Дух и душа. О нематериальных началах человека – Учительская газета
В христианской антропологии человек имеет тройственное строение (дух – душа – тело). Для наивно-языкового сознания указанную триаду заменяют две оппозиции: дух – плоть и душа – тело. Первые члены этих оппозиций (дух и душа) указывают на нематериальное начало в человеке, а вторые члены (плоть и тело) – на материальное начало. По-видимому, не случайно для нематериального начала человека в русском языке есть два слова дух и душа, ведь почти нет контекстов, в которых эти слова были бы взаимозаменимы – например, можно упасть духом (но не душою), но тяжело (легко, весело) может быть только на душе (не на духе). Если же в каком-то контексте можно употребить как то, так и другое слово, смысл кардинальным образом меняется – так, выражение в душе указывает на тайные мысли человека (ср. Она говорила: «Как я рада, что вы зашли», – а в душе думала: «Как это неуместно!»), а выражение в духе – на хорошее настроение человека (чаще это выражение употребляется с отрицанием – не в духе).
Дело, по-видимому, в том, что душа в наивно-языковом представлении воспринимается как своего рода невидимый орган, локализованный где-то в груди и «заведующий» внутренней жизнью человека. О том, что душа воспринимается почти как часть тела, как некий внутренний орган, свидетельствует и то, что с точки зрения языка она имеет «волокнистое» строение, состоит из фибр (ср. устойчивое выражение всеми фибрами души). Поэтому душа может болеть за кого-то (невозможно дух болит).Каждый человек обладает уникальною, неповторимою душою – сколько людей, столько душ, и поэтому людей удобно считать по душам. Именно такой способ счета и принят в России. Поэтому употребительное во многих западноевропейских языках латинское выражение per capita (буквально ‘на (одну) голову’) переводится на русский язык как на душу населения.
При этом душа воспринимается как некоторое вместилище внутренних состояний (именно тот факт, что душа концептуализуется как вместилище, дал Пастернаку возможность сказать о своей душе, что она стала усыпальницей замученных живьем и теперь стоит могильной урною, вмещающей их прах). Скрытые от посторонних мысли и чувства находятся в глубине этого вместилища (в душе или в глубине души), а те состояния, которые имеют внешние проявления или по крайней мере не противоречат таковым, находятся где-то на его поверхности (на душе). Поведать другому свои даже самые сокровенные мысли или чувства значит раскрыть душу, а нежелательное вмешательство в частную жизнь человека, приставания с целью выведать те мысли и чувства, которые он прячет от посторонних, описывается выражением лезть в душу. Если же неосторожным словом или поступком мы оскорбляем что-то, что человек бережно хранит в тайниках своей души, то мы плюем ему в душу.Во многих отношениях, поскольку речь идет о роли соответствующего органа во внутренней жизни человека, нематериальная душа подобна такому материальному органу, как сердце, и, напротив, имеет мало общего с человеческим духом. Дух вообще не концептуализуется как орган. Скорее, это некоторая нематериальная субстанция, которая не столько находится внутри человека, сколько окружает его и его душу, как своего рода ореол. Эта субстанция может проникать туда, где человек отсутствует физически, и оставаться там, откуда человек уже ушел, в виде своего рода воспоминания о нем. Чтоб духу твоего здесь не было! – говорят тому, кого не желают видеть в данном месте, и это означает гиперболический запрет не только физического присутствия, но и малейших нематериальных следов человека, желание уничтожить само воспоминание о нем.Поскольку дух является невесомой, летучей субстанцией, то человек может подниматься на большую высоту (в метафорическом смысле) именно при помощи духа (или, как говорят, воспарять духом). С другой стороны, человек может и упасть духом, и это означает, что он пришел в уныние, при котором достичь высот человеческого духа уже невозможно. Слово душа в стандартном употреблении не используется в контекстах подобного рода. Мы не можем ни воспарять душой, ни падать душой.
Правда, о сильно испугавшемся человеке говорят, что у него душа в пятки ушла. Здесь речь идет о том, что душа, охваченная страхом, переместилась не просто вниз, но, что важнее, из места своей постоянной локализации (из груди) в новое, неподходящее место. Дух не имеет постоянной локализации в теле человека, поэтому не имеют образной мотивации и не используются такие выражения, как дух ушел в пятки (или куда-либо еще). Точно так же о сильно встревоженном человеке говорят, что у него душа не на месте, дух же, не имея постоянной локализации, не может быть не на месте.Для души существенно не только местонахождение, но и положение: говоря о симпатиях и антипатиях человека, используют выражение душа лежит к кому-либо или чему-либо. Для духа расположение также важно, недаром говорят о хорошем или дурном расположении духа; но само выражение показывает, что речь идет не о том, что дух, находящийся внутри человека, как-либо расположен, а как бы о некоей субстанции, окружающей человека, который может пребывать в том или ином расположении духа.
Дух представляет собою именно субстанцию, он в отличие от души плохо поддается счету. Из этого вытекает целый ряд отличий в употреблении слов дух и душа. Если выражение ни души означает просто ‘никого’ (поскольку, как уже говорилось, людей обычно считают «по душам»), то ни духу используется лишь в таких устойчивых выражениях, как ни слуху ни духу, и означает отсутствие малейших вестей и даже воспоминания о человеке. Души в ситуации счета означает просто ‘люди’ (например, в выражении столько-то душ), и тогда душа выступает заместителем всего человека, включая тело; дух исключает тело, подчеркивает нематериальность, бесплотность, и поэтому духи означает ‘призраки’, ‘привидения’. Душа человека автономна и индивидуальна, тогда как человеческий дух существует прежде всего как часть некоторой межличностной субстанции, или, если использовать выражение из «Ракового корпуса», осколочек Мирового Духа. Приобщенность к данной межличностной субстанции позволяет человеку черпать из нее, и часто, для того чтобы предпринять какое-либо решительное действие, бывает необходимо набраться духу. Если же человек не сумел этого сделать, то можно сказать, что ему не хватило духу. Если душа человека формирует его личность, будучи вместилищем его сокровенных мыслей и чувств, то дух составляет его внутренний стержень. Поэтому в ситуации борьбы часто бывает важно сломить дух противника, после чего он утрачивает волю к победе или даже впадает в отчаяние. Не случайно боевая подготовка издавна – «от Саргона и Ассурбанипала до Вильгельма II», как говорил один персонаж из «Трех разговоров» Владимира Соловьева, – состояла в том, чтобы (опять пользуясь словами этого персонажа) «поддерживать и укреплять в своих войсках… боевой дух».
Для человека важно горение духа. Если дух угасает, это свидетельствует если не об отчаянии, то все же о некоторой потере энтузиазма. «Горение души» (выражение душа горит) – это нечто совсем другое; оно свидетельствует лишь об особого рода энтузиазме – о желании выпить. В критических ситуациях человеку бывает необходимо присутствие духа (но нельзя сказать: присутствие души: ведь душа у человека есть всегда, и притом как единое целое), и, прежде чем что-то предпринять, он часто должен собраться с духом (ср. также упоминавшиеся выражения набраться духа, не хватает духа). Роль души в человеческой деятельности иная. Не говорят набраться души или не хватило души. Существенно не наличие души у человека, а ее участие в конкретном действии: человек может вкладывать душу в какое-либо дело, делать его с душой (или без души).
Алексей ШМЕЛЕВ, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом культуры речи Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Душу человека творит Бог или она рождается от душ родителей? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В православном вероучении, как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Однозначного ответа на вопрос, откуда она берется, нет. В разные времена ученые богословы пытались его осмыслить, спорили друг с другом, но так и не пришли к единому мнению. Одно бесспорно: душа, как и все тварные создания, возникает при участии творческой силы Создателя видимого и невидимого миров.
Святые отцы по-разному видели участие Бога в происхождении души. Одни авторитетные богословы, к числу которых относятся Климент Александрийский и Иоанн Златоуст, считали, что Бог непосредственно творит каждую душу, в то время как другие выдающиеся мыслители и святые Церкви — Макарий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский полагали, что как организм ребенка происходит в результате соединения родительских клеток, так и его душа происходит от душ родителей при минимальном участии Творца. Эти отцы основывали свою гипотезу на тезисе, что Бог при творении Адама сотворил в его лице все человечество по слову Священного Писания:
Современные исследователи замечают, впрочем, что эти теории не столько противоречат, сколько восполняют друг друга. «Можно предположить, — пишет доктор теологии протоиерей Олег Давыденков, автор фундаментальной монографии “Догматическое богословие”, — что душу — саму духовную природу — человек получает от родителей, так же как и тело; но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия. Это и обусловливает неповторимость качественного сочетания духовных сил и способностей человека, ведь человек — это не просто повторение своих родителей или механическая комбинация свойств и качеств, которые встречались у его предков. Каждый человек — это неповторимая личность, новая форма образа Божия, новизна которой обусловлена непосредственным воздействием Бога».
Что касается вопроса о времени появления души, то в православном богословии наибольшее распространение получило мнение, что душа появляется в момент зачатия. С этим связано резкое неприятие и осуждение Церковью с древних времен практики искусственного прерывания беременности, которое приравнивается к убийству. «В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно», — говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
Одно из основополагающих свойств души — бессмертие. Человек принадлежит двум мирам одновременно — духовному и материальному. После смерти тела смерти душа не умирает и продолжает разумное бытие в духовном мире в ожидании всеобщего воскресения, когда все души вновь соединятся со своими телами. Но это неполноценное существование человека, потому что душа без тела — это не человек в полном смысле слова. Его бытие восстанавливается только после телесного воскресения.
| Читайте также:
Откуда берется душа?
Откуда берутся качества души?
Soul Man (1986) — IMDb
Videos1
Trailer 1:00
Watch Soul Man
Photos33
Top cast
C. Thomas Howell
- Mark Watson
Rae Dawn Chong
- Sarah Walker
Arye Gross
- Gordon Bloomfeld
Джеймс Эрл Джонс
- Профессор Бэнкс
- White Dunbar
- Whitne0004 Leslie Nielsen
- Mr. Dunbar
Ann Walker
- Mrs. Dunbar
James Sikking
- Bill Watson
- (as James B. Sikking)
Max Wright
- Dr. Aronson
Jeff Altman
- Ray McGrady
Julia Louis-Dreyfus
- Lisa Stimson
Maree Cheatham
- Mrs. Dorothy Watson
- (as Marie Cheatham)
Wallace Langham
- Barky Brewer
- (as Wally Ward)
Eric Schiff
- Booey Fraser
Ron Reagan
Mark Neely
- Brad Small
David Reynolds
- Ernie
- (в роли Дэйва Рейнольдса)
Вулф Перри
- Стив Майнер
- Кэрол Блэк
Весь актерский состав 90916
0016 - Производство, касса и многое другое по адресу Imdbpro
Подробнее, как это
Секретный поклонник
Летняя школа
Класс
Соул. Моя любовь
Попался!
Манекен
Шалость
Попутчик
Сюжетная линия
Знаете ли вы
- Бездельники
Примерно через пятнадцать минут после начала кадра Марк и Гордон едут по Массачусетскому авеню, рядом с Гарвардским проспектом в Кембридже. и вдруг они уже не на Массачусетс-авеню, а на Куинси-стрит, в паре кварталов отсюда. Затем, так же внезапно, они снова оказываются на Масс-авеню, снова проходя через Гарвард-сквер, как и прежде.
- Цитаты
Профессор Бэнкс: Вы узнали то, чему я не могу их научить. Вы узнали, каково это быть черным.
Отметка: Нет, сэр.
Профессор Бэнкс: Прошу прощения?
Марк: Я действительно не знаю, каково это, сэр. Если бы мне это не нравилось, я всегда мог уйти. Это не то же самое, сэр.
Профессор Бэнкс: Вы узнали гораздо больше, чем я думал.
Отзывы пользователей43
Обзор
Избранный обзор
5/
10
На момент публикации вызвал много споров
Белый Марк Уотсон (К. Томас Хауэлл) хочет поступить в Гарвардский университет, но его богатые родители не хотят за это платить. Отчаявшись попасть туда, он чернит кожу (не спрашивайте) и изображает из себя чернокожего, чтобы получить полную стипендию. Во время учебы в колледже чернокожим он встречает прекрасную Сару Уокер (Рэй Дон Чонг) и влюбляется. Он также бодается с профессором Бэнксом (Джеймс Эрл Джонс), который ожидает, что он справится лучше, чем кто-либо другой, потому что он черный.
Когда это было впервые выпущено, возникли разногласия. Некоторые люди (которые даже не видели фильм) назвали его расистским и потребовали его запретить. Это привело к тому, что другие люди (кто ТАКЖЕ никогда этого не видел) слишком хвалили его, в то время как другие разносили его на куски. Серьезно, если бы речь шла о черном мужчине, выдающем себя за белого, возникла бы такая проблема? Я так не думаю. Такая суета вокруг глупой комедии. Все предсказуемые шутки всплывают и делаются скучно. Фильм поставлен прямо, и Хауэлл выглядит довольно нелепо в роли чернокожего. Также Хауэлл ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пытается снять этот фильм, но терпит неудачу. Единственными яркими моментами являются Чонг и Джонс, которые великолепно справляются со своими ролями. Это представляет интерес только для того, чтобы увидеть, что люди считали спорным. Кстати, я видел это в кинотеатре в 19 году.86. Публика была белая и черная. В конце большинство чернокожих аплодировали! Это должно сказать вам, насколько это расистски.
helpful•22
25
- preppy-3
- Dec 2, 2010
Details
- Release date
- October 24, 1986 (United States)
- United States
- Английский
- Также известен как
- Самозванец
- Filming locations
- Harvard Square, Cambridge, Massachusetts, USA
- Production companies
- Balcor Film Investors
- Steve Tisch Company
- See more company credits at IMDbPro
Box office
- $ 27 820 000
- $ 4 422,179
- 26 октября 1986 г.
- $ 27,820 000
- $ 27 820 000
0
0
0
- 0017 See detailed box office info on IMDbPro
1 hour 44 minutes
- Dolby Stereo
- 1. 85 : 1
Technical specs
Related news
Contribute to this page
Предложить редактирование или добавить отсутствующий контент
Top Gap
Под каким названием был официально выпущен фильм Soul Man (1986) в Индии на английском языке?
Ответить
Пересматривая блэкфейсную комедию «Человек души»
Сегодня это кажется нелепым и немыслимым: комедия о богатом белом студенте, который так отчаянно хочет поступить в Гарвардскую юридическую школу, что притворяется черным, чтобы заработать стипендию после того, как его отец решил не платить за обучение.
Такова, однако, идея фильма 1986 года «Человек души», которому в октябре исполняется 35 лет.
В фильме К. Томас Хауэлл, кумир подростков 80-х, ранее снимался в фильмах «Чужие», «Инопланетянин». и «Красный рассвет» играет Марка Уотсона, который изображает из себя чернокожего, чтобы получить стипендию. Он проводит львиную долю фильма в блэкфейсе, попутно узнавая, каково это быть черным, влюбляясь в чернокожую студентку, которую играет Рэй Дон Чонг, которая, как он опустошен, обнаруживает, что получила бы стипендию, если бы это было так.
Сегодня это смехотворная и неприемлемая идея, но она появилась на большом экране в 1986 году с готовым проектом, который Чонг поддерживает по сей день.
«Я думаю, что мы бы никогда не смогли сделать это сегодня из-за блэкфейса, но это просто отличная история любви», — сказал Чонг СЕГОДНЯ о «Soul Man». Алами«Я очень, очень, очень, очень горжусь этим», — сказал Чонг СЕГОДНЯ. «Я люблю этот фильм. Это красиво. Я думаю, что это великолепный фильм. Я не чувствую ничего негативного в этом. Я думаю, что это абсолютно восхитительно и очень смешно».
Фильм, снятый Стивом Майнером по сценарию Кэрол Блэк, которая впоследствии создала «Чудесные годы» и «Эллен», вызвал споры, которые, по словам Чонг, нанесли ущерб его кассовым сборам, хотя она считает, что фильм не расистский.
«Я недавно посмотрела фильм, и он был просто мечтательным, и мне нравится сообщение», — сказала она.
Марк Уотсон из Howell сделал все возможное, чтобы убедить всех, что он был черным в «Человеке души». Есть повторяющаяся шутка, в которой двое студентов смеются над шутками о стереотипах чернокожих. Марк ловит их несколько раз на протяжении всего фильма, и когда они извиняются, заметив его рядом с собой, он становится все более взволнованным ими. Сначала он пожимает плечами. В конце фильма он бьет обоих мужчин.Шутка должна быть о других несправедливых представлениях белых людей о чернокожих, вновь подчеркнутых в сцене (с участием тогдашнего сына президента Рейгана, Рона), когда два капитана спорят о том, кто получит Марка в свою команду во время пикап баскетбольной игры, где они неправильно произносят его имя, вместо более черных «Маркус» и «Вашингтон». Затем все игроки контужены, когда обнаруживают, что Марк воняет в баскетболе, разрушая стереотип.
«А как еще вы собираетесь что-то узнавать, если не будете ходить в чужих ботинках, понимаете?» — спросил Чонг.
«Человек души» вышел в том же году, когда известный темнокожий режиссер Спайк Ли ворвался на сцену с «Она должна это иметь» и за пять лет до того, как Джон Синглтон дебютировал с «Парнями в капюшоне».
«Это было как раз в тот момент, когда появились другие чернокожие режиссеры и начали снимать больше черного контента, — сказал Чонг. Многие режиссеры, которые могли бы снять такой фильм, как «Человек души», увидели, что другие парни приходят и снимают фильмы, и сказали: «Отлично, нам не нужно беспокоиться об этом содержании».0005 «Черная история в Америке, геноцид и геноцид, и еще больше пыток и геноцида, над этим нельзя шутить», — сказал Чонг СЕГОДНЯ. «Это все равно, что быть немцем и шутить об отравлении газом. На самом деле вы не можете этого сделать». Сам Ли раскритиковал фильм.
«Посмотрите, какие фильмы сейчас снимает Голливуд, например, этот ужасный «Человек души» о белом ребенке, выдающем себя за черного, чтобы поступить в юридическую школу», — сказал он Los Angeles Times в августе 1986 года, до того, как фильм был выпущен. .
«Этот фильм — просто атака на позитивные действия, вот и все… Карта этой девушки (Чонг) была отозвана из сестричества за то, что она снялась в этом дурацком фильме!» он сказал.
Чонг, которая сказала, что однажды загнала Ли в угол на церемонии награждения, считает, что он был не в духе.
Чонг и Хауэлл стали парой после «Человека души» и в итоге поженились на год. ,» она сказала. «И это был один из способов привлечь к себе внимание — нападать на людей и унижать их, что было очень грустно, если честно, потому что он талантлив. Ему не нужно было этого делать».Ли был едва ли одинок в своем пренебрежении к «Человеку души». Тогдашний президент NAACP Бенджамин Хукс назвал комедию «дешево сделанной, циничной точкой зрения на участие чернокожих в американской жизни».
Отделение NAACP в Лос-Анджелесе также было критически настроено.
Мелора Хардин, прославившаяся в «Офисе», сыграла студента, захваченного Ватсоном, думая, что он Блэк. Коллекция Эвереттахорошее время и деньги, чтобы увидеть это сомнительное кинопроизводство», — говорится в сообщении от 19 октября.86 заявление.
Хотя «Человек души» запомнился щекотливой темой, которая не выдерживает критики или считается неприемлемой, в нем также было показано то, что Чонг называет «великой историей любви» между персонажами Чонга и Хауэлла.
Актеры, которые в реальной жизни будут женаты в течение года, были в центре романтики, готовой для большого экрана.«Я думаю, что это классическая романтическая комедия, и в ней есть замечательная комедийная платформа или основа», — сказал Чонг. «Всегда существуют правила костяка хорошей комедии, костяка хорошей романтической комедии, и я думаю, что «Человек души» — один из лучших фильмов той эпохи. Я думаю, что мы смогли запечатлеть обе вещи хорошо, и немного жаль из-за расовых вещей, потому что они как бы поливали водой вечеринку, которая происходила».
«Человек души» имел скромный кассовый успех, заработав почти 28 миллионов долларов. Это фильм, который вызывает множество эмоций и, возможно, не имеет места в современном мире.
«Я не думаю, что это можно было бы сделать сейчас, что немного грустно, потому что я не чувствовал, что создатели фильма были бесчувственными, когда я снимал фильм», — сказал Чонг.