Краткая характеристика метода опроса в психологии
В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.
Что это такое?
Опрос — это один из методов проведения психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:
- Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
- Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.
Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая характеристика метода опроса в психологии.
Существует несколько разновидностей данного метода:
- Стандартизированные — имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
- Нестандартизированные — не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.
После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.
Преимущества и недостатки
К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:
- Стандартизация — участникам исследования задают одинаковые вопросы.
- Простота — опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
- Возможность проведения тщательного анализа.
- Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.
Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток — это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.
Результаты анкетирования: способы исследования,…
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают…
Разновидности
Существует несколько видов метода опроса в психологии:
- анкетирование;
- метод лестницы — используется для маркетинговых исследований;
- свободный;
- устный;
- письменный;
- стандартизированный;
- интервью.
У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.
Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:
- опрос личный — вопросы задают при прямом контакте;
- дистанционный — участие исследователя необязательно.
Все более популярным становится интернет-опрос — это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.
Анкетирование
Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету — это специально составленный список вопросов. Общение с психологом — минимальное.
Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:
Метод интервьюирования. Виды, участники и принципы…
Получение интервью – процедура личного общения человека, проводящего опрос, и объекта, информация…
- индивидуальное;
- групповое;
- аудиторное;
- массовое.
По типу контакта со специалистом:
- очное;
- заочное.
Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.
Интервью
Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.
Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:
- Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
- Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
- Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.
Также оно может быть:
- предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
- основным — используется для сбора основной информации;
- контрольным — используют для проверки спорных результатов.
Интервью делят по количеству участников:
- индивидуальное;
- групповое;
- массовое.
Интервью является распространенным методом опроса в психологии.
Требования к проведению беседы
Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.
- Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
- Определить главные вопросы — интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
- Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
- Создание благоприятной атмосферы.
Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.
Тесты
Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:
- личностные — позволяют оценить личность человека;
- шкалы установок и стандартизированные анкеты — позволяют дать оценку интересам респондента;
- объективные тесты — позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
- ситуационные — направлены на оценку поведения человека;
- проективные тесты — позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.
Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других — допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.
Другие разновидности
Для опроса используют и социометрические методы, и балльную систему — их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.
Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.
Как правильно составлять вопросы
Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.
- Они должны быть логичными и отдельными.
- В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
- Они должны быть заданы в краткой форме.
- Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
- Вопросы должны быть конкретными.
- В вопросах не должно содержаться подсказок.
- Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
- Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.
Если все эти рекомендации соблюдены, то метод опроса позволяет получить нужную информацию.
Какие бывают вопросы
Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:
- Закрытые (структурированные) — ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
- Открытые (неструктурированные) — их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
- Субъективные — учитывается личное мнение респондента.
- Проективные — в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.
От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.
Причины неточности в исследовании
Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.
- Неполучение ответов — это делает выборку ответов более предвзятой.
- Ошибки в ответах — это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить результат опроса. Это повышает субъективность анализа полученной информации.
- Неточная формулировка вопроса.
- Неправильный подбор группы людей для исследования.
Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.
Области использования
Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.
Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.
Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.
Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.
для чего и как?. Проведение онлайн опросов, анкетирование
Одним из современных методов обработки различного рода информации является тестирование. Преимущество такого метода в том, что тесты и анкеты зачастую разработаны таким образом, что позволяют получить конкретные интересующие данные из всего объема сведений. Происходит это за счет использования в тестах стандартизированных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений.
Спектр использования тестирования настолько широк, что трудно озвучить области деятельности человека, в которых бы оно не применялось.
Так, например, кадровые агентства широко используют тестирование и анкетирование соискателей с самыми разными целями. Определить уровень подготовки и психологический настрой соискателя — тестирование, выяснить активность жизненной позиции соискателя, его стрессоустойчивость, нравственные качества — тестирование, расставить приоритеты, сопоставить желания и возможности соискателя — тестирование, установить соответствие соискателя заявленной компании — тестирование и т.д.
Более того, большинство работодателей прибегают к анкетированию как к методу, являющемуся альтернативой первоначальному собеседованию с соискателем. При этом значительно экономится время: по результатам тестирования (в анкете обычно содержатся вопросы, наиболее интересующие работодателя на момент знакомства с соискателем) отбираются подходящие кандидаты на вакансию, собеседование с ними проводится уже предметно.
Компании малого и среднего бизнеса применяют тестирование не только в сфере подбора персонала. С целью выбора оптимальной и грамотной стратегии развития, фирмы проводят маркетологические исследования, в которых также основным методом является тестирование. Используя различного рода анкеты, опросники, тесты, маркетологи определяют мнения клиентов компании о выпускаемом продукте, удовлетворенность клиента обслуживанием, выясняют преимущества и недостатки компании перед компаниями — конкурентами и т.п. Анкетирование даже сравнительно небольшой части постоянных клиентов позволяет получить данные о недостатках работы компании, увидеть явные и неявные просчеты, получить предложения об улучшении качества обслуживания. При грамотном применении анкеты, тесты и опросы могут стать эффективным инструментом в руках маркетолога и бизнесмена.
Пожалуй, наиболее известными областями применения тестирования являются педагогика и психология. Здесь с помощью теста не просто обобщается интересующая информация, а выясняется уровень знаний, подготовки студента (ученика, воспитанника). В ходе тестирования устанавливается, какая исходная информация успешно воспринята и понята студентами, а какая, наоборот, не усвоена, забыта. Кроме того, единый государственный экзамен, по результатам которого школьнику выставляется итоговая оценка и определяется возможность поступления в вуз, тоже проводится в виде теста.
Психологическое тестирование — исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов, может использоваться при диагностике психологического и психического состояния человека, при отборе на службу (военную и гражданскую), работу, для выполнения конкретных задач и т.д.
Очевидно, что использование тестов, анкет, опросников не ограничивается перечисленными случаями.
При всех плюсах такого метода обработки информации, существует явный недостаток — трудоемкость и рутинность составления самих анкет (тестов) и обработки результатов тестирования.
Однако и эта проблема сейчас довольно успешно решается современным способом — при использовании Интернета — это онлайн анкетирование (опрос, тестирование).
Полностью автоматизировать работу по созданию, размещению в Интернете анкеты или теста, а главное — обобщить результаты, представить статистику позволяет веб-сервис CreateSurvey.
Организация онлайн-опроса очень проста — необходимо только подобрать вопросы и варианты ответов (причем можно использовать уже имеющиеся шаблоны) и опубликовать на своем сайте, либо разослать респондентам. Результаты онлайн анкетирования, различные виды статистики могут быть доступны сразу по мере поступления ответов в режиме реального времени.
Онлайн опрос может быть организован абсолютно на любую тему — это могут быть и анкеты для кадровиков, маркетологов, социологов, психологов и педагогов, деятелей науки и т.д. Причем не требуется каких-то определенных умений или дополнительных знаний. CreateSurvey является продуктом российской компании, поэтому сервис организован на русском языке, удобен в обращении, позволяет максимально использовать интернет-возможности.
Гибкость, эффективность, скорость — вот лишь некоторые из многочисленных преимуществ электронных анкет, позволяющих успешно проводить различного рода тестирования.
Назад к содержанию
Преимущества и недостатки опросов
Преимущества и недостатки опросов- Написано Сьюзан Э. ДеФранцо
Каковы преимущества и недостатки опросов?
Опросы легко разрабатывать, особенно при использовании передовых программных решений для опросов, доступных сегодня. Многие исследователи поддаются искушению собирать большую часть данных онлайн; однако это не всегда предпочтительный способ сбора данных, особенно если респонденты находятся в труднодоступных районах. Независимо от того, использует ли исследователь онлайн-опрос, мобильный опрос, бумажный опрос или комбинацию всех способов, режим должен зависеть от типа исследования и демографических данных респондентов.
Онлайн-опросы и мобильные опросы, как правило, являются наиболее экономичными способами проведения опросов, однако они могут не охватить тех респондентов, которые могут отвечать только с помощью альтернативных способов. Результаты онлайн-опросов и мобильных опросов могут пострадать и сильно отличаться, если важные респонденты будут исключены из исследования. С труднодоступными респондентами может быть легче связаться, используя более традиционные методы, такие как бумажные опросы или личные интервью.
Усовершенствованные программные платформы для проведения опросов имеют многорежимные возможности для онлайн-опросов, мобильных опросов, опросов по электронной почте, бумажных опросов, киосковых опросов и т. д., что дает исследователям возможность опросить даже самых труднодоступных потребителей и анализировать данные всех опросов. режимы в совокупности.
Одной из проблем опросов является возможность связаться с респондентами. Однако опросы имеют ряд преимуществ и недостатков. Они следующие:
Преимущества
- Относительно простое управление
- Может быть разработан за меньшее время (по сравнению с другими методами сбора данных)
- Экономически эффективен, но стоимость зависит от режима съемки
- Можно администрировать удаленно через Интернет, мобильные устройства, почту, электронную почту, киоск или телефон.
- Дистанционное проведение может уменьшить или предотвратить географическую зависимость
- Возможность сбора данных от большого числа респондентов
- Можно задавать многочисленные вопросы по теме, что обеспечивает большую гибкость при анализе данных
- С помощью программного обеспечения для проведения опросов можно использовать передовые статистические методы для анализа данных опроса с целью определения достоверности, надежности и статистической значимости, включая возможность анализа нескольких переменных
- Можно собирать широкий спектр данных (например, отношения, мнения, убеждения, ценности, поведение, факты).
- Стандартизированные обследования относительно свободны от нескольких типов ошибок
Недостатки
Надежность данных опроса может зависеть от следующих факторов:
- Респондентам может не нравиться давать точные, честные ответы
- Респонденты могут чувствовать себя некомфортно, давая ответы, которые представляются в неблагоприятном ключе.
- Респонденты могут не до конца осознавать причины того или иного ответа из-за отсутствия памяти на эту тему или даже из-за скуки.
- Опросы с закрытыми вопросами могут иметь более низкий уровень достоверности, чем другие типы вопросов.
- Возможны ошибки данных из-за отсутствия ответов на вопросы. Количество респондентов, решивших ответить на вопрос опроса, может отличаться от числа тех, кто решил не отвечать, что создает предвзятость.
- Варианты ответов на вопросы опроса могут привести к нечетким данным, поскольку некоторые варианты ответов могут по-разному интерпретироваться респондентами. Например, вариант ответа «в некоторой степени согласен» может означать разные вещи для разных испытуемых и иметь свое значение для каждого отдельного респондента. Варианты ответа «да» или «нет» также могут быть проблематичными. Респонденты могут ответить «нет», если вариант «только один раз» недоступен.
- Индивидуальные опросы могут содержать определенные типы ошибок
Snap Survey Software
Если вы хотите создать опрос, Snap Survey Software — это гибкая и безопасная платформа для сбора и анализа данных. Вы можете создавать расширенные опросы, которые собирают надежные данные, и использовать расширенные функции анализа данных и отчетности для получения необходимой информации.
Похожие темы
Вас также может заинтересовать:
Готовы узнать, на что способна наша платформа для опросов? Нажмите ниже, чтобы начать.
(кредитная карта не требуется)
Преимущества и недостатки опросов
Среди различных методов сбора данных для исследовательских целей многие исследователи отдают предпочтение методу опросов из-за его различных преимуществ, сильных сторон и преимуществ. Однако опросы также имеют свои недостатки и слабые места, которые необходимо учитывать.
Откройте для себя еще 32 статьи по этой теме
Не пропустите эти связанные статьи:
- Шкалы ответов
- Пример — Анкета
- Обзоры и вопросники — Руководство
- Типы съемки
- Персональное интервью
. Опросы обеспечивают высокий уровень общей способности представлять большое население. Благодаря обычному огромному количеству людей, принявших участие в опросе, собираемые данные лучше описывают относительные характеристики генеральной совокупности, участвующей в исследовании. По сравнению с другими методами сбора данных опросы могут извлекать данные, близкие к точным характеристикам большей части населения.
2. Низкая стоимость
При проведении опросов Вам необходимо оплатить только изготовление опросных анкет. Если вам нужна большая выборка населения в целом, вы можете выделить поощрение в денежной или натуральной форме, которое может составлять всего 2 доллара на человека. С другой стороны, другие методы сбора данных, такие как фокус-группы и личные интервью, требуют от исследователей большей оплаты.
3. Удобный сбор данных
Опросы могут проводиться среди участников различными способами. Анкеты можно просто отправить по электронной почте или факсу, или их можно администрировать через Интернет. В настоящее время метод онлайн-опроса является наиболее популярным способом сбора данных от целевых участников. Помимо удобства сбора данных, исследователи могут собирать данные от людей со всего мира.
4. Хорошая статистическая значимость
Из-за высокой репрезентативности, обеспечиваемой методом опроса, часто легче найти статистически значимые результаты, чем другие методы сбора данных. Несколько переменных также могут быть эффективно проанализированы с помощью опросов.
5. Мало или совсем нет субъективности наблюдателя
Опросы идеально подходят для научных исследований, поскольку они дают всем участникам стандартизированный стимул. При такой высокой достоверности устраняются собственные предубеждения исследователя.
6. Точные результаты
Поскольку вопросы в опросе должны пройти тщательную проверку и стандартизацию, они дают единые определения для всех испытуемых, которые должны отвечать на вопросники. Таким образом, повышается точность измерения собранных данных.
Недостатки опросов
1. Негибкий дизайн
Опрос, который использовался исследователем с самого начала, а также метод его проведения, не могут быть изменены на протяжении всего процесса сбора данных. Хотя эту негибкость можно рассматривать как недостаток метода опроса, это также может быть его достоинством, учитывая тот факт, что в исследовании могут быть использованы как точность, так и справедливость.
2. Не подходит для спорных вопросов
Участники могут не дать точного ответа на вопросы, вызывающие разногласия, из-за вероятной трудности припоминания связанной с ними информации. Правда, стоящая за этими противоречиями, может быть раскрыта не так точно, как при использовании альтернативных методов сбора данных, таких как личные интервью и фокус-группы.
3. Возможная неуместность вопросов
Вопросы в опросах всегда стандартизируются перед тем, как задать их испытуемым. Таким образом, исследователь вынужден создавать вопросы, которые являются достаточно общими для охвата населения в целом. Однако эти общие вопросы могут не подходить для всех участников в той мере, в какой они должны быть.
Хорошим примером такой ситуации является проведение опроса, в котором основное внимание уделяется аффективным переменным или переменным, связанным с эмоциями.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляют ссылку/ссылку на эту страницу.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу.