Эффект гало в психологии: «Что понимается под гало-эффектом в психологии?» — Яндекс Кью

Как не стать жертвой «эффекта ореола»?

13 015

Человек среди людейПрактики how toАнтистресс

Если первое впечатление о человеке сложилось положительное — в том числе в силу обстоятельств, — то впоследствии знак «плюс» распространяется на все его черты и поступки. Ему многое прощается. Если, наоборот, первое впечатление смазано, то, как бы прекрасно человек ни поступал в дальнейшем, его оценивают через призму первичной оценки.

Для россиян этот эффект можно пояснить с помощью пословицы «встречают по одежке, провожают по уму». С той лишь разницей, что из-за влияния эффекта ореола обычно «провожают» все по той же одежке. И, чтобы за ней разглядели ум, носителю ореола нужно приложить много усилий.

Часто преодолеть предубеждения так и не удается. Особенно это заметно в детских и подростковых коллективах. Например, если у новичка в классе не сложились нормальные отношения и одноклассники сразу же повесили на него нелицеприятный ярлык, нередко единственным решением оказывается смена класса, где можно начать с чистого листа и еще раз попытаться произвести первое впечатление.

Что это за феномен?

В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк обнаружил, что при оценке других мы руководствуемся восприятием отдельных черт личности — таких, как, например, внешний вид, жизнерадостность, разговорчивость, — и они затмевают все остальное. Психолог назвал это явление эффектом ореола или гало-эффектом.

Гало-эффект описывает бессознательную ошибку восприятия: отдельные качества человека — привлекательность, внешняя ущербность, исключительные достижения — доминируют над другими, неизвестными нам качествами, которые мы сами додумываем, дорисовываем в голове. Первое впечатление затмевает все остальное, создавая ореол. В социальной психологии эффект относят к когнитивным искажениям.

Например, представьте, что вас знакомят с человеком с поразительно хорошими манерами — и вы уже через несколько минут создаете в голове образ ухоженного, образованного, красноречивого, обаятельного собеседника.

Иными словами, одна-единственная отличительная черта позволяет нам сделать вывод о других неизвестных качествах

Человек с избыточным весом часто воспринимается как ленивый, безвольный, неуклюжий или даже глупый. Студентов в очках многие преподаватели считают более начитанными и даже более умными.

И, конечно, под действие гало-эффекта попадают звезды Голливуда. Поскольку многие актеры у зрителей ассоциируются с персонажами, которых они играют, и мы видим их в репортажах и на ТВ в роли гламурных див, то считаем, что они такие и в реальной жизни.

Ну и самый знаменитый случай влияния эффекта ореола — Хлестаков из «Ревизора». Все общество изначально принимало его как ревизора, не замечая очевидных нестыковок и ляпов в его поведении и словах.

Зачем нашему мозгу этот эффект?

Без эффекта ореола многие отрасли экономики просто рухнули бы. «Если я надену такие же брюки, как эта успешная бизнесвумен, то буду производить такое же впечатление!» Китайский аксессуар в мгновение превращается в модный атрибут (и даже его цена взлетает до несколько сотен евро), если его заметила и надела звезда или супермодель. Примерно так это и работает.

Но зачем нашему мозгу целенаправленно заводить нас в ловушку? В течение жизни нам приходится перерабатывать гигантские объемы информации. Нам нужно ориентироваться при минимуме сведений, а для этого необходимо как-то классифицировать окружающие объекты и субъекты, взаимодействовать с ними. Эффект ореола упрощает эти процессы.

Если бы мы каждый раз глубоко анализировали весь входящий поток визуальных и иных стимулов, то просто сошли бы с ума

Так что в каком-то смысле эффект ореола — наш защитный механизм. Но при этом мы лишаем себя более объективного взгляда, а значит, ограничиваем свои возможности. И тот, на кого мы «надели» ореол, рискует навсегда остаться в наших глазах в придуманной нами для него роли.

Как преодолеть гало-эффект?

Увы, «отключить» ореол сложно, а зачастую и невозможно. Мы можем на этот раз заметить его в собственном восприятии другого или в оценке самих себя, но в следующий раз незаметно попадем под его влияние. И хотя всем известно выражение «не судите о книге по обложке», именно так мы все зачастую и поступаем.

Если человек, которого мы наградили ореолом, для нас важен и дорог, единственное противоядие — проанализировать свое впечатление, разложить его на составляющие: выделить ведущую, ключевую для ореола черту и назвать остальные, которые ушли в нашем восприятии из-за гало-эффекта на второй план. Особенно такой прием необходим руководителям, HR-специалистам, принимающим кадровые решения. Например, в Австралии резюме не сопровождаются фотографиями, чтобы внешние данные не затмили компетенции соискателя.

Большинство из нас избиратели, поэтому мы не должны покупаться на эффект ореола политиков, которые особенно перед выборами стараются казаться исключительно добрыми, открытыми и ответственными. И тут уже нам самим стоит собрать информацию о кандидате, чтобы не стать жертвой самообмана.

И никто не мешает нам собирать информацию о себе и собственном ореоле — о том, как нас воспринимают другие

Мы можем честно сказать, что знаем о феномене гало-эффекта, и предложить собеседнику или коллеге заглянуть под наш «нимб» чуть глубже и дать нам шанс проявить все наши качества. Прямота и искренность часто обезоруживают. Можно подумать и о том, как бы мы хотели выглядеть в глазах других и что мы можем для этого сделать, но так, чтобы при этом оставаться собой.

Текст:Ольга Кочеткова-КореловаИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«После смерти мужа от рака я начала пить. Как вернуться к нормальной жизни?»

Нарцисс и карьера: как излишнее самолюбование вредит работе

Научный подход и экологичность: в чем преимущества комплексов Evalar Laboratory

«Дорога в бессознательное»: 5 ключевых идей Зигмунда Фрейда о сновидениях — познайте себя

12 вопросов врачу, которые помогут предупредить или выявить онкозаболевание

«Всю жизнь чувствую себя никчемной из-за маминой нелюбви»

«Подруга критикует мои подарки и поступки. Как тактично намекнуть ей, что мне это неприятно?»

Честный ли вы человек? Если да, то вот каким вас видят другие

Что такое гало-эффект в психологии с примерами из жизни

Люди склонны к общественным эффектам восприятия. Эффект ореола является одним из таких. Без специальной психологической работы ты склонна воспринимать людей, организацию или какой-либо продукт через призму предвзятости. Это сильно искажает действительность. Что такое эффект ореола и как бороться с таким феноменом, расскажем далее.

В этой статье:

Понятие феноменаПримеры гало-эффекта в жизниЭффект рога и элементы ореолаЭффект ореола

Новости СМИ2

Понятие феномена

Эффект ореола представляет с собой особенность коммуникативного восприятия человека, организации, продукта, когда положительное мнение по одной характеристике влияет на благоприятное восприятие и в прочих областях. Это когнитивная предвзятость, ошибка восприятия, которая в обычной жизни мешает тебе воспринимать других людей правильно, а не на основе веры в стереотипы.

Фото автора Keenan Constance: Pexels

Просто пример: ты отмечаешь, что человек на фотографии симпатичен и правильно одет, предполагая заочно, что он, к примеру, добрый. Феномен открыл Эдвард Торндайк в 1920 году и отнес его к ошибкам восприятия.

Эффект ореола ты можешь наблюдать в условиях:

  • перегруженность информацией. В течение дня ты воспринимаешь чрезмерно много сведений о людях, компаниях, продуктах, а значит, времени на детальное исследование конкретных вещей уже не остается;
  • дефицита времени. На деловых переговорах, да и просто в ускоренном темпе жизни, у тебя может не быть времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и оценить качества личности или ситуацию, в которой он находится;
  • незначимость человека или организации, продукта. Бывает, что вещь или индивид тебя просто не «цепляют», соответственно «вешать ярлыки» в таком случае проще;
  • стереотипизация восприятия. Ты общаешься с определенной группой людей, семьей, друзьями. Он схожи с тобой по множеству параметром, а, следовательно, если у общности есть мнение по поводу чего-либо, то с большой вероятностью и ты думаешь также;

Эффект ореола или гало-эффект

  • неординарные личности. Здесь срабатывает эффект «зеленой собаки». Яркая черта бросается в глаза, затмевая собой все остальное. Раньше художники, чтобы отвести внимание от каких-то деталей на картине, рисовали внизу зеленую собаку. Смотрящий отвлекался и не замечал недостатков изделия. Правило работает и в обычной жизни, а роль «зеленой собаки» для тебя может сыграть простая яркая брошка.

Эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей и является одним из последствий врождённого человеческого субъективизма. Феномен «работает» как в положительном, так и в отрицательном направлении. Если тебе нравится одна характеристика чего-либо, то ты будешь положительно настроена и к остальным характеристикам, а если не нравится – предрасположенность будет отрицательной.

Примеры гало-эффекта в жизни

«Ореол» буквально обозначает круг света вокруг солнца и луны. В социальной психологии он признается, как бессознательное систематическое нарушение наших суждений. Так, например, если кто-то очень хорош в гимнастике, то возможно его сочтут одаренным и в других видах спорта.

Хотя хороший гимнаст может быть, к примеру, плохим пловцом.

Можно найти множество примеров эффекта ореола и в твоей жизни:

  • привлекательные люди более успешны в профессии, потому что они автоматически оцениваются, как хорошие специалисты;
  • считается, что полные люди обладают мягким характером и веселостью, хотя эти качества не имеют ничего общего друг с другом;
  • преподаватели в возрасте, по мнению большинства студентов, более компетентны в учебных вопросах и т.д.

Такие эффекты сопровождают тебя все жизни, и ты должна научиться осознанно оценивать собеседника, а не через призму его внешности, одежды, ума и т.д. На оценку влияет даже настроение: если у тебя хорошее настроение, то эффект оказывает положительное влияние, а если плохое – то ты видишь людей и события в негативном ключе.

Giphy

Поскольку эффект ореола заложен в нас с детства, и он искажает общие черты, такие как внешний вид или черты характера, от него невозможно полностью избавиться.

Поэтому очень важно осознавать его наличие.

Эффект рога и элементы ореола

Отрицательная форма эффекта ореола может проявляться как эффект рога, дьявола, когда наблюдатель видит только неприятную характеристику человека или продукта. То есть, если ты думаешь, что человек неопрятен, то соответственно, он злой, безответственный и т.д. Хотя, часто, это не так.

Большинство психологов считают эффект ореола вредным явлением, однако, это не всегда так. В некоторых ситуациях он помогает тебе посмотреть на себя и других со стороны, преодолеть какие-то недостатки или стабилизировать собственную самооценку.

Представим наиболее известные искажения при эффекте:

  • эффект ложного согласия: когда ты думаешь, что люди мыслят также как ты. Это проблемный аспект, из-за которого возникают недопонимания и ссоры;
Фото Cleyton Ewerton on Unsplash
  • психологическая проекция: понятие, связанное с психологической защитой. Работает на уровне подсознания и выражается в том, что ты приписываешь людям эмоции и чувства, когда не можешь определить их реальное отношение к тебе;
  • эффект актера: ты объясняешь свои неудачи особенностями ситуации, неблагоприятным стечением дел или отрицательной характеристикой личности оппонента;
  • эффект ролей: если тебя критикуют за плохую работу, то ты воспринимаешь этого человека, как плохого и недоброжелательного;
  • эффект авторитета: мнение авторитетного человека для тебя скорее всего более значимо, даже если он не профессионал в интересующей тебя области;
  • эффект физиогномической редукции: оценивая человека по внешнему виду (красоте лица, мимике, жестам), ты приписываешь ему соответствующие положительные или отрицательные характеристики.

Используя выше представленную информацию, представь, насколько сильно эффект ореола проявляется в твоей жизни. Это будет первым шагом к осознанному общению. В последующие 30 дней, старайся не давать эффекту проявляться. Общайся со знакомыми и новыми людьми и составляй их полную характеристику. Затем сравни, насколько отличается качество такого анализа.

Фото автора Vlad Chețan: Pexels

Скорее всего в ситуации оценки знакомого человека ты припишешь ему множество положительных характеристик, если человек приятен в общении и красив внешне. При обратной ситуации (неяркой внешности, стеснительности) большинство характеристик будут отрицательны. А вот со знакомыми людьми ситуация будет абсолютно другой, так как ты уже знаешь их основные характеристики.

Таким образом, человек совершает огромное количество ошибок, когда дело доходит до восприятия других людей. Однако помни, что некоторые когнитивные искажения могут нести и положительные последствия. Знание об эффект ореола позволит тебе эффективнее строить коммуникации, уметь влиять на людей, добиваясь своих целей в работе, учебе, личной жизни.

Эффект ореола

Эффект ореола или гало-эффект известен каждому и заключается он в важности первого впечатления, которое нельзя произвести дважды. Первым этот эффект научно описал пионер бихевиоризма Эдвард Ли Торндайк. Он заметил, что людям свойственно считать красивых людей более умными и добрыми, чем менее привлекательных.

Эксперимент с фотографиями помог ему. Он раздал студентам фотографии разных людей и попросил их приписать изображенным людям те или иные характеристики. Доброту, альтруизм, гуманизм и другие социально предпочтительные качества чаще отдавались людям с привлекательной внешностью.

Аналогичные эксперименты проводили Уилсон и Нисбет, которые попросили одного преподавателя прочитать разным группам студентов одну и ту же лекцию. Но в одном случае преподаватель должен был стараться понравиться публике и вести себя добродушно, а в другом – резко и напористо преподносить материал, допускать грубые выражения.

Первая группа студентов оценила преподавателя как более профессионального. Негативное влияние этого эффекта часто можно наблюдать в самых разных сферах жизни:

  • В медицине. Доктор, видящий перед собой внешне красивого и здорового человека, склонен оценивать его как здорового, часто игнорирует жалобы, списывая их на излишнюю ипохондрию, забывая назначить необходимые обследования и анализы.
  • В суде присяжных. Людям свойственно считать красивых людей добрыми и законопослушными.
  • При найме сотрудников. Работодатели склонны отдавать предпочтение обладателям дипломов университетов с красивыми названиями, потому как их считают более компетентными, мужчинам средних лет, так как их считают более надежными и прочее.

Чем обусловлен эффект? Наш мозг – машина, которая всегда ищет наиболее простой способ решения задачи. Древний человек, сталкиваясь с незнакомцем, имел всего несколько секунд, чтобы решить: нападать или обнимать. Наш мозг и по сей день работает по этому же принципу. От нескольких миллисекунд до 8 секунд ему требуется, чтобы оценит человека.

Работает:

  • Время. Мозг старается определит человека за максимально короткое время.
  • Информационный шум. В большом городе мы вынуждены пребывать в состоянии вечно отвлеченного внимания. Мозг всегда имеет при себе какую-то более интересную задачу, чем оценка нового человека.
  • Стигматизация. Чем больше людей мы знаем, тем больше у нас появляется «полочек» для определенных типов людей.
  • Цена. Одной из главных характеристик, по которой мозг оценивает нового человека, является его стоимость. Как этот человек может мне помочь? Как меня будут воспринимать рядом с ним? Какое положение в обществе этот человек занимает? Все эти вопросы для мозга означают простое определение «стоимости» человека. Когда этап оценки окончен, эффект ореола сформирован.

Как использовать эффект ореола? Самым продуктивным является вариант, когда вы стремитесь сформировать положительный гало-эффект, но при этом стараетесь не идти на поводу собственного эффекта ореола. Сам эффект делят на три этапа:

  • Предустановка. То, что человек будет знать о вас до того, как познакомится.
  • Оценка. Внешность, одежда, мимика – все, что первым бросается в глаза, будет подвергнуто оценке и анализу.
  • Первое слово. Тот, кто произнесет первое слово, становится ведущим в коммуникации, завершает гало-эффект и устанавливает контакт.

В отношении создания гало-эффекта не работает принцип «важно быть, а не казаться». Все как раз строго наоборот. Подумайте, как вы хотите, чтобы вас воспринимали и постарайтесь таким показаться. Вот увидите, скоро вы сами себе поверите. Если вы хотите произвести впечатление позитивного человека, почаще улыбайтесь, даже когда на душе кошки скребут.

Постепенно вам действительно захочется улыбаться. Если хотите производить впечатление красивого человека, тщательно относитесь к своему образу перед выходом на улицу. Люди начнут вас воспринимать в соответствии с тем, какого человека вы увидели сегодня в зеркале. 

Эффект ореола в психологии: определение и примеры

Почему эффект ореола влияет на то, как мы воспринимаем других предвзятость, при которой на наше восприятие кого-либо положительно влияет наше мнение о других связанных чертах этого человека.

  • Американский психолог Эдвард Торндайк впервые обнаружил эффект ореола на основе эмпирических данных в 1920 в своей статье Постоянная ошибка в психологических рейтингах .
  • Эффект ореола может формировать наше восприятие интеллекта и компетентности других, и его влияние можно увидеть во многих условиях, от классной комнаты до здания суда.
  • Примером эффекта ореола является стереотип привлекательности, который относится к тенденции приписывать положительные качества и черты физически привлекательным людям. Люди часто осуждают привлекательных людей за более высокую нравственность, лучшее психическое здоровье и более высокий интеллект. Эта когнитивная ошибка в суждении отражает индивидуальные предубеждения, идеологию и социальное восприятие.
  • Эффект обратного ореола — явление, при котором позитивное восприятие человека может привести к негативным последствиям.
  • Эффект рога, тесно связанный с эффектом ореола, представляет собой когнитивное искажение, при котором одна отрицательная черта чрезмерно формирует мнение человека о другом человеке.
  • Содержание

    Что такое эффект ореола?

    Эффект ореола относится к тенденции позволять одной конкретной черте или нашему общему впечатлению о человеке, компании или продукте положительно влиять на наше суждение о других связанных с ними чертах.

    Эффект ореола представляет собой когнитивную предвзятость атрибуции, поскольку он включает необоснованное применение общего суждения к конкретной черте (Bethel, 2010; Ries, 2006).

    Например, если вы считаете человека теплым и дружелюбным, вы припишете этому человеку ряд других связанных черт, даже не подозревая, что они истинны, например, щедрость.

    Слово «ореол» происходит от религиозного понятия. Это относится к кругу света, который помещается над или вокруг головы святого человека или святого, чтобы почтить его или ее святость. Бесчисленные картины Средневековья и эпохи Возрождения изображают знатных мужчин и женщин с небесным светом нимба.

    Эти картины, по сути, побуждают наблюдателя формировать благоприятные суждения об их участниках. Точно так же, согласно психологической концепции «эффекта ореола», один очевидный признак определенного человека заставляет наблюдателя сделать обобщающий вывод об этом человеке (Ellis, 2018).

    Одно положительное качество человека может вызвать положительную предрасположенность ко всем аспектам этого человека, в то время как одно отрицательное качество этого человека может вызвать общее негативное впечатление об этом человеке.

    В то время как первый, работающий в положительном направлении, называется эффектом ореола, второй, работающий в отрицательном направлении, как мы обсудим позже, называется эффектом рога.

    Примеры

    В классе

    В классе учителя склонны к ошибке эффекта ореола при оценке своих учеников. Например, учитель может предположить, что ученик с хорошим поведением также является умным и мотивированным, прежде чем он объективно оценит способности ученика в этих областях.

    Исследование, проведенное в 1968 году Розенталем и Джейкобсоном, показало, что учителя обычно строят ожидания в отношении своих учеников, основываясь не только на успеваемости, но и на их внешности.

    В ходе эксперимента учителям была предоставлена ​​объективная информация, такая как академический потенциал ребенка, а также фотография привлекательной или непривлекательной девочки или мальчика. Результаты показали, что ожидания учителей относительно академического будущего ребенка были в значительной степени связаны с привлекательностью ребенка.

    В другом недавнем исследовании сравнивалось влияние привлекательности на оценки на университетских курсах, где преподаватели либо могли, либо не могли наблюдать за внешним видом своих студентов (Hernandez-Julian & Peters, 2017).

    Результаты показали, что внешний вид может повлиять на оценку в традиционных классах; Студенты, чья привлекательность была оценена как выше среднего, получили значительно более низкие оценки на онлайн-классах, где преподаватели не могли наблюдать за внешним видом студентов.

    На рабочем месте

    В исследовании Parrett (2015) изучалось влияние красоты на заработок на основе данных о чаевых в ресторанах Вирджинии. Он обнаружил, что более привлекательные официанты зарабатывают на чаевых почти на 1261 доллар в год больше, чем их непривлекательные коллеги.

    Основное объяснение возникло из-за того, что клиенты-женщины оставляли чаевые более привлекательным женщинам больше, чем непривлекательным женщинам. Дискриминация на основе вкуса покупателей здесь имела большее значение для женщин, чем для мужчин.

    Более того, исследование уровня образования и самооценки как опосредующих механизмов воздействия привлекательности и интеллекта на финансовое напряжение и доход, по-видимому, показало, что физическая привлекательность может влиять на доход как прямо, так и косвенно (Judge, Hurst & Simon, 2009). .

    Академика и разведка

    Исследование, проведенное Лэнди и Сигаллом (1974), продемонстрировало влияние эффекта ореола на суждения мужчин об академической компетентности женщин. В ходе эксперимента 60 студентов мужского пола попросили оценить сочинение, предположительно написанное первокурсницей колледжа.

    Студенты мужского пола должны были оценить качество прозы и компетентность писателя по ряду параметров. Эссе включали как плохо написанные образцы, так и хорошо написанные версии.

    Из 60 участников-мужчин 20 получили фотографию непривлекательной женщины в качестве автора, еще 20 – фотографию привлекательной женщины в качестве автора, а последние 20 не предоставили фотографий.

    Более того, пока 30 участников читали хорошо написанную версию, остальные 30 читали плохо написанный образец. Результаты показали, что участники наименее положительно оценивали писательницу, когда она была непривлекательной, и наиболее положительно, когда она была привлекательна.

    Кроме того, влияние привлекательности автора на оценку его письма было наиболее заметным, когда объективное качество эссе было низким. Эти результаты, по-видимому, подразумевают, что читатели-мужчины были более склонны мириться с плохой работой привлекательных женщин, чем с непривлекательными женщинами.

    В более позднем исследовании изучались остаточные признаки интеллекта на мужских и женских лицах, а также пытались контролировать привлекательность, связанную с эффектом ореола (Moore, Filippou & Perrett, 2011).

    Из более чем 300 фотографий британских студентов колледжа изображения лиц с высоким интеллектом были созданы на основе фотографий с самым высоким рейтингом воспринимаемого интеллекта, а изображения лиц с низким интеллектом — на основе фотографий с самым низким рейтингом воспринимаемого интеллекта.

    Затем каждая группа фотографий была дополнительно разделена на мужские и женские лица. Участники исследования, в которое вошли 92 мужчины и 164 женщины, должны были оценить составные лица на привлекательность и интеллект. Для составных мужчин группа с высоким воспринимаемым интеллектом была оценена как заметно более привлекательная, чем их коллеги с низким воспринимаемым интеллектом.

    Более того, привлекательные мужские лица также воспринимались как более дружелюбными и забавными как женщинами, так и мужчинами. Результаты показали, что интеллект может быть важнейшим компонентом привлекательности мужских лиц.

    О вынесении приговоров за преступления

    Исследование, проведенное Майклом Дж. Эфраном, в котором изучалось влияние физической привлекательности на суждение о виновности и суровость приговоров, рекомендуемых для преступников, показало, что привлекательные преступники, скорее всего, получат более мягкие наказания. чем непривлекательные за то же преступление (Эфран, 1974).

    Согласно исследованию, это несоответствие предположительно объясняется общественным мнением о том, что более привлекательные люди имеют лучшие перспективы на будущее, чем менее привлекательные.

    Однако другое исследование по той же теме, проведенное Sigall и Ostrove, продемонстрировало более тонкие данные (Sigall & Ostrove, 1975).

    Эксперимент оценивал гипотетическую кражу со взломом и гипотетическое мошенничество. В то время как в первом случае женщина незаконно приобрела ключ и присвоила 2200 долларов, во втором женщина уговорила мужчину вложить 2200 долларов в несуществующую корпорацию.

    В краже со взломом (не связанной с привлекательностью преступника) привлекательный подсудимый получил более мягкий приговор, чем непривлекательный. Однако по делу о мошенничестве (где преступление было связано с привлекательностью преступника) более суровый приговор получил привлекательный подсудимый.

    Результаты показали, что обычная снисходительность, предоставляемая более привлекательному преступнику, была отменена или сведена на нет, когда характер преступления связан с привлекательностью преступника.

    История

    Американский психолог Фредерик Л. Уэллс (1907) впервые обнаружил эффект ореола при изучении оценок литературных заслуг авторов.

    Тем не менее, именно Эдвард Торндайк первым признал это с помощью эмпирических данных. Торндайк был одним из первых бихевиористов, который углубился в психологию обучения. Он официально ввел термин «ошибка ореола» в 1920 году в своей статье «Постоянная ошибка в психологических рейтингах».

    Торндайк описал эффект ореола как когнитивное искажение, при котором один аспект человека формирует мнение о других измерениях и чертах этого человека. Хотя Торндайк изначально использовал этот термин только для обозначения людей, впоследствии его использование было распространено даже на сферы маркетинга.

    В Постоянная ошибка в психологических рейтингах Торндайк (1920) попытался определить это когнитивное искажение посредством репликации. В эксперименте для исследования он попросил двух армейских командиров оценить своих солдат на основе их интеллекта, физических качеств (таких как голос, телосложение, энергия, опрятность и осанка), лидерских навыков и личных качеств (таких как как верность, самоотверженность, сотрудничество и надежность).

    Предвзятость, которая, по его мнению, характеризовала рейтинги, подтвердилась. Торндайк обнаружил, что привлекательность человека существенно влияет на оценку других качеств этого человека. Его исследование продемонстрировало заметные корреляции; корреляция телосложения с характером была 0,28, телосложения с интеллектом 0,31 и телосложения с лидерством 0,39..

    На рейтинги, по-видимому, повлияла заметная тенденция рассматривать человека в целом как хорошего или плохого, а затем делать поспешные выводы относительно других качеств этого человека. Эти выводы были основаны на первоначальном впечатлении или общем чувстве в отношении соответствующих лиц.

    Например, рейтинги по одному особому атрибуту офицера часто начинали тенденцию в оценках в направлении воспринимаемого особого атрибута; положительная черта породила бы положительную тенденцию, а отрицательная черта — отрицательную тенденцию.

    Окончательные результаты для определенного солдата неизменно будут коррелировать с остальными результатами, независимо от того, положительный или отрицательный особый атрибут.

    Эффект обратного ореола

    Эффект обратного ореола относится к явлению, при котором позитивное восприятие человека может привести к негативным последствиям (Эдвард, 2004).

    Ошибки в рейтинге могут привести к проблемам с достоверностью и надежностью.

    С другой стороны, изменения в оценках могут фактически отражать фактические изменения в поведении, тем самым сигнализируя о простой видимости скомпрометированной надежности. Эта возможность была продемонстрирована исследованиями как мужчин, так и женщин.

    Эксперимент, проведенный Джозефом Форгасом на 246 людях, подтверждает это. После воспоминаний о счастливых или печальных событиях прошлого участники должны были прочитать философское эссе с изображением либо молодой женщины, либо пожилого мужчины, прикрепленного в качестве автора.

    Результаты показали, что те, кто вспомнил печальные события и, следовательно, был в плохом настроении, оценивались ниже для молодой женщины. Здесь отрицательный эффект, по-видимому, устранил или обратил вспять эффект ореола.

    Кроме того, исследования также показывают, что как женщины, так и мужчины, которые более привлекательны, обычно более тщеславны и эгоистичны (Eagly, Ashmore, Makhijani & Longo, 1991).

    Более того, как отмечалось выше в отношении исследования Сигалла и Острова, лица, совершающие преступления, используя свою внешность в своих интересах, с большей вероятностью получат более суровые наказания, чем непривлекательные преступники (Sigall & Ostrove, 1975).

    Роговой эффект

    Роговой эффект, по существу, противоположен эффекту ореола.

    Эффект Хорна, тип когнитивного искажения, относится к тенденции производить общее неблагоприятное впечатление о человеке на основе одной отрицательной черты.

    Например, эффект рога может вызвать у нас стереотип о том, что человек с избыточным весом также ленив, хотя нет никаких доказательств того, что мораль связана с внешностью.

    Ссылки

    Бернс, М., и Гриффит, А. (2018). Императив обучения: повышение эффективности организаций за счет улучшения обучения . Crown House Publishing Ltd.

    Клиффорд, М.М., и Уолстер, Э. (1973). Влияние физической привлекательности на ожидания учителя. Социология образования , 248-258.

    Игли, А. Х., Эшмор, Р. Д., Махиджани, М. Г., и Лонго, Л. К. (1991). Что красиво, то хорошо, но…: метааналитический обзор исследований стереотипа физической привлекательности. Психологический бюллетень, 110 (1), 109.

    Эфран, М. Г. (1974). Влияние внешнего вида на суждение о виновности, межличностное влечение и суровость рекомендуемого наказания в симулированном задании присяжных. Журнал исследований личности, 8 (1), 45-54.

    Эллис, Г. (ред.). (2018). Когнитивные искажения в визуализациях . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Springer.

    Эрнандес-Хулиан, Р., и Петерс, К. (2017). Внешний вид студента и успеваемость. Журнал человеческого капитала, 11 (2), 247-262.

    Судья, Т.А., Херст, К., и Саймон, Л.С. (2009). Стоит ли быть умным, привлекательным или уверенным в себе (или всем вместе)? Отношения между общими умственными способностями, физической привлекательностью, основными самооценками и доходом. Journal of Applied Psychology, 94 (3), 742.

    Лэнди, Д., и Сигал, Х. (1974). Красота — это талант: оценка задач в зависимости от физической привлекательности исполнителя. Журнал личности и социальной психологии, 29 (3), 299.

    Мур, Ф. Р., Филиппу, Д., и Перретт, Д. И. (2011). Интеллект и привлекательность лица: за пределами эффекта ореола привлекательности. Журнал эволюционной психологии, 9 (3), 205-217.

    Парретт, М. (2015). Красота и праздник: изучение влияния красоты на заработок с использованием данных о чаевых в ресторанах. Журнал экономической психологии, 49 , 34-46.

    Рис, А. (2006). Понимание психологии маркетинга и эффекта ореола. Advertising Age , 17.

    Розенталь Р. и Джейкобсон Л. (1968). Пигмалион в классе. Городское обозрение, 3 (1), 16–20.

    Сигал, Х., и Острове, Н. (1975). Красиво, но опасно: влияние привлекательности преступника и характера преступления на судебное решение. Журнал личности и социальной психологии, 31 (3), 410.

    Thorndike, EL (1920). Постоянная ошибка в психологических рейтингах. Журнал прикладной психологии, 4 (1), 25-29.

    Wells, FL (1907). Статистическое исследование литературных заслуг. (Columbia Univ. Cont. to Phil. & Psych., 16, 3.). Архив психологии .

    Эффект ореола | Психология сегодня

    Отзыв от Psychology Today Staff

    Эффект ореола — это когнитивное искажение, возникающее, когда первоначальное положительное суждение о человеке бессознательно окрашивает восприятие человека в целом.

    При формировании первого впечатления наблюдение за первоначально привлекательной чертой — возможно, красотой или силой — может сделать человека привлекательным, что затруднит пересмотр этого впечатления на основе новой или противоположной информации. Например, привлекательный человек может также восприниматься как интересный, амбициозный или забавный, независимо от того, оправдана ли такая оценка.

    Содержимое
    • Под влиянием эффекта ореола
    • Противодействие эффекту ореола

    Под влиянием эффекта ореола

    Разум ищет в мире информацию, подтверждающую ранее существовавшие убеждения. Люди стремятся избежать трудностей согласования противоречивой информации и надеются чувствовать себя уверенно в своих первоначальных суждениях. Люди сложны; Эффект ореола может быть эффективным способом понять другого человека, пока отношения не начнут развиваться.

    Что является примером эффекта ореола?

    Менеджер может настолько ценить энтузиазм сотрудника, что непреднамеренно напишет блестящую, но незаслуженную аттестацию. Любовь потребителя к определенному продукту может побудить его выбрать товар с той же торговой маркой, когда он сталкивается с двумя вариантами. Эффект ореола может иметь место во многих областях.

    Как вы используете эффект ореола?

    Начните с уверенности в себе, потому что люди замечают, положительно ли вы относитесь к себе. Создание первоначального хорошего впечатления за счет опрятного и организованного внешнего вида может помочь. Конечно, проявляйте энтузиазм к жизни в целом.

    Как эффект ореола используется в маркетинге?

    Исследования показывают, что люди, сидящие на диете, значительно недооценивают количество калорий в пище, когда она маркируется как полезная или органическая. Люди, сидящие на диете, также считают более уместным есть каждый день, даже если это явное излишество. В одном исследовании органическое печенье Oreo получило «ореол здоровья».

     

    Кто ввел термин «эффект ореола»?

    Термин был придуман психологом Эдвином Торндайком в 1920 году. Торндайк попросил командиров оценить солдат по физическим характеристикам, таким как телосложение, и оценить личностные качества, такие как интеллект, лидерство и лояльность. Он обнаружил неожиданно сильную корреляцию между превосходными физическими характеристиками и превосходными личностными чертами.

    Противодействие эффекту ореола

    Может оказаться полезным распознать эффект ореола и противодействовать ему в потенциально проблемных ситуациях. Можно попытаться замедлить процесс рассуждения и сосредоточиться на рассматриваемой черте. Конкретные действия также могут быть полезными: профессора могут, например, анонимно оценивать работы, чтобы предварительная информация не влияла на оценки студента.

    Может ли эффект ореола быть плохим?

    Этот эффект искажает то, как вы можете видеть человека или продукт, думая, что человек или предмет лучше и удивительнее, чем диктует реальность. Мы более склонны приукрашивать отрицательные качества привлекательного человека, такие как эгоизм, и оценивать их скорее положительно, чем по заслугам.

    Может ли эффект ореола исчезнуть?

    Как и следовало ожидать, формирование долгосрочных отношений рассеивает эффект ореола. Это позволяет человеку получить новую и разнообразную информацию для создания более глубокого, нюансированного и более точного портрета человека.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *