что это такое в бизнесе и психологии
Эффект Пигмалиона — это психологическое явление, которое описывает, как оценка окружающих или себя самого влияет на результат.
Яркий пример эффекта Пигмалиона в психологии — заниженная самооценка. Человек, считающий, что у него непривлекательная внешность и низкий интеллект, вряд ли достигнет каких-либо высот в бизнесе или личной жизни.
В бизнесе эффект Пигмалиона проявляется так: положительные ожидания руководства могут повысить эффективность работника, отрицательные — снизить мотивацию и работоспособность.
Задача хорошего управленца — помочь подчиненным поверить в свои силы, и мотивировать их на лучшие результаты. Как это сделать с помощью эффекта Пигмалиона, рассмотрим в статье.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» (Saved Messages) на будущее.
Содержание статьи
Что такое эффект Пигмалиона?
Особенности эффекта Пигмалиона
Что усиливает эффект Пигмалиона?
Личный контакт и отношение
Знание принципов
Скорость достижения результатов
Влияние эффекта Пигмалиона в бизнесе
Положительное влияние
Отрицательное влияние
Вред от эффекта Пигмалиона для бизнеса
Как использовать эффект Пигмалиона на пользу компании?
Что такое эффект Пигмалиона?
Впервые эффект Пигмалиона описал американский ученый Розенталь в 1966 году. Вместе с Якобсон он пришел к выводу, что люди могут неосознанно влиять на исход ситуации своими мыслями, установками и ожиданиями.
Coциoлoг P. Mepтoн назвал эту особенность самогипнозом, Розенталь — самореализующимся пророчеством.
В эксперименте «Дети Розенталя» ученые изучали IQ школьников. Наибольших результатов добились учащиеся, попавшие в группу «умных детей».
Секрет их успеха — во внимательном отношении со стороны преподавателей. Сработало положительное подкрепление — учителя уделяли детям больше времени, поддерживали, одобряли их действия.
Педагоги поверили необоснованному мнению экспертов об исключительных способностях учеников. На самом деле в эксперименте участвовали обычные дети без особых способностей.
Мотивация, высокие ожидания, положительные представления учеников о себе и когнитивное поведение способствовали улучшению результатов. Учителя верили, что дети справятся и транслировали положительное ожидание вербально и невербально.
Розенталь сделал вывод — мозг не отделяет желаемое от действительного. Если участник эксперимента думает, что потерпит фиаско, он подсознательно принимает решения, реализующие нарисованный сценарий.
Специалист, опасающийся неудач и выговоров от начальства, неосознанно бежит от трудных ситуаций. Он может отказаться от крупного клиента, опасаясь провала.
Чаще всего человек сам не понимает, что негативными мыслями запускает эффект Пигмалиона.
Самореализующееся пророчество работает так:
- Человек уверен в исходе события и не рассматривает другие варианты.
- Неосознанно действует так, чтобы сценарий реализовался.
- Интерпретирует поведение и реакцию других людей с учетом возможного исхода.
- Ожидания оправдываются. Человек получает подтверждение своим мыслям и замыкает круг.
Под влиянием определенных установок испытуемый действует так, будто ожидания уже реализованы.
Когда человек представляет или проговаривает тезисы, мозг получает сигнал — это факт, он реален. Подсознание считает любые мысли, слова и представления частью материального мира. Для него они также реальны, как листья на деревьях.
Читайте также: KPI: внедрение системы в работу и расчет показателей
Особенности эффекта Пигмалиона
Чтобы сценарий реализовался, нужно внешнее подкрепление. Близкие или люди, пользующиеся авторитетом, должны подтвердить правдивость сценария.
Уверенные в себе люди формируют положительное ожидание сами. Они стимулируют себя без внешнего подкрепления и добиваются поставленных целей.
Сигналы, посылаемые окружением, влияют на жизнь и возможность добиться успеха так же сильно, как собственные мысли человека. Мимолетная похвала, взгляд и интонация могут формировать ощущение «я могу» и стимулировать к действию.
Успех начинающего специалиста во многом зависит от ожиданий руководства. Не уверенный в себе новичок считывает сигналы и действует согласно ожиданиям.
Если руководство посылает позитивные невербальные сигналы, поддерживает новичка и помогает разобраться в первый год работы, специалист будет показывать продуктивную работу в будущие годы.
Им движет желание соответствовать стандартам организации и оценке руководителя. Это формирует положительное отношение к фирме и руководству, стимулирует развитие профессиональных навыков.
Читайте также: Мотивация сотрудников: 29 идей как помочь коллеге работать лучше
Что усиливает эффект Пигмалиона?
По мнению Розенталя, на ожидания человека влияют:
- Личный контакт и отношение к испытуемому.
- Знание принципов эффекта.
- Скорость достижения результатов.
Личный контакт и отношение
Результаты теста сильно искажаются, если участники эксперимента — экспериментатор и испытуемый — видят друг друга. На исход эксперимента влияют положительное подкрепление и невербальные сигналы — ласка, похвала, улыбки, подбадривающие жесты и интонации.
Положительный эффект усиливается также, если участники эксперимента знакомы.
Обратный эффект возникает, если экспериментатор относится предвзято.
Он не учитывает «неудобные» факты, а опирается только на те тезисы, которые подтверждают его мнение.Например, в отдел пришла устраиваться менеджер по продажам Маша. У нее обычная, непримечательная внешность — серые глаза и русые волосы, простая одежда — джинсы, кроссовки и серый джемпер.
Собеседование проводила руководитель — жгучая брюнетка с ярко красными губами и точеной фигурой.
Начальница подбирала коллектив, отталкиваясь от внешних данных. Она искала ярких, красивых, амбициозных девушек. Маша не соответствовала ни одному критерию, получила прозвище «серая мышка», но была принята на работу.
Начальница отмахивалась от подчиненной — игнорировала ее вопросы, отказывала в помощи, спихивала рутинные обязанности, не поручала крупные задачи.
Менеджер проработала в отделе год, не достигнув никаких результатов. Ее зарплата не дотягивала до среднего уровня, но соответствовала ожиданиям начальницы — по мнению руководителя, люди с посредственной внешностью не могли зарабатывать много и вести крупных клиентов.
Когда Маша перешла в другую компанию, уровень ее дохода вырос за первые 3 месяца в 2 раза. На новом месте ее ценили не за внешность, а отзывчивость и исполнительность.
Руководство помогло раскрыть сильные стороны — компания оплатила курсы менеджмента, ведущий менеджер помог подписать контракт с первым крупным клиентом.
Через год Маша стала ведущим менеджером. Позитивные ожидания нового руководителя сработали так же хорошо, как негативные у первого.
Знание принципов
Экспериментатор, знакомый с эффектом Пигмалиона, может ненамеренно исказить результаты исследования:
- Чтобы исключить влияние личной симпатии, он может негативно относиться к участникам эксперимента и даже выражать агрессию.
- Чтобы скрыть раздражение или злость, экспериментатор может уделять больше внимания испытуемым.
Скорость достижения результатов
Если ожидания недостижимы, эффект Пигмалиона работать не будет.
Нельзя поставить задачу — 300 результативных звонков в день, и рассчитывать на положительный эффект Пигмалиона, поддерживая сотрудника во всем. В попытке выполнить невозможное менеджер выгорит и потеряет мотивацию.
Одного желания для достижения результата мало. Розенталь уточняет, что кроме ожиданий на результат влияют различные факторы:
- мотивация;
- профессиональные навыки;
- нормы поведения, принятые в компании;
- гендерные особенности и личные навыки: возраст, пол, образование, жизненный опыт, поддержка близких;
- отношения в коллективе.
Читайте также: Синдром эмоционального выгорания: как распознать и преодолеть
Влияние эффекта Пигмалиона в бизнесе
30 лет назад в Harvard Business Review вышла статья Дж. Стерлинга Ливингстона «Эффект Пигмалиона» в сфере управления». Автор предположил, что руководители своими ожиданиями могут повысить или понизить эффективность работы подчиненных.
Положительное влияние
Принцип можно использовать для улучшения показателей и продуктивности работы менеджеров без финансовых затрат.
В бизнесе эффект Пигмалиона работает так:
- Начальник ждет от работников конкретных результатов.
- Руководитель передает это ожидание сознательно или бессознательно.
- Подчиненные считывают сигналы.
- Работники действуют так, как от них ожидает начальство.
Банальные фразы, сказанные в нужный момент, окажут магический эффект, если будут сопровождаться невербальными сигналами — подбадривающими интонациями, открытой позой, поддерживающими жестами и т.д.
- Ожидание можно сформулировать по-разному:
- Уверен, что мы сможем сдать проект за 3 недели, а не месяц.
- С этим справишься только ты.
- Разберись сама, ты же умеешь.
Отрицательное влияние
Эффект Пигмалиона может оказать и обратный эффект — снизить производственные показатели.
Специалист работает не эффективно, если начальник отдела преуменьшает его достижения. Менеджер считывает сигнал и теряет уверенность в себе. Самооценка и мотивация снижаются.
Менеджеры по продажам, чувствуя низкое ожидание руководителя, стараются избегать ситуаций, в которых ущемляется их самолюбие. Чтобы снизить число провалов, они избегают общения с коллегами, перестают звонить клиентам, стараются не завершать сделки, чтобы не получить отказ. Ожидания руководителя формируют у менеджеров привычки неудачника.
Снизить эффект Пигмалиона, сократив общение или скрывая чувства, не получится. Холодный тон, безразличие и необщительность — явные признаки негативного отношения. Они работают сильнее, чем откровенный упрек.
Читайте также: Декомпозиция: как упростить себе жизнь и достичь результатов
Вред от эффекта Пигмалиона для бизнеса
Позитивное мышление и доверительные отношения сами по себе не работают. Ожидания превращаются в самореализующееся пророчество, если приобретают четкую форму.
То есть, чтобы от эффекта Пигмалиона была польза, ожидания руководителя должны быть реалистичными, достижимыми и конкретными. Но когда руководитель ставит недостижимую цель, эффект приносит только вред, потому что работник действует так:
- Затягивает выполнение задачи.
- Получает некорректные результаты. Специалист может попробовать подогнать данные под усредненную норму.
- Работник выгорает, могут появиться проблемы со здоровьем. Перегруженный задачами, человек быстро устает, теряет мотивацию, может заболеть, так как более восприимчив к стрессам и нервному перенапряжению.
Читайте также: Как ставить цели по OKR в 8 шагах + примеры
Как использовать эффект Пигмалиона на пользу компании?
Мотивировать работников можно разными способами. Чтобы сработал положительный эффект Пигмалиона, понадобится комплексная поддержка подопечного:
1. Дайте возможность получить реальные навыки и повысить профессионализм.
Задачи ставятся последовательно, уровень сложности повышается постепенно. Важно убедиться, что человек справится с задачей полностью, прежде чем ставить новую цель. По мере роста навыков, обязанности увеличивается.
2. Дайте возможность перспективному работнику участвовать в крупных и потенциально успешных проектах в качестве помощника, наблюдателя или участника. Так он сможет научиться работать в команде и улучшить работу компании.
3. Определите совместно с подчиненным его профессиональное развитие.
Распишите ближайшие стадии роста и предоставьте возможности для приобретения желаемых навыков.
4. Выберите наставника из более опытных коллег.
5. Поддерживайте коммуникацию с работником. Покажите, что верите в его успех и развитие, но соблюдайте дистанцию между руководителем и подчиненным.
Высоких вам конверсий!
23-05-2022
Что такое «Эффект Пигмалиона»: описание и примеры
Приветствую Вас, друзья!
«Эффект Пигмалиона» или как его ещё называют «Эффект Розенталя» — это интересный психологический феномен, который изучается уже не первое десятилетие, и вызывает у ученых и психологов немалый интерес. В этой статье мы разберемся, что такое Эффект Пигмалиона, когда он возникает, и как он может помочь каждому в достижении целей. Начнем.
Что такое эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, согласно которому, человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями относительно данной ситуации. В более широком смысле подобное явление называют «самоосуществляющимся пророчеством». Данный феномен наблюдается во всех науках и сферах человеческой деятельности, поскольку людям свойственно корректировать своё поведение в соответствии с собственными и чужими ожиданиями.
Смысл рассматриваемого психологического феномена заключается в том, что ожидания человека (положительные или отрицательные) с большой вероятностью оправдываются. Эффект Пигмалиона (или Розенталя) не подразумевает мистических взаимосвязей, поскольку человек сам непроизвольно прикладывает усилия в нужном направлении. Он считает, что заведомо знает исход, поэтому готовится к нему и осуществляет действия, кажущиеся ему логичными.
Обычно данный эффект подразумевает следующую цепочку событий:
- Человек обретает уверенность в определенном исходе.
- Неосознанно он осуществляет приближающие его действия.
- Он иначе воспринимает поведение и реакцию окружающих.
- Благодаря его действиям ожидания оправдываются.
- Человек говорит себе: «Всё получилось, как я и думал!».
В большинстве случаев эффект Пигмалиона является типичным самореализующимся пророчеством. Изначально такое пророчество далеко от действительности. Но люди начинают действовать в соответствии с собственными ожиданиями, в результате чего оно сбывается. Важно понимать, что сами действующие лица не осознают собственного влияния на ситуацию. Им кажется, что пророчество сбылось само по себе.
Как проявляется эффект Пигмалиона?
В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.
Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.
Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.
Как появился термин?
Эффект Пигмалиона был обнаружен американским психологом Робертом Розенталем (поэтому в профессиональной литературе его обычно называют эффектом Розенталя). Сам первооткрыватель назвал обнаруженный феномен в честь известного мифического персонажа.
Согласно мифу, гениальный скульптор Пигмалион с острова Крит однажды вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в неё. Он одевал её в шикарные одежды и дарил дорогие подарки. Увидев такую любовь, Афродита оживила статую, которая стала женой скульптора и родила ему троих детей.
Этот красивый древнегреческий миф символизирует силу веры и настойчивого желания. Поэтому именно в честь вымышленного скульптора Розенталь и назвал открытый им феномен.
Наиболее примечательными являются два эксперимента, подтверждающих существование эффекта Розенталя. Давайте рассмотрим их подробнее.
Первый эксперимент – «Пигмалион в классе»
Первый из знаменитых экспериментов провел сам первооткрыватель, совместно с Ленор Якобсон в 1965 году, чтобы продемонстрировать, что такое эффект Пигмалиона, на практике. Результаты работы были опубликованы в 1968 году под названием «Пигмалион в классе».
Эксперимент проводился среди учеников средней школы в Сан-Франциско. Дети прошли IQ-тест и некоторым из них случайным образом приписали сильно завышенные результаты. Учителя удивились подобным показателям, поскольку выделенные ученики демонстрировали весьма посредственные успехи в учебе. Психологи ответили, что дети пока не проявили себя, но скоро продемонстрируют истинный потенциал.
Когда ученые пришли в школу в конце года, выяснилось, что отобранные ими участники эксперимента теперь являются лучшими учениками в классе. Повторно проведя тестирование, они обнаружили, что IQ «избранных» учеников значительно возрос. Таким образом, Розенталь и Якобсон продемонстрировали, как сильно успехи школьников зависят от того, насколько учителя верят в их способности.
В дальнейшем на основе данного исследования была предложена программа по стимулированию развития детей с применением подобных методов. Но она оказалась малоуспешной, поскольку невозможно было обеспечить необходимые условия. Дело в том, что в оригинальном исследовании решающим фактором была убежденность самих педагогов, что выбранные психологами дети являются одаренными.
Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»
В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.
Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.
Практический смысл
Эффект Розенталя – это не просто психологический феномен, представляющий интерес для исследователей. Он оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Чаще всего можно столкнуться со следующими его проявлениями:
- Самооценка и успешность. Люди, страдающие от заниженной самооценки, испытывают серьезные трудности с карьерным ростом. Им сложнее устроить личную жизнь и обзавестись хорошими друзьями. Они сами считают, что не достойны добиться успеха в жизни. И окружающие это чувствуют, реагируя соответствующим образом. Завышенная же самооценка действует обратным образом. Самоуверенный человек быстрее продвигается по карьерной лестнице, без усилий становится «душой компании» и пользуется успехом у противоположного пола.
- Важность настроя в медицине. В процессе лечения большую роль играет настрой врача и пациента. Если оба изначально настроены на положительный исход, вероятность его наступления значительно повышается. А вот негативный настрой вполне может привести к обратному эффекту. Именно поэтому врачи всегда стремятся убедить пациента и его родственников в благоприятном исходе любого лечения.
- Отношение педагога и успехи ученика. Если учитель изначально относится к ученику пренебрежительно, это заметно снижает успеваемость последнего. В школе такое отношение со стороны педагогов приводит также к проблемам с поведением детей. Обычно ребенок склонен верить взрослым, поэтому принимает навязываемый ему образ бездельника и хулигана. Благодаря данному эффекту ученики, изначально нравящиеся преподавателям, демонстрируют более высокие успехи в учебе и прилежное поведение.
Хорошо понимая, что такое эффект Пигмалиона и как он работает, вы сможете заметить гораздо больше его проявлений в реальной жизни. Так успехи подчиненных часто зависят от ожиданий начальства, а родители во многом определяют судьбу собственных детей, убеждая их в раннем возрасте, что они талантливы (или, наоборот, бездарны). Возможно, вы и сами сталкивались с ситуацией, когда удавалось сделать нечто невероятно сложное только благодаря 100-процентной уверенности в успехе.
Заключение
Эффект Пигмалиона – интересный психологический феномен, проявляющийся во всех сферах нашей жизни. Мы нередко испытываем его действие на себе под влиянием своих или чужих убеждений. И зная, как он работает, можно использовать его в собственных интересах. Для начала необходимо научиться мыслить более позитивно и самоуверенно, тщательно избегая негативного настроя. Не лишним будет поработать над повышением самооценки.
Многие западные корпорации уже применяют эффект Розенталя для осуществления труднореализуемых проектов. Их руководители озвучивают амбициозные планы, демонстрируя полную уверенность в грядущем успехе. При этом, несмотря на все сложности, такие проекты действительно практически всегда оказываются успешными. И происходит это во многом благодаря эффекту Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона — Лаборатория решений
Эффект Пигмалиона описывает ситуации, когда чьи-то завышенные ожидания улучшают наше поведение и, следовательно, нашу производительность в данной области. Он предполагает, что мы делаем лучше, когда от нас ожидают большего.
Где происходит это смещение
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Представьте, что вы начинаете новый проект на работе. Ваш босс приходит к вам и говорит, что он очень рад видеть конечный продукт, потому что он знает, что у вас все получится.
Поскольку ваш начальник возлагает большие надежды на вашу работу, он может оказать вам дополнительную поддержку во время проекта. Кроме того, поскольку вы хотите оправдать его ожидания, вы также можете изменить свое поведение. Вы можете потратить больше времени на проект, работать сверхурочно и перепроверить качество своей работы. Поскольку и ваш босс, и вы изменили свое поведение, проект может оказаться более успешным, чем он был бы изначально, если бы ваш босс не сказал вам, что верит в вас. Ожидания вашего начальника заставили вас работать усерднее, что привело к повышению производительности и, следовательно, к лучшему результату.
Когда позитивные ожидания положительно влияют на наше поведение и нашу работу, это называется эффектом Пигмалиона. Эффект Пигмалиона чаще всего связан с успеваемостью в школе или на работе, поскольку учителя или начальники часто озвучивают свои ожидания своим ученикам или сотрудникам.
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Индивидуальные эффекты
Хотя эффект Пигмалиона проявляется в основном подсознательно, он показывает, что ожидания других могут сильно влиять на нашу работу. Когда кто-то высокого мнения о нас, мы прилагаем все усилия, чтобы поддерживать эти ожидания.
Если кто-то, кого мы уважаем или хотим произвести впечатление, например учитель или работодатель, верит, что мы добьемся успеха, он может повлиять на наше впечатление о себе. Позитивные ожидания позволяют нам предпринимать необходимые шаги, чтобы оправдать эти высокие ожидания. Скорее всего, мы будем прилагать больше усилий, потому что верим, что может добиться успеха.
Эффект Пигмалиона действует как пророчество, потому что ранее существовавшие убеждения приводят к тому, что как человек с ожиданиями, так и человек, от которого ожидают, прикладывают больше усилий, увеличивая вероятность того, что последует успех.
Системные эффекты
Хотя эффект Пигмалиона положительно влияет на производительность, он зависит от положительных ожиданий. Это означает, что люди, которые не верят, что другие возлагают на себя большие надежды, могут в результате пострадать. Эффект Пигмалиона показывает, что стереотипы могут быть более разрушительными, чем кажутся.
Чьи-то высокие ожидания от нашей работы влияют не только на то, как мы действуем, но и на то, как действуют они. Например, если учитель считает, что один из его учеников действительно умен и добьется успеха, он может уделять ему больше внимания, давать ему более подробную обратную связь и продолжать бросать ему вызов. Они могут по-разному относиться к другим учащимся, и неравное обращение приводит к тому, что одни учащиеся отстают, а другие преуспевают.
Поскольку наши ожидания влияют на то, как мы относимся к другим, эффект Пигмалиона положительно влияет только на тех, от кого мы уже многого ожидаем. Это может быть особенно вредно для маленьких детей, которые податливы и все еще строят свою самооценку на основе мнений других людей. 1 Поэтому влиятельные лица должны проявлять осторожность, управляя своими ожиданиями и опосредуя их.
Почему это происходит
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, описывающий, как ожидания могут изменять поведение. Это свидетельствует о самоисполняющемся пророчестве, которое основано на идее о том, что убеждения других о нас становятся истинными, потому что их убеждения влияют на наше поведение. 2 Эффект Пигмалиона конкретно описывает ситуации, в которых положительное мнение начальника о производительности приведет к повышению производительности на самом деле.
Эффект Пигмалиона возникает потому, что ожидания других влияют как на их собственное, так и на наше поведение. Если кто-то верит, что мы добьемся успеха, он будет относиться к нам по-другому, чтобы помочь нам достичь этих целей. В свою очередь, когда кто-то ожидает от нас успеха, мы делаем все возможное, чтобы оправдать эти ожидания.
Роберт Розенталь, психолог-бихевиорист, который впервые исследовал эффект Пигмалиона в 1968 году, позже предложил четырехфакторную теорию относительно того, почему он возникает в 1973 году. Розенталь определил климат, вход, выход и обратную связь как четыре фактора, которые привели к ожиданиям учителя своих учеников, влияющих на поведение этих учеников. 2
Климат относится к тому факту, что если учитель возлагает большие надежды на своих учеников, они могут создать теплую социально-экономическую среду. Они положительно относятся к своим ученикам, и класс будет отражать это отношение. Ввод предполагал, что учителя будут давать учащимся, которых они считают умными, больше и более качественные материалы. Результат означал, что учителя предоставят этим учащимся больше возможностей отвечать и участвовать в классе. Последним фактором была обратная связь, которая относилась к вероятности того, что более успевающие учащиеся могут получить более подробную обратную связь от своих учителей о том, как улучшить свою работу. 2
Почему это важно
Для нас важно понимать, как ожидания влияют на наше поведение и последующие результаты, чтобы мы могли должным образом опосредовать эти ожидания для достижения наилучших возможных результатов.
Во-первых, эффект Пигмалиона предполагает, что впечатления имеют значение. Наличие хорошей репутации у вашего начальника или начальника означает, что они будут ожидать от вас многого, и это может побудить их оказать вам большую поддержку, чтобы вы могли наилучшим образом достичь своих целей. Например, Розенталь обнаружил, что учителя уделяли больше внимания ученикам, которых называли шаровары, и больше поощряли их. 3
Если мы являемся теми, чьи ожидания могут влиять на других, мы должны стараться поддерживать и выражать позитивные ожидания, чтобы мотивировать людей соответствовать этим ожиданиям. Однако мы также должны следить за тем, чтобы наши ожидания от конкретных людей не затмевали других людей, которые могут предложить столько же.
Эффект Пигмалиона может привести к несправедливому обращению. Мы должны следить за тем, чтобы не отдавать предпочтение только одному или двум студентам или сотрудникам, потому что, хотя это может помочь им добиться успеха, другие могут чувствовать себя немотивированными и обескураженными.
Как его активировать
Эффект Пигмалиона — это не то, что мы можем активировать сами, потому что он зависит от ожиданий других людей в отношении нас как мотива для достижения успеха. Однако осознание эффекта Пигмалиона может гарантировать, что мы приложим все усилия, когда впервые встретимся с начальством.
Поступая так, мы можем формировать высокие ожидания от начала учебного года, проекта или работы, которые повышают вероятность того, что наше начальство будет лучше поддерживать нас, бросит нам вызов и обеспечит наш успех.
Однако, если мы не чувствуем, что наше начальство возлагает на нас большие надежды, мы можем чувствовать себя обескураженными, что отрицательно скажется на нашем поведении. Мы можем захотеть посмотреть на других людей в нашей жизни, которые действительно возлагают на нас большие надежды, таких как наши друзья и семья, и использовать их убеждения в качестве мотивации, чтобы доказать, что наши работодатели или учителя ошибаются.
Как все начиналось
Эффект Пигмалиона получил свое название от греческого мифа о Пигмалионе. Пигмалион был скульптором, вырезавшим статую красивой женщины, в которую он впоследствии влюбился. Он хотел, чтобы он мог найти женщину, столь же красивую, как его скульптура, чтобы жениться. Афродита, богиня любви, исполнила его желание и превратила его скульптуру в женщину. Фиксация Пигмалиона на скульптуре позволила ей ожить, точно так же, как наша сосредоточенность на ожидании может повлиять на результат в данной ситуации. 3
Эффект Пигмалиона также часто называют эффектом Розенталя в честь одного из исследователей, который впервые продемонстрировал психологический феномен в исследовании 1968 года. начальной школе, хотели выяснить, влияют ли ожидания учителей на их успеваемость в школе. Они верили, что учащиеся усвоят положительные ожидания учителя и будут придерживаться этого убеждения настолько, что действительно будут лучше учиться в школе. 4
Розенталь и Джейкобсон провели тест на IQ для учеников начальной школы Джейкобсона в начале учебного года. Учителям этих учеников сказали, что тест проводится, чтобы предсказать, какие ученики будут интеллектуально развиваться в течение года. Затем Розенталь и Джейкобсон на самом деле выбрали учеников наугад и сказали своим учителям, что они исключительно хорошо справились с тестом, несмотря на то, что их фактические результаты не указывали на то, что они будут интеллектуально развитыми. 5
В конце исследования учащиеся прошли тот же тест на IQ. Хотя все учащиеся показали лучшие результаты во второй раз, Розенталь и Джейкобсон обнаружили, что те учащиеся, которые были названы интеллектуально развитыми, улучшили свои результаты в большей степени, чем другие учащиеся. Особенно это касалось детей первого и второго классов. Из этих результатов они пришли к выводу, что учитель, ожидающий от учеников повышения успеваемости, на самом деле может привести к повышению успеваемости, особенно у маленьких детей. 5
Пример 1. Влияние целых групп
В то время как Розенталь и Якобсон продемонстрировали разницу в успеваемости между учащимися, которые были отмечены как умственно отсталые, и контрольной группой учащихся, которые таковыми не были, эффект Пигмалиона мог возникнуть не потому что учителя положительно относились к интеллектуальным шароварам, а потому что отрицательно относились к контрольной группе. 2
Д-р Дов Иден, организационный психолог, хотел убедиться, что именно положительные ожидания привели к повышению производительности. Поэтому он провел исследование, в котором контрольная группа была полностью отделена от группы с высокими ожиданиями. 6
Иден провел свое исследование, используя взводы Армии обороны Израиля, потому что у каждого взвода есть свой командир взвода. Стажеры прошли тестирование по четырем направлениям: теоретическая специальность, практическая специальность, физическая подготовка и стрельба по мишеням. Первые две области — это области, которым обучают командиры взводов, и Иден предсказал, что на эти области больше всего повлияет эффект Пигмалиона.
Некоторым командирам взводов сказали, что вся их группа показала результаты тестов выше среднего, и что они могут ожидать необычных достижений от своих стажеров. Руководителям взводов контрольной группы не сказали ничего ни положительного, ни отрицательного о потенциале стажеров в их группе. Раз в две недели экзаменаторы проводили контрольные встречи с командирами взводов. Тех лидеров, которым сказали ожидать высокого потенциала, экзаменаторы спрашивали, как проявляется этот потенциал, чтобы освежить индукцию ожидания. Испытания снова были проведены в конце десяти недель. 6
Результаты показали, что стажеры в группах с высокими ожиданиями в среднем работали лучше в группе, чем в контрольных группах. Разница была наиболее существенной по успеваемости по теоретической и практической специальности, которым обучают командиры взводов.
Исходя из этих результатов, Иден пришел к выводу, что эффект Пигмалиона может влиять на целые группы, а не только на отдельных людей, и что именно положительные ожидания приводят к различиям в производительности. 6 Кроме того, поскольку те области, в которых стажеры продемонстрировали наибольшие улучшения, находились в ведении лидеров, а отдельным стажерам никогда не сообщали об их результатах тестов, исследование Идена показывает, что эффект Пигмалиона все равно будет иметь место, даже если люди не будут знать, каковы ожидания их начальника. Это говорит о том, что лидеру достаточно изменить свое поведение для повышения производительности.
Пример 2. Влияние лечения зависимости
Большинство примеров и исследований эффекта Пигмалиона сосредоточено на его роли на работе и в школе. Однако доктор Хакан Дженнер, профессор педагогики, специализирующийся на злоупотреблении психоактивными веществами среди молодежи, считает, что это также может повлиять на лечение, поскольку у терапевтов также могут быть ожидания относительно успеха своих пациентов. 7
Как отмечает Дженнер, терапевтам часто приходится маркировать и классифицировать своих клиентов. Возможно, им придется указать, мотивированы ли их пациенты и подходит ли им программа лечения. Основываясь на обзоре литературы, Дженнер демонстрирует, что эффект Пигмалиона, вероятно, влияет на лечение, потому что терапевты часто рассматривают мотивацию или силу воли как главный фактор, определяющий, будет ли пациент успешным в лечении. 7
Благодаря своей предыдущей работе Дженнер обнаружил, что предыдущее обязательство по зачислению в программу лечения алкогольной зависимости мало повлияло на решение пациента продолжать участие в программе. Таким образом, Дженнер пришел к выводу, что факторы лечения являются более влиятельным фактором успеха лечения. Дженнер предположил, что климат, один из четырех факторов Розенталя, был основным фактором распространения эффекта Пигмалиона в лечении. Если лечащий персонал позитивен и сотрудничает со своими пациентами, потому что верит, что у них все получится, у пациентов на самом деле больше шансов на успех.
На основании своего исследования Дженнер пришел к выводу, что для достижения наилучших возможных результатов ожидания и мотивация терапевта должны быть высокими, поскольку это приведет к эффекту Пигмалиона. 7
Резюме
Что это такое
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, который описывает, как положительные ожидания других людей от нас могут стать пророчеством, поскольку они приводят к повышению производительности.
Почему это происходит
Эффект Пигмалиона возникает потому, что мы, социальные существа, подвержены влиянию собственных и чужих ожиданий. Если мы ожидаем успеха от человека, мы, вероятно, окажем ему большую поддержку, чтобы помочь ему достичь этого успеха. Точно так же, если мы считаем, что кто-то возлагает на нас большие надежды, мы будем усерднее работать, чтобы оправдать эти ожидания. Ожидания действуют как пророчество, потому что они становятся мотиваторами для тяжелой работы.
Пример 1. Эффект Пигмалиона проявляется для целых групп
Часто при изучении эффекта Пигмалиона исследователи предъявляют работодателям и учителям завышенные требования к конкретным лицам, не изолируя их от контрольной группы. Однако было обнаружено, что эффект Пигмалиона все еще имеет место, если лидер считает, что вся группа имеет потенциал успеха выше среднего, уменьшая влияние индивидуальных различий.
Пример 2. Эффект Пигмалиона важен для терапевтов
В то время как большинство исследований, связанных с эффектом Пигмалиона, основано на школьной и рабочей среде, терапевты также являются лидерами с ожиданиями своих пациентов. Если терапевт верит, что его пациент преуспеет в лечении зависимости, он с большей вероятностью создаст позитивную и поддерживающую атмосферу, которая, в свою очередь, поможет пациенту добиться успеха. Поскольку в лечении возникает эффект Пигмалиона, терапевты должны поддерживать высокие ожидания своих пациентов для достижения успеха.
Как его активировать
Эффект Пигмалиона приводит к желаемым результатам для тех людей, которые отмечены как обладающие высоким потенциалом. Если мы занимаем руководящую должность, как учителя, боссы и терапевты, мы всегда должны поддерживать и выражать позитивные ожидания, потому что эти ожидания на самом деле будут влиять на то, как мы относимся к тем, кого поддерживаем, а также на то, как эти люди ведут себя.
Статьи по теме
Программы для перспективных сотрудников могут быть самоисполняющимися пророчествами. Вот три способа, которыми фирмы могут избежать этой проблемы
В этой статье два наших автора Наташа Услис и Зад Эль-Маккауи, работающие в сфере поведенческого консультирования, исследуют эффект Пигмалиона в отношении программ для высокопотенциальных сотрудников. Услис и Эль-Маккауи отмечают, что, хотя такие программы обычно разрабатываются с благими намерениями, работодатели должны быть осторожны, чтобы не игнорировать некоторых сотрудников, потому что они не вписываются в их предвзятые представления о том, как выглядит успех.
Что такое эффект Пигмалиона?
Опубликован в 30 сентября 2022 г. к Кассиани Николопулу. Отредактировано 18 ноября 2022 г.
Эффект Пигмалиона относится к ситуациям, когда высокие ожидания приводят к повышению производительности, а низкие ожидания приводят к ее ухудшению. Хотя эффект Пигмалиона первоначально наблюдался в классе, он также применялся в области менеджмента, бизнеса и спортивной психологии.
Пример: эффект Пигмалиона. Вы хотите исследовать влияние двух методов повествования на увеличение словарного запаса детей. Чтобы проверить это, детям дается либо 20 минут рассказа их учителем, либо 20 минут компьютеризированного рассказывания историй.Вы твердо верите, что человеческий фактор необходим для развития словарного запаса детей. Вы поощряете детей в этой группе быть внимательными и взволнованными, в то время как вы не демонстрируете такого поведения компьютерной группе.
Дети из первой группы теперь уделяют больше внимания и чувствуют себя лучше, чем дети из другой группы, что может привести к эффекту Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона также известен как Эффект Розенталя, в честь исследователя, впервые наблюдавшего это явление.
Содержание
- Что такое эффект Пигмалиона?
- Как работает эффект Пигмалиона
- Примеры эффекта Пигмалиона
- Почему важен эффект Пигмалиона?
- Другие типы предвзятости исследований
- Часто задаваемые вопросы об эффекте Пигмалиона
Что такое эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона — это психологический термин, используемый для описания влияния положительных или отрицательных ожиданий на деятельность человека или группы. Это вносит предвзятость в ваши исследования.
Основная идея заключается в том, что когда лидер, авторитетная фигура или образец для подражания верят, что мы можем добиться успеха в определенной области, мы будем усердно работать, чтобы оправдать их ожидания. Это также означает, что мы действуем лучше, когда от нас ожидают большего.
Эффект Пигмалиона имеет как академическое, так и практическое значение. Например, если менеджер верит в способности своей команды, эта команда превзойдет ту, чей менеджер верит в обратное, даже если обе команды одинаково квалифицированы.
Точно так же, если исследователь возлагает большие надежды на то, что пациенты, включенные в группу лечения, добьются успеха, у этих пациентов могут быть лучшие результаты, чем в контрольной группе. В этом примере эффект Пигмалиона принимает форму (бессознательной) предвзятости исследователя.
Как работает эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона демонстрирует силу ожиданий в формировании поведения.
Этот эффект возникает из-за того, что мы склонны усваивать ярлыки, которые навешивают на нас другие. Мы стараемся соответствовать этим ярлыкам, положительным или отрицательным.
Эффект Пигмалиона работает по кругу:
- Ожидания других в отношении нас влияют на их поведение по отношению к нам.
- Их поведение по отношению к нам влияет на то, как мы себя видим.
- То, как мы себя видим, влияет на наше поведение.
- Наше поведение по отношению к другим влияет на их убеждения, усиливая их ожидания.
Другими словами, чьи-то высокие ожидания в отношении нашей работы влияют не только на то, как мы действуем, но и на то, как действуют они.
Чтобы применить это, давайте возьмем пример учителя. Ожидания учителя от учащихся передаются четырьмя способами:
- Климат
- Обратная связь
- Ввод
- Выход
Климат относится к атмосфере, созданной человеком, который возлагает надежды, в данном случае учителем. Об этом часто сообщают невербально, возможно, улыбаясь, кивая или устанавливая зрительный контакт. Эти сигналы могут создать дружественный и позитивный климат.
Обратная связь относится к типу ответа, который учитель дает ученикам. Студенты с высокими ожиданиями, скорее всего, получат больше похвалы и более подробные отзывы.
Ввод относится к усилиям или энергии, которые вкладывает учитель. Некоторые учителя, как правило, вкладывают больше времени и усилий в учеников с высокими ожиданиями (например, предоставляя им более сложный материал).
Результат относится к тенденции учителей чаще обращаться к «хорошим» ученикам или поощрять их к более отзывчивому отношению.
Пример: эффект Пигмалиона. Предположим, учительница считает, что ее класс может получить высокие оценки за тест в конце семестра. Учитель передает это ожидание, говоря ученикам, что она уверена, что они преуспеют, если будут усердно готовиться.В последующие недели, проводя пробные экзамены в классе, учитель сохраняет позитивный настрой: она поощряет каждого ученика отвечать и участвовать. Всякий раз, когда студенты ошибаются, она не торопится, чтобы объяснить правильный ответ.
Поскольку учитель ценит способности учащихся и пытается создать атмосферу успеха, учащиеся с большей вероятностью усвоят это убеждение и будут усердно готовиться к тесту. По мере того как ученики настраивают свое поведение на ожидания учителя, вера учителя в своих учеников подтверждается. Это мотивирует ее еще больше помогать своим ученикам преуспевать.
Примеры эффекта Пигмалиона
Эффект Пигмалиона может объяснить, как люди ведут себя в различных контекстах.
Пример: эффект Пигмалиона в бизнесе. Вы проводите лонгитюдное исследование эффективности нескольких менеджеров филиалов банка в течение одного года.Каждые несколько месяцев каждый менеджер получает оценку эффективности. Те, кто не достигает своих целей по доходам, автоматически получают отрицательный отзыв. Вы заметили, что, чтобы избежать дальнейших негативных отзывов, эти менеджеры чаще выдвигают безопасные, но не очень прибыльные кредиты.
Это приводит к тому, что филиалы теряют бизнес в пользу конкурентов, и дальнейшие негативные отзывы об этих менеджерах. Чтобы переломить ситуацию, руководители филиалов начинают брать как можно больше кредитов, даже рискованных. Это также приводит к уменьшению прибыли филиалов, поскольку арендаторы чаще не выполняют свои обязательства.
Проведя полуструктурированные интервью с руководителями филиалов, вы понимаете, что их неустойчивое поведение было попыткой избежать дальнейшего ущерба их карьере и самооценке, а не ошибочным суждением. Вы заметили, что менеджеры, которые получают негативные отзывы, со временем становятся менее эффективными.
Вы заключаете, что эффект Пигмалиона повлиял на поведение менеджеров.
Руководители филиалов восприняли отрицательную служебную аттестацию как признак неудачи и недоверия к своим способностям. Они усвоили это убеждение, и это повлияло на их действия. Их неверные решения привели к еще худшим результатам, подтвердив ожидания начальства.
В контексте образования эффект Пигмалиона показывает, что учителя рискуют получить от учеников только то, что они от них ожидают.
Пример: эффект Пигмалиона в образовании. Предположим, вы учитель средней школы. В первый день в школе вы замечаете, что у вас есть ученик, двое старших братьев и сестер которого были у вас в предыдущие годы. Оба они часто были возмутителями спокойствия.Подсознательно вы уже заклеймили ученика как нарушителя спокойствия. Это, в свою очередь, влияет на то, как вы к ней относитесь. Всякий раз, когда она хоть немного плохо себя ведет, вы чувствуете раздражение и неуважение.
Несмотря на то, что она не единственная ученица, которая время от времени плохо себя ведет, вы выговариваете ей гораздо строже и регулярно, чем другие ученицы. В свою очередь, ученица чувствует, что вы к ней несправедливы, и со временем теряет интерес к вашим урокам, так что ваши ожидания действуют как «самосбывающееся пророчество».
Различные ожидания обычно приводят к различным методам лечения, даже если это происходит непреднамеренно.
Почему важен эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона проявляется в различных контекстах:
- Хотя этот механизм в основном работает бессознательно, его также можно использовать для намеренного обеспечения развития других людей, таких как студенты, сотрудники или спортсмены. Например, тренеры, которые сообщают спортсменам, что ожидают от них большего, могут привести их к большим достижениям как спортсменов.
- Знание об эффекте Пигмалиона может помочь людям, занимающим руководящие должности, понять, как их отношение и ожидания от подчиненных могут повлиять на них. Предвзятость лидера может повлиять на его ожидания от других и наложить на них несправедливые или стереотипные ярлыки.
- Эффект Пигмалиона также может влиять на целые группы и организации. Например, он может формировать климат в целых отделах, создавая культуру заниженных ожиданий, или наоборот.
Другие виды предвзятости исследования
Часто задаваемые вопросы об эффекте Пигмалиона
- Что такое эффект Розенталя?
Эффект Розенталя относится к ситуациям, когда высокие ожидания приводят к повышению производительности, а низкие ожидания приводят к плохой производительности. Его часто называют эффектом Пигмалиона.
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
Николопулу, К. (2022, 18 ноября).