Детство и воспитание обломова: Детство Обломова в романе Гончарова: описание, характеристика

Детство Обломова в романе Гончарова: описание, характеристика

Двор в Обломовке.
Художник
 М. Я. Чемберс-Билибина

Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» Гончарова.

Лень и апатия зародились в Обломове именно в детстве, определив его судьбу.


В этой статье представлено описание детства Обломова в цитатах, роль детства в жизни героя, характеристика этого периода, особенности воспитания и образования и т.д.

Смотрите: 
— Все статьи об Илье Обломове
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Обломов»

Детство Обломова в романе «Обломов»: описание в цитатах

Илья Ильич Обломов провел детство в деревне Обломовка, в имении своих родителей. Для него Обломовка стала воплощением райской жизни на земле.

Обломов во всем брал пример со своих родителей. Он перенял у них множество отрицательных и положительных качеств:

«Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?..» (часть 1 глава IX)

Родители и семья Обломова

Родители Обломова были ленивыми и беспечными помещиками, они уделяли мало времени хозяйственным вопросам. Отец целыми днями ходил из угла в угол или сидел у окна. Мать Обломова переходила от кофе к чаепитию, от чая к обеду и т.д. Лень и беспечность родителей передались Обломову: 

«Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке,
день деньской только и знает, что
из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду…» (часть 1 глава IX)

Больше всего в семье Обломовых заботились о вкусной еде. В результате у Ильи Обломова еще в детстве появилась привычка много и вкусно поесть:

«После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками…» (часть 1 глава IX)

Из-за изобилия вкусной еды маленький Обломов рос полным мальчиком:

«Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный!..» (часть 1 глава IX)

В семье Обломова было принято спать днем, обломовцы никогда не пропускали послеобеденный сон. Илья Обломов также перенял эту привычку спать днем:

«И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все разбрелись по своим углам…» (сон в Обломовке, часть 1 глава IX)

         Смотрите: Семья и родители Обломова

Воспитание Обломова

Илья Ильич Обломов был единственным ребенком в семье, и родители безумно баловали его. В результате он вырос изнеженным и избалованным человеком, «баловнем»:

«У! баловень! – тихо ворчит нянька, утаскивая его на крыльцо…» (часть 1 глава IX)
«…в школе, где не делали исключений в пользу
балованных сынков
…» 
 (часть 1 глава VI)

Вся большая семья Обломовых любила и ласкала Илюшу. Детство Обломова прошло в теплой семейной атмосфере:

«Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев…» (часть 1 глава IX)

Обломов рос несамостоятельным ребенком, потому что все и всегда за него делали родители и слуги:

«Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…» (часть 1 глава IX)

          Смотрите: Воспитание Обломова

Образование Обломова

В свое время родители с трудом заставили маленького Обломова поступить на учебу в пансион господина Штольца:

«Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли…» (часть 1 глава IX)

Родители Обломова не стремились дать сыну знания: их интересовал только аттестат. Ленивый Илюша учился без интереса и желания. В пансионе Штольца он проучился с 13-14 до 15 лет:

«Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян…» (часть 1 глава IX)
«…он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе…» (часть 1 глава VI)

После пансиона Штольца юный Обломов поступил на учебу в Москву, вероятно, в Московский Университет:

«…потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца…» (часть 1 глава VI)

Илье Обломову не нравилось учиться ни в пансионе, ни в университете:

«Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. ..» (часть 1 глава VI)
«Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи…» (часть 1 глава VI)

          Смотрите: Образование Обломова

Детство Обломова, проведенное в деревне Обломовка, было самым счастливым временем в его жизни. Став взрослым человеком, Илья Ильич мечтал вернуться в свою любимую Обломовку с женой и семьей, чтобы жить тихо и спокойно. К сожалению, эти планы так и не осуществились.

Это было описание детства Обломова в романе «Обломов» Гончарова: роль детства в жизни героя, особенности образования и воспитания и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

Детство Обломова в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме

Введение

Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов», апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе «Сон Обломова», где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе «Обломов».

Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками. Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только «людям», хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото «обломовщины».

Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие «обломовской» жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои.

Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

Обломов и Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы.

Это яркий, деятельный мужчина, искренне переживающий за судьбу друга и всеми силами старающийся помочь ему реализовать себя в реальном мире и забыть об идеалах «обломовщины». В произведении Андрей Иванович является антиподом Ильи Ильича, что просматривается уже при сравнении детства Обломова и Штольца в романе Гончарова. В отличие от Ильи, маленький Андрей не был ограничен в действиях, а скорее был предоставлен самому себе – он мог несколько дней не появляться дома, изучая окружающий мир и знакомясь с разными людьми. Позволяя сыну распоряжаться собственной судьбой, отец Штольца, немецкий бюргер, был достаточно строг с Андреем, воспитывая в мальчике любовь к труду, напористость и умение добиваться своих целей, что затем пригодилось ему при построении успешной карьеры.

Описания детства Штольца и Обломова позволяют увидеть, как разное воспитание может создать из достаточно похожих по натуре и характеру детей две совершенно разные личности – апатичного, ленивого, но добросердечного, нежного Илью Ильича и деятельного, активного, но совершенно непонимающего сферы чувств Андрея Ивановича.

Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Кроме лени, безвольности и полного отказа от социальной жизни Обломову была присуща такая неоднозначная черта, как чрезмерная мечтательность. Герой все дни проводил в мыслях о возможном будущем, придумывая множество вариантов счастливой жизни в Обломовщине. Искренне переживая каждую свою мечту, Илья Ильич не понимал, что все его планы – только иллюзии, прекрасные сказки, подобные тем, которые в детстве ему рассказывала няня и которыми он был так восхищен, представляя себя то храбрым героем, то справедливым и сильным богатырем.

В сказках и легендах, рассказываемых няней, мир вне Обломовки был изображен как нечто пугающее и страшное, где его поджидают чудища и драконы, с которыми нужно бороться. И только в родной Обломовке можно жить спокойно, ничего не боясь и не опасаясь. Постепенно герой перестает разграничивать мифическое и реальное: «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Герой, боясь неведомой, пугающей, неблагоприятной реальной жизни просто уходит от нее в мир иллюзий и мечтаний, боясь встретится с ней «один на один» и проиграть в неравном бою. Проводя все дни в мечтах об Обломовке, Илья Ильич пытается вернуться в тот безопасный мир детства, где его оберегали и заботились о нем, не понимая, что это невозможно.

В романе описание детства Ильи Обломова является ключом ко всей его жизни, позволяющим лучше понять характер и психологию героя, чье имя стало нарицательным для русской литературы и культуры. В «Обломове» Гончаров изобразил яркий типичный образ душевного, но безвольного русского человека, который остается интересным для читателей и сегодня.

Описание и анализ событий детских лет главного героя романа будут особенно интересны 10 классам перед подготовкой доклада или сочинения на тему «Детство Обломова в романе Ивана Гончарова «Обломов»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Юрий Видманов

    19/19

  • Полина Ёж

    18/19

  • Андрей Надежин

    19/19

  • Чупанова Патимат

    15/19

  • Римма Шахбазян

    16/19

  • Вера Матросова

    19/19

  • Дарима Намдакова

    18/19

  • Елена Ермакова

    14/19

  • Ева Шестакова

    12/19

  • Аля Бесталанная

    19/19

Обломов | работа Гончарова

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Читать Далее

  • 12 романов, которые считаются «величайшей книгой из когда-либо написанных»

Викторины

  • Известные романы, викторина «Первые строчки»
  • Литературный мир (Известные романы)

истоки апатии и косности

«Обломов» — один из трех обширных романов Гончарова, написанных им с интервалом в 10 лет. Впервые он был опубликован в 1859 году. На этот раз это активные поиски современного героя, человека, умеющего уживаться в новом мире.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов. Его детство прошло в родовом поместье, он всегда был окружен заботой матери и нянек. Сейчас Илья Ильич, взрослый, уже петербуржец. Именно в квартире главного героя начинается действие романа. Обстановка в его доме сразу же заявляет о его инертности. Гончаров создает особый тип характера. Причем этот тип не единичный, а обобщающий, характерный для эпохи того времени. Вопрос, который задает автор, сможет ли такой герой жить в новой среде, или он обречен?

Чтобы увидеть истоки и первопричины лени, стоит заглянуть в детство Обломова. С самых ранних лет маленький Илюша привык к тому, что все в доме составляют повара и прислуга. За ним велась строжайшая слежка. Каждый шаг контролировался: не дай Бог обидеть, простудиться, забастовку и т. д. Жизнь в деревне Обломовка текла безмятежно, медленно и спокойно. Здесь не было места бурной деятельности и суетливости. Детство Обломова прошло в земном раю, по крайней мере, так он видит во сне свое родовое поместье. Сон Обломова — ключ к разгадке романа. Гончаров видит проблему Обломова в его воспитании. Лень ему прививали с младенчества. Кстати, подобные черты характера были и у самого автора. Вот почему современники иногда проводили параллель «Гончаров-Обломов». Детство (Обломов и Гончаров провели его в родовых поместьях) было сходным, любовь к «домовладению», какое-то безделье, отсутствие предприимчивой нежности, апатия, нежелание что-то менять в жизни — вот что делает автора и его героя.

В отличие от Ильи Ильича изображен его друг Андрей Штольц. Он живой, энергичный, подвижный. Немецкое имя ассоциируется с пунктуальностью и прагматизмом. Для Гончаровой имена были очень важны. Ведь имя главного героя символично. Илья Ильич — обращение к народному (Илья Муромец), в преемственности поколений (носит то же имя, что и отец), «Обло» — круг. Именно Андрей знакомит Обломова с Ольгой — его нереализованной любовью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *