Опросник т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (дмо) адаптация л.Н. Собчик
Цель: изучение когнитивного компонента самосознания.
Описание методики
Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г. С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значимыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия.
Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.
Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования с помощью ММР1. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Лири, и определенными индивидуально-личностными паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками.
В связи с этим правомерно считать метод ДМО вариантом опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других.
Факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями. Сопоставление восьми октантов метода ДМО (каждый из которых выявляет определенный стиль межличностного взаимодействия индивида с окружающей средой) с системой координат, отражающей структуру индивидуально-личностной типологии, показало достоверность их сопряженности.
Кроме того, данные, полученные с помощью метода ДМО, позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп, о чем будет подробно рассказано ниже.
Метод диагностики межличностных отношений отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном интерпретационным подходом. Также была проведена работа по адаптации вербального стимульного материала методики. Разработан более удобный и быстрый способ регистрации и подсчета данных, кроме того, значительно расширена сфера применения теста в контексте социометрического исследования.
Первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта в нашей стране относятся к 1972 г была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (Собчик Л. Н., 1972, 1974).
Инструкция: «Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то зачеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальные внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек? (Каким человеком я хотел бы быть? Каков тот человек, которому Вы даете характеристику?)».
Я – человек, который: (или – он/она человек, который:)
Умеет нравится
Производит впечатление на окружающих
Умеет распоряжаться, приказывать
Умеет настоять на своем
Обладает чувством достоинства
Независимый
Способен сам позаботиться о себе
Может проявить безразличие
Способен быть суровым
Может быть искренним
Критичен к другим
Любит поплакаться
Часто печален
Способен проявлять недоверие
Часто разочаровывается
Способен быть критичным к себе
Способен признать свою неправоту
Охотно подчиняется
Покладистый
Благодарный
Восхищающийся и склонный к подражанию
Уважительный
Ищущий одобрения
Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
Стремится ужиться с другими
- Доброжелательный
Внимательный и ласковый
Деликатный
Ободряющий
Отзывчив к призывам о помощи
Бескорыстный
Способен вызывать восхищение
Пользуется у других уважением
Обладает талантом руководителя
Любит ответственность
Уверен в себе
Самоуверен и напорист
Деловитый, практичный
Соперничающий
Стойкий и крутой, где надо
Неумолимый, но беспристрастный
Раздражительный
Открытый и прямолинейный
Не терпит, чтобы им командовали
Скептичен
На него трудно произвести впечатление
Обидчивый, щепетильный
Легко смущается
Неуверенный в себе
Уступчивый
Скромный
Часто прибегает к помощи других
Весьма почитает авторитеты
Охотно принимает советы
Доверчив и стремится радовать других
Всегда любезен в обхождении
Дорожит мнением окружающих
Общительный и уживчивый
Добросердечный
Добрый, вселяющий уверенность
Нежный и мягкосердечный
Любит заботиться о других
Щедрый
Любит давать советы
Производит впечатление значительности
Начальственно-повелительный
Властный
Хвастливый
Надменный и самодовольный
Думает только о себе
Хитрый
Нетерпим к ошибкам других
Расчетливый
Откровенный
Часто недружелюбен
Озлоблен
Жалобщик
Ревнивый
Долго помнит обиды
Самобичующий
Застенчивый
Безынициативный
Кроткий
Зависимый, несамостоятельный
Любит подчиняться
Предоставляет другим принимать решения
Легко попадает впросак
Легко поддается влиянию друзей
Готов довериться любому
Благорасположен ко всем без разбора
Всем симпатизирует
Прощает все
Переполнен чрезмерным сочувствием
Великодушен и терпим к недостаткам
Стремится помочь каждому
Стремится к успеху
Ожидает восхищения от каждого
Распоряжается другими
Деспотичный
Относится к окружающим с чувством превосходства
Тщеславный
Эгоистичный
Холодный, черствый
Язвительный, насмешливый
Злой, жестокий
Часто гневлив
Бесчувственный, равнодушный
Злопамятный
Проникнут духом противоречия
Упрямый
Недоверчивый и подозрительный
Робкий
Стыдливый
Услужливый
Мягкотелый
Почти никому не возражает
Навязчивый
Любит, чтобы его опекали
Чрезмерно доверчив
Стремится снискать расположение каждого
Со всеми соглашается
Всегда со всеми дружелюбен
Всех любит
Слишком снисходителен к окружающим
Старается утешить каждого
Заботится о других
Портит людей чрезмерной добротой.
Процедура проведения опроса и обработки результатов
Опросник содержит 128 лаконичных характеристик, по которым испытуемый сперва оценивает свое актуальное «Я» на момент обследования. Каждая из этих характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка – регистрационный лист, на котором номера от 1 до 128 размещены таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждому из восьми октантов был максимально упрощен. Оценив себя по пунктам опросника, испытуемый должен на сетке зачеркнуть крестом номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя обнаружил, оставляя незачеркнутыми остальные номера, соответствующие отсутствующим у испытуемого свойствам.
После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется Ключ, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, формирующие 8 октантов.
I октант: вопросы 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100;
II октант: вопросы 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104;
III октант: вопросы 9 –12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108;
IV октант: вопросы 13 – 16, 45 –48, 77 – 80, 109 – 112;
V октант: вопросы 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 –116;
VI октант: вопросы 21 – 24, 53 –56, 85 –88, 117 –120;
VII октант: вопросы 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124;
VIII октант: вопросы 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.
Количество зачеркнутых испытуемым номеров в каждом блоке вносится в таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант стиля межличностного поведения. Варианты эти таковы.
I. Властный-лидирующий. Умеренные показатели (до 8 баллов включительно) отражают уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. При более высоких баллах (до 12 баллов) – нетерпимость к критике, переоценку.собственных возможностей, при баллах выше 12 – дидактический стиль высказываний, императивную потребность командовать другими, черты деспотизма.
II. Независимый-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими (9–12 баллов), с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе – выше 12.
III. Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант отражает искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).
IV. Недоверчивый-скептический. Для этого стиля межличностного поведения характерны реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов), которые перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством другими и подозрительностью (при показателях 12–16 баллов).
V. Покорный-застенчивый. Отражает такие особенности межличностного поведения как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких показателях – полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.
VI. Зависимый-послушный. При умеренных показателях – потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях – сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.
VII. Сотрудничающий-конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
VIII. Ответственный-великодушный. Этот вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (до 8 баллов). Высокие баллы свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме.
Количественные показатели по каждому из октантов – от 0 до 16 – откладываются на соответствующей номеру октанта ординате, каждая из которых размечена дугами; расстояние между дугами равно четырем единицам (то есть, дуги пересекают ординаты в точках, соответствующих 4, 8, 12 и 16 баллам). На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того, как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие «веера». Максимально заштрихованные октанты (то есть те, по которым баллы оказались высокими) соответствуют преобладающему стилю поведения данного индивида в межличностных отношениях. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям.
Показатели, превышающие 8 баллов (до 12), свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14–16, свидетельствуют о выраженных трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0–3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.
Первые четыре типа межличностных отношений – I, II, III и IV – характеризуются преобладанием неконформных тенденций, из них III, IV – склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям, а I и II– большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта – V, VI, VII и VIII – дают противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе и конформность (V и VI), склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответственность в контактах с окружающими (VII и VIII).
Интерпретация данных ДМО в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени – на абсолютные величины. Приведенные ниже формулы, по мнению Т. Лири, позволяют вычислить индекс доминантности (вектор V):
V == I – V + 0,7 [(II + VIII) – (VI + IV)]
и индекс доброжелательности (вектор G):
G== VII- III + 0,7 [(VIII + VII) – (IV + II)].
Результат, отклоняющийся от 1.0 как в положительную, так и в отрицательную сторону выявляет преобладающие тенденции. Однако применение формул обедняет интерпретацию отдельного исследования. Наш опыт показывает, что они более информативны при обобщении данных многочисленных исследований.
Методика диагностики межличностных отношений Лири | База знаний
Описание методики
Данная методика разработана Т.Лири ( 1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность(враждебность)».
Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения ( при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.
Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива ) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.
Теоретические основы
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.
Процедура проведения
Инструкция
«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.
Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.
После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».
Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Обработка результатов
На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.
Ключ
Согласно «ключу» определяются оценки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов, отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:
- Властный-лидирующий;
- Независимый-доминирующий;
- Прямолинейный-агрессивный;
- Недоверчивый-скептический;
- Покорный-застенчивый;
- Зависимый-послушный;
- Сотрудничающий-конвенциальный;
- Ответственный-великодушный.
После того как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы по каждому из 8 октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня — 16 баллов.
1-й октант: вопросы 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100;
2-й октант: вопросы 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104;
3-й октант: вопросы 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108;
4-й октант: вопросы 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112;
5-й октант: вопросы 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116;
6-й октант: вопросы 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120;
7-й октант: вопросы 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124;
8-й октант: вопросы 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128;
Интерпретация результатов
Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая: | адаптивное поведение |
5-8 баллов – умеренная: | |
9-12 баллов – высокая: | экстремальное поведение |
13-16 баллов — экстремальная: | поведение, близкое к патологическому |
Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.
В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.
Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.
Типы межличностных отношений
I. Властный-лидирующий
0—8 баллов. Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.
9—12. Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.
13—16. Властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.
II. Независимый — доминирующий
0—8 баллов. Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству тип.
9—12. Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.
13—16. Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый.
III. Прямолинейный-агрессивный
0—8 баллов. Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.
9—12. Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
13—16. Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.
IV. Недоверчивый — скептический
0—8 баллов. Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.
9—12. Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
13—16. Отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).
V. Покорно-застенчивый
0—8 баллов. Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
9—12. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
13—16. Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
VI. Зависимый-послушный
0—8 баллов. Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, нуждается в признании.
9—12. Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
13—16. Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.
VII. Сотрудничающий-конвенциальный
0—8 баллов. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам хорошего тона в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
9—16. Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, быть хорошим для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
VIII.
Ответственно-великодушный0—8 баллов. Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
9—16. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя маска, скрывающая личность противоположного типа).
Литература
- Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002.
- Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод.Руководство. М., 1990.
Бланк вопросов
Бланк вопросов
КРАТКИЙ ОТВЕТ С КРИСТИН ОВСЕПЯН, ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ ОО «УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ ЛОРИ» | by EDGE Project
Чтение: 7 мин. программа помощи для организации управления дестинацией ( DMO) для представителей частного сектора и местных сообществ, направленных на расширение знаний о создании, управлении и наращивании потенциала DMO в нескольких регионах Армении. В результате тренинга было создано DMO Lori, которое способно увеличить туризм культурного наследия в Армении за счет увеличения числа туристических посещений. Не могли бы вы рассказать нам подробнее о том, как была создана DMO Lori, и что послужило этому причиной?Хотя туризм является одним из приоритетных секторов экономики в Лори, однако он не был хорошо структурирован и организован, что приводило к недостаточному использованию потенциала. Регион обладает большим потенциалом для устойчивого приключения, треккинга, пешего туризма и экотуризма, в то же время, как и в любом регионе Армении, он не управляется должным образом из-за отсутствия институциональной базы.
Дальнейшее развитие туризма в Лорийской области потребовало создания хорошо организованной целевой организации для решения многих вопросов, возникающих в сфере туризма. Роль DMO в Лори как катализатора сетевого взаимодействия, партнерства и координации была решающей в инициировании и реализации общей программы среди частных и государственных учреждений. Повестка дня DMO заключалась в разработке долгосрочного видения развития дестинации и возможности создания соответствующих оперативных структур, в которых участвуют все заинтересованные стороны.
По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), организация по управлению дестинацией (DMO) является ведущей организационной единицей, которая содействует установлению партнерских отношений с различными органами власти, заинтересованными сторонами и профессионалами для достижения единой миссии в отношении видения дестинации. Вкратце, можете ли вы определить роль и функции DMO Lori?
Одной из основных функций Лорийского DMO является координация туристического сектора в регионе и создание государственно-частного партнерства. Lori DMO твердо верит, что синергетическая работа со всеми заинтересованными сторонами цепочки туристического опыта для развития экономики туризма таким образом, чтобы действительно использовать их соответствующие области опыта и знаний, ценность может быть экспоненциальной. Основные цели Lori DMO:
· Откройте для себя предпосылки для развития туризма Лорийской области;
· Проведение картирования туристических ресурсов и заинтересованных сторон Лорийской области;
· Содействовать развитию туристических ресурсов в Лорийской области, включая разработку новых и разнообразных туристических предложений и продуктов;
· Организация тренингов для повышения качества услуг поставщиков; гарантия качества;
· Продвижение Лорийской области как туристического направления на местном и международном рынках;
· Содействовать государственно-частному партнерству в интересах развития туризма в Лори.
Основными задачами Лорийского DMO являются:
· Проведение исследования туристического рынка, сбор и анализ данных в Лори;
· Содействовать развитию различных туристических продуктов, пакетов в Лори, а также развитию бизнес-сектора;
· Организация тренингов по наращиванию потенциала для местных поставщиков туристических услуг по контролю качества;
· Продвигать туристическое предложение Лорийской области через веб-сайт, социальные платформы, печатные материалы и т. д.;
· Институциональное развитие и координация сектора индустрии туризма с упором на партнерство между частным сектором, государством и гражданским обществом;
· Коммуникация, маркетинг и реклама для повышения осведомленности о привлекательности Лори и уникальной конкурентоспособности, чтобы помочь региону более эффективно конкурировать за посетителей. Создание и поддержание имиджа Лори не только как места для посещения, но и как места для жизни, ведения бизнеса и инвестиций;
· Разработка туристических продуктов — Стимулировать разработку инновационных туристических продуктов, которые в меньшей степени зависят от сезона, направлены на расширение диапазона возможностей, поощрение деловой активности и повышение прибыльности;
· Развитие потенциала и знаний с целью повышения квалификации и возможностей трудоустройства человеческих ресурсов, установление стандартов качества и безопасности).
DMO Лори участвовала в нескольких проектах сотрудничества DMO, финансируемых проектами USAID EGDE и USAID Моя Армения. В 2021 году в Армению был организован обменный визит армяно-грузинских DMO, а также встреча грузино-армянских DMO для регионального сотрудничества и межрегиональные семинары по планированию в Грузии, оба расположены недалеко от грузино-армянского приграничного региона. Можете ли вы поразмышлять над дискуссиями на обеих встречах и какие основные выводы были сделаны?
Встречи между армяно-грузинскими DMO были организованы для понимания и выделения возможных направлений сотрудничества. Чтобы принять это решение, в Армении и Грузии были организованы семинары для представления регионов, выявления общих интересов в сфере туризма и выбора нескольких тем, которые имеют потенциал для развития. Общими темами были следующие:
· Уровень страны паломничества
· Историко-культурный/религиозный
· Приключенческий туризм
· Гастрономия
· Фестивали
· Шелковый путь
В результате мы определили три темы, на которых следует сконцентрироваться во время пилотного проекта, который будет реализован шестью DMO: культура (экспериментальная), гастрономия и приключения. По результатам семинаров были разработаны предварительный план деятельности и идея проекта.
Определены основные аспекты будущего сотрудничества: исследование рынка и таргетинг, маркетинговое обеспечение и разработка продукта (контент/история, брендинг, тестирование, позиционирование, обеспечение качества и наращивание потенциала).
При финансировании USAID EDGE, DMO Лори от имени шести DMO Армении и Грузии (DMO Ширак, Лори, Вайоц Дзор, Сюник, Самцхе-Джавахети и Кахети) реализовал проект DMO «Межрегиональное сотрудничество: разработка и продвижение транснациональных туристических продуктов». В рамках проекта были разработаны три транснациональных туристических маршрута, соединяющих направления Грузии и Армении. Не могли бы вы рассказать нам немного больше о процессе и маршрутах, а также о том, какие возможности проект создал в обеих странах?
Проект реализуется одновременно в два отдельных этапа: разработка продукта и маркетинг и продвижение. Мероприятия были реализованы четырьмя армянскими и двумя грузинскими DMO. Проектом руководил ведущий DMO Лори, Армения. Этап разработки продукта включает следующее: исследование и технико-экономическое обоснование; разработка темы и маршрута; и тестовый тур (FAM trip). Этап «Маркетинг и продвижение» охватывает следующее: выбор целевого рынка; зонтичный брендинг; и маркетинг маршрутов.
Основным результатом проекта стала разработка и продвижение транснациональных тематических туристических маршрутов в Армению и Грузию и наоборот, путем объединения усилий армянских и грузинских DMO. В рамках проекта были разработаны и продвигаются три транснациональных тематических тура/маршрута с использованием богатой коллекции исторических, природных, культурных и нематериальных ценностей обеих стран. Проект способствовал развитию туризма за пределами крупных городов Армении и Грузии, что в будущем должно позволить периферийным регионам Армении и Грузии создавать достопримечательности и туристические продукты, которые были бы нежизнеспособны, если бы они осуществлялись в одиночку. Проект создал возможности для сотрудничества и расширил возможности региональных DMO, туроператоров, гидов, местных ассоциаций и организаций, а также малого и среднего бизнеса в соответствующих регионах обеих стран.
Проект оказал большое влияние на различные заинтересованные стороны в сфере туризма в Грузии и Армении. Во-первых, это был первый проект сотрудничества (такого масштаба) между грузинскими и армянскими DMO. Проект дал дополнительный шанс создать потенциал для DMO, а также для других заинтересованных сторон проекта (туроператоров, гидов, местных ассоциаций и организаций, а также МСП в секторе туризма).
Что наиболее важно, проект нарастил потенциал DMO для управления дестинацией: с помощью и под руководством экспертов были разработаны инструменты и методология картирования и оценки активов, которые будут использоваться всеми DMO в будущем. Проект способствовал развитию туризма за пределами крупных городов Армении и Грузии, что в будущем должно позволить периферийным регионам Армении и Грузии создавать достопримечательности и туристические продукты, которые были бы нежизнеспособны, если бы они осуществлялись в одиночку. Разработанные межрегиональные туры позволят туристам из разных стран внести позитивные изменения на региональном уровне и уровне местных сообществ в Армении и Грузии.
Этот проект также поддерживал маркетинг и продвижение этих новых транснациональных туристических маршрутов и продуктов на Южном Кавказе. Определили ли вы какие-либо потенциальные зарубежные рынки и планируете ли вы какие-либо маркетинговые стратегии по привлечению иностранных туристов?
Существует два возможных подхода к определению целевых групп пользователей:
· Изучение того, что может предложить регион с точки зрения достопримечательностей, а затем поиск подходящих рынков для выхода на них.
· Оценить, какие конкретные виды туристической деятельности демонстрируют сильный потенциал роста или недопредставлены в регионе, а затем соответствующим образом адаптировать продукты.
Здесь предлагается комбинация обоих подходов. Начиная с потенциального списка туристических достопримечательностей, полученного в результате оценки предложения туризма, можно сделать первую оценку того, кого могут привлечь эти особенности (например, используя некоторые выводы предыдущих этапов в отношении типичных профилей посетителей, мотивов и интересов). ). Это обеспечит ориентацию для потенциального исследования рынка. На основе анализа, проведенного в предыдущих разделах, было предложено рассматривать следующие целевые рынки в качестве потенциальных исходных рынков, которые можно привлечь к региональному туристическому предложению:
· Внутренние рынки Армении и Грузии
· Российская Федерация
· Рынки ЕС
· Германия
· Франция
· Скандинавские страны
· Ближневосточный рынок
Выбор был предложен на основе следующих критериев :
· Близость
· Доступность
· Интерес к региональному предложению
Существуют прибыльные потенциальные рынки, такие как Китай, Южная Корея, США, однако мы предлагаем обратиться к этим рынкам во второй фазе Проекта, пока в на этом этапе основное внимание уделяется уже существующим рынкам для обеих стран («самые низкие висящие плоды»).
Чтобы обеспечить успешную работу маршрута, странам-участницам проекта рекомендуется использовать долгосрочное видение маркетинга и коммуникационную стратегию с упором на реализацию таких мероприятий, как:
· Общие базы данных для предоставления информации потребители и целевые сегменты по всему миру;
· Региональная фестивальная программа под новым брендом — событийный маркетинг имеет решающее значение для маркетинга современного туризма и считается ключом к развитию эмпирического туризма. Мероприятия являются важным маркетинговым инструментом и вызывают интерес и привлекают новых посетителей. На транснациональном уровне мероприятия имеют дополнительную функцию укрепления связей между партнерами;
· Участие в туристических ярмарках. Участие в ярмарках направлено на обеспечение видимости культурного маршрута и пункта назначения, который он охватывает. Ярмарки должны быть выбраны для потенциального участия на основе исследования рынка, в соответствии с маркетинговым планом и имеющимися данными о (потенциальном) туристическом спросе.
Дыхательный тест на SIBO и IMO
Когда бактерии, обычно встречающиеся в толстой кишке, попадают в тонкую кишку, пищеварительная система может вырабатывать избыточное количество водорода и/или метана, что может вызывать многие желудочно-кишечные симптомы, такие как вздутие живота, диарея, и/или запор. Это состояние исторически диагностировалось как избыточный бактериальный рост тонкой кишки (SIBO) и классифицировалось либо как SIBO, связанное с водородом, либо как SIBO, связанное с метаном. Тем не менее, новые руководящие принципы, определяющие различия между каждой классификацией, привели к реклассификации связанного с метаном SIBO как интестинального избыточного роста метаногена (IMO), поскольку метан в желудочно-кишечном тракте производится археями, которые на самом деле не являются бактериями.
Дыхательный тест на водород и метан на SIBO и IMO можно заказать с субстратом лактулозы или глюкозы. Также есть детские наборы.
О SIBO
О IMO
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ 101
ЗАКАЗАТЬ СЕЙЧАС
Дыхательный тест с трубкой SIBO & IMO 10
9 0004 (1) Инструкции по применениюВот список того, что входит в Набор для проверки дыхания IMO & SIBO:
(1) Форма запроса лаборатории
(1) Обернутая соломинка для сбора
(1) Пакет субстрата (глюкоза или лактулоза)
(10) Пробирки для сбора в вакуумной упаковке
(1) Карточка с этикетками для образцов с 10 этикетками
(1) Этикетка с предоплатой для возврата
(1) Пакеты из пузырчатой пленки для упаковки образцов
Пациенты должны следовать инструкциям по применению в своем наборе для получения дополнительных инструкций по тестированию и обновленной информации о возврате. Пациенты также могут связаться со специальной службой поддержки клиентов CDI по телефону 888-258-59.66 или по адресу [email protected] с вопросами или проблемами.
Инструктивное руководство
Видеоинструкция
CDI подаст иск от имени пациента в коммерческую страховую компанию, Medicare или Tricare. Страховка может покрывать некоторые или все тесты в зависимости от страхового плана и льгот пациента. В случае, если страховая компания пациента отказывает в страховом возмещении, или если пациент не оплатил франшизу или имеет сострахование или доплату, или если по какой-либо причине страховка не покрывает полную стоимость теста, пациент несет ответственность за оплату CDI за полученные продукты и услуги.
CDI не принимает никакие планы Medicaid : поэтому любой пациент Medicaid, проходящий тест, будет нести полную стоимость теста. CDI предлагает удобные планы оплаты и программы финансовых трудностей для соответствующих критериям пациентов. Пациенты могут внести предоплату чеком, отправленным вместе с набором, или кредитной картой. Максимальная наличная стоимость одного теста составляет 199 долларов США для пациентов, которые своевременно платят в соответствии с политиками и программами выставления счетов для пациентов CDI. Для получения обновленного списка внутрисетевых провайдеров, , пожалуйста, посетите www.commdx.com/insurance .
Если вы хотите узнать, какую сумму покроет ваша страховая компания, прежде чем сдавать тест, вы обязаны связаться со своей страховой компанией. Обязательно сообщите своему страховому провайдеру, что CDI находится вне сети, и предоставьте следующие коды:
- Код CPT: 91065 x 2 единицы
- Идентификационный номер налогоплательщика: 47-4725769
- NPI №: 1831625342
Показания и применение: Данное устройство предназначено для сбора образцов дыхания человека для помощи в диагностике избыточного бактериального роста в тонкой кишке (SIBO).
Противопоказания: Пациенты с известной аллергией на лактулозу не должны проходить этот тест с использованием субстрата лактулозы. Пациенты с низким содержанием галактозы должны обсудить это со своим лечащим врачом перед сдачей этого теста. Пациентам с диабетом не следует использовать дыхательный тест SIBO и IMO из-за количества всасываемого сахара и необходимости голодания. Пациентам следует обсудить это со своим лечащим врачом перед употреблением субстрата.
Меры предосторожности: Пациенты с пищевой аллергией должны принять меры предосторожности перед проведением этого теста, поскольку большинство субстратов не имеют маркировки пищевой аллергии. Немедленно обратитесь за медицинской помощью, если у вас есть признаки возможной аллергической реакции: крапивница; затрудненное дыхание; отек лица, губ, языка или горла.
- Что в комплекте?
(1) Инструкция по применению
Вот список того, что входит в комплект для проверки дыхания на ИМО и SIBO:
(1) Форма заявки на лабораторное исследование
(1) Обернутая соломинка для сбора
(1) Пакет субстрата (глюкоза или лактулоза)
(10) Пробирки для сбора в вакуумной упаковке
(1) Карточка с этикетками для образцов с 10 этикетками
(1) Этикетка с предоплатой для возврата
(1) Пакеты из пузырчатой пленки для упаковки образцов
- Инструкции по использованию
Пациенты должны следовать инструкциям по применению в своем наборе для получения дополнительных инструкций по тестированию и обновленной информации о доставке. Пациенты также могут обращаться в специальную службу поддержки клиентов CDI по телефону 888-258-5966 или по электронной почте [email protected] с вопросами или проблемами.
Руководство по эксплуатации
Видеоинструкция
- Выставление счетов и страхование
CDI подаст иск от имени пациента в коммерческую страховую компанию, Medicare или Tricare. Страховка может покрывать некоторые или все тесты в зависимости от страхового плана и льгот пациента. В случае, если страховая компания пациента отказывает в страховом возмещении, или если пациент не оплатил франшизу или имеет сострахование или доплату, или если по какой-либо причине страховка не покрывает полную стоимость теста, пациент несет ответственность за оплату CDI за полученные продукты и услуги.
CDI не принимает никакие планы Medicaid : поэтому любой пациент Medicaid, проходящий тест, будет нести полную стоимость теста. CDI предлагает удобные планы оплаты и программы финансовых трудностей для соответствующих критериям пациентов. Пациенты могут внести предоплату чеком, отправленным вместе с набором, или кредитной картой. Максимальная наличная стоимость одного теста составляет 199 долларов США для пациентов, которые своевременно платят в соответствии с политиками и программами выставления счетов для пациентов CDI. Для получения обновленного списка внутрисетевых провайдеров, , пожалуйста, посетите www.commdx.com/insurance .
Если вы хотите узнать, какую сумму покроет ваша страховая компания, прежде чем сдавать тест, вы обязаны связаться со своей страховой компанией. Обязательно сообщите своему страховому провайдеру, что CDI находится вне сети, и предоставьте следующие коды:
- Код CPT: 91065 x 2 единицы
- Идентификационный номер налогоплательщика: 47-4725769
- NPI №: 1831625342
- Дополнительная информация
Показания и применение: Данное устройство предназначено для сбора образцов дыхания человека для диагностики избыточного бактериального роста в тонкой кишке (SIBO).
Противопоказания: Пациенты с известной аллергией на лактулозу не должны проходить этот тест с использованием субстрата лактулозы. Пациенты с низким содержанием галактозы должны обсудить это со своим лечащим врачом перед сдачей этого теста. Пациентам с диабетом не следует использовать дыхательный тест SIBO и IMO из-за количества всасываемого сахара и необходимости голодания. Пациентам следует обсудить это со своим лечащим врачом перед употреблением субстрата.
Меры предосторожности: Пациенты с пищевой аллергией должны принять меры предосторожности перед проведением этого теста, поскольку большинство субстратов не имеют маркировки пищевой аллергии. Немедленно обратитесь за медицинской помощью, если у вас есть признаки возможной аллергической реакции: крапивница; затрудненное дыхание; отек лица, губ, языка или горла.