Психология поведения и деятельность человека: прямая взаимосвязь
Время чтения 6 минут
В этой статье вы узнаете, как связаны психология поведения и деятельность человека. Ознакомитесь с основными типами личности человека, и увидите, как сильно поведение человека влияет на его возможности и активность.
<<Оглавление>>
Общее понятие
Поведение – это реакция человека на воздействие внешней среды, а также мотивированные осознанные действия, в которых выражается отношение человека к людям, обществу и миру в целом. Поведение человека может быть доброжелательным или агрессивным, целесообразным или преступным. Поведение может соответствовать нормам этики и морали, или же быть девиантным, то есть сильно отклоняться от общепринятых норм в обществе.
Психология поведения человека зависит от его характера, темперамента и типа личности. И конечно же от внешней среды, которая влияет на человека. Психологи и социологи работают над вопросом, от чего зависит поведение человека. Что имеет большее влияние, генетика или внешняя среда? Наука, которая занимается исследованиями в этой области, называется социобиология или этология человека. На данный момент отсутствуют прямые доказательства зависимости поведения от генетики человека. В поисках ответа, Ф. Гальтон развернул исследование генотипа и хромосом человека. Эта область науки называется генетикой поведения.
Двигаться-значит жить
Человек – это активное существо. Активность может быть разнообразной. Она выражается в деятельности человека.
Деятельность – вид активности, направленный на познание и творческое преобразование мира, взаимодействие с окружающим миром. В процессе деятельности человек достигает поставленных целей, возникших в результате появления определенных желаний и мотивов.
Между психологией поведения и деятельностью человека существует прямая связь. Как мы видим из определений «поведения» и «деятельности», активная деятельность человека и его жизненная позиция зависят от психологии, характера и поведения человека.
Поведение человека не всегда бывает целенаправленным, оно часто спонтанно. Находится под влиянием эмоций и чувств. Деятельность всегда имеет определенную цель, нацелена на создание некоего продукта. Деятельность всегда организована, спланирована и систематична.
Основными характеристика деятельности являются мотив, который определяет для чего необходимо осуществлять деятельность; цель деятельности – то, что человек хочет получить в результате; предмет и средства – то, с чем человеку придется работать и какими средствами и путями он собирается достигать определенной цели.
В результате деятельности происходят изменения во внешнем мире или с самим человеком. Если деятельность человека направлена на саморазвитие, то в результате он изменится, приобретет новые знания, умения и выработает в себе новые черты характера, способности, таланты. Это несомненно скажется на психологии поведения человека.
Типология А. Адлера
В основу типологии А. Адлера легка взаимосвязь психологии поведения и деятельности человека. Он выделяет такие типы людей:
- Управляющий тип. Такие люди характеризуются активной жизненной позицией, им кажется, что мир создан для того, чтобы получать от него пользу и выгоду с наименьшими затратами. Их поведение в основном напористо, агрессивно и часто аморально. Многие люди, относящиеся к данному типу, становятся «ворами в законе», организаторами мафиозных структур. Сюда же относятся и политики.
- Берущий тип. Это малоактивные люди, которые берут от жизни все, что дается легко. Обычно их поведение отличается своей паразитарностью. Например, садятся на шею кого-то или какой-то организации и берут с нее все, что она может дать. При этом, не прилагая никаких усилий. Их поведение обычно беспечно, расслаблено и малоактивно.
- Избегающий тип. Такие люди не стремятся к успеху. А в основном стараются избежать каких-либо проблем и неудач. Они ведут себя очень осторожно, не принимают собственных решений, избегают ответственности. Зачастую занимаются социально бесполезной деятельностью.
- Социально-полезный тип. Такие люди проявляют истинную заботу об окружающих, заинтересованы в общении с ними. Относятся к людям с добротой и открытой душой. Такие люди не обязательно должны помогать другим материально или делать какие-то услуги, они просто вносят посильный вклад в общий труд. Это зрелые люди, которые умеют решать проблемы, осознают свою компетентность, место в жизни и обществе.
Такие люди ведут себя мужественно, позитивно и ответственно.
Адлер считает, что каждый человек решает в жизни три глобальных проблемы: работа, дружба и любовь. Психология поведения и деятельность человека определяет, насколько человек способен решить эти вопросы.
На практике чаще всего применяется типология Хейманса – Ла Сенна, который выделяет 8 типов характера человека в зависимости от психологии поведения и деятельности человека. В основу его типологии легли такие составляющие: активность, эмоциональность и вторичность-первичность натуры. Эмоциональность – это то, как сильно человек реагирует на внешние обстоятельства. Активность – это потребность в действии. Одни люди постоянно действуют, а другие только обдумывают, мечтают, как бы что-то сделать. Первичность или вторичность натуры — насколько долго и сильно пережитые впечатления
Основные типы людей по принципу психологического поведения
- Нервный тип. Их поведение отличается сильной эмоциональностью, раздражительностью, непоследовательностью. Зачастую они недоверчивы, подозрительны, любят хвастаться и постоянно ждут похвалы. Они не приемлют монотонности и однообразия в своей деятельности, не могут сконцентрировать свое внимание.
- Сентиментальный тип личности эмоционален, долго за все переживает, трудолюбив, долго все обдумывает. Они не терпят несправедливости, грубости. Часто такие люди занимаются педагогической или благотворительной деятельностью.
- Бурный тип – это люди импульсивные, энергичные и любопытные. Обычно у них хорошее настроение. Таких людей называют «душой компании». Имея огромную энергию, они способны преодолевать любые препятствия, работать сутками, пока не доведут начатое до конца. Для эффективной деятельности им нужна своя команда, которая будет всегда поддерживать и подбадривать.
- Страстный тип – это сильные люди, которые живут одной идеей. Они уверенно шагают к своей цели. Они аккуратны, любят порядок, однолюбы. Редко меняют привычки и образ жизни. В поведении очень упрямы, настойчивы. Такие люди занимают руководящие должности или организовывают собственный бизнес.
- Сангвиник по Хеймансу – это человек активный, легко адаптируется к новым обстоятельствам, неутомимый и жизнерадостный. Они основательны, точны и ответственны. Этот тот редкий тип людей. Которым можно поручить любую работу.
- Флегматики люди медлительные, спокойные. Они любят одиночество. Обожают порядок и аккуратность. Это надежные люди, которые отличаются порядочностью и справедливостью. Им легко можно поручить вести финансовые дела компании, вести учет. Они умеют планировать и распределять обязанности.
- Аморфно-беспечный тип личности ведет себя беззаботно и спокойно. Эти люди всегда приветливы, вежливы и миролюбивы. Очень любят все получать «на халяву». Они не прилагают ни к чему особых усилий. Им подходит коллективная деятельность, где мало заметна их личная бездеятельность.
- Апатичный тип личности безразличен ко всему, ленив. Такому человеку подходит деятельность, где он сможет быть как можно больше наедине с самим собой.
Как видим, психология поведения человека очень сказывается на сфере деятельности. Если человек случайно попал не на свое место или занял должность, которая не соответствует его типу, то он или уйдет сам или ему помогут уйти.
Также психологи выделяют особый тип личностей – манипуляторы. Это личности, которые используют других людей для достижения своих целей или используют себя же для достижения своих целей.
Парадокс в том, что личность этого не осознает зачастую. Например, торговец, который уговорами заставляет купить ненужную вещь. Или родители, которые запугиванием или обещанием подарков заставляют ребенка вести себя хорошо. А также дети, которые истериками добиваются того, чего хотят.Конечно, есть люди, которые продумывают манипулятивное поведение, например политики или «новые русские». К манипуляторам относятся «нытики», которые часами могут рассказывать как у них все плохо. Этих людей объединяет то, что они воспринимают людей, как вещи. Для торговца вы мешок с деньгами, для банкира – клиент с деньгами, для политика – электорат и т.д.
Вывод
Психология поведения манипулятора сводится к тому, что он не понимает действительное значение жизни, не испытывает настоящих чувств. Пытается все контролировать, жизнь для него игра и он пытается всех поймать на свою «удочку». Манипулятор циничен и не доверяет людям. Во взаимоотношениях с людьми видит только два варианта – управлять или быть управляемым.
Поэтому их деятельность, в зависимости от проявления манипуляций в поведении, связана с управлением, диктаторством. Часто встречаются среди них судьи или наоборот хулиганы и вымогатели. Шантажисты, аферисты, рекламные агенты – это все манипуляторы. Люди, манипулирующие бесконечным нытьем – это паразиты, вечные студенты, иждивенцы.
Чтобы избавиться от разрушающего манипуляторного поведения, необходимо в первую очередь осознать, что вы являетесь манипулятором. Жизнь возможна без манипуляций, нужно просто понять ее суть и быть психологически грамотным.
Психология поведения очень влияет на жизнь человека. Многие ваши черты видны невооруженным глазом, поэтому если человек хочет занять хорошую должность или заниматься определенной сферой деятельности, нужно проанализировать все свои недостатки и работать над собой. Самосовершенствование расширит для вас границы сфер деятельности. К какому типу вы бы ни принадлежали, работайте над собой и достигайте своих целей.
Тематика: Психология женщин, Психология мужчин, Личностный рост, Отношения
§ 3.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА | 9 класс учебник «Человек и Обществ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Характеристика деятельности человека. Типы и виды деятельности. Сущность труда. Факторы, побуждающие к деятельности,
мотивы и мотивация.
Деятельность, ее типы и виды. Слово деятельность означает специфический человеческий способ отношения человека к миру.
Оглянемся вокруг. Встав рано утром, вы идете в школу, ваши родители — на работу, совсем маленькие — в детский сад. Бабушки и дедушки тоже не остаются без дела: занимаются чем-либо полезным в саду или в доме.
Таким образом, жизнь человека всегда протекает в каких-либо действиях, занятиях каким-либо делом. Не бывает человека без действия. Где есть жизнь — там и действие, потому что действие— форма жизни человека.
Вообще действия, направленные на поддержание собственной жизни, характерны для любых живых организмов. И животные, и рыбы, и все другие живые существа ежедневно приступают к поиску пищи, спасаются от опасностей, продолжают свой род.
По сравнению с животными сущность деятельности человека абсолютно иная. Она отличается противопоставлением на определенном уровне его субъекта и объекта. Человек противопоставляет себе в качестве материала объект деятельности, а объект противостоит деятельности человека и, приняв новые формы и свойства, становится необходимым для него продуктом.
Любая деятельность человека имеет свою цель, средство, результат и процесс выполнения. Из этого можно дать характеристику деятельности: она становится реальной движущей силой общества, фактором прогресса, одним из условий жизни общества. Главное отличие деятельности человека от действий животных — в ее целевой направленности и применении орудий труда при ее выполнении. Действия животных, производимые только по инстинкту, без цели и средств, нельзя отнести к категории деятельности.
Деятельность — процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу; свойственная только человеку форма активного взаимодействия с окружающим миром.
Существует множество классификаций типов и видов деятельности: духовная, материальная, производственная, трудовая и нетрудовая. В большинстве случаев исследователи рассматривают проблемы человеческого труда, духовной, творческой и психической деятельности как составные элементы деятельности человека.
Цель деятельности человека. Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности, а также средств и путей его реализации.
Цель проявляется как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ целенаправленной деятельности предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью. Тогда осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Рассматривая цель как один из элементов деятельности человека по преобразованию окружающего мира, нельзя забывать об объективной обусловленности цели.
Цель человека порождена объективным миром и связана с объективными потребностями, она выступает как идеальный внутренний мотив, побуждающий к производству.Цель определяет способ и характер действия человека. Она проявляется как определенный механизм интеграции различных действий в системе: цель — средство — результат. Цель является проектом действий, определяющих характер и системную упорядоченность различных актов и операций, она рассматривается как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность—как сложный процесс осуществления цели, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности.
Здесь возникает проблема взаимосвязи цели и средств ее осуществления. Нужно отметить, что необходимо отвергнуть порочный тезис/‘Цель оправдывает средства» как антигуманный. Применение антигуманных средств для осуществления цели приводит к обесчелове- чиванию самой цели, к подмене ее ложной целью. Цель человека должна быть правой и средства ее достижения должны быть чистыми.
Мотивация деятельности человека. Факторы, побуждающие человека к действию, бывают различными по характеру и сущности. В психологии силу, побуждающую человека к определенной деятельности, называют мотивом.
Мотив (лат. movere — «приводить в движение, толкать”) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В современной психологии в качестве основного механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращения ее объектов в мотив. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и жестко ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных инстинктивных форм деятельности. У человека же источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы.
Мотивы, побуждающие человека предпринимать те или иные действия, различаются по цели и характеру. В большинстве случаев они определяются материальной заинтересованностью. Это объясняется социальным бытием человека. Стремление к созданию необходимых для жизни условий свойственно для всех живых организмов. Но по взглядам на эту проблему человек существенно отличается от животных. Это отличие заключается в накоплении человеком материальных фондов (т.е. богатства), стремлении человека к эстетичным, красивым вещам и обладанию техническими средствами, облегчающими деятельность (транспорт, связь, бытовая техника и др.).
Кто бы отказался жить в красивом доме, есть вкусную пищу, иметь дорогие вещи, путешествовать на комфортабельном транспорте? Ни один человек, за исключением, пожалуй, только некоторых религиозных деятелей, сознательно ограждающих себя от мира, не откажется от материальных ценностей.
Но нетрудно также признать, что деятельность человека направлена на накопление не только и не столько материальных ценностей. Среди множества мотивов, побуждающих к деятельности, самыми значительными являются мотивы, порожденные его духовными потребностями. Человек по природе пристрастен к знаниям, науке. В философии уделяется большое внимание проблемам, касающимся познавательной деятельности человека. Стремление познать окружающий мир свойственно только людям, оно является одним из главных факторов, ведущих к прогрессу.
Для человека более значима духовная пища, нежели материальная. Сейчас невозможно представить современную жизнь общества без искусства и информации. А деятельность человека, касающаяся его чувств, составляет целый мир. Современные философы, рассматривая деятельность человека как целостный процесс, считают общение людей одним из его составных компонентов.
Вопросы и задание
1. Назовите типы и виды деятельности. 2. В чем заключается существенное отличие действий животных от деятельности человека?
3. Согласны ли вы с утверждением: «Я имею право на счастье и стремлюсь к достойной жизни. Поэтому выбираю любое средство для достижения цели, даже если оно принесет другому страдание”?
4. Какие побудительные силы заставляют вас учиться в школе?
Иерархия человеческой деятельности [Теория деятельности]
Теория деятельности или «Культурно-историческая теория деятельности (ЧАТ)» представляет собой междисциплинарную философскую основу для изучения как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческого поведения. С точки зрения теории деятельности человеческая деятельность или «то, что люди делают» представляет собой основную единицу анализа при изучении человеческого поведения. Наиболее важным аспектом теории деятельности является понимание как индивидуальных, так и коллективных аспектов человеческой деятельности с культурной и исторической точки зрения.
In 2012, Kaptelinin and Nardi summarized five basic principles of Leontiev’s activity theory:
- Object-orientedness
- Hierarchical structure of activity
- Mediation
- Internalization and externalization
- Development
Иерархическая структура деятельности первоначально была сформулирована А. Н. Леонтьевым (1978). Следует отметить, что целью Леонтьева была разработка психологической теории на индивидуальном уровне с понятием Деятельности. Таким образом, мы увидим, что три уровня деятельности соответствуют трем уровням психологических представлений.
Давайте сначала посмотрим на схему. Я нашел следующую диаграмму из книги Виктора Каптелинина и Бонни А. Нарди Действуя с помощью технологий (2006, стр. 64). Три уровня деятельности: активность, действия и операции. Три уровня психологических понятий: мотив, цели и условия.
Источник: Виктор Каптелинин и Бонни А. Нарди («Действуя с помощью технологии», 2006, с.64)По Леонтьеву, «Отдельные конкретные виды деятельности могут различаться между собой по различным признакам: по своей форме, по их выполнения в соответствии с их эмоциональной интенсивностью, в соответствии с их потребностями во времени и пространстве, в соответствии с их физиологическими механизмами и т. д. Главное, что отличает одну деятельность от другой, однако, это различие их объектов . Именно предмет деятельности придает ей определенное направление». (1978, с.98)
Итак, что является объектом деятельности?
Ответ Леонтьева — мотив деятельности. Леонтьев утверждал: «По предложенной мною терминологии предмет деятельности есть ее истинный мотив. Подразумевается, что мотив может быть как материальным, так и идеальным, либо присутствующим в восприятии, либо исключительно в воображении или в мысли. Главное, чтобы за деятельностью всегда стояла потребность, чтобы она всегда отвечала той или иной потребности». Он также добавил примечание о термине мотив: «Такое ограниченное понимание мотива как того объекта (материального или идеального), который вызывает и направляет деятельность на себя, отличается от общепринятого понимания» (19).78, с.98)
Определив уровень «деятельность — мотив», Леонтьев перешел на его подуровень: уровень «действие — цель». Он говорил: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению о результате, который должен быть достигнут, т. е. если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с понятием действия». (1978, стр. 99)
Леонтьев также взаимозаменяемо использовал термины «целенаправленные процессы» и «действия». Например, он говорил: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению о результате, который должен быть достигнут, т. е. если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с понятием действия» (19).78, p.99)
Грегори З. Бедни и Стивен Р. Харрис утверждали, что существуют проблемы перевода терминов, связанных с теорией деятельности. Например, они указывали: «Точного эквивалента английскому слову «цель» в русском языке не существует, а понятия цель и цель несут в деятельностно-теоретической психологии четко дифференцированные значения… Слово «цель» может быть переведено как цель и намерение как намерение или цель. Советские теоретики деятельности приложили большие усилия для выяснения различий и сходств между этими представлениями и, в частности, для различения целеобразность’ , — целеустремленность, целенаправленное поведение — от целенаправленность , ‘намерение достичь осознанной цели… Вследствие этих различных соображений мы считаем понятие «цель» открытым для неверного толкования , и поэтому не может одобрить его использование в качестве базовой концепции в AT-HCI». (2008)
Думаю, поэтому на диаграмме для среднего уровня показано «действие — цель», а не «действие — цель».
Третий уровень относится к «работе — состоянию». По Леонтьеву, «всякая цель, даже такая, как «достижение точки N », объективно достигается в определенной объективной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступать в абстракции от этой ситуации, но его действие не может быть абстрагировано от нее. По этой причине, , несмотря на свой интенциональный аспект (что должно быть достигнуто), действие также имеет свой оперативный аспект (как, какими средствами этого можно достичь), что определяется не целью самой по себе, а предметно-предметными условиями ее достижения. Другими словами, выполняемое действие адекватно поставленной задаче; тогда задача представляет собой цель, поставленную в конкретных обстоятельствах. По этой причине действие имеет специфическое качество, специфически «формулирующее» его и особенно способы, которыми оно совершается. Я называю способы совершения действий операциями» (19).78, с.102)
Схему этой трехуровневой структуры деятельности Леонтьев не привел. Приведенная выше диаграмма была разработана другими. Проблема диаграммы — это стрелка с одним направлением, которая указывает на одностороннее отношение между тремя уровнями. Однако теоретики деятельности так не понимают. Леонтьев (1978), Каптелинин и Нарди (2006) и другие четко указали, что это двусторонние отношения.
Ниже приведена более точная диаграмма, которую я нашел в книге 2013 года Лаборатория изменений: инструмент для совместного развития работы и образования (Virkkunen, J. & Newnham, D.S., 2013)
Источник: Лаборатория изменений (2013, стр. 37)Согласно Леонтьеву, «Человеческая деятельность не существует, кроме как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в школьных действиях, социальная деятельность — в действиях (актах) общества и т. д. Если из нее мысленно вычесть действия, составляющие деятельность, то от деятельности не останется ровно ничего. Это можно выразить и иначе: когда перед нами происходит конкретный процесс, внешний или внутренний, то с точки зрения его отношения к мотиву он выступает как человеческая деятельность, но когда он подчинен цели, затем оно предстает как действие или совокупность цепочки действий… Кроме того, действие и действие представляют собой подлинную и несовпадающую реальность. Одно и то же действие может совершать различные виды деятельности и может переходить из одной деятельности в другую, проявляя таким образом свою относительную самостоятельность. Очевидно и обратное, а именно, что тот или иной мотив может получить конкретное выражение в различных целях и, соответственно, вызвать различные действия». (1978, с.100)
Каптелинин и Нарди (2006) указывали на трансформацию между действиями и операциями: «Уровни деятельности могут переходить один в другой. Автоматизация является примером преобразований между действиями и операциями. В ходе практики действия могут стать автоматическими операциями. Противоположный процесс — «деавтоматизация», превращение рутинных операций в осознанные действия. Такое преобразование может иметь место, например, когда автоматизированная операция не дает желаемого результата, и человек размышляет о причинах неудачи и о том, как можно «исправить» операцию. которое сначала осуществляется как сознательное действие, а затем становится операцией» (2006, с. 63–64)
Хотя целью Леонтьева является разработка новой психологической теории, многие исследователи приняли эту трехуровневую модель в качестве аналитического инструмента для эмпирических исследовательских проектов.
Сводная база данных о деятельности человека (CHAD) для использования в исследованиях воздействия на человека и здоровья и прогностических моделях
Что такое ЧАД?Ученые EPA собрали подробные данные о поведении человека из 22 отдельных исследований воздействия и использования времени в Сводную базу данных деятельности человека (CHAD) EPA. База данных включает в себя более 54 000 отдельных дней изучения подробного человеческого поведения, причем каждый день разбит на отдельные часы и виды деятельности. Данные включают демографическую информацию, включая возраст, пол, занятость и уровень образования, что позволяет исследователям изучать конкретные группы населения в целом и то, как их уникальные модели поведения влияют на воздействие химических веществ. Данные CHAD могут помочь исследователям понять модели человеческого поведения, которые влияют на их воздействие химических веществ в окружающей среде.
Каковы преимущества использования CHAD?CHAD регулярно используется в рамках широкого круга исследований воздействия на человека и здоровья и цитируется в сотнях научных статей о воздействии на человека. Данные, представленные в CHAD, представлены в согласованном формате, поэтому исследователи могут создавать надежные исследования деятельности человека и воздействия. Данные CHAD находятся в свободном доступе для скачивания.
Кому следует использовать CHAD?Данные CHAD регулярно используются Агентством по охране окружающей среды и другими государственными учреждениями, академическими кругами и частными организациями для изучения воздействия на человека и здоровья, а также в моделях, используемых для оценки воздействия и риска.
Как работает ЧАД?CHAD представляет данные 22 исследований воздействия и использования времени в согласованном формате с возможностью поиска, который ученые и исследователи могут загружать и использовать в исследованиях воздействия на человека, прогностических моделях и других исследованиях.
Где я могу найти дополнительную информацию?- Чад Информационный бюллетень
Для загрузки доступны две версии CHAD: CHAD-Master и CHAD-2000.
CHAD-Master постоянно поддерживается и обновляется по мере поступления новых данных о деятельности человека.