Эффект ореола в психологии пример: Эффект новизны ореола: что это такое?

Содержание

Эффект новизны ореола: что это такое?

Гулия Конкина Учебный центр TeachLine

Когда мы смотрим за блогерами в Instagram, чаще всего считаем, что это успешные люди, которые ярко живут, всего достигают. Основа для рассуждений — их посты и сторис. Но при этом никаких гарантий, что все это правда, у нас нет. Срабатывает эффект ореола. В статье подробнее разберем, что это такое.

Что такое эффект ореола?

Термин «эффект ореола» впервые употребил американский психолог Эдвард Торндайк. В 1920 году в одной из своих работ он описал эксперимент, в котором приняла участие группа людей. Суть сводилась к тому, что при оценке человека участники эксперимента одно отрицательное качество переносили на все черты в общем. Например, если им не нравилась грубость человека, то не нравился в целом человек. Они считали, что и остальные качества личности такие же плохие.

Джон Монахан в 1941 году подтвердил эту теорию еще одним исследованием. В своем эксперименте он отметил, что жюри присяжных сложно вынести приговор симпатичному им человеку. Им тяжело принять, что эта личность могла совершить тяжкое преступление.

Эффект ореола (или гало-эффект) — это когнитивное искажение. Смысл психологического феномена в том, что человек основывается на свои первые впечатления и составляет ошибочные (ничем не доказанные) суждения. Возьмем тот же пример с блогерами из Instagram. Когда мы их оцениваем, основываемся на свои впечатления на их сторис и посты. Нам кажется, что у этих людей все хорошо. Это некий ярлык, который мы повесили. Точных доказательств, что человек успешен и счастлив, при этом нет.

Давайте рассмотрим еще несколько примеров эффекта ореола:

  • Если девушка встречает красивого и ухоженного молодого человека в костюме, опять же предполагает, что он успешный;
  • Жители других стран воспринимают «россиян» суровыми;
  • А мужчина-водители считают, что абсолютно все женщины плохо водят машину;
  • Если вам не понравилась одна книга автора, то, скорее всего, и другие его работы вы будете считать такими же бездарными.

Эффект ореола работает при любой оценке: как положительной, так и отрицательной. Мы привязываем себя к ярлыку и выстраиваем общую оценку человеку или бренду. То есть вместо многогранной оценки основываемся только на одно впечатление.

Как применяется эффект ореола в маркетинге?

Эффект ореола проявляется и в маркетинге. Давайте рассмотрим конкретные примеры.

  • Представим, что вы покупаете часы какого-то бренда. Внешне дизайн вам настолько нравится, что вы сразу думаете, что часы классные и функционально. Хотя доказательств этому нет;
  • Оказываясь на сайте компании, вы разочаровываетесь. Неудобный интерфейс, старый дизайн, тексты с ошибками. Вы делаете вывод, что компания сама по себе такая же несовременная. И, основываясь на негативное восприятие, к этой организации не обращаетесь;
  • Вы пользуетесь кофемашиной определенного бренда. Вас все устраивает: для вас это идеальная машина. Вы считаете, что миксер того же бренда будет аналогичным по качеству;
  • Вы следите за какой-то компанией в социальных сетях. Они их классно ведут: поддерживают все тренды, используют только качественные фото, снимают креативные видео. Вы полагаете, что товар этого бренда такой же классный;
  • Если вам нравится какой-то блогер, то его услуга/товар вам тоже симпатичны. Вы покупаете у него курс, берете консультацию, доверяете человеку;
  • Эффект работает и с известными личностями. Например, если бренд рекламирует неприятный для вас человек, то пользоваться рекламируемым им товаром вы, скорее всего не будете. И наоборот: если вам нравится Павел Воля, вы купите кириешки, которые он рекламирует.

А тех, кто готов не только изучать этот эффект, но и применять в работе, мы приглашаем на онлайн-курс «Интернет-маркетолог от TexTerra». Опытные специалисты нашей компании поделятся с вами своими знаниями в области интернет-маркетинга: обсудим SEO, бизнес-аналитику, контент-маркетинг, работу с аудиторией, отслеживание и создание KPI и пр.

Расскажите об этом:

Автор: Гулия Конкина

Эффект ореола в психологии примеры.

Эффект «Ореола»

Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека.

Э. аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем.

В случае если образ сложился положительный, то при дальнейшем взаимодействии мы будем отыскивать в нем только положительные черты, не замечая недостатков. В случае если, напротив, человек на первый взгляд по каким-либо причинам вызывает у нас негатив — то каким бы он не был замечательным, мы будем замечать только его недостатки.

Сформировавшаяся специфическая установка служит «Ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.

Поэтому многие говорят о важности первого впечатления, и о том, что второго раза произвести первое впечатление не бывает.

Этот эффект проявляется, в основном, при оценке людей незнакомых, общение с которыми происходит редко. При более частом общении с этим человеком, эффект ореола исчезает, и отношение к нему становится более объективным. Но будет ли дальнейшее общение происходить — также во многом зависит от первого впечатления.

Эффект ореола возникает в условиях:
— Дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;.

Перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;.

Незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «Ореол»;.

Стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;.

Яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

Эффект «Ореола» может проявляться как в позитивном, так и негативном смыслах.
Преувеличение достоинств объекта восприятия приводит к восхищению им и полному игнорированию его реальных статуса и качеств.
В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей.

Эффект ореола — хорошо известное явление в мире бизнеса. Например, книга с лейблом а-ля «Рекомендовано Университетом Harvard» стоит в два раза дороже (и продается намного лучше) той же книги, но без «одобрения» гарварда. В индустрии моды — простые джинсы взлетают по стоимости в десятки раз, если представить их от имени известного модельера.

Так уж происходит, что хотя мы понимаем эффект ореола интеллектуально, мы часто не задумываемся над этим, и потому не замечаем его в повседневной жизни.

Эффект ореола – это объяснение, почему мы так любим навешивать на окружающих нас людей ярлыки. И потом не хотим с этими ярлыками прощаться. Когда вы человека узнали с одной стороны, поверхностно или немного знакомы с его репутацией — во всей красе проявляется эффект ореола.

Влияние на мнения, содержание знаний, оценка личности и специфические установки, которые имеет один человек по отношению к другому человеку – это и есть эффект ореола. Встречаем по одежке, а провожаем…

Эффект ореола и его психология

Эффект ореола, его еще называют «гало — эффект», возникает при оценке и восприятии людьми, в процессе общения друг друга. Может возникнуть специфическая установка у воспринимающего вас человека, основываясь на полученной ранее информации о вас. Искажения информации о ваших профессиональных качествах, репутации, о вашем статусе или других личностных характеристиках. Э. Аронсон (профессор психологии) подчеркивает, то что в первую очередь узнаем о человеке, для нас имеет решающее значение.

Так мы формируем знание о человеке и говорим о нем.

Специфическая установка которая сформировалась служит нам «ореолом» и мешает видеть достоинства, реальные черты. Возникает эффект «ореола» в условиях:

  • недостаток времени. Чтобы ближе познакомиться с человеком и обстоятельно обдумать ситуацию в которую попал этот человек. Узнать его личностные качества;
  • огромнейшая перезагрузка информацией. У нас накапливается много информации о разных людях, что мы не имеем времени и возможности обдумать все, что знаем о каждом человеке в отдельности;
  • абсолютная не значимость человека. Возникает неопределенное, смутное представление о его «ореоле»;
  • восприятие, которое возникло на базе обобщенного представления о группе людей, к которым человек принадлежит так или иначе;
  • личность неординарная, яркая. Одна такая черта личности отбрасывает на задний план, другие его качества. Привлекательность физическая очень часто является характерной чертой;
  • «гало-эффект» может проявиться в позитивном, но и негативном смыслах.

Пример эффекта ореола

Сильно преувеличенные достоинства человека приводит к тому, что реальные качества и его статус игнорируются людьми. Реальность не замечают.

Поведение человека, который на себя принимает ореол позитива, можно характеризовать особенностями, конечно только определенными. Для того что бы поддержать этот эффект ореола человек стремится из-за всех сил всегда быть в центре внимания. Всегда очень много говорит. Старается себя показать осведомленным и очень активным. Пытается занять место лидера.

Смысл негативного эффекта, это когда очень приуменьшают достоинства человека. Восприятие человека приводит к предубеждению его со стороны людей воспринимающих.

Предубеждение – это установка людей, специфическая, которая основана на сведениях о человеке, его отрицательных качествах. Обычно такую информацию не проверяют, а воспринимают как правда.

Изучение в области этнической психологии имеет значение предупреждений. На основе предупреждений строится восприятие других этносов.

В коллективе негативная информация о личностных качествах нового сотрудника может вызвать предубеждение. Что может затруднить адаптацию его в коллективе.

На тему эффекта ореола написано немало книг. И одной из наиболее популярных является книга Фила Розенцвейга, которая так и называется «Эффект ореола». В этом издании автор проанализировал успех в бизнесе и открыл глаза на успех компаний. Эта книга абсолютно развенчала миф об относительных причинах успеха в бизнесе. Она является важнейшей книгой по менеджменту.

В социальной психологии подобного рода ассоциации получили название гало- эффектов, или, проще говоря, эффектов ореола. Суть этих эффектов состоит в том, что одна привлекательная и яркая черта человека, словно ореол или нимб, затмевает для окружающих все другие черты. Если говорить об ореоле физической красоты, то он к тому же распространяется не только на характеристики самого красивого индивида, но и на других людей. Оказывается, находиться в компании красивого человека просто выгодно.

Эффект ореола действует в однополых парах, причем как женских, так и мужских. Люди с заурядной внешностью рядом с красивым индивидом воспринимаются как более привлекательные, и наоборот, рядом с некрасивым — как менее привлекательные.

В разнополых парах этот эффект действует только в одном направлении: мужчина выигрывает от соседства с красивой женщиной, но он же будет выглядеть неприглядно, находясь в компании с некрасивой женщиной. В то же время некрасивая или с заурядной внешностью женщина не получает никаких преимуществ рядом с красивым мужчиной. Дэниел Бар-Тал и Леонард Сейкс (Bar-Tal & Saxe, 1976) показывали участникам эксперимента фотографии, по версии исследователей, семейных пар, на которых были засняты либо некрасивый мужчина рядом с красивой женщиной, либо некрасивая женщина рядом с красивым мужчиной. Мужчина с непривлекательной внешностью рядом с красивой женщиной характеризовался участникам исследования как человек, добившийся значительных успехов — богатый, умный, хороший профессионал.

Некрасивая женщина в паре с красивым мужчиной ничего не выигрывала. О ней говорилось только, что она некрасива.

Красивые люди, как мужчины, так и женщины, в большей мере удовлетворены качеством своих социальных взаимодействий с окружающими, чем некрасивые, получают больше удовольствия или удовлетворения от общения. Но имеется и другая, прямо противоположная тенденция, которая проявляется в том, что люди с привлекательной внешностью могут быть не удовлетворены собой и иметь низкую самооценку. По мнению Брэнды Майор и коллег, подобное положение дел является следствием осознания красивыми людьми того факта, что окружающие ценят в них лишь внешнюю физическую привлекательность, а не их социальные качества и достоинства: способности, интеллект, человечность, достижения и т. д. (Чалдини, 1999). Кроме того, чем привлекательнее мужчина, тем больше он общается и взаимодействует с женщинами и меньше — с другими мужчинами. Вместе с тем внешняя привлекательность женщин не коррелирует с количеством социальных взаимодействий.

Это объясняется тем, что красивые женщины, как правило, не обладают навыками и искусством социального общения в отличие от красивых мужчин, которые, напротив, очень искусны, а потому и успешны в общении.

Шерон Брем (Brehm, 1992) считает, что это может быть следствием гендерноролевых стереотипов, согласно которым мужчине надлежит быть активным, а красивой женщине — пассивной. Социальное окружение, прежде всего родители, побуждают красивых женщин следовать этому стереотипу, препятствуя тем самым развитию у них навыков социального общения. Что касается некрасивых женщин, то им окружение не препятствует в развитии навыков общения, поэтому они научаются хорошо взаимодействовать с другими людьми и получают от этого удовлетворение.

В заключение отмстим, что стереотипное восприятие красоты действует и в противоположном смысле: хороший — значит красивый. Мы переоцениваем физическую привлекательность тех людей, которые нам нравятся, не из-за их красоты, а по каким-то другим причинам. Так, например, люди, вызывающие у нас восхищение своими талантом, успехами, достижениями и т. д., кажутся нам также и внешне красивыми и привлекательными.

Эффект ореола

Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его , черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э. о., как и многих других явлений социальной перцепции (см. ), лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию , упрощение и отбор.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эффект ореола

Распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1 ) в форме позитивной оценочной пристрастности — «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;

2 ) в форме негативной оценочной пристрастности — «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

В основе эффекта ореола ( и многих других явлений перцепции социальной) лежат механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации об объектах социальных при ее недостатке.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое «эффект ореола» в других словарях:

    ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — восприятие поступков и личностных качеств человека на основе общего оценочного впечатления о нем (в условиях дефицита информации). При формировании первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной… … Профессиональное образование. Словарь

    ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к… … Педагогический словарь

    Эффект ореола — – влияние одной конкретной необычной черты кого то или общего впечатления от него на суждение о нем в целом, на окончательное суждение (положительное или отрицательное). Ср. Эмоциональная предубежденность. Ср. одни имеют о С. Есенине хорошее… …

    Психология общения. Энциклопедический словарь

    Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Психологический лексикон

    Общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении. Термины юридической психологии … Юридическая психология: словарь терминов

    Эффект ореола (halo effect) — Э. о. тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно выраженной чертой: по видимому, такая оцениваемая черта оказывает… … Психологическая энциклопедия

    См. эффект ореола. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …

    Феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком (см. перцепция социальная) по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информ … Большая психологическая энциклопедия

    Ореола эффект — – влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Первоначальное благоприятное впечатление о человеке способствует тому, что не замечаются или переоцениваются положительно отрицательные его качества и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение , Розенцвейг Ф.. То, что мы думаем о бизнесе в немалой степени подвержено влиянию иллюзий — логических ошибок и ложных суждений, искажающих наши представления об истинных причинах результатов деятельности…

Общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении. ужде-ние об этом человеке. Часто это проявляется как предубеждение в шкалах личностного ранжирования.

Эффект ореола

halo effect) Э. о. — тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно выраженной чертой: по-видимому, такая оцениваемая черта оказывает избыточное влияние на др. черты. Э. о. впервые получил свое эмпирическое подтверждение в работах Э. Л. Торндайка. Э. о. наносит серьезный ущерб системам оценки, так как он маскирует наличие индивидуальной изменчивости по различным оценочным шкалам. Было высказано много предложений по его преодолению, напр., оценивать всех людей по одной черте, прежде чем переходить к следующей; варьировать привязку шкалы, привлекать оценщиков с одинаковым уровнем знания, и проводить интенсивное обучение оценщиков. Последний способ, по-видимому, яв-ся наиболее эффективным и наиболее часто используемым подходом для противодействия Э. о. С Э. о. тесно связан «эффект дьявола» («devil effect»), при к-ром оценивающий присуждает индивидууму низкие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум имеет низкую степень выраженности некоторой черты, к-рая считается очень важной. Э. о. (или дьявола) обычно увеличивается пропорционально тому, в какой степени оцениваемая черта оказывается неопределенной, трудной для измерения или рассматриваемой как входящая в состав др. оцениваемой черты. См. также Ошибки оценщика, Оценочные (рейтинговые) шкалы, Шкалирование Л. Бергер

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА

распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1) в форме позитивной оценочной пристрастности — «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;

2) в форме негативной оценочной пристрастности — «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе эффекта ореола (как и многих других явлений перцепции социальной) лежат механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации об объектах социальных при ее недостатке.

Эффект ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него».

Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

Эффект ореола

тенденция давать обобщенную и одинаковую оценку всем параметрам ситуации или личности без их критической дифференциации; может быть либо преувеличенно позитивной, либо негативной.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА

распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочный пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону, и наоборот. В основе Э. о., как и многих др. явлений социальной перцепции, лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию, упрощение и отбор. «Положительный ореол» в восприятии человека способствует предупреждению конфликтов с ним, т. к. возможный ущерб, наносимый его конфликтогенным поведением, недооценивается. «Отрицательный ореол» по причине переоценки ущерба может приводить к возникновению конфликтов. «Отрицательный ореол» российской власти в глазах общества часто приводит к более негативной оценке экономических и политических решений, чем они того заслуживают.

Ореола эффект

влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Первоначальное благоприятное впечатление о человеке способствует тому, что не замечаются или переоцениваются положительно отрицательные его качества и черты; и, наоборот, отрицательное общее впечатление о нем не позволяет замечать его положительных качеств и черт.

Она покорила меня в первый же день знакомства… Первые впечатления были так властны, что я до сих пор не расстаюсь с иллюзиями, мне все еще хочется думать, что у природы, когда она творила эту девушку, был какой-то широкий, изумительный замысел… По прекрасному лицу и прекрасным формам я судил о душевной организации, и каждое слово Ариадны, каждая улыбка восхищали меня, подкупали и заставляли предполагать в ней возвышенную душу (А. Чехов, Ариадна).

См. Эффект ореола.

10 примеров эффекта ореола (2022)

Эффект ореола возникает, когда ваше суждение об одной особенности вещи влияет на ваше общее впечатление о ней. Например, вы ЛЮБИТЕ Италию и итальянцев, несмотря на то, что десять лет назад провели в Риме всего одну неделю (что оказалось очень весело).

Вместо того, чтобы проводить тщательную и взвешенную оценку независимых факторов, вы оцениваете человека в целом как замечательного!

Это бессознательное предубеждение, которое люди испытывают при оценке. Как и большинство эвристик, эффект ореола не является преднамеренным. Обычно это результат естественной склонности к умственной эффективности.

Примеры эффекта ореола можно увидеть в том, как вы можете считать привлекательного человека дружелюбным, и как потребители оценивают качество продуктов, основываясь только на одной характеристике продукта.

Определение эффекта ореола

Психологу Эдварду Торндайку (1920) обычно приписывают определение эффекта ореола.

В описании одного из своих более ранних исследований он обнаружил, что рейтинги начальников своих сотрудников:

… «очевидно, были затронуты заметной тенденцией думать о человеке в целом как о скорее хорошем или скорее низшем и окрашивайте суждения о качествах этим общим чувством»9.0022 (стр. 25).

Корреляции отдельных признаков были очень высокими и равномерными по всем пунктам. По словам Торндайка, это казалось нереальным. Он также сообщил об аналогичной закономерности, которая была обнаружена в нескольких исследованиях, проведенных разными исследователями в различных контекстах. Так родился эффект ореола.

Примеры эффекта ореола

1. Молодая любовь

В начале отношений все ведут себя наилучшим образом. Это может создать очень благоприятное впечатление о человеке, с которым мы встречаемся. Согласно эффекту ореола, это может затемнить наше суждение об их поведении.

Если бы мы были объективны, действия нашего партнера могли бы показаться нам неприятными. Однако, поскольку у нас уже сформировалось положительное мнение о них в первые несколько месяцев вихревых свиданий, мы можем не так сильно замечать недостатки, а может быть, и не замечать их вообще.

Однако этот эффект ореола со временем может исчезнуть. В конце концов, мы можем счесть их действия невыносимыми и разорвать отношения. Говорят, что «любовь слепа», но это только начало.

2. Образование

Мы можем предположить, что кто-то будет отличным сотрудником или трудолюбивым, потому что он окончил университет Ivy School.

Окончание престижного университета — это впечатляющее достижение. Это требует много тяжелой работы в сочетании с передовыми академическими навыками.

При встрече с кем-то с такой высокой родословной большинство из нас интерпретирует его последующее поведение в благоприятном ключе. Странные тенденции будут рассматриваться как эксцентричные характеристики тех, кто обладает сверхразумом. Почти все, что они делают, будет фильтроваться через знания о том, где они закончили обучение.

На работе их производительность может показаться лучше, чем она есть на самом деле. Руководители могут ставить им более высокие оценки, чем они на самом деле заслуживают. Хотя это несправедливо по отношению к другим сотрудникам, эффект ореола очень силен, и ему может быть трудно противодействовать.

3. Рекомендация из надежного источника  

Если друг или коллега, которому вы доверяете, рекомендует вам кого-то, то вы более склонны в целом положительно относиться к рекомендованному человеку.

Наем нового сотрудника — это всегда авантюра. Многие резюме выглядят хорошо, и все ведут себя наилучшим образом во время собеседования. Через некоторое время все рекомендательные письма начинают звучать одинаково.

Вот почему получение рекомендации из надежного источника, например, от коллеги или человека, которого вы давно знаете, может быть очень убедительным. Кандидат с таким преимуществом имеет гораздо больше шансов получить работу.

Итак, когда их нанимают, у них есть еще одно большое преимущество: эффект ореола. Как только они входят в дверь в самый первый рабочий день, они начинают с правой ноги. Все, что они делают, будет фильтроваться через благоприятную линзу. Даже если их ошибки будут ясно видны другим, человеку, который их нанял, может потребоваться некоторое время, чтобы быть объективным.

4. Домашнее животное учителя  

Домашнее животное учителя — ученик, который очень нравится учителю. Поскольку они дружат с учителем, у учителя может сложиться общее положительное впечатление об ученике, которое может быть отражено в его табеле успеваемости по всем предметам учебной программы.

Этот ученик получает регулярные похвалы и фавориты. Если есть особая привилегия, то питомец учителя получит ее первым.

В глазах других учеников кажется, что ученик не может сделать ничего плохого. Их ошибки замалчиваются, а иногда даже не замечаются. В то время как учитель кажется очень способным замечать ошибки всех остальных.

Хотя может показаться, что учитель делает все это намеренно, эффект ореола на самом деле является скорее бессознательным предубеждением. Учитель, вероятно, совершенно не подозревает об их фаворитизме.

5. Эффект ореола физической привлекательности

Роль физической привлекательности в создании эффекта ореола очень хорошо изучена. Исследователи продемонстрировали, что уровень привлекательности человека может генерировать эффект ореола в самых разных сценариях.

Например, Hernandez-Julian and Peters (2017) выявили связь между привлекательностью учащихся и успеваемостью. Parrett (2015) обнаружил, что привлекательные серверы приносят значительно больше, чем непривлекательные серверы. Привлекательность даже имеет несколько эффектов в правовой системе, некоторые из которых подробно описаны здесь.

Кажется, что привлекательность создает положительное эмоциональное состояние у других, которое затем может влиять на их восприятие различными способами. Конечно, в некоторых случаях бывают исключения, но исследования показывают стабильные результаты на протяжении многих лет.

6. Репутация бренда

Если бренд, которому доверяют, выпускает новую линейку продуктов, вы автоматически считаете, что новый продукт великолепен, независимо от того, так ли это на самом деле.

Репутация бренда необходима для его выживания. Это не только может помочь сохранить лояльную клиентскую базу, но также может помочь при внедрении новых продуктов.

Потребители, доверяющие определенному бренду, придут к выводу, что если один из его продуктов надежен и отличается высоким качеством, то и другие продукты этого бренда также будут надежными и качественными. Это кажется очень логичным, но не всегда так.

Компании прекрасно понимают эффект ореола и приложат огромные усилия для защиты своего имиджа и репутации. Как только этот образ испорчен, его может быть очень трудно преодолеть. Когда это произойдет, компания будет страдать от негативного ореола. Продажи упадут повсеместно.

7. Умный и жизнерадостный сотрудник

Можно предположить, что жизнерадостные люди обладают широким спектром положительных качеств, независимо от того, есть ли они на самом деле. Например, им можно больше доверять на рабочем месте из-за их жизнерадостности, а не из-за какой-либо объективной меры надежности.

Люди — социальные животные. Взаимодействие с другими людьми является важной частью почти каждого аспекта нашей жизни, включая нашу рабочую жизнь. Находясь рядом с другими людьми, которые заставляют нас чувствовать себя хорошо, мы естественным образом вызываем у нас положительные чувства по отношению к ним. Совершенно понятно.

Люди также легко поддаются влиянию своих чувств. Таким образом, когда у руководителя на столе лежит стопка форм оценки работы сотрудников, эти чувства могут оказать большое влияние на оценки.

Положительное отношение, которое они испытывают к этому всегда яркому и радостному сотруднику, активируется мгновенно, как только они прочитают свое имя в форме. С этого момента каждый рейтинг, который они делают, будет сильно зависеть от этой положительной эмоции.

Несмотря на то, что этот сотрудник может вообще не очень хорошо работать, каждый рейтинг будет на несколько баллов выше, чем он на самом деле заслуживает, только из-за эффекта ореола.

8. Статус знаменитости  

Бренды нанимают знаменитостей для продвижения своей продукции, потому что положительные чувства, которые люди испытывают к знаменитостям, могут отразиться на продаваемом продукте. Бренд использует эффект ореола знаменитости.

Знаменитости очень осторожно относятся к созданию определенного имиджа. Они хотят, чтобы у публики сложилось о них особое впечатление, и очень опасаются всего, что может изменить это общественное мнение.

Крупные корпорации признают ценность этой публичной персоны и часто нанимают знаменитостей, чтобы рекламировать их продукт или быть их представителем. Если знаменитость имеет имидж честной и заслуживающей доверия, то компания может многократно увеличить продажи, наняв ее для участия в своих рекламных роликах.

Это яркий пример того, как эффект ореола переносится на коммерческий продукт. Это своего рода «передача гало», которая может принести огромные дивиденды.

9. Первые впечатления  

«Первые впечатления остаются навсегда». Это старая поговорка, которая существует уже несколько поколений. Как оказалось, это также подтверждается многими современными исследованиями в области социальных наук. То, что мы думаем о человеке после первой встречи с ним, может еще долгое время влиять на наше суждение.

Что бы ни делал человек, наши чувства будут фильтроваться нашим первоначальным впечатлением.

Если это впечатление было положительным, то мы соответствующим образом интерпретируем их последующее поведение. И наоборот, если это впечатление было отрицательным, то даже их положительные действия впоследствии будут интерпретироваться как отрицательные. Это называется эффектом отрицательного ореола.

С этого момента первое впечатление формирует кислую интерпретацию их поведения.

10. Отношение родителей к своим детям

В глазах родителя их ребенок совершенен. Они смотрят на одну положительную черту своего ребенка и будут хвастаться всем своим друзьям, какой умный и удивительный их ребенок.

Конечно, положительная предвзятость родителей вполне понятна.

Когда малыш рисует цветными мелками всю стену, родители увидят будущего Пикассо. Трехлетний ребенок, который любит смешивать еду в миске с молоком и апельсиновым соком, — будущий химик. Прыгать на кровати вверх-вниз — это всего лишь ранняя подготовка к олимпийской гимнастике.

Эти сценарии — только начало эффекта ореола, который может длиться всю жизнь. Возможно, нет лучшего примера эффекта ореола, чем то, как родитель смотрит на своего ребенка.

11. Смещение привязки

Иногда смещения привязки создают эффект ореола. Предвзятость привязки — это предвзятость, при которой ваше первое впечатление влияет на все последующие впечатления.

Примером предвзятости привязки является ситуация, когда вы видите один дорогой продукт, а рядом с ним чуть менее дорогой. Этот немного более дешевый продукт по-прежнему дорог, но вы думаете, что он дешевый, потому что он стоит рядом с действительно дорогим!

Но вот когда это играет роль эффекта ореола.

Когда вы впервые видите что-то и думаете, что это здорово, это становится вашим якорем. Ваше первоначальное впечатление вызовет эффект ореола, и все последующие взаимодействия будут подвергаться влиянию и фильтроваться через эту субъективную и очень положительную «точку привязки».

Другие примеры эвристики

  • Примеры эвристики доступности
  • Примеры фундаментальной ошибки атрибуции
  • Примеры эвристики репрезентативности

Заключение

Впервые официально идентифицированный Эдвардом Торндайком более ста лет назад, эффект ореола до сих пор широко распространен. На самом деле, в 21-м -м веке просто больше возможностей для его процветания.

Хотя мы обычно думаем об эффекте ореола как о сохранении положительного впечатления, существует и такая вещь, как отрицательный ореол. Негативное первое впечатление может быть столь же сильным, как и благоприятное. В любом случае, наши мысли о ком-то будут формироваться эффектом ореола.

Мы видим, как это формирует наше впечатление о студентах, коллегах и имидже торговой марки. Это может даже заставить нас не замечать нездоровые отношения, пока доказательства не станут неопровержимыми.

Одно можно сказать наверняка: эффект ореола все еще будет существовать в 22 -м веке.

Ссылки

Белле, Н., Кантарелли, П., и Белардинелли, П. (2017). Когнитивные предубеждения при оценке эффективности: экспериментальные данные об эффектах привязки и ореола у менеджеров и сотрудников государственного сектора. Обзор управления государственных кадров 37 (3), 275-294. doi: https://doi.org/10.1177/0734371X17704891

Hernandez-Julian R, & Peters C. (2017). Внешний вид студента и успеваемость. Journal of Human Capital, 11 (2), 247-262. doi: https://doi.org/10.1086/691698

Лакер Г.В., Бин В.Е. и Хельмрайх Р.Л. (1981). Сила эффекта ореола в исследованиях физической привлекательности. Журнал психологии , 107 (1), 69-75. doi: https://doi.org/10.1080/002245405414

Rubie-Davies, CM (2010). Ожидания учителя и восприятие атрибутов ученика: есть ли взаимосвязь? British Journal of Educational Psychology , 80 (1), 121–135. doi: https://doi.org/10.1348/000709909X466334

Парретт М. (2015). Красота и праздник: изучение влияния красоты на заработок с использованием данных о чаевых в ресторанах. Журнал экономической психологии , 49, 34-46. https://doi.org/10.1016/j.joep.2015.04.002

Торндайк, Э.Л. (1920). Постоянная ошибка в психологических рейтингах. Журнал прикладной психологии, 4 , 25-29.

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Информация для студентов и преподавателей


Крис Дрю, доктор философии

Получите мою бесплатную электронную книгу «Преодоление прокрастинации» сегодня!

    Построено с помощью ConvertKit

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Студент молодежного факультета

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройти курс написания эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

What I Teach


Academic Writing Skills

Search


College Study Tips

Search


Topic Study Guides

Search


Search для учебных пособий

Лучшие руководства по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по получению тех научных источников, которые вам нужны для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать сочинение, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *