Деятельность в психологии: Психология деятельности: общее понятие и структура

Деятельность в психологии: понятие, структура и виды

Деятельность часто путают со схожими понятиями, заменяя в разговоре на действие, работу, выполнение. Психология рассматривает ее как отдельный процесс, присущий человеку. Деятельность в психологии — движущая сила, которая необходима для развития индивида как личности. Без нее невозможно эволюционировать. Благодаря деятельности меняется сам индивид и мир вокруг него.

Понятие и суть

Первобытный человек стремился познавать, преобразовывать окружающий мир. Сначалу он контактировал с природой, животными, неодушевленными предметами. По мере развития — научился создавать, изменять предметы, преобразовывать природу.

Деятельность — спорная, малоизученная тема. Ей стали уделять активное внимание в середине 20 века. А. Леонтьев определял ее как процесс удовлетворения потребностей субъекта. Для советских психологов была важна не сама активность, а основанные на ней психические процессы.

Термин «деятельность» следует отличать от синонимов «движение», «активность». Эти термины описывают движение материи. Для описания свойств неодушевленной материи нужно использовать термин «движение».

Появление живой материи послужило причиной возникновения новой формы движения — активности. Действия, которые выполняют животные для поддержания существования, следует называть жизнедеятельностью. Активность индивида, обладающего осознанностью, можно называть полноценной деятельностью.

Некоторые психологи полагают, что способностью к осознанной деятельности обладают и высокоорганизованные животные. Приматы, помимо необходимых для выживания действий, обладают способностью к игре.

История изучения и последователи

Выявить общие закономерности удалось А. Бернштейну, П. Анохину. Психологи изучали организацию движений, активность мозга, направленную на движения. Это послужило основой для создания теории функциональных систем, которая объясняет структуру целенаправленной деятельности.

Согласно теории, целенаправленная деятельность должна состоять из последовательных элементов. Побуждению к началу действия становится мотив — осознаваемая потребность.

Впервые описание мотива встречается в работах К. Обуховского, В. Ковалева. Они провели ряд экспериментов, которые показывали, что мотив влияет на готовность индивида совершить целенаправленное действие. Отсутствие мотива — причина отказа от действия.

Предмет

Сознательная деятельность присуща только человеку, но рассматривать ее необходимо в контексте окружающего мира. Действия животных не преобразовывают природу, действия человека — могут менять ее, а технический прогресс делает упрощает этот процесс.

Независимо от направленности действий, индивид влияет на окружение. Поэтому в качестве предмета можно взять весь мир. Влияя на один элемент, человек изменяет элементы, которые с ним связаны.

Структура и особенности

Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:

  • формирует цель;
  • выбирает действие;
  • совершает действие.

Эта совокупность — макроструктура.

Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.

Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.

На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.

Уровни

Внутри психологической структуры деятельности есть 3 уровня, контролирующих отдельные виды действий: от низших к высшим. Они есть у каждого индивида и имеют разную степень внутреннего контроля.

Бессознательный уровень

На бессознательном уровне находятся простые инстинкты, присущие человеку, животным. Они регулируются биологическими механизмами. К таким инстинктам относятся действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей: инстинкт размножения, выживания, самосохранения.

Механизмы не автономны, их можно контролировать. В привычной ситуации человек сдерживает внутренние стремления, в критической — контроль ослабевает, механизм активизируется.

Подсознательный уровень

Подсознательная часть отвечает за работу навыков и умений, которые индивид приобретает в течение жизни. В ней также содержится импульсивно-эмоциональная сфера: стремления, моральные установки, страсти, влечения. Подсознательный уровень — ядро личности.

Сознательный уровень

На сознательном уровне находятся знания и культурные нормы. Эта часть психики управляет другими, контролирует инстинкты, не позволяя механизму выживания запускаться самостоятельно. Контроль можно преодолеть.

В психике человека идет постоянная борьба между инстинктивными механизмами и сознанием. Для подчинения подсознания требуется волевое усилие. Если сознание не может нормально функционировать, человек теряет способность вести себя адекватно. Им руководит подсознание и он становится опасным для окружающих.

Формы

У психически здорового человека в равной степени должно быть развито:

  1. Ощущение — отражение окружающего мира с помощью органов чувств. Помогает ориентироваться в окружающей среде.
  2. Восприятие — узнавание предмета, формирование образа предмета.
  3. Представление — воссоздание образа предмета, который не воздействует на органы чувств. Представление невозможно при нарушениях работы памяти, мышления.
  4. Мышление — процесс, необходимый для сбора, хранения информации, ее воспроизведения. Участвует в работе остальных процессов.
  5. Внимание — ответная реакция на стимул, направленная на объект. Направленное внимание — активный процесс исследования, отбора информации.
  6. Воля — уровень выраженности стремления. Необходима для достижения цели.

Развитие отдельных форм происходит неравномерно. Основы, тенденция развития закладывается в детстве. Если одна форма развита недостаточно, она будет негативно влиять на остальные. Проблемы с памятью влияют на мышление, недостаток воли сказывается на восприятии.

Классификация

Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.

Физическая форма

Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.

Интеллектуальная форма

Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.

Функции

Чтобы действия были направленными, приводили к назначенной цели, человек должен освоить 3 метода развития психических процессов:

  1. Игра — первичная деятельность, которая помогает ребенку развивать психические процессы. Через игру дети проходят первичную социализацию, учатся взаимодействовать с окружающими. Игра влияет на развитие мышления, подготавливая ребенка к следующему методу.
  2. Учебная — необходима для становления ребенка в коллективе, выборе, освоении профессии. Качество учебы влияет на дальнейшую жизнь ребенка, выбор рабочего места.
  3. Трудовая — необходима для реализации профессиональных навыков, самореализации. Труд важен для социализации отдельных индивидов, процесса эволюции.

Если в детстве человек не освоил сюжетную игру, он не сможет полноценно освоить учебную, лишится потребности реализоваться в труде. Таким людям сложно стать частью социума, их социальные навыки не развиваются. Игра имеет ключевое значение для дошкольника, у взрослых может применяться как терапевтический метод.

Методы изучения

Явление изучали отечественные, зарубежные психологи. Общепринятые теории:

  1. Теория С. Рубинштейна. Деятельность подчинена внешним условиям. Она неделима с сознанием, обладает сложной структурой. Чтобы приспособится к внешним условиям, человек должен регулировать поведение. Человек учится контролю. Параллельно развиваются связь действий, сознания.
  2. Теория А. Леонтьева. Исследователь полагал, что внутренняя деятельность — переход внешнего психического процесса во внутренний. Человек с нарушениями слуха может воспроизвести в сознании звук, хотя не слышит его. Деятельность — комплекс операций, возникший при развитии сознания.
  3. Теория Л. Выготского. Рассматривал деятельность как результат работы высших психических функций. У первобытных людей высшие психические функции формировали отношения между людьми, но трансформировались в психические явления.

Поскольку деятельность — сложный процесс, его изучение возможно только с применением практических экспериментов, компьютерных технологий. Это значимый вопрос для исследований в области психологии, социологии, философии, биологии и других наук. Результаты исследований могут изменить представление о человеке, месте людей в окружающем мире.

Полезное видео

Узнать больше о деятельности в психологии можно из видео:

Уровни и структура деятельности в психологии и её свойства

Деятельность в широком смысле – это динамичное взаимодействие человека с окружающим миром. Когда ты работаешь, занимаешься спортом, играешь с ребенком, учишь иностранный язык, даже когда жаришь блинчики – это все деятельность.

На нашу деятельность оказывает влияние два главных фактора, это мотив и цель.

В этой статье:

Мотивы и целиПочему в понимании деятельности нужно четко разграничивать мотив и цель?Структура деятельностиУровни деятельностиВсегда ли уровни деятельности можно разделить?

Мотивы и цели

Фото автора Israelzin Oliveira: Pexels

Мотив – внутреннее побуждение к определенной деятельности, наше желание и наше стремление удовлетворить определенную потребность. Мотив – это то, чего ты хочешь. Например, ты хочешь быть финансово независимой. У тебя есть потребность в свободе и самоутверждении. Это твой мотив, но не цель.

Цель – субъективный образ конченого результата. То есть это конкретизированная, наглядная форма мотива. Если твой мотив – это желание быть независимой, то твоя цель, например, устроиться на работу в конкретную организацию. Или достигнуть конкретного уровня зарплаты.

Разные люди могут стремиться к одной цели, но при этом руководствоваться разными мотивами. Ты и твоя подруга учите иностранный язык. Конечная цель – владеть этим языком на свободном уровне. Допустим, тебе это нужно для работы, поскольку у тебя есть желание работать в зарубежном филиале своей фирмы. А подруге это нужно для путешествий по миру.

Почему в понимании деятельности нужно четко разграничивать мотив и цель?

От этого зависит успех твоей деятельности. Мы очень часто терпим поражение просто потому, что неправильно формулируем нашим цели. Мы часто говорим, что хотим много зарабатывать, хотим создать семью, хотим жить интересной жизнью. Но все это мотивы. Наш мозг не может выстроить четкую деятельность, пока мы не сформулируем цель.

Мотивация и мотивы: понятие, теории, виды и процесс мотивации.

Например, наше подсознание не понимает, что значит «много зарабатывать». Много, это сколько? Если мы хотим реализовать этот мотив, мы должны поставить четкую ясную цель: определить уровень доход, который мы хотим иметь, или должность, которую мы хотим занять. Тогда это будет цель.

Цель должна быть видима, предметна и осознана.

Структура деятельности

  • психофизиологические функции;
  • операции;
  • действия;
  • особые виды деятельности.

На самом нижнем уровне психофизиологические функции, под которыми понимается физиологическое обеспечение наших психических процессов. Это способность к ощущению, моторная способность, то есть все то, что обусловлено нашей биологией.

Операции – это наши автоматизмы и навыки. Мы их делаем почти неосознанно, потому что они нами хорошо освоены и не предполагают усилий для своего выполнения. Операцией может быть то, как спортсмен рефлекторно ловит летящий мяч, как повар переворачивает блин на сковороде. В игре на пианино то, как пианист нажимает клавиши – тоже операция.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели, это основана единица деятельности. Действия – это всегда сознательный акт поведения, предполагающий нашу активность и вовлеченность в процесс.

Уровни деятельности

В психологии различают три уровня деятельности, которые присущи каждому человеку:

  • бессознательный уровень;
  • подсознательный уровень;
  • сознательный уровень.

На бессознательном уровне находятся наши инстинкты, которые присуши любому животному и регулируются биохимическими процессами в наш организме: инстинкт самосохранения, выживания, инстинкт размножения.

Как бы мы не пытались уйти от нашего животного начала, инстинкты оказывают влияние на нас и на нашу деятельность. Большинство из нас умеет контролировать это влияние, но оно никуда не исчезает и будет с нами всегда.

Подсознательный уровень включает в себя навыки, умения, автоматизмы, импульсы, эмоции, моральные установки. Навыки и умения – это то, чему мы научились в жизни. Это действия, которые мы освоили так хорошо, что при их повторении, практически не затрачиваем усилий, а степень нашего внимания при этом очень мала. Автоматизмы – умственные, речевые и двигательные акты, которые происходят без нашего сознательного участия.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Особенно интересно на этом уровне рассматривать нашу эмоциональную сферу, наши влечения, страсти и желания. То, что оказывает на нас влияние, хоть мы того и не замечаем. Они берут над нами верх, когда мы теряем над собой контроль, например, в состоянии аффекта. Но у них еще есть «тихое», незаметное влияние. Они как бы нашептывают нам и говорят куда идти. Они приносят много пользы. Они – это сигнальная система для нашего сознания.

Бывало ли у тебя такое, что ты находишься в компании, и все вроде бы хорошо. Но почему-то ты начинаешь испытывать тревогу или раздражение. Это сигнал твоего подсознания, который говорит – тебе здесь не место, тебе что-то не нравится, что-то не так.

Это хороший повод если не покинуть эту компанию, то хотя бы обратить внимание на свои чувства и попытаться проанализировать их, найти причину беспокойства. Порой эта причина может быть незначительна. Допустим, какой-то человек в этой компании чем-то напомнил тебе кого-то, с кем ты не хотела бы иметь дело.

На сознательном уровне находятся наши знания и культурные нормы. Наше сознание контролирует большую часть нашего поведения, оно всегда вовлечено в деятельность и сдерживает инстинкты и желания. Сознание пытается все контролировать, рационализировать и упорядочивать.

Фото автора Nathan Cowley: Pexels

Деятельность на сознательном уровне руководствуется:

  • социальными нормами поведения;
  • целями и задачами;
  • моральными принципами;
  • осознанностью;
  • продуктивностью.

Мотивы и желания, которые лежат на подсознательном уровне, на уровне сознания мы преобразуем в конкретные цели и задачи. И начинаем действовать согласно им.

Именно на сознательном уровне мы понимаем, как нужно вести себя в том или ином обществе, какие нормы приняты в этой социальной среде. На сознательном уровне мы понимаем, что правильно, а что неправильно, что такое хорошо, а что такое плохо. Вроде бы…

Всегда ли уровни деятельности можно разделить?

Важно понимать, что разделение деятельности на эти уровни очень условное и неоднозначное. Все три уровня существуют одновременно и постоянно оказывают влияние на нашу жизнь. Мы говорили о том, что сознание определяет нормы поведения. Определяет, что такое хорошо, а что такое плохо. Но всегда ли это заслуга сознания?

Фото автора cottonbro: Pexels

Допустим, ты ведешь себя прилично и скромно. Почему? Это твой сознательный выбор? Или установка общества или родителей, которые говорили, что девочка должна быть приличной и скромной? Допустим, говоря с начальником, ты испытываешь сильнейший стресс и никогда не можешь отстоять свою точку зрения.

Это твой сознательный выбор, основанный на том, что в любой организации должна быть иерархическая структура и нужно соблюдать субординацию? Или тебе мама говорила, что всегда нужно слушаться старших?

Таким образом, уровни деятельности сильно переплетены друг с другом, они существуют одновременно, пытаются доминировать, переходят то на сознательный, то на автоматический уровень, и постоянно влияют на нашу жизнь.

Преподавание общественной психологии Занятия в классе

Активность в кампусе (Кортни Аренс, 2008 г. )

Упражнение «Классовые привилегии и угнетение» (Кортни Аренс, 2008 г.)

Упражнение «Консультация по ролевой игре» (Кортни Аренс, 2008 г.)

Разнообразие охоты за мусором (Мишель Шлехофер, 2011)

Упражнение в обвинении жертвы (Мишель Шлехофер, 2010)

Упражнение: формулирование вопросов (Бет Шинн, 2008 г.)

Заключительный отчет: Целевая группа APA по социально-экономическому положению (2006 г.)

Знакомство с общественной психологией во вводном курсе по психологии (Джин Хилл, 2008 г.)

Сделать катастрофу «реальной» для студенческой деятельности (Ричард Ливи, 2006 г. )

Praxis Assignment: Day of Social Justice (Джина Лангаут, 2012)

Ресурсы для включения социального класса в учебную программу по психологии (APA Div. 9 и 35, 2008 г.)

Групповые упражнения самопомощи (Кортни Аренс, 2008 г.)

TCP: Применение методов совместного обучения на курсах сообщества старшекурсников (Пенни Фостер-Фишман, 1996 г.)

TCP: Экологические концепции — упражнения (Джеймс Далтон, 2007 г.)

TCP: Практические советы по совместному исследованию сообщества (Джеймс Далтон, 2008 г.)

TCP: Упражнение-головоломка (Стивен Стелзнер, 19 лет).96)

Информация об альтернативной деятельности группы участников для студентов факультета психологии JMU

Информация об альтернативной деятельности группы участников для студентов факультета психологии JMU
  • Дом
    • Добро пожаловать
    • Миссия и видение
    • Исследования
    • Поддержите нас
    • Студенческие награды
    • Прием на майор
    • Почему стоит выбрать психологию JMU?
    • Информация о переводе учащегося
    • Обзор учебной программы
    • Независимое исследование
    • Вводная полевая работа
    • Полевое размещение
    • Замковый камень
    • Диплом с отличием Вариант
  • Консультирование специалистов по психологии
  • Наши люди
  • Пул участников
  • Студенческий исследовательский симпозиум

Если вы хотите заработать баллы, не участвуя в эксперименте, вы можете выполнить следующее задание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *