Уотсон Джон | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
УОТСОН ДЖОН
Уотсон Джон (John Broadus Watson, 1878-1958) — амер. психолог, создатель одного из вариантов объективной психологии — бихевиоризма.
На становление взглядов У. оказали свое влияние зоопсихологические исследования ряда амер. авторов (в частности, Э. Торндайка), идеи И.П. Павлова об условных рефлексах как единицах поведения и работы В.М. Бехтерева. Манифестом бихевиоризма считается статья У. «Психология с т.зр. бихевиориста» (1913).
Работы У. существенно повлияли на амер. психологию. Во 2-й пол. жизни У. отошел от академической психологии и занимался г. о. психологией рекламы. (Е.Е. Соколова)
Добавление ред.: На рус. языке изданы след. труды У.: «Психология как наука о поведении» (1926), «Психологический уход за ребенком» (1929), специально написанная для Большой сов.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Уотсон Джон Бродес (1878–1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом к-рой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода являлось положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т.к. оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции).
Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизиологические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки — нейрофизиологии головного мозга. «Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека — с работой голосовых мышц.
Обучение, согласно У., происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, к-рый в дальнейшем начинает ее вызывать.Уотсон Джон использовал учение И.П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По У., законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт — биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания.
Работы Уотсон Джон сыграли важную роль в борьбе против интроспективной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок — отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др.
Литература
- «Поведение: введение в сравнительную психологию» eng — «Bihavior. Introduction to Comparative Psychology» 1914г.
- бихевиоризм. 1925г.
- Психология как наука о поведении. 1926г.
- Пути бихевиоризма. 1926г.
- Психологический уход за ребёнком. 1928г.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Страна:
- США
Библиография:
- Уотсон Д.Б.
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Уотсон Джон
Дж. Б. Уотсон (1878–1958). Психология в лицах
Дж. Б. Уотсон (1878–1958)
Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый XX в., сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь немногим профессионалам-психологам. Его книги, переведенные на русский язык много лет назад, пылятся невостребованными на полках научных библиотек. Наверное, сегодня следует восполнить этот пробел в нашей эрудиции и подробно рассмотреть научную биографию этого ученого. Тем более что это небезынтересно и в практическом плане.
Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной, отец, напротив, человеком несерьезным и неверующим. Старший Уотсон много пил и увлекался другими женщинами. Кончилось тем, что, когда Джону было 13 лет, отец покинул семью. Через много лет, когда Джон Уотсон стал человеком известным и состоятельным, отец объявился, чтобы напомнить о себе. Сын выставил его вон.
По слухам, которые не опровергал и сам Уотсон, он в детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. В учебе он выполнял ровно столько, сколько требовалось для перехода в следующий класс. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Подростком он часто ввязывался в драки и даже заработал два привода в полицию.
Тем не менее в возрасте 16 лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником, как когда-то обещал матери. В 1900 г. он получил магистерскую степень. Но в том же году скончалась его мать, фактически освободив сына от давнего обета, которым он уже тяготился. Вместо Принстонской теологической академии, куда он ранее намеревался поступать, Уотсон отправился в Чикагский университет. В ту пору, по воспоминаниям современников, он был «крайне честолюбивым юношей, озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке, но совершенно не имеющим понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшим от неуверенности из-за недостатка средств и умения вести себя в обществе» (в Чикаго Уотсон появился, имея за душой 50 долларов, и в годы обучения брался ради заработка за любую работу, побывав и официантом, и уборщиком).
В Чикагском университете в ту пору сформировалась оригинальная научная школа во главе с Джоном Дьюи и Джеймсом Энджелом. Дьюи, крупнейший американский философ, более известен у нас как теоретик школьного дела, поскольку именно интерес к проблемам народного образования привел его в 20-е гг. в Советскую Россию. (Позитивные отзывы о молодой советской педагогике не спасли, однако, американского гостя от последующей жесткой критики со стороны идеологически «подкованных» теоретиков советской школы.) Мало кому известно, что Дьюи являлся и крупным психологом; им, в частности, написан первый в США учебник психологии. Но не эта книга определила его роль в мировой психологической науке, а небольшая статья «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896). До той поры главным исследовательским методом психологии являлась интроспекция — изощренное самонаблюдение немногочисленных экспертов, стремившихся выявить содержание состояний сознания. С чисто американским прагматизмом Дьюи призвал сменить цели и методы психологии: в центре внимания должно стоять не содержание, но акт, не состояние, но функция.
Ознакомившись с трудами Дьюи и Энджела, Уотсон увлекся психологией и занялся ее изучением. В 1903 г. он окончил университет, получив докторскую степень и став, таким образом, самым молодым доктором Чикагского университета. В том же году, чуть позже, он женился на своей студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес. Однажды в качестве экзаменационной работы Мэри представила Уотсону длинное любовное послание в стихах. Неизвестно, какую оценку она получила на том экзамене, но своего она добилась. Правда, обаятельный преподаватель нравился не только ей, более того — многим молодым особам отвечал взаимностью, заводя бесчисленные интрижки. Терпения жены хватило на 16 лет.
Уотсон работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя и ассистента Энджела. Здесь он опубликовал свой первый заметный научный труд, посвященный поведению белых крыс (дрессировкой крыс он увлекался еще в юности). «Я никогда не хотел проводить опыты на людях, — писал Уотсон. — Мне самому всегда претило быть подопытным.
Воспитанный в недрах Чикагской школы, Уотсон крепко впитал недоверие к интроспективной психологии и, следуя идеям прагматизма, наметил свой собственный путь в науке, на котором возможно было бы преобразование психологии в достаточно точную и практически полезную отрасль знания.
В 1908–1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем кафедру экспериментальной сравнительной психологии в Университете Джонса Гопкинса в Балтиморе, где широкий размах приобрели исследования поведения животных. Кстати, именно тот факт, что феномены поведения животных послужили Уотсону основой общепсихологических обобщений, стал краеугольным камнем критики его идей в советской науке (как будто учение Павлова не выросло из собачьих рефлексов!).
В Университете Джонса Гопкинса Уотсон пользовался огромной популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологии знаком отличия.
В 1913 г. появилась первая программная работа Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», которая положила начало целому научному направлению, ставшему на многие годы доминирующим в психологии. В ней автор призвал отказаться от рассуждений о внутреннем мире человека поскольку тот практически недоступен для наблюдения и изучения. Означало ли это конец психологии как науки о человеке? Вовсе нет. Если нельзя наблюдать «сознание», «переживание», и т. д., и т. п., то вполне возможно и необходимо наблюдать и изучать весь широчайший спектр человеческого поведения. Тем более что именно поведение и представляет главный практический интерес во всех прикладных аспектах.
Так родился бихевиоризм — наука о поведении. Впоследствии его влияние распространилось на широкий круг наук о человеке — педагогику, социологию, антропологию и др. , которые в англоязычной литературе с тех пор называют бихевиоральными (поведенческими) науками.
Центральным понятием новой психологии стало поведение, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды. Согласно идее Уотсона, наблюдая определенную реакцию, мы можем судить о вызвавшем ее стимуле и наоборот, зная характер стимула, можем предвидеть последующую реакцию. А это открывает широкие возможности не только для объяснения человеческих поступков, но и для управления ими. Манипулируя так называемым подкреплением (поощряя желательные реакции и наказывая за нежелательные), можно направлять поведение человека в нужное русло.
Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма высоко. В 1915 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 г. статья о созданном им научном направлении для первого издания «Большой советской энциклопедии» была заказана лично ему — пример в практике БСЭ исключительный.
Совершенно очевидно, что важнейшим прикладным аспектом бихевиоризма явилась педагогическая практика. Педагогическому воздействию на формирующуюся личность Уотсон придавал исключительное значение. Он писал:
Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору — врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков.
Даже современникам такая декларация казалась сильным преувеличением. И сегодня, наверное, следует согласиться с такой оценкой. Хотя нельзя не признать, что на протяжении десятилетий отечественная педагогическая мысль исходила из подобной посылки. Долгие годы считалось, что из любого ребенка можно воспитать Спинозу. А если это в большинстве случаев не удается, виной тому — недостаток приложенных воспитателем усилий. Отдельные педагоги, считающие себя большими гуманистами, настаивают на этой точке зрения и поныне. При этом имя одного из главных теоретиков такого подхода, увы, не упоминается.
Что же касается пресловутой дюжины младенцев, то злые языки утверждали, что столько испытуемых Уотсон никогда не имел и все свои теоретические выводы строил на основе опытов над одним-единственным младенцем — внебрачным сыном своей аспирантки Розалии Рейнер. А самые злые языки поговаривали, что отцом этого универсального испытуемого и является сам профессор Уотсон. Так оно и оказалось! Пятнадцать любовных писем Уотсона к Рейнер были перехвачены его женой, более того, с ее согласия опубликованы в газете «Балтимор Сан». Забавно, что даже в этих страстных посланиях легко угадывается позиция бихевиориста. «Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности… — писал Уотсон. — Моя общая реакция на тебя только положительна. Соответственно положительна и реакция моего сердца».
Шумный бракоразводный процесс, который за этим последовал, скверно сказался на репутации Уотсона, и ему пришлось оставить научную и преподавательскую деятельность. (Сегодня в такое трудно поверить, однако давление общественной морали тех лет действительно было настолько серьезным.) Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда больше не смог получить академической должности — ни один университет не осмеливался пригласить его из-за его репутации.
Следующий шаг Уотсона легко поймет любой современный гуманитарий: вынужденный оставить науку, ученый занялся рекламным бизнесом. В 1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на годовой оклад в 25 тысяч долларов, что вчетверо превышало его прежние академические заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он через три года стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 г.
Приложенные к такой специфической сфере деятельности, как реклама, его идеи об управлении поведением оказались удивительно эффективны. Уотсон настаивал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться произвести впечатление средствами оригинальных образов. «Для того, чтобы управлять потребителем, необходимо лишь поставить перед ним эмоциональный стимул…» Согласитесь, ведь действует!
После 1920 г. контакты Уотсона с миром науки стали лишь косвенными. Он уделял много времени и сил популяризации своих идей, читал публичные лекции, выступал на радио, печатался в популярных журналах — таких, например, как «Космополитен». Это, несомненно, способствовало расширению его известности, хотя в научном мире авторитета не прибавляло.
Единственным официальным контактом Уотсона с академической наукой явилась серия лекций, прочитанная им в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Эти лекции послужили основой его будущей книги «Бихевиоризм» (1930), в которой он изложил свою программу оздоровления общества.
В 1928 г. Уотсон совместно с Рейнер опубликовал книгу «Психологический уход за ребенком». Книга была с энтузиазмом воспринята родителями, жаждавшими научных рекомендаций по воспитанию. Хотя характер этих рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, по мнению Уотсона, родителям не следует демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств, дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое детей Уотсона от второго брака воспитывались именно по этой модели. Один из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом психоаналитиков.
Жизнь Уотсона круто изменилась в 1935 г., когда умерла его жена. Будучи на 20 лет старше ее, он был психологически не готов к такому событию и оказался совершенно сломлен. Он изолировал себя от всяких общественных контактов, стал затворником, уединившись в деревянном фермерском домике, который напоминал ему дом его детства. Он продолжал писать, но уже ничего не публиковал. Содержание этих рукописей не известно никому: незадолго до своей смерти в 1958 г. Уотсон сжег все свои записи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эрнст Вебер (1795–1878)
Эрнст Вебер (1795–1878) Эрнст Вебер, родился в немецком городе Виттенберг, в семье профессора теологии. В 1815 году он получил докторскую степень в Лейпцигском университете, в котором с 1817 по 1871 год изучал анатомию и физиологию. Главным предметом его научных интересов стала
Эдвин Б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958)
Эдвин Б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958) Несмотря на то, что бихевиоризм захватил внимание американских психологов, не все они безоговорочно приняли формулировки Уотсона. Некоторые развивали свой собственный подход к бихевиоральной психологии на основе различных
6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон
6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон В 1960-е гг. у американских психологов заново появился интерес к психическим процессам, особенно познавательным, а вместе с ним пришло и чувство свободы — благодаря возможности говорить о явлениях сознания, не вызывая недовольства. Оглядываясь
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо
Дж. Б. Уотсон (1878–1958)
Дж. Б. Уотсон (1878–1958) Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый XX в., сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь
Уотсон о психологии
Джон Б. Уотсон (1878–1958) считается одним из основателей дисциплины психологии, распространившим идеи науки о поведении, которые можно найти в работах русского ученого Ивана Павлова. Он отвергал идею интроспекции — что можно думать о сознании с научной точки зрения или использовать разум, чтобы думать о разуме. Единственным надежным материалом для научного анализа были наблюдаемые факты поведения. По этой причине не было никаких существенных различий между изучением поведения человека и животных. В своей книге 1914 года «Поведение» Уотсон обрисовывает в общих чертах основополагающие принципы бихевиоризма: надежное знание человеческой психологии может быть получено только путем наблюдения за эмпирическим поведением; что поведение людей и животных изучается в основном одним и тем же путем через процесс стимула и реакции; и что исследование динамики поведения может стать основой для улучшения образования.
Его последователи в целом утверждали, что психология является наукой о феноменах сознания. Он взял за свою задачу… анализ сложных психических состояний… Мир физических объектов (раздражителей, включая сюда все, что может возбудить активность в рецепторе), который составляет целостный феномен естествоиспытателя, рассматривается просто как средство. до конца… Данные [поведения]… сами по себе ценности не имеют. Они имеют значение лишь постольку, поскольку могут пролить свет на сознательные состояния.
Кажется, настало время, когда психология должна отбросить все ссылки на сознание; когда ей больше не нужно обманывать себя, думая, что она делает ментальные состояния объектом наблюдения… Психология, представляющая интерес для всех научных людей, взяла бы в качестве отправной точки, во-первых, тот наблюдаемый факт, что все организмы, как человек, так и животное, приспосабливаются к окружающей среде… Определенные стимулы заставляют организмы давать… реакции… [G]учитывая реакции, стимулы можно предсказать; учитывая стимулы, реакцию можно предсказать…
[Т]е поведение животных можно исследовать без обращения к сознанию… Здесь принимается позиция, что поведение человека и поведение животных нужно рассматривать в одной плоскости…
Психология, с точки зрения бихевиористов, является чисто объективной экспериментальной отраслью естествознания. Его теоретическая цель — предсказание поведения и управление им. Интроспекция [размышления о ментальных состояниях] не составляет существенной части ее методов, и научная ценность ее данных не зависит от готовности, с которой они поддаются интерпретации с точки зрения сознания.
[T] он желает во всей такой работе получить точное знание приспособлений [реакций] и стимулов, вызывающих их. Причина этого в том, чтобы изучить общие и частные методы, с помощью которых можно контролировать поведение… Если бы психология следовала предложенному плану, педагог, врач, юрист и бизнесмен могли бы использовать данные на практике, как только как это можно было получить опытным путем.
Уотсон, Джон Б. 19 лет14. Поведение: Введение в сравнительную психологию. Нью-Йорк: Генри Холт и компания. стр. 1–2, 7, 27, 1, 11. || Амазонка || WorldCat
Переосмысление наследия Джона Б. Уотсона
Как отец-основатель бихевиористской точки зрения, рассказ студентов о Джоне Б. Уотсоне и его вкладе в область психологии является краеугольным камнем любого вводного курса. Однако чем больше я читаю о его вкладе и о том, как он изучал психологию, тем больше я думаю о повышении статуса исследователя, который был этически сомнительным в отношении его работы, и о продвижении некоторых опасных теорий о воспитании детей. Почему Уотсон продолжает упорствовать в каноне психологии и следует ли представлять его учащимся с квалификациями как пример того, как не вести себя как исследователь и психолог?
Начнем с его часто цитируемого (а теперь печально известного) исследования, которое сегодня обычно называют исследованием «Маленького Альберта». Как известно, так назвали 9-месячного младенца, личность которого до сих пор обсуждается. Этот младенец был использован в качестве подопытного в эксперименте, в котором Уотсон и его 21-летняя аспирантка Розали Рейнор применили принципы классического обусловливания, чтобы проверить, могут ли они заставить ребенка развить реакцию страха на различных пушистых животных.
В дополнение к тому, что сама посылка была сомнительной с этической точки зрения, учитывая, насколько маленьким был субъект, после демонстрации того, что они могут эффективно культивировать фобию у ребенка, Уотсон никогда не пытался погасить (имеется в виду избавиться или лечить) страх, который он обусловил в младенец. Более того, страх стал настолько сильным у Маленького Альберта, что у него развилась генерализация стимулов — это означает, что он не просто боялся пушистых животных, с которыми он сталкивался во время фазы обусловливания; его страх распространялся и на предметы, похожие на пушистых существ, такие как шуба, белая маска и т. д.
По сей день остаются разногласия относительно того, кем на самом деле был ребенок в исследовании, и действительно ли Уотсон и его коллега получили информированное согласие от его матери. Имеются данные, свидетельствующие о принуждении в отношении участия младенца. Это явные этические нарушения, в дополнение к тому факту, что не было предоставлено никакого последующего наблюдения, чтобы убедиться, что младенец не получил долгосрочного вреда от условий, которым он подвергался в ходе исследования. Как будто этого недостаточно, новое исследование предполагает, что Уотсон, возможно, выбрала ребенка, которому было 9 лет.0003, а не на самом деле здоров для начала.
Например, в статье, опубликованной Американской психологической ассоциацией, организацией, президентом которой в свое время руководил Уотсон, сообщалось: и знаменитое исследование эмоциональной обусловленности Розали Рейнер, проведенное в 1920 году в Университете Джонса Хопкинса, — возможно, это был не «здоровый», «нормальный» мальчик, которого рекламировал Уотсон, а ребенок с неврологическими нарушениями, страдавший врожденной гидроцефалией.0007
Более того, подтверждающие данные свидетельствуют о том, что Уотсон скрыл эту информацию, чтобы усилить результаты исследования, возможно, полагая, что невосприимчивый ребенок обеспечит лучшую основу для более поздних сильных реакций и поможет отклонить обвинения в жестоком обращении с ребенком» (DeAngelis, 2012, para 1- 2)
Если на самом деле Маленький Альберт был этим подозреваемым ребенком, далее в статье отмечается, что он умер в возрасте 6 лет. На самом деле, следователи личности этого младенца пришли к выводу, что: «Поскольку Уотсон и Рейнер пытались обусловить страха у младенца и не предпринимал никаких усилий, чтобы следить за ним после выписки и обеспечивать его благополучие, исследование Маленького Альберта всегда приводило нас к рассмотрению основных вопросов экспериментальной этики», — говорит он [исследователь Фридлунд]. «Но теперь это заставляет нас столкнуться с более глубокими, более тревожными проблемами, такими как женоненавистничество в медицине, защита инвалидов и вероятность научного мошенничества. Это история, из которой могут извлечь уроки все психологи» (как сообщает DeAngelis, 2012 г., параграф 10 ).
Как будто сокрытия правды Ватсоном и его вопиющего пренебрежения к здоровью Маленького Альберта недостаточно, чтобы переосмыслить его наследие, похоже, что он был морально сомнительным и в своей личной жизни. Уотсон, как известно, развелся со своей женой после того, как был поглощен скандалом, который в конечном итоге привел к его увольнению из Университета Джона Хопкинса. Судя по всему, у него был роман с Рейнором, хотя до сих пор ходят слухи, что настоящая причина его увольнения заключалась в том, что он проводил эксперименты, связанные с сексом (например, Чемберлин, 2012). Уотсон покинул академию после скандала, чтобы никогда не вернуться.
Так что, возможно, нам не следует тщательно изучать личную жизнь наших психологических икон — никто не идеален, и их следует помнить за их вклад в эту область, верно? Я нахожу ироничным, однако, что Фрейд является более противоречивой фигурой с точки зрения того, что его считают «гиперсексуалом» или каким-то образом сексуально девиантным из-за его теорий, учитывая, что, по общему мнению, он вел очень целомудренную личную жизнь со своей женой. Конечно, по сравнению с Ватсоном, Фрейд никогда не был замешан в каких-либо непристойных для того времени скандалах.
И, наконец, и, возможно, наиболее тревожный факт, Уотсон ошибочно применил принципы бихевиоризма к представлению о том, что матери должны позволять своим младенцам «выплакаться», если они не спят всю ночь, не предлагая никакой законной социальной научной поддержки. для такой теории. Эта дезинформация сохраняется и по сей день: консультанты по сну, педиатры и множество других «экспертов» советуют родителям, заинтересованным в обучении сну, позволять своим детям плакать — даже если это займет несколько часов — как способ заставить их плакать. чтобы научиться засыпать самостоятельно.
Сотрудник PT писательница Дарсия Нарваез документирует пагубные последствия такого ошибочного теоретизирования, когда она пишет: «Он [Ватсон] применил механистическую парадигму бихевиоризма к воспитанию детей, предупреждая об опасностях чрезмерной материнской любви» (Нарваез, 2011, п. 2). На самом деле, она продолжает сообщать, что такая бихевиористская точка зрения «полностью игнорирует человеческое развитие» и не имеет легитимности с исследовательской точки зрения.
Итак, вот оно: вместо Джона Б. Ватсона, свободного от скандалов и неустанно работающего над развитием парадигмы, которая будет доминировать в области в 20-м веке, как я узнал о нем, настоящий Ватсон, помимо этического сомнительным в своих исследованиях, также продвигал опасные взгляды на психологию воспитания и развития детей, не основанные на науке или фактах. Эти теории существуют и по сей день, что делает их еще более опасными.
Возможно, когда Джон Б. Ватсон знакомится сегодня со студентами-психологами, его следует преподать как поучительную историю, когда «мужчины науки» получают полную свободу действий, чтобы делать то, что они считают нужным, без какой-либо ответственности или соблюдения этических норм. Действительно, меня тревожит тот факт, что такая фигура, как Зигмунд Фрейд, исторически была окутана полемикой внутри области, несмотря на важные и новаторские способы, которыми он произвел революцию в этой области, когда на самом деле исследования, которые он провел, никоим образом не пересекали какие-либо этические границы, явно очевидные.