что такое в Оксфордском толковом словаре по психологии
Термин, используемый в основном в теории когнитивного развития Пиаже и имеющий две различные, но связанные модели употребления. 1. Переход ребенка из ранней стадии, когда вещи рассматриваются как «центрированные» на теле и действиях ребенка (см. эгоцентризм), к более высокой стадии, когда окружающая среда воспринимается в децент-Рированной форме и тело и действия ребенка понимаются в их объективных связях с другими объектами и событиями. Принято выделять несколько периодов децентрации: по отношению к действиям, к представлениям и к познанию. 2. Перцептивная или познавательная способность выходить за рамки тре-оований, выдвигаемых физическим стимулом. Например, сохранение объема появляется, когда ребенок способен разрушить «центрацию» на высоте уровня жидкости в сосуде и принимать во внимание другие аспекты ситуации ширина сосуда, тот факт, что никто не добавлял или не убавлял жидкость, которые обеспечивают компенсацию и уравновешивание искажений, вызы-аемых более примитивным «центрированным» процессом.
Смотреть больше слов в «Оксфордском толковом словаре по психологии»
ДЕЦЕРЕБРАЦИОННАЯ РИГИДНОСТЬ →← ДЕФОРМАЦИИ ТЕЛА РАССТРОЙСТВО
Смотреть что такое ДЕЦЕНТРАЦИЯ в других словарях:
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
Франц. DECENTRATION. Одно из основных понятий постструктурализма, деконструктивизма и постмодернизма. Децентрация, по мнению Ж. Дерриды, является необходимым условием критики традиционного западноевропейского образа мышления с его «логоцентрической традицией». Как отмечает Г. Косиков, свою основную задачу французский ученый видит в том, «чтобы оспорить непререкаемость одного из основополагающих принципов европейского культурного сознания — принципа «центрации», пронизывающего «буквально все сферы умственной деятельности европейского человека: в философии и психологии он приводит к рациоцентризму, утверждающему примат дискурсивно-логического сознания над всеми прочими его формами, в культурологии — к европоцентризму, превращающему европейскую социальную практику и тип мышления в критерий для «суда» над всеми прочими формами культуры, в истории — к презенто- или футуроцентризму, исходящему из того, что историческое настоящее (или будущее) всегда «лучше», «прогрессивнее» прошлого, роль которого сводится к «подготовке» более просвещенных эпох и т. д. Вариантом философии «центрации» является субстанциалистский редукционизм, постулирующий наличие некоей неподвижной исходной сущности, нуждающейся лишь в воплощении в том или ином материале; в философии это представление о субъекте как своеобразном центре смысловой иррадиации, «опредмечивающемся» в объекте; в лингвистике — идея первичности означаемого, закрепляемого при помощи означающего, или первичности денотации по отношению к коннотации; в литературоведении — это концепция «содержания», предшествующего своей «выразительной форме», или концепция неповторимой ав- горской «личности», «души», материальным инобытием которой является произведение; это, наконец… позитивистская каузально-генетическая «мифологема» (Косиков:1989, с. 35-36). Критика всех этих «центризмов», подчеркивает Н. Автономова, «стягивается у Дерриды в понятие «логоцентризма» как их наиболее теоретически обобщенную форму» (Автономова:1977, с. 168). В литературоведении проблема децентрации в основном получила свою разработку в двух аспектах: «децентрированного субъекта» и «децентрированного дискурса». Так, согласно точке зрения одного из ведущих теоретиков постструктурализма и постмодернизма американского критика Ф. Джеймсона, пародия в «эпоху позднего капитализма», «лишенного всяких стилистических норм», вырождается в пастиш, причем ее появление связывается Джеймсоном с процессом «децентрирования дискурса», т. е. исчезновения из него единого смыслового центра и одновременно «индивидуального субъекта в постиндустриальном обществе»; «исчезновение субъекта вместе с формальными последствиями этого явления — возрастающей недоступностью индивидуального стиля — порождает сегодня почти всеобщую практику того, что может быть названо пастишью» (Jameson:l984, с. 64). Другой теоретик, голландский исследователь Д. В. Фоккема, связывает появление постмодернизма с формированием особого «взгляда на мир», в котором человек лишен своего центрального места. Для него постмодернизм — это «продукт долгого процесса секуляризации и дегуманизации»; если в эпоху Возрождения возникли условия для появления концепции антропологического универсума, то в XIX и XX столетиях под влиянием наук — от биологии до космологии — стало якобы все более затруднительным защищать представление о человеке как о центре космоса: «в конце концов оно оказалось несостоятельным и даже нелепым» (Fokkema:1986, с. 80, 82). Теоретическая «децентрация субъекта» как отражение специфической мировоззренческой установки сказалась на главном объекте литературы — человеке, поскольку последовательное применение основанных на идее децентрации постмодернистских принципов его изображения на практике привело сначала к девальвации, а затем и к полной деструкции личности персонажа как психологически и социально детерминированного характера. Свой вклад в разработку идеи децентрации субъекта внес, разумеется, и Фуко. Наиболее эксплицитно этот вопрос был им поставлен в «Археологии знания» (1969), где автор с самого начала заявляет, что общей для современных гуманитарных наук (психоанализа, лингвистики и антропологии) предпосылкой стало введение «прерывности» в качестве «методологического принципа» в практику своего исследования, т. е. эти дисциплины «децентрировали» субъект по отношению к «законам его желания» (в психоанализе), языковым формам (в лингвистике) и правилам поведения и мифов (а антропологии). Для Фуко все они продемонстрировали, что человек не способен объяснить ни свою сексуальность, ни бессознательное, ни управляющие им системы языка, ни те мыслительные схемы, на которые он бессознательные ориентируется. Иными словами, Фуко отвергает традиционную модель, согласно которой каждое явление имеет причину своего порождения. Точно таким же образом и постулируемая Фуко «археология знания» децентрирует человека по отношению к непризнаваемым и несознаваемым закономерностям и «прерывностям» его жизни: она показывает, что человек не способен дать себе отчет в том, что формирует и изменяет его дискурс, — т. е. осознанно воспринять «оперативные правила эпистемы». Как все связанные с ней во временном плане дисциплины, «археология» преследует ту же цель — «вытеснить», упразднить представление о самой возможности подобной «критической осознаваемости» как «принципе обоснования и основы всех наук о человеке» (Leitch:1983, с. 153). Общеструктуралистская проблема децентрации субъекта, решаемая обычно как отрицание автономности его сознания, конкретизировалась у Фуко в виде подхода к человеку (к его сознанию) как к «дискурсивной функции». В своей знаменитой статье 1969 г. (расширенной потом в 1972 г.) «Что такое автор?» (Foucault:1969) Фуко выступил с самой решительной критикой понятия «автора» как сознательного и суверенного творца собственного произведения: «автор не является бездонным источником смыслов, которые заполняют произведения; автор не предшествует своим произведениям, он — всего лишь определенный функциональный принцип, посредством которого в нашей культуре осуществляется процесс ограничения, исключения и выбора; короче говоря, посредством которого мешают свободной циркуляции, свободной манипуляции, свободной композиции, декомпозиции и рекомпозиции художественного вымысла. На самом деле, если мы привыкли представлять автора как гения, как вечный источник новаторства, всегда полного новыми замыслами, то это потому, что в действительности мы заставляем его функционировать как раз противоположным образом. Можно сказать, что автор — это идеоло- гическии продукт, поскольку мы представляем его как нечто, совершенно противоположное его исторически реальной функции… Автор — идеологическая фигура, с помощью которой маркируется способ распространения смысла» (Textual strategies:1980, с. 159). Собственно, эта статья Фуко, как и вышедшая годом раньше статья Р. Барта «Смерть автора» (русский перевод: Барт: 1989), подытожившие определенный этап развития структуралистских представлений, знаменовали собой формирование уже специфически постструктуралистской концепции теоретической «смерти человека», ставшей одним из основных постулатов «новой доктрины». Если эти две статьи — в основном сугубо литературоведческий вариант постструктуралистского понимания человека, то философская проработка этой темы была к тому времени уже завершена Фуко в его «Словах и вещах» (1966), заканчивающихся знаменательным пассажем: «Взяв сравнительно короткий хронологический отрезок и узкий географический горизонт — европейскую культуру с XVI в. , можно сказать с уверенностью, что человек — это изобретение недавнее… Среди всех перемен, влиявших на знание вещей, на знание их порядка, тождеств, различий, признаков, равенств, слов, среди всех эпизодов глубинной истории Тождественного, лишь один период, который начался полтора века назад и, быть может, уже скоро закончится, явил образ человека. И это не было избавлением от давнего неспокойства, переходом от тысячелетий заботы к ослепительной ясности сознания, подступом к объективности того, что так долго было достоянием веры или философии, — это просто было следствием изменений основных установок знания… Если эти установки исчезнут так же, как они возникли, если какое-нибудь событие (возможность которого мы можем лишь предвидеть, не зная пока ни его формы, ни облика) разрушит их, как разрушилась на исходе XVII в. почва классического мышления, тогда — в этом можно поручиться — человек изгладится, как лицо, нарисованное на прибрежном песке» (Фуко;1977, с. 398). (Дано в переводе Н. Автономовой — И. И.).<br>… смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
от лат. de- — приставка, означающая удаление, отмену, и centrum — центр круга, средоточие) — один из фундаментальных механизмов психики, к-рый позволяет человеку иначе посмотреть на ситуацию или систему определенных отношений. В генетической эпистемологии Ж. Пиаже термин Д. определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает преобразование смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет позиций других людей и, следовательно, возможных т. зр. или познавательных перспектив. Д. представляет собой главный механизм преодоления эгоцентризма. Его осн. функция заключается в координации когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур взаимодействующих и общающихся людей. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризированное О. человека с другими людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых т. зр., позиций, намерений и т. п., побуждающее к преобразованию смыслов образов, представлений, понятий и суждений в собственной познавательной деятельности. Д. связана с развитием воображения, поскольку умение оперировать образами представлений позволяет провести их перегруппировку и изменить перспективу восприятия системы тех или иных отношений. На основе Д. развивается важная для межличностного понимания способность человека представить себя на месте другого. Благодаря механизму Д. становятся возможными социально-психол. рефлексия, опр. формы эмпатии и преодоление ошибок каузальной атрибуции в процессе восприятия и понимания человека человеком. Способность субъекта к Д. развивается по мере приобретения опыта социального взаимодействия и развития мышления. Ж. Пиаже связывал развитие Д. с развитием мыслительных операций обратимости. Показателями Д. личности в процессе социальной перцепции являются величина и адекватность понимания представлений, намерений, позиций, мнений, оценок, отношений, переживаний и т. п., имеющихся у тех, чья позиция субъекта интересует. В онтогенезе уровень развития Д. повышается от детского возраста к зрелости и может снижаться по мере приближения старости. У подростков, в зависимости от значимости для них ситуации взаимодействия и собственного состояния, наблюдается то сильно выраженный эгоцентризм, то хорошая способность к Д. и вместе с ней к учету мнений и т. зр. др. людей. Способность к Д. необходима людям, чья работа связана с О. с др. людьми, а ее результаты бывают успешнее в условиях профессионального взаимодействия и О. нежели в семейно-бытовой сфере. В работах В. А. Недоспасовой, (1972) показано, что первоначальным этапом развития Д. у детей, позволяющим преодолеть эгоцентризм мышления, может являться механизм последовательных центраций, к-рый развивается в условиях специального обучения. У взрослых механизм Д. и способность представить себя на месте другого может побуждаться или блокироваться разными обстоятельствами О. и отношений. В условиях конфликта у большинства людей вместо активизации Д. усиливается эгоцентризм вместе с нежеланием понимать и принимать в расчет специфику отношений и мнения противоположной стороны. Д. зависит от типа взаимодействия. В кооперативном взаимодействии она проявляется слабее, чем в конкурентном взаимодействии. Существенное снижение способности к Д. может служить признаком развивающейся невротизации личности, а ее исходное недостаточное развитие важный фактор в генезисе нек-рых психич. заболеваний, что было показано Г. Шредером на примере О. больных шизофренией. В юношеском возрасте механизм Д. развивается благодаря тренингам, направленным на развитие социально-психол. компетентности и тренингам личностного роста. Лит.: Недоспасова В. А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение IV. Влияние условной динамической позиции на решение задач с различным содержанием отношений // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1972. № 1; Пашукова Т. И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия. М., 1985; Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Schrцder H. Strukturanalyse interpersonдller Fдhigkeiten // Vorwerg M., Schrцder H. Persцnlichkeitspsychologische Grundlagen interpersonalen Verhaltens. Band I. Leipzig, 1980. Т. И. Пашукова … смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
(в психологии развития) [лат. de — от centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. Особое значение Д. придавал Ж. Пиаже в своей теории развития интеллекта. В процессе развития интеллекта от рождения до подросткового возраста Д. осуществляется на трех разных уровнях: 1) на уровне сенсомоторного интеллекта (к 1,6 — 2 г) происходит переход от полного отсутствия различения между субъективным и объективным к пониманию, что мир состоит из объектов, существующих независимо друг от друга во времени и пространстве, и сам ребенок является таким же объектом; 2) в дошкольном возрасте, когда ребенок постигает объективные отношения, существующие между вещами, и становится способным к координации и кооперативным действиям; 3) в подростковом возрасте, когда ребенок из абстрактного реформатора превращается в деятеля. Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен цикл исследований Д. в русле экспериментально-генетической стратегии. Эти исследования: а) обнаружили феномен последовательных центраций при принятии разных игровых ролей ребенком; б) показали, что переключение с одной игровой роли на другую «расшатывает» абсолютность позиции ребенка и создает условия для координации различных позиций; в) выявили условия формирования условно-динамической позиции, которая позволяет преодолеть симптомы центраций. При этом снимаются все известные симптомы Пиаже. Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста условно-динамической позиции — аналога ролевого поведения — приводит к более раннему формированию интеллектуальных операций. К. Н. Поливанова… смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
(лат. de centrum остриё (циркуля), средоточие) – 1. термин Ж.Пиаже, имеет две модели употребления: 1) переход к стадии развития, когда ребёнок начинает рассматривать окружающие объекты находящимися в реальных отношениях между с собою, а не как ранее, то есть существующие только для него, ребёнка; при этом различаются несколько последовательных периодов децентрации: а) по отношению к действиям, б) к представлениям и в) к познанию; 2) перцептивная или познавательная способность выходить за рамки требований, выдвигаемых физическим стимулом. Например, ребёнок понимает, что объём воды один и тот же, хотя в узком стакане её уровень выше, чем широком; 3. в социальной психологии под децентрацией понимают способность индивида воспринимать действительность объективно, то есть безотносительно к тому, к какой культурной, этнической или социальной группе он принадлежит. Для любого человека децентрация – это сложный и трудный интеллектуальный процесс, не всегда завершающийся окончательно и полностью. Именно поэтому (хотя бы отчасти) существуют такие явления как национализм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и т.п.; 4. то же самое можно сказать и о децентрации в науке, особенно социологии. В истории культуры децентрация означает осознание того факта, что окружающий мир не имеет центра, вокруг которого или для которого он существует. Например, человечеству потребовались тысячелетия, прежде чем Н.Коперник (1473-1543) совершил переворот в естествознании, отказавшись от учения о центральном положении Земли во Вселенной. Католическая церковь отменила запрет на публикации его сочинения «Об обращении небесных сфер» (1543) лишь спустя почти столетие. … смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. человека. Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. перспектив) др, людей. Источник Д. — непосредственное или интериоризировашюе (см. Интериоризация) общение с др. людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменить собств. познават. позицию. В работах Пиаже и его последователей Д. рассматривается гл. обр. как один из факторов социализации дет. мышления. В дальнейшем была показана связь Д. с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф.
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
— один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функциониру… смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной. Понятие децентрации — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное (-> интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе коего происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека; оно связано с уровнем развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к децентрации может существенно изменяться с возрастом, возрастая от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости. Она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: в профессиональном взаимодействии она обычно реализуется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Существенное снижение способности к децентрации может служить признаком развивающейся невротизации, тогда как исходно недостаточное ее развитие — важный фактор в генезисе некоих заболеваний психических, в частности шизофрении. … смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
(от лат. de – удаление, отмена centrum – средоточие) – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное общение с др. людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли др. человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости, она также варьируется в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Д. – способность поставить себя на место др. и понять его мотивы, психическое состояние, цели поведения или деятельности, опасения и др. Чем выше способность к Д., тем реже и более мотивированно он идет на конфликты. Лучше всего способность к Д. формируется в детском возрасте: в семье, детском саду, школе…. смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
(от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену, centrum —средоточие) — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие Д. — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное (см. интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного (см.коммуникация) взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях…. смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
[лат. de — приставка, означающая отделение, отмену centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие Д. — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Е.Н. Емельянов… смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
– преодоление эгоцентризма, развитие понимания существования интересов других людей, отличных от своих интересов, и необходимости координации своих и чужих интересов, способность рассматривать ситуацию с другой точки зрения, со стороны.
Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла потанцевать… Да мало ль я чего хочу! Но мама спит – и я молчу. (Е. Благинина, Посидим в тишине) Ср.: Привыкнув считать себя центром мироздания, она вдруг принуждена была признать некую силу, увлекавшую ее за пределы ее орбиты; она попробовала возмутиться, но не в силах была изгнать из своего сердца пленительный образ юноши (О. Бальзак, Загородный бал). Ср. эгоцентризм, эмпатия…. смотретьДЕЦЕНТРАЦИЯ
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. людей. Ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения др. людей. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления. … смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
ж.(1. по Ж. Пиаже — переход ребенка к более высокой стадии развития, когда окружающая среда воспринимается в децентрированной форме и тело и действия п… смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
(от лат. de – удаление, centrum – средоточие, центр) – механизм преололения эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субьекта путем их столкновения, сопоставления и интеграции с другими позициями, мнениями…. смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
(психол.) механизм преодоления эгоцентризма, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли или взглядов другого человека. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления…. смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
умение учителя ставить себя на место ученика, видеть все происходящее не только своими глазами, непредвзято воспринимать его маленькие и большие проблемы, понимать порождающие их причины (Бодалев А.А.) … смотреть
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
ДЕЦЕНТРАЦИЯ — см. Женевская школа генетической психологии, Центрация.
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
техн. децентра́ція
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
偏心距
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
орталықсыздану
ДЕЦЕНТРАЦИЯ (ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ) УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
передача центром части функций по управлению системой образования органам регионального, муниципального и местного самоуправления.
ДЕЦЕНТРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
(лат. – удаление от центра) – разрушение сложившейся системы ценностей, отношений и собственной позиции на новую под влиянием каких-либо внешних условий. В основе децентрации личности лежит гибкость человеческой психика, способность к восприятию другой точки зрения. Это также механизм преодоления эгоцентризма, переключения внимания со своей персоны на заботу о других, более нуждающихся. Огромное влияние на децентрацию оказывают духовно-нравственное воспитание, смена мировоззренческих позиций, изменение условий жизни. Децентрация личности – средство формирования моральной зрелости и совершенствования. … смотреть
24. Понятие эгоцентризм и децентрация в стадиальной концепции интеллекта ж.Пиаже
Особенности психики ребёнка
В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:неразделенность мира и собственного Я, анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы), артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).
Для их объяснения использовал понятие
Децентрация — способность преодолеть свой эгоцентризм, принять в расчет другие возможные точки зрения (например, видение партнера по общению). Развитие децентрации способствует развитию личности: ее социализации, формирования ее зрелости, освоения ею позиций восприятия и совершенствования навыков общения. Меньше шаблонов, категоричности, обвинительности, больше понимания партнера и глубины видения предмета.
Децентрация — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже. В работах Пиаже и его последователей децентрация рассматривается главным образом как один из факторов социализации детского мышления. В дальнейшем была показана связь децентрации с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф. Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия.
Зависит от1) возраста: повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости.; 2) от сферы деятельности: на работе и в бизнесе от децентрации люди освобождаются успешнее. В семье и быту мы чаще ведем себя, как дети, и вместо децентрации нередко проявляем эгоцентризм.
Развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Для того, чтобы этот переход был возможен, нужен особый инструмент, с помощью которого можно было вы связать факты между собой, осуществить децентрацию объектов по отношению к восприятию и собственному действию.
Если в развитии происходит смена умственных позиций, их трансформация, то что же движет этим процессом? Пиаже считал, что к этому может привести только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно развивающееся осознание своего «Я». Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе — координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.
Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия.
Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.Для того, чтобы осознать свое «Я» необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут осуществлять «развивающий» взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения.
Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже — понятие социализации. По его мнению, термин «социальный» имеет два разных смысла. Существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка — источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании термина — ребенок социален с самого начала.
Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения), которые Пиаже называет социализацией. Будучи с самого начала существом социальным, ребенок социализируется только постепенно. Согласно Пиаже, процесс социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессирует. Социальные отношения детей от 2-х до 7-ми лет представляют собой минимум социализации. У ребенка еще не сформированы орудия социализации, он не осознает свое «Я», не координирует точки зрения других людей со своей собственной. Для этого еще не сформирован соответствующий интеллектуальный аппарат и моральные принципы.
По
Пиаже, социализация — это процесс
адаптации к социальной среде, состоящий
в том, что ребенок, достигнув определенного
уровня развития, становится способным
к сотрудничеству с другими людьми
благодаря разделению и координации
своей точки зрения и точек зрения других
людей. Социализация обусловливает
решающий поворот в психическом развитии
ребенка
Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой перелом в развитии наступает около 78 лет.
Каждое внешнее влияние предполагает со стороны субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция и аккомодация — корни двух антагонистических тенденций, которые проявляются, когда организм встречается с чем-то новым. Ассимиляция состоит в приспособлении объекта к субъекту, при котором объект лишается своих специфических черт. («Ребенок — раб прямого восприятия»). Аккомодация, напротив, заключается в приспособлении прежде сформировавшихся реакций субъекта к объекту с переходом к новым способам реагирования. По своим функциям эти процессы противоположны.
На протяжении ранних стадий развития любая умственная операция будет представлять собой компромисс между двумя тенденциями — ассимиляцией и аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже называет «деформирующей», потому что при слиянии нового предмета со старой схемой его черты искажаются, а схема благодаря аккомодации изменяется. Антагонизм ассимиляции и аккомодации порождает необратимость мысли.
Когда
ассимиляция и аккомодация начинают
дополнять друг друга, мышление
ребенка меняется.
Переход от «реализма» к объективности,
реципрокности, релятивности основывается
на прогрессивном взаимодействии
ассимиляции и аккомодации. Когда между
двумя тенденциями устанавливается
гармония, появляется обратимость мысли,
Такова гипотеза о развитии интеллекта, которую Пиаже наметил в своих ранних работах. Но она представляет собой всего лишь один аспект в развитии интеллекта. Здесь изучается, когда и при каких условиях ребенок начинает осознавать свою собственную субъективность, отделять субъект от объекта, находить место собственной точки зрения в системе возможных других, понимать реципрокность и относительность этих точек зрения. Это эволюция интеллекта в аспекте сознания.
В этой гипотезе наибольший интерес представляет первый в истории детской психологии экспериментальный анализ интеллектуальной позиции ребенка — его эгоцентрической умственной позиции. Открытие эгоцентризма — первое крупное достижение Пиаже в области детской психологии. Оно принесло ему как ученому всемирное признание.
Что такое децентрализация?
Что такое децентрализация?
Децентрализация относится к особой форме организационной структуры, при которой высшее руководство делегирует обязанности по принятию решений и повседневным операциям подчиненным среднего и низшего звена. Таким образом, высшее руководство может сосредоточиться на принятии важных решений с большим запасом времени. Компании часто ощущают потребность в децентрализации для сохранения эффективности своей работы.
Децентрализацию в управлении можно понимать как упорядоченное распределение полномочий на всех уровнях управления в организации. Он описывает способ, которым полномочия по принятию решений распределяются между различными уровнями организационной иерархии. Другими словами, это относится к распределению полномочий, функций и ответственности вдали от центра.
Каковы преимущества децентрализации в управлении?
Ниже приведены преимущества децентрализации управления.
1. Быстрое принятие решений :При децентрализованном управлении принятие решений становится быстрее и в то же время качественнее, поскольку полномочия по принятию решений передаются на операционный уровень, наиболее близкий к ситуации.
2. Развитие руководителей :Поощряет самодостаточность и уверенность подчиненных, поскольку, когда полномочия делегируются нижестоящим уровням, они должны полагаться на свое мнение. Такое делегирование постоянно бросает вызов руководителям, и им приходится находить решения проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной работе.
3. Развитие управленческих навыков :В децентрализованной структуре подчиненные получают возможность проявить свои способности. Менеджмент также получает резерв компетентных кадров, которые могут быть задействованы в сложных и ответственных ситуациях путем продвижения по службе.
4. Освобождает высшее руководство :Уменьшает степень прямого надзора за подчиненными со стороны начальника, поскольку им предоставляется свобода принимать решения и действовать соответствующим образом в пределах, установленных начальником. В результате высшее руководство получает больше времени для принятия политических решений.
5. Способствует росту :Предоставляет большую независимость нижним уровням управления, поскольку позволяет им выполнять функции способом, наиболее подходящим для их отдела или подразделения. Это пропагандирует чувство конкуренции между различными отделами, чтобы превзойти другие. В конечном итоге это приводит к повышению уровня производительности и приносит больше прибыли предприятию.
6. Улучшенный контроль :При децентрализованном управлении эффективность каждого уровня может быть измерена, и отделы также несут ответственность за свои результаты отдельно. Определяется степень достижения целей организации и вклад каждого отдела.
7. Эффективная коммуникация :Благодаря децентрализации система коммуникации организации становится более эффективной. Это также строит прочные отношения между начальником и подчиненными. Децентрализация снижает нагрузку на высшее руководство и дает реальный опыт работы некоторым руководителям среднего и низшего звена, что повышает их моральный дух.
Что такое децентрализация?
Что такое децентрализация?
В блокчейне под децентрализацией понимается передача контроля и принятия решений от централизованного субъекта (отдельного лица, организации или их группы) распределенной сети. Децентрализованные сети стремятся снизить уровень доверия, которое участники должны испытывать друг к другу, и сдерживать их способность оказывать влияние или контролировать друг друга способами, которые ухудшают функциональность сети.
Почему важна децентрализация
Децентрализация — не новая концепция. При построении технологического решения обычно рассматриваются три основные сетевые архитектуры: централизованная, распределенная и децентрализованная. Хотя технологии блокчейна часто используют децентрализованные сети, само приложение блокчейна нельзя классифицировать просто как децентрализованное или нет. Скорее, децентрализация — это скользящая шкала, и ее следует применять ко всем аспектам приложения блокчейна. Децентрализовав управление ресурсами и доступ к ним в приложении, можно добиться лучшего и более справедливого обслуживания. Децентрализация обычно имеет некоторые компромиссы, такие как более низкая пропускная способность транзакций, но в идеале компромиссы стоят повышения стабильности и уровня обслуживания, которые они обеспечивают.
Преимущества децентрализации
Обеспечивает среду без доверия
В децентрализованной сети блокчейна никто не должен знать или доверять кому-либо еще. У каждого члена сети есть копия одних и тех же данных в виде распределенного реестра. Если бухгалтерская книга участника каким-либо образом изменена или повреждена, она будет отклонена большинством участников сети.
Улучшает согласование данных
Компании часто обмениваются данными со своими партнерами. Эти данные, в свою очередь, обычно преобразуются и хранятся в хранилищах данных каждой стороны только для того, чтобы всплыть на поверхность только тогда, когда их необходимо передать вниз по течению. Каждый раз, когда данные преобразуются, это открывает возможности для потери данных или ввода неправильных данных в рабочий поток. Имея децентрализованное хранилище данных, каждая организация имеет доступ к общему представлению данных в режиме реального времени.
Уменьшает слабые места
Децентрализация может уменьшить слабые места в системах, где слишком много зависимости от конкретных участников. Эти слабые места могут привести к системным сбоям, включая непредоставление обещанных услуг или неэффективное обслуживание из-за исчерпания ресурсов, периодических отключений, узких мест, отсутствия достаточных стимулов для хорошего обслуживания или коррупции.
Оптимизирует распределение ресурсов
Децентрализация также может помочь оптимизировать распределение ресурсов, чтобы обещанные услуги предоставлялись с большей производительностью и согласованностью, а также с меньшей вероятностью катастрофического сбоя.
Сравнение децентрализации
Децентрализацию следует применять там, где это целесообразно. Тот факт, что это блокчейн-приложение, не означает, что оно должно быть на 100 % децентрализовано. Цель любого блокчейн-решения — предоставить то, что нужно пользователям этого решения, и это может включать или не включать определенные уровни децентрализации. Чтобы лучше понять децентрализованные сети, в приведенной ниже таблице показано, как децентрализованные сети сравниваются с более распространенными централизованными и распределенными сетями.
Каждая сетевая архитектура имеет свои преимущества и недостатки. Например, децентрализованные системы блокчейна, в отличие от распределенных систем, обычно ставят безопасность выше производительности. Таким образом, когда сеть блокчейна увеличивается или уменьшается, сеть становится более безопасной, но производительность снижается, поскольку каждый узел-участник должен проверять все данные, добавляемые в реестр. Добавление участников в децентрализованную сеть может сделать ее безопаснее, но не обязательно быстрее.
Кто создает блокчейн-приложения с использованием децентрализации
Каждый протокол блокчейна, децентрализованное приложение (dApp), децентрализованная автономная организация (DAO) или другое решение, связанное с блокчейном, использует различные уровни децентрализации. Уровень принятия обычно зависит от зрелости решения, проверенной временем надежности его моделей стимулирования и механизмов консенсуса, а также способности команды основателей найти правильный баланс. Например, многие DAO имеют различные компоненты на разных этапах децентрализации: оракулы (т. е. сторонние сервисы, которые предоставляют смарт-контракты с внешней информацией) могут быть частично децентрализованы, смарт-контракты могут быть полностью централизованы, в то время как процесс управления для настройки параметров управляемая сообществом и децентрализованная.
В более широком масштабе децентрализованные блокчейн-решения изучаются и внедряются организациями любого типа, размера и отрасли. Некоторые известные примеры включают приложения, которые предоставляют немедленную иностранную или экстренную помощь тем, кто в ней больше всего нуждается, без посредничества банка, правительства или сторонней организации. Или приложения, которые дают людям возможность управлять своей цифровой идентификацией и данными. Сегодня платформы социальных сетей, компании и другие организации продают эту информацию, но люди не видят никакой выгоды. Децентрализованный подход поможет сделать его справедливым для всех.
Реальный пример
Contura Energy, ведущий поставщик угля в США, зависела от устаревшей системы аккредитивов для управления платежами в международной торговле. Эти аккредитивы, выданные банком-посредником от имени своего клиента, служат гарантией платежа для покупателей. Хотя эта система заслуживает доверия, она также управляется вручную, работает медленно и крайне неэффективно.
Contura Energy понимает важность и ценность оцифровки и автоматизации процесса аккредитива. Однако проблема, с которой они сталкиваются, заключается в обеспечении взаимного доверия и проверки между продавцами и покупателями. Они работают с AWS над децентрализованной инновацией на основе блокчейна, которая обеспечивает более эффективную, экономичную и менее рискованную систему для управления международными торговыми платежами. Это децентрализованное решение также повышает прозрачность, предоставляя всем сторонам доступ к данным и документации в режиме реального времени.
Узнайте больше о том, как Contura Energy использует децентрализованную технологию блокчейна для модернизации своей системы аккредитивов для международной торговли.
Войдите в консоль
Узнайте об AWS
- Что такое AWS?
- Что такое облачные вычисления?
- Инклюзивность, разнообразие и справедливость AWS
- Что такое DevOps?
- Что такое контейнер?
- Что такое озеро данных?
- Облачная безопасность AWS
- Что нового
- Блоги
- Пресс-релизы
Ресурсы для AWS
- Начало работы
- Обучение и сертификация
- Библиотека решений AWS
- Архитектурный центр
- Часто задаваемые вопросы по продуктам и техническим вопросам
- Аналитические отчеты
- Партнеры AWS
Разработчики на AWS
- Центр разработчиков
- SDK и инструменты
- .