Разница между «там стоят два мужчины», «двое мужчин зашли» и «двое мужчин зашло»
Вопрос: Помогите объяснить разницу между «там стоят два мужчины», «двое мужчин зашли» и «двое мужчин зашло». Спасибо!
Ответ: Оба варианта написания и произношения являются правильными, но в литературном языке существует разграничение употребления того или иного слова. «Два» — количественное числительное, «двое» — собирательное числительное. По правилам русского языка, если речь о женщинах, девушках и девочках, употребляются количественные числительные две, три, четыре и т.д.: две женщины, три девушки, четыре девочки. Если же речь о мужчинах, юношах и мальчиках, их уже будет двое, трое, четверо. Сказать: «Иду я по парку, а навстречу мне три мужчины» абсолютно невозможно. Хоть слово мужчина (как и юноша) по форме напоминает слово женщина, оно – мужского рода – значит, навстречу идут трое мужчин (хорошо бы, с добрыми намерениями…). Итак, мужчин и юношей не может быть два, три, четыре. А вот мальчиков может быть и два, и двое. Собирательные числительные идут в ход и тогда, когда имеются в виду вообще люди или дети: вот по улице, например, идут двое или двое прохожих (двое мужчин, две женщины или мужчина и женщина – не суть важно), а за ними – четверо ребят (опять-таки это могут быть и мальчишки, и девчонки, или и те, и другие).
Если мы имеем дело с сочетанием трое сирот, нельзя сразу сказать, кто имеется в виду: мальчики или девочки (могут быть и те, и другие, или, например, двое мальчиков и одна девочка), если же упомянуты три сироты – речь однозначно о девочках, лишившихся родителей.
Есть случаи, когда можно сказать и так, и этак: два друга и двое друзей. В первом словосочетании смысловой акцент – на личностях, это два конкретных человека, которые дружат, во втором – скорее на том, что их объединяет.
Не рекомендуется употреблять собирательные числительные, если речь идет о людях, занимающих относительно высокое положение. Например, на кафедре может быть два профессора (но не двое профессоров), а в каком-нибудь воинском подразделении – три генерала (но не трое генералов).
Количественные числительные и в этом случае позволяют сделать акцент на личности, на ее достижениях, а собирательные – «понижают статус» соответствующего лица (ср. двое преподавателей, трое военных – здесь акцент скорее на социальной группе).В живом русском языке эти правила часто игнорируются, поэтому в основном применяется более благозвучный вариант.
Теперь давайте разбираться с формой глагола. Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т.
Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.
На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.
В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество. Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).
Катерина Кичина, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ.
грамотная речь — Почему нельзя говорить «два мужчины»?
Из нижеперечисленных правильным будет вариант:
Можно и так, и так
Двое мужчин
Два мужчины
(Источник)
«Правильный» ответ выделен.
Почему правильным будет только вариант двое мужчин? Может быть, словосочетание два мужчины все-таки вполне хорошо звучит?
- грамотная-речь
- грамматика
- числительные
- одушевленность
4
Практическая стилистика рекомендует употребление собирательных числительных с существительными мужского рода, имеющими окончание -а: двое мужчин, трое юношей. Видимо, из-за того, что склонение на -а — это склонение в основном слов женского рода, собирательное числительное сразу укажет на мужской пол. Объясняют и чисто звучанием, якобы неблагозвучно сочетание «два мужчины». Но может быть, просто непривычно, а не неблагозвучно?
В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не «двое профессоров», «трое генералов»). В отдельных учебниках указывается, что собирательные числительные не рекомендуются в книжных стилях, поэтому они не сочетаются с книжными словами. Но мне кажется, это из области политкорректности: генералы и профессора — «штучный товар», уважаемые личности, о них не говорят как о совокупности, каждый важен сам по себе.
http://www.evartist.narod.ru/text1/59.htm
Предпочтительно употребление собирательных числительных:
2) с существительными мужского рода, имеющими окончание -а: двое мужчин, трое юношей.
Два мужчины звучат не очень хорошо, так как в единственном числе сущ. м.р. мужчина по грамматике не отличается от сущ. ж. рода
Соответственно, сочетание два мужчины, три мужчины воспринимается негативно. Окончание Ы/И Р.п. в ед.ч воспринимается как указание на ж. род для сущ. м. рода, которые в большинстве случаев имеют окончание А/Я (два мальчика). В этом и заключается неблагозвучность.
Сравнить: пять женщин, пять мужчин. Нулевое окончание в форме мн. числа уже не указывает на род, поэтому эти сочетания разрешены правилами.
7
Зарегистрируйтесь или войдите
Регистрация через GoogleРегистрация через Facebook
Регистрация через почту
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки
Browse LanguageTool Rules: 5940 совпадений для английского
Каталонский Голландский Английский Французский Немецкий польский португальский Русский испанский украинец Другие языки.
Это ошибки, которые LanguageTool может обнаружить. Посетите домашнюю страницу LanguageTool, чтобы использовать его в Интернете или загрузить бесплатно.
— все категории — Академическое письмо Заглавные буквы Коллокации Часто путаемые слова Составление Творческое письмо Грамматика Разное Нестандартные фразы Простой английский язык Возможные опечатки Пунктуация Излишние фразы Повторы (стиль) Семантика Стиль Анализ текста Типографика Верхний / нижний регистр Википедия 010 Описание12345678910. .594Далее
LanguageTool 6.2-SNAPSHOT (2023-04-30 20:33:02 +0000)
«Двое мужчин прибывают в деревню», Зэди Смит
Аудио доступноПослушайте это рассказ
Аудио: Зэди Смит читает.
Иногда верхом, иногда пешком, на машине или мотоцикле, иногда на танке, далеко отклонившись от основной фаланги, а то и сверху, на вертолетах. Но если мы посмотрим на максимально широкую картину, на самый длинный вид, мы должны признать, что они пришли большей частью пешком, и поэтому, по крайней мере, в этом смысле наш пример показателен; на самом деле, в нем есть совершенство притчи. Двое мужчин приходят в деревню пешком, и всегда в деревню, а не в город. Если двое мужчин прибудут в город, они, очевидно, прибудут с большим количеством людей и гораздо большим количеством припасов — это простой здравый смысл. Но когда двое мужчин прибывают в деревню, их единственными инструментами могут быть их собственные темные или светлые руки, в зависимости от того, хотя чаще всего в этих руках у них будет какое-то лезвие, копье, длинный меч, кинжал, кинжал. нож, мачете или просто пара старых ржавых бритв. Иногда пистолет. Это зависело и продолжает зависеть. Что мы можем сказать с уверенностью, так это то, что когда эти двое мужчин прибыли в деревню, мы сразу же заметили их, на горизонте, где длинная дорога, ведущая в следующую деревню, встречается с заходящим солнцем. И мы поняли, что они имели в виду, придя в это время. Закат исторически был хорошим временем для двух мужчин, куда бы они ни прибыли, потому что на закате мы все еще вместе: женщины только что вернулись из пустыни, или с ферм, или из городских учреждений, или из ледяной горы, дети играют в пыли рядом с курами или в общем саду возле возвышающегося многоквартирного дома, мальчики лежат в тени деревьев кешью, ища спасения от ужасной жары — если они не в гораздо более холодной стране, метят нижнюю часть железнодорожного моста — и, что, пожалуй, важнее всего, девочки-подростки стоят перед своими хижинами или домами, в джинсах, сари, вуалях или мини-юбках из лайкры, убирают, готовят еду или перемалывают мясо или текстовые сообщения на своих телефонах. В зависимости. И трудоспособные мужчины еще не вернулись оттуда, где они были.
Ночь тоже имеет свои преимущества, и никто не может отрицать, что двое мужчин прибыли посреди ночи на лошадях, или босиком, или прижавшись друг к другу на скутере Suzuki, или едут на угнанном правительственном джипе. , тем самым воспользовавшись элементом неожиданности. Но темнота также имеет свои недостатки, и поскольку двое мужчин всегда прибывают в деревни и никогда в города, если они приходят ночью, их почти всегда встречает абсолютная тьма, независимо от того, где в мире или в их долгой истории вы можете встретить их. . И в такой темноте ты не можешь точно знать, за чью лодыжку ты держишься: за старуху, за жену или за девушку в первом приливе юности.
Само собой разумеется, что один из мужчин высок, довольно красив — по-вульгарному — немного тусклый и злобный, а другой — ниже ростом, с лаской и лукавым лицом. Этот невысокий, хитрый человек облокотился на щит кока-колы, обозначавший въезд в деревню, и поднял руку в дружеском приветствии, а его спутник взял маленькую палочку, которую он до этого момента жевал, и бросил ее на пол. землю и улыбнулась. С таким же успехом они могли бы опереться на фонарный столб и жевать жвачку, и запах борща мог быть в воздухе, но у нас в деревне борщи не варят — мы едим кус-кус и моллюск, и это был запах в воздухе. , кафель, запах которого мы и по сей день с трудом переносим, потому что он напоминает нам о том дне, когда двое мужчин прибыли в деревню.
Высокий поднял руку в дружеском приветствии. В этот момент двоюродная сестра жены вождя, которая случайно переходила длинную дорогу, ведущую в следующую деревню, почувствовала, что у нее нет другого выбора, кроме как остановиться напротив высокого человека с его мачете, сверкающим на солнце, и поднять ее. руку, хотя вся ее рука тряслась при этом.
Двое мужчин любят приходить таким образом, с более или менее дружеским приветствием, и это может напомнить нам о том факте, что все люди, независимо от того, что они делают, очень любят, чтобы их любили, даже если это только ради примерно за час до того, как их начнут бояться или ненавидеть — или, может быть, лучше сказать, что им нравится, когда страх, который они внушают, заквашивается другими вещами, такими как желание или любопытство, даже если, в конечном счете, страх всегда большую часть того, что они хотят. Для них готовят еду. Мы предлагаем приготовить им еду или же они требуют ее, в зависимости от того. В другое время на четырнадцатом этаже заброшенного многоквартирного дома, покрытого снегом, в котором вертикально живет деревня, двое мужчин втиснутся на семейный диван перед своим телевизором и будут смотреть передачи нового правительства, нового правительства. они только что установились путем переворота, и двое мужчин будут смеяться над своим новым лидером, маршируя взад и вперед по плацу в этой дурацкой шляпе, и, смеясь, будут держать за плечо старшую девочку, смотрящую телевизор, в якобы товарищеском образом, но слишком сильно, в то время как она плачет. («Разве мы не друзья?» — спросит ее высокий тускловатый мужчина. «Разве мы здесь все не друзья?»)
Это один из способов, которым они прибыли, хотя сюда они не прибыли, у нас здесь нет телевизоров и нет снега, и мы никогда не жили над уровнем земли. И все же эффект был тот же: жуткая тишина и предвкушение. Другая девушка, помоложе, принесла тарелки с едой для двоих мужчин или, как принято в нашей деревне, одну тарелку. «Это хорошее дерьмо!» — сказал высокий красивый глупый, зачерпывая грязными пальцами моллюсков, а маленький хитрец с крысиной мордой сказал: «Ах, моя мать так делала, упокой господь ее дерьмовую старую душу!» И пока они ели, они качали по девушке на коленях, а пожилые женщины прижимались к стенам комплекса и плакали.
После еды и питья — если это деревня, в которой разрешен алкоголь — двое мужчин прогуляются, чтобы посмотреть, что можно увидеть. Это время воровства. Двое мужчин всегда будут воровать вещи, хотя по какой-то причине они не любят использовать это слово, и когда они тянутся к твоим часам, или сигаретам, или кошельку, или телефону, или дочери, низкий, в частности, будет говорить такие торжественные вещи, как «Спасибо за ваш подарок» или «Мы ценим жертву, которую вы приносите ради общего дела», хотя это рассмешит высокого и, таким образом, разрушит весь тот достойный эффект, которого пытался добиться низкий. В какой-то момент, пока они переходят из дома в дом, взяв с собой все, что им заблагорассудится, смелый мальчик выскочит из-за маминых юбок и попытается одолеть невысокого хитрого человечка. В нашей деревне этому мальчику было четырнадцать лет, и мы все звали его Королем-лягушкой, потому что однажды, когда ему было четыре или пять лет, кто-то спросил его, кто в нашей деревне самый сильный, и он указал на к большой уродливой жабе во дворе и сказал: «Его, король-лягушка», а на вопрос, почему объяснил: «Потому что даже мой отец его боится!» В четырнадцать лет он был смелым, но безрассудным, поэтому его широкобедрая мать решила засунуть его за юбку, как младенца. Но есть такая вещь, как физическая храбрость, настоящая, настойчивая, очень трудно объяснимая, существующая в крошечных карманах здесь, там и повсюду, и хотя почти всегда бесполезная, ее все же трудно забыть, увидев однажды. оно — как очень красивое лицо или гигантский горный хребет, оно как-то ограничивает ваши собственные надежды на себя — и, почувствовав это, может быть, высокий тусклый поднял свое блестящее мачете и тем же плавным, но непринужденным движением которым можно было бы оторвать головку от цветка, отделила мальчика от его жизни.
Как только проливается кровь, особенно такое количество крови, нисходит какая-то дикость, кровавый хаос, в котором, кажется, мгновенно растворяются все формальные жесты приветствия, еды и угрозы. В этот момент обычно пьют больше, и что странно, старики в деревне, которые, хотя и являются мужчинами, не имеют защиты, теперь часто сами хватаются за бутылки, напиваются и плачут, потому что вам нужна смелость, а не только для того, чтобы устроить кровавый хаос, но и сидеть и смотреть, как это происходит. Но женщины! Как же мы гордимся, оглядываясь назад, нашими женщинами, которые стояли в строю, связав руки одна с другой, в кольце вокруг наших девушек, а высокий тусклый мужчина заволновался и сплюнул на пол: «Что не так с эти суки? Ожидание окончено. Еще немного, и я напьюсь!» — и низенький, хитрый гладил по лицу двоюродного брата жены вождя (жена вождя была в соседней деревне, в гостях у семьи) и говорил тихим, заговорщицким тоном о грядущих младенцах. революции. Мы понимаем, что женщины стояли так в древности у белого камня и у синего моря, а совсем недавно в деревнях бога-слона и во многих других местах, старых и новых. И все же было что-то особенно трогательное в беспричинной храбрости наших женщин в тот момент, хотя она и не могла удержать двух мужчин от прибытия в деревню и вытворить все, что в их силах, — этого никогда не было и никогда не будет, — и все же наступил тот краткий момент, когда высокий, тусклый казался запуганным и неуверенным, как будто женщина, которая сейчас плюнула в него, была его собственной матерью, которая прошла достаточно скоро, когда низкий хитрый пнул плюющую женщину в пах, и строй разорвался, и кровавого хаоса больше не было препятствие для его обычных планов.
На следующий день рассказ о случившемся пересказывается в частичных, обрывочных версиях, которые сильно меняются в зависимости от того, кто спрашивает: солдат, муж, женщина с блокнотом, болезненно любопытный гость из соседней деревни или жена вождя, вернувшаяся из комплекса своей невестки. Большинство уделяет большое внимание определенным вопросам: «Кем они были?» — Кто были эти люди? — Как их звали? — На каком языке они говорили? «Какие отметины были у них на руках и на лицах?» — но в нашей деревне нам очень повезло, что у нас нет закоснелых бюрократов, а есть жена вождя, которая, в конце концов, для нас больше вождь, чем вождь. когда-либо был. Она высокая, красивая, хитрая и смелая. Она верит в ga haramata , тот ветер, который дует здесь жарко, здесь холодно, зависимо, и которым все вдыхают — вы не можете не вдохнуть его — хотя лишь некоторые будут выдыхать в кровавом хаосе. Для нее такие люди становятся не чем иным, как ga haramata , они теряют себя, свои имена и лица и больше не могут претендовать на то, чтобы нести вихрь, они и есть этот ветер. Это конечно метафора. Но она этим живет. Она пошла прямо к девушкам и спросила их отчет и нашла того, кто, воодушевленный сочувственной манерой жены вождя, рассказал ее историю полностью, конец которой был самым странным, ибо маленький, хитрый думал, что сам влюбился, а потом, приложив свою потную голову к обнаженной груди этой девушки, сказал ей, что он тоже сирота, — хотя ему было тяжелее, ибо он был сиротой не несколько часов, а много лет, — и что у него есть имя и жизнь и что он не просто чудовище, а мальчик, который страдал, как страдают все мужчины, и видел ужас, и хотел теперь только иметь детей от этой девочки из нашей деревни, много мальчиков, сильных и красивых , и девушки тоже да, почему не девушки! И жить далеко не во всех селах и поселках, с этой армией детей, которые окружают и оберегают пару все дни.