ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ ВАЖНО ОБЩАТЬСЯ С ПРИРОДОЙ? / Статьи / ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ
Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com
ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей.
Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем.
Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем.
Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.
Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.
Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?
Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.
Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.
В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.
В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.
В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком… Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.
Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?
У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.
Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.
На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.
Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши.
Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.
Читать также:
КАК ВАРИТЬ МЫЛО В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
КАК КРАСИВО ОФОРМИТЬ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ?
КАК НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ
Как рассказать детям о природе:
3 красивых артбука Дианны Астон
Дети, которых еще в детстве научили любить природу, вырастают более чуткими, любознательными и ответственными. Именно поэтому важно в самом юном возрасте показать ребенку красоту окружающего мира и научить его ценить каждое проявление природы.
Дианна Астон — автор красивых артбуков для детей, которые учат ребят именно этому.
Ее книги популярны во всем мире. Это красивые рассказы о животных, птицах, растениях, в которых гармонично сочетаются детальные натуралистичные иллюстрации и познавательные тексты.
Книги раскрывают все секреты природы и помогают детям заглянуть в самые потайные уголки, чтобы увидеть, как прекрасен окружающий мир в каждом его проявлении.
Предлагаем вам познакомиться с каждым артбуком поближе.
1. Яйцо любит тишину
Еще одна книга о природе, которая продолжает тему появления жизни. Она познакомит вас с ярким многообразием яиц птиц, рыб и насекомых. Какой формы и цвета может быть яйцо и почему? Из чего оно состоит? Какие удивительные процессы происходят внутри?
Читая книгу, вы узнаете о том, что яйца умеют маскироваться, увидите, как развиваются разные зародыши в яйце (у цыпленка, малька лосося и кузнечика).
Эта книга — самая титулованная в серии артбуков. Она признана лучшей книгой о природе по версии Библиотечного сообщества США, детских библиотек Нью-Йорка и Чикаго.
Игры по книге:
— Предложите ребенку раскрасить куриные яйца так, чтобы они походили на те, что вы видели в книге. Например, покройте яйцо крапинками, как у серебристой чайки.
— Посетите зоопарк или музей. И посмотрите там на птиц, рыб и рептилий, яйца которых вы видели в книге.
2. Что снится семечку?
В этой книге собрана яркая коллекция самых разных семян.
Читая ее, вы узнаете, зачем нужны семена, как они выглядят и как путешествуют в поисках места, где смогут прорасти.Вас ждут удивительные факты. Оказывается, самое маленькое семечко у орхидеи, самое большое — у сейшельской пальмы (оно весит целых 27 килограмм). А парашютик одуванчика может преодолеть путь в 150 километров.
Эта книга понравится всем: малыши будут читать ее как красивую сказку о приключениях семечка, ребята постарше — как увлекательную историю о жизни растений.
Игры по книге:
— Устройте мини-огород на окошке. Посадите салат, укроп или петрушку. А затем наблюдайте за тем, как развиваются семечки.
— Рассмотрите семечко под микроскопом или лупой, запомните, как называются его части и для чего они нужны.
3. У камня своя история
Эта книга — отличный способ рассказать детям про неживую природу. На ее страницах даже самые неприметные камни кажутся красивыми и живыми.
В книге вы сможете рассмотреть самые разные камни и камешки. А еще узнать много интересных фактов о температуре плавления камней, о космических камнях и самых первых камнях на Земле, камнях-помощниках для животных и людей.
Кроме того, вас ждет рассказ о том, чем камни похожи на тесто, и самый настоящий рецепт лазурита.
Игры по книге:
— Наберите камней на улице и предложите ребенку раскрасить их красками по своему вкусу.
— С самыми маленькими детьми можно поиграть в археологические раскопки. Закапывайте камни в песок, затем разрывайте, придумывайте им названия и записывайте в их в книгу находок.
Книги Дианны Астон помогают рассказать детям о природе правильно. Материал в них преподносится легко и занимательно, понятно для каждого ребенка. Артбуки пробуждают любопытство, знакомят ребят с многообразием биологического мира, показывают удивительные природные превращения, вдохновляют наблюдать за природой и развивают воображение.
Еще 1280 детских книг
Центр ресурсов| Children & Nature Network
Эта коллекция бесплатных наборов инструментов, отчетов, инфографики и инструментов для защиты интересов предназначена для того, чтобы помочь вам или вашей организации связать детей, семьи и сообщества с природой. Пожалуйста, заходите почаще. Мы регулярно добавляем и обновляем ресурсы!
- Поиск по категории
- Поиск
Поиск ресурсов
Поиск: Сортировать по: Параметры сортировки/просмотраКарточка Список
- Лора Милан
Значок
Обучение на открытом воздухе ключ к улучшению здоровья учащихся, планета
ПодробнееСлужба общественных новостей Июнь 2023
Подробнее- Сеть детей и природы
- Моника Лопес Маги
Значок
Дети напоминают взрослым о красоте и важности природы
ПодробнееЕжедневный бюллетень Июнь 2023
ПодробнееЗначок
Танцы и песни коренных народов учат дошкольников сохранению коал
Подробнееазбука Июнь 2023
ПодробнееЗначок
Дошкольные учреждения Буша превращают новичков в эко-экспертов
ПодробнееУниверситет Мельбурна июнь 2023
ПодробнееГодовой отчет Children & Nature Network за 2022 год
ПодробнееЗначок
Раннее детство: как привнести больше природы в дошкольное учреждение
ПодробнееОтчет Хехингера Июнь 2023
ПодробнееЗначок
Выгорание вынудило учителя начальных классов уйти. Сейчас она руководит лесной школой.
ПодробнееРИС май 2023
ПодробнееЗначок
School of the Wild соединяет молодежь и природу с равенством
ПодробнееГазета Май 2023
ПодробнееЗначок
Британские родители должны адаптироваться к климатическому хаосу, но не отказываясь от прогулок на свежем воздухе
ПодробнееThe Guardian Май 2023
Подробнее- Амелия Родленд
Значок
Картирование эмоций помогает молодым людям понять свою связь с природой
ПодробнееНаправления Mag Май 2023
ПодробнееЗначок
Негде безопасно играть: «Играйте в пустыни» удерживает детей от веселой физической активности
ПодробнееНовости США и мировой отчет Май 2023
Подробнее- Children & Nature Network
Значок
Помощь молодежи коренных народов с особыми потребностями в общении с природой
ПодробнееSaltWire Май 2023
ПодробнееЗначок
STEM с настоящими стеблями: Миссури настаивает на том, чтобы студенты вышли за пределы
ПодробнееМай 2023
ПодробнееЗначок
Прогулки на свежем воздухе могут сыграть ключевую роль в улучшении постпандемического обучения
ПодробнееНовости залива залива Май 2023
Подробнее- Children & Nature Network
Значок
Организаторы сообщества используют природу для исцеления молодежи в отделении 8
ПодробнееDCist Май 2023
Подробнее- Моника Лопес Маги
- Амелия Родленд
Значок
Финалист премии WISE Awards 2023 (OpEPA) переносит обучение на природу
ПодробнееGulf Times май 2023
ПодробнееЗначок
Мнение: Почему мы должны инвестировать в устойчивые к изменению климата школы
ПодробнееMercury News Май 2023
ПодробнееЗначок
В штате Вашингтон подписан закон о важных перерывах
ПодробнееРебенок Сиэтла Май 2023
ПодробнееЗначок
Как сделать отдых на природе интересным для всех
ПодробнееПутешественники Апрель 2023
ПодробнееЗначок
Музейная программа расширяет научное обучение детей
ПодробнееАллигатор апрель 2023
Подробнее- Эмили Хэлнон
Просмотреть все ресурсы Научная библиотека
ПОДДЕРЖИТЕ НАШУ РАБОТУ
Помогите нам сделать так, чтобы все дети жили, учились и росли вместе с природой в своей повседневной жизни.
ПОДДЕРЖИТЕ НАШУ РАБОТУ КомандаChildren and Nature Network. Персонал и правление
- Персонал и консультанты
- совет директоров
- Совет учредителей
- Советники и послы
- Присоединиться к нашей команде
Персонал и консультанты
Совет директоров
Должностные лица
Члены
Совет учредителей
Советники и представители
Научно-консультативный совет
Николь Ардуан, доктор философии Адъюнкт-профессор Высшей школы образования и Института окружающей среды Вудса Стэнфордского университета
Луиза Тернер Чавла, доктор философии Почетный профессор, Колледж архитектуры и планирования, Колорадский университет
Мин Куо, доктор философии Доцент кафедры природных ресурсов и наук об окружающей среде Иллинойского университета в Урбане Шампейн
Стивен Дж.
Понт, доктор медицины, магистр здравоохранения, FAAP Медицинский директор, Управление науки и здоровья населения, Департамент здравоохранения штата ТехасНэнси Уэллс, доктор философии Профессор Колледжа экологии человека Корнельского университета
Почетный научно-консультативный совет
Говард Фрумкин, MD, MPH, DrPH ПОЧЕТНЫЙ ПРОФЕССОР ШКОЛЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВАШИНГТОНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Марианна Красная, кандидат медицинских наук ПРОФЕССОР И ДИРЕКТОР ЛАБОРАТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЭКОЛОГИИ КАФЕДРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КОРНЕЛЛСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Зеленые школьные дворы: консультанты по исследованиям и метрике
Майрон Флойд Профессор и заведующий кафедрой Университета штата Северная Каролина, кафедра управления парками, отдыхом и туризмом
Лоис Бринк Главный стратег The Big Sandbox и профессор Университета Колорадо в Денвере, факультет ландшафтной архитектуры
Уильям Салливан Профессор и заведующий кафедрой Иллинойсского университета Урбана-Шампейн
Дана Герштейн Директор по вопросам регулирования, Национальный молочный совет
Робин Мур Профессор ландшафтной архитектуры и директор Инициативы естественного обучения Университета штата Северная Каролина
Нильда Коско Ассоциированный профессор-исследователь, директор программ, Инициатива естественного обучения, Университет штата Северная Каролина
Рэйчел Прингл Вице-президент по развитию и стратегическому партнерству, Education Outside
Кэтрин Стивенсон Адъюнкт-профессор Университета штата Северная Каролина, факультет управления парками, рекреацией и туризмом
Зеленые школьные дворы: консультанты по курированию ресурсов
Кэм Коллиер Исполнительный директор по программам, Evergreen
Нетте Комптон Заместитель директора парков для людей, Trust for Public Land
Шэрон Дэнкс Основатель и исполнительный директор Green Schoolyards America
Рич Долеш Вице-президент по стратегическим инициативам Национальной ассоциации парков и отдыха
Андреа Фалькен Директор школ Green Ribbon Министерства образования США
Джон Фишер Директор по связям с общественностью, Лаборатория жизни, Калифорнийский университет, Санта-Круз
Джастин Хегарти Исполнительный директор Консорциума зеленых школ Милуоки/Рефло
Аниса Хемминг Директор Центра зеленых школ, Совет по экологическому строительству США
Расти Килер Основатель игры Земля
Мэг Келли Старший менеджер кампании «Здоровые школы»
Мэри Элис Ли Директор Trust for Public Land – PlaNYC
Кирк Мейер Соучредитель (в отставке), Инициатива Бостонского школьного двора
Вики Мур Основатель и член правления Living Classroom
Элисон Пернелл Менеджер проекта, Комиссия местного самоуправления
Рэйчел Прингл Директор по стратегии, внешнее образование
Лори Робертсон Директор по охране природы, Национальная ассоциация парков и отдыха
Дэвид Роуз Управляющий директор по исследованиям и консультационным услугам, Американская ассоциация планирования
Кевин Шабоу Специалист по природным ресурсам, Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA)
Дженнифер Сейдел Исполнительный директор, Национальная сеть зеленых школ
Шеннон Спрэг Менеджер по экологической грамотности и партнерству, Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA)
Джефф Винсент Директор общественных инфраструктурных инициатив, Центр городов и школ, Калифорнийский университет в Беркли
Дженни Видоуэр K-12 Менеджер, Центр зеленых школ, Совет по экологическому строительству США
Присоединяйтесь к нашей команде
Мы стремимся создать разнообразную команду, которая отражает широкий спектр рас, этнических групп, религий, гендерной идентичности, культур и жизненного опыта международного движения «Дети и природа».