Двойняшки и близнецы в чем разница: 9. Близнецы и двойняшки

Близнецы и двойняшки — в чём разница? Зачем шестиклассникам генетика и как изучать её в средней школе

Знакомство с генетикой по общеобразовательной программе начинается в 9-м классе. Но учитель биологии московской школы № 2120 Марина Душенко решила начать с 6-х классов, разработала для этого авторскую программу и рассказала о ней «Мелу».

В 9-м классе, когда в школе на уроках биологии начинают изучать генетику, старшеклассников сложно увлечь опытами Менделя с горохом, задачами про окраску томатов, арбузов, крупного рогатого скота и прочей сельскохозяйственной тематикой. Им интересно применять законы наследственности по отношению к себе, изучать, как наследуются разные признаки в их семье. Марина Душенко считает, что подходить к этой теме стоит, что называется, с козырей — рассказывать детям о действительно интересных им примерах наследования групп крови, генетических заболеваний, окраса шерсти у домашних животных и других внешних признаков.

Почему школьникам трудно дается генетика

Интересное наблюдение учителя: трудности с изучением и пониманием генетики часто случаются у школьников, которые не дружат с математикой. Если ученик не научился легко обращаться с цифрами, дробями, процентами, то он не сможет увидеть, например, соотношение чисел при расщеплении признаков у потомков, а значит, не сможет определить тип наследования признака и генотипы родителей.

Что еще нужно, чтобы понять законы генетики? Например, прокачанные навыки читательской грамотности. Дело в том, что вдумчиво прочитать и понять условия задачи (а они по генетике в один абзац не укладываются) могут далеко не все. Для современных школьников даже в старших классах осознанное чтение — это вообще один самых сложных предметов. А тут важно, прочитав текст, найти причинно-следственные связи, извлечь явную и скрытую информацию и правильно её интерпретировать.

Что уж говорить про молекулярную генетику, которая без владения такими инструментами, как математика и читательская грамотность, для учеников вообще дремучий лес, в дебри которого им даже заглянуть страшно.

Выделить ДНК из фруктов могут даже пятиклашки

Идея разработать программу дополнительного образования по генетике для 5–6-х классов у Марины Душенко возникла, когда она услышала интервью тренера сборной России по биологии, организатора Московской олимпиады школьников по генетике Виктории Лавреновой. Тренер сборной сказала, что начинать готовить детей к изучению генетики надо с 5–6-го класса, делая упор на строении клетки и процессах её жизнедеятельности.

Чтобы заинтересовать 10–11-летних детей генетикой, Марина Душенко включила интересные факты, забавные случаи из практики генетиков в криминалистике, палеонтологии, археологии, медицине. На практических занятиях дети учились делать микропрепараты растительных клеток, идентифицировать ядро клетки.

Особый интерес вызвали занятия по выделению ДНК из растительных клеток

Дети были в восторге: сами выбрали фрукты, из которых хотели выделить ДНК. Это были хорошо знакомые им яблоко, банан, киви, хурма, манго. Лучше всего получилось с бананом.

Занятия по генетике в классе Марины Душенко. Фото: пресс-служба школы № 2120

Оказалось, что современные шестиклассники в теме генетики достаточно подкованы: вопросы наследственности встречаются в детских изданиях, мультфильмах и передачах для детей. Ученики пришли на занятия, уже имея некоторые представления о генах и наследственности.

Детей больше всего интересовали следующие вопросы
  • В какой момент определяется пол будущего ребенка?
  • Чем отличаются близнецы от двойняшек?
  • Почему у трёхцветной кошки разные цвета шерсти не смешиваются, а распределены островками?
  • Опасны ли для человека ГМО?
  • Можно ли выделить ДНК из останков динозавра?

Чтобы отвечать на такие вопросы, в программу генетики для 9–10-х классов пришлось вносить существенные изменения — ведь объяснять эти темы надо было шестиклассникам. Так, в курсе допобразования появились I и II законы Менделя, закон наследования, сцепленного с полом, типом наследования: полное и неполное доминирование. Правда, до ди- и полигибридного скрещивания дело все-таки не дошло: эти темы достаточно сложные даже для старшеклассников.

Зато задачи на моногибридное скрещивание шестиклассники решали хорошо. Еще им понравилось изучать метод родословных: например, дети решали задачу, в которой была схема родословной с обозначенными членами семьи, у которых были определенные заболевания.

Изучив схему, дети правильно определили возможных носителей генов, ответственных за заболевание, тип наследования признака — не сцеплен с полом, полное доминирование, рецессивный аллель. И это была реальная задача из ЕГЭ.

Занятия по генетике в классе Марины Душенко. Фото: пресс-служба школы № 2120

Наибольший интерес у шестиклассников вызвал разбор сложных вопросов, связанных с определением типов наследования, генотипов родителей и потомков.

«Специалисты по генетике востребованы как никогда»

Генетика — точная наука, термины в ней нельзя заменить разговорным языком. Поэтому, разрабатывая программу для шестиклассников, педагогу пришлось ограничиться основными понятиями и пользоваться только ими, не нагружая детские головы лишними подробностями.

Если говорить о подходе, то самой эффективной в работе с этим возрастом оказалась игровая форма

Например, мозговой штурм, когда задача решается детьми совместно, а учитель только следит за направлением мысли. Можно также использовать мультфильмы, их много на иностранных ресурсах, заодно школьники осознают, что для получения новых знаний им пригодится английский язык.

В последнее время интерес к генетике, довольно молодой науке, растет, а специалисты в области генетических технологий востребованы как никогда. Шестиклассники, закончившие «генетический» курс, могут продолжить обучение в этой области, углубляя и расширяя свои знания, что позволит им сформировать хорошую базу для успешного участия в олимпиадах.

Фото на обложке: Jacob Lund / Shutterstock / Fotodom

Чем отличаются близнецы от двойняшек

Иногда в организме женщины зарождается две, а то и больше жизней. Разумеется, будущие родители бывают очень рады такому пополнению в семье, и вместе с тем у них возникает масса вопросов.

Чем отличаются близнецы от двойняшек 123RF/legion-media.ru

 

В медицине нет понятия близнецов и двойняшек. Чем отличаются близнецы от двойняшек простыми словами? Поясним. Для определения существуют научные понятия: дизиготные и монозиготные многоплодные беременности.

Дизиготная многоплодная беременность — результат оплодотворения двух и более яйцеклеток разными сперматозоидами. У каждого эмбриона формируется отдельная плацента и амниотическая полость. На свет появляются дети одного или разного пола.

У детей из двойни совпадает в среднем около половины генов — чаще порядка 40-60%. Двойняшки могут, как походить друг на друга, так и кардинально отличаться чертами лица, цветом волом и глаз, цветом кожи и телосложением. Дети их дизиготных близнецов могут обладать разными группами крови.

Монозиготная многоплодная беременность — результат оплодотворения одной яйцеклетки одним сперматозоидом и её последующего деления на две и более частей. В результате этого получаются близнецы с одинаковым наборов генов, следовательно, очень похожие друг на друга, с одинаковой группой крови, цветом глаз и т.д. Такие близнецы всегда одного пола, имеют одну группу крови, одинаковый цвет глаз, волос, форму и расположение зубов, кожный рельеф кончиков пальцев и, зачастую, очень схожие характеры и привычки.

Близнецами в народе принято называть именно однояйцевых близнецов, что подчеркивает их почти идентичную схожесть, а разнояйцевых — двойняшками.

Есть и третий вариант многоплодной беременности, в результате которой рождаются полуидентичные близнецы. Механизм образования такой беременности довольно сложен: созревшая яйцеклетка должна иметь «полярное тело», которая берет на себя роль еще одной яйцеклетки, которая может быть оплодотворена. Причем обе клетки могут быть оплодотворены как двумя, так и одним сперматозоидом. В другом варианте происходит оплодотворение одной яйцеклетки двумя сперматозоидами, если яйцеклетка успела поделиться до того момента, как шустрые мужские клетки до нее добрались. Именно такая сложная серия совпадений способна привести появлению на свет полуидентичных близнецов, которые при полной внешней схожести могут быть разного пола. Схожесть генотипа таких близнецов порядка 75%, ведь у детей полностью совпадают гены яйцеклетки матери и половина генов отца.

Факторы, которые повышают вероятность наступления многоплодной беременности

Рассмотрим факторы, которые повышают вероятность наступления многоплодной беременности.

  • Наследственность. Многоплодная беременность чаще встречается в семьях, где мать или отец, или оба супруга произошли из двойни. Также вероятность возникновения многоплодной беременности возрастает через поколение.
  • Множественная овуляция. Овуляция иногда происходит одновременно в двух яичниках. В одном яичнике может созревать два и более фолликула, а в одном фолликуле может быть несколько яйцеклеток. Это в 10 раз повышает вероятность рождения близнецов.
  • Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). В настоящее время число многоплодных беременностей возросло, конечно, и связано это с широким применением вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО, гиперстимуляции овуляции). Так, если частота возникновения многоплодной беременности без вмешательств составляет 1-2%, то при использовании вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) — до 40% .
  • Возраст мамы более 35 лет. У женщин 35-40 лет увеличивается секреция фолликулостимулирующего гормона, который способствует множественной овуляции.

Чем отличаются близнецы от двойняшек 123RF/legion-media.ru

Особенности многоплодной беременности

Объем циркулирующей крови возрастает  на 50-60%, повышается потребность в железе и фолиевой кислоте.

Рациональное питание — одно из главных условий благоприятного течения и исхода беременности. Важно соблюдать режим питания и правильно распределять продукты на каждый приём пищи. Мясо, рыбу, крупы необходимо включать в рацион завтрака и обеда. На ужин следует употреблять молочно-растительную пищу. Обильный приём пищи в вечернее время, соленая и острая пища не рекомендуется. Питание будущей мамы должно быть достаточно калорийным.

При многоплодной беременности женщины чаще жалуются на повышенную утомляемость, одышку, изжогу, запоры и расстройства мочеиспускания.

Возрастает количество проводимых ультразвуковых исследований у женщины. Это связано с риском преждевременных родов и невынашивания. Помимо скрининговых исследований, проводят цервикометрию (УЗИ с целью определения длины шейки матки), что позволяет выявить риск невынашивания.

При многоплодной беременности очень распространена истмико-цервикальная недостаточность (ИЦН). Она развивается значительно чаще, чем при одноплодной, особенно при наличии тройни и более, что связано с влиянием механического фактора (повышенное давление в полости матки и ее растяжение). Первая цервикометрия проводится на сроке 16 недель беременности. Профилактика преждевременных родов осуществляется ограничением активного образа жизни.

Пациентки с многоплодной беременностью требуют особого внимания на протяжении всего срока вынашивания малышей. В связи с этим им необходимо чаще посещать акушера-гинеколога чаще, который будет следить за состоянием здоровья женщины и физическим развитием ее будущих детей. Особое внимание следует обращать на функции сердечно-сосудистой системы и почек, а также на выявление ранних симптомов гестоза.

Образ близнецов эксплуатируется нещадно — в кино и книжках, Оля-Яло, Сыроежкин и Электроник, Зита и Гита, Рэм и Ромул, бесчисленные рекламные ролики, Ералаш и многое другое. Представьте себе, какого внимания удостаиваются такие люди!

Близнецов изучают ученые, особенно любят биологи и генетики (им правда надо), наука о близнецах называется гемеллология. У психологов есть целый раздел «психологии близнецов» и это очень интересно, ведь совершенно точно существуют близнецовые особенности поведения и т.д. Все знают о связи между близнецами, одинаковом восприятии, способностях чувствовать друг друга на расстоянии и т.д.

Интересно! Разные народы относились к появлению двойни по-разному. В некоторых африканских племенах рождение двух и более детей считалось проклятием и в живых оставляли только первого младенца. Во многих европейских странах многоплодие окружалось ореолом мистики и суеверий, и несчастная мать обвинялась в сговоре с нечистой силой, либо в супружеской неверности.

А вот американские индейцы проявили себя миролюбивыми и добрыми народами. Они считали, что рождение нескольких детей — божественный знак, честь, оказанная племени. Близнецы окружались вниманием, заботой, а их родители удостаивались особых почестей.

В России культ близнецов существовал у жителей Крайнего Севера, причем имел свои особенности и был тесно связан с другим культом- родством человека и животных. Поскольку жизнь этих народов была тесно связана с тайгой, то ненцы, эвенки, ульчи и т.д. были убеждены, что отцом близнецов является «таежный человек» — медведь.

ЭКО-дети

С каждым годом частота многоплодной беременности росла в связи с активным внедрением методов вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) и подсадки больше 1 эмбриона.

Будут ли дети похожи как две капли воды, или отличаться, словно и не родные, — в любом случае не стоит забывать о том, что каждый ребенок — отдельная личность, со своими целями и желаниями.

 

Разница между близнецами и однояйцевыми близнецами

Автор: Оливия

Близнецы против однояйцевых близнецов
 

При одной беременности, если рождается два потомства, их называют близнецами. Близнецы бывают двух типов; Идентичный близнец и разнояйцевый близнец. Однояйцевые близнецы — это те, которые похожи как по генотипу, так и по фенотипу. Они похожи друг на друга. Однояйцевые близнецы рождаются из одной и той же зиготы, которая разделилась и образовала два эмбриона. Однако разнояйцевые близнецы рождаются, когда две яйцеклетки оплодотворяются двумя отдельными сперматозоидами. Они не похожи друг на друга. В случае разнояйцевых близнецов они могут быть близнецами мужского пола, близнецами женского пола или близнецами женского пола. Однако в случае однояйцевых близнецов, поскольку они развиваются из одной зиготы, это могут быть либо близнецы мужского пола, либо близнецы женского пола.

Близнецы

Близнецы рождаются, когда яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом и образовавшаяся таким образом зигота разделяется на две с образованием двух эмбрионов или когда две разные яйцеклетки оплодотворяются двумя разными сперматозоидами. Их называют однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами соответственно. Однояйцевые близнецы, развивающиеся из одной зиготы, сходны по своему генотипу и имеют полное сходство друг с другом. Они также одного пола. Разнояйцевые близнецы не похожи друг на друга ни генотипически, ни фенотипически, как любые другие братья и сестры. Они братья и сестры одного возраста. Это могут быть все близнецы мужского пола, все близнецы женского пола или близнецы мужского и женского пола.

Однояйцевые близнецы

Однояйцевые близнецы составляют 8% всех рождающихся близнецов. Монозиготные или однояйцевые близнецы рождаются, когда одна яйцеклетка, используемая для оплодотворения яйцеклетки с образованием зиготы, разделяется на два эмбриона. В этом случае есть три способа вынашивания ребенка в утробе матери. У ребенка может быть одна плацента и один амниотический мешок, одна плацента и два амниотических мешка или две плаценты и два амниотических мешка. Однояйцевые близнецы имеют одинаковые хромосомы, пол и имеют полное сходство друг с другом.

Две яйцеклетки оплодотворяются двумя разными сперматозоидами, которые одновременно имплантируются в стенки матки и, следовательно, также называются дизиготными или биояйцевидными близнецами. Они отличаются друг от друга своим хромосомным составом, как и любые братья и сестры, и могут напоминать или отличаться друг от друга, как и любые другие братья и сестры. Просто они одного возраста. В этом случае ребенка можно носить только одним способом. У них отдельные плацента и амниотическая жидкость. Это могут быть близнецы мужчина-мужчина, близнецы мужчина-женщина или близнецы женщина-женщина. Разнояйцевые близнецы обычно возникают у женщин старшего возраста с вероятностью удвоения у женщин старше 35 лет.

Разница между близнецами и однояйцевыми близнецами

1. Разнояйцевые близнецы рождаются в результате оплодотворения двух яйцеклеток двумя разными сперматозоидами, тогда как у однояйцевых близнецов одна яйцеклетка оплодотворяется одним сперматозоидом с образованием зиготы, которая делится на две с образованием двух эмбрионов.

2. Однояйцевые близнецы всегда одного пола, тогда как разнояйцевые близнецы могут быть одного пола или смесью близнецов мужского и женского пола.

3. Однояйцевые близнецы сходны по своему набору хромосом, тогда как разнояйцевые близнецы отличаются по набору хромосом.

4. Однояйцевые близнецы имеют полное сходство друг с другом; однако разнояйцевые близнецы не сильно похожи друг на друга. Они похожи на любых других братьев и сестер, которые оказались одного возраста.

Заключение

Близнецы, однояйцевые или разнояйцевые, являются двумя отдельными людьми, и их окружение и опыт могут сформировать из них двух разных людей, хотя они могут быть похожи.

Какая разница? » ТвинСтафф

Один из первых комментариев, который вы слышите, когда у вас появляется ребенок, обычно звучит так: «Ой, он/она выглядит так же, как их мама/папа!» Возможно, вы улыбнулись, поблагодарили за комплимент и пошли дальше. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как повлияет на эту динамику, если у вас родятся (или ожидаются) близнецы? Что именно означают близнецы по отцовской и материнской линии?

Более того, как это вообще могло произойти? Это что-то, что происходит из-за того, как происходит беременность (например, процесс оплодотворения), или что-то более присущее человеческой биологии? Читайте интересное объяснение этого явления.

Материнские и отцовские близнецы – краткая история генетики

Для начала давайте кратко рассмотрим, почему это явление вообще происходит. Всякий раз, когда ребенок рождается, он обычно несет смесь генов своих родителей: половину от биологического отца, а другую половину от биологической матери. Эти гены будут определять все в жизни ребенка во взрослом возрасте: от цвета глаз до типа роста волос.

Это происходит по двум причинам. Первая причина предполагает, что, поскольку яйцеклетка и сперматозоид уникальны для матери и отца (соответственно), полученная зигота будет смесью этих двух особей. Таким образом, эта смесь является естественным отражением родителей, передавших свои гены ребенку.

Вторая причина заключается в том, что этот генетический микс защищает и улучшает жизнь ребенка. Это стоит за концепцией того, почему инбридинг вреден для всех видов — генетика работает за счет комплементарности, а не сходства. Потомки часто сочетают в себе лучшее из обоих генов, которыми обладают их родители, и передают это своей семье. Это продолжается из поколения в поколение и является моделью, которой следуют все виды, размножающиеся половым путем.

Итак, причина того, почему дети похожи на своих родителей, очень проста – родители отдают частичку себя, чтобы произвести на свет своего ребенка! Это также наиболее распространенная причина, по которой члены семьи выглядят одинаково. Сходства будут исходить от потомков, у которых есть близкие родственники в их районе или окружении, что также объясняет, почему люди выглядят определенным образом в разных частях мира.

Так что же отличает близнецов по отцовской и материнской линии?

На самом деле это одно и то же! В то время как близнецы по отцовской линии — это близнецы, похожие на своих отцов, а близнецы по материнской линии — близнецы, похожие на своих матерей, оба они означают, что близнецы идентичны .

Это в первую очередь основано на процессе оплодотворения яйцеклетки. Хотя вполне возможно, что одна яйцеклетка будет оплодотворена одной яйцеклеткой и разделится на две, также возможно, что две отдельные яйцеклетки будут оплодотворены двумя разными сперматозоидами.

Предполагая, что у будущих близнецов одни и те же родители, вот что создает близнецов по отцовской или материнской линии: как происходит их оплодотворение. Это процесс, когда яйцеклетка встречается со сперматозоидом, который в конечном итоге сформируется в ребенка, и является строительным блоком того, как рождаются близнецы.

Краткий обзор: идентичные и разнояйцевые

Однако в этом процессе есть различия, которые определяют, какой тип близнецов впоследствии разовьется в матке. На это влияет множество факторов, таких как лечение бесплодия и генетика — вещи, которые мы обсуждали ранее. Но пока, вот краткий обзор.

Однояйцевые близнецы появляются, когда оплодотворенная яйцеклетка делится на две части, образуя два плода, которые прикрепляются к стенке матки и растут, как и большинство младенцев. Эти дети могут иметь или не иметь общую плаценту, и между их рождением могут быть промежутки времени. Однако во всех смыслах и целях они идентичны — если не внешне, то в определенных частях своей ДНК.

С другой стороны, разнояйцевые близнецы образуются, когда две отдельные яйцеклетки оплодотворяются двумя отдельными сперматозоидами. Это причина, по которой разнояйцевые близнецы могут иметь разный пол или выглядеть немного по-разному. Их ДНК может отличаться тем, что один близнец может быть похож на одного конкретного родителя больше, чем на другого, но во всех смыслах они по-прежнему считаются близнецами.

Эта разница в процессе оплодотворения является основным фактором, влияющим на то, какой у вас будет близнец. Мы подробно говорили о разнице между разнояйцевыми и однояйцевыми близнецами ранее, но если вы хотите узнать больше о близнецах, вот видео, которое может оказаться полезным:

Итак, как это повлияет на детей?

Ну, кроме обычных последствий рождения с другой парой (поскольку близнецы будут вести совершенно иную жизнь, чем те, кто родился без близнецов), ничего особенного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *