Детская психология 5 6 лет
Содержание
- Развитие познавательных процессов в 5-6 лет
- Общение в старшем дошкольном возрасте
- Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет
- Другие виды деятельности в дошкольном периоде
- Основные задачи воспитания
- Воспитание самостоятельности
- Работа с самооценкой
- Кризис дошкольного детства
- Вот лишь несколько советов молодым родителям
- Видео. Психологические особенности детей
К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.
Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развитияРазвитие познавательных процессов в 5-6 лет
Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.
Психическое развитие детей – закономерностиВоспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.
Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.
Познавательная активность в этом возрасте очень высокаяРечь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.
В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.
Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.
В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.
Не оставляйте вопросы детей без внмианияСовет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.
Общение в старшем дошкольном возрасте
По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:
- Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
- Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).
В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.
На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.
Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.
Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет
Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.
Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.
Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 летИх отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.
Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.
Специфика игры – перечень характеристикКроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.
Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:
- Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
- Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
- Развивается творческое начало в ребенке.
- Усиливается знаковая функция речи.
Другие виды деятельности в дошкольном периоде
В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:
- Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
- Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.
Основные задачи воспитания
Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи
Воспитание самостоятельности
Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.
Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживанияВоспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.
А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Работа с самооценкой
После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.
Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детейИ если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.
Кризис дошкольного детства
Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:
- Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
- Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
- Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
- Стремление к автономности и независимости.
В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.
Вот лишь несколько советов молодым родителям
- Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
- Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
- Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.
Видео. Психологические особенности детей
детская психология 6 7 лет
Содержание
- Как складываются отношения со сверстниками?
- Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?
- С какими трудностями можно столкнуться?
- Как помочь ребенку?
- Как воспитать ответственность?
Вот и пришел к концу этап дошкольного детства, позади осталось несколько непростых периодов становления личности. Однако вы стоите на пути непростого и вместе с тем интересного времени. Шестилетка находится на границе серьезных изменений. Он уже имеет личное мнение, может отстаивать свою точку зрения, усвоил некоторые социальные нормы, контролирует свое поведение, помогает друзьям. В нашей статье мы расскажем о том, какие психологические перемены ждут вашего ребенка и как ему помочь пройти по новому пути.
Психология в 6-7 лет – очередной переходной периодКак складываются отношения со сверстниками?
Возраст 6-7 лет характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. Если раньше детям не требовалось общество сверстников, то на данном этапе идет полным ходом процесс социализации. Ребята уже могут рассказывать о том, где они были, что видели, строят планы на ближайшее время и с удовольствием делятся ими. У них складывается полноценное общение, совсем не связанное с игрушками.
В 6-7 появляются первые настоящие друзьяДанный возраст позволяет ребятам собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. Причем это характерно, как для девочки, так и для мальчика. В их коллективе нередко бывают споры, во время которых может прозвучать страшное «никогда я больше не буду с тобой дружить». Взрослые люди прекрасно понимают, что детские обиды легко забываются, но для детей 6-7 лет это настоящая психологическая драма.
Доверие ребенка – главное в этом возрастеОсновная задача родителей заключается в поддержке ребенка, умении найти важные слова, помочь прожить первые переживания. Ни в коем случае нельзя с насмешкой относиться к детским переживаниям и высказывать негатив по отношению его друзей.
Важно! Найдите время просто посидеть с ребенком, молча выслушать его, обнять, порой этого бывает достаточно.
Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?
Данный возраст порой приносит сюрпризы первой любви, которая может застать где угодно. Перемены, происходящие с ребенком может заметить внимательный родитель: блеск глаз, улыбка полная тайны, а взгляд – загадки. Как же быть в такой непростой ситуации?
В 6-7 лет многих детей посещает первая любовьДетские психологи дают довольно действенные рекомендации:
- Будьте тактичны, любое неосторожное высказывание типа: «этот мальчик тебе не пара», «у тебя этих Лен еще знаешь сколько будет», «не смеши меня, какая любовь в вашем возрасте» может оказать негативное влияние на взрослую жизнь ребенка. Главная задача родителей заключается в том, чтобы ребенок не боялся делиться своими переживаниями, чтобы он чувствовал поддержку.
- Будьте начеку, разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо.
- Задача отцов правильно научить действовать своего мальчика с малых лет, прежде всего примером. Иначе мальчик не понимает, как вести себя, боится насмешек друзей, в итоге он дергает свой «объект любви» за косички, говорит обидные слова. Необходимо вмешаться и объяснить ему, что подобное поведение немного отличается от мужского. Тоже самое касается и девочек, им следует понять, что ухаживания нужно принимать достойно, а не лупить мальчика книгой по голове.
- Необходимо использовать свое чувство юмора, настроиться на одну волну с чадом. Можно рассказать забавную историю на подобную тему из своего детства, про одного забавного мальчика, тем самым добавив ему уверенности.
Нужно уметь хранить тайну, а не делится со всей семьей невероятной новостью, так как вам доверили самое сокровенное. Следует сохранить детские сокровенные чувства, при необходимости утешить, поддержать.
С какими трудностями можно столкнуться?
Детская психология утверждает, что возраст 6-7 лет проходит через этап очередного кризиса. У некоторых детей перелом начинается в 6 лет, а у кого-то смещается к 8 годам. У ребенка меняется оценка своего места в социуме, он стоит на пороге школы, новых отношений, общественной жизни, незнакомой позиции – школьника, которая высоко ценится взрослыми. Не всегда он хочет что-то менять в сво
Непослушание в 6-7 лет – проявление кризисаей жизни, но новая роль подталкивает его к этим переменам.
В период перелома 6-7 лет психология делает уклон на переживание внутренней жизни, которая складывается из уровня притязаний малыша, самооценки, ожиданий.
Кризис в 6-7 лет – проявленияДанные эмоции оказывают влияние на его поведение в той или иной ситуации. Вот здесь и появляется кривляние, которое детская психология называет непосредственностью. При помощи манерничанья дети показывают, что они на грани перелома, их внутренний мир начинает отличаться от внешнего, хотя они также открыты к миру. Когда ребенок выходит из кризиса, то он справляется с тем, чего требует от него возраст, тогда исчезают негативные эмоциональные реакции, кривляния и манеры.
Как помочь ребенку?
Возраст 6-7 лет связан с быстрым ростом ребенка, он растет буквально по часам, ему тяжело высиживать в одной позе, а в школе он должен немалое время находиться в неподвижном состоянии. Поэтому важно соблюдать двигательный режим, психология утверждает, что это главная потребность его возраста, особенно это актуально для мальчика. Если у вас активный мальчик, то нужно после школы его занять в спортивной секции, бассейне, девочкам хорошо подойдет хореография.
Готовность к школе – трабованияВ данный возраст ребенку еще хочется быть хорошим, он уже прекрасно осознает, когда поступил неправильно, смущается по этому поводу, расстраивается, если что-то получилось не так хорошо, испытывает искреннюю радость, когда ему дают полезное поручение.
Чтобы в дальнейшем не заглушить столь благородные позывы, необходимо почаще разговаривать с малышом, анализировать поступки, понятия морали, например, «добрый мальчик – это защищающий девочек, помогающий старым людям».
Возраст 6-7 лет характеризуется повышенной самооценкой ребенка, которая постепенно стает адекватной.
Цитата Сухомлинского о начале школьного периодаПоэтому воспитание подразумевает оценку результата его действий, однако следует помнить, что нельзя оценивать личность, чтобы не понизить самооценку малыша. Нужно критиковать действия малыша, а не его самого, это не он плохой, а его поведение оставляет желать лучшего. Данный период характеризует увеличение объема памяти, устойчивости внимания, поэтому воспитание включает в себя совместное чтение энциклопедий, просмотра развивающих передач, причем важно это делать вместе.
Как воспитать ответственность?
Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.
Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослыхДанный возраст подразумевает:
- Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
- Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно. Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
- Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».
Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.
Полное руководство по основным этапам развития
Спасибо Американской академии педиатрии за этот контент.
Все дети разные, как и опыт каждого родителя; но у экспертов есть четкое представление о диапазоне нормального развития от рождения до 5 лет — и признаки того, что у ребенка может быть задержка развития. Ниже вы найдете вехи, организованные по периодам разработки, и советы о том, когда обращаться к медицинскому работнику по поводу ваших проблем. Помните — за осторожность в отношении растущего ребенка нет наказания, и если есть проблема, то раннее вмешательство может иметь решающее значение.
Вехи в 1 месяц
Вехи движения
- Делает резкие, дрожащие толчки руками
- Подносит руки к глазам и рту
- Движет головой из стороны в сторону, лежа на животе
- Голова откидывается назад, если ее не поддерживать
- Держит руки в кулаки Сильные рефлекторные движения
Вехи зрения и слуха
- Фокусируется на расстоянии от 8 до 12 дюймов (от 20,3 до 30,4 см)
- Глаза блуждают и иногда пересекаются
- Предпочитает черно-белые или высококонтрастные образы
- Предпочитает человеческое лицо всем другим образцам
- Слух полностью развит
- Узнает некоторые звуки
- Может поворачиваться к знакомым звукам и голосам
Вехи обоняния и осязания
- Предпочитает сладкие запахи
- Избегает горьких или кислых запахов
- Распознает запах грудного молока своей матери
- Предпочитает мягкие ощущения грубым
- Не любит грубого или резкого обращения
Контроль за развитием
Если на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка у него появляются какие-либо из следующих признаков задержки развития, сообщите об этом вашему лечащему врачу. педиатр.
- Плохо сосет и медленно ест
- Не моргает при ярком свете
- Не фокусируется и не следует за ближайшим объектом, движущимся из стороны в сторону
- Редко двигает руками и ногами; кажется жестким
- Кажется, что конечности чрезмерно разболтались или вялы
- Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда не плачет и не возбуждается
- Не реагирует на громкие звуки
Вехи в 3 месяца
Вехи движения
- Поднимает голову и грудь, когда лежит на животе
- Поддерживает верхнюю часть туловища руками, когда лежит на животе
- Вытягивает ноги и толкает ногами, когда лежит на животе или на спине
- Разжимает и сжимает руки
- Отталкивает ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности
- Подносит руки ко рту
- Проводит рукой по висящим предметам
- Хватает и трясет руками игрушки
Зрительные и слуховые камни
- Внимательно следит за лицами
- Следит за движущимися объектами
- Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начинает согласованно использовать руки и глаза
- Улыбается при звуке вашего голоса
- Начинает бормотать
- Начинает имитировать некоторые звуки
- Поворачивает голову в сторону звука
- Начинает улыбаться
- Любит играть с другими людьми и может плакать, когда игра останавливается
- Становится выразительным подробнее с лицом и телом
- Имитирует некоторые движения и выражения лица
Health Watch для развития
Хотя каждый ребенок развивается по-своему, индивидуально и со своей скоростью, неспособность достичь определенных этапов может сигнализировать о проблемах со здоровьем или в развитии, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих настораживающих признаков у вашего ребенка в этом возрасте, обсудите их со своим педиатром.
- Кажется, не реагирует на громкие звуки
- Не замечает своих рук к двум месяцам
- Не улыбается на звук вашего голоса к двум месяцам
- Не следит взглядом за движущимися объектами от двух до трех месяцев
- Не берет и не держит предметы к трем месяцам
- Не улыбается людям к трем месяцам
- Не может хорошо держать голову в три месяца
- Не тянется и не берет игрушки к трем годам четыре месяца
- Не лепечет к трем-четырем месяцам
- Не подносит предметы ко рту к четырем месяцам
- Начинает лепетать, но не пытается имитировать ваши звуки к четырем месяцам
- Не толкает вниз ее ноги, когда ее ступни стоят на твердой поверхности к четырем месяцам
- Имеет проблемы с движением одного или обоих глаз во всех направлениях
- Большую часть времени косит глаза (Иногда косоглазие нормально в эти первые месяцы. )
- Не обращает внимания на новые лица или кажется очень напуганным новыми лицами или окружением
- Все еще сохраняется тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех до пяти месяцев
Вехи в 7 месяцев
Вехи движения
- Перекатывается в обе стороны (вперед-назад, назад-вперед)
- Сидит с поддержкой рук и без нее
- Удерживает весь свой вес на ногах
- Дотягивается одной рукой
- Переносит предмет из рук в руки
- Используется сгребающий захват (не клещи)
Визуальные вехи
- Разработка полноцветного видения
- Расстояние зрение созревает
- Способность отслеживать движущиеся объекты Улучшает
Языковые вехи
- Отвечает на собственное имя
- Язг на «Ноот ». тембр голоса
- Реагирует на звук, издавая звуки
- Использует голос для выражения радости и неудовольствия
- Лепчет цепочки согласных
Вехи познания
- Находит частично спрятанный предмет
- Исследует руками и ртом
- Пытается достать предметы, которые находятся вне досягаемости
- Любит социальные игры
- Реагирует на 5 эмоций других людей и часто выглядит радостным
Наблюдение за развитием
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как ваш ребенок усовершенствует тот или иной навык. Вехи развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которых вы можете ожидать, но не пугайтесь, если развитие вашего собственного ребенка пойдет по несколько иному пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Кажется очень жестким, с напряженными мышцами
- Кажется очень вялым, как тряпичная кукла
- Голова все еще откидывается назад, когда тело подтягивается в сидячее положение
- Дотягивается только одной рукой
- Отказывается обниматься
- Показывает отсутствие привязанности к человеку, который заботится о нем
- Кажется, ему не нравится находиться среди людей
- Один или оба глаза постоянно поворачиваются внутрь или наружу
- Постоянное слезотечение, выделения из глаз или повышенная чувствительность к свету
- Не реагирует на окружающие звуки
- С трудом подносит предметы ко рту
- Не поворачивает голову в поисках звука к четырем месяцам
- Не переворачивается ни в одном направлении (вперед-назад или задом-наперед) к пяти месяцам
- Кажется безутешным по ночам через пять месяцев
- Не улыбается спонтанно к пяти месяцам
- Не может сидеть с посторонней помощью к шести месяцам
- Не смеется и не издает визжащих звуков к шести месяцам
- Не тянется активно за предметами к шести-семи месяцам
- Не следит обоими глазами за предметами вблизи (1 фут) [30 см] и вдали (6 футов) [180 см] к семи месяцам
- Следит не держит вес на ногах к семи месяцам
- Не пытается привлечь внимание действиями к семи месяцам
- Не болтает к восьми месяцам
- Не проявляет интереса к играм в прятки к восьми месяцам
Вехи в 1 год
Вехи движения
- Принимает сидячее положение без посторонней помощи
- Ползает вперед на животе, подтягивая руками и отталкиваясь ногами
- Принимает положение на руках и коленях
- Ползает на руках и коленях, поддерживая туловище на руках и коленях
- Переходит из положения сидя в положение ползания или на животе (лежа на животе)
- Подтягивается, чтобы встать
- Ходит, держась за мебель
- Кратковременно стоит без поддержки
- Может пройти два или три шага без поддержки
Вехи Навыки владения руками и пальцами
- Использует клешневой захват
- Отпускает предметы добровольно
- Тыкает указательным пальцем
- Пытается имитировать каракули
Языковые вехи
- Уделяет повышенное внимание речи
- Отвечает на простые устные просьбы
- Отвечает на «нет»
- Использует простые жесты, например, качает головой в ответ на «нет»
- Лепечет с интонацией
- Говорит «папа» и «мама»
- , например, использует восклицания «Ох ох!»
- Пытается имитировать слова
Когнитивные вехи
- Исследует объекты разными способами (трясет, стучит, бросает, бросает)
- Легко находит спрятанные предметы0016
- Имитирует жесты
- Начинает правильно пользоваться предметами (пьет из чашки, расчесывает волосы, набирает номер телефона, слушает трубку)
- Застенчивый или беспокойный с незнакомцами
- Плачет, когда мать или отец уходит
- Показывает определенные предпочтения в отношении определенных людей и игрушек
- Проверяет реакцию родителей на его действия во время кормления (Что вы делаете, когда он отказывается от еды?)
- Проверяет реакцию родителей на его поведение (Что вы делаете, если он плачет после вас выйти из комнаты?)
- В некоторых ситуациях может бояться
- Предпочитает мать и/или постоянного опекуна всем остальным
- Повторяет звуки или жесты для привлечения внимания
- Сам кормит себя пальцем
- Протягивает руку или ногу, помогая одеваться Часы
Каждый малыш развивается по-своему, поэтому невозможно точно сказать, когда ваш ребенок освоит тот или иной навык. Хотя вехи развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, не пугайтесь, если его развитие пойдет по несколько иному пути. Предупредите своего педиатра, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития в возрасте от восьми до двенадцати месяцев.
- Не ползает
- Волочит одну сторону тела во время ползания (более одного месяца)
- Не может стоять на опоре
- Не ищет спрятанные предметы во время наблюдения
- Не произносит ни одного слова («мама» или «дада»)
- Не учится использовать жесты, такие как махание или качание головой
- Не указывает на предметы или изображения
Вехи за 2 года
Вехи движения
- Ходит в одиночестве
- Тащит игрушки за собой при ходьбе
- Несет большую игрушку или несколько игрушек во время ходьбы
- Начинает бегать
- Встает на цыпочки
- Сбрасывает мяч ногой вверх и вниз по лестнице, держась за опору
- Вехи в навыках рук и пальцев
- Спонтанно пишет
- Переворачивает контейнер, чтобы вылить содержимое
- Строит башню из четырех или более блоков
- Может использовать одну руку чаще, чем другую
Языковые вехи
- Указывает на предмет или картинку, когда она названа в его честь
- Узнает имена знакомых людей, предметы и части тела от пятнадцати до восемнадцати месяцев)
- Использует простые фразы (к восемнадцати-двадцати четырем месяцам)
- Использует предложения из двух-четырех слов
- Выполняет простые инструкции
- Повторяет слова, подслушанные в разговоре
Когнитивные вехи
- Находит предметы, даже спрятанные под двумя-тремя крышками
- Начинает сортировать по форме и цвету
- Начинает играть в притворство
- Подражает поведению других, особенно взрослых и детей старшего возраста 150915 Все больше осознает себя отделенной от других
- С возрастающим энтузиазмом относится к компании других детей
- Демонстрирует возрастающую независимость
- Начинает проявлять вызывающее поведение
- Эпизоды тревоги разлуки усиливаются к середине года, затем они исчезают
Наблюдение за развитием
Поскольку каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, невозможно точно сказать, когда ваш ребенок усовершенствует тот или иной навык. Вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если он пойдет немного другим путем. Однако сообщите своему педиатру, если у него появятся какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Не может ходить к восемнадцати месяцам
- Не может развить зрелую модель ходьбы с пятки на носок после нескольких месяцев ходьбы или ходит исключительно на носочках
- Не говорит по крайней мере пятнадцать слов к восемнадцати месяцам
- Не использует два словесные предложения к двум годам
- Кажется, не знает функции обычных предметов домашнего обихода (щетка, телефон, звонок, вилка, ложка) к пятнадцати месяцам
- Не имитирует действия или слова к концу этого периода
- Не выполняет простые инструкции к двум годам
- Не может толкать игрушку на колесиках к двум годам
Вехи за 4 года
Вехи движения
- Прыжки и стояние на одной ноге до пяти секунд
- Ходит вверх и вниз по лестнице без поддержки
- Бросает мяч вперед
- Бросает мяч сверху
- Ловит отскочивший мяч большую часть времени назад и движется вперед
- 16
- ловкость
Вехи в навыках рук и пальцев
- Квадратные формы.
- Понимает понятия «одинаковый» и «различный»
- Усвоил некоторые основные правила грамматики
- Говорит предложениями из пяти-шести слов
- Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять
- Рассказывает истории
Познавательные этапы
- Правильно называет некоторые цвета
- Понимает принцип счета и может знать несколько чисел
- Выполняет команды, состоящие из трех частей
- Вспоминает части истории
- Понимает концепцию одинакового/другого
- Участвует в фантазийной игре
- Интересуется новыми впечатлениями
- Сотрудничает с другими детьми
- Играет в «маму» или «папу»
- Все более изобретательна в фантазийной игре
- Одевается и раздевается
- Договаривается о разрешении конфликтов
- Рассматривает себя как целостную личность, включая тело, разум и чувства
- Часто не может отличить фантазию от реальности
Наблюдение за развитием здоровья
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как он усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Не может бросить мяч сверху
- Не может прыгать на месте
- Не может кататься на трехколесном велосипеде
- Не может ухватить мелок между большим и указательным пальцами
- С трудом пишет
- Не может складывать четыре блока
- Все еще цепляется или плачет, когда родители оставляют его
- Не проявляет интереса к 9001 интерактивные игры
- Игнорирует других детей
- Не реагирует на людей вне семьи
- Не участвует в фантазиях
- Сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
- Набрасывается без всякого самоконтроля, когда злится или расстроен
- Не может скопировать круг
- Не использует предложения, состоящие более чем из трех слов
- Не использует «я» и «ты» надлежащим образом
Вехи за 5 лет
Вехи движения
- Стоять на одной ноге десять секунд или дольше
- Прыжки, сальто
- Махи, подъемы
- Может уметь прыгать
Вехи в навыках рук и пальцев
- Копирует треугольники и другие геометрические узоры
- Рисует человека с телом
- Печатает буквы
- Одевается и раздевается без посторонней помощи
- Пользуется вилкой, ложкой и (иногда) столовым ножом Обычно заботится о собственном туалете
Языковые вехи
- Вспоминает часть рассказа
- Говорит предложения, состоящие более чем из пяти слов
- Использует будущее время
- Рассказывает более длинные истории
- Говорит имя и адрес
Когнитивные вехи
- Может сосчитать десять или более предметов
- Правильно называет не менее четырех цветов дом (деньги, еда, бытовая техника)
- Хочет радовать друзей
- Хочет быть похожим на своих друзей
- Скорее соглашается с правилами
- Любит петь, танцевать и играть
- Проявляет большую самостоятельность и может даже навестить соседа в одиночестве
- Осознает сексуальность
- Способен отличать фантазии от реальности
- Иногда требовательна, иногда охотно сотрудничает своей особой манере, невозможно точно предсказать, когда и как ваш собственный дошкольник усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Проявляет крайне боязливое или робкое поведение
- Проявляет крайне агрессивное поведение
- Не может расстаться с родителями без серьезного протеста игра с другими детьми
- Отказывается реагировать на людей вообще или реагирует только поверхностно
- Редко использует фантазию или подражание в игре
- Выглядит несчастным или грустным большую часть времени
- Не участвует в разнообразной деятельности
- Избегает или кажется отчужденным от других детей и взрослых
- Не выражает широкий спектр эмоций
- Имеет проблемы с едой, сном или пользоваться туалетом
- Не могу отличить фантазию от реальности
- Кажется необычно пассивным
- Не может понять команды, состоящие из двух частей, с использованием предлогов («Поставь чашку на стол»; «Положи мячик под диван»).
- Не может правильно назвать свое имя и фамилию
- Не использует правильно множественное число или прошедшее время в разговоре
- Не говорит о своей повседневной деятельности и опыте
- Не может построить башню из шести-восьми блоков
- Кажется неудобным держать карандаш
- Не может снять одежду
- Не может эффективно чистить зубы
- Не может мыть и вытирать руки
возрастов и стадий детского развития | Рождение — Подросток
Дети проходят различные периоды развития, превращаясь из младенцев в молодых взрослых. На каждом из этих этапов происходят множественные изменения в развитии мозга. То, что происходит и примерно когда происходят эти переходы, определяется генетически. Тем не менее, обстоятельства окружающей среды и обмен мнениями с ключевыми людьми в их среде значительно влияют на то, какую пользу каждый ребенок извлекает из каждого события развития.
«Эпоха и этапы» — это термин, используемый для обозначения важных периодов на временной шкале человеческого развития. Рост и созревание происходят в основных областях развития на каждой стадии, включая физическую, интеллектуальную, языковую и социально-эмоциональную. Наша цель — помочь родителям понять, что происходит в мозгу и теле их ребенка в каждый период. Мы надеемся, что родители смогут обеспечить необходимую поддержку, поощрение, структурирование и вмешательство, чтобы позволить их ребенку пройти через каждую фазу настолько гладко и успешно, насколько это возможно, исходя из уникального набора черт и интересов их ребенка.
Младенец (от рождения до 2 лет) – Советы по развитию и воспитанию детей
- Загрузить нашу таблицу возрастов и стадий: от рождения до 2 лет
- Узнайте больше о том, как воспитывать ребенка
Воспитание ребенка, особенно в первый раз, увлекательно и сложно; это время для развития связи с вашим ребенком, которая продлится всю жизнь, предоставляя ему внутренние ресурсы для повышения самооценки и позитивного отношения к другим. Это также время для родителей, чтобы узнать, кто этот новый человек в их жизни. Каждый ребенок уникален, и родители должны научиться понимать, уважать, поддерживать и поощрять его уникальные качества и способности.
Советы по развитию и воспитанию детей младшего возраста (от 18 месяцев до 3 лет)
- Загрузите нашу таблицу возрастов и этапов: от 2 до 3 лет
- Узнайте больше о том, как воспитывать малыша
Когда ребенок делает первые шаги самостоятельно, начинается новый этап его развития. На этом этапе дети теперь могут свободно перемещаться по своему миру. Это время для активного исследования окружающей их среды. Языковое развитие значительно возрастает, что приводит к изучению названий интересующих предметов и умению спрашивать о вещах. По мере того, как они обнаруживают свою независимую природу, да, они также разовьют способность говорить «Нет!»
На этом этапе формируется серьезная проблема: то, что психологи называют «эмоциональной регуляцией», когда «срывы» являются обычным явлением. Тем не менее, родители могут использовать связь, возникшую в младенчестве, чтобы помочь своим детям научиться модулировать свое эмоциональное выражение и начать понимать концепцию отсрочки удовлетворения. Хотя кажется, что они инстинктивно могут сказать «нет», малышам также нужна помощь, чтобы научиться принимать «нет» от других.
Этот период также является этапом быстрого физического и интеллектуального развития. Дети идут в школу, что включает в себя взаимодействие со сверстниками и в то же время возможность соревноваться физически и интеллектуально. Родители могут быть наставниками для своих детей, обеспечивая правильное сочетание поощрения, поддержки и руководства. Родители также могут служить своими основными учителями для овладения фундаментальным обучением, поощряя активное обсуждение и экспериментирование с новыми концепциями и навыками.
Советы по развитию и воспитанию дошкольников (от 3 до 6 лет)
- Загрузить нашу таблицу возрастов и стадий: от 3 до 6 лет
- Узнайте больше о том, как воспитывать дошкольника
Дошкольники выходят из ясельного возраста в новый мир исследования и формального обучения. Большинство из них пошли или будут поступать в дошкольные учреждения или детские сады и завершат этот период развития, поступив в традиционную школу либо в детский сад, либо в первый класс. Поскольку детский сад стал более академическим и часто повторяет то, что раньше было первым классом, дети обычно идут в детский сад примерно в возрасте шести лет.
Дети этой возрастной группы открыты для изучения чисел, букв, начального чтения и простой математики; это также критический период для обучения музыке. Дети улучшают свою крупную и мелкую моторику, что вызывает у них интерес к искусству, рукоделию и игрушкам для катания (тележки, самокаты, велосипеды и т. д.). Они также развивают ранние спортивные навыки, что часто приводит к участию в организованных видах спорта к концу этой фазы.
Наиболее важным способом обучения детей в этот период является игра. Притворная игра всех видов привлекательна и способствует развитию речи, социализации и творчеству. Интерес к изучению окружающей их среды способствует раннему интересу к науке. Детям также нравится строить вещи из предметов, находящихся в доме, и использовать такие наборы, как Lego, Kinex, блоки и другие.
Советы по развитию и воспитанию детей школьного возраста (от 6 до 12 лет)
- Узнайте больше о том, как воспитывать ребенка школьного возраста
Воспитание детей школьного возраста может быть захватывающим занятием. Наблюдать за тем, как дети пробуют новые виды деятельности, подбадривать их на спортивных мероприятиях и аплодировать их достижениям на сольных концертах, как правило, являются одними из самых ярких моментов для большинства родителей. Однако успех часто предшествует разочарованию и иногда включает в себя умение принимать свои слабости, празднуя и развивая сильные стороны. Хорошо экипированные родители могут быть отличными тренерами для своих детей, независимо от того, какие усилия они предпринимают.
В то время как малыши и дошкольники нуждаются в постоянном присмотре, дети школьного возраста постепенно становятся более независимыми. Однако научиться делать правильный выбор и проявлять самодисциплину для многих нелегко. Родители должны передать моральный кодекс, который их ребенок постепенно усваивает. Пока дети с трудом справляются с этими важными задачами, родители должны быть в состоянии хвалить и поощрять их. Тем не менее, они также должны позволять своим детям иногда испытывать естественные последствия своего поведения или предлагать логические последствия, чтобы помочь им учиться на ошибках.
Воспитание подростков — советы по развитию и воспитанию подростков (от 13 до 18 лет)
- Узнайте больше о том, как воспитывать подростка
Нет сомнений в том, что подростковый возраст представляет собой испытание для родителей и детей в большинстве семей.
Большинство посещающих среднюю школу вспоминают не очень хорошо. Это часто чревато пугающими изменениями тела, издевательствами со стороны сверстников и новым всплеском независимости. Это приводит к пассивно-агрессивному поведению («Я сделаю это через минуту»), застенчивости («На что ты смотришь?»), неуверенности в себе («Я ничего не умею»). и/или чрезмерная самоуверенность («Ну, я думал, что смогу это сделать») и капризность («Оставь меня в покое»).
Старшая школа обычно лучше для большинства. Это время, чтобы начать определять себя и реалистично размышлять о будущем. Развитие навыков ускоряется для подготовки к колледжу или программам профессионального обучения, а таланты совершенствуются.