«Эффект ореола» — это склонность человека оценивать поступки других людей на основании первого впечатления
Эффект ореола — это научное объяснение того, почему мы склонны навешивать на окружающих ярлыки, и затем не желаем с этими ярлыками расставаться. В условиях, когда вы узнали человека поверхностно, только с одной стороны, либо были до знакомства ознакомлены с его репутацией, создаётся благоприятная почва для того, чтобы эффект ореола проявился во всей красе. Рассмотрим на примере.
Новый коллега на работе вызвался вам помочь и очень эффективно решил вашу проблему. К тому же был мил и дружелюбен. «Хороший человек, просто замечательный» — решаете вы и больше этим коллегой особо не интересуетесь. А затем узнаёте, что он побил свою жену. «Не может быть! Он хороший человек, просто замечательный, это всё пустые сплетни.» — думаете вы. Но когда выясняется, что всё так и есть, и ваш коллега склонен к бытовому насилию, вы думаете что-то вроде: «Эх, такой был хороший человек, жизнь, видимо, довела или жена плохая или, может, у него депрессия».
Эффект ореола может быть как положительным так и отрицательным. Он может проявляться не только в отношении ваших личных знакомых, но и в отношении публичных лиц, звёзд, политиков, а также популярных брендов. Если вам однажды понравился определённый продукт какой-то компании, то нередко вы выдаёте «кредит доверия» этой фирме и считаете, что все их товары высочайшего качества, логотип приятный, а рекламная кампания интеллектуальная и ненавязчивая. Хотя возможно, всё совсем не так, но нет ни времени, ни желания разбираться во всём этом, и вы с удовольствием следуете повешенному вами ярлыку.
Эффектом ореола с успехом пользуются мошенники. Пример из классики: чиновники в комедии Гоголя «Ревизор» изначально познакомились с Хлестаковым как с ревизором.
Уверенность в том, что перед ними именно член ревизионной комиссии, долгое время позволяла им закрывать глаза на то, что Хлестаков не разбирается в своей работе, не занимается ей, и вообще, на ревизора никак не похож.Эффект ореола возникает в условиях:
— дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;
— перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
— незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
— стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
— яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.
Разумеется, эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей и является одним из последствий врождённого человеческого субъективизма.
Эффект ореола: что это и как избежать
Дмитрий Ершов
Автор Викиум
Эффект ореола или гало-эффект — это когнитивное искажение, в результате которого общее впечатление о человеке формируется по каким-то определённым чертам, характеристикам, особенностям. Например, вы видите красивого, статного, хорошо одетого мужчину и сразу думаете, что он успешный, умный, целеустремлённый. Но может быть совсем по-другому.
Не стоит недооценивать влияние этого психологического феномена. Каждый из нас может приклеить к собеседнику ярлык, посчитав его по первому впечатлению успешным или неудачником. А можно ли впоследствии изменить сформированное мнение?
Содержание:
- 1 Первое впечатление может быть обманчивым
- 2 Суть феномена
- 3 Для чего нужен мозгу эффект ореола?
- 4 Как избавиться от гало-эффекта?
Первое впечатление может быть обманчивым
Первое положительное впечатление о человеке может заставить воспринимать все черты его характера в этом же ключе. Призма первичной оценки долгое время будет накладывать тот или иной оттенок на все поступки человека, независимо от его желания нам понравиться.
В этой ситуации не работает параллель «встречают по одёжке, провожают по уму», так как эффект ореола вынуждает провожать по той же одёжке. Разглядеть за ней ум носителю ореола бывает очень даже непросто.
Такая оценка часто присутствует в детских и подростковых коллективах. Если новичку не удалось изначально расположить к себе одноклассников, то решить вопрос можно лишь переводом в другой класс.
Суть феномена
В своих трудах психолог Эдвард Торндайк упоминал, что наша оценка формируется под влиянием определённых черт личности, например, внешний вид, коммуникабельность, доброжелательность. Гало-эффект способен исказить наше восприятие концентрацией внимания на привлекательности объекта, которая затмевает остальные качества. Специалисты социальной психологии относят этот эффект к когнитивным искажениям.
Представьте ситуацию: вы знакомитесь с человеком с хорошими манерами, и в вашей голове создаётся образ утончённого, образованного и обаятельного собеседника. То есть одна отличительная черта позволила вам додумать остальные неизвестные вам качества.
В пример можно привести человека с лишним весом, который воспринимается как ленивый и даже глупый. А вот студенты в очках, напротив, считаются более начитанными и умными. Не избежали действия гало-эффекта и звёзды Голливуда, которые ассоциируются с запоминающимися персонажами из фильмов.
Для чего нужен мозгу эффект ореола?
Зачем же мозг намеренно заводит нас в ловушку? За свою жизнь мы обрабатываем большие объёмы информации. Эффект ореола играет роль защитного механизма, а также упрощает взаимодействие с объектами и их классификацию при минимуме сведений. Глубокий анализ потока визуальных и других стимулов просто свёл бы нас с ума.
Как избавиться от гало-эффекта?
Мы постоянно попадаем под влияние этого когнитивного искажения, несмотря на то, что часто замечаем его в восприятии других или в собственной оценке. Если попавший под ореол человек нам дорог, единственной возможностью поменять мнение станет разделение первого впечатления на ведущие и второстепенные черты, которые под действием гало-эффекта остались незамеченными. Необходимо трезво оценить информацию, чтобы не превратиться в жертву самообмана.
Желательно также собрать информацию о собственном ореоле и о том, какими нас видят другие люди. Возможно, вы почувствуете, что вас представляют не так, как есть на самом деле. Можно честно заявить о феномене гало-эффекта и попросить человека лучше познакомиться с вашими качествами. Никому не помешает задуматься, каким бы он хотел быть в глазах окружающих, и что стоит сделать, чтобы изменить ситуацию и при этом остаться собой.
Развивайте мышление, чтобы бороться с когнитивными искажениями и не попадать под их влияние. Пройдите курс «Развитие мышления» и научитесь воспринимать реальность иначе.
Эффект ореола — эксперимент Нисбетта и Уилсона
Эксперимент Нисбетта и Уилсона
Эффект ореола идеально подходит для ситуации с голливудскими знаменитостями, где люди с готовностью предполагают, что, поскольку эти люди физически привлекательны, из этого также следует, что они умны, дружелюбны, а также проявлять здравый смысл. Это также в значительной степени относится к другим известным людям, таким как политики.
Откройте для себя еще 27 статей по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Эксперименты по социальной психологии
- Эксперимент Милгрэма
- Эксперимент с куклой Бобо
- Эксперимент в Стэнфордской тюрьме
- Эксперимент Аша
Исследовательский вопрос
Нисбетт а эксперимент Уилсона был направлен на то, чтобы найти ответ на вопрос об осведомленности людей о гало эффект.
Исследователи считают, что люди мало осведомлены о природе эффекта ореола и что он влияет на их личные суждения, выводы и более сложное социальное поведение.
Исследовательский вопрос
Эксперимент Нисбетта и Уилсона был направлен на поиск ответа на вопрос об осведомленности людей об эффекте ореола.
Исследователи считают, что люди мало осведомлены о природе эффекта ореола и что он влияет на их личные суждения, выводы и более сложное социальное поведение.
Эксперимент
В этом эксперименте студентов колледжа в качестве участников попросили оценить преподавателя психологии во время видеозаписи интервью. Инструктор будет оцениваться по нескольким параметрам.
Студенты были разделены на две группы, и каждой показывали одно из двух разных интервью с одним и тем же преподавателем, который является франкоговорящим бельгийцем, говорящим по-английски с довольно заметным акцентом.
В одном видео инструктор представил себя как симпатичного человека, уважающего интеллект и мотивы своих учеников, гибкого в своем подходе к обучению и увлеченного своим предметом. В другом интервью он представился совсем по-другому, необычно, если быть точным. Он был холоден и недоверчив к ученикам и был довольно жестким в своем стиле преподавания.
После просмотра видео испытуемых попросили оценить лектора по внешности, манерам и акценту. Следует отметить, что манеры и акцент в обеих версиях видео остались прежними.
Результаты
После просмотра интервью испытуемых спрашивали, насколько, по их мнению, им понравился учитель. Испытуемые будут оценивать его по 8-балльной шкале от «очень нравится» до «крайне не нравится». . Других испытуемых попросили определить, насколько характеристики, которые они только что оценили, повлияли на их симпатию к учителю.
Удивительно, но после ответов на анкету респонденты были озадачены своей реакцией на видеозаписи и вопросы анкеты.
Студенты понятия не имели, почему они поставили одному лектору более высокие оценки. Большинство заявили, что то, насколько им понравился лектор из того, что он сказал, никак не повлияло на их оценку его индивидуальных особенностей.
Заключение
Судя по результатам, испытуемые явно не знали об эффекте ореола и характере влияния глобальной оценки на их рейтинги.
Результаты также показывают, что глобальные оценки изменяют оценки атрибутов, о которых человек имеет информацию, полностью достаточную для проведения независимой оценки. Испытуемые были убеждены, что они судят о внешности, манерах и акценте лектора, не принимая во внимание, насколько он симпатичен.
Применение
Эффект ореола теперь стал бизнес-моделью; поэтому он стал хорошо известен в деловом мире. Специалисты по маркетингу используют ассоциации с известными брендами или именами, чтобы их продукт выглядел лучше. Прикрепление имени популярного дизайнера к простой паре джинсов невероятно повышает ее рыночную стоимость.
В эффекте ореола интересно то, что люди могут осознавать и понимать конкретное явление, но они понятия не имеют, когда оно уже происходит. Не осознавая этого, мы естественным образом выносим суждения. И потом, даже когда нам на это указывают, мы все равно отрицаем, что это продукт явления эффекта ореола.
Источники
Эффект ореола: Когда ваш собственный разум является загадкой
Wikipedia.com: Эффект ореола
Эффект ореола: свидетельство бессознательного изменения суждений Ричард Э. Нисбетт и Тимоти ДеКэмп Уилсон (Journal of Personality and Социальная психология 1977, Vol.35, No.4, 250-256)
Что такое эффект ореола в психологии?
Эффект ореола в психологии — это идея о том, что одна черта человека используется для вынесения общего суждения о нем, т. е. что красиво то хорошо.
«Эффект ореола» — классическое открытие в социальной психологии.
Это идея о том, что глобальные оценки человека (например, она привлекательна) перетекают в суждения об их конкретных чертах (например, она умна).
Его иногда называют принципом «что красиво, то хорошо», или «стереотипом физической привлекательности».
Эффект ореола называется потому, что ореол часто использовался в религиозном искусстве, чтобы показать, что человек хороший.
Святой купается в небесном свете, как люди купаются в метафорическом позитивном свете, главным образом своим внешним видом.
История эффекта ореола
Эффект ореола был придуман американским психологом Эдвардом Л. Торндайком.
Торндайк заметил, что при оценке других людей высокие и привлекательные люди автоматически считались умнее и «лучше» других.
Внешность — самый сильный предсказатель эффекта ореола.
Другой известный психолог Соломон Аш обнаружил, что первые впечатления людей чрезвычайно важны для эффекта ореола.
Примеры
Голливудские звезды отлично демонстрируют эффект ореола.
Поскольку они часто привлекательны и симпатичны, мы, естественно, предполагаем, что они также умны, дружелюбны, проявляют здравый смысл и так далее.
То есть до тех пор, пока мы не наткнемся (порой в изобилии) на доказательства обратного.
Таким же образом политики используют «эффект ореола» в своих интересах, пытаясь казаться теплыми и дружелюбными, при этом говоря мало по существу.
Люди склонны считать свою политику хорошей, потому что человек кажется хорошим.
Это так просто.
Но вы могли бы подумать, что мы можем выявить такого рода ошибочные суждения, просто проведя самоанализ и, так сказать, проследив наши мыслительные процессы обратно к исходной ошибке.
В 19В 70-х годах известный социальный психолог Ричард Нисбетт решил продемонстрировать, насколько мало у нас на самом деле доступа к нашим мыслительным процессам в целом и к эффекту ореола в частности.
Классическое исследование
Нисбетт и Уилсон хотели изучить, как студенты выносят суждения о лекторе (Nisbett & Wilson, 1977).
Учащимся сказали, что исследование изучает оценки учителей.
В частности, как им сказали, экспериментаторов интересовало, варьируются ли суждения в зависимости от степени воздействия студентов на конкретного лектора.
Это была полная ложь.
На самом деле студенты были разделены на две группы, которые собирались посмотреть два разных видео одного и того же лектора, у которого оказался сильный бельгийский акцент (это важно!).
Одна группа наблюдала за тем, как лектор очень тепло и дружелюбно отвечал на ряд вопросов.
Во второй группе один и тот же человек отвечал на вопросы холодно и отстраненно.
Экспериментаторы сделали так, чтобы было очевидно, кто из альтер-эго лекторов более симпатичен.
В одном он, кажется, любил преподавать и студентов, а в другом он производил впечатление гораздо более авторитарной фигуры, которая вообще не любила преподавать.
После того, как каждая группа студентов просмотрела видео, их попросили оценить лектора по внешности, манерам и даже его акценту (манеризмы были одинаковыми в обоих видео).
В соответствии с эффектом ореола, студенты, увидевшие «теплое» воплощение лектора, оценили его более привлекательным, его манеры более симпатичными и даже его акцент более привлекательным.
Это было неудивительно, так как подтверждало предыдущую работу над эффектом ореола.
Эффект ореола действует бессознательно
Удивительно, но студенты понятия не имели, почему они поставили одному лектору более высокие оценки, даже после того, как им дали все шансы.
После исследования им сказали, что то, насколько им понравился лектор, могло повлиять на их оценки.
Несмотря на это, большинство заявило, что то, насколько им понравился лектор из того, что он сказал, совершенно не повлияло на их оценку его индивидуальных особенностей.
Для тех, кто видел крутого лектора, результаты были еще хуже — студенты поняли это наоборот.
Некоторые думали, что их оценки его индивидуальных характеристик на самом деле повлияли на их общую оценку его привлекательности.
Даже после этого экспериментаторы не были удовлетворены.
Они снова опросили студентов, чтобы спросить их, возможно ли, что их глобальная оценка лектора повлияла на их оценки атрибутов лектора.
Тем не менее, ученики сказали им, что это не так.
Они были убеждены, что сделали свое суждение о внешности, манерах и акценте лектора, не принимая во внимание, насколько он симпатичен.
Эффект ореола в бизнесе
Эффект ореола сам по себе завораживает и теперь хорошо известен в деловом мире.
Согласно «Reputation Marketing» Джона Маркони, книги, на обложке которых написано «Harvard Classics», могут стоить в два раза дороже, чем та же самая книга без одобрения Гарварда.
То же самое и в индустрии моды.
Добавление имени известного модного дизайнера к простой паре джинсов может сильно поднять их цену.
Но этот эксперимент демонстрирует, что, хотя мы можем понять эффект ореола интеллектуально, мы часто понятия не имеем, когда он происходит на самом деле.
Вот что делает его таким полезным эффектом для маркетологов и политиков.
Совершенно естественно, что мы вносим те приспособления, которые продемонстрированы в этом эксперименте, даже не осознавая этого.
И потом, даже когда нам на это указывают, мы вполне можем это отрицать.
Эффект ореола на рабочем месте
Эффект ореола обычно влияет на прием на работу, оценку производительности и многие другие аспекты рабочего места.
Эффект ореола может быть даже одним из самых распространенных искажений, действующих в этой области.
Менеджеры обычно дают более высокие оценки работникам, которые привлекательны, полны энтузиазма или очень хорошо одеты, а не их навыкам выполнения работы.
Одним из известных примеров эффекта ореола является обнаружение того, что привлекательные официанты получают больше чаевых, чем их менее привлекательные коллеги (Parrett, 2015).