Эффект первичности пример: Эффект первичности, ореола, новизны в психологии с примерами

Содержание

Эффект первичности, ореола, новизны в психологии с примерами

Знаменитая Коко Шанель сказала: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Несомненно, эта гениальная женщина была права. Бессознательное в первые 30 секунд считывает основную информацию и создаёт первое впечатление о человеке. Всё остальное будет накладываться на этот фундамент из первого впечатления. Полученная первая информация уходит в «ящик» долговременной памяти, а вся остальная в кратковременную.

Фото автора cottonbro: Pexels

Поэтому какая-то информация о человеке забывается, ты не можешь точно вспомнить детали разговора. А вот первая встреча и первые фразы могут западать в память очень на долго. Этот механизм осложняет дело, когда первое впечатление о человеке складывается ложно положительное.

Подруги потом удивляются, как же ты терпишь его поведение и выходки, как же ты не видишь, что это за человек?! А в памяти то яркое первое свидание, когда он был вежлив, красив и галантен, как никогда.

Действительно, он особо никогда таким и не был. Но производить впечатление умеет. Кто-то делает это осознанно, понимая слова Коко Шанель и используя этот шанс.

В этой статье:

Ловушки мозгаПримерЭффект новизныДве противоположностиЭффект ореолаКак эффекты первичности и новизны могут влиять на нашу жизньСферы применения эффекта первичностиКак эффект первичности может помогатьЭффект новизны и сферы его применения

Новости СМИ2

Ловушки мозга

В психологии эффект первичности описан давно. Сначала что-то подобное открыл малоизвестный американский психолог М. Лундт в 1025 году. Он назвал это законом предшествования. Однако этот факт практически не упоминается в психологической литературе и все лавры открытия принадлежат польско-американскому психологу Соломону Ашу.

В 1946 году он описал эффект первичности в одной из своих статей. Соломон Аш провёл эксперимент, в котором двум группам людей предоставили список личностных качеств, и попросили оценить человека. Группе А достался список, начинающийся с позитивных качеств, таких как трудолюбие и ум. Группе Б достался список, начинающийся с отрицательных качеств, таких как зависть и упрямство. В целом оба списка содержали одни и те же качества, только в разной последовательности.

Таким образом, эксперимент Аша наглядно показывает, как сильно действует на человека первое впечатление. Эффект первичности относят к ошибкам восприятия и когнитивным искажениям.

Эффект ореола

Пример

Самый яркий пример – это впечатление о человеке. Например, ты приходишь на собеседование и начальник кажется тебе человеком суровым и властным. В дальнейшем твоё впечатление не оправдывает себя. Его взгляд, кажущийся тебе суровым, был просто сосредоточенным и серьёзным. Начальник казался тебе властным, но он вполне оказался способен к диалогу, сотрудничеству. Именно в этом проявляется его сила. Однако твои первые страхи живут долго, и ты всё равно побаиваешься этого человека. Эффект первичности действует долго.

Тоже самое бывает и с цифрами: ты лучше запомнишь из числового ряда те, что будут в начале.

Эффект новизны

Эффект новизны – это противоположность эффекта первичности. Эффект новизны часто бывает у тех, кто открыт новым впечатлениям, ощущениям, событиям. Когда что-то новое перекрывает всё старое. Эффект новизны вряд ли проявится у консерватора, любящего традиции, порядок и стабильность. Такой человек меньше подвержен эффекту новизны, его мышлению больше «нравится» эффект первичности.

Если привести самые яркие примеры, то действие эффекта первичности – это человек однолюб. Встретил девушку, полюбил. И она остаётся навсегда для него самой любимой, желанной, самой необыкновенной. Все остальные девушки, женщины блёкнут на её фоне. Первое впечатление о возлюбленной очень сильное и хранится в сердце долгие годы.

Действие эффекта новизны – это Дон Жуан. Каждая новая дама сердца краше предыдущей. И такой мужчина порхает от одного прекрасного цветочка к другому. И сначала каждая женщина кажется ему невероятной, такой, какой он не видел до этого момента. Она просто затмевает всех и вся. И голос её кажется необычным, словно мелодия, и волосы мягкие, как шёлк, и кожа необыкновенная. И сама она будто светом наполнена.

Увы, со временем, эффект новизны сглаживается. Принцесса очеловечивается и кажется обычной. Её светом озарённый образ тускнеет, и она встаёт в один ряд со всеми предыдущими. А Дон Жуан грустит об очередном разочаровании. Пока ему не встретится очередная единственная и неповторимая.

Две противоположности

Эффект первичности и эффект новизны имеют свои плюсы. На эффект первичности можно опираться, если тебе важно создать впечатление. Главное, правильно создать образ и вести себя. Особенно если это человек стабильный, мало подверженный сменам настроения и эффекту новизны.

Эффект новизны, в свою очередь, тоже имеет преимущества – он открывает человеку много нового, позволяет развиваться и двигаться дальше, получать яркие впечатления и расширять кругозор.

Image by inna mikitas from Pixabay

Минусы эффекта первичности в том, что человек слишком зависим от этого первого впечатления.

А оно часто оказывается ложным. Тогда он – заложник своего восприятия. И ему сложнее двигаться к чему-то новому. Минус эффекта новизны в обратном. Человеку слишком трудно удерживаться в отношении к чему-либо долго и стабильно. У него возникает потребность в новизне, в ощущениях и удивлении.

Самая золотая середина в том, чтобы иметь и стабильность, и стремление к новине – всего в балансе. В чём-то опираться на старое, знакомое и понятное. А в каких-то сферах двигаться и расширять собственные горизонты.

Эффект ореола

Существует ещё одна ловушка мозга – эффект ореола. Он заключается в том, что общее впечатление о чём-либо или о ком-то сильнее, чем остальные детали. Это очень похоже на то, как большинство мужчин описывают, что им нравится в женщинах. Самое частое, на что обращают внимание мужчины, это глаза, взгляд. На втором месте у кого-то руки (красивые, тонкие запястья и пальцы), у кого-то стройные ноги, у кого-то волосы.

Но в целом кроме одной-двух деталей мужчина оценивает образ женщины целиком. Он просто смотрит и слушает свои ощущения – нравится ему то, что он видит, или нет. Возможно, он увидит что-то яркое, если это бросается в глаза. Но в целом, останется именно общее впечатление. Ты будешь продумывать до мелочей маникюр, макияж, аксессуары, одежду, причёску. А он увидит это целиком и ему либо понравится, либо нет.

Image by my best in collections – see and press 👍🔖 from Pixabay

Или другой пример. Женщина знакомится с мужчинами, выбирает того, кто будет ей близок. И эффект ореола может сыграть огромную роль. Если первый кандидат приехал на свидание на собственной машине, в ней чисто и хорошо пахнет, а на свидании он угостил тебя чем-то вкусным, то твоё впечатление будет складываться лучше. Не важно, что он позволял себе не очень приятные фразы, или в его биографии есть сомнительные факты. Главное, что тебе было комфортно, вкусно и приятно.

В сравнении с мужчиной, у которого, например, нет машины. Или ты встретилась с ним после работы, была голодная или уставшая. Возможно второй кандидат лучше первого, по человеческим качествам. Но эффект таких важных деталей, как комфорт и ресурсность будут сильнее. Первый тебе будет даже казаться симпатичнее второго.

Итак, каждый человек подвержен тем или иным когнитивным искажениям, от них нельзя быть свободным. Но принимая важные решения, помни о их действии. Здесь как никогда верна поговорка, что знание – это сила. Проверяй ощущения, впечатления, будь внимательна и к деталям, и к общему восприятию. Обращай внимание и на первые эмоции, и на послевкусие от общения или события.

Но и в свою очередь, не пренебрегай использовать эти знания, чтобы произвести впечатление.

Как эффекты первичности и новизны могут влиять на нашу жизнь

Информация и ее восприятие – важные проявления, которые оказывают влияние на социальное поведение человека, мешают или способствуют общению, определяют значимость людей в тот или иной период. Составление мнения и последующие коммуникации зависят от того, как наш мозг будет воспринимать происходящее и от этого зависят дальнейшие отношения.

Сферы применения эффекта первичности

Взаимодействие может происходить с людьми и предметами. Конечно, важнее всего то, как оно выражается в социуме, ведь мы живем в мире людей и должны нормально взаимодействовать с друзьями, коллегами, членами семьи, с близкими людьми. Именно они вызывают в нас эмоции, чувства, впечатления.

Случалось ли тебе услышать фразу «Невозможно произвести первое впечатление второй раз»? Это выражение об эффекте первичности. Значение имеет образ, который первым появился в восприятии. В дальнейшем отношение будет происходить, как того велит проекция первого впечатления даже, если человек не оправдал его.

Например, представь такую ситуацию. Когда-то произошло твое знакомство с замечательной семьей, в которой рос сын. Хороший мальчик, ходил в музыкальную школу, занимался спортом. Потом вам пришлось надолго расстаться и увидеться только через 20 лет. И вот ты узнаешь, что парень сидит в тюрьме за воровство.

Срабатывает эффект первичности, и ты никак не можешь сделать переоценку, ведь знакомый мальчик бы такой хороший.

Описать влияние эффектов первичности можно и другим примером. Много лет назад ты получила негативный опыт на собеседовании при принятии на работу. Событие происходило в ужасном, тесном помещении, перед этим тебе пришлось выждать очередь из других претенденток, начало общения не задалось, а неизвестная личность напротив вызывала определенное желание – бежать отсюда быстро и не оглядываться.

Пройдет много лет, но каждый раз, устраиваясь на новую работу, ты будешь подсознательно бояться собеседования, потому что память все это время хранит тот самый случай.

Первичному эффекту мы обязаны явлению стереотипизации. А оно может создавать искажения восприятия, проявляться в формировании нормальных межличностных отношениях.

Как эффект первичности может помогать

В эффектах первичности и механизмах их действия заключается процесс запоминания информации. Вспомни о примере с экспериментом Соломан Аша со списками личностных качеств и как сведения об одном человеке у разных групп людей дали разное представление о нем.

Первичным эффектом воспринимаются данные, которые человек получает первыми. Эту склонность ты можешь использовать для запоминания экзаменационного материала. Начинать изучать билеты лучше со сложного уровня.

Для позитивного общения с различными людьми, старайся произвести хорошее впечатление. Любой нехороший поступок впоследствии будут связывать с твоими личностными качествами. Неопрятный вид, недостаток в образе всегда будут тесно связывать с тобой, твоими чертами. От этого могут возникать большие проблемы. Не забывай, что на дальнейшее взаимодействие всегда будет влиять первичная оценка.

Неизвестно, каким бы был результат, наложенный на человека эффектами первичности и как бы жилось людям, если бы у способности воспринимать информацию не было другой стороны.

Эффект новизны и сферы его применения

Оказывается, ты можешь использовать эффект новизны, как инструмент управления свой жизнью, отношениями, эмоциями.

Изменение отношения к себе

Психологических примеров, как люди начинают видеть в человеке не привычный объект, новый, часто более значимый элемент общества, открывать его с другой стороны, множество. Вспомни хотя бы известный советский фильм с Алисой Фрейндлих. Ее героиня представляла из себя типичную начальницу, некрасивую, строгую, холодную женщину. Но неожиданно становится женственной, очаровательной персоной, на которую все коллеги посмотрели другим глазами, стали относиться по-другому.

Психологи советуют эпатировать, удивлять, вызывать восторг в окружении. Если в школе тебя могли называть «дурнушкой», тогда на встречу выпускников явись в сногсшибательном образе. Высокий оценочный принцип сработает. Если тебя считали неудачницей, покажи, что научилась действовать и многого добилась.

Дарить себе удовольствие

Однажды было проведено психологическое исследование, в котором приняло участие две группы людей. Одним каждый день давали по кусочку шоколада, а для других этот продукт был под запретом. Когда эксперимент подошел к концу, всем участникам дали по шоколадке. В первой группе никто и не заметил ничего необычного, а люди из второй группы сказали, что испытали сильную радость, большое удовольствие, благоприятные эмоции.

По этому примеру хорошо видно, как работает эффект новизны. Обрати внимание, что дарило тебе радость и счастье в прошлом, старайся выявлять, что было основой твоего благополучия. И если этого сейчас нет в жизни, возвращай то, с чем связаны приятные воспоминания.

Эффект новизны в психологии: примеры из жизни

Что влияет на ваше мнение о человеке? Первое впечатление? Или та информация, которую вы получили через время после знакомства? Если вы выбрали второе, то в вас срабатывает эффект новизны. Что это такое? Как применять его в повседневной жизни?

Содержание

  • Что такое эффект новизны
  • Сферы применения
    • Ощущение себя
    • Удовольствие
    • Безопасность
    • Эффект новизны в работе
  • Заключение

Что такое эффект новизны

Эффектом новизны в психологии называют такой феномен восприятия, где самой запоминающейся информацией является та, которую человек получил последней. То, что вы знали раньше, или забывается, или считается уже неважным.

Этот феномен чаще всего встречается у тех людей, которые открыты всему новому, шагают в ногу со временем и не боятся перемен в жизни.

Полной противоположностью эффекту новизны является эффект первичности, который также влияет на поведение и мировоззрение. Согласно ему, главной для человека будет та информация, которая была получена первой. Это так называемое первое впечатление.

У одного и того же человека могут быть оба эти эффекта. Только один развит сильнее другого. Как сказано выше, эффект новизны преобладает преимущественно у тех, кто не страшится перемен. Консервативным людям свойственен эффект первичности.

Сферы применения

Эффект новизны можно использовать в свою пользу для достижения целей. Есть несколько примеров.

Ощущение себя

Представьте человека, который на протяжении длительного промежутка времени не пользовался популярностью среди окружающих или имел не самую лучшую репутацию. Возможно, всего лишь один промах или ошибка изменили мнение о нем не в лучшую сторону. Для того, чтобы исправить ситуацию, достаточно появиться перед знакомыми и друзьями в новом образе. Он закрепится у них в подсознании, и они уже будут думать по-другому.

Допустим, в школе вас считали заучкой и тихоней, человеком без выдающихся способностей и талантов. Встреча выпускников — шанс все изменить. Сходите туда, покажите одноклассникам, чего вы добились, какой интересной личностью вы стали. Будьте уверенны, что мнение о вас изменится на противоположное. Новая информация надолго останется в памяти людей.

Стоит отметить, что эффект не сработает, если в прошлом вы «отличились» непорядочным поведением и утратили доверие окружающих. Здесь будет работать эффект первичности.

Удовольствие

Эффект новизны привнесет в вашу жизнь новые эмоции и ощущения. Приведем пример. Однажды ученые провели интересный эксперимент. Испытуемых разделили на 2 равные группы. Первым можно было употреблять в пищу шоколад каждый день по небольшому кусочку. Для вторых этот продукт был под полным запретом.

Прошла неделя. Участники каждой группы получили по целой шоколадке. Те, кто были в первой группе, не заметили ничего нового в своем состоянии. Те же, кто был на «шоколадной» диете, испытали удовольствие. У них улучшилось настроение и даже общее состояние здоровья.

Как это относится к нашей жизни? Бывают случаи, когда кажется, что мир вокруг нас стали серым, чувствуется усталость, апатия. Это лучший момент для того, чтобы позволить себе сделать то, на что давно не хватает времени. Речь не идет о дорогостоящих покупках. Вспомните, что раньше поднимало вам настроение? Хобби, любимая музыка, интересный фильм или, например, шоколадка.

Безопасность

Трагических событий в мире предостаточно. Какие-то из них мы забываем, а о чем-то помним всю жизнь. Но речь не о них. Допустим, вы собираетесь утром на работу. По местным новостям сообщили об ужасной автокатастрофе, виновником которой стал невнимательный водитель. Не заставит ли вас эта информация быть внимательнее на дороге и в качестве водителя, и в качестве пешехода?

Эффект новизны в работе

Представьте себе крупную компанию, которая по каким-то причинам стала работать в убыток себе. Или, например, потребители сочли выпускаемую ею продукцию недостаточно качественной. Ситуация не из приятных. Но ее можно исправить. Достаточно постараться, использовать все доступные способы улучшения своей репутации.

Можно привести и другой пример. Допустим, трейдер провел на бирже 45 сделок. Первые 35 оказались успешными. А в 10 последних что-то пошло не так. Как поведет себя этот человек? Скорее всего, его мнение о себе кардинально изменится. Он больше не будет делать рискованные шаги и надеяться на удачу. Хотя, если взглянуть со стороны, ничего страшного не произошло. Успешных сделок в 3,5 раза больше, чем неудачных. Но почему же трейдер думает по-другому?

Так работает эффект новизны. Возникшие недавно ощущения преобладают над теми, которые были получены ранее. У трейдера остались все те навыки и умения, которые помогали ему добиться успеха. Но эмоциональная устойчивость пошатнулась.

Эффект новизны поможет вам не падать духом даже после череды серьезных ошибок и неудач. Не расстраивайтесь, уверенно идите дальше. Каждый успешный шаг будет вытеснять из подсознания информацию о том плохом, что случилось в прошлом.

Заключение

Итак, эффект новизны побуждает вас забыть первое впечатление и составить новое мнение о человеке, явлении или объекте. С одной стороны, это неплохо, потому что иногда мнение формируется на основании информации об ошибках и промахах, тогда как индивид на самом деле совсем не такой. Но с другой стороны, эффект новизны часто заставляет сомневаться в своих силах после первой же неудачи.

Эффект первичности — Лаборатория принятия решений

Эффект первичности — это склонность запоминать первую часть информации, с которой мы сталкиваемся, лучше, чем информацию, представленную позже.

Где происходит это смещение

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в условиях, которые не оптимизированы для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Эффект первичности может проявляться по-разному. Например, когда человек пытается вспомнить что-то из длинного списка слов, он запомнит слова, перечисленные в начале, а не в середине. Эффект первичности помогает человеку лучше запоминать информацию, которую он впервые увидел, чем информацию, представленную позже. 1

Чтобы справиться с этой когнитивной предвзятостью, компании часто используют рекламу на телевидении, радио, в Интернете и в печати, чтобы представить нам первое впечатление о своем продукте или услуге еще до того, как они будут доступны. Кроме того, этот метод используется в новостях о предстоящих выпусках телефонов или превью фильмов. Часто есть стимул убедиться, что первые новости, которые вы услышите о продукте, будут положительными.

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Индивидуальные эффекты

Эффект первичности потенциально может оказать существенное влияние на наш выбор. Понимание эффекта первичности гарантирует, что мы делаем более правильные суждения в нашей повседневной жизни.

Комплексное принятие решений

Эффект первичности влияет на то, как мы принимаем решения, поскольку то, как мы получаем информацию, оказалось решающим фактором в процессе принятия решений. 2  Мнением человека можно легко манипулировать или исказить, основываясь на его первом впечатлении об объекте или человеке.

Пример потребности в осознании эффекта первенства очевиден при покупке продуктов и принятии решений в качестве потребителей. Очень важно осознавать, что специалисты по маркетингу знают и используют эффект первенства для улучшения продвижения своего продукта. Это делается путем обеспечения того, чтобы первое впечатление от их продукта было положительным. Маркетологи делают это, рекламируя продукт до того, как он будет доступен, или создавая уникальную упаковку, когда вы впервые получаете продукт, чтобы укрепить свое мнение о продукте на основе его первого впечатления.

Знание об эффекте первенства при покупке продуктов может помочь вам не принимать необдуманных решений о покупке на основе первых впечатлений, поскольку лучше исследовать продукты и взвешивать варианты, основываясь на фактах. Это гарантирует, что люди не станут жертвами рекламных и маркетинговых стратегий и сделают для себя лучший выбор.

Эффекты привязки

Эффект первичности может дополнительно повлиять на нашу способность принимать решения из-за его влияния на предвзятость привязки . Предвзятость привязки описывает склонность человека полагаться на первоначальную информацию для закрепления последующих суждений и интерпретаций. Эффект первичности в сочетании с предвзятостью привязки приводит к тому, что человек слишком сильно полагается на первую часть информации, которую он получает, а затем игнорирует любую последующую полученную информацию. Это сочетание когнитивных искажений может быть особенно проблематичным, поскольку мешает человеку учиться и принимать необдуманные решения. 3  

Системные эффекты

Эффект первенства может вызвать системные проблемы, особенно в отношении его влияния на нашу демократию.

Джонатан Дж. С. Коппелл, исследователь из Йельского университета, и Дженнифер А. Стин, исследователь из Бостонского колледжа, продемонстрировали влияние эффекта первенства в своем исследовании 2004 года под названием «Влияние позиции бюллетеня на исход выборов». Коппелл и Стин обнаружили , что на выборах в Нью-Йорке кандидат, который был указан первым в бюллетене, как правило, получал большую часть голосов . Исследование было основано на первичных выборах Демократической партии 1998 года в Нью-Йорке, где имена кандидатов в избирательных бюллетенях чередовались между различными избирательными участками в этом районе. На 71 из 79 выборов кандидаты, которые были перечислены первыми, набрали больше голосов, чем когда они были указаны на любой другой позиции. В 7 случаях преимущество, которое давало первое место в списке, превышало разницу в победе победителя, что позволяет предположить, что если один и тот же кандидат окажется в верхней части бюллетеня для голосования на всех участках, это может повлиять на выборы в их пользу. 4

Предыдущий эксперимент был основан на исследовании, проведенном Миллером и Кросником в 1998 году, в ходе которого были обнаружены аналогичные эффекты для предпочтений кандидатов в лабораторных исследованиях. Исследование под названием «Влияние порядка имен кандидатов на результаты выборов» показало, что граждане, которые чувствовали себя вынужденными голосовать, но не имели достаточной информации, чтобы сделать осознанный выбор в отношении того, за кого голосовать, находились под влиянием порядка, в котором были указаны имена кандидатов. в бюллетене. Лица, у которых возникли предубеждения в отношении кандидатов, перечисленных ранее в бюллетене для голосования, создали причины для голосования за кандидатов. Они создавали причины для голосования против кандидатов, представленных ниже по списку в бюллетене. 5

В соответствии с этим анализом Миллер и Кросник обнаружили, что в результатах выборов 1992 года в Огайо эффекты порядка имен и эффект первенства проявлялись в 48% из 118 гонок, при этом кандидаты, выдвигавшиеся первыми, выдвигались в среднем на 2,5%. Интересно, что эффект первенства был наиболее значимым в гонках со следующими характеристиками: в которых партийная принадлежность кандидатов не была указана, гонки, которые были минимально оглашены, и когда действующий кандидат не был доступен в качестве варианта выборов для региона. 5  

Эти два исследования представляют собой отличный пример того, как структура избирательного бюллетеня в сочетании с эффектом первенства влияет на результаты выборов, особенно когда избиратели не отдают значительного предпочтения кандидатам.

Почему это происходит? Что ж, у него есть прочная основа в когнитивной психологии, по крайней мере, если ваша дата — это список слов.

Вы, вероятно, сталкивались с этим каждый раз, когда пытались выучить список предметов. Гораздо легче вспомнить первый пункт в списке, чем тот, что в середине.

Элементы, которые появляются первыми в списке, сохраняются в долговременной памяти легче, чем последующие элементы списка. Мозгу требуется меньше вычислительной мощности, чтобы репетировать и вспоминать один элемент (первый элемент в списке), чем несколько элементов (элементы, расположенные позже в списке, в дополнение к предыдущим). Существует доказательство того, что когда люди читают серию утверждений о человеке, количество времени, которое они тратят на чтение этих элементов, уменьшается с каждым новым фрагментом информации. 6

Мы с большей вероятностью проявим эффект первичности, когда мы устали, чем когда мы бодрствуем, и когда мы отвлекаемся, чем когда мы сосредоточены. 7

Эффект первичности связан с эффектом недавности  — с тем, что мы лучше запоминаем последнюю информацию. Например, в таких соревнованиях, как конкурс песни «Евровидение» и фигурное катание, было найдено , что более высокие оценки были даны участникам, которые выступали последним De Bruin (2005).

Почему это важно

Этот эффект необходимо принимать во внимание каждый раз, когда кому-то представляют ряд людей, объектов или идей, чтобы уменьшить важность первых по сравнению с другими. Ранние черты заставляют нас формировать первоначальное ожидание в отношении людей, которых мы встречаем, и как только это ожидание сформировано, мы склонны обрабатывать информацию таким образом, чтобы сохранить это ожидание неизменным. К сожалению, после того, как мы разработали схему, изменить ее становится трудно.

Это имеет важное значение для обучения, так как учащиеся с большей вероятностью вспомнят информацию, представленную ранее в учебном эпизоде, чем в середине, поэтому имеет смысл загружать самые важные аспекты урока заранее.

Как этого избежать

Эффект первичности распространен и проникает в наши когнитивные процессы, когда мы пытаемся принимать решения. Узнав об эффекте конфиденциальности, обязательно сделайте следующее, чтобы избежать влияния предвзятости:

Соберите вашу информацию

Эффект первичности имеет большое значение, потому что это способ человека запомнить первое, что он увидит в списке, или использовать первое впечатление для определения человека. Этот когнитивный короткий путь можно преодолеть, потратив время на исследование при совершении покупок, чтобы вы не попали под влияние и могли принимать решения, основываясь на наилучшей доступной информации.

Повседневная жизнь

Теперь, когда вы знаете, что такое эффект первичности, найдите время, чтобы убедиться, что он не используется в вашей повседневной жизни. Когда вы закончите читать статью, спросите себя, что вы помните. Потратьте время, чтобы обрисовать в общих чертах все, что вы узнали, не сосредотачиваясь на информации, которая была только что представлена ​​в начале. Упражняясь в этих привычках, вы можете лучше осознавать эффект первенства и избегать предвзятости.

Как все начиналось

Сначала эффект первичности изучался на предмет того, как он влияет на наши впечатления о других людях.

Польско-американский психолог Соломон Элиот Аш считается пионером социальной психологии и посвятил большую часть своих исследований формированию впечатления, конформизму и внушению престижа. 8  Аш особенно интересовался тем, как люди формируют впечатление о других людях и сверстниках. Его исследования были сосредоточены на том, насколько легко люди могут развивать эти впечатления и как на них можно влиять или манипулировать ими. Аш провел несколько экспериментов, в которых просил участников составить первоначальное впечатление о гипотетическом человеке на основе представленных характеристик. 9

Одно из наиболее заметных исследований Аша было опубликовано в 1946 году и изучало эффект первичности в отношении людей и их впечатлений о других. В исследовании Аш сначала представил участникам исследования первоначальный список черт характера. Он создал два разных типа списков: один с чертами характера человека, но начиная с его положительных качеств, а другой список содержит точно такие же черты, но в обратном порядке .  Первый положительный список характеризовал человека как умного, трудолюбивого, импульсивного, упрямого и завистливого, а второй список содержал тот же список, но наоборот. 9

Проведя серию исследований, Аш попросил своих учеников составить впечатление и написать характеристики человека, описанного в списке. Он обнаружил, что участники, которые сначала читали списки с положительными чертами, формировали более благоприятное впечатление, чем те, кто сначала читал списки с отрицательными чертами. 9  Разница в порядке списка привела к совершенно другому описанию человека, как его воспринимают другие. Ознакомившись с первым списком, участники исследования характеризовали индивида как «способного человека, обладающего определенными недостатками, которые, однако, не затмевают его достоинств». Впечатления второго списка привели к тому, что индивидуума описывали как «проблему, способности которой ограничены его серьезными трудностями». 9  Эффект первенства сильно повлиял на студентов из исследования и, таким образом, создал впечатление о других людях, основанное только на этом предубеждении.

Пример 1. Современный маркетинг

Выпуски и запуски продуктов часто используют эффект первенства.

Прежде чем продукт будет выпущен на рынок, обычно существует стратегия предварительного продвижения продукта, чтобы гарантировать, что люди запомнят первую информацию, которую они услышат о продукте, в положительном свете. Контролируя первое сообщение продукта потенциальным покупателям, маркетолог может гарантировать, что первое впечатление о продукте будет положительным. Обычные способы предварительных рекламных релизов можно увидеть на телевидении, радио, в печати, в Интернете и, в последнее время, в продвижении влиятельных лиц. 10

Примеры такого начального предварительного продвижения можно увидеть на показах перед запуском продукта, когда компании впервые демонстрируют продукт в театральном сценическом представлении, а также транслируют показ. Эта техника обычно используется Apple и Tesla, чтобы продемонстрировать новые продукты в новом и роскошном свете, гарантируя, что клиенты запомнят продукт и его отличные характеристики.

Пример 2. Эффект первенства и получение работы

Эффект первенства также может повлиять на то, получите ли вы работу или нет. Опрос, проведенный компанией Simply Hired, показал, что 93% менеджеров по найму считают опоздание на собеседование крайне неблагоприятным качеством, что делает его самым высоким показателем того, чего не следует делать на собеседовании. 11  Кроме того, слишком небрежная одежда или ошибки в резюме и сопроводительном письме также были отмечены как примеры способов создать неправильное первое впечатление при участии в процессе найма. 11

При подаче заявления о приеме на работу первое впечатление определяет, получит ли человек работу, поскольку первое впечатление — это представление менеджерами по найму характера кандидата. Эффект первенства играет важную роль в процессе найма. Неправильное первое впечатление, скорее всего, запомнится, точно так же, как хорошее первое впечатление, вероятно, запомнят.

Резюме

Что это такое

Эффект первичности представляет собой когнитивное искажение и относится к склонности человека лучше запоминать первую информацию, с которой он сталкивается, чем информацию, которую он получает позже.

Почему это происходит

Эффект первичности возникает по нескольким причинам, основной из которых является наша память, так как легче запомнить то, что сказано первым в списке, чем то, что находится в середине списка. Кроме того, эффект первенства имеет место, когда люди либо устали, либо отвлекаются, пытаясь вспомнить, что в списке. Наконец, эффект первичности связан с эффектом недавности, при котором мы лучше запоминаем самую последнюю информацию.

Пример 1. Эффект первенства используется в современном маркетинге

Маркетинговое продвижение продукта до своего запуска является классическим примером эффекта первенства в деловом мире. Маркетологи пытаются использовать эффект первенства, чтобы произвести отличное первое впечатление на потенциальных клиентов и их продукт, контролируя первоначальное обращение продукта к клиентам.

Пример 2. Эффект первенства и получение работы

Эффект первенства также влияет на то, будет ли человек принят на работу или нет. При приеме на работу или посещении собеседования, если человек создает негативное первое впечатление, он с меньшей вероятностью будет принят на работу. Это негативное впечатление демонстрирует менеджеру по найму характеристики человека. Хотя это может быть и не так, при приеме на работу большое внимание уделяется первому впечатлению.

Как этого избежать

Помимо осознания эффекта первичности, человек должен также сосредоточиться на сборе как можно большего количества информации при первом принятии решения и не торопиться, чтобы избежать предвзятости и ее влияния на принятие решений. Кроме того, упражнение в избегании эффекта первенства в нашей собственной жизни поможет избежать его при принятии сложных решений в будущем.

Эффект первичности (определение + примеры)

Практическая психология

Ищете примеры эффекта первенства в действии? Не ищите дальше, в этой статье я собираюсь углубиться в то, что это такое, как это работает, а также в психологию, лежащую в основе эффекта первенства (также известного как смещение первенства). 

Что такое эффект первенства?

Пример эффекта первенства и эксперимент

Якорная предвзятость против предвзятости первенства

Как использовать эффект первенства

Эффект недавности

Похожие сообщения:

Что такое эффект первенства?

Вот основная идея эффекта первичности: при представлении списка информации вы, скорее всего, вспомните элементы в начале списка. Эти элементы с большей вероятностью окажутся в вашей долговременной памяти, чем элементы в середине или конце списка.

Это простая идея, но на эффект первенства влияет множество факторов: 

  • Ваше внимание : У нас не очень долгая концентрация внимания. Когда вы начинаете просматривать список, ваш ум становится более сосредоточенным. Однако после нескольких пунктов вы, вероятно, отвлечетесь. Ваш разум может блуждать к началу списка или к чему-то совершенно другому. Элементы, которые вы изучаете в ходе этого процесса, с меньшей вероятностью прилипнут к вам.
  • Повторение : Время — большая часть эффекта первичности. Чем больше времени у вас есть на запоминание и повторение информации, тем больше вероятность того, что она сохранится в долговременной памяти.
  • Возможности вашего мозга ограничены. : Ваш мозг должен выбирать, какая информация будет храниться в долговременной памяти, какая останется в краткосрочной памяти, а какая будет забыта. Элементы в верхней части списка получают первый шанс пройти через этот процесс и попасть в вашу долговременную память.

Пример эффекта первенства и эксперимент

У вас есть выбор между двумя датами.

На первом свидании завистлив, упрям, критичен, импульсивен, трудолюбив и умен.

Второе свидание умно, трудолюбиво, импульсивно, критично, упрямо и завистливо.

С кем бы ты хотел пойти на свидание?

Вы сказали второй человек? Ты не один. Вы заметили, что оба человека были описаны одними и теми же словами, , только в другом порядке ? Тогда вы, возможно, слышали об этом исследовании раньше.

В 1946 году Соломон Аш попросил участников оценить людей на основе набора слов, использованных выше. Люди оценили второго человека намного выше, чем первого. Его результаты подтвердили эффект первенства.

Якорная предвзятость против предвзятости первенства

Эффект первенства также связан с другой психологической концепцией, касающейся первых впечатлений.

Скажем, вырос, помня, что телевизор с большим экраном стоит 800 долларов. Это было ваше первое впечатление от покупки телевизора с большим экраном. Независимо от того, была ли это разумная цена или нет, это первое, что вы помните.

Каждый раз, когда вы покупаете телевизор с большим экраном, вы вспоминаете и сравниваете текущие цены с тем телевизором с плоским экраном. тебе привязал к этой идее, потому что вы так сильно ее помните. Изменение ваших представлений о ценах, как и изменение вашего впечатления о ком-либо, — нелегкий путь. И это отчасти благодаря тому, как мы храним и обрабатываем информацию.

Покупка телевизора за 1100 долларов может показаться обманом, а покупка 500 долларов может показаться выгодной сделкой. Наш мозг очень плохо рассчитывает инфляцию и реальную стоимость покупки.

То же самое работает с первыми впечатлениями при знакомстве. Когда кто-то впервые встретится с вами, он запомнит вас намного дольше и запомнится лучше благодаря эффекту первенства.

Пример 1: В суде

Я упомянул интересное исследование, проведенное Миллером и Кэмпбеллом, объясняя эффект недавности. Чего я не упомянул, так это того, что в некоторых испытаниях также имел место эффект первенства.

Миллер и Кэмпбелл представили участникам два аргумента: один за истца, обвиняемого в преступлении, и один против. В некоторых испытаниях они меняли порядок представления аргументов. В других они затягивали время между выслушиванием двух аргументов и предложением участникам принять решение.

Когда между вынесением окончательного приговора и принятием решения была задержка, участники с большей вероятностью запоминали (и голосовали) за первый аргумент, который они услышали. Например, если они услышали довод против истца, затем сразу же услышали довод за истца, а потом через день-два приняли решение, то они с большей вероятностью проголосуют против истца.

Пример 2. Первые впечатления от собеседования На самом деле, это одна из худших вещей, которые вы можете сделать, если хотите получить работу. Опрос, проведенный компанией Simply Hired, показал, что
93% менеджеров отнеслись к опозданиям неблагоприятно — первое место в списке вещей, которые вы не должны делать на собеседовании. Слишком небрежная одежда или наличие грамматических ошибок в резюме или сопроводительном письме также являются примерами способов произвести плохое первое впечатление.

Если вы опоздали или представили плохое заявление, менеджеры по найму, скорее всего, уже списали вас со счета. И когда они будут возвращаться к вашему заявлению, принимая решение, они, скорее всего, вспомнят, что вы опоздали или произвели плохое первое впечатление.

Пример 3: В политике

Когда вы голосуете, важно прочитать список кандидатов и узнать об их политике. Однако порядок, в котором вы узнаете имена кандидатов, может повлиять на то, как вы проголосуете. Многочисленные исследования последних лет показывают, что кандидат, указанный первым, который, скорее всего, будет указан первым в Интернете и на других ресурсах, имел больше шансов на победу, чем любой из других кандидатов. Политики, которые начинают дебаты с веских аргументов, также с большей вероятностью будут услышаны, в отличие от аргументов, которые они приводят в середине дебатов.

Пример 4. Смещение привязки

Эффект первичности может влиять на то, как мы помним и воспринимаем мир разными способами. Эффект первенства тесно связан с уклоном привязки. Каждый раз, когда мы «привязываемся» к какой-то части информации, мы позволяем этой первой части информации запомниться нам больше, чем чему-либо, чему мы учимся после. Если мы сначала увидим, что газ стоит 1 доллар, а затем увидим газ по цене 1,50, 1,10 и 0,80 доллара, мы все равно, скорее всего, запомним этот 1 доллар и будем основывать свои суждения на этой информации.

Как использовать эффект первенства 

Специалисты по маркетингу и продажам используют идею привязки, чтобы проникнуть в сознание своих клиентов. Они также могут использовать его для размещения информации таким образом, чтобы это приносило пользу их бизнесу. Вы можете использовать эффект первенства вне зависимости от того, работаете ли вы в сфере продаж.

Писать речь? Составьте список информации, которую вы хотите сообщить слушателям. Поместите самую важную информацию в начало списка и используйте этот список для написания речи.

Нужно учиться? Переключите списки терминов и понятий, которые вам нужно запомнить. Если вы придерживаетесь одного и того же списка, вы, скорее всего, запомните главные элементы, но средние элементы может быть не так легко вспомнить во время теста.

Собираетесь на свидание? Не забудьте произвести хорошее первое впечатление. Если вы сообщаете (языком тела или своим тоном), что вы уверены, это впечатление будет продолжать оставаться в сознании вашего партнера в течение всего вечера.

Эффект недавности 

Как насчет элементов в конце списка? Ваши впечатления значат все меньше и меньше по мере того, как вы строите отношения с другими?

Эффект первенства многое говорит нам о хранении памяти, но это еще не все. Погрузитесь глубже в мир памяти, узнав об эффекте недавности. Элементы в конце списка с такой же вероятностью застревают в вашем мозгу, но они, как правило, хранятся в другом месте и обрабатываются в другом месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *