Основные подходы к определению детерминант развития личности
Детерминанты – это те условия, причины, факторы от которых зависит развитие личности.
Личность в справочной психологической литературе рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Личность в современной науке рассмативается с точки зрения биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания.
В центре внимания представителей биогенетической ориентации стоят антропогенетические свойства человека (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потребности). Эти свойства, по мнению представителей данного подхода, проходят различные стадии созревания в онтогенезе. В основе созревания индивида согласно данному, биологизаторскому подходу, лежат приспособительные процессы организма.
Представители социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.. Эти проблемы разрабатываются в социальной психологии, этнопсихологии.
В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования самооценки, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Эти подходы отражены в общей психологии, психологии личности, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием 2-х факторов: среды и наследственности. Например, теория конвергенции двух факторов В. Штерна или теория конфронтации двух факторов З.Фрейда. Данные подходы, по мнению А.Н.Леонтьева, а в последствии и А.Асмолова являются «псевдодиалектическими», то есть исходят из дуализма механически сложенного биологического и социально в жизни человека.
Теория конфронтации двух факторов, их противоборства (принципа стремления к удовольствию и принципа реальности) есть ни что иное как противоречивое, конфликтное взаимодействие биологического и социального, которое выражается во взаимозависимости «Сверх-Я» и «Оно».
В трудах представителей неофрейдизма (А.Адлера, К.Хорни, Э Фромма и многих других) мы видим «социологизацию» психоанализа, а также поиски фактов, ограничивающих значение сексуальных влечений в жизни личности.
А.Н.Леонтьев дает новую схему детерминации развития личности. Разводя понятия «индивид» и «личность», он утверждает: «Индивидом рождаются, а личностью становятся».Он говорит о системной детерминации жизни личности, способом существования которой является совместная деятельность в социальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи.
Итак, основанием этой схемы является совместная деятельность. Второй важной детерминантой развития личности, по А.Н.Леонтьеву. являются многообразные отношения, в которые вступает индивид в процессе различных видов деятельности Следующей детерминантой принято выделять индивидуальные свойства человека.
Таким образом, выстраивается следующая зависимость предпосылок, условий и факторов формирования личности: свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшей нервной деятельности и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности.
При этом, социально-исторический образ жизни личности – источник развития личности, который в ходе жизни личности превращается в ее результат. Важно отметить, что данные источники, детерминанты развития личности перестают быть параллельными линиями и преобразуются, трансформируются из предпосылок в результат развития личности.
Детерминанты — это факторы, определяющие поведение
Человеческое поведение остается загадкой даже для самых опытных психологов. Никто из них не может спрогнозировать его достаточно точно: реакцию в той или иной ситуации будет определять множество факторов. Мы можем быть уверены лишь в одном – человеческое поведение является очень сложным, то есть структурно непростым, и оно объясняется множеством факторов. Чтобы понять его хотя бы после уже случившегося, психологи используют понятие «детерминанты». Это значит – определяющие факторы.
Отцы и дети
Самая ожесточенная западная дискуссия по поводу поведения человека кратко называется «природа или воспитание». Сторонники природной теории считают, что все проблемные аспекты или достижения записаны в ДНК.
Сторонники воспитательного подхода же видят повторяемость среды из поколения в поколение – и таким образом повторяемость поведения у родственников. Полностью правильным или неправильным нельзя считать ни один из этих подходов.
Химия мозга
В современной психологии выделяют три типа факторов: наследственные, культурные и социальные. Наследственные факторы, связанные с особенностями работы мозга, еще носят название «физиологические детерминанты». Это уникальные черты для каждого отдельно взятого человека, которые определяют, насколько велик порог тревожности, насколько человек сконцентрирован и консервативен или, напротив, рассеян и импульсивен.
С кем поведешься….
Культурные детерминанты поведения – это такие факторы, как обряды, традиции и нормы. Французская феминистка и женщина, воспитанная по канонам мусульманской нравственности, разным образом поведут себя в одной и той же ситуации (пример – измена мужа).
Детерминанты психологические, относящиеся к категории культурных, могут меняться под воздействием изменившейся ситуации, например, при смене места жительства традиционные народы начинают подражать в укладе жизни западным.
Мягкие влияния
Социальные детерминанты – это воздействие микроокружения на человека. Их отличие от культурных – в большей сиюминутности и повседневности воздействий. Академик Павлов называл результат подобных влияний условными рефлексами. Именно эти детерминанты поведения легче всего изменить. Впрочем, даже социальные приспособления иногда даются нелегко. Чем сложнее психика того или иного человека, тем труднее изменять его или ее детерминанты. Это аксиома из теории систем.
Так что важнее – природа или среда? Даже использование метода исследования разлученных близнецов не всегда позволяет пролить свет на эту проблему, так как примеров таких семей, к счастью, немного. Необходимо помнить, что поведение человека невозможно полностью свести к трем типам детерминант.
Оно гораздо сложнее в силу того, что является гибким и изменчивым. Его нельзя спрогнозировать по модели «дано» — «результат», по крайней мере — сложные формы, такие как обучение, любовь, религиозные практики. «Дано» постоянно изменяется: человек получает новую информацию или из его памяти «всплывает» ранее забытая информация. А вот что именно придет в голову тому или иному человеку – предсказать невозможно. Поэтому так трудно иметь дело с прогнозами в бихевиористике.
Психологические и поведенческие детерминанты участия в физической активности на протяжении всей жизни
Подача закрыта.
Текущее определение физической активности (ФА) включает все возможные формы, такие как неструктурированная и повседневная активность, структурированные упражнения, состоящие из заранее подготовленных, преднамеренных и повторяющихся действий, массовый и соревновательный спорт. Адекватно активный образ жизни можно вести через …
Текущее определение физической активности (ФА) включает все возможные формы, такие как неструктурированная и повседневная активность, структурированные упражнения, состоящие из заранее подготовленных, преднамеренных и повторяющихся действий, массовый и соревновательный спорт. Адекватно активный образ жизни можно вести на протяжении всей жизни, выбрав одну или несколько форм ФА. Действительно, пропаганда здорового образа жизни должна подчеркивать участие во всех формах ФА на всех этапах жизни (т. е. в молодом, среднем и пожилом возрасте).
Участие в физкультуре связано со многими преимуществами для здоровья, а постоянное занятие спортом может привести к положительным ценностям, таким как социальная интеграция, интеграция, гендерное равенство и образование. Однако большая часть населения мира не соответствует текущим рекомендациям по PA. Участие в ФА зависит от нескольких детерминант, которые недавно были обобщены в исследовательском проекте DEDIPAC-KH (DEterminants of DIet and Physical Activity-Knowledge Hub), в котором участвуют 12 европейских стран. Среди семи широких категорий детерминант, установленных в этом проекте (биологических, поведенческих, психологических, физической среды, социокультурных, социально-экономических, политических), особое значение имеют психологические и поведенческие детерминанты. Несмотря на то, что существует большой объем литературы, ясно, что имеющиеся на сегодняшний день доказательства ограничены и неубедительны.
Таким образом, необходимы дополнительные исследования, чтобы улучшить наше понимание детерминант участия PA и поведения на протяжении всей жизни.Эта тема исследования приглашает участников, которые исследуют психологические и поведенческие детерминанты PA, уделяя особое внимание участию и поведению PA. Поощряются исследования на всех этапах жизни, поскольку участие/поддержание ФА имеет решающее значение от начальных этапов жизни для физического и когнитивного развития до последних этапов жизни для сохранения физического и психического здоровья. Вклады могут быть сосредоточены на одной категории детерминант (например, психологических или поведенческих). Тем не менее, мы особенно поощряем исследования, направленные на изучение взаимодействия между поведенческими и психологическими факторами и их связи с участием и поведением PA.
Возможные темы включают (но не ограничиваются):
• Черты личности и участие в ФА
• Взаимосвязь между стрессом и участием в ФА
• Роль когнитивных навыков в участии в ФА
• Награды и участие в ФА
Поведенческие детерминанты
• Роль ПД в продвижении стратегий в образовании/школе
• Взаимосвязь между технологиями (например, использование экрана, экзергеймы) и участием в ФА
• Привычки образа жизни и участие в ФА
• Жизненные события (например, выход на пенсию, поступление в университет) и участие в программе PA
• Перспективы PA среди иммигрантов и беженцев
Мы приветствуем все типы статей, особенно оригинальные исследования с использованием нескольких планов исследований, а также долгосрочных проспективных и продольных экспериментальных планов. и подходы к анализу посредничества/модерации также настоятельно приветствуются.
Ключевые слова : Физическая активность, упражнения, спорт, поведенческие, психологические детерминанты
Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.
- Показать больше
Окружающая среда как детерминант поведения
- title={Окружающая среда как детерминант поведения},
автор={Исидор Чеин},
journal={Журнал социальной психологии},
год = {1954},
объем={39},
страницы = {115-127}
}
- И. Чеин
- Опубликовано 1 февраля 1954 г.
- Психология
- Журнал социальной психологии
(1954). Окружающая среда как детерминант поведения. Журнал социальной психологии: Vol. 39, № 1, стр. 115-127.
View Via Publisher
. Исследование вопросов психологии сообщества теории и методов
- P. Tolan, C. Keys, F. Chertok, L. Jason
Психология
- 1994
Это работа. о целях, процессе и результатах общественных психологических исследований. В то же время он предлагает сбалансированный взгляд на интеграцию тендерных интересов в улучшение…
Исторические, теоретические и методологические работы
- Дж. Уолвилл, Г. Вейсман
Психология
- 1981
психологии в целом, а также к другим дисциплинам и…
Межуровневые исследования без пересечений в общественной психологии
- М. Шинн, Б. Рапкин
Психология
- 2000
Центральный принцип социальной психологии заключается в том, что поведение человека следует понимать в контексте. Общественные и другие экологически ориентированные психологи предложили типологии контекстов поведения…
Некоторые проблемы стратегии в экологической психологии
- М. Смит
Психология
- 1977
все еще только выходит из состояния, в котором это был лейбл, ищущий содержание или повестку дня. Экологическая психология…
Учительские стандарты социального поведения и ожидания в качестве детерминантов экологии классной комнаты
- Ожидания учителей
Образование
- 2007
Walker, Hill M. Social Social Social Social Social Social Social Social Socials and ожидания в качестве детерминантов в классе, поведение и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей и поведение учителей. Результаты ребенка. Заключительный отчет. Орегонский университет, Юджин. Центр…
Истоки и направления эколого-поведенческих исследований
- Д. Стоколс
Психология
- 1977
В течение нескольких десятилетий психологи-экспериментаторы характеризовали свою дисциплину как поиск законных отношений между измерениями окружающей среды и моделями поведения (ср.
- Р. Джессор
Психология и биология
- 2017
Парадокс психологии окружающей среды
- Д. Стоколс
Психология
- 1995
Рассмотрен научный и прикладной вклад психологии окружающей среды в связи с 6 тенденциями, которые произошли в этой области за 3 десятилетия: (a) разработка новых концепций и…
Производительность и удовлетворенность как функция соответствия индивидуальной среды.
- Первин Л.А.
Психология
- 1968
Обзор исследований, в которых производительность и удовлетворенность рассматриваются как функция взаимодействия между характеристиками индивидуума и характеристиками межличностного и немежличностного…
«Объективно-поведенческая» среда Исидора Чейна: в памяти Ученый-гуманист
- Дж. Ривера
Психология
- 1986
Исидор Чеин был приверженцем развития единой науки о человеческом поведении. Его наблюдения за поведением заставили его подчеркнуть важность двух несколько парадоксальных фактов: (1) что люди…
, показывающий 1-4 из 4 ссылок
Невротическая личность нашего времени
- K. Horny
Психология
- 1937
Как ваша личность меняется по возрасту — BBC FutureWhat. Плюсы и минусы этого невротизма | психология | BritannicaВы невротик? Тест — Psychologist WorldPersonality…
Принципы гештальт-психологии
- К. Коффка
Психология
- 1935
В настоящее время Routledge переиздает эту престижную серию из 204 томов, первоначально опубликованных в период с 1910 по 1965 год. Названия включают работы таких ключевых фигур, как К.Г. Юнг, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже,…
Мораль и национальный характер.