Эффект первичности: определение, особенности, пример
Межличностная социальная психология — крайне тонкая наука. Есть общепринятые, базовые принципы, которым она подчиняется, но все мы точно знаем, что каждый человек индивидуален, и таким же индивидуальным является и его восприятие окружающей среды. Объясняется оно многими факторами и терминами, и одним из них является эффект первичности. Что же из себя представляет данное заключение и как его можно охарактеризовать? Будем разбираться в этом с помощью словарей и наглядных примеров.
Официальная трактовка термина
В психологии эффектом первичности называют более высокую вероятность запоминания именно первых элементов какого-либо ряда либо же первых действий и поступков человека, или же первых впечатлений о чем-либо или ком-либо. При этом те поступки/элементы/впечатления, которые находятся как бы в середине или в конце намеренно упускаются памятью, или же сохраняются в ней на поверхностном уровне. В дальнейшем, когда человек сталкивается с тем объектом, который ранее произвел на него какое-либо впечатление, срабатывает тот самый эффект первичности, за счет которого он вспоминает лишь самые начальные ощущения и руководствуется исключительно таковыми, делая дальнейшие выводы и заключения.
Словари дают нам достаточно полное и четкое понятие данного термина, но для некоторых людей научные слова остаются загадкой. Поэтому мы решили на наглядных примерах и более доступным языком рассказать обо всех тонкостях данного явления.
Социологическое описание
Начать мы решили именно с этой категории, так как все мы живем в социуме и больше всего взаимодействий происходит именно с другими людьми, а не с объектами или предметами. Люди вызывают в нас наиболее сильные эмоции, воспоминания, чувства, определенные личности являются ключевыми в наших жизнях. Вспомним старую цитату: «Первое впечатление нельзя произвести дважды». Почему говорят именно так? Все дело в том, что большинство людей запоминают других особей именно опираясь на стартовый опыт общения (даже если оно невербальное). Дальнейшие действия личности всегда оправдываются его первоначальными поступками, манерами, словами. Мы всегда «примеряем» образ человека, увиденный в нем впервые, на его современный облик, даже если он изменился. Давайте рассмотрим простейший пример: вы знакомитесь с маленькой дочкой своих друзей 5 лет, она светловолосая милая девчушка. После ваше общение с товарищами прекращается на 15 лет, и вот вы вновь встретились, а вы видите перед собой уже не маленькую девочку, в взрослую женщину. Но вы не можете отделаться от чувства, что где-то внутри нее сидит та самая малышка.
Иные примеры
Эффект первичности чаще всего возникают в кругу коллег, когда те или иные люди приходят в компанию в первый раз, демонстрируя себя с той или иной стороны. В большинстве случаев директора запоминают своих подчиненных именно такими, какими они им явились на собеседование. Быть может, именно поэтому мы так переживаем перед очередным интервью с работодателем и тщательно его продумываем. Подобный эффект первичности возникает и в дружеских компаниях. Когда приходят новые люди, каждого из них вы отмечаете каким-то словом или связываете с той или иной ассоциацией. Именно таким этот человек будет в вашем сознании на протяжении всего времени, даже если в дальнейшем он полностью изменится для остального мира. Кто-то вечно будет для вас душой компании, кто-то — молчаливым мудрецом, а кто-то — парнем с соседнего двора, даже если он живет в совсем другом районе.
Позитив VS негатив
То самое злополучное первое впечатление — залог нашего успеха. Мы составляет в голове картины об окружающих, опираясь на их первые поступки, и они делают точно так же. Поэтому крайне важно составить в мозгу того или иного человека (а лучше — сразу всех, кого вы знаете) положительное мнение о себе. Дело в том, что эффект первичности — это своего рода фильтр. Когда вы будете говорить что-либо определенному человеку, или делать что-то, он будет все это пропускать через свой «фильтр первенства». Поэтому если вы предстали пред ним изначально в негативном свете, то даже самые благородные поступки теперь будут окутываться в мрачный оттенок, в них будут искаться негативные подоплеки и подвохи. Напротив, если первое впечатление о вас было потрясающим, то любые огрехи вам будут спускать с рук — ну подумаешь, со всяким бывает, ничего, он исправится.
Личности и социум
Все, что было сказано выше, — информация, которая одновременно имеет отношение ко всем людям мира и не имеет. Дело в том, что эффект первичности — восприятие лишь стартовых форм и движений, которое является лишь одним из нескольких. То есть, это как карий цвет глаз — он распространен среди всех людей земного шара, но присущ далеко не каждому. Есть люди, которые наоборот — «цепляются» к последним действиям своих знакомых, или же запоминают какие-то лишь им приглянувшиеся «серединные» ситуации, и устанавливают именно их в качестве «фильтра». Более того, нашу мыслительную деятельность сильно корректирует та среда, в которой мы находимся — культура, политика, СМИ и т.д. Поэтому мозг подстраивается под такое многообразие, и, даже если для вас эффект первичности является моментом нетипичным, он может возникать при обдумывании конкретных схем или идей. Например, ваше мнение об определенном актере, о далеком городе, о рекламируемом продукте. При этом в остальном вы будете мыслить абсолютно иначе.
Готовимся к экзамену!
Нередко эффект первичности возникает в те моменты, когда нам нужно запомнить большой объем информации. Чаще всего это случается перед сдачей экзаменов, когда приходится много читать, записывать и изучать. Если ваш мозг работает именно по такой схеме — запоминает все самое первое, то можно этим воспользоваться. Самое важное изучите изначально, а менее значимое оставьте на потом. Второй полезный момент, извлекаемый из такого типа мышления — это употребление синонимов. Вы идеально запомните первый билет из тех, что выучили, и когда в следующих вам будут попадаться те же слова или цифры, которые были в первом, вы автоматически вспомните и эту информацию.
Но заостряем ваше внимание на том, что если информации слишком много, эффект первичности может быть подавлен, и единственное, что вы сможете запомнить — это последние фразы, которые учили.
Эффект первичности, ореола, новизны в психологии с примерами
Знаменитая Коко Шанель сказала: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Несомненно, эта гениальная женщина была права. Бессознательное в первые 30 секунд считывает основную информацию и создаёт первое впечатление о человеке. Всё остальное будет накладываться на этот фундамент из первого впечатления. Полученная первая информация уходит в «ящик» долговременной памяти, а вся остальная в кратковременную.
Фото автора cottonbro: Pexels
Поэтому какая-то информация о человеке забывается, ты не можешь точно вспомнить детали разговора. А вот первая встреча и первые фразы могут западать в память очень на долго. Этот механизм осложняет дело, когда первое впечатление о человеке складывается ложно положительное.
Подруги потом удивляются, как же ты терпишь его поведение и выходки, как же ты не видишь, что это за человек?! А в памяти то яркое первое свидание, когда он был вежлив, красив и галантен, как никогда. Действительно, он особо никогда таким и не был. Но производить впечатление умеет.
В этой статье:
Ловушки мозгаПримерЭффект новизныДве противоположностиЭффект ореола
Ловушки мозга
В психологии эффект первичности описан давно. Сначала что-то подобное открыл малоизвестный американский психолог М. Лундт в 1025 году. Он назвал это законом предшествования. Однако этот факт практически не упоминается в психологической литературе и все лавры открытия принадлежат польско-американскому психологу Соломону Ашу.
В 1946 году он описал эффект первичности в одной из своих статей. Соломон Аш провёл эксперимент, в котором двум группам людей предоставили список личностных качеств, и попросили оценить человека. Группе А достался список, начинающийся с позитивных качеств, таких как трудолюбие и ум. Группе Б достался список, начинающийся с отрицательных качеств, таких как зависть и упрямство. В целом оба списка содержали одни и те же качества, только в разной последовательности.
Таким образом, эксперимент Аша наглядно показывает, как сильно действует на человека первое впечатление. Эффект первичности относят к ошибкам восприятия и когнитивным искажениям.
Эффект ореола
Пример
Самый яркий пример – это впечатление о человеке. Например, ты приходишь на собеседование и начальник кажется тебе человеком суровым и властным. В дальнейшем твоё впечатление не оправдывает себя. Его взгляд, кажущийся тебе суровым, был просто сосредоточенным и серьёзным. Начальник казался тебе властным, но он вполне оказался способен к диалогу, сотрудничеству. Именно в этом проявляется его сила. Однако твои первые страхи живут долго, и ты всё равно побаиваешься этого человека. Эффект первичности действует долго.
Тоже самое бывает и с цифрами: ты лучше запомнишь из числового ряда те, что будут в начале.
Эффект новизны
Эффект новизны – это противоположность эффекта первичности. Эффект новизны часто бывает у тех, кто открыт новым впечатлениям, ощущениям, событиям. Когда что-то новое перекрывает всё старое. Эффект новизны вряд ли проявится у консерватора, любящего традиции, порядок и стабильность. Такой человек меньше подвержен эффекту новизны, его мышлению больше «нравится» эффект первичности.
Если привести самые яркие примеры, то действие эффекта первичности – это человек однолюб. Встретил девушку, полюбил. И она остаётся навсегда для него самой любимой, желанной, самой необыкновенной. Все остальные девушки, женщины блёкнут на её фоне. Первое впечатление о возлюбленной очень сильное и хранится в сердце долгие годы.
Действие эффекта новизны – это Дон Жуан. Каждая новая дама сердца краше предыдущей. И такой мужчина порхает от одного прекрасного цветочка к другому. И сначала каждая женщина кажется ему невероятной, такой, какой он не видел до этого момента. Она просто затмевает всех и вся. И голос её кажется необычным, словно мелодия, и волосы мягкие, как шёлк, и кожа необыкновенная. И сама она будто светом наполнена.
Увы, со временем, эффект новизны сглаживается. Принцесса очеловечивается и кажется обычной. Её светом озарённый образ тускнеет, и она встаёт в один ряд со всеми предыдущими. А Дон Жуан грустит об очередном разочаровании. Пока ему не встретится очередная единственная и неповторимая.
Две противоположности
Эффект первичности и эффект новизны имеют свои плюсы. На эффект первичности можно опираться, если тебе важно создать впечатление. Главное, правильно создать образ и вести себя. Особенно если это человек стабильный, мало подверженный сменам настроения и эффекту новизны.
Эффект новизны, в свою очередь, тоже имеет преимущества – он открывает человеку много нового, позволяет развиваться и двигаться дальше, получать яркие впечатления и расширять кругозор.
Image by inna mikitas from PixabayМинусы эффекта первичности в том, что человек слишком зависим от этого первого впечатления. А оно часто оказывается ложным. Тогда он – заложник своего восприятия. И ему сложнее двигаться к чему-то новому. Минус эффекта новизны в обратном. Человеку слишком трудно удерживаться в отношении к чему-либо долго и стабильно. У него возникает потребность в новизне, в ощущениях и удивлении.
Самая золотая середина в том, чтобы иметь и стабильность, и стремление к новине – всего в балансе. В чём-то опираться на старое, знакомое и понятное. А в каких-то сферах двигаться и расширять собственные горизонты.
Эффект ореола
Существует ещё одна ловушка мозга – эффект ореола. Он заключается в том, что общее впечатление о чём-либо или о ком-то сильнее, чем остальные детали. Это очень похоже на то, как большинство мужчин описывают, что им нравится в женщинах. Самое частое, на что обращают внимание мужчины, это глаза, взгляд. На втором месте у кого-то руки (красивые, тонкие запястья и пальцы), у кого-то стройные ноги, у кого-то волосы.
Но в целом кроме одной-двух деталей мужчина оценивает образ женщины целиком. Он просто смотрит и слушает свои ощущения – нравится ему то, что он видит, или нет. Возможно, он увидит что-то яркое, если это бросается в глаза. Но в целом, останется именно общее впечатление. Ты будешь продумывать до мелочей маникюр, макияж, аксессуары, одежду, причёску. А он увидит это целиком и ему либо понравится, либо нет.
Image by my best in collections — see and press 👍🔖 from PixabayИли другой пример. Женщина знакомится с мужчинами, выбирает того, кто будет ей близок. И эффект ореола может сыграть огромную роль. Если первый кандидат приехал на свидание на собственной машине, в ней чисто и хорошо пахнет, а на свидании он угостил тебя чем-то вкусным, то твоё впечатление будет складываться лучше. Не важно, что он позволял себе не очень приятные фразы, или в его биографии есть сомнительные факты. Главное, что тебе было комфортно, вкусно и приятно.
В сравнении с мужчиной, у которого, например, нет машины. Или ты встретилась с ним после работы, была голодная или уставшая. Возможно второй кандидат лучше первого, по человеческим качествам. Но эффект таких важных деталей, как комфорт и ресурсность будут сильнее. Первый тебе будет даже казаться симпатичнее второго.
Итак, каждый человек подвержен тем или иным когнитивным искажениям, от них нельзя быть свободным. Но принимая важные решения, помни о их действии. Здесь как никогда верна поговорка, что знание – это сила. Проверяй ощущения, впечатления, будь внимательна и к деталям, и к общему восприятию. Обращай внимание и на первые эмоции, и на послевкусие от общения или события.
Но и в свою очередь, не пренебрегай использовать эти знания, чтобы произвести впечатление.
Эффект первичности — Лаборатория принятия решений
Эффект первичности — это тенденция запоминать первую часть информации, с которой мы сталкиваемся, лучше, чем информацию, представленную позже.
Где происходит это смещение
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Эффект первичности может проявляться по-разному. Например, когда человек пытается вспомнить что-то из длинного списка слов, он запомнит слова, перечисленные в начале, а не в середине. Эффект первичности помогает человеку лучше запоминать информацию, которую он впервые увидел, чем информацию, представленную позже. 1
Чтобы справиться с этой когнитивной предвзятостью, компании часто используют рекламу на телевидении, радио, в Интернете и в печати, чтобы представить нам первое впечатление о своем продукте или услуге еще до того, как они будут доступны. Кроме того, этот метод используется в новостях о предстоящих выпусках телефонов или превью фильмов. Часто есть стимул убедиться, что первые новости, которые вы услышите о продукте, будут положительными.
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Индивидуальные эффекты
Эффект первичности потенциально может оказать существенное влияние на наш выбор. Понимание эффекта первичности гарантирует, что мы делаем более правильные суждения в нашей повседневной жизни.
Комплексное принятие решений
Эффект первичности влияет на то, как мы принимаем решения, поскольку то, как мы получаем информацию, оказалось решающим фактором в процессе принятия решений. 2 Мнением человека можно легко манипулировать или исказить, основываясь на его первом впечатлении об объекте или человеке.
Пример потребности в осознании эффекта первенства очевиден при покупке продуктов и принятии решений в качестве потребителей. Очень важно осознавать, что специалисты по маркетингу знают и используют эффект первенства для улучшения продвижения своего продукта. Это делается путем обеспечения того, чтобы первое впечатление от их продукта было положительным. Маркетологи делают это, рекламируя продукт до того, как он будет доступен, или создавая уникальную упаковку, когда вы впервые получаете продукт, чтобы укрепить свое мнение о продукте на основе его первого впечатления.
Знание об эффекте первенства при покупке продуктов может помочь вам не принимать необдуманных решений о покупке на основе первых впечатлений, поскольку лучше исследовать продукты и взвешивать варианты, основываясь на фактах. Это гарантирует, что люди не станут жертвами рекламных и маркетинговых стратегий и сделают для себя лучший выбор.
Эффекты привязки
Эффект первичности может дополнительно повлиять на нашу способность принимать решения из-за его влияния на предвзятость привязки . Предвзятость привязки описывает склонность человека полагаться на первоначальную информацию для закрепления последующих суждений и интерпретаций. Эффект первичности в сочетании с предвзятостью привязки приводит к тому, что человек слишком сильно полагается на первую часть информации, которую он получает, а затем игнорирует любую последующую полученную информацию. Это сочетание когнитивных искажений может быть особенно проблематичным, поскольку мешает человеку учиться и принимать необдуманные решения. 3
Системные эффекты
Эффект первенства может создавать системные проблемы, особенно в отношении его влияния на нашу демократию.
Джонатан Дж. С. Коппелл, исследователь из Йельского университета, и Дженнифер А. Стин, исследователь из Бостонского колледжа, продемонстрировали влияние эффекта первенства в своем исследовании 2004 года под названием «Влияние позиции бюллетеня на исход выборов». Коппелл и Стин обнаружили , что на выборах в Нью-Йорке кандидат, который был указан первым в бюллетене, как правило, получал большую часть голосов . Исследование было основано на предварительных выборах Демократической партии 1998 года в Нью-Йорке, где имена кандидатов в избирательных бюллетенях чередовались между различными избирательными участками в этом районе. На 71 из 79 выборов кандидаты, которые были перечислены первыми, набрали больше голосов, чем когда они были указаны на любой другой позиции. В 7 случаях преимущество, которое давало первое место в списке, превышало разницу в победе победителя, что позволяет предположить, что если один и тот же кандидат окажется в верхней части бюллетеня для голосования на всех участках, это может повлиять на выборы в их пользу. 4
Предыдущий эксперимент был основан на исследовании, проведенном Миллером и Кросником в 1998 году, в ходе которого были обнаружены аналогичные эффекты для предпочтений кандидатов в лабораторных исследованиях. Исследование под названием «Влияние порядка имен кандидатов на результаты выборов» показало, что граждане, которые чувствовали себя вынужденными голосовать, но не имели достаточной информации, чтобы сделать осознанный выбор в отношении того, за кого голосовать, находились под влиянием порядка, в котором были указаны имена кандидатов. в бюллетене. Лица, у которых возникли предубеждения в отношении кандидатов, перечисленных ранее в бюллетене для голосования, создали причины для голосования за кандидатов. Они создавали причины для голосования против кандидатов, представленных ниже по списку в бюллетене. 5
В соответствии с этим анализом Миллер и Кросник обнаружили, что в результатах выборов 1992 года в Огайо эффекты порядка имен и эффект первенства проявлялись в 48% из 118 гонок, при этом кандидаты, выдвигавшиеся первыми, выдвигались в среднем на 2,5%. Интересно, что эффект первенства был наиболее значительным в гонках со следующими характеристиками: в которых партийная принадлежность кандидатов не была указана, гонки, которые были минимально оглашены, и когда действующий кандидат не был доступен в качестве варианта выборов для региона. 5
Эти два исследования представляют собой отличный пример того, как структура избирательного бюллетеня в сочетании с эффектом первенства влияет на результаты выборов, особенно когда избиратели не отдают значительного предпочтения кандидатам.
Почему это происходит? Что ж, у него есть прочная основа в когнитивной психологии, по крайней мере, если ваша дата — это список слов.
Вы, вероятно, сталкивались с этим каждый раз, когда пытались выучить список предметов. Гораздо легче вспомнить первый пункт в списке, чем тот, что в середине.
Элементы, которые появляются первыми в списке, сохраняются в долговременной памяти легче, чем последующие элементы списка. Мозгу требуется меньше вычислительной мощности, чтобы репетировать и вспоминать один элемент (первый элемент в списке), чем несколько элементов (элементы, расположенные позже в списке, в дополнение к предыдущим). Существует доказательство того, что когда люди читают серию утверждений о человеке, количество времени, которое они тратят на чтение этих элементов, уменьшается с каждым новым фрагментом информации. 6
Мы с большей вероятностью проявим эффект первичности, когда мы устали, чем когда мы бодрствуем, и когда мы отвлекаемся, чем когда мы сосредоточены. 7
Эффект первичности связан с эффектом новизны — с тем, что мы лучше запоминаем последнюю информацию. Например, в таких соревнованиях, как конкурс песни «Евровидение» и фигурное катание, было найдено , что более высокие оценки были даны участникам, которые выступали последним De Bruin (2005).
Почему это важно
Этот эффект необходимо учитывать каждый раз, когда кому-то представляют ряд людей, объектов или идей, чтобы уменьшить важность первых по сравнению с другими. Ранние черты заставляют нас формировать первоначальное ожидание в отношении людей, которых мы встречаем, и как только это ожидание сформировано, мы склонны обрабатывать информацию таким образом, чтобы сохранить это ожидание неизменным. К сожалению, после того, как мы разработали схему, изменить ее становится трудно.
Это имеет важное значение для обучения, так как учащиеся с большей вероятностью вспомнят информацию, представленную ранее в учебном эпизоде, чем в середине, поэтому имеет смысл загружать самые важные аспекты урока заранее.
Как этого избежать
Эффект первичности распространен и проникает в наши когнитивные процессы, когда мы пытаемся принимать решения. Узнав об эффекте конфиденциальности, обязательно сделайте следующее, чтобы избежать влияния предвзятости:
Соберите вашу информацию
Эффект первичности имеет большое значение, потому что это способ человека запомнить первое, что он увидит в списке, или использовать первое впечатление для определения человека. Этот когнитивный короткий путь можно преодолеть, потратив время на исследование при совершении покупок, чтобы вы не попали под влияние и могли принимать решения, основываясь на наилучшей доступной информации.
Повседневная жизнь
Теперь, когда вы знаете, что такое эффект первичности, найдите время, чтобы убедиться, что он не используется в вашей повседневной жизни. Когда вы закончите читать статью, спросите себя, что вы помните. Потратьте время, чтобы обрисовать в общих чертах все, что вы узнали, не сосредотачиваясь на информации, которая была только что представлена в начале. Упражняясь в этих привычках, вы можете лучше осознавать эффект первенства и избегать предвзятости.
Как все начиналось
Сначала эффект первичности изучался в отношении того, как он влияет на наши впечатления о других людях.
Польско-американский психолог Соломон Элиот Аш считается пионером социальной психологии и посвятил большую часть своих исследований формированию впечатления, конформизму и внушению престижа. 8 Аша особенно интересовало, как люди формируют впечатление о других людях и сверстниках. Его исследования были сосредоточены на том, насколько легко люди могут развивать эти впечатления и как на них можно влиять или манипулировать ими. Аш провел несколько экспериментов, в которых просил участников составить первоначальное впечатление о гипотетическом человеке на основе представленных характеристик. 9
Одно из наиболее заметных исследований Аша было опубликовано в 1946 году и изучало эффект первичности в отношении отдельных лиц и их впечатлений о других. В исследовании Аш сначала представил участникам исследования первоначальный список черт характера. Он создал два разных типа списков: один с чертами характера человека, но начиная с его положительных качеств, а другой список содержит точно такие же черты, но в обратном порядке . Первый положительный список характеризовал человека как умного, трудолюбивого, импульсивного, упрямого и завистливого, а второй список содержал тот же список, но наоборот. 9
Проведя серию исследований, Аш попросил своих учеников составить впечатление и написать характеристики человека, описанного в списке. Он обнаружил, что участники, которые сначала читали списки с положительными чертами, формировали более благоприятное впечатление, чем те, кто сначала читал списки с отрицательными чертами. 9 Разница в порядке списка привела к совершенно другому описанию человека, как его воспринимают другие. Ознакомившись с первым списком, участники исследования характеризовали индивида как «способного человека, обладающего определенными недостатками, которые, однако, не затмевают его достоинств». Впечатления второго списка привели к тому, что человек был описан как «проблема, чьи способности ограничены его серьезными трудностями». 9 Эффект первенства сильно повлиял на студентов из исследования и, таким образом, создал впечатление о других людях, основанное только на этом предубеждении.
Пример 1. Современный маркетинг
Выпуски и запуски продуктов часто используют преимущество эффекта первенства.
Перед запуском продукта обычно существует стратегия его предварительного продвижения, чтобы гарантировать, что люди запомнят первую информацию, которую они услышат о продукте, в положительном свете. Контролируя первое сообщение продукта потенциальным покупателям, маркетолог может гарантировать, что первое впечатление о продукте будет положительным. Обычные способы предварительных рекламных релизов можно увидеть на телевидении, радио, в печати, в Интернете и, в последнее время, в продвижении влиятельных лиц. 10
Примеры такого начального предварительного продвижения можно увидеть на показах перед запуском продукта, когда компании впервые демонстрируют продукт в театральном сценическом представлении, а также транслируют показ. Эта техника обычно используется Apple и Tesla, чтобы продемонстрировать новые продукты в новом и роскошном свете, гарантируя, что клиенты запомнят продукт и его отличные характеристики.
Пример 2. Эффект первенства и получение работы
Эффект первенства также может повлиять на то, получите ли вы работу или нет. Опрос, проведенный компанией Simply Hired, показал, что 93% менеджеров по найму считают опоздание на собеседование крайне неблагоприятным качеством, что делает его самым высоким показателем того, чего не следует делать на собеседовании. 11 Кроме того, слишком небрежная одежда или ошибки в резюме и сопроводительном письме также были отмечены как примеры способов создать неправильное первое впечатление при участии в процессе найма. 11
При подаче заявления о приеме на работу первое впечатление определяет, получит ли человек работу, поскольку первое впечатление представляет собой репрезентацию менеджерами по найму характера кандидата. Эффект первенства играет важную роль в процессе найма. Неправильное первое впечатление, скорее всего, запомнится, точно так же, как хорошее первое впечатление, вероятно, запомнят.
Резюме
Что это такое
Эффект первичности представляет собой когнитивное искажение и относится к склонности человека лучше запоминать первую часть информации, с которой он сталкивается, чем информацию, которую он получает позже.
Почему это происходит
Эффект первичности возникает по нескольким причинам, основной из которых является наша память, так как легче запомнить то, что сказано первым в списке, чем то, что находится в середине списка. Кроме того, эффект первенства имеет место, когда люди либо устали, либо отвлекаются, пытаясь вспомнить, что в списке. Наконец, эффект первичности связан с эффектом недавности, при котором мы лучше запоминаем самую последнюю информацию.
Пример 1. Эффект первенства используется в современном маркетинге
Маркетинговое продвижение продукта до своего запуска является классическим примером эффекта первенства в деловом мире. Маркетологи пытаются использовать эффект первенства, чтобы произвести отличное первое впечатление на потенциальных клиентов и их продукт, контролируя первоначальное обращение продукта к клиентам.
Пример 2. Эффект первенства и получение работы
Эффект первенства также влияет на то, будет ли человек принят на работу или нет. Если при приеме на работу или при посещении собеседования человек создает негативное первое впечатление, его с меньшей вероятностью наймут на работу. Это негативное впечатление демонстрирует менеджеру по найму характеристики человека. Хотя это может быть и не так, при приеме на работу большое внимание уделяется первому впечатлению.
Как этого избежать
Помимо осознания эффекта первичности, человек должен также сосредоточиться на сборе как можно большего количества информации при первом принятии решения и не торопиться, чтобы избежать предвзятости и ее влияния на принятие решений. Кроме того, упражнение в избегании эффекта первенства в нашей собственной жизни поможет избежать его при принятии сложных решений в будущем.
Эффект первенства (определение + примеры)
Ищете примеры эффекта первенства в действии? Не смотрите дальше, в этой статье я собираюсь углубиться в то, что это такое, как это работает, а также в психологию, лежащую в основе эффекта первенства (также известного как смещение первенства).
Что такое эффект первенства?
Вот основная идея эффекта первичности: при представлении списка информации вы, скорее всего, вспомните элементы в начале списка. Эти элементы с большей вероятностью окажутся в вашей долговременной памяти, чем элементы в середине или конце списка.
Это простая идея, но на эффект первенства влияет множество факторов:
- Ваше внимание : У нас не очень долгая концентрация внимания. Когда вы начинаете просматривать список, ваш ум становится более сосредоточенным. Однако после нескольких пунктов вы, вероятно, отвлечетесь. Ваш разум может блуждать к началу списка или к чему-то совершенно другому. Элементы, которые вы изучаете в ходе этого процесса, с меньшей вероятностью прилипнут к вам.
- Повторение : Время — большая часть эффекта первичности. Чем больше времени у вас есть на запоминание и повторение информации, тем больше вероятность того, что она сохранится в долговременной памяти.
- Возможности вашего мозга ограничены. : Ваш мозг должен выбирать, какая информация будет храниться в долговременной памяти, какая останется в краткосрочной памяти, а какая будет забыта. Элементы в верхней части списка получают первый шанс пройти через этот процесс и попасть в вашу долговременную память.
Пример эффекта первенства и эксперимент
У вас есть выбор между двумя датами.
На первом свидании завистлив, упрям, критичен, импульсивен, трудолюбив и умен.
Второе свидание умное, трудолюбивое, импульсивное, критичное, упрямое и завистливое.
С кем бы ты хотел пойти на свидание?
Вы сказали второй человек? Ты не одинок. Вы заметили, что оба человека были описаны одними и теми же словами, просто в другом порядке ? Тогда вы, возможно, слышали об этом исследовании раньше.
В 1946 году Соломон Эш попросил участников оценить людей на основе набора слов, использованных выше. Люди оценили второго человека намного выше, чем первого. Его результаты подтвердили эффект первенства.
Предвзятость привязки и предвзятость первенства
Эффект первенства также связан с другой психологической концепцией, касающейся первых впечатлений.
Скажем, вырос, помня, что телевизор с большим экраном стоит 800 долларов. Это было ваше первое впечатление от покупки телевизора с большим экраном. Независимо от того, была ли это разумная цена или нет, это первое, что вы помните.
Каждый раз, когда вы покупаете телевизор с большим экраном, вы вспоминаете и сравниваете текущие цены с тем телевизором с плоским экраном. Вы привязаны к этой идее, потому что вы так сильно ее помните. Изменение ваших представлений о ценах, как и изменение вашего впечатления о ком-либо, — нелегкий путь. И это отчасти благодаря тому, как мы храним и обрабатываем информацию.
Покупка телевизора за 1100 долларов может показаться обманом, а покупка 500 долларов может показаться выгодной сделкой. Наш мозг очень плохо рассчитывает инфляцию и реальную стоимость покупки.
То же самое работает с первыми впечатлениями при знакомстве. Когда кто-то впервые встретится с вами, он запомнит вас намного дольше и запомнится лучше благодаря эффекту первенства.
Пример 1: В суде
Я упомянул интересное исследование, проведенное Миллером и Кэмпбеллом, объясняя эффект недавности. Чего я не упомянул, так это того, что в некоторых испытаниях также имел место эффект первенства.
Миллер и Кэмпбелл представили участникам два аргумента: один за истца, обвиняемого в преступлении, и один против. В некоторых испытаниях они меняли порядок представления аргументов. В других они затягивали время между выслушиванием двух аргументов и предложением участникам принять решение.
Когда между вынесением окончательного приговора и принятием решения была задержка, участники с большей вероятностью запоминали (и голосовали) первый аргумент, который они услышали. Например, если услышали довод против истца, то сразу услышали довод вместо истца, а затем вынесли свое решение через день или два, они с большей вероятностью проголосовали против истца.
Пример 2: Первые впечатления от собеседования
Опоздание на собеседование или встречу, безусловно, производит неблагоприятное впечатление. На самом деле, это одна из худших вещей, которые вы можете сделать, если хотите получить работу. Опрос, проведенный Simply Hired, показал, что 90 284 93 % 90 285 менеджеров относятся к опозданиям неблагоприятно — это первое место в списке того, что вам 90 003 не следует делать 9.0004 сделать в интервью. Слишком небрежная одежда или наличие грамматических ошибок в резюме или сопроводительном письме также являются примерами способов произвести плохое первое впечатление.
Если вы опоздали или представили плохое заявление, менеджеры по найму, скорее всего, уже списали вас со счета. И когда они будут возвращаться к вашему заявлению, принимая решение, они, скорее всего, вспомнят, что вы опоздали или произвели плохое первое впечатление.
Пример 3: В политике
Когда вы голосуете, важно прочитать список кандидатов и узнать об их политике. Однако порядок, в котором вы узнаете имена кандидатов, может повлиять на то, как вы проголосуете. Многочисленные исследования последних лет показывают, что кандидат, указанный первым, который, скорее всего, будет указан первым в Интернете и на других ресурсах, имел больше шансов на победу, чем любой из других кандидатов. Политики, которые начинают дебаты с веских аргументов, также с большей вероятностью будут услышаны, в отличие от аргументов, которые они приводят в середине дебатов.
Пример 4. Смещение привязки
Эффект первичности может влиять на то, как мы помним и воспринимаем мир разными способами. Эффект первенства тесно связан с уклоном привязки. Каждый раз, когда мы «привязываемся» к какой-то части информации, мы позволяем этой первой информации запомниться нам больше, чем чему-либо, чему мы учимся после. Если мы сначала увидим, что газ стоит 1 доллар, а затем увидим газ по цене 1,50, 1,10 и 0,80 доллара, мы все равно, скорее всего, запомним этот 1 доллар и будем основывать свои суждения на этой информации.
Как использовать эффект первичности
Специалисты по маркетингу и продажам используют идею привязки, чтобы проникнуть в сознание своих клиентов. Они также могут использовать его для размещения информации таким образом, чтобы это приносило пользу их бизнесу. Вы можете использовать эффект первенства вне зависимости от того, работаете ли вы в сфере продаж.
Писать речь? Составьте список информации, которую вы хотите сообщить слушателям. Поместите самую важную информацию в начало списка и используйте этот список для написания речи.
Нужно учиться? Переключите списки терминов и понятий, которые вам нужно запомнить. Если вы придерживаетесь одного и того же списка, вы, скорее всего, запомните главные элементы, но средние элементы может быть не так легко вспомнить во время теста.
Собираетесь на свидание? Не забудьте произвести хорошее первое впечатление. Если вы сообщаете (языком тела или своим тоном), что вы уверены, это впечатление будет продолжать оставаться в сознании вашего спутника в течение всего вечера.
Эффект недавности
Как насчет элементов в конце списка? Ваши впечатления значат все меньше и меньше по мере того, как вы строите отношения с другими?
Эффект первенства многое говорит нам о хранении памяти, но это еще не все. Погрузитесь глубже в мир памяти, узнав об эффекте недавности. Элементы в конце списка с такой же вероятностью застревают в вашем мозгу, но они, как правило, хранятся в другом месте и обрабатываются в другом месте.