эффект впечатления первого — это… Что такое эффект впечатления первого?
- эффект впечатления первого
— выражается в том, что очень часто при оценке некоего человека или черт его характера, придается наибольшее значение первому впечатлению. Дело доходит до того, что все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- эффект бумеранга
- эффект действия незавершенного
Смотреть что такое «эффект впечатления первого» в других словарях:
эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Большая психологическая энциклопедия
Эффект Форера — Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия
Эффект субъективного подтверждения — Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия
Эффект форера — Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия
Эффект Зайонца — Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия
Эффект фасилитации — Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия
Эффект Розенталя — или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества … Википедия
Эффект Пигмалиона — Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление… … Википедия
Эффект первого впечатления — Эффект первого впечатления мнения о человеке, которые сформировались у субъекта в первые минуты при первой встрече, влияют на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека. Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное… … Википедия
Эффект ореола — – влияние одной конкретной необычной черты кого то или общего впечатления от него на суждение о нем в целом, на окончательное суждение (положительное или отрицательное). Ср. Эмоциональная предубежденность. Ср. одни имеют о С. Есенине хорошее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
psychology.academic.ru
4. Эффект первого впечатления » СтудИзба
Лекция № 4.
Эффект первого впечатления.
Привлекательная внешность.
Телосложение.
Эффект первого впечатления
Опора на личностные факторы, которые играют важную роль в формировании установки на саму личность и отношения к ней, при обучении и психологической подготовке специалистов в области кадровой политики и документооборота обязательно даст нужный практический результат: в процессе общения люди непременно будут относиться к ним с симпатией.
Каковы же эти качества? Их обычно структурируют по динамике формирования первого впечатления. Благоприятное или положительное первое впечатление производят люди:
· обладающие привлекательной внешностью, с хорошей самопрезентацией, осанкой;
· аккуратные, со вкусом одетые, предпочитающие консервативный стиль в одежде;
· уверенные в себе, но весьма доброжелательные, в чём-то похожие на вас в поведении;
· общительные, внимательные, умеющие слушать;
· готовые быстро включиться в совместную деятельность.
Именно к таким людям и возникает симпатия. Она значительно усиливается, если человек обладает обаянием.
Наиболее информативным компонентом с точки зрения бытового, повседневного восприятия человека является его лицо. Как установлено социально-психологической школой А.А. Бодалева, в первую очередь люди выделяют отнюдь не глаза, как обычно принято считать (дескать, «глаза – зеркало души»). Проводились специальные эксперименты: на глаз испытуемого помещали особую присоску, с помощью которой фиксировали движение его глаза по предложенной фотографии. «Элементом, несущим наибольшую информацию при опознавании лица… были волосы и вообще верхняя часть головы. Испытуемые выделяли их в изображении лица в первую очередь, и порог их узнавания оказался лежащим в пределах 0,03 – 0,004 секунды ».[1]
После прически испытуемые выделяли лоб, брови, глаза, уши, нос, губы, подбородок. Однако речь здесь идёт именно об узнавании лица. Значит, если политик хочет, чтобы его всегда узнавали, прежде всего, он не должен менять прическу и брови. Отсюда понятно внимание Ельцина к тщательной укладке волос или отказ Брежнева подстригать брови (отчего и получил прозвище «бровеносец в потемках»).
В отличие от «узнавания» при определении отношения к человеку последовательность несколько иная. Психологически «расшифровка» оказывается вторым этапом, следующим за его узнаванием или не узнаванием. Если узнавание происходит с первого, беглого взгляда, распознавание требует разглядывания чужого лица. Опытным путем установлено, что в восприятии эмоционального состояния человека по выражению лица более важным оказались губы. Это соответствует законам, открытым ещё в Древней Греции. Как известно, актеры в древнегреческом театре надевали маски, различавшиеся, прежде всего формой рта.
После губ анализируется носогубная складка. Затем – лоб, прическа. Потом взгляд спускается ниже, до глаз. Наконец, в завершение он воспринимает овал лица, включая уши и подбородок (еще один распространенный миф о «волевом подбородке»). Именно поэтому главное, что требуется от любого профессионала (от политика), — улыбаться, улыбаться и еще раз улыбаться, ведь в первую очередь воспринимаются губы.
На втором месте – требования к прическе и пресловутому «высокому лбу» (обычно именно «высоколобых» в народе считают «слишком учеными» и «шибко образованными», а в политике их недолюбливают).
Привлекательная внешность
Человеку свойственно воспринимать привлекательное лицо как знакомое ему, говорят психологи. Они предъявили участникам тест — группы 80 фотопортретов и попросили указать, кто им знаком. Оказалось, что «узнавали» симпатичные лица, даже если участники эксперимента до этого никогда их не видели. Подобная ошибка не случайна. Мы склонны любить то, что нам знакомо, и потому подсознательно проводим параллель между «нравится» и «знаю». Эта важная особенность умственной деятельности позволяет адаптироваться и чувствовать себя комфортно в сложном и изменчивом мире.
Кандидату в избирательной кампании эффект узнавания очень важен. Привлекательная внешность очень помогает ему в этом плане. Но не только. Оказывается, привлекательная внешность способствует тому, что окружающие наделяют человека рядом положительных качеств.
Мужчин и женщин, которых компетентное жюри отнесло к наиболее красивым, испытуемые оценили и как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно. Кроме того, испытуемые-мужчины оценили красивых мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более расположенных к другим людям, заботливых и внимательных к ним.
Сейчас уже не одним исследованием доказано, что ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты личности, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок.
Молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. Автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других – портрет «дурнушки». Результат? Оценивали очерк более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.
Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые совершили семилетние мальчики и девочки, сфотографированные крупным планом. Студентки должны были высказать своё отношение к каждому из них и к их поведению. Они оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность.
Привилегированное положение красивых осознают даже 4–летние дети. Отвечая на соответствующий вопрос, они говорят: «Если будешь красивым, тебя все будут любить и не будут обижать». Дети обоего пола от 2 лет 9 месяцев до 6 лет 1 месяца значительно чаще просили дать на экране, демонстрирующем результаты эксперимента, изображение красивого сверстника.
В книге «Психология эмоциональных отношений» Л.Я. Гозман рассказывает о следующем эксперименте: группе «судей» сообщили информацию о проступке, совершенном незнакомым им человеком и давали его фотографию. Задача состояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод об особенностях личности «обвиняемого» и определить ему наказание. Во всех экспериментальных группах были вынесены более жесткие решения, приписано больше негативных качеств в случаях, когда проступок совершил некрасивый человек. (К слову, обычай стричь наголо обвиняемых, а также нынешняя мода на бритье головы, судя по этому эксперименту, ведёт к ужесточению наказаний, поскольку такая «прическа» изменяет внешность подозреваемых в большинстве случаев не в лучшую сторону.)
Вряд ли стоит продолжать описания экспериментов, подтверждающих проявление названной тенденции при формировании первого впечатления о человеке. Важно подчеркнуть другое: психологам известно множество фактов, доказывающих, что «эффект красоты» сказывается лишь на предварительном этапе. В последующем оценка человека окружающими определяется характером взаимодействия их с этим человеком, его поведением, реальной ценностью в их глазах его деятельности.
Телосложение
Особенности телосложения, конституция человека также влияют на создаваемое им первое впечатление.
Видя полного, с округлыми формами, мужчину чаще всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть.
О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильной, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный.
О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он худой, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный.
Высказываясь о каждом из трёх типов мужчин, испытуемые называли их возраст. При этом полного мужчину они считали намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет.
studizba.com
Эффект первого впечатления
Позвольте представить вам двух мужчин: Ален и Бен. Определитесь без долгих раздумий, кто из них вам больше нравится. Ален умен, прилежен, импульсивен, критичен, упрям, завистлив. Бен, напротив, завистлив, упрям, критичен, импульсивен, прилежен, умен. С кем из них вы бы предпочли застрять в лифте?
Эффект первого впечатления (позиционный эффект)
Если вы рассуждаете как большинство людей, то выберете Алена. Хотя описания их абсолютно одинаковые. Наш мозг воспринимает первое прилагательное сильнее, чем все следующие, и в результате вам кажется, что перед вами две разные характеристики. Ален — умен и прилежен. Бен, напротив, завистлив и упрям. Первая черта характера затмевает все последующие. Это так называемый позиционный эффект, или эффект первого впечатления.
Если бы не было позиционного эффекта,
Позиционный эффект приводит к ошибочным действиям. Даниэль Канеман в своей новой книге пишет, как в начале своей преподавательской деятельности он оценивал экзаменационные работы. Подобно большинству учителей, все работы поочередно: сначала одного студента, потом другого и так далее.
Это привело к тому, что те студенты, которые давали прекрасный ответ на первые вопросы, вызывали симпатию преподавателя, что отражалось на оценке последующих ответов. Тогда Канеман изменил порядок. Сначала он выставлял оценку за ответ на первый вопрос у всех студентов, затем на второй и так далее, исключив тем самым влияние позиционного эффекта.
К сожалению, такой подход применим не всегда. При приеме на работу нового сотрудника вы рискуете нанять того, кто произвел на вас лучшее первое впечатление. В идеале вам следовало бы выстроить всех претендентов в шеренгу, одновременно всем задавать один и тот же вопрос и тут же выслушивать одновременные ответы.
Предположим, вы член правления некой компании, и предмет, о котором вы еще не вынесли суждение, уже на столе. Тогда мнение первого выступающего, которое вы услышите, будет иметь решающее значение для вашей общей оценки. То же самое касается и других участников заседания. Этим ценным преимуществом стоит воспользоваться: если у вас есть свое мнение, не медлите, выступите первым. Вместе с тем вы произведете незаурядное впечатление на ваших коллег и перетянете их на свою сторону. Если же вы, напротив, председатель собрания, попросите участников высказывать мнения в случайном порядке, иначе человек, который возьмет слово первым, окажет немалое влияние на остальных.
Эффект недавности
Правда, не всегда дело в
В каком случае доминирует позиционный эффект, а когда преобладает эффект недавности? Ответ: когда нужно сделать что-то сразу после череды впечатлений, позиционный эффект сильнее.
Например, в случае с Аленом и Беном вы были вынуждены сразу же вынести суждение об обеих личностях. Если же впечатление осталось в прошлом, то на передний план выходит эффект недавности. Вспомните разговор, который вы слышали несколько недель назад, — в памяти, скорее всего, остались только обрывки его конца, точечные фрагменты воспоминаний.
Вывод: промежуточная часть производимого впечатления выглядит ниже среднего, будь то середина речи, разговора с покупателем или книги. Не судите о вещах по первому впечатлению. Так или иначе, но оно обязательно вас обманет. Попробуйте непредвзято оценить все стороны человека. Это непросто, однако в определенных ситуациях вполне возможно.
На собеседовании я, например, каждые пять минут делаю для себя пометки, а затем рассчитываю среднее значение. Таким образом я убеждаюсь, что «середина» в равной степени относится и к первому, и к последнему впечатлению.
* Стиль обуви, который характеризуется «закрытой» шнуровкой. Прим. ред.
Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди / Рольф Добелли; пер. с нем. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Публикуется с разрешения издательства
Роль первого впечатления. Имидж менеджера. Внешняя сторона имиджа
Роль первого впечатления
Первое впечатление – это оценочное восприятие образа человека в первые секунды знакомства. Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить».
Человеческому мозгу требуются доли секунды, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомого человека. В результате сканирования головного мозга установлено, что возникновение симпатии или антипатии к незнакомому человеку при первом впечатлении происходит практически без участия интеллекта. В этом процессе задействован отдел мозга, отвечающий за ощущение страха, – мозжечковая миндалина. Это древний сегмент мозга, сформировавшийся у животных намного раньше префронтальной коры, которая содержит центры интеллектуальной активности. Поэтому люди всегда судят о других по первому впечатлению; именно оно формирует отношение к другому человеку или явлению. Конечно, первоначальное впечатление впоследствии может измениться (особенно если оно было не совсем таким, как нам хотелось бы), но для этого потребуется продолжительное личное общение.
Какие же аспекты формируют первое впечатление? По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 50% зависит от его внешности и манер, на 30% – от того, как он говорит, и лишь на 20% – от того, что он говорит.
Первое впечатление может формироваться осознанно и неосознанно . Осознанное впечатление формируется при специальном намерении оценить человека с какой-либо позиции. Неосознанное составление впечатления происходит подсознательно, автоматически, при отсутствии специальных усилий в этой связи.
Психологии выделяют три основных фактора возникновения первого впечатления
Фактор привлекательности означает, насколько приятен и симпатичен нам объект знакомства. По отношению к внешне привлекательному человеку люди склонны переносить приятные внешние данные на внутренний мир и черты характера; хотя известно, что связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной или отсутствовать вообще.
Физическая привлекательность, как показывают многочисленные исследования, производит «сдвиг» в оценках не только характера своего носителя. Даже когда оценивается конкретный поступок или результат деятельности, красивые люди часто получают от окружающих завышенную оценку. В психологии и художественной литературе собрано много доказательств того, как «эффект красоты» влияет на первое впечатление.
Специальные усилия и детали внешности, которые соответствуют социально одобряемому образу личности, называются « знаками привлекательности ». Для первого впечатления они должны быть хорошо продуманы и организованы. Достигнутый при этом результат окупит усилия, затраченные на создание знаков привлекательности.
Фактор превосходства означает подсознательное сравнение себя с новым объектом знакомства. Если этот объект превосходит воспринимающего по какому-либо параметру, то значительно выше оцениваются и другие его качества. Иными словами, происходит общая завышенная личностная оценка.
Фактор отношения означает реакцию человека па отношение к нему объекта знакомства. Людей, которые проявили при первой встрече искреннее внимание, доброжелательность, человек склонен воспринимать лучше, чем они есть на самом деле. И наоборот, проявленные с первых секунд невнимание, заносчивость, грубость создают отрицательное впечатление об объекте знакомства.
Психологи и имиджмейкеры [1] выделяют три основных аспекта первого впечатления :
1. Доступность , т.е. готовность, расположенность к знакомству. Об этом говорят взгляд, осанка, манеры, настроение человека.
2. Интерес к окружающим , т.е. внимание и доброжелательность к другим. Это отражается в визуальном контакте, готовности слушать и общаться, в открытости позы, позиции, которую человек занимает по отношению к потенциальным участникам общения.
3. Половая привлекательность, или степень интереса, который вызывает человек у противоположного пола (игривость взглядов, манер и поз, их пассивность либо агрессивность, детали одежды, аксессуары, косметика).
Таким образом, исключительную роль при первом впечатлении играют внешние данные человека. Существуют также элементы, которые имиджмейкеры называют информационными показателями (или фактором личной привлекательности). Основные из них: физическая привлекательность , самопрезентация , стиль одежды и эмоциональное состояние .
Физическая привлекательность уже была представлена выше. Привлекательным считается человек с красивым лицом. Однако это связано не столько с красотой самого лица, сколько с его выразительностью. Если мимика человека доброжелательна, вызывает расположение, то в подавляющем большинстве случаев он будет воспринят окружающими положительно.
Важную роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и достоинством, плохая воспринимается как проявление неуверенности, а зачастую – зависимости и подчиненности.
Самопрезентация – это искусство преподнести, подать себя окружающим. Суть этого умения состоит в способности сконцентрировать внимание на своих достоинствах и увести от недостатков.
Самоподача привлекательности – умение представить себя окружающим в выгодном свете. Психологи отмечают, что привлекательность связана не только и не столько с внешностью, сколько с внутренним обаянием. Ведь есть люди, которые «светят, но не греют», а есть люди, «притягивающие, как магнит» – с такими людьми легко и просто общаться, они буквально с первых секунд знакомства завоевывают сердца.
Самоподача превосходства, или демонстрация своих достоинств в необидной для окружающих форме. Для этого не надо проводить параллели и сравнения, ведь каждый человек в чем-то уникален. Самоподача должна быть основана на объективных заслугах и достижениях (это особенно актуально для профессии менеджера).
Самоподача отношения – искреннее доброжелательное и заинтересованное отношение к собеседнику. Такая позиция, как правило, вызывает ответные симпатии при первом же знакомстве.
Стиль одежды является важнейшим компонентом оформления внешности. Выбор стиля одежды свидетельствует о том, что человек представляет, какой у него образ собственного «Я» и его социальный статус. Одежда должна соответствовать случаю, положению и возрасту человека. Любое несоответствие вызовет отрицательное восприятие. Например, недопустимо приходить на серьезные деловые переговоры в спортивной одежде.
Эмоциональное состояние способно сильно повлиять па формирование первого впечатления. Сильные эмоции провоцируют т.н. «психологическое заражение», когда эмоции и чувства одного человека проецируются на окружающих, вызывая ответную реакцию («зеркальный эффект»). Поэтому хорошее настроение может помочь в создании положительного первого впечатления.
Специальные исследования психологов свидетельствуют, что люди видят то, что хотят увидеть, и слышат то, что хотят услышать. Иными словами, вся информация, поступающая из внешнего мира, субъективно «просеивается» каждым человеком. Такие своеобразные «фильтры» зависят от образования, воспитания, жизненного опыта, характера человека, его образа жизни, окружения, системы ценностей и т.д. Таким образом, реальность и ее восприятие зачастую не только не совпадают, но и отличаются друг от друга. В зависимости от личности воспринимающего по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты и поступки другого человека.
Исходя из закономерностей восприятия людьми друг друга, можно влиять на воспринимающего, сознательно формировать в его представлении желаемый образ. Это особенно актуально для формирования первого впечатления.
При возникновении первого впечатления возникают следующие ошибки – эффекты ореола, стереотипа, проецирования, снисходительности, чужого мнения, психического состояния, доминирующей потребности, упрощения, гала-эффект, эффект плацебо , а также преднамеренный обман . Ниже они рассмотрены более подробно.
Эффект ореола заключается в том, что получаемая в момент знакомства зрительная и слуховая информация накладывается на некий образ, который уже был заранее создан. Этот образ-ореол мешает увидеть истинные черты нового знакомого.
Эффект стереотипа означает соотнесение нового лица со знакомыми людьми. У каждого человека есть своя, чаще неосознанная классификация людей по их поведению, мотивам, характеру. Иными словами каждый человек имеет свои социальные стереотипы. Последние могут складываться как результат обобщения личного опыта человека, сведений, почерпнутых из книг и фильмов и т.д. При этом обобщенные знания могут быть верными или сомнительными и даже ошибочными. Но человек верит в стереотипы и мгновенно распространяет их на нового знакомого.
К данному эффекту можно отнести этнические стереотипы (образы типичных представителей определенных наций), которые наделяются не только фиксированными чертами внешности, но и характера (педантичность немцев, легкомысленность французов, чопорность англичан и т.д.).
Эффект проецирования основан на том, что человек переносит на нового знакомого собственные черты. Тенденция приписывать собственные качества или состояния другим людям сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью.
Психологи отмечают, что эффект проецирования чаще присущ представителям «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у лиц «демократического» типа; уверенные в себе и успешные люди часто оценивают других как доброжелательных и дружественных, а вот лица закомплексованные, имеющие проблемы, склонны видеть в других холодность и отчужденность.
Эффект снисходительности заключается в изначальном настрое на невысокие качества нового знакомого. Есть люди, которые предпочитают сомневаться в достоинствах объекта знакомства до тех пор, пока человек не докажет обратное. Это своего рода «изначальная недооценка»; иногда такая позиция связана с ожесточением.
Большинство людей благожелательны в оценке незнакомого человека; многие даже склонны не замечать недостатков других. Позиция «эффекта снисходительности» может говорить о проблемах в психике самого наблюдателя, связанных с накопившимся у него отрицательным личным опытом общения.
Эффект чужого мнения предполагает следование оценке других лиц по отношению к объекту знакомства, собственное мнение наблюдателя изначально субъективно, основывается на чужом мнении, которое может быть как верным, так и неверным. Такая предварительная установка сильно влияет на личное восприятие.
Эффект психического состояния связан с настроением наблюдателя и наблюдаемого в момент знакомства. Эмоциональное состояние важно, так как человек в хорошем настроении оценивает окружающих в светлых, радужных тонах и сам вызывает у них симпатию. И наоборот, человек в дурном расположении духа, в депрессии, не только все «видит в черном цвете», но и к себе вызывает неприязненное отношение. Психическое состояние как наблюдателя, так и наблюдаемого может вызвать ошибки при формировании первого впечатления,
Эффект доминирующей потребности означает наличие одного важного мотива, затмевающего все остальные. Это состояние делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности (так, охотник лучше видит зверя, грибник настроен исключительно на грибы). Однако чем сильнее доминирующая потребность, тем чаще она может спровоцировать ошибку: настроившись на что-либо одно, можно не заметить другое, не менее важное.
Эффект упрощения связан с тем, что по одному факту либо детали делаются обобщающие выводы. Люди нередко склонны делать выводы по одной особенности, часто после первого впечатления, и закреплять ее в своем сознании, мнение свое меняют с трудом.
Гала-эффект, или упрощенная оценка, имеющая лишь два полюса – положительный и отрицательный. Столь упрощенное оценивание упускает детали, которые могут оказаться существенными.
Эффект плацебо означает наделение наблюдаемого качествами, которых у него нет («плацебо» в переводе с латыни означает «пустышка»). Причины этого эффекта могут быть самыми разными: невнимательность, субъективность, любой из перечисленных выше эффектов. Но наиболее частая причина – предварительная установка, что означает появление у наблюдателя оценки еще до момента знакомства.
Преднамеренный обман – попытки человека представить окружающим наличие у себя тех качеств, которыми он заведомо не обладает. Например, сознавая, что за ними наблюдают, многие люди не просто стараются выглядеть лучше, но и применяют для этого различные уловки. Психологически это выражается в искажении или даже подмене экспрессивных движений: жестов, поз, мимики, интонаций голоса и т.д. Наблюдаемый либо усиливает свою экспрессию, либо, наоборот, ослабляет, пытаясь произвести желаемое впечатление.
Нередко «преднамеренный обман» приобретает крайние формы: человек выдает себя не за того, кем является, применяя обман с использованием «ролевой маски». Конечно, долго таким образом обманывать окружающих не получится.
Существуют рекомендации по созданию благоприятного первого впечатления , полезные для менеджера.
1 Важно первое появление перед людьми: походка, поза и осанка должны демонстрировать энергию, деловитость и динамичность.
2. Установление контакта с помощью внимательного взгляда, уместной улыбки, дружеского рукопожатия и заинтересованного внимания.
3. Уверенное представление: приветливая и выразительная интонация, внимательное отношение к партнеру. В этот момент уместно обменяться визитными карточками.
4. Стиль одежды – деловой. Неуместная или неаккуратная одежда недопустима.
5. Состояние внешности должно производить впечатление ухоженности: аккуратная прическа и руки, обувь чистая и в хорошем состоянии, для женщин – в меру и со вкусом подобранная косметика.
6. Качество аксессуаров (личных и деловых) требует добротности. Галстук, часы, очки, украшения, органайзер, портфель или сумка должны быть тщательно подобраны и производить впечатление солидности и качества.
7. Хорошие манеры должны выражать воспитанность и интеллигентность в сочетании с уверенностью и компетентностью.
Менеджеру следует помнить, что усилия, затраченные на создание благоприятного первого впечатления, несопоставимы с теми, которые понадобится приложить для коррекции возникшего по тем или иным причинам неприятия менеджера деловыми партнерами. А некоторые потери могут оказаться вообще невосполнимыми.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
marketing.wikireading.ru
Эффект первого впечатления
Опора на личностные факторы, которые играют важную роль в формировании установки на саму личность и отношения к ней, при обучении и психологической подготовке специалистов в области кадровой политики и документооборота обязательно даст нужный практический результат: в процессе общения люди непременно будут относиться к ним с симпатией.
Каковы же эти качества? Их обычно структурируют по динамике формирования первого впечатления. Благоприятное или положительное первое впечатление производят люди:
- обладающие привлекательной внешностью, с хорошей самопрезентацией, осанкой;
- аккуратные, со вкусом одетые, предпочитающие консервативный стиль в одежде;
- уверенные в себе, но весьма доброжелательные, в чём-то похожие на вас в поведении;
- общительные, внимательные, умеющие слушать;
- готовые быстро включиться в совместную деятельность.
Именно к таким людям и возникает симпатия. Она значительно усиливается, если человек обладает обаянием.
Наиболее информативным компонентом с точки зрения бытового, повседневного восприятия человека является его лицо. Как установлено социально-психологической школой А.А. Бодалева, в первую очередь люди выделяют отнюдь не глаза, как обычно принято считать (дескать, «глаза – зеркало души»). Проводились специальные эксперименты: на глаз испытуемого помещали особую присоску, с помощью которой фиксировали движение его глаза по предложенной фотографии. «Элементом, несущим наибольшую информацию при опознавании лица… были волосы и вообще верхняя часть головы. Испытуемые выделяли их в изображении лица в первую очередь, и порог их узнавания оказался лежащим в пределах 0,03 – 0,004 секунды »0
После прически испытуемые выделяли лоб, брови, глаза, уши, нос, губы, подбородок. Однако речь здесь идёт именно об узнавании лица. Значит, если политик хочет, чтобы его всегда узнавали, прежде всего, он не должен менять прическу и брови. Отсюда понятно внимание Ельцина к тщательной укладке волос или отказ Брежнева подстригать брови (отчего и получил прозвище «бровеносец в потемках»).
В отличие от «узнавания» при определении отношения к человеку последовательность несколько иная. Психологически «расшифровка» оказывается вторым этапом, следующим за его узнаванием или не узнаванием. Если узнавание происходит с первого, беглого взгляда, распознавание требует разглядывания чужого лица. Опытным путем установлено, что в восприятии эмоционального состояния человека по выражению лица более важным оказались губы. Это соответствует законам, открытым ещё в Древней Греции. Как известно, актеры в древнегреческом театре надевали маски, различавшиеся, прежде всего формой рта.
После губ анализируется носогубная складка. Затем – лоб, прическа. Потом взгляд спускается ниже, до глаз. Наконец, в завершение он воспринимает овал лица, включая уши и подбородок (еще один распространенный миф о «волевом подбородке»). Именно поэтому главное, что требуется от любого профессионала (от политика), — улыбаться, улыбаться и еще раз улыбаться, ведь в первую очередь воспринимаются губы.
На втором месте – требования к прическе и пресловутому «высокому лбу» (обычно именно «высоколобых» в народе считают «слишком учеными» и «шибко образованными», а в политике их недолюбливают).
Привлекательная внешность
Человеку свойственно воспринимать привлекательное лицо как знакомое ему, говорят психологи. Они предъявили участникам тест — группы 80 фотопортретов и попросили указать, кто им знаком. Оказалось, что «узнавали» симпатичные лица, даже если участники эксперимента до этого никогда их не видели. Подобная ошибка не случайна. Мы склонны любить то, что нам знакомо, и потому подсознательно проводим параллель между «нравится» и «знаю». Эта важная особенность умственной деятельности позволяет адаптироваться и чувствовать себя комфортно в сложном и изменчивом мире.
Кандидату в избирательной кампании эффект узнавания очень важен. Привлекательная внешность очень помогает ему в этом плане. Но не только. Оказывается, привлекательная внешность способствует тому, что окружающие наделяют человека рядом положительных качеств.
Мужчин и женщин, которых компетентное жюри отнесло к наиболее красивым, испытуемые оценили и как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно. Кроме того, испытуемые-мужчины оценили красивых мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более расположенных к другим людям, заботливых и внимательных к ним.
Сейчас уже не одним исследованием доказано, что ореол физической привлекательности вызывает сдвиг в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты личности, но и когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок.
Молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался. Автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других – портрет «дурнушки». Результат? Оценивали очерк более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.
Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, которые совершили семилетние мальчики и девочки, сфотографированные крупным планом. Студентки должны были высказать своё отношение к каждому из них и к их поведению. Они оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная наружность.
Привилегированное положение красивых осознают даже 4–летние дети. Отвечая на соответствующий вопрос, они говорят: «Если будешь красивым, тебя все будут любить и не будут обижать». Дети обоего пола от 2 лет 9 месяцев до 6 лет 1 месяца значительно чаще просили дать на экране, демонстрирующем результаты эксперимента, изображение красивого сверстника.
В книге «Психология эмоциональных отношений» Л.Я. Гозман рассказывает о следующем эксперименте: группе «судей» сообщили информацию о проступке, совершенном незнакомым им человеком и давали его фотографию. Задача состояла в том, чтобы на основании имеющихся сведений сделать вывод об особенностях личности «обвиняемого» и определить ему наказание. Во всех экспериментальных группах были вынесены более жесткие решения, приписано больше негативных качеств в случаях, когда проступок совершил некрасивый человек. (К слову, обычай стричь наголо обвиняемых, а также нынешняя мода на бритье головы, судя по этому эксперименту, ведёт к ужесточению наказаний, поскольку такая «прическа» изменяет внешность подозреваемых в большинстве случаев не в лучшую сторону.)
Вряд ли стоит продолжать описания экспериментов, подтверждающих проявление названной тенденции при формировании первого впечатления о человеке. Важно подчеркнуть другое: психологам известно множество фактов, доказывающих, что «эффект красоты» сказывается лишь на предварительном этапе. В последующем оценка человека окружающими определяется характером взаимодействия их с этим человеком, его поведением, реальной ценностью в их глазах его деятельности.
Телосложение
Особенности телосложения, конституция человека также влияют на создаваемое им первое впечатление.
Видя полного, с округлыми формами, мужчину чаще всего утверждают, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть.
О мускулистом, атлетического сложения мужчине обычно говорят, что он сильной, мужественный и смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный.
О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он худой, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный.
Высказываясь о каждом из трёх типов мужчин, испытуемые называли их возраст. При этом полного мужчину они считали намного более старым, чем он был на самом деле, а худощавый им, как правило, казался моложе своих лет.
students-library.com
3.1. Первое впечатление
Не следует судить о человеке по лицу – оно позволяет лишь строить предположения.
Лабрюйер
Психологами было обнаружено несколько Типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.
Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Интересно отметить следующее.
В опытах А.А. Бодалева группам испытуемых предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одной и той же фотографии одной группе дали понять, что это фото героя, а другой – преступника. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания.
Вот описания преступника: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд».
А вот описание героя: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое «*.
При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. (т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики).
Подобные примеры мы можем найти у многих писателей. Например, у Л.Н. Толстого в «Крейцеровой сонате» говорится:
«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна «**.
В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности – чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Следующая схема также хорошо известна. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора «отношения к нам».
Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общалась с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими – отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки «отстраненного».
Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и «отбрасыванию» отрицательных, и наоборот, – негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Таково действие рассматриваемого фактора.
Рассмотренные нами трет вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки – превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Очень важно отметить, что все эти три фактора охватывают практически все возможные ситуации общения. Из этого следует, что первичное восприятие другого человека всегда ошибочно. Однако это не совсем так. Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить почти все характеристики партнера. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях (а такие ситуации встречаются только в специальных экспериментах и совершенно отсутствуют в реальной жизни). Причем в этих же экспериментах было обнаружено, что в реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок. Почему это происходит? Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, который создается при знакомстве, – это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения.
Особенно хорошо это видно на примере общения взрослых с маленькими детьми. Как часто многие взрослые не умеют разговаривать с малышами и как часто маленькие дети испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми! Причина этих неудач – отсутствие у тех и других адекватной техники общения при таком огромном и явном превосходстве по всем параметрам у взрослых.
В каждой ситуации в «фокусе» восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. Все же остальные черты и особенности, оказавшиеся «не в фокусе», просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. Таким образом, восприятие любого другого человека одновременно и верное и неверное, и правильное и неправильное.
Однако важно знать не только схему восприятия, но также и те знаки во внешности другого человека или в ситуации, которые «запускают» восприятие по этой схеме.
Исследования показывают, что для определения параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных источника информации:
1) одежда человека, весь его имидж;
2) манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
Кроме этих двух признаков, других у нас нет. Но эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.
Выделить превосходство с помощью каких-то внешних, т.е. видимых средств, всегда очень существенно.
В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Например, в средние века церковь диктовала в одежде практически все, вплоть до малейших деталей. Этот диктат закреплялся определенными эдиктами, которые высекались на камне, устанавливавшемся посреди города. Понятно, что любой житель средневековой Европы, только взглянув на человека, сразу понимал, кто (в социальном плане) перед ним. Существовали периоды, когда система подобных предписаний разрабатывалась до мельчайших подробностей.
В Китае, например, вплоть до XX в., самой распространенной одеждой был халат, причем мужские и женские халаты отличались лишь деталями. Социальное положение определялось лишь фасоном (их было всего два) и цветом. Так, халат желтого цвета мог носить только император, коричневого и белого – престарелые сановники, красного и синего – герои. Студенты носили халаты голубого цвета, крестьяне – белого, бедняки – черного*.
Вместе с, демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, нет запретов или правил, каждый может надеть все, что захочет. Тем не менее связь одежды с социальным положением остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые ,люди могут по одежде определить социальный статус человека, а также примерно указать род занятий.
В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека («Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку», – гласит древняя поговорка). Именно поэтому все мы по манере поведения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком.
В чем проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, его можно определить как независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.
Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакция, настроение, состояние или то, о чем он говорит. Такая внешняя независимость может выглядеть так же, как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы не замечает некоторых ее аспектов – наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Также бывает, что человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти – это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди зависимые обычно внимательно смотрят на собеседника, «заглядывают
в глаза»). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство*.
Манера поведения может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного превосходства, объективного или только субъективного, а также вследствие превосходства ситуативного. Безусловно, на восприятие превосходства влияет весь опыт человека и его внутренняя позиция. Отметим, что действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения.
Если с определением знаков превосходства особых затруднений не возникает, то относительно знаков привлекательности все обстоит иначе. Спросите себя или своих знакомых, каковы внешние знаки, позволяющие считать одного человека привлекательным, а другого нет? Удовлетворительного ответа вы не получите, хотя практическое определение привлекательности, как правило, проблем не вызывает.
Сложность этого вопроса вызвана тем, что все привыкли считать привлекательность только индивидуальным впечатлением. Можно сказать, что знаками привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым образом в некоторой группе.
Знаком, «запускающим» соответствующую схему формирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами (фактор отношения к нам).
В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе построенное по схеме первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении.
*
Бодалев А.А. Личность и общество. – М., 1983. – С. 12.
**
Толстой Л.Н. Собр. соч. – Т. 12. – С. 148.
*
См.: Козлова В.Г. Костюм как знаковая система. – М., 1980. 22
*
См.: Выготский Я.С. Исторический смысл психологического кризиса. – Соч. – Т. 1. -М., 1982
psy-top.ru
Эффект первого впечатления — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эффе́кт пе́рвого впечатле́ния — мнение о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече. Влияет на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольно. Факторами этого впечатления могут выступать особенности внешнего облика и поведения человека, о котором субъект формирует мнение. Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщённым или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т. д.[1]
Эффект первого впечатления причисляют также к ряду ошибок, часто совершаемых исследователями при использовании метода наблюдения наряду с эффектом ореола, эффектом снисхождения, эффектом центральной тенденции, логической ошибкой, эффектом порядка, эффектом контраста, профессиональными, этническими и поло-ролевыми стереотипами.[2]
См. также
Напишите отзыв о статье «Эффект первого впечатления»
Примечания
- ↑ Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
- ↑ [www.psy.pu.ru/educ/soc/metodi.doc Программа учебной дисциплины «Методология и методы социально-психологических исследований. Практикум» кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета].
Отрывок, характеризующий Эффект первого впечатления
Князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим.– Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною, – сказал он.
– Я другое дело. Что обо мне говорить! Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. А ты подумай, Andre, для молодой и светской женщины похорониться в лучшие годы жизни в деревне, одной, потому что папенька всегда занят, а я… ты меня знаешь… как я бедна en ressources, [интересами.] для женщины, привыкшей к лучшему обществу. M lle Bourienne одна…
– Она мне очень не нравится, ваша Bourienne, – сказал князь Андрей.
– О, нет! Она очень милая и добрая,а главное – жалкая девушка.У нее никого,никого нет. По правде сказать, мне она не только не нужна, но стеснительна. Я,ты знаешь,и всегда была дикарка, а теперь еще больше. Я люблю быть одна… Mon pere [Отец] ее очень любит. Она и Михаил Иваныч – два лица, к которым он всегда ласков и добр, потому что они оба облагодетельствованы им; как говорит Стерн: «мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали». Mon pеre взял ее сиротой sur le pavе, [на мостовой,] и она очень добрая. И mon pere любит ее манеру чтения. Она по вечерам читает ему вслух. Она прекрасно читает.
– Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? – вдруг спросил князь Андрей.
Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.
– МНЕ?… Мне?!… Мне тяжело?! – сказала она.
– Он и всегда был крут; а теперь тяжел становится, я думаю, – сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.
– Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая то гордость мысли, – сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, – и это большой грех. Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration, [глубокого уважения,] может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним. Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.
wiki-org.ru