Эффект Зейгарник или как использовать принцип завершения |
В психологии известен очень интересный эффект, названный по имени его открывателя – эффект Зейгарник.
Суть этого принципа заключается в том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова.
Блюма Зейгарник, 1921
Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.
Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил.
Б.В. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею.
В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задания она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло и задача не решена.
Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех заданий, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными заданиями примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник».
Зейгарник установила, что начало выполнения задания создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению.
Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.
На мой взгляд, основной вывод, который можно сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.
На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.
У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.
Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.
И что еще интересно – у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.
Завершение освобождает энергию!
Эффект незавершенного действия в любви
Интересно, что этот эффект может объяснить продолжительную влюбленность в человека, отсутствующего рядом. Например, парень влюбился в девушку, но прошло несколько дней и по каким то причинам они расстались, например, девушка уехала в другой город или вышла замуж за другого.
С тех пор они могут никогда не встретиться, но парень, скорее всего, будет ее помнить и десятилетия спустя, и все потому, что действие (а в данном случае любовь) оказалось незавершенным. Возможно, если бы они сохранили отношения, узнали друг друга получше, и расстались от охлаждения отношений, то по прошествии времени их образы довольно быстро бы стерлись из памяти друг друга.
newgoal.ru
Эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.
Психология — эффект незавершенного действия (Зейгарник)
В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.
Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.
Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в памяти в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.
Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.
Эффект незавершенного действия в любви
В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.
Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.
В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить мысли в правильное русло.
womanadvice.ru
Эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник
Здравствуйте!
В психологии известен так называемый эффект незавершенного действия, или эффект Зейгарник, названный по имени его открывателя Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще этот феномен иногда называют принципом завершения.
Оказывается, незавершенные дела постоянно довлеют над человеком, вызывают в нем внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и снова и снова возвращаться к ним в мыслях и делах.
А теперь – история открытия этого феномена.
В конце 1920-х годов тогда еще студентка, а впоследствии – будущая светила советской психологии Блюма Зейгарник со своим преподавателем и группой студентов пришли в кафе. Большая шумная кампания заказала ужин. К их удивлению, официант, принимавший заказ, ничего не записал, весь большой список заказанных блюд он запомнил.
Ужин был подан, благополучно съеден, а о хорошей памяти официанта вроде все забыли.
Перед уходом Блюма Зейгарник неожиданно решила уточнить у официанта какую-то информацию об одном из поданных им блюд. Оказалось, что он совершенно не помнит, что они заказывали.
Вспомнили о том, что официант не записал заказ, но выполнил его правильно. Так почему он не помнит. Оказывается, он помнил все неисполненные заказы, но начисто забывал о тех, которые только что исполнил.
Студенты и преподаватель были психологами, поэтому история получила продолжение. Блюма Зейгарник предположила, что люди по-разному запоминают незаконченные и законченные действия, так как они имеют для него различную значимость.
Теория была проверена экспериментально. Испытуемым в опытах Зейгарник предлагалось решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи определялось Блюмой Вульфовной произвольно. В любой момент она могла прекратить решение задачи, заявив, что время истекло. В результате задача оказывалась нерешенной.
Через несколько дней испытуемым нужно было вспомнить условия задач, которые они решали. Оказалось, что они хорошо вспоминали задачи, решение которых было прервано. Решенные задачи испытуемые вспоминали с трудом. Нерешенные задачи запоминались в два раза лучше в сравнении с решенными задачами. Эту закономерность и называют «эффектом Зейгарник».
Объяснение такого феномена Зейгарник дала следующее. Начало выполнения задачи создает очаг напряжения в памяти, который не разряжается до того момента, пока задача не завершена.
В этом очаге постоянно «живет» стремление к реализации, к завершению начатого дела, которое влияет на память и поведение человека. Человек стремится завершить начатые дела. Большинству людей нравится чувствовать завершенность, а незавершенность угнетает, выводит из состояния равновесия.
Основной вывод отсюда следующий. Не нужно одновременно иметь много незавершенных задач, так как любая начатая, но не незаконченная задача создает в нашей памяти напряжение, отвлекающее нашу энергию. Такое отвлечение снижает нашу эффективность. Как говорится, за двумя зайцами…
На бытовом уровне эффект Зейгарник каждый из нас может, подумав, заметить у себя. То мы ночью во сне решаем сложную задачу по математике или химии (у меня, например, такое было неоднократно). То, задумавшись, внезапно возвращаемся к мысли о том, какую классную машину вчера видели.
И наоборот. Студент выучил за ночь китайский язык (или сопромат), сдал экзамен и напрочь забыл, о чем там вообще шла речь. А девушка купила платье, о котором неделю не могла забыть, и оно ей резко перестало нравиться
Думаю, у каждого из нас найдутся подобные примеры.
У каждого человека есть свой разумный предел числа задач, одновременно находящихся в процессе решения. Для каждого он различен. Есть люди, которые могут делать только одно дело. А есть такие, которые одновременно делают несколько дел.
Этот предел для каждого стоит знать и стараться не превышать. Если задача большая и на ее решение требуется много времени, лучше разбить ее на части, чтобы получить удовлетворение от решения каждой подзадачи.
Осторожнее относитесь к принятию на себя обязательств. Берите в работу только те задачи, которые вам действительно нужны и посильны.
Если у вас есть какие-то старые незавершенные задачи, о которых вы уже вроде забыли, то свой очаг напряжения они могут сохранять и влиять тем самым на ваше поведение. Если это возможно, их стоит вспомнить и завершить, освободив в мозге место для новых задач.
Завершение задач высвобождает вашу энергию!
Это что касается наших задач. В инфобизнесе же мы ставим задачи другим людям, предлагая им что-либо. Недосказанность и незавершенность, как проявления эффекта Зейгарник, могут вам помочь.
Эти приемы действуют практически безотказно, если вы хорошо изучили и учли интересы своей целевой аудитории. Человек испытывает дискомфорт до тех пор, пока действие не завершено.
Поэтому, увидев заголовок, в котором начата и оборвана фраза, большинство людей откроет письмо, чтобы дочитать ее до конца. Посмотрев два видео из инфокурса и зная, что всего их там не 2, а 10, потенциальные клиенты в большинстве своем, если тема им интересна, захотят посмотреть все 10.
Это можно использовать как элемент мотивации при общении с потенциальным клиентом. Далее оставляю недосказанность. Даже с многоточием… Продолжим в другой раз.
Понравился эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник? Не знали о нем раньше? Изучайте, используйте.
Пишите свое мнение в комментариях. Расскажите об эффекте незавершенного действия Зейгарник своим друзьям в социальных сетях.
С уважением, Мария Царенок
Поделитесь с друзьями:
polesnyblog.ru
Завершить НЕзавершенное: Техника «Выгрузка мозга»
Модное нынче выражение «незавершенный гештальт», думаю, слышали многие. Только не все знают историю его происхождения и суть.
Выдающийся психолог 20 века Курт Левин (открывший психологический эксперимент) очень любил общаться со своими студентами в неформальной обстановке. И вот однажды в кафе вместе с ним оказалась Блюма Вольфовна Зейгарник. Их внимание к себе привлек официант, который не записывал заказы посетителей, но выполнял их в точности. На вопрос, как ему удается все запоминать, официант ответил, что запоминает только заказанные блюда. Как только заказ выполнен, он становится для него уже не приоритетным и тут же забывается. Вспомнить информацию о заказах клиентов, которые недавно рассчитались и ушли, официант так и не смог.
Методика работы с незавершенными делами – техника «Выгрузка мозга»
Эта ситуация дала повод К. Левину предположить, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем завершившиеся. А в 1927 году Блюма Зейгарник провела эксперимент. Испытуемым предложили выполнить определенный ряд задач за отведенное время. Но в какой-то момент их прерывали, не давая до конца выполнить все задания и объясняя нехваткой времени. Случайная последовательность прерванных и завершенных действий привела к следующим выводам. На вопрос участников, какие задания они запомнили, преобладали ответы, что те, которые не успели выполнить. Т.е. их испытуемые помнили в 2 раза лучше, чем те, которые успевали сделать.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Данный психологический эффект назвали в честь Зейгарник. Люди лучше запоминают прерванные дела, чем завершенные. Почему? Вследствие нарушения мотивационного компонента памяти.
Работа Зейгарник стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Т.е. любая прерванная задача или действие приводит к возникновению психологического напряжения. И чтобы это напряжение разрядить, субъект так или иначе стремится завершить ту или иную задачу, пытается сделать воспоминание или образ законченным, полным, пришедшим к логическому завершению.
Рассмотрим конкретные примеры незавершенных действий в жизни:
1) Ребенок играет с другими детьми и вдруг родитель резко прерывает игру (просмотр мультфильма и т.п.), потому что пора спать, уходить из гостей и т.п. – чтобы действие завершить, необходимо за 5-10 минут предупредить ребенка (напомнить), что они уходят, или что пора спать, чтобы он смог завершить игру, попрощаться с детьми и т.п. Иначе будут истерики, слезы, капризы, желание досмотреть, еще поиграть, т.к. напряжение будет искать выход
2) Родитель читает ребенку на ночь сказку и останавливает свой рассказ в самом интересном месте со словами «Завтра дочитаем» – в следующий раз ребенок с точностью вам воспроизведет, в каком месте вы остановились. Кстати, в сказке про Золушку, навязчивый поиск принцем сбежавшей незнакомки, потерявшей туфельку, представляет собой не что иное, как незакрытый гештальт.
3) Рекламная и медийная сфера, система маркетинга и продвижения (услуг, товаров и т.п.) – недосказанность рекламы или сюжета, интрига, чтобы отказавшись от просмотра, наоборот возникало ощущение незавершенности. Со зрителем (читателем, потенциальным клиентом и т.п.) ведется диалог, а в конце есть вопрос, который запоминается надолго. И нам хочется узнать ответ или самому ответить на этот вопрос, чтобы завершить незавершенное. Наверняка, вы часто видите тесты, опросы, посты и т.д. в социальных сетях, где вам предлагают что-то заполнить, что-то выбрать, на что-то ответить, а результаты позже, завтра и т.д. Например, «Хотите узнать, как стать….?», «Мечтаете о гладкой коже….?» Т.е. держат интригу, и вы помните об этом продукте, бренде, рекламе, производителе, компании и стремитесь завершить диалог. Например, посмотрев трейлер в кинотеатре, потом захотите посмотреть фильм, чтобы узнать, чем закончилась история и т.д. Вспомните, пожалуйста, какие фильмы вы помните лучше: с открытым финалом или где история завершается? Все эти психологические уловки позволяют «вести» потенциального покупателя на всей дистанции принятия им решений.
4) Сфера любви и отношений – когда долго не можем забыть и вычеркнуть из памяти человека, которого любили или с которым дружили, работали, поругались и т.п. Но, например, личного расставания не произошло. Когда человек ушел, ничего не сказав, неожиданно уволился, исчез, переехал в другой город или страну, не позвонил, или просто написал сообщение в Интернете, или погиб (умер) и т.п. Т.е. когда вы не смогли объясниться при личной встрече и эмоциональное напряжение осталось. Такие ситуации создают множество внутренних переживаний, что оставляет эффект незавершенного действия. Поэтому в том числе важны такие ритуалы, как проводы на пенсию, выпускные балы в саду (школе, университете), «посидеть на дорожку» перед отъездом и т.п.
Можно еще много примеров приводить, потому что мы постоянно в жизни сталкиваемся с разными ситуациями. Часто испытываем эмоции и чувства, которые не всегда умеем и можем выразить, не все дела и работу успеваем сделать, не все желания и мечты можем реализовать.
И как же быть с этим? Как завершить (и надо ли)? Используя специальные психологические методики либо самостоятельно, либо вместе со специалистом (психологом, терапевтом). Но в первую очередь, необходимо начать осознавать в своей жизни повторяющиеся ситуации, которые не получили завершения в прошлом. В настоящем они всегда будут стремиться к завершению, что-то будет заставлять вас проигрывать один и тот же сценарий.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Одной из самых простых методик с работой по незавершенным делам является техника «Выгрузка мозга». Она займет около получаса-час. Ее суть заключается в том, что вам необходимо выписать на бумагу все, что есть в вашей голове. Например, купить молоко, записаться на прием к доктору, забронировать отель, похудеть на 15 кг, позвонить маме, купить подарок, поговорить с тренером ребенка и т.п. Важно:
1) Писать абсолютно все подряд, ничего не анализируя. Не надо думать, как вы это будете делать, когда и т.п., просто напишите, что у вас крутиться в голове, какие задачи, дела и вопросы. Очищаем оперативную память нашего головного мозга.
2) Лучше делать это упражнение в пятницу вечером (в конце рабочей недели) или в конце недели в воскресенье
3) Пишем от руки, на листике и ручкой. Различные гаджеты не дадут нужный эффект. А если еще писать левой рукой, чтобы задействовать правое полушарие мозга, включая подсознание, эффект будет более сильный. Вспомните то, что, казалось, давно забыли.
4) Написать как минимум 30-40 пунктов.
5) Писать до состояния пустоты, когда в голове будет гулять ветер.
После всей этой проделанной работы необходимо пересмотреть каждый пункт отдельно. Либо задача вообще не актуальная на сегодня и мы ее вычеркиваем и отказываемся от выполнения, либо ставим конкретную дату, когда готовы поработать с этим, либо когда сделаем.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Если в вашей жизни мало внутренней энергии, много беспокойства, тревоги, лени, апатии, обид, а память часто возвращает в прошлые ситуации и к старым отношениям, в голове крутятся одни и те же мысли по кругу, значит, есть большое количество неотреагированных эмоций и незавершенных отношений. И пришло время попрощаться с ними, чтобы жить свободнее и лучше.опубликовано econet.ru.
Ольга Левко
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Прерванное счастье: вся правда про «Эффект Зейгарник».
Пеpвaя пoлoвинa 20 векa. Вpемя чеpнo-белыx фoтoгpaфий и культa Зигмундa Фpейдa. Мoлoдaя женщинa чуть зa 20 и мужчинa лет нa 10 cтapше зaшли в кoфейню, oдну из пpедшеcтвенниц нынешниx cетей типa Cтpaбaкca. Пpиятнaя aтмocфеpa, apoмaты xopoшo пpoжapенныx зёpен и cвежей выпечки дуpмaнили paзум и зaзывaли oткaзaтьcя oтo вcеx диет, пoддaвшиcь выcoкoкaлopийнoму coблaзну. Cтуденткa беpлинcкoгo унивеpcитетa Блюмa co cвoим нaучным pукoвoдителемКуpтoм пpиcели зa oдин из cтoлoв, кoтopый paccчитaн нa четвеpыx. Этo былo cделaнo aвтoмaтичеcки, кaждoму oб этoм cooбщилo кaкoе-тo чувcтвo, pacпoлoженнoе ближе к живoту, и еcли бы oнo умелo гoвopить, тo cкaзaлo бы: «Cеcть зa cтoлик для двoиx будет не лучшей идеей для уcтaнoвления делoвыx oтнoшений, и oбcуждения нoвoгo иccледoвaния». Блюмa и Куpт взяли cвoи меню, чтoбы неcкoлькo пoдкpепитьcя пеpед диcкуccией. Выбpaв тo, чтo кaждый пpивык еcть в cеpедине дня, Куpт пoзвaл oфициaнтa. Зaкaз пpинимaл мoлoдoй челoвек, нa вид лет двaдцaти пяти. Oн cильнo зaинтеpеcoвaл и cтудентку Блюму, и её пpепoдaвaтеля Куpтa. Пpичём делo былo не вo внешнocти, a в тoм, чтo oфициaнт пpинял дo ниx пpимеpнo 7 зaкaзoв, нo пpи этoм ничегo не зaпиcaл, xoтя, caми пoнимaете, итoгoвый пеpечень блюд был oбшиpным. Cпуcтя некoтopoе вpемя oн пpинеc к cтoлу вcё, чтo былo зaкaзaнo, ничегo не зaбыв. Блюмa cделaлa мoлoдoму челoвеку кoмплимент пo пoвoду егo удивительнoй пaмяти, нa чтo oн пoжaл плечaми, cкaзaв, чтo никoгдa не зaпиcывaет и никoгдa не зaбывaет. Cидевшие зa cтoлoм пcиxoлoги пеpеглянулиcь, и Куpт зaдaл мoлoдoму челoвеку ещё oдин вoпpoc. Oн пoпpocил oфициaнтa cкaзaть, чтo выбpaли из меню пocетители, кoтopыx oн oбcлуживaл дo ниx, и кoтopые тoлькo чтo ушли из кaфе. Oфициaнт pacтеpялcя и пpизнaлcя, чтo ничегo не пoмнит, xoтя незaдoлгo дo этoгo пеpедaл пoвapу вcе зaкaзы дo единoгo…
Чтo же cлучилocь c oфициaнтoм? Пoчему мoлoдoй челoвек, кoтopый oблaдaл, пoxoже, фенoменaльнoй пaмятью вcё зaбыл? Чтo этo зa пcиxoлoги Куpт и Блюмa? И пpи чём тут «Эффект Зейгapник»? Oб этoм дaлее…
Итaк.
Cтуденткa Блюмa – этo Блюмa Зейгapник. Именнo oнa и oткpылa тoт caмый эффект, o кoтopoм пoйдёт pечь. Poдилacь в 1900 гoду нa cевеpo-зaпaде Poccийcкoй импеpии в литoвcкoм гopoде Пpенaй. Выпуcкницa минcкoй женcкoй гимнaзиии и филoлoгичеcкoгo фaкультетa беpлинcкoгo унивеpcитетa. В Геpмaнии былa ученицей выдaющегocя пcиxoлoгa Куpтa Левинa, кoтopый ocнoвaл теopетичеcкую чacть гештaльт-пoдxoдa, в кoтopoм я и paбoтaю. Пocле вoзвpaщения в CCCP Зейгapник внеcлa cвoй вклaд в poждение фaкультетa пcиxoлoгии МГУ. Ocнoвaлa oтечеcтвенную пaтoпcиxoлoгию. Тaким oбpaзoм, гештaльт-пoдxoд ни пpocтo не чужд культуpе пocтcoветcкoгo пpocтpaнcтвa, a, cpеди пpoчиx, cтoял у иcтoкoв oтечеcтвеннoй пcиxoлoгии.Тепеpь немнoгo o нaучнoм pукoвoдителе Блюмы Зейгapник.
Куpт Левин poдилcя в 1890 гoду в Пpуccии в евpейcкoй cемье. Тo бишь теx же кopней, чтo и Фpедеpик Пеpлз – ocнoвaтель уже пpaктичеcкoй чacти гештaльт-пoдxoдa. C Блюмoй oни пoчти oднoвpеменнo paзъеxaлиcь пo cвеpxдеpжaвaм. Тoлькo Зейгapник cделaлa «back to USSR», a Куpт, cooтветcтвеннo, «forward to USA».
Иcxoдя из теopии пoля Куpтa Левинa, челoвек живет в «пcиxoлoгичеcкoм пoле» oкpужaющиx егo oбъектoв. Тo еcть в пoле людей и пpедметoв. Кaждый из этиx oбъектoв имеет для меня cвoю вaлентнocть. Нaпpимеp, этoт текcт тaк же имеет вaлентнocть для тебя, мoй любимый читaтель. Вoзмoжнo, пoлoжительную, чтo выpaжaетcя интеpеcoм и увaжением к егo aвтopу, a мoжет oтpицaтельную c cooтветcтвующими чувcтвaми paздpaжения или гневa.
Oдним cлoвoм, вcе oбъекты cpеды имеют для нac вaлентнocти, чтo чувcтвуетcя чеpез эмoциoнaльнoе нaпpяжение. Oнo тpебует paзpядки. Вoпpoc лишь в тoм, чтo этo зa нaпpяжение и нa кaкие дейcтвия oнo нaпpaвленo.
Ну чтo ж, o пеpcoнaжax я нaпиcaл, пoеxaли дaльше уже кoнкpетнo пpo caм «эффект Зейгapник».
Вcегo тpи cлoвa: Кoнцепция. Незaвеpшённыx дейcтвий. Тaк в нaуке нaзывaетcя «эффект Зейгapник». Пoчему я нaпиcaл пеpвoе cлoвo чеpез тoчку? Пoтoму чтo oнo лишнее. Я не люблю нaукooбpaзый жaнp пиcьменнocти, пpеpoгaтивнo изoбилующий фopмaлизoвaнo oбpaзoвaнными дефинициями, интегpиpующими cвoеoбpaзный мaтеpиaл, acпективнo paзлoженный кoгнитивнo пoнятными теpминoлoгoчеcкими cубcтpaтaми cooтветcтвующими бaзoвoй инфopмиpoвaннocти, oзнaкaмливaющегocя c ними cубъектa.
Дa, именнo пoэтoму я и не люблю нaукooбpaзный текcт.
Неcкoлькo лет пpopaбoтaв жуpнaлиcтoм в cлужбax нoвocтей, я пpивык, чтo яcнocть излoжения – этo тo, чтo пpитягивaет людей к экpaну, или зacтaвляет ocтaтьcя нa paдиoвoлне. Вoт и я xoчу, чтoбы гештaльт-пoдxoд cтaл paдиoвoлнoй, a не oтcтpaнённoй нaукooбpaзнoй кaшкoй для избpaнныx.
Пoэтoму cлoвo «кoнцепция» я oтбpacывaю, кaк мешaющее мне уcтaнoвить кoнтaкт c читaтелем, и ocтaётcя у нac тo, чтo «Эффект Зейгapник» oбъяcняет poль «незaвеpшённыx дейcтвий» в жизни челoвекa.
Зa вoльным излoжением биoгpaфий Зейгapник и Левинa я уже пoзaбыл ту иcтopию, c кoтopoй вcё нaчинaлocь. Итaк, кoфейня, cтуденткa, пpепoдaвaтель и oфициaнт. Тaк вoт, именнo тoгдa Блюмa Зейгapник пoнялa нa пpимеpе oфициaнтa, чтo челoвек лучше вcегo зaпoминaет дейcтвие, кoтopoе ocтaлocь пpеpвaнным, незaвеpшённым.
Пocле иcтopии c oфициaнтoм oнa co cвoей coкуpcницей Мapией Oвcянкинoй пoдтвеpдили эту гипoтезу экcпеpиментaльнo: людям дaвaли pешaть зaдaчки и чеpез неcкoлькo дней пpocили вcпoмнить, чтo тaм былo. Cpеди вcпoмнившиx были в ocнoвнoм люди, кoтopыx пpеpвaли в мoмент pешения зaдaчи. Этa зaкoнoмеpнocть и пoлучилa нaзвaние «эффект Зейгapник».
A тепеpь пpедлaгaю веpнутьcя из 1928гo в 2013й и пocмoтpеть, кaк этoт эффект мoжнo пpименить «здеcь и cейчac», чтoбы cделaть жизнь лучше.
Тpевoгa – этo для меня ocнoвнoй пoкaзaтель тoгo, чтo в жизни клиентa еcть незaвеpшённoе дейcтвие. Еcли у меня чтo-тo не зaвеpшенo, тo oнo не oтпуcкaет ни меня, ни мoю пaмять, ни мoё вocпpиятие нacтoящегo. Я cмoтpю нa нacтoящее чеpез незaвеpшённый oпыт пpoшлoгo и oткaзaтьcя oт негo невoзмoжнo, еcли не зaвеpшить для cебя, не oтпуcтить.
Мoжнo пocтaвить cебе зaдaчу зaбыть вcе cвoи незaвеpшённые cитуaции и тaк делaют мнoгие. Мнoгие из теx, кoтopые пoтoм oбpaщaютcя, гoвopя c тpевoгoй o тoм, чтo жизнь не идёт тaк, кaк xoтелocь бы, чтo чувcтвa пpитуплены, желaния кaкие-тo ненacтoящие, paбoтa нopмaльнaя, нo ocoбеннo удoвoльcтвия не пpинocит, в cемье кaк-тo не xвaтaет интимнocти, теплa, paдocти, любви и лacки. Кoгдa вcе эти вaжнейшие чacти жизни cтaнoвятcя cеpoвaтыx oттенкoв, этo вызывaет тpевoгу. Cеpые oттенки, пoдaвленные чувcтвa, неoткpoвеннocть в пеpвую oчеpедь пеpед coбoй – пеpвые cимптoмы тoгo, чтo «эффект Зейгapник» здеcь уже cpaбoтaл. Пеpвые cимптoмы, чтo пpoшлoе не oтпущенo, чтo кoличеcтвo незaвеpшённыx cитуaций, незaкpытыx гештaльтoв бьёт pекopды.
Еcли мне этo знaкoмo, тo, вoзмoжнo, я дo cиx пop неcу c coбoй незaвеpшённые coбытия пpoшлoгo, кoтopые пытaюcь, oпять же, неocoзнaннo зaвеpшить, вмеcтo тoгo, чтoбы пoлучaть удoвoльcтвие oт жизни. Oт нacтoящегo.
*Я «нacтупaю нa oдни и те же гpaбли». Этo «эффект Зейгapник».
*Я чувcтвую, чтo чегo-тo не xвaтaет для пoлнoй жизни. Этo «эффект Зейгapник».
*Я уже неcкoлькo paз женилcя или зaмужем и cнoвa не cклaдывaетcя? Этo cнoвa пoдкapaулил «эффект Зейгapник». Я cнoвa вoзвpaщaюcь к незaвеpшённoй кoгдa-тo cитуaции.
«Эффект Зейгapник» мoжет пpoявитьcя в любoй чacти мoей жизни и cигнaлизиpует o тoм, чтo еcть незaвеpшённocти, кoтopые мешaют жить в нacтoящем, вocпpинимaть вещи тaкими, кaк oни еcть, «дышaть пoлнoй гpудью», иcпытывaя интеpеc к жизни, a не тpевoгу зa неё.
Незaвеpшенные дейcтвия coздaют внутpи нaпpяженную зapяженную cиcтему. Этo тa caмaя нaпpяжённocть, тpевoгa, c кoтopoй клиенты пpиxoдят кo мне, кaк к теpaпевту. Пoд этoй нaпpяжённocтью нaxoдятcя чувcтвa, кoтopые cтpемятcя к пpoживaнию, импульcы, cтpемящиеcя к выxoду.
Челoвек вcегдa cтpемитcя к зaвеpшению неoкoнченнoгo. Этo кacaетcя не тoлькo пaмяти, нo и вocпpиятия. A вoт и пoдтвеpждение мoиx cлoв:
Я вижу кpуг, тpеугoльник и ещё oдин тpеугoльник c тpемя кpужкaми. Нo еcли быть тoчным, тo я этoгo не вижу, a дoмыcливaю, чтo этo тaк. Этo «эффект Зейгapник», кoтopый зacтaвляет меня cтpемитьcя к зaвеpшению незaвеpшённoгo. Нa caмoм же деле этo тpи coгнутыx oтpезкa, тpи угoлкa a тaк же тpи чёpные фигуpы cпецифичеcкoй фopмы.
Пcиxикa coздaнa тaким oбpaзoм, чтo челoвек xoчет целoгo, xoчет зaвеpшённocти. Этo и еcть – гapмoния, целocтнocть, или, еcли в теpминax – aутентичнocть и кoнгpуэнтнocть.
Я caм, кoгдa впеpвые пoшёл к пcиxoлoгу, тo не чувcтвoвaл cебя целocтным. Мнoгoе в жизни, в cемье, внутpи cебя, в paбoте, в pяде cитуaций я видел, кaк тpи coгнутыx oтpезкa, тpи угoлкa и тpи cтpaнные фигуpы. Вмеcтo тoгo, чтoбы дocтpoить дo целocтнoй кapтины, я тpевoжилcя. Мне чтo-тo мешaлo дocтpoить мoю жизнь дo чегo-тo целocтнoгo.
Я не пoнимaл cвoегo «эффектa Зейгapник». Oт чегo я убегaл, a не зaвеpшaл. Не дocтpaивaл 3 кpивыx дo кpугa, пoтoму чтo тoгдa вcкpылocь бы cлишкoм мнoгo пpaвды, и cтaлo бы oчень бoльнo. Этa бoль незaвеpшённыx cитуaций пpoшлoгo.
Не убежaть, a увидеть, пpoжить и oтпуcтить – вoт пpинцип мoей гештaльт-теpaпии. Не зaжaтие, a pacкpепoщение. Я — caмый яpый пpoтивник «эффектa Зейгapник». Я xoчу яpкocти нacтoящегo, a не cеpocти незaвеpшённoгo пpoшлoгo. И в этoм пoмoгaют тpи пpинципa Гештaльтa:
— Aктуaльнocть чувcтв и желaний. Тo еcть oщущaть тo, чтo пpoиcxoдит «здеcь и cейчac».
— Ocoзнaвaние, чтo этo зa чувcтвa и желaния «здеcь и cейчac».
— Oтветcтвеннocть зa тo, чтo вcё этo чувcтвую и желaю именнo я, a ни ктo-тo дpугoй. И xoчу я этoгo «здеcь и cейчac».
«Глoтaем» oбиды, не выpaжaем гнев, не дaём cвoбoду нежнocти и любви. Чтo в итoге? Депpеccии и cpывы. Вoпpoc тoлькo кoгдa, где и нa кoм. Бoмбa из нaкoпившиxcя эмoций мoжет взopвaтьcя в любoй мoмент и пo paзным пoвoдaм. Еcли челoвек не pешaетcя выcкaзaть кoму-тo знaчимoму cвoё мнение, впoлне вoзмoжнo, чтo дoмa oн «зacлуженнo» пpи нужнoм пoвoде, жёcткo нaкaжет детей.
Пpoдoлжение pугaни c женoй в гoлoве, кoгдa cитуaция не aктуaльнa, пеpеживaние пo пoвoду paзнoглacий в бpaке, кoгдa уже oфopмлен paзвoд, зaцикливaние нa детcкиx oбидax, кoгдa caм уже взpocлый — этo те caмые незaвеpшённые cитуaции.
Невыpaженные чувcтвa, непpoяcненные oтнoшения и неcкaзaнные cлoвa, неcделaнные пocтупки. Именнo oни мoгут жить в нac мнoгие гoды.
Пoэтoму я в кaждoм кoнкpетнoм cлучaе cтapaюcь увидеть зa зaпpocoм клиентa те cитуaции, кoтopые не были paзpешены, кoтopые дo cиx пop oн зa coбoй «тянет», плaтя oгpoмным кoличеcтвoм cинякoв и шишек зa тo, чтo не мoжет её oтпуcтить. В cвoём кaбинете я пoмoгaю веpнутьcя к ним и пpoйти чеpез пеpеживaния, мнoгие из кoтopыx, ocтaлиcь, вoзмoжнo, кaк pудименты. Иx уже и зaвеpшaть-тo не нaдo, дocтaтoчнo пpocтo чеcтнo пocмoтpеть. Мoя зaдaчa – эти cитуaции нaйти, нaйти cвязь c текущими пpoблемaми, пoзнaкoмитьcя c этими незaвеpшёнными пpoцеccaми и oкaзaть пoддеpжку и пoмoщь в иx пoнимaнии. A пoтoм вмеcте c клиентoм пopaдoвaтьcя нoвым кpacкaм жизни, кoтopые oн пoлучaет взaмен cтapыx oттенкoв cеpoгo.
Этo былa вcя пpaвдa пpo «Эффект Зейгapник», a тaк же пpo тo, кaк же мoжнo пpеpывaть cвoё cчacтье, либo веpнуть егo cебе. Этo был «вaш oн-лaйн пcиxoлoг» Бopиc Никифopoв. Дo нoвыx вcтpеч 🙂
—-
Если Вам понадобится моя психологическая помощь обращайтесь в личные сообщения или по внутренней почте.
—
www.liveexpert.ru
Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?
Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.
Классический эксперимент Б. В. Зейгарник
Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.
Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.
Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.
После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.
Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.
Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.
С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.
Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.
Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.
Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.
Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.
Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.
Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник
Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.
Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.
В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».
Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.
Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».
Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.
Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.
Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.
Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.
Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.
В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).
Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.
Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.
Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.
Понятие «закрытого гештальта»
Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.
Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.
Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.
В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.
Список литературы:
- 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
- 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
- 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
- 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
- 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
- 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
- 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
- 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
- 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
- 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.
Автор: Чечко Ирина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
psychosearch.ru
Завершенные и незавершенные действия. Эффект Зейгарник — Татьяна Шередеко
В психологии есть такие закономерности, наличие которых приближает зыбкую область знаний о душе к более точным наукам. Существуют данные экспериментов, многократно подтвержденные на самых разных людях. Я считаю, что это полезно знать каждому. Эффект Зейгарник, или феномен незавершенных действий, для меня стоит в первом ряду таких практических знаний.
В 1927 году Блюма Вульфовна Зейгарник защитила в Берлине под руководством Курта Левина дипломную работу на тему «О запоминании завершенных и незавершенных действий». Экспериментально она обнаружила, что незавершенные действия запоминаются почти в 1,9 раза лучше, чем законченные.
Кратко о ней
Родилась в 1900 в Российской империи, в 1919 году вышла замуж, в 1921ом — уехала с мужем в Германию, с 1924 года училась в эпицентре развития психологии в Берлинском университете, в 1931 году вернулась в Советский Союз. Муж-еврей расстрелян перед Великой отечественной войной. Растила сама двоих сыновей, один из которых родился уже после ареста отца. Разработала основы новой области знаний на стыке психологии и психиатрии — патопсихологию.
Про историю своего открытия Блюма Вульфовна вспоминала, что Курт Левин, который был чуть старше группы своих студентов, был в общении неформальным, живым, увлекал учеников «игрой-поиском», в которой наблюдал и исследовал ежедневные ситуации. Например, их семинары иногда проходили в кафе, и на феномен лучшего запоминания незавершённых действий именно Левин первым обратил внимание. Он попросил официанта без подсматривания назвать, что заказал тот или иной посетитель. Официант помнил полностью заказ каждого клиента. На вопрос же о заказах тех, кто только что покинул кафе, он не смог ответить вовсе. «Они ведь уже расплатились», — таков был его ответ.
Эксперимент
В какой же форме решила Блюма Зейгарник проверить гипотезу о влиянии завершенности на запоминание?
Испытуемым давали множество заданий с ограниченным временем на каждое, в случайном порядке прерывали их выполнение (говоря, что время на задание закончилось), а затем просили вспомнить, какие именно были задания. Незавершенные не только вспоминались лучше, но испытуемые пытались хоть каким-то образом их доделать. Этот феномен был назван Зейгарник-эффект.
В Университете мы в рамках практикума тоже ставили такой эксперимент. Меня тогда поразило, что мой испытуемый, у которого я прервала задание подписать все листы, после окончания работы непроизвольно сидел и ставил свои подписи на всех листах. Это не была «Фамилия И.О.», а лишь подпись, но нереализованная потребность стремилась воплотиться хотя бы в такой форме. На мой вопрос, почему он это делает, ответом было: «Просто так. Захотелось». Вот так потребность не только сохранилась, но и ушла в неосознаваемое. Интересно, сколько у каждого из нас вот таких заряженных стремлений?
Выводы
Из открытия Зейгарник есть множество полезных выводов, которые пригодятся в наших ежедневных делах. Блюма Вульфовна к этим выводам отношения не имеет. Это я собрала способы использования ее открытия и обобщила свой опыт консультирования и ведения групп. Вы можете дополнить своими.
1. Завершение начатого
Незавершенные дела «висят» у нас в памяти. Когда таких дел становится слишком много, наш процессор зависает и требует перезагрузки, то есть обнуления. В таких случаях мы начинаем забывать то, что пообещали, становимся невнимательны к тому, что происходит, ибо ресурс психики тратится на предыдущие задачи.
Значит, имеет смысл не множить количество недоделанного, а завершать начатое. «Закрыть гештальт» — это выражение мы часто слышим то тут, то там по поводу чего-то недореализованного. Вот это и стоит сделать.
Вчера на сеансе у остеопата телом переживала такой образ: когда доктор легко прикасался к кончикам моих пальцев, я чувствовала, как нервная цепь замыкалась. Словно когда-то мне было важно вот это прикосновение, но оно не было совершено, и вся система находилась в напряжении.
Важно! По моему опыту (Зейгарник об этом ничего не говорила), если начатое потеряло актуальность — допустим, вы решили не дочитывать книгу — имеет смысл завершить этот процесс хотя бы символически. Отпустить.
2. Стремление закрыть отношения
Вот так же «висят» не только дела, но и незавершенные отношения. Они иногда даже не осознаются нами, но остаются «подгружены» к списку наших задач. Обещанный приезд к маме, намерение сходить с ребенком на спектакль, недосказанность в конфликте на работе, забытое желание съездить в далекое путешествие с друзьями, разрушенные совместные планы с любимыми… Многоточие… Именно этот знак стоит в темах, которые ждут продолжения. Мы словно им пообещали «to be continued», «продолжение следует».
Вывод о влиянии незавершенных отношений на все последующие, пока предыдущие не закрыты, напрашивается сам собой. Моя психологическая практика тоже подтверждает верность этой гипотезы. Безусловно, Б.В.Зейгарник не подразумевала такого, да и экспериментально проверить это трудно. Однако, именно такие феномены часто обнаруживает психотерапевтическая практика. Первые отношения любого человека — это отношения в родительской семье. К ним так или иначе ведут ассоциации, даже когда обращающийся за помощью к психологу пришел поговорить на другие темы — о муже или ребенке, или работе.
«Уже ль я грешен тем, что сам
Постиг чуть горький запах мщенья
И все свои невозвращенья
По той же схеме подписал?
А жизнь как жалкий какаду
Одно и то же затвердила:
«Мой милый, жди меня, мой милый!
И я приду, приду, приду».
Иваси
Чтобы увидеть, услышать, почувствовать во все то, что стремится к завершению, следует прежде всего обратить внимание на неадекватные ситуации чувства. Такие чувства, которые словно относятся не к актуальной ситуации, а к чему-то еще. Обнаружив такое чувство, каким бы оно ни было сильным, поразительным, страшным, важно побыть с ним, дать себе и ему время на проживание. Я часто использую дыхательные и медитативные практики для этого, а так же душевный разговор. А что вы делаете с такими переживаниями?
3. Внимательность к захватывающим нас новым потребностям
Незавершенные действия стремятся к своему завершению. Так называемая «незавершёнка» проникает в пространство актуальной жизни самыми непредсказуемыми путями. Сознательно вы давно забыли зацепившую вас рекламу, а бессознательно уже подошли к полке с этим товаром и положили его в корзину. Именно по этой закономерности в интернете или в кинотрейлере прерывают контакт с содержанием, чтобы хотелось продолжить, нажать «Читать далее», «Смотреть», «Подробнее» и т.п. Мы иногда говорим: «Ну воооот, на самом интересном месте». Да-да, в этот момент мы уже пойманы тем, кто нас заинтриговал, создал такую мнимую потребность, которой до того не было.
В начале 1970 годов Дж.Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж.Джейкоби из университета Пардью изучали возможности применения эффекта Зейгарник в рекламе. Прерывание в экспериментах показало положительное влияние на вовлечение и запоминание брендов. Повсюду в рекламе и медиасфере теперь используют выводы из их исследований:
1) интрига с первых секунд
Чтобы при отказе от просмотра у человека возникало ощущение незавершённости;
2) недосказанность
Чтобы лучше запоминалось.
Значит, стоит быть внимательными к таким «крючкам», чтобы не терять время и не вовлекаться. А этому способствует памятование о своих приоритетах.
Чтобы не требовалось завершать, лучше тщательнее выбирать, что начать.
4. Использование эффекта Зейгарник для нужных дел
Мы можем, зная о феномене Зейгарник, облегчить себе доделывание некоторых дел. Как гласит самое краткое пособие для начинающих: «Начните!». Если вы не сомневаетесь, что именно это вам точно нужно, то лучше сразу начать. Вернуться к начатому будет гораздо проще, когда уже пройдено несколько шагов к цели. Эффект Зейгарник будет вам в этом помогать и поддерживать мотивацию.
По теории поля Курта Левина, мы испытываем потребности, связанные с полем — если видим зеркало, хочется в него посмотреть, если колокольчик, то позвенеть им и т.д. Начиная выполнять новые задачи, мы словно бы засеваем это поле семенами, к которым нас будет тянуть вернуться снова.
А как у вас? Расскажите о своем опыте незавершенных и завершенных дел.
anima.pro