Доказательства того что есть бог: Боже! Ты есть? Пять доказательств существования Бога и три ответа на вопрос, почему это так важно

Содержание

Карл Саган отвечает человеку, который считает себя Христом

Американец Норман Блум считает себя Иисусом Христом во втором пришествии, доказывая это числовыми совпадениями в Библии и астрономии. Его теория — одно из тысяч упражнений в арифметике, обещающих объяснить мироустройство несложным делением в столбик. За всю историю у науки не вышло опровергнуть существование Бога, что не отменяет необходимости развенчивать абсурдные доказательства того, что он есть, считает известный американский астроном и лауреат Пулитцеровской премии Карл Саган. T&P публикует отрывок главы из его книги «Мозг Брока. О науке, космосе и человеке» — пособие о том, как отвечать людям, которые слишком увлекаются совпадениями.

Изобретение без изобретателя

[Французский энциклопедист] Дидро как-то посещал русский двор по приглашению Императрицы. Он разглагольствовал очень вольно и живо проповедовал атеизм молодым членам двора. Императрицу это позабавило, но некоторые ее советники предложили остановить эти богохульные речи. Императрица не хотела приказывать гостю замолчать, поэтому был придуман следующий план. Дидро сообщили, что ученый математик может посредством алгебры продемонстрировать существование Бога и готов сделать это перед всем двором, если он желает это услышать. Дидро с радостью согласился: хотя имя математика не было названо, это был Эйлер. Он подошел к Дидро и произнес серьезно, совершенно убежденным тоном: Monsieur, (a + bn) / n = x, donc Dieu existe; répondez! [Месье, (a + bn) / n = x, следовательно, Бог существует; отвечайте!]. Дидро, для которого алгебра была не понятнее древнееврейского, пришел в полное замешательство, а окружающие начали над ним смеяться. Он сразу же попросил разрешения вернуться во Францию, кое и было дано.

Огастес де Морган. «Сумма парадоксов». (1872)

«Мозг Брока. О науке, космосе и человеке»

На протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки привести рациональные аргументы, чтобы убедить скептиков в существовании Бога или богов. Но большинство теологов утверждают, что конечная реальность божественных существ — это вопрос чистой веры, она недоступна рациональному толкованию. Святой Ансельм утверждал, что, поскольку мы можем представить совершенное существо, оно должно существовать, потому что оно не было бы совершенным без дополнительного совершенства реальности. Этот так называемый онтологический аргумент более или менее сразу же подвергся критике по двум причинам:

1. Можем ли мы представить абсолютно совершенное существо?

2. Разве очевидно, что совершенство усиливается реальностью?

Современному уху такие религиозные аргументы кажутся просто словами и определениями и не касаются действительности.

Более знакомый аргумент заключается в разумном замысле — подходе, который проникает глубоко в вопросы фундаментальной научной проблематики. Этот аргумент прекрасно сформулировал Дэвид Юм: «Посмотрите вокруг: рассмотрите мир в целом и каждую его часть; вы обнаружите, что он — всего лишь один большой механизм, разделенный на бесконечное число меньших механизмов… Все эти различные механизмы, даже их самые мелкие части, подогнаны друг к другу с точностью, приводящей в восхищение всех людей, которые когда-либо их рассматривали. Любопытное соответствие средств и целей во всей природе точно напоминает, хотя намного превосходит, человеческую изобретательность, замысел, мысли, мудрость и ум. Поскольку следствия напоминают друг друга, можно сделать вывод, по всем правилам аналогии, что причины также сходятся и что Создатель природы — нечто похожее на разум человека, хотя обладает гораздо большими способностями, учитывая грандиозность работы, которую он выполнил».

Юм затем продолжает подвергать этот аргумент, так же как Иммануил Кант после него, резкой и обоснованной критике, несмотря на которую аргумент о разумном замысле продолжал быть очень популярным, как, например, в работах Уильяма Пейли в начале XIX столетия. Типичный пассаж Пейли гласит: «Не может быть замысла без его создателя, изобретения без изобретателя, порядка без отбора, системы без того, кто может систематизировать, содействия и соответствия цели без того, кто мог бы поставить цель, средств, подходящих для достижения цели, выполняющих свое предназначение и достигающих этой цели, без постановки цели или средств, приспособленных под нее. Порядок, расположение частей, пригодность средств для достижения цели и соответствие используемых инструментов указывают на присутствие ума и разума».

Только с развитием современной науки, особенно с появлением блестяще сформулированной теории эволюции посредством естественного отбора, выдвинутой Чарльзом Дарвином и Альфредом Уоллесом в 1859 г., эти, на первый взгляд, правдоподобные аргументы были неизбежно опровергнуты.

Конечно же, невозможно опровергнуть существование Бога, особенно достаточно незаметного Бога. Но не оспаривать неадекватные аргументы в пользу существования Бога не пойдет на благо ни науке, ни религии.

Более того, дебаты по таким вопросам забавны и по меньшей мере тренируют ум для полезной работы. Сейчас мало ведется подобного рода дискуссий, вероятно, потому, что новые аргументы в пользу существования Бога, которые можно вообще понять, чрезвычайно редки. Одну из последних современных версий теории разумного замысла любезно прислал мне ее автор, возможно, чтобы получить конструктивную критику.

© hateplow

Новый мир Нормана Блума

Американец Норман Блум замечает в Библии и повседневной жизни числовые совпадения, которые другие бы посчитали бессмысленными. Но таких совпадений так много, что Блум верит, что за ними может стоять только невидимый разум, и тот факт, что никто другой не способен найти или оценить такие совпадения, убеждает Блума, что он был избран, чтобы обнаружить присутствие Бога. Блум постоянно посещает некоторые научные собрания, где он пламенно обращается к спешащим, поглощенным своими мыслями толпам, переходящим от секции к секции. Типичное обращение Блума: «И хотя вы и отвергаете меня, и отрицаете меня, и смеетесь надо мной, НИКТО НЕ ПРИДЕТ, КАК ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ МЕНЯ. На то будет моя воля, потому что я создал вас из ничего. Вы — Создание Моих Рук. И я завершу Мое Созидание и Достигну Моей Цели, которую я поставил изначально. Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ. Я — ГОСПОДЬ, ТВОЙ ИСТИННЫЙ БОГ». Он более чем скромен, и традиция использовать заглавные буквы полностью его.

Блум издал очаровательную брошюру, которая утверждает: «Весь профессорско-преподавательский состав Принстонского университета (включая служащих, деканов и заведующих кафедрами, перечисленных здесь) согласился, что не может ни опровергнуть, ни указать на ошибочность доказательств, приведенных в книге «Новый Мир», вышедшей в сентябре 1974 г. Эти люди признают 1 июня 1975 г., что они принимают в качестве доказанной истины «НЕОПРОВЕРЖИМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ВЕЧНЫЙ РАЗУМ И РУКА НАПРАВЛЯЛИ И КОНТРОЛИРОВАЛИ ИСТОРИЮ МИРА В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ТЫСЯЧ ЛЕТ»». При более внимательном прочтении оказывается, что, несмотря на то что Блум раздал свои доказательства более тысячи сотрудникам Принстонского университета и предложил дать 1000 долларов первому, кто опровергнет его доказательства, он не получил никакого ответа. Через полгода он пришел к выводу, что, поскольку Принстон не ответил, Принстон поверил. Размышляя о поведении членов профессорско-преподавательского состава университета, я пришел к альтернативному объяснению. В любом случае я не думаю, что отсутствие ответа подтверждает аргументы Блума.

Принстон явно был не одинок в недоброжелательном отношении к Блуму: «Да, бесчисленное количество раз меня преследовала полиция за то, что я принес вам в дар свое писание… Разве профессора университета не должны обладать зрелостью суждения и мудростью, чтобы быть способными прочитать написанное и самим определить ценность его содержания? Разве им нужна ПОЛИЦИЯ КОНТРОЛЯ МЫСЛЕЙ, которая будет указывать, что они должны или не должны читать или думать? Но даже на факультете астрономии Гарвардского университета меня преследовала полиция за то, что я читал лекцию о Новом Мире, неопровержимом доказательстве, что система «Земля — Луна — Солнце» сформирована контролирующим разумом и рукой. Да, и МЕНЯ УГРОЖАЛИ ЗАБРАТЬ В ТЮРЬМУ, ЕСЛИ Я ОСМЕЛЮСЬ ЕЩЕ РАЗ ЗАМАРАТЬ КАМПУС ГАРВАРДА СВОИМ ПРИСУТСТВИЕМ… И ЭТО УНИВЕРСИТЕТ, НА ГЕРБЕ КОТОРОГО НАПИСАНО СЛОВО VERITAS: Истина. Ах, какие вы лицемеры и насмешники!».

Божественная арифметика

Предполагаемых доказательств много, и они различные, все включают числовые совпадения, которые, как считает Блум, не могут быть случайны. И по стилю, и по содержанию аргументы напоминают тексты комментариев к Талмуду и средневековое каббалистическое учение еврейского народа: например, угловой размер Луны или Солнца, как видно с Земли, составляет половину градуса. Это только 1 / 720 круга (360°) неба. Но 720 = 6! = 6 × 5 × 4 × 3 × 2 × 1. Следовательно, Бог существует. Это улучшенное доказательство Эйлера, предоставленное Дидро, но подход знакомый и проходит через всю историю религии. В 1658 г. Гаспар Шотт, иезуитский священник, объявил в своей Magia Universalis Naturae et Artîs, что число степеней благодати Девы Марии составляет 2256 = 228 ≈ 1,2 × 1077 (что, кстати, очень приблизительно равно числу элементарных частиц во Вселенной).

Другой аргумент Блума описан как «неоспоримое доказательство того, что Бог из Библии — это тот, кто направлял и контролировал историю мира в течение многих тысяч лет». Аргумент таков: согласно главам 5 и 11 «Книги Бытия» Авраам родился через 1948 лет после Адама, в то время когда отцу Авраама, Тераху, было семьдесят лет. Но Второй Храм был разрушен римлянами в 70 г. н. э., и государство Израиль было создано в 1948 г. Тяжело избавиться от впечатления, что в этом аргументе может быть какой-то изъян. В конце концов, «неоспоримое» — довольно сильное слово. Но этот аргумент отличается от версии святого Ансельма.

Однако центральным аргументом Блума, на котором основано все остальное, является установленное астрономическое совпадение, что 235 новолуний длятся ровно девятнадцать лет.

Отсюда: «Послушай, человечество, я говорю вам всем, в сущности, вы живете в часах. Часы отсчитывают совершенное время с точностью до одной секунды в день!… Как могут работать такие часы на небе, если там нет какого-то существа, обладающего восприятием и пониманием, которое, по плану и своей властью, могло создать те часы?».

© hateplow

Совпадения вселенной

Справедливый вопрос. Чтобы разобраться в нем, мы должны понимать, что в астрономии используется несколько разных типов года и месяца. Звездный (сидерический) год — это период, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца и занимает исходное положение относительно далеких звезд. Его продолжительность составляет 365,2564 суток. (Сутки, которые мы будем использовать, так же как и Норман Блум, — те, что астрономы называют «средние солнечные сутки».) Еще есть тропический год. Это период, за который Земля делает один оборот вокруг Солнца, завершая один цикл смены времен года; его продолжительность составляет 365,24219 сут. Тропический год не равен звездному из-за предварения равноденствий*, периодического постепенного смещения земной оси под воздействием гравитационных сил Солнца и Луны благодаря ее сплющенной у полюсов форме. И наконец, есть так называемый аномалистический год, состоящий из 365,2596 сут. Это интервал между двумя последовательными ближайшими подходами Земли к Солнцу; он не равен звездному году из-за постепенного сдвига эллиптической орбиты Земли в своей собственной плоскости под воздействием гравитационного поля ближайших планет.

Предварение равноденствий
Историческое название постепенного смещения точек весеннего и осеннего равноденствий по эклиптике навстречу видимому годичному движению Солнца. — Прим. ред.

Также существует несколько разных типов месяцев. Слово «месяц», конечно, происходит от «месяца» (Луны). Звездный (сидерический) месяц — это время, в течение которого Луна совершает один оборот вокруг Земли и занимает исходное положение относительно далеких звезд; его продолжительность составляет 27,32166 сут. Синодический месяц, который также называется лунным, — это время от новолуния до новолуния или от полнолуния до полнолуния. Его продолжительность составляет 29,530588 сут. Синодический месяц не равен звездному месяцу, потому что в ходе одного сидерического оборота Луны вокруг Земли система «Земля — Луна» в целом немного (примерно на одну тридцатую) смещается по орбите вокруг Солнца. Следовательно, угол, под которым Солнце освещает Луну, меняется с точки зрения земного наблюдателя. Плоскость орбиты Луны вокруг Солнца пересекает орбиту Земли вокруг Солнца в двух точках — напротив друг друга, — которые называются узлами орбиты Луны.

Узловой, или драконический месяц — это время, за которое Луна возвращается обратно от одного узла орбиты до того же узла; его продолжительность составляет 27,21222 сут. Эти узлы сдвигаются, составляя один видимый круг, за 18,6 года из-за воздействия гравитационного поля, преимущественно Солнца. Наконец, есть аномалистический месяц, составляющий 27,55455 сут., — это промежуток времени, за который Луна делает полный оборот вокруг Земли относительно ближайшей точки ее орбиты. Ниже приведена маленькая таблица этих различных определений года и месяца.

Типы года и месяца, система «Земля — Луна»

Годы
  • Звездный год — 365,2564 средних солнечных суток

  • Тропический год — 365,2564 средних солнечных суток

  • Аномалистический год — 365,2564 средних солнечных суток

Месяцы
  • Звездный месяц — 27,32166 сут.

  • Синодический месяц — 29,530588 сут.

  • Узловой, или драконический месяц — 27,21220 сут.

  • Аномалистический месяц — 27,55455 сут.

Итак, главное доказательство существования Бога Блума зависит от выбора типа года, который нужно умножить на 19 и затем разделить на один из типов месяца.

Поскольку звездный, тропический и аномалистический год близки по продолжительности, мы, соответственно, получаем одинаковый ответ, какой бы год ни выбрали. Но с месяцами все не так просто. Существует четыре разных типа месяца, и в каждом случае получается разный ответ. Если мы спросим, сколько синодических месяцев в девятнадцати звездных годах, мы получим ответ 253,00621, как и было заявлено; и именно близость этого результата к целому числу является основным положением доказательства Блума. Блум, конечно, не считает это совпадением.

Но если вместо этого мы бы спросили, сколько звездных месяцев в девятнадцати звездных годах, мы бы получили ответ 254,00622, узловых месяцев — 255,02795 и аномалистических месяцев — 251,85937 соответственно. Безусловно, правда, что синодический месяц — самый явный для невооруженного наблюдателя, но тем не менее у меня создается впечатление, что можно построить равно замысловатые теологические рассуждения и на числах 252, 254 или 255, как и на 235.

Сейчас мы должны спросить, откуда берется число 19 в этом доказательстве. Единственным обоснованием служит чудесный 19-й псалом Давида, который начинается так: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание» [В русском синодальном переводе это псалом 18. — Прим. ред.]. Цитата кажется вполне уместной, поскольку указывает на астрономические доказательства существования Бога. Но сам аргумент принимает за данность то, что с его помощью хотят доказать. Этот аргумент еще и не уникален. Рассмотрим, например, 11-й псалом, также написанный Давидом. В нем мы находим слова, которые могут тоже относиться к этому вопросу: «Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих» [В русском синодальном переводе это псалом 10.

 — Прим. ред.], после которых в следующем псалме видим: «сыны человеческие… ложь говорят». Итак, если мы спросим, сколько синодических месяцев в одиннадцати звездных годах (или 4017,8204 солнечных суток), мы получим ответ 136,05623. Таким образом, так же как есть связь между девятнадцатью годами и 235 новолуниями, есть связь между одиннадцатью годами и 136 новолуниями. Более того, известный британский астроном сэр Артур Эддингтон считал, что всю физику можно вывести из числа 136. (Я однажды высказал Блуму мнение, что с вышеупомянутыми сведениями и долей интеллектуальной стойкости можно таким же образом воссоздать всю боснийскую историю.) […]

Орбитальный период
Орбитальный период — время, за которое небесное тело совершает полный оборот вокруг внешнего центра тяжести, по отношению к которому оно является спутником. — Прим. ред.

Подобные числовые совпадения на самом деле встречаются во всей Солнечной системе. Соотношение периода вращения Меркурия вокруг своей оси и орбитального периода* составляет 3 к 2. Венере удается поворачиваться к Земле одной и той же стороной при максимальном приближении к ней на каждом обороте вокруг Солнца. Частица, которая находится между двумя главными кольцами Сатурна, в так называемой щели Кассини [Другое название — деление Кассини. — Прим. ред.], оборачивается вокруг Сатурна за период времени, вдвое меньший периода обращения Мимаса, его второго спутника. Аналогично в астероидном поясе существуют пустые области, известные как люки Кирквуда, которые соответствуют несуществующим астероидам с периодами, составляющими половину периода обращения Юпитера, одну треть, две пятых, три пятых и так далее.

Орбитальный резонанс
Ситуация, при которой периоды обращения двух (или более) небесных тел соотносятся как небольшие натуральные числа. В результате, находясь в определенных точках своих орбит, эти тела периодически сближаются. — Прим. ред

Ни одно из этих числовых совпадений не доказывает существование Бога — или, если доказывает, это слабый аргумент, потому что эти эффекты вызваны резонансом. Например, астероид, который окажется в одном из люков Кирквуда, испытывает периодическое гравитационное воздействие Юпитера. Астероид два раза оборачивается вокруг Солнца, пока Юпитер проходит ровно один круг. При каждом обращении в одной и той же точке своей орбиты астероид притягивается Юпитером. Вскоре астероид выбрасывается с такой орбиты и освобождает ее. Такие простые целочисленные соотношения являются обычным следствием орбитального резонанса* в Солнечной системе. Это вид естественного отбора, вызываемого гравитационными возмущениями. Пройдет достаточно времени — а времени у Солнечной системы много, и число случаев такого резонанса неизбежно возрастет. […]

Шесть прямых обоснований существования Бога

Разве вы не хотите, чтобы хотя бы раз вам кто-то просто привел доказательства существования Бога?

Никакого «выкручивания рук» не будет. Не будет также утверждений типа «Вам просто нужно поверить». Мы просто сделаем попытку искренне предложить вам основания, подтверждающие существование Бога.

Однако, примите во внимание следующее. В случае, когда человек опровергает саму возможность существования Бога, любое доказательство может быть рационализировано и опровергнуто. Это все равно, что кто-то отказывается поверить, что люди были на луне. В данном случае, никакая информация не сможет изменить мнение человека. Следы астронавтов, ходившим по планете, интервью с самими астронавтами, лунные породы камней — все эти доказательства в данном случае не будут иметь ценности , потому что человек уже сделал для себя заключение, что люди не могут попасть на луну.

Когда речь заходит о возможности существования Бога, Библия говорит о том, что есть люди, которые видели достаточно доказательств, и тем ни менее, отвергают истину о Боге.1. С другой стороны, для тех, кто хочет знать, есть ли Бог, Он говорит: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами.»2.

Прежде чем вы начнете исследовать факты, связанные с существованием Бога, задайте себе вопрос: «Если Бог существует, захочу ли я знать Его?»

Итак, ниже приведены аргументы в пользу существования Бога…

1.

В течение всей истории человечества, во всех культурах мира, люди были уверены в существовании Бога.

Может ли кто-то со всей уверенностью утверждать, что все эти люди ошибались? Миллиарды людей, представляющих различные социологические, интеллектуальные, эмоциональные, образовательные круги …все они пришли к выводу, что существует Творец, Бог достойный поклонения. «Антропологические исследования свидетельствуют, что среди наиболее примитивных народов, проживающих в самых отдаленных местах, существует всеобщая вера в Бога. В ранних легендах и сказаниях народов мира, первоначальное понятие о Боге было связано с Богом-Творцом. Подлинный высший Бог жил тогда в сознании людей даже тех обществ, которые сегодня являются политеистическими.»3

2. Сложность организации нашей планеты указывает на существование Творца, который не только создал нашу Вселенную, но поддерживает ее существование сегодня.

Вероятно, можно было бы приводить бесконечное множество примеров, свидетельствующих о Божьем замысле.

Приведем лишь некоторые из них:

Земля… имеет совершенный размер. Размер земли и соответствующая сила тяготения удерживает тонкий слой преимущественно азота и кислорода, который распространяется лишь на 50 миль над поверхностью Земли. Если бы Земля была меньше, существование атмосферы на ней было бы невозможно, так как на планете Меркурий. Если бы Земля была больше, то ее атмосфера содержала бы свободный водород, как на Юпитере.4 Земля — это единственная известная нам планета, которая снабжена атмосферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной, животной и человеческой жизни.

Земля расположена на правильном расстоянии от солнца. Известно, что перепады температуры колеблются от -30 до 120 градусов по шкале Фаренгейта. Если бы Земля располагалась хоть немного дальше от солнца, мы бы замерзли. Если ближе, сгорели бы. Даже незначительное отклонение в положении Земли по отношению к солнцу сделало бы жизнь на Земле невозможной. Земля сохраняет данное идеальное расстояние от солнца, вращаясь при этом вокруг солнца на скорости около 67 000 миль в час.

К тому же, она вращается на своей оси, позволяя поверхности Земли достаточно прогреваться и охлаждаться каждый день.

Наша луна также имеет совершенный размер и удаленность от Земли при данном гравитационном притяжении. Луна создает необходимые приливы и отливы в океанических водах, так что океаны не приходят в стагнацию. В тоже время она препятствует распространению массивных океанических масс по континентам.5.

Вода… бесцветное, не имеющее вкуса и запаха вещество. Тем ни менее, ни одно живое существо не может без этого вещества выжить. Растения, животные и люди большей частью состоят из воды (вода составляет около 2/3 человеческого организма). Вполне понятно, почему характеристики воды уникально подходят для жизни: у воды необычно высокая температура кипения и замерзания. Вода позволяет нам жить при колебаниях в температуре, сохраняя при этом постоянную температуру тела 98.6 F (36.6 С).

Вода является уникальным растворителем. Если вы возьмете стакан воды и добавите в него стакан сахара, ничего не выльется через край стакана; вода просто впитает сахар. Это свойство воды позволяет тысячам химических веществ, минералов, а также питательных веществ проводится водой по всему телу, включая мельчайшее кровеносные сосуды.6

Вода также химически нейтральна. Без вмешательства в химический состав веществ, которые переносятся ею, она позволяет пище, лекарствам и минералам впитываться в организм и усваиваться им.

У воды уникальное поверхностное натяжение. Благодаря этому, сопротивляясь притяжению, вода способно двигаться вверх от корня растения, насыщая жизненно важной водой и питательными веществами даже самые высокие деревья до самого верха.

Замерзает вода сверху вниз, позволяя рыбе жить в воде в зимнее время.

97 процентов земной воды сосредоточено в океане. Однако, на нашей Земле есть система, которая удаляет соль из воды, а затем распространяет эту воду по всему земному шару. Соленая океаническая вода участвует в испарении, и формируются облака, которые легко движутся ветром и распространяют по земле необходимую для растительности, животных и людей пресную воду. Речь идет о глобальной системе круговорота воды в природе, которая поддерживает жизнь на этой планете, позволяя снова и снова использовать воду.

3. Сложносоставность человеческого мозга доказывает существование еще более разумного Творца, стоящего за этим.

Человеческий мозг… способен одновременно перерабатывать поразительный объем информации. Ваш мозг воспринимает все цвета и объекты, которые вы видите, температуру окружающей среды, давление ног на пол, звуки вокруг вас, сухость во рту. Ваш мозг регистрирует эмоциональные реакции, мысли и воспоминания. В то же самое время мозг контролирует протекающие в вашем теле процессы, такие как дыхание, движение век, чувство голода, движение мускул рук.

Человеческий мозг перерабатывает более миллиона сообщений в секунду.8. Ваш мозг взвешивает важность всей информации, отсеивая относительно маловажную. Мозг, который перерабатывает более миллиона единиц7 информации каждую секунду, одновременно оценивая ее важность и позволяя вам оперировать наиболее значимой для вас в данный момент информацией, … можем ли мы сказать, что такой поразительный орган возник по простой случайности?

Когда НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) организует космическую экспедицию, предполагается, что план был разработан не обезьяной, а знающими и разбирающимися людьми. Как же человек может объяснить существование человеческого мозга? Лишь разум, преобладающий над человеческим, был способен создать человеческий мозг.

4. Простая случайность — недостаточное объяснение.

Представьте себе гору Рашмор, на которой высечены образы Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Теодора Рузвельта. Вы бы когда-нибудь поверили, что эти образы появились там случайно? Даже если предположить наличие неопределенного времени, ветра, дождя и воли случая, сложно поверить, что что-либо подобное, связанное с историей, могло бы случайно сформироваться на плоскости горы. Здравый смысл подсказывает нам, что люди спланировали и умело высекли эти образы.

Эта статься затрагивает всего несколько поразительных аспектов нашего мира: положение Земли по отношению к солнцу, некоторые свойства воды, всего один орган человеческого тела. Могло ли хоть какое-то из этих явлений возникнуть случайно?

Известный астроном Сэр Фридерик Хойл показал насколько абсурдно с точки зрения математики случайное соединение аминокислот в человеческой клетке. Сэр Хойл проиллюстрировал маловероятность подобной случайности, приведя следующую аналогию. Какова вероятность, что торнадо пронесется над рынком старых вещей, на котором будут содержаться все запчасти Боинга 747, случайно сформирует самолет из этих частей и оставит его там, готовым к взлету. Вероятность этого настолько низка, что ее можно не принимать во внимание, даже если бы торнадо проносился над множеством свалок, которых хватило бы, чтобы заполнить вселенную!9

Задумываясь над сложностями устройства нашей жизни и вселенной, будет наиболее приемлемым считать, что любящий, обладающий разумом Творец обеспечил все необходимое для нашей жизни. Библия называет Бога автором жизни на Земле и тем, кто эту жизнь поддерживает.

5. Бог открыл Себя не только в том, что мы можем наблюдать в природе и в человеческой жизни.

Еще более ясно Он проявил Себя в Библии. Мы можем узнать Божьи мысли, его личность и отношения только, если Бог решает открыть их нам. Все остальное будет лишь человеческим предположением. Мы бы оказались в затруднительном положении, если бы Бог не желал, чтобы мы Его узнали. Но Бог хочет, чтобы мы знали Его, поэтому Он рассказал нам в Библии все, что нам необходимо знать о Его характере и отношении с Ним. Все это должно заставить нас серьезно задуматься о достоверности Библии.

В случае, когда человек опровергает саму возможность существования Бога, любое доказательство может быть рационализировано и опровергнуто. 

Археологические раскопки продолжают подтверждать, а не опровергать точность Библии. Например, археологические находки в северном Израиле в августе 1993 года подтвердили существование Царя Давида, автора многих Псалмов Библии.10. Свитки Мертвого Моря и другие археологические открытия доказывают историческую достоверность Библии.

Библия была написана с промежутком в более чем 1500 лет, 40 разными авторами, из разных мест и разных континентов, на трех различных языках, затрагивая различные вопросы в разные моменты истории. 11. Тем ни менее прослеживается поразительное постоянство Библейского текста. Во всей Библии поднимаются одни и те же темы:

  • Бог сотворил мир, в котором мы живем, Он также сотворил нас для общения с Ним.
  • Он глубоко любит нас.
  • Он свят, поэтому не может иметь отношений с грешными людьми.
  • Бог обеспечил способ прощения наших грехов.
  • Он предлагает нам получить Его спасение и установить с Ним отношения, которые будут продолжаться вечно.

Наряду с данной центральной темой, Библия открывает нам Божий характер. Псалом 144 можно считать типичным описанием Бога, Его мыслей и чувств по отношению к нам. Если вы хотите знать Бога, Он здесь для вас.

6. В отличие от всех остальных откровений Бога, Иисус Христос является самым ясным и конкретно выраженным образом Бога.

Почему Иисус? Рассмотрите основные религии мира и найдете, что Будда, Мухамед, Конфуций и Моисей называли себя учителями и пророками. Никто из них не приравнивал себя к Богу. Ко всеобщему удивлению, это было сделано Иисусом. Это и отличает Иисуса от всех остальных. Он сказал, что Бог существует, и что вы видите Его. И хотя Он говорил о Своем Небесном Отце, делал Он это, находясь не в положении разделения с Ним, но очень близкого единства, уникального для всего человечества. Иисус сказал, что любой, кто видел Его, видел Отца, любой, кто верит в Него, верит и в Отца.

Он произнес: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.»12. Он заявлял, что имеет качества, свойственные только Богу: способность прощать людям их грехи, освобождать их от греховных привычек, давать людям жизнь с избытком и вечную жизнь на Небесах. В отличие от других учителей, которые пытались привлечь внимание людей к своим словам, Иисус указывал людям на Себя. Он не говорил, «следуй моим словам и познаешь истину.».

Он сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»13.

Какое доказательство приводит Иисус для подтверждения своей божественной природы? Он делал то, что люди не могут делать. Иисус творил чудеса. Он исцелял людей…больных, калек, глухих, даже воскресил из мертвых несколько человек. Он имел власть над предметами…производил из воздуха еду, которой хватало для того, чтобы накормить несколько тысяч человек. Он творил чудеса над природой…ходил по поверхности озера, ради Своих друзей повелевал разыгравшейся буре прекратиться. Люди повсюду следовали за Иисусом, так как Он постоянно удовлетворял их нужды, делая невозможное. Он говорил так: если вы не хотите верить в то, что Я вам говорю, вам следует поверить в Меня хотя бы на основании тех чудес, которые вы видите.14.

Что открыл Иисус о личности Бога? Что нам открыто о Божьих мыслях, ожиданиях, чувствах по отношению к человечеству? Иисус Христос показал, что Бог нежен и любящ, Он знает о нашем эгоизме и недостатках. И тем ни менее, он глубоко желает иметь отношения с нами. Иисус открыл, что хотя Бог видит нас грешниками, заслуживающими Его наказания, Его любовь к нам взяла вверх, и Бог осуществил другой план. Бог решил послать Своего Сына принять наказание за наши грехи. Иисус добровольно принял этот план.

Иисуса мучили, избивая плетью с девятью острыми наконечниками. «Венец» с двухдюймовыми шипами вонзили Ему в голову. Затем они пригвоздили Его к кресту, вонзив в деревянный крест гвозди, которые прокололи Его руки и ноги. Учитывая все Его чудеса, эти гвозди не могли удержать Его на кресте; Его любовь к нам сделала это. Иисус умер за нас, ради того, чтобы мы получили прощение. Из всех религий, известных человечеству, только через Иисуса вы увидите, как Бог пытается достигнуть человечество, проложив путь для наших отношений с Ним. Иисус являет Божье сердце, исполненное любовью, отвечает на наши нужды и привлекает нас к Себе. Благодаря смерти Иисуса, мы можем иметь прощение, быть полностью принятыми Богом и искренне любимыми Им. Бог говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение.»15 Вот что значит Бог, в действии.

Самое убедительно доказательство того, что Иисус Бог, это очень внимательно исследованное чудо Христа — Его собственное воскресение из мертвых. Иисус сказал, что через три дня после Его погребения, Он воскреснет. На третий день после Его распятия камень весом практически в две тонны, находящийся около Его гробницы был отвален.16 Стража, состоящая из хорошо обученных Римских солдат, видела ослепительный свет и появление ангела. Гробница оказалась пустой, в ней осталось лишь одеяние, в которое было увернуто тело Христа при захоронении. В течение многих лет проводился правовой, исторический и логический анализ воскресения Христа. Наиболее вероятным выводом до сих пор остается воскресение Иисуса из мертвых.

Если вы хотите знать, существует ли Бог, проведите изучение личности Иисуса Христа. Нам сказано: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.»17

Хотите ли вы установить отношения с Богом и знать, что вы приняты Им?

Это решение должно быть только вашим, никакого принуждения здесь быть не может. Но если вы хотите получить Божье прощение и установить с Ним отношения, вы можете сделать это прямо сейчас, если попросите Его простить вас и войти в вашу жизнь. Иисус сказал, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему».18 В случае, если вы хотите сделать это, но не знаете, как изложить вашу мысль словами, следующие строки могут помочь вам. «Иисус, спасибо Тебе за то, что Ты умер за мои грехи. Ты знаешь мою жизнь, знаешь, что я нуждаюсь в прощении. Я прошу тебя простить меня прямо сейчас и войти в мою жизнь. Спасибо Тебе за то, что Ты желаешь отношений со мной. Аминь.»

Бог считает ваши отношения с Ним постоянными. Иисус Христос сказал обо всех, кто верует в Него: «Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.»19

Рассматривая все эти факты, человек может сделать вывод, что любящий Бог cуществует, и наши отношения с Ним могут быть близкими и личными.

Есть ли убедительные доказательства существования Бога?

HomeContent IndexGodThe Identity of God Proof of God

Вопрос

Ответ

Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что подразумевается под «окончательным» доказательством существования Бога. Можем ли мы протянуть руку и коснуться Бога или увидеть Его так же, как мы касаемся и видим людей? Нет. Но есть бесчисленное множество способов, с помощью которых можно с уверенностью узнать, что Бог действительно существует, что Он реален и Он тот, за кого себя выдает. Мы кратко рассмотрим три способа доказательства Его существования, используя как науку, так и Библию.

1. Доказательство существования Бога: Закон Причины и Следствия. Этот закон науки гласит, что каждая причина имеет свое следствие, и каждое следствие имеет свою причину. Этот закон лежит в основе всей науки. Таким образом, этот закон имеет отношение к происхождению неба и земли. На самом деле ученые согласны с тем, что Вселенная не существовала вечно, что у нее было начало в какой-то момент времени.

Теория относительности, которая почти повсеместно принята среди ученых, имеет определенные последствия для этого Закона Причины и Следствия. Во-первых, вселенная, определяемая как время, пространство, материя и физическая энергия, имела начало, что она не вечна. И именно с помощью уравнений Эйнштейна ученые могут проследить развитие Вселенной до самого ее происхождения, до того, что называется «событием сингулярности», когда она действительно возникла. Наука доказала, что у Вселенной действительно было начало. Это означает, что если Вселенная имела исходную точку в истории, то она, очевидно, начала свое существование, и у нее должна быть причина своего существования.

Следовательно, если вселенной нужна причина для своего возникновения, то эта причина должна быть за пределами вселенной — это время, пространство, материя и физическая энергия. Эта причина должна быть чем-то подобным тому, что христиане называют «Богом». Даже Ричард Докинз, вероятно, самый выдающийся сторонник атеизма в наше время, признал в журнальной статье TIME , что «может быть что-то невероятно грандиозное, непостижимое и за пределами нашего нынешнего понимания». Да, и это Бог!

Мы можем лучше всего резюмировать это космологическое свидетельство следующими утверждениями:
(1) Все, что начинает существовать, должно иметь причину своего существования.
(2) Вселенная начала существовать.
(3) Следовательно, вселенная должна иметь причину своего существования.
(4) Атрибуты причины вселенной (вневременность, существование вне пространства и т. д.) являются атрибутами Бога.
(5) Следовательно, причиной вселенной должен быть Бог (Бытие 1:1).

2. Доказательство существования Бога: Закон телеологии. Телеология — это изучение замысла или цели природных явлений. Этот закон науки по существу означает, что когда объект отражает цель, цель или замысел, он должен иметь создателя. Проще говоря, вещи не проектируют сами себя. Это относится и к вещам во вселенной, что доказывает, что у нее должен быть Творец.

Например, Земля на орбите вокруг Солнца отклоняется от прямой всего на одну девятую дюйма каждые 18 миль — очень прямая линия с точки зрения человека. Если бы орбита изменялась на одну десятую дюйма каждые 18 миль, она была бы намного больше, и мы все замерзли бы насмерть. Если бы он изменился на одну восьмую дюйма, мы бы сгорели. Внутри Солнце горит при температуре около 20 миллионов градусов по Цельсию. Если бы Земля была перенесена на 10% дальше, мы бы скоро замерзли насмерть. Если бы его передвинули на 10% ближе, мы бы превратились в пепел. Должны ли мы верить, что такая точность «только что произошла»? Подумайте об этом: солнце стоит в 93 миллиона миль от Земли, что оказалось в самый раз. Произошло ли это случайно или намеренно? Неудивительно, что псалмопевец намекает на Бога как на великого творца: «Небеса возвещают славу Божию; небеса возвещают дело рук его. . . . [Солнце] восходит на одном конце неба и делает свой оборот на другом» (Псалом 19:1, 6).

3. Доказательство существования Бога: Законы вероятности и сбывшиеся пророчества. В Библии есть 1093 пророчества, относящиеся к Иисусу и Его Церкви, и каждое из этих пророчеств исполнилось! Ветхий Завет содержит 48 пророчеств, относящихся к распятию Иисуса. При применении законов вероятности для расчета вероятности нескольких событий, происходящих в одно и то же время или почти одновременно, все вероятности должны быть перемножены. Например, если вероятность того, что одно событие произойдет случайно, равна 1 шансу из 5, а вероятность возникновения отдельного события равна 1 шансу из 10, то вероятность того, что оба события произойдут вместе или последовательно, равна 1 шансу из 5, умноженному на 1. в 10, что дает 1 в 50.

Принимая во внимание тот факт, что несколько разных пророков, живших в разных общинах на протяжении 1000 лет, предсказывали Христа за 500 лет до Его рождения, шансы на то, что эти пророчества не сбудутся, просто превосходят наше самое дикое понимание. Например, вероятность того, что один человек (Иисус) исполнит всего 8 приписываемых Ему пророчеств, составляет 1 к 10 в 17-й степени (это число 1 с 17 нулями).

Подумайте об этом: представьте, что весь штат Техас покрыт серебряными долларами на уровне двух футов в глубину. Количество серебряных долларов, необходимое для покрытия всего штата, равно 10 в 17-й степени. Отметьте один серебряный доллар знаком «X» и бросьте его с самолета. Затем хорошенько перемешайте все серебряные доллары по всему штату. Затем завяжите человеку глаза и скажите, что он может путешествовать, куда пожелает, в штате Техас. Затем где-то по пути он должен остановиться, дотянуться до двух футов серебряных долларов и вытащить один серебряный доллар, отмеченный знаком «Х». Каковы шансы, что он это сделает? Тот же самый шанс, что восемь пророчеств пророков исполнятся в одном человеке в будущем (на основе работы Питера У. Стоунера и Роберта К. Ньюмана в Наука говорит: научное доказательство точности пророчеств и Библии [Чикаго, Иллинойс: Moody Press, 1963, pg. 101-109].)

Библия со всеми ее исполнившимися пророчествами доказывает существование Бога. Через закон вероятности и математические шансы на исполнение пророчества мы можем с уверенностью знать, что существовал божественный Творец и Автор Библии. Тот же самый, кто сотворил вселенную. «Вы можете сказать себе: «Как мы можем знать, когда не было послания от Господа?» Если то, что пророк возвещает во имя Господа, не сбывается или не сбывается, то это слово, которое есть у Господа. не говорил. Тот пророк говорил самонадеянно» (Второзаконие 18:21-22).

Наконец, Бог, Творец вселенной и Автор нашего спасения, говорит нам: «Помните прежнее, то, что было давно; Я Бог, и нет другого; Я Бог, и нет подобного мне. Я возвещаю конец с самого начала, с древних времен, что еще предстоит. Я говорю: намерение мое будет стоять, и все, что пожелаю, сделаю» (Исайя 46:9-10).

Вернуться к:

Вопросы об апологетике

Есть ли убедительные доказательства существования Бога?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Есть ли доказательство рая и загробной жизни?

Если вы что-то не видите, существует ли это? Ответ довольно очевиден, если подумать о кислороде, гравитации или ветре снаружи. Но как насчет невидимых реальностей, которые нельзя измерить с научной точки зрения? Ну, для начала есть любовь, достоинство, справедливость и надежда.

Тогда может ли существовать духовный мир, который хотя и невидим, но также вполне реален? Это именно то, чему учит Библия 1 о небесах. 2

Не слепая вера

Хотя невозможно доказать существование рая так же, как вы доказываете существование своего родного города, это не означает автоматически, что это место вымышленное. 3 Безусловно, вера в небеса сводится к вере — не слепой или неразумной вере, но все же вере. Один библейский автор так определяет веру: «Вера — это уверенность в том, на что мы надеемся, и уверенность в том, чего мы не видим». 4

Христиане верят в рай, потому что верят в Библию, которая ясно говорит о рае. По общему признанию, мы часто жаждем чего-то более определенного, более поддающегося проверке, чем слова в книге. Однако апостол Петр говорит нам, что Писание — это откровение, «более полное подтверждение», чем даже сам Иисус в преображенной славе. 5

Это потрясающее утверждение. Петр говорит, что сама Библия является одним из самых убедительных «доказательств», которые Бог когда-либо давал нам. И действительно, хотя Писание не говорит нам всего, что мы хотели бы знать о небесах, оно сообщает нам все, что нам нужно знать.

Что такое рай?

Небо знакомо многим из нас, но что именно говорит Библия о небесах? Проще говоря, рай — это место, где живет Бог.

Это не значит, что Бога нет нигде; на самом деле, Писание ясно дает понять, что он присутствует повсюду. 6 Но небеса — это место, где уникально обитает его присутствие. 7 Это место нашего сокровища, 8 нашего гражданства, 9 нашего наследства, 10 и нашей надежды. 11

Возможно, вы заметили, что я постоянно использую слово «место». Это потому, что большинство христиан верят, что небеса — это не просто концепция или состояние ума; это реальное место. 12 В христианской традиции, когда последователи Иисуса умирают, хотя их тела остаются на земле, их души немедленно входят в присутствие Бога. 13

Это временная ситуация или «промежуточное состояние» до того дня, когда Иисус вернется, и их тела физически воскреснут и навсегда воссоединятся со своими душами. 14 И когда их тела воскреснут, эти новые тела будут нетленными, славными, могущественными и духовными. 15 Исчезнут любые недостатки.

Видите ли, конечная надежда христиан — не эвакуация с этой земли, а восстановление этой земли — искупленного мира. 16 Священные Писания рисуют картину неба в конкретных, материальных терминах: «новые небеса и новая земля». 17

Другими словами, христиане не верят, что мы будем парить в облаках с золотыми арфами и ангельскими крыльями. Мы будем бегать, и играть, и работать, и отдыхать, и петь, и смеяться, и упиваться бесконечными чудесами доброго и прекрасного Бога.

Так что можно говорить о вечности на «небесах», если мы помним, что это слово — всего лишь сокращение для новых небес и новой земли — мира вечной, постоянно растущей радости в присутствии Бога.

Библия говорит нам, что это будет невероятно прекрасно. 18 Действительно, «[Бог] отрет всякую слезу с их глаз. Не будет больше ни смерти, ни скорби, ни плача, ни боли». 19

Глубокие желания

В ветхозаветной книге Екклесиаста говорится, что Бог «вложил вечность в человеческое сердце». 20 Как люди, созданные по образу Божьему, мы являемся вечными существами с врожденным стремлением и способностью к вечной жизни. 21 Мы созданы, чтобы жить вечно.

Стремление человечества к нескончаемому счастью ненасытно и неоспоримо. Я думаю, мы все согласимся, что мы склонны хотеть немногого больше, чем наше собственное счастье. Задумайтесь на мгновение о всепроникающем беспокойстве и неудовлетворенности, которые мы часто чувствуем и наблюдаем даже среди самых успешных людей в мире. Вроде бы все есть, но чего-то все равно не хватает. Как это объяснить?

В эссе под названием «О сказках» Дж. Р. Р. Толкин размышляет о человеческой любви к фантастическим историям. 22 Даже когда мы знаем, что сказки не соответствуют действительности, нас все равно тянет к ним. Почему?

Толкин указывает, что в сказках есть элементы, которые неповторимым образом резонируют с нашей душой: героическое самопожертвование, выход за пределы времени, бегство от смерти, общение с нечеловеческими существами, победа добра над злом и любовь без разлуки (первая классический конец «долго и счастливо»). Такие истории затрагивают желания, которые реальная жизнь и реалистический вымысел не могут затронуть.

Хотя мы знаем, что ничто в этом мире не может удовлетворить наше желание того, что «слишком хорошо, чтобы быть правдой», тем не менее, такое стремление не оставит нас в покое. В глубине души у нас гложет надежда, что этот мир не такой, каким он должен быть, и не такой, каким он всегда будет. Перенося нас в миры вне нас, сказки пробуждают запрограммированные желания внутри нас. Они указывают на лежащую в основе реальность, которую мы врожденно ощущаем глубоко в своей душе.

Для последователей Иисуса красота заключается в том, что Евангелие — это не просто еще одна замечательная история, указывающая на эту лежащую в основе реальность; скорее Евангелие — это основная реальность, на которую указывают все остальные истории. Когда Иисус вернется, то, что всегда казалось неуловимым, далеким и слишком хорошим, чтобы быть правдой, станет нашей реальностью, окутывая наши переживания и наполняя нас радостью.

Как заметил пуританин Томас Брукс, «Ни Христа, ни небеса нельзя преувеличивать». 23 Невозможно переоценить чудо жизни с Богом.

Открытая дверь рая

Хотя ни вы, ни я не можем научно доказать существование небес — или, конечно, их несуществование, — это вполне правдоподобное убеждение. Достоверное свидетельство Священного Писания, а также неутолимые желания наших душ убедительно указывают на его реальность.

Наконец, христианская традиция ясно говорит о том, что мы должны помнить, что единственная причина, по которой мы можем попасть на небеса, заключается в том, что Бог покинул небеса, чтобы прийти к нам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *