поведением. Устойчивые убеждения и идеологии часто устанавливаются в эти формирующие годы. Как говорят в одной из господствующих христианских церквей: «Дайте нам своего ребенка на первые семь лет, и он/она будет нашим на всю жизнь».
Поведение, заложенное в годы нашего становления, как правило, бессознательно, а также очень устойчиво к более поздним воздействиям.
Третьей из четырех детерминант нашего поведения является современное общество, в котором находится каждый из нас. Кажется, что люди быстро усваивают социальные манеры, такие как акцент и жесты, когда перемещаются из одной страны или культуры в другую. Это случай бессознательного применения принципа «В Риме поступай, как римляне». Акценты являются очень очевидным примером. Мы приобретаем их бессознательно, чтобы приспособиться. Потребность в принятии, в принадлежности, в том, чтобы не быть слишком отличным от других (другими словами, потребность в «принадлежности») заложена в нас заранее, вероятно, сильно влияя на вторую и третью детерминанты поведения.
Точно так же наше устное общение подкрепляется нашей предустановленной потребностью общаться между представителями нашего вида; наша интроверсия или экстраверсия в сочетании с языком, на котором мы говорим, обусловлены годами нашего становления; однако наш идеографический язык современен, тонко изменчив.
Поведение, основанное на поведении современного общества, весьма податливо. Наша приспособляемость как человеческого вида свидетельствует об этом.
Четвертый детерминант нашего поведения — воображение, творчество или новаторство, способность воображать и/или конструировать что-то доселе неизвестное. Хотя границы нашего творчества, диапазон, в котором может проявляться наше творчество, ограничены предварительным монтажом, годами становления и современным обществом (например, технологиями), мы никогда не узнаем, каковы эти границы, пока не раздвинем их.
Поведение, основанное на творчестве, изменить проще всего. Следовательно, «хорошие идеи» очень хрупки. Консерватизм человеческого вида (привязанный к предустановке, годам становления и современному обществу) свидетельствует о том, что творчество не является сильной детерминантой поведения.
Предполагается, что на наше поведение влияет наша предустановка, годы нашего становления, поведение окружающих, которое мы моделируем, и наше творчество. Первые имеют гораздо большее влияние на наше поведение, чем вторые, и более глубоко укоренились.
Хотя относительно относительности влияния ведутся серьезные споры, литература предполагает, что до 50 % изменчивости личности обусловлено наследственностью и что до 45 % изменчивости личности является продуктом влияния окружающей среды в годы нашего становления ( Пломин и Дэниелс, 19 лет87). Вопреки родительскому народному закону, влияние родительских практик очень мало, в то время как различия в восприятии детей по отношению к братьям и сестрам вносят основной вклад в формирование личности (Sulloway, 1996). Обратите внимание, что обе эти детерминанты в значительной степени бессознательны. Напротив, влияние современного общества на личность и поведение составляет в лучшем случае от 5 до 15%. Влияние творчества или нового опыта действительно мало, возможно, менее 1%.
Читатель правильно заметит, что все четыре детерминанты поведения не являются независимыми друг от друга. Моя собственная предустановка сформирует то, что я смогу испытать в годы своего становления. Это также определит, как другие могут повлиять на меня. То же самое относится и к влиянию как предшествующих, так и формирующих лет на мое современное поведение. Эффекты второго порядка повлияют на все, кроме первого детерминанта. Это наблюдение усиливает основное положение, а именно то огромное значение, которое играет предварительная проводка в формировании поведения, хотя оно в значительной степени находится за пределами сознания. По моему личному мнению, значение предварительной проводки для индивидуального и организационного поведения в значительной степени не признается, однако ее присутствие делает бессильными многие индивидуальные и организационные усилия.
Боб Дик, австралийский ученый, психолог, социальный консультант и проницательный мыслитель, говорит о том, что он называет «вторым водоразделом» в эволюции человечества. «Первый водораздел» произошел, когда проблемы, с которыми столкнулось общество того времени, не могли быть успешно решены одним лишь инстинктом или предварительной прошивкой. Скорее решения нужно было изучить, а затем передавать из поколения в поколение. «Второй водораздел» произошел, когда вчерашние решения больше не работали для решения проблем сегодняшнего дня, и необходимо было найти современные решения. Таким образом, второй водораздел делает неуместной в определенных контекстах мудрость наших предков и предков. Этот второй водораздел наступил с удвоенной силой во второй половине 20-х гг.0255-й В. В обществе, переживающем быстрые изменения во многих измерениях, старые ответы часто оказываются неадекватными.
Можно даже утверждать, учитывая быстроту изменений в технологии, на мировых рынках, в средствах массовой информации, в населении, в социальном упадке и в ухудшении состояния окружающей среды, что мы находимся в точке третьего водораздела, где проблемы сегодняшний день не может быть решен сегодняшними решениями. Необходимо найти новые и творческие решения.
Рассмотрим водоразделы по отношению к детерминантам нашего поведения. С одной стороны, аргумент водораздела говорит о том, что вчерашние и сегодняшние решения неадекватны сегодняшним критическим проблемам. С другой стороны, аргумент детерминант поведения предполагает, что большая часть нашего поведения (и, следовательно, «решений») управляется инстинктом, годами становления и современным обществом, и что это поведение бессознательно. Огромную пропасть между этими двумя позициями невозможно переоценить.
Подводя итог, предполагается, что существует только четыре детерминанты поведения, каждая из которых вносит свой вклад в разной пропорции, а основная часть находится в бессознательном состоянии. Рисунок 1 иллюстрирует. Рисунок 1: Четыре детерминанты поведения следует ценить, особенно поведение, зародившееся в предустановочные или формирующие годы (и это, вероятно, старше 9 лет).0% всех действий).
Есть смысл тщательно рассмотреть вопрос о согласовании между детерминантами поведения, поскольку в нем лежит объяснение всех видов человеческих эмоций, особенно большой трагедии и великой эйфории. Согласование или его отсутствие также объясняет сопротивление переменам. Рисунок 2 иллюстрирует.
Предварительная проводка | Формовочная | Текущий | Новый | Последствия | |
Чемодан 1 | Х | Х | Х | Х | Довольный |
Чемодан 2 | Х | Х | Х | Д | Хрупкий |
Чемодан 3 | Х | Х | Д | Д | Возможно |
Чемодан 4 | Х | Х | Д | Путаница | |
Чемодан 5 | Х | Д | Д | Восстание | |
Чемодан 6 | Д | Д | Возможно |
Рисунок 2: Возможные комбинации определителей.
В случае 1 имеется совпадение по всем четырем детерминантам. Примером может служить новая идея, продвигающая идеалы человечества, например, недорогое, но очень эффективное лекарство, спасающее жизнь от распространенной болезни. Те, кто создает и развивает его, будут чувствовать значительное удовлетворение в своей задаче. Точно так же безмятежность молодой матери будет представлять собой согласование генетических сценариев, счастливый младенческий опыт, празднование материнства ее сверстниками и супругом и ее собственный совершенно новый опыт.
В Случае 2 только нынешнее переживание или идея не соответствуют друг другу. Против него выступают генетические силы, формирующие силы и современные силы, все они массивны против хрупкости новой идеи или нового опыта. Если в первых трех детерминантах есть что-то, что противоречит четвертому, у любой уникальной идеи нет надежды на осуществление, у любого оригинального опыта мало шансов быть принятым. (В действительности вполне вероятно, что только идеи или переживания, поддерживающие первые три, могут быть постигнуты или приняты — иными словами, идея, время которой пришло. )
Пример Случая 2 — иллюзионист или фокусник. Наше неверие в том, что мы только что получили новый опыт, который не соответствует всему остальному. Точно так же глубина личной трагедии — это степень, в которой она представляет собой новый опыт, выходящий за рамки наших предшествующих лет, лет становления или современного опыта. Примером может служить ребенок-инвалид.
В Случае 3 годы подготовки и становления совпадают, в то время как в другом выравнивании находятся современное общество и творчество или новый опыт. Помните, что влияние первой пары значительно больше, чем влияние второй пары. Примером может служить новое законодательство по сокращению загрязнения. Современная логика поддержала бы его. Предварительные и формирующие годы не могли бы. (Нынешняя недальновидная и эгоистичная позиция Австралии в отношении международных целей по выбросам парниковых газов — «нассать в суп себе и соседям» — иллюстрирует этот момент.)
В Случае 4 существует соответствие между начальным и формирующим опытом, но не соответствие текущему обществу. (В этом примере новые идеи или опыт не оказывают влияния, поскольку большую часть нашей жизни этот четвертый детерминант вступает в действие лишь время от времени). использовать. Моя зависимость от никотина (или, по крайней мере, потенциальная зависимость) является генетической или предустановленной (другими словами, мое тело имеет химический состав, который потенциально позволяет этой зависимости возникнуть). Если бы в годы моего становления мои родители курили, я бы, вероятно, вступил в подростковый возраст, полагая, что это взрослый поступок. Таким образом, увещевания подростков не курить часто остаются без внимания. Влияние современного общества имеет небольшой вес по сравнению с двумя предыдущими детерминантами.
В случае 5 не соосна только предварительная проводка. В зависимости от того, когда срабатывает поведение, вызванное предварительным подключением, результат, вероятно, будет очень эмоциональным, часто порождая бунт или страдание. Примерами могут быть люди, принадлежащие к физическим, психическим, гормональным или этническим меньшинствам. Если опыт человека не совпадает с опытом его формирования и современного общества, тогда могут возникнуть восстание, замешательство или несчастье, особенно если учесть, что предполагается, что предварительная проводка является самой сильной и самой устойчивой из всех детерминант. Примером может быть человек, у которого развивается большая эпилепсия, маниакальная депрессия или гомосексуальная ориентация. Ничто в их предыдущем опыте, возможно, не подготовило их к этому, и сети поддержки семьи и общества будут ограничены несуществующими, и поэтому необходима значительная психологическая и социальная адаптация.
В случае 6 нет исторических антецедентов. Современное общество вносит что-то новое, и каждый из нас следует его примеру. Показателем этого является уровень использования компьютеров, мобильных телефонов и аналогичных технологий. Напротив, случай 2 иллюстрирует трудности установления мира на Балканах, в Северной Ирландии и других хронически неспокойных местах.
Случаи 2 и 3 представляют собой попытки организационных изменений. Без мощного спонсора новая идея потерпит неудачу. Если новую идею можно поддерживать и поощрять во всей организации (если хотите, в мини-современном обществе), то изменения могут быть устойчивыми, но только в том случае, если требования конформизма достаточно сильны, чтобы преодолеть давление со стороны детерминант один и два. Если новые способы ведения дел будут поддерживаться еще дольше, то следующее поколение испытает новый порядок в годы своего становления и будет считать его нормальным. (Такова сила мифологии, религии и законодательства.)
В свете этих четырех детерминант поведения, особенно первых трех, так называемая «свобода выбора» может на самом деле вообще не быть «свободой», кроме права придерживаться устоявшихся привычек.
[Аргумент мировоззрения также имеет место между людьми. Когда ваше поведение и выраженные ценности отличаются от моих, я часто возражаю. Когда это происходит, я хочу изменить только ваше, а не свое.]
Внутри высокоэффективных предприятий и сообществ, или «обучающихся организаций», как их можно было бы также назвать, кажется, что такие организации пытаются свести к минимуму бессознательная некомпетентность, вызванная первыми тремя детерминантами обучения, чтобы позволить людям делать сознательный выбор в отношении того, какие аспекты они сохраняют или отбрасывают, и, в частности, максимизировать проявление творчества и инноваций в среде, ориентированной на принадлежность и достижения.
Напротив, малоэффективные предприятия и сообщества, скорее всего, будут сформированы неисследованными привычками, особенно теми, которые запрограммированы, бессознательны и, следовательно, находятся вне сферы обсуждения и управления. Предполагается, что особенно пагубной является предрасположенность к корыстной власти, характеристика, которая с точки зрения эволюции вполне функциональна, но может быть коллективно разрушительной для предприятий и организаций. (Этот комментарий предназначен не для того, чтобы выступать против власти, а для того, чтобы подчеркнуть масштабность «запрограммированных» проблем, которые необходимо решить любому человеку или организации, стремящимся стать более эффективными).
Вооружившись ментальной моделью четырех различных детерминант поведения, я теперь в состоянии рассмотреть свое личное поведение и поведение моей организации.
Мне нужно задать следующие вопросы: …..
Какие особенности моего поведения мешают моему успеху? Находятся ли мои ингибиторы на уровне первого, второго или третьего водораздела? Какие особенности поведения способствуют моему успеху? Какие из всего набора моделей поведения я хочу сохранить? Что я хочу изменить? Это гораздо более сложное упражнение, чем вы можете себе представить, в основном потому, что бесполезное поведение, вероятно, происходит бессознательно. Приглашенные честные объективные наблюдения за другими могут помочь.
Всякий раз, когда я чувствую себя несчастным, амбивалентным или нахожусь в конфликте, есть ли несоответствие между моими предустановками, годами моего становления, современным обществом и тем, что я воображаю возможным
Всякий раз, когда мне неудобно или я спорю с другим , есть ли несоответствие между нашим поведением и ценностями?
Вооружившись этими знаниями, я могу решить, хочу ли я бросить вызов ранее бессознательным практикам и убеждениям. Изменить их — непростая задача, но осознание того, что я делаю то, что больше не помогает, является важной предпосылкой.
Кеннеди Г.Э. 1989. Восприятие семейных отношений средними детьми. Психологические отчеты , 4: 755-760.
Кидвелл Дж.С. 1982. Заброшенный порядок рождения: средние дети. Journal of Marriage and the Family, , февраль: 224–237.
McClelland D.C., Koestner R. & Weinberger J. 1992.