что это такое в бизнесе и психологии
Эффект Пигмалиона — это психологическое явление, которое описывает, как оценка окружающих или себя самого влияет на результат.
Яркий пример эффекта Пигмалиона в психологии — заниженная самооценка. Человек, считающий, что у него непривлекательная внешность и низкий интеллект, вряд ли достигнет каких-либо высот в бизнесе или личной жизни.
В бизнесе эффект Пигмалиона проявляется так: положительные ожидания руководства могут повысить эффективность работника, отрицательные — снизить мотивацию и работоспособность.
Задача хорошего управленца — помочь подчиненным поверить в свои силы, и мотивировать их на лучшие результаты. Как это сделать с помощью эффекта Пигмалиона, рассмотрим в статье.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» (Saved Messages) на будущее.
Содержание статьи
Что такое эффект Пигмалиона?
Особенности эффекта Пигмалиона
Что усиливает эффект Пигмалиона?
Личный контакт и отношение
Знание принципов
Скорость достижения результатов
Влияние эффекта Пигмалиона в бизнесе
Положительное влияние
Отрицательное влияние
Вред от эффекта Пигмалиона для бизнеса
Как использовать эффект Пигмалиона на пользу компании?
Что такое эффект Пигмалиона?
Впервые эффект Пигмалиона описал американский ученый Розенталь в 1966 году. Вместе с Якобсон он пришел к выводу, что люди могут неосознанно влиять на исход ситуации своими мыслями, установками и ожиданиями.
Coциoлoг P. Mepтoн назвал эту особенность самогипнозом, Розенталь — самореализующимся пророчеством.
В эксперименте «Дети Розенталя» ученые изучали IQ школьников. Наибольших результатов добились учащиеся, попавшие в группу «умных детей».
Секрет их успеха — во внимательном отношении со стороны преподавателей. Сработало положительное подкрепление — учителя уделяли детям больше времени, поддерживали, одобряли их действия.
Педагоги поверили необоснованному мнению экспертов об исключительных способностях учеников. На самом деле в эксперименте участвовали обычные дети без особых способностей.
Мотивация, высокие ожидания, положительные представления учеников о себе и когнитивное поведение способствовали улучшению результатов. Учителя верили, что дети справятся и транслировали положительное ожидание вербально и невербально.
Розенталь сделал вывод — мозг не отделяет желаемое от действительного. Если участник эксперимента думает, что потерпит фиаско, он подсознательно принимает решения, реализующие нарисованный сценарий.
Специалист, опасающийся неудач и выговоров от начальства, неосознанно бежит от трудных ситуаций. Он может отказаться от крупного клиента, опасаясь провала.
Чаще всего человек сам не понимает, что негативными мыслями запускает эффект Пигмалиона.
Самореализующееся пророчество работает так:
- Человек уверен в исходе события и не рассматривает другие варианты.
- Неосознанно действует так, чтобы сценарий реализовался.
- Интерпретирует поведение и реакцию других людей с учетом возможного исхода.
- Ожидания оправдываются. Человек получает подтверждение своим мыслям и замыкает круг.
Под влиянием определенных установок испытуемый действует так, будто ожидания уже реализованы.
Когда человек представляет или проговаривает тезисы, мозг получает сигнал — это факт, он реален. Подсознание считает любые мысли, слова и представления частью материального мира. Для него они также реальны, как листья на деревьях.
Читайте также: KPI: внедрение системы в работу и расчет показателей
Особенности эффекта Пигмалиона
Чтобы сценарий реализовался, нужно внешнее подкрепление. Близкие или люди, пользующиеся авторитетом, должны подтвердить правдивость сценария.
Уверенные в себе люди формируют положительное ожидание сами. Они стимулируют себя без внешнего подкрепления и добиваются поставленных целей.
Сигналы, посылаемые окружением, влияют на жизнь и возможность добиться успеха так же сильно, как собственные мысли человека. Мимолетная похвала, взгляд и интонация могут формировать ощущение «я могу» и стимулировать к действию.
Успех начинающего специалиста во многом зависит от ожиданий руководства. Не уверенный в себе новичок считывает сигналы и действует согласно ожиданиям.
Если руководство посылает позитивные невербальные сигналы, поддерживает новичка и помогает разобраться в первый год работы, специалист будет показывать продуктивную работу в будущие годы.
Им движет желание соответствовать стандартам организации и оценке руководителя. Это формирует положительное отношение к фирме и руководству, стимулирует развитие профессиональных навыков.
Читайте также: Мотивация сотрудников: 29 идей как помочь коллеге работать лучше
Что усиливает эффект Пигмалиона?
По мнению Розенталя, на ожидания человека влияют:
- Личный контакт и отношение к испытуемому.
- Знание принципов эффекта.
- Скорость достижения результатов.
Личный контакт и отношение
Результаты теста сильно искажаются, если участники эксперимента — экспериментатор и испытуемый — видят друг друга. На исход эксперимента влияют положительное подкрепление и невербальные сигналы — ласка, похвала, улыбки, подбадривающие жесты и интонации.
Положительный эффект усиливается также, если участники эксперимента знакомы.
Обратный эффект возникает, если экспериментатор относится предвзято.
Он не учитывает «неудобные» факты, а опирается только на те тезисы, которые подтверждают его мнение.Например, в отдел пришла устраиваться менеджер по продажам Маша. У нее обычная, непримечательная внешность — серые глаза и русые волосы, простая одежда — джинсы, кроссовки и серый джемпер.
Собеседование проводила руководитель — жгучая брюнетка с ярко красными губами и точеной фигурой.
Начальница подбирала коллектив, отталкиваясь от внешних данных. Она искала ярких, красивых, амбициозных девушек. Маша не соответствовала ни одному критерию, получила прозвище «серая мышка», но была принята на работу.
Начальница отмахивалась от подчиненной — игнорировала ее вопросы, отказывала в помощи, спихивала рутинные обязанности, не поручала крупные задачи.
Менеджер проработала в отделе год, не достигнув никаких результатов. Ее зарплата не дотягивала до среднего уровня, но соответствовала ожиданиям начальницы — по мнению руководителя, люди с посредственной внешностью не могли зарабатывать много и вести крупных клиентов.
Когда Маша перешла в другую компанию, уровень ее дохода вырос за первые 3 месяца в 2 раза. На новом месте ее ценили не за внешность, а отзывчивость и исполнительность.
Руководство помогло раскрыть сильные стороны — компания оплатила курсы менеджмента, ведущий менеджер помог подписать контракт с первым крупным клиентом.
Через год Маша стала ведущим менеджером. Позитивные ожидания нового руководителя сработали так же хорошо, как негативные у первого.
Знание принципов
Экспериментатор, знакомый с эффектом Пигмалиона, может ненамеренно исказить результаты исследования:
- Чтобы исключить влияние личной симпатии, он может негативно относиться к участникам эксперимента и даже выражать агрессию.
- Чтобы скрыть раздражение или злость, экспериментатор может уделять больше внимания испытуемым.
Скорость достижения результатов
Если ожидания недостижимы, эффект Пигмалиона работать не будет.
Нельзя поставить задачу — 300 результативных звонков в день, и рассчитывать на положительный эффект Пигмалиона, поддерживая сотрудника во всем. В попытке выполнить невозможное менеджер выгорит и потеряет мотивацию.
Одного желания для достижения результата мало. Розенталь уточняет, что кроме ожиданий на результат влияют различные факторы:
- мотивация;
- профессиональные навыки;
- нормы поведения, принятые в компании;
- гендерные особенности и личные навыки: возраст, пол, образование, жизненный опыт, поддержка близких;
- отношения в коллективе.
Читайте также: Синдром эмоционального выгорания: как распознать и преодолеть
Влияние эффекта Пигмалиона в бизнесе
30 лет назад в Harvard Business Review вышла статья Дж. Стерлинга Ливингстона «Эффект Пигмалиона» в сфере управления». Автор предположил, что руководители своими ожиданиями могут повысить или понизить эффективность работы подчиненных.
Положительное влияние
Принцип можно использовать для улучшения показателей и продуктивности работы менеджеров без финансовых затрат.
В бизнесе эффект Пигмалиона работает так:
- Начальник ждет от работников конкретных результатов.
- Руководитель передает это ожидание сознательно или бессознательно.
- Подчиненные считывают сигналы.
- Работники действуют так, как от них ожидает начальство.
Банальные фразы, сказанные в нужный момент, окажут магический эффект, если будут сопровождаться невербальными сигналами — подбадривающими интонациями, открытой позой, поддерживающими жестами и т.д.
- Ожидание можно сформулировать по-разному:
- Уверен, что мы сможем сдать проект за 3 недели, а не месяц.
- С этим справишься только ты.
- Разберись сама, ты же умеешь.
Отрицательное влияние
Эффект Пигмалиона может оказать и обратный эффект — снизить производственные показатели.
Специалист работает не эффективно, если начальник отдела преуменьшает его достижения. Менеджер считывает сигнал и теряет уверенность в себе. Самооценка и мотивация снижаются.
Менеджеры по продажам, чувствуя низкое ожидание руководителя, стараются избегать ситуаций, в которых ущемляется их самолюбие. Чтобы снизить число провалов, они избегают общения с коллегами, перестают звонить клиентам, стараются не завершать сделки, чтобы не получить отказ. Ожидания руководителя формируют у менеджеров привычки неудачника.
Снизить эффект Пигмалиона, сократив общение или скрывая чувства, не получится. Холодный тон, безразличие и необщительность — явные признаки негативного отношения. Они работают сильнее, чем откровенный упрек.
Читайте также: Декомпозиция: как упростить себе жизнь и достичь результатов
Вред от эффекта Пигмалиона для бизнеса
Позитивное мышление и доверительные отношения сами по себе не работают. Ожидания превращаются в самореализующееся пророчество, если приобретают четкую форму.
То есть, чтобы от эффекта Пигмалиона была польза, ожидания руководителя должны быть реалистичными, достижимыми и конкретными. Но когда руководитель ставит недостижимую цель, эффект приносит только вред, потому что работник действует так:
- Затягивает выполнение задачи.
- Получает некорректные результаты. Специалист может попробовать подогнать данные под усредненную норму.
- Работник выгорает, могут появиться проблемы со здоровьем. Перегруженный задачами, человек быстро устает, теряет мотивацию, может заболеть, так как более восприимчив к стрессам и нервному перенапряжению.
Читайте также: Как ставить цели по OKR в 8 шагах + примеры
Как использовать эффект Пигмалиона на пользу компании?
Мотивировать работников можно разными способами. Чтобы сработал положительный эффект Пигмалиона, понадобится комплексная поддержка подопечного:
1. Дайте возможность получить реальные навыки и повысить профессионализм.
Задачи ставятся последовательно, уровень сложности повышается постепенно. Важно убедиться, что человек справится с задачей полностью, прежде чем ставить новую цель. По мере роста навыков, обязанности увеличивается.
2. Дайте возможность перспективному работнику участвовать в крупных и потенциально успешных проектах в качестве помощника, наблюдателя или участника. Так он сможет научиться работать в команде и улучшить работу компании.
3. Определите совместно с подчиненным его профессиональное развитие.
Распишите ближайшие стадии роста и предоставьте возможности для приобретения желаемых навыков.
4. Выберите наставника из более опытных коллег.
5. Поддерживайте коммуникацию с работником. Покажите, что верите в его успех и развитие, но соблюдайте дистанцию между руководителем и подчиненным.
Высоких вам конверсий!
23-05-2022
Эффект Пигмалиона — Примеры и Эксперименты
Каждому человеку знакома ситуация, когда его ожидания загадочным образом сбываются. Он уверен, что обстоятельства сложатся определенным образом и все именно так и происходит. Что это – хорошая интуиция, подсказка свыше или вполне объяснимое научное явление? Давайте узнаем, как в психологии объясняется феномен самосбывающегося пророчества, который еще называют «эффект Пигмалиона».
Эффект Пигмалиона – это психологический феномен, который возникает, когда ошибочное убеждение человека при восприятии им другого человека побуждает его действовать так, чтобы тот повел себя ожидаемым образом. То же самое касается исхода различных событий.
По-другому этот феномен еще называют «эффект Розенталя» или «самоисполняющееся пророчество».
Эффект Пигмалиона, простыми словами – это ситуация, когда негативные или позитивные ожидания сбываются, но не потому, что человек их предвидел, а потому что сделал все, чтобы они сбылись.
Смысл явления в том, что человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями и ведет себя так, чтобы эти ожидания подтвердились. Феномен вызывает интерес у многих ученых-психологов, которые исследуют его уже не один десяток лет.
Эффект Пигмалиона не предполагает никаких мистических взаимосвязей. И ожидания человека сбываются не потому, что он каким-то волшебным образом увидел будущее, а потому, что он непроизвольно прилагал усилия для того, чтобы они сбылись.
Человеку кажется, что он заранее знает исход того или иного события и он действует логичным для этих обстоятельств образом.
Как работает эффект Пигмалиона
Этот психологический феномен работает следующим образом:
- Человек думает, что исход определенной ситуации будет таким-то (например, негативным).
- Он неосознанно начинает вести себя так, чтобы ситуация сложилась именно таким образом, как ему кажется (негативно).
- Поведение и реакции людей, от которых зависит исход события, он воспринимает искаженно, предвзято.
- Благодаря его собственному поведению и убеждениям ожидания оправдываются, и он говорит: «Ну вот, все случилось именно так, как я думал!».
Изначально предпосылок к ожидаемому исходу могло и не быть. Но человек своими действиями направлял события в нужное русло, даже не осознавая этого. А когда его ожидания сбылись, решил, что он заранее все это предвидел.
Отсюда можно сделать вывод, что ожидания меняют действительность.
Эффект Пигмалиона (Pygmalion effect) люди часто связывают с мистическим мышлением.
Пример – гадалка нагадала девушке, что скоро она встретит своего возлюбленного. Девушка поверила в предсказание и начала тщательнее за собой следить, посещать вечеринки и другие места, где можно познакомиться, стала более раскованно вести себя с парнями и вскоре действительно познакомилась и начала встречаться с молодым человеком. Все это она могла проделать и без предсказания гадалки. Но именно благодаря вере в силу предсказания девушка начала предпринимать действия по поиску своего будущего возлюбленного.
Эффект ожиданий наблюдается не только у обычных людей, но и ученых, которым не свойственно мистическое мышление. Они могут влиять на исход эксперимента, неосознанно подгоняя его результаты под свою теорию. Если же непосредственно повлиять на исследуемые процессы невозможно, то можно по-разному интерпретировать полученные результаты.
Феномен самосбывающихся пророчеств хорошо прослеживается у детей.
Если родители и учителя хвалят ребенка за хорошую успеваемость, говорят ему что он способный, он действительно начинает учиться лучше. А если ребенка считают бездарностью и лодырем, то и успехов в учебе у него не будет.
Дети вообще очень восприимчивы к словам взрослых, поэтому ребенка можно «запрограммировать» на успех или неудачу не только в учебе, но и в последующей жизни. Нередки случаи, когда дети, вырастая, продолжали реализовывать негативные «программы», заложенные в них родителями.
Происхождение термина
Открыл эффект Пигмалиона Роберт Розенталь. Поэтому это явление еще называют эффектом Розенталя.
В 1965 году психолог Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) вместе со своей коллегой Ленорой Якобсон (Lenore Jacobson) провели любопытный эксперимент. В начале учебного года они отобрали учеников из разных классов школы и сообщили учителям, что эти дети имеют более высокий IQ, чем другие. Хотя на самом деле их уровень интеллекта ничем не отличался от аналогичных показателей у одноклассников. Дети были отобраны случайным методом, но учителя думали, что они на самом деле более способные.
В конце учебного года ученые вновь протестировали детей и выяснили, что те, кого они выдали за особо одаренных, действительно показали более высокие результаты по сравнению со своими одноклассниками. Как же так получилось?
Дело в том, что учителя предвзято относились к этим ученикам, вдохновляя их на учебу и давая больше простора для творчества. Они ожидали от них высоких результатов и неосознанно подталкивали к более эффективному обучению. Розенталь и Якобсон назвали это явление эффектом Пигмалиона в честь мифического древнегреческого персонажа – скульптора, который создал прекрасную статую и сам же в нее влюбился. Эксперимент получил название «Пигмалион в классе».
Эксперименты, подтверждающие эффект Розенталя
Есть и другие исследования, наглядно показывающие как работает эффект Розенталя.
Эксперимент «Крысиная мотивация»
Этот эксперимент тоже провели Розенталь и Якобсон в 1968 году. В исследовании принимали участие студенты и лабораторные крысы. Студенты по инструкции экспериментаторов должны были провести тесты с крысами. Участников исследования разделили на две группы.
Первой группе ученые сказали, что их крысы очень умные, а второй сообщили, что их животные большим умом не отличаются. В действительности интеллектуальные способности зверьков из обоих групп были идентичными.
Нетрудно догадаться, что «умные» крысы лучше справились с заданием, чем «глупые». Так произошло потому, что студенты из первой группы относились к своим подопечным с симпатией, гладили их и давали положительное подкрепление. Естественно, крысы с удовольствием выполняли задания.
А студенты из второй группы относились к животным неласково, ругали их за неправильные решения. Тем самым они создавали крысам стресс, который делал их менее активными и сообразительными.
Эксперимент «Запрограммированная симпатия»
В 1986 году ученые Ребекка Кёртис и Ким Миллер провели исследование на студентах. Они создали две группы студентов и объединили их в пары случайным образом. Членам одной группы исследователи сказали, что те нравятся своим партнерам. А членам другой группы сообщили, что они вызывают у своих партнеров антипатию. Затем попросили членов каждой пары встретиться и пообщаться со своими партнерами.
Выяснилось, что студенты, которые были уверены, что нравятся партнеру, вели себя более дружелюбно и приветливо, чем пары, которые получили обратную установку. Эксперимент получил название «Запрограммированная симпатия».
Эксперимент в армии Израиля
Еще один эксперимент был проведен в армии Израиля. Ученые отобрали три группы военных и поставили перед ними задачу пробежать определенное расстояние. Для первой группы оно составляло 30 км, для второй – 40 км, а для третей – 60 км. Но экспериментаторы слукавили, и на самом деле дистанция для всех трех групп была одинаковой.
Результат эксперимента оказался предсказуемым: первая группа солдат прибежала первой, вторая – второй, а третья добралась до финиша последней. Мужчины были насколько уверены в озвученном им километраже, что, сами того не зная, оправдали ожидания исследователей.
Особенности эффекта Розенталя
Исследуя феномен самосбывающегося пророчества, Роберт Розенталь выделил несколько значимых нюансов:
- чем сильнее человек ожидает конкретного результата, тем больше влияет на него своими действиями;
- если экспериментатор и испытуемый знакомы, то вероятность предвзятого отношения и соответственно возникновения эффекта Пигмалиона существенно возрастает;
- если человек в чем-то убежден, то он будет находить доказательства своей правоты и игнорировать факты, указывающие на его неправоту;
- женщины больше, чем мужчины подвержены этому феномену.
Исследователь пришел к выводу, что эффект Пигмалиона оказывает влияние на результаты различных психологических исследований. Причем влиять он может как на процесс самого эксперимента, так и на оценку его результатов. Экспериментаторы неосознанно могут повышать слишком низкие баллы и понижать высокие, стремясь к усреднению данных.
Если какие-то данные не вписываются в теорию экспериментатора, он может отбросить их, оставив лишь те, что подтверждают его теорию. Если исследователь знает о существовании эффекта Пигмалиона, то он пытается избежать его влияния и тем самым тоже искажает результаты эксперимента, но уже в другую сторону.
Эффект Пигмалиона в повседневной жизни
Эффект самосбывающегося пророчества широко распространен не только в научной среде, но и в повседневной жизни. Например, женщина убеждена в том, что все мужчины изменяют своим женам и ее муж – не исключение. Она начинает следить за ним, проверять его телефон, рыться в личных вещах, ревновать по любому поводу.
Естественно, таким поведением она будет провоцировать мужа на скандалы. Устав от ревности и подозрений, муж может действительно найти себе женщину на стороне. А жена, узнав об этом, воскликнет: «Я же говорила, что все мужики кобели и мой ничем не лучше!».
Хорошо прослеживается эффект Розенталя в бизнесе. Ожидания руководителя влияют на качество работы подчиненных. Чем выше начальник оценивает способности своих работников, тем более высокие результаты они демонстрируют. Руководитель, считающий подчиненных способными и трудолюбивыми работниками, неосознанно мотивирует их работать лучше. А начальник, который убежден, что его подчиненные недалекие и ленивые, своим поведением снижает их мотивацию к работе.
Многочисленные психологические исследования в сфере бизнеса показали, в чем заключается успех. Оказалось, что разница между плохим и хорошим работником определяется отношением руководства к нему. Чем сильнее начальник верит в своих подчиненных, чем лучше относится к ним, тем больше он мотивирует их выполнять свою работу как можно качественнее. Сотрудники стремятся соответствовать высокой оценке руководства, поэтому относятся к работе ответственно.
Пример самореализующегося пророчества
Девушка устроилась на работу менеджером по продажам. Руководительница отдела была красивой, яркой женщиной и была убеждена, что люди с посредственной внешностью не могут быть хорошими работниками и не привлекут много клиентов. Поэтому на работу она предпочитала брать привлекательных девушек, которые ярко красятся и модно одеваются. Новая же работница имела вполне посредственную внешность, носила неброскую одежду и делала скромный макияж.
Такая стереотипизация привела к тому, что руководительница начала относиться к подчиненной предвзято: отмахивалась от ее вопросов, не поручала сложных задач, а спихивала на нее мелкую, рутинную работу. В итоге девушка проработала на фирме год, но у нее было меньше всего клиентов и соответственно самая маленькая зарплата. Вскоре она уволилась, а руководительница еще больше утвердилась во мнении, что непривлекательные девушки не могут быть хорошими работницами и ее метод подбора сотрудников – правильный.
После этого девушка устроилась на другую фирму, где руководство ценило не внешние данные, а личные и профессиональные качества работников, и за несколько месяцев ее доход вырос в два раза. На новом месте отношение к девушке было совсем другим. Руководство фирмы обучало ее всем тонкостям работы и даже отправило на курсы менеджмента. Через год девушка стала одним из лучших работников фирмы.
На этом примере видно, что негативные ожидания первого руководителя и позитивные ожидания второго сработали одинаково хорошо.
Как использовать эффект Пигмалиона себе на благо
Зная о существовании этого эффекта, можно более эффективно влиять на свою жизнь. Важно помнить, что самосбывающиеся пророчества работают как в положительную, так и в отрицательную сторону. Если человек убежден, что задуманное дело получится, он будет прилагать все усилия, чтобы добиться желаемого результата. Если же он заранее уверен в неудаче, то и стараться не будет, потому что незачем тратить силы впустую.
Внутренняя убежденность человека в положительном или отрицательном результате определяет его поведение и принимаемые решения. Чтобы добиться хорошего результата, нужно с самого начала настроиться на него, убедить себя, что задуманное получится.
Людям, верящим в мистику, лучше избегать всяческих пророчеств и предсказаний, касающихся их жизни. Поскольку эти прогнозы заранее будут настраивать таких людей на конкретный результат. И хорошо, если прогноз положительный. А если он плохой, негативный? Если человеку «напророчат», что он никогда не сможет разбогатеть, он и не будет стараться больше трудиться, искать высокооплачиваемую работу, повышать свою квалификацию или осваивать более перспективную профессию.
Ожидания родственников или друзей влияют на человека не хуже всяческих пророчеств и предсказаний. Если близкие говорят: «Да у тебя ничего не получится, не трать зря время и силы.», то человек просто опустит руки, даже не попробовав добиться желаемого. Поэтому важно помнить о том, что не только собственные ожидания, но и ожидания окружающих влияют на наши действия и решения, делая их более или, наоборот, менее эффективными.
Эффект Розенталя объясняет многие явления, кажущиеся неосведомленному человеку загадочными или мистическими. Множество экспериментов и жизненных случаев подтверждает существование самореализующихся пророчеств. Зная и понимая механизм работы этого явления, можно корректировать свои действия и принимаемые решения так, чтобы они приближали к достижению поставленной цели, а не отдаляли от нее.
Эффект Пигмалиона — Персональный MBA
Персональный МВА
Овладейте искусством бизнеса
Джоша Кауфмана, автора бестселлеров № 1 в сфере бизнеса
Бизнес-образование мирового уровня в одном томе. Изучите универсальные принципы, лежащие в основе любого успешного бизнеса, а затем используйте эти идеи, чтобы зарабатывать больше денег, делать больше и получать больше удовольствия от жизни и работы.
Купить книгу:
Распечатать Разжечь Аудио Получите аудио бесплатно
Эффект Пигмалиона объясняет, что люди склонны работать на уровне, которого от них ожидают другие.
Этот эффект объясняет, почему наши отношения обычно являются самосбывающимися пророчествами. Как только вы возлагаете на кого-то ожидания, этот человек, как правило, оправдывает эти ожидания, хорошие они или плохие.
Эффект Пигмалиона не оправдывает нереалистичных ожиданий от других людей. Ожидание чуда — это рецепт разочарования с обеих сторон.
Парадокс Эффекта Пигмалиона заключается в том, что если возлагать большие надежды на людей, это приведет к лучшим результатам, но также с большей вероятностью вы будете разочарованы. Если вы оцениваете кого-то, не забывайте судить максимально объективно.
Джош Кауфман объясняет «Эффект Пигмалиона»
Люди склонны подниматься до уровня ожиданий других людей от них.
Как правило, люди склонны работать на уровне, которого от них ожидают другие. Если вы не ожидаете многого от людей, с которыми работаете, скорее всего, вы не вдохновите их работать на пределе своих возможностей. Дайте им понять, что вы ожидаете от них многого, и чаще всего вы обнаружите, что они работают хорошо.
Эффект Пигмалиона — тенденция, названная в честь Пигмалиона, главного героя греческого мифа.
Пигмалион был одаренным скульптором, который создал настолько совершенную статую женщины, что влюбился в свое творение. После того, как Пигмалион отчаянно молился Афродите, богине любви, она сжалилась над ним, оживив статую.
Эффект Пигмалиона объясняет, почему все наши отношения в самом прямом смысле являются самосбывающимися пророчествами.
Эффект был впервые подтвержден в исследованиях, в которых изучались отношения между учителями и учениками. Если учитель считал ученика «одаренным» или «умным», он действовал таким образом, чтобы поощрять ученика соответствовать этой оценке. Если бы учитель считал ученика «трудным» или «проблемным», он не получил бы такой поддержки и не стал бы так хорошо учиться — самоисполняющееся пророчество.
В Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей Дейл Карнеги рекомендует: «Дарить другим отличную репутацию, чтобы они соответствовали ей». Он был мудрым человеком — возвысьте свои ожидания от других, и они, естественно, сделают все возможное, чтобы оправдать эти ожидания.
Эффект Пигмалиона не является оправданием для нереалистичных ожиданий от других людей. Даже лучший строитель на Земле не смог бы воспроизвести египетские пирамиды за полдня, поэтому ожидать такого уровня производительности от кого-либо — это рецепт разочарования и разочарования. Ожидать качества и производительности — это одно, ожидать чудес нереально.
В эффекте Пигмалиона также есть парадокс: большие ожидания от людей принесут лучшие результаты, но также увеличивают вероятность того, что вы будете разочарованы.
Эффект ожидания означает, что наше восприятие качества чьей-либо работы является функцией наших первоначальных ожиданий. Чем выше наши ожидания с самого начала, тем выше будет производительность в целом, но риск того, что наши ожидания будут нарушены, также намного выше.
Если вы проводите официальную оценку чьей-либо работы, помните, что оценивайте работу объективно и количественно, насколько это возможно.
Пусть другие знают, что вы ожидаете от них отличной работы, и они сделают все возможное, чтобы оправдать ваши ожидания.
Вопросы об «Эффекте Пигмалиона»
- Чего вы ожидаете от людей, с которыми работаете? Как вы сообщаете им об этих ожиданиях?
- Ваши ожидания ясны и разумны?
- Вы даете им отличную репутацию, чтобы они соответствовали ей?
«Высокие достижения всегда происходят в рамках больших ожиданий».
Чарльз Кеттеринг , плодовитый изобретатель и бывший руководитель отдела исследований General Motors
Из главы 8:
Работа с другими
Поделитесь этой концепцией:
https://personalmba.com/pygmalion-effect/
Персональный МВА
Овладейте искусством бизнеса
Джоша Кауфмана, автора бестселлеров № 1 в сфере бизнеса
Бизнес-образование мирового уровня в одном томе. Изучите универсальные принципы, лежащие в основе любого успешного бизнеса, а затем используйте эти идеи, чтобы зарабатывать больше денег, делать больше и получать больше удовольствия от жизни и работы.
Купить книгу:
Распечатать Разжечь Аудио Получите аудио бесплатно
О Джоше Кауфмане
Джош Кауфман — признанный эксперт в области бизнеса, обучения и приобретения навыков. Он является автором двух международных бестселлеров: The Personal MBA и The First 20 Hours . Исследования и статьи Джоша помогли миллионам людей во всем мире изучить основы современного бизнеса.
Подробнее о Джоше Кауфмане →
Эффект Пигмалиона: доказательство их правоты
Если вы ожидаете ослепительного подвига, вы можете его получить.
Многие люди считают, что их питомцы обладают необычным интеллектом и могут понимать все, что они говорят, часто подкрепляя это историями о ненормальном поведении. В конце 19 века один человек сделал такое заявление о своей лошади, и, похоже, у него были доказательства, чтобы доказать это кому угодно.
Вильгельм фон Остен был учителем и дрессировщиком лошадей, который верил, что животные могут научиться читать или считать. Первые попытки фон Остена с собаками и медведем не увенчались успехом, но когда он начал работать с необычной лошадью, он изменил наше понимание психологии. Лошадь, известная как Умный Ганс, могла отвечать на вопросы с помощью 90 процентов точности при постукивании копытом. Он мог складывать, вычитать, умножать, делить и называть время и дату.
Умный Ганс также мог читать и понимать вопросы, написанные или заданные на немецком языке. Толпы людей стекались посмотреть на лошадь, и научное сообщество вскоре заинтересовалось. Исследователи изучали лошадь в поисках признаков обмана. Но они не нашли ни одного. Лошадь могла ответить на вопросы любого, даже если фон Остен отсутствовал. Это указывало на то, что никакая сигнализация не работала. Какое-то время мир считал, что лошадь действительно умна.
Затем на Умного Ганса обратил внимание психолог Оскар Пфунгст. С помощью группы исследователей он обнаружил две аномалии. В шорах или за ширмой лошадь не могла отвечать на вопросы. Точно так же он мог ответить, только если спрашивающий знал ответ. Из этих наблюдений Пфунгст сделал вывод, что Умный Ганс не производил никаких расчетов в уме. Не понимал он ни чисел, ни языка в человеческом смысле. Хотя фон Остен не собирался обманывать, поступок был фальшивым.
Вместо этого Умный Ганс научился обнаруживать тонкие, но устойчивые невербальные сигналы. Когда кто-то задавал вопрос, Умный Ганс отвечал на язык их тела с точностью, которой позавидовали бы многие игроки в покер. Например, когда кто-то просил Умного Ганса произвести расчет, он начинал стучать копытом. Достигнув правильного ответа, спрашивающий показывал непроизвольные знаки. Пфунгст обнаружил, что многие люди в этот момент наклоняли голову. Умный Ганс распознал бы такое поведение и остановился бы.
Когда заморгал или когда спрашивающий не знал ответа, лошадь не имела понятия. Когда он не мог видеть подсказки, у него не было ответа. Люди верили, что лошадь понимает их, поэтому они фактически сделали это возможным. Тонкие сигналы в нашем поведении влияют на то, на что способны другие люди. Лошадь явно была необычайно сообразительна, но никто бы не догадался, если бы ему не дали возможность продемонстрировать это. Что поднимает вопрос: на какие невообразимые вещи мы все могли бы быть способны, если бы кто-то просто ожидал их?
***
Как ожидания влияют на успеваемость
Термин «эффект Пигмалиона» был придуман в связи с проведенными в 1960-х годах исследованиями влияния ожиданий учителей на IQ учащихся. В исследованиях задавался вопрос, если бы у учителей были высокие ожидания, стали бы эти ожидания самосбывающимися пророчествами, независимо от первоначального IQ? В этом конкретном случае годы дебатов и анализа привели к выводу, что последствия были незначительными.
Тем не менее, концепция эффекта Пигмалиона — ожидания, влияющие на производительность и превращающиеся в самоисполняющиеся пророчества, — широко распространена. У многих людей есть истории о том, как они чего-то достигли только потому, что кто-то возлагал на них особенно большие надежды.
В книге Пигмалион в менеджменте Дж. Стерлинг Ливингстон пишет:
«Некоторые менеджеры всегда обращаются со своими подчиненными так, чтобы добиться лучших результатов. Но большинство… непреднамеренно обращаются со своими подчиненными таким образом, что это приводит к более низкой производительности, чем они способны достичь. То, как менеджеры относятся к своим подчиненным, тонко зависит от того, что они от них ожидают. Если ожидания менеджера высоки, производительность, вероятно, будет превосходной. Если их ожидания низки, производительность, вероятно, будет низкой. Это как если бы существовал закон, по которому производительность подчиненных повышалась или понижалась в соответствии с ожиданиями менеджеров».
Эффект Пигмалиона предполагает, что с нашей реальностью можно договориться и ею могут манипулировать другие — намеренно или случайно. То, чего мы достигаем, как мы думаем, как мы действуем и как мы воспринимаем свои способности, может зависеть от ожиданий окружающих нас людей.
Умный Ганс был умной лошадью, но он был умным, потому что мог читать почти незаметные невербальные сигналы, а не потому, что умел считать. Таким образом, он действительно обладал необычными способностями, о чем свидетельствует тот факт, что немногие другие животные оказались способными на то же самое.
Интересное использование эффекта Пигмалиона может быть предложено в пьесе Джорджа Бернарда Шоу Пигмалион . В нем профессор Генри Хиггинс берет с улицы бедную продавщицу цветов, Элизу Дулиттл, и, давая ей уроки ораторского искусства, помогает ей звучать как герцогиня. Возможность говорить как представительница высшего класса предназначена для того, чтобы открывать двери и давать ей возможности, которых в противном случае у нее никогда бы не было.
Спектакль, среди прочего, является исследованием того, как ожидания других ограничивают нас. У Элизы гораздо больший потенциал, чем можно реализовать исключительно из-за ее акцента. Важнейшей частью сюжета является то, что сама Элиза слишком хорошо осознает, как ее речь сдерживает ее и снижает ее ценность в глазах других. Именно она следует за Хиггинсом и уговаривает его взять ее в ученицы. Она видит возможности, которые последуют за изменением ее акцента.
Улучшение речи Элизы само по себе не дает новых возможностей. Но способность говорить как герцогиня ставит ее в компанию людей, от которых она может узнать о чувствах и чувствах высшего класса. Когда она начинает говорить, как они, они относятся к ней по-другому, давая ей возможность расширить свои возможности.
***
Проверьте свои предположения
“ Видения, которые мы предлагаем нашим детям, формируют будущее. Важно, что это за видения. Часто они становятся самосбывающимися пророчествами. Сны — это карты. ” — Карл Саган
В книге Самоисполняющееся пророчество: Практическое руководство по его использованию в образовании Роберт Т. Таубер описывает упражнение, в котором людей просят перечислить свои предположения о людях с определенными описаниями. Среди них были чирлидер, «женщина из числа меньшинств с четырьмя детьми на рынке, использующая продовольственные талоны» и «человек, стоящий на улице и курящий в холодный февральский день». Анонимный опрос студентов бакалавриата выявил в основном негативные предположения. Таубер просит читателя задуматься о том, как воздействие подобных предположений может повлиять на чью-то повседневную жизнь.
Ожидания, которые люди возлагают на нас, ежедневно воздействуют на нас бесчисленными тонкими способами. Как и у Элизы Дулиттл, эти ожидания определяют возможности, которые нам предлагают, то, как с нами говорят, а также похвалу и критику, которые мы получаем. По отдельности эти удары и толчки могут иметь минимальное влияние. Однако в долгосрочной перспективе они могут определять, преуспеем мы или потерпим неудачу, или окажемся где-то посередине.
Прекрасной иллюстрацией этого является случай Джеймса Суини и Джорджа Джонсона, описанный в Пигмалион в менеджменте . Суини был преподавателем в Тулейнском университете, где Джонсон работал носильщиком. Зная об эффекте Пигмалиона или, возможно, просто знакомясь с пьесой, Суини догадывался, что может научить кого угодно быть компетентным оператором компьютера. Он начал свой эксперимент, предлагая Джонсону уроки каждый день после обеда. Другие сотрудники университета были настроены сомнительно, тем более что у Джонсона был низкий IQ. Но усилия увенчались успехом, и бывший уборщик в конце концов стал ответственным за обучение новых операторов компьютеров.
Эффект Пигмалиона лучше всего понимать как напоминание о том, что нужно помнить о потенциальном влиянии наших ожиданий. Даже если эффект невелик, большие ожидания во многих ситуациях могут только вдохновить других на их собственные возможности.