📖 39. Эффекты межличностного восприятия. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 39. Читать онлайн
Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.
Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.
Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект ореола формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.
Эффект первого впечатления стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.
Эффект проекции когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному свои недостатки.
Эффект средней ошибки это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Эффект Барнума восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:
1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
2) информация не соответствует действительности;
3) отсутствует доверие к источнику информации.
Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.
Что такое механизмы и эффекты межличностного восприятия с примерами
Существование людей сложно представить без межличностного общения. Человеческая жизнь сплетена из ситуаций, в которых задействованы другие люди, и качество нашего общения с окружающими оказывает влияние на качество нашей жизни.
Можно уверенно сказать, что межличностные отношения – это наука, которая подробно раскрывает мир общения людей друг с другом и его влияние на нас. Каждый человек имеет собственную схему восприятия других людей, такие схемы называются эффектами межличностного восприятия.
В этой статье:
Как мы воспринимаем другого человекаЭффекты впечатления и их влияние на общениеКакая твоя схема познания другого человекаНовости СМИ2
Как мы воспринимаем другого человека
Фото Karen Khafagy on UnsplashНаше восприятие других людей зависит в первую очередь от внутренней картины мира и от наших установок. Картина мира, заключается во внутреннем отношении человека ко всему окружающему. Установки и убеждения о том, как стоит выстраивать межличностные отношения – это «подарки» от родителей.
Иными словами, человека уже в семье с пеленок учат, как нужно строить отношения и общаться с другими людьми. Ну и конечно, опыт в жизни, он оказывает самое большое влияние и позволяет человеку с возрастом корректировать свое восприятие и отношение к окружающим.
Получается, что картина мира и личные установки задают вектор, выбирают алгоритм, по которому будет действовать человек во взаимоотношениях с окружающими. Психологи изучили эту сферу жизни человека и смогли выделить основные алгоритмы межличностного восприятия.
Само восприятие можно расценивать, как построение образа другого человека в нашем воображении. Этот процесс в считанные секунды присваивает оппоненту определенные качества, которые вызывают в нас те или иные чувства.
В зависимости от того, как мы настроены по отношению к этому человеку, и будет развиваться общение с ним. Мы не просто создаем в своем мышлении образ об оппоненте, мы его оцениваем в зависимости от того эффекта, который стал доминирующим при встрече.
Влияние на выбор эффекта восприятия оказывают внешние и личные характеристики другого человека. Ситуация, при которой произошла первая встреча, также несет эмоциональный посыл и задает окраску оценке субъекта. На наше восприятие оказывает влияние множество факторов, и это стоит всегда учитывать, ведь они могут завести нас совершенно в противоположную сторону от истинного лица оппонента.
Эффекты впечатления и их влияние на общение
Существует несколько основных алгоритмов, по которым строится межличностное восприятие.
- Одним из самых ярких и решающих, является эффект первого впечатления.
Наверняка в жизни ты замечала, что первое впечатление о человеке решает всё, оно словно ярлык, который сложно снять или поменять. Сделать это возможно, но эффект первого впечатления настолько велик, что оставляет след, даже после того, как мы узнаем человека уже с другой, противоположной стороны.
Это самый сложный процесс восприятия незнакомца, так как в нем задействованы чувствительная, эмоциональная, логическая сферы. При первом впечатлении создается образ, которому приписывается ряд психологических характеристик, они делаются осознанно, но под влиянием разных факторов.
Ошибки восприятия: Гало-эффект и Эффект красоты
Эффект впечатления первой встречи, может быть ошибочным, а может и очень точно передать характеристики незнакомца. Есть люди, которые доверяют своему первому впечатлению, так как оно их не подводит, но так далеко не у всех.
- Вторым алгоритмом впечатления и восприятия другого человека, считается эффект ореола.
Иными словами, мы принимаем и создаем оценку о другом человеке на основе имеющейся заранее о нем информации. Получить мы её можем от третьих лиц, но такой подход к общению всегда будет проблематичным.
Информация может быть неправдивой и не точной, а суждение будет сформировано заранее об этом человеке. Психологи проводили неоднократно эксперименты, где двум группам людей показывали фотографии незнакомцев. Первой группе давали позитивную установку, а второй негативную. В результате их мнение об этом человеке полностью совпадало с полученной информацией.
В жизни всё порой сложнее, мы доверяем мнению людей, которые могут ошибаться и делиться непроверенными слухами. К примеру, сейчас все эти эффекты восприятия активно живут и действуют во всех социальных сетях. Можно сказать, что там царствуют «эффект ореола» и «первого впечатления». Яркие картинки, постановочные фото и видеоролики, все они направлены на то, чтобы сформировать в людях определенное отношение к той или иной персоне.
- В зависимости от порядка получения информации у человека создается первое впечатление. Иными словами, получая сначала одну информацию о человеке, а через время другую, то эффект первичности будет преобладать.
Наш разум словно фиксирует на карту памяти все полученные данные об субъекте и если приходят новые противоречивые данные, то удалить изначальные достаточно сложно. Совершенно противоположный эффект дает новизна полученной информации. Она может прийти через время, когда эффект первой уже забыт и мозг готов принимать новые данные.
- Существует еще эффект снисходительности, который чаще всего присущ именно женщинам.
Эмпатия, чувство сострадания и принятия чаще проявляют именно представительницы слабого пола. Если перед ними будет стоять уставший, закомплексованный, нерешительный и всеми забитый человек, то они, скорее всего, примут его с положительной стороны. Он вызывает в них чувство жалости, заботы, сопереживания, всё это относится к эффекту снисходительности.
- На межличностное восприятие влияет эффект логической ошибки.
Он базируется на неких установках, которые бытуют в обществе. Например: люди с пухлыми губами добрые и романтичные, полненькие люди – добродушные, а маленькие и худые – злые. Конечно, это ошибка, и ничего общего с истинными психологическими характеристиками незнакомца не имеет.
Если проанализировать, то, скорее всего, каждый из нас сможет узнать себя и свой наиболее доминирующий алгоритм восприятия другого человека.
Какая твоя схема познания другого человека
Теперь, зная об эффектах восприятия, ты можешь смело их контролировать и отслеживать, это поможет тебе более верно формировать образ о новом человеке и строить безопасные в первую очередь для себя отношения.
Проверить себя можно с помощью личного самоанализа и постоянных тренировок. Везде, где бы ты не находилась, можешь это делать, например, в магазине, когда смотришь на продавца и наблюдаешь за его поведением и манерой говорить, в общественном транспорте вообще полно незнакомцев, тебе стоит быть более наблюдательной и, исходя из ситуаций, задавать себе вопросы:
- «Усталость на лице женщины, о чем она?»,
- «Куда он может ехать?»,
- «По какому поводу человек так нарядно одет?»,
- «Почему нагло и открыто смотрит на всех?» и т. д.
Конечно, ответы предположительные, но такие тренировки позволят развить и расширить собственные возможности в познании других людей. У тебя выработается автоматическая оценка максимального числа показателей и сигналов, которые будут правдивыми.
Познавая себя и зная собственные проекции, через которые ты смотришь на окружающих людей, тебе станет просто и легко видеть их истинные черты и характеристики, а не пользоваться подменными понятиями.
Не стоит бояться быть истинным наблюдателем, нужно задавать себе вопросы и вовремя останавливать свое воображение. Далеко не все люди с приятной внешностью и спокойным голосом являются добрыми, не все худые люди злобные и нервные. Этому стоит учиться сами и учить детей, ведь это поможет быть внимательным и защищенным.
3.4 Восприятие – Организационное поведение
Цели обучения
- Понять влияние себя на процесс восприятия.
- Опишите, как мы воспринимаем визуальные объекты и как эти тенденции могут влиять на наше поведение.
- Опишите искажения самовосприятия.
- Опишите предубеждения, присущие восприятию других людей.
- Объясните, что означают атрибуции, как мы формируем атрибуции и их последствия для поведения организации.
Наше поведение зависит не только от нашей личности, ценностей и предпочтений, но и от ситуации. Мы интерпретируем нашу среду, формулируем ответы и действуем соответственно. Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди обнаруживают и интерпретируют внешние раздражители. Что делает человеческое восприятие таким интересным, так это то, что мы реагируем не только на раздражители в нашем окружении. Мы выходим за пределы информации, присутствующей в нашем окружении, уделяем избирательное внимание некоторым аспектам окружения и игнорируем другие элементы, которые могут быть сразу очевидны для других людей. Наше восприятие окружающей среды не совсем рационально. Например, замечали ли вы когда-нибудь, что при взгляде на газету или новостной веб-сайт интересная или важная для вас информация выпрыгивает из страницы и бросается в глаза? Если вы любитель спорта, то при пролистывании страниц вы можете сразу увидеть новость, описывающую последние успехи вашей команды.
Зрительное восприятие
Наше визуальное восприятие определенно выходит за рамки доступной нам физической информации. Прежде всего, мы экстраполируем из доступной нам информации. Взгляните на следующий рисунок. Белого треугольника, который вы видите в середине, на самом деле там нет, но мы экстраполируем доступную нам информацию и видим его там (Kellman & Shipley, 1991).
Рисунок 3.7
Наше визуальное восприятие выходит за рамки физически доступной информации. На этом рисунке мы видим белый треугольник посередине, хотя на самом деле его там нет.
Рисунок 3.8
Какой из кругов в середине больше? На первый взгляд тот, что слева, может показаться больше, но на самом деле они одного размера. Мы сравниваем средний круг слева с окружающими его кругами, тогда как средний круг справа сравниваем с окружающими его большими кругами.
Наше зрительное восприятие часто бывает предвзятым, потому что мы не воспринимаем объекты изолированно. Контраст между фокусом нашего внимания и остальным окружением может заставить объект казаться больше или меньше. Этот принцип проиллюстрирован на рисунке кружками. Какой из средних кругов больше? Большинству людей тот, что слева, кажется больше, но это потому, что он окружен меньшими кругами. Контраст между фокальным объектом и окружающими его объектами может увеличивать или уменьшать объект для нашего глаза.
Как эти тенденции влияют на поведение в организациях? Возможно, вы поняли, что тот факт, что наше зрительное восприятие ошибочно, может сделать свидетельские показания ошибочными и предвзятыми. Откуда нам знать, действительно ли сотрудник, которого вы считаете трудолюбивым, быстрым и аккуратным, таков? Так ли это на самом деле, или мы сравниваем этого человека с другими людьми в ближайшем окружении? Или допустим, что вам не нравится один из ваших сверстников и вы думаете, что этот человек постоянно сидит в Сети в рабочее время. Вы уверены? Вы действительно видели, как этот человек просматривал веб-сайты, не имеющие отношения к делу, или возможно, что этот человек просматривал Интернет в рабочих целях? Наше предвзятое визуальное восприятие может привести к неверным выводам об окружающих нас людях.
Самовосприятие
Люди склонны к ошибкам и предубеждениям при восприятии самих себя. Кроме того, тип предубеждения людей зависит от их личности. Многие люди страдают от предвзятости к самосовершенствованию. Это склонность переоценивать свои действия и способности и видеть себя в более позитивном свете, чем другие видят нас. Люди с нарциссической личностью особенно подвержены этому предубеждению, но многие другие по-прежнему склонны переоценивать свои способности (John & Robins, 19).94). В то же время у других людей есть противоположная крайность, которую можно обозначить как предвзятость к самоуничижению. Это склонность людей недооценивать свою работу, недооценивать способности и видеть события в более негативном свете. Мы можем ожидать, что люди с низкой самооценкой могут быть особенно склонны совершать эту ошибку. Эти тенденции имеют реальные последствия для поведения в организациях. Например, люди, страдающие чрезмерным стремлением к самоутверждению, могут не понимать, почему их не продвигают по службе или не поощряют, в то время как те, кто склонен к самоуничижению, могут проявлять низкую уверенность и брать на себя больше вины за свои неудачи, чем необходимо.
При восприятии самих себя люди также подвержены ошибке ложного консенсуса. Проще говоря, мы переоцениваем, насколько мы похожи на других людей (Fields & Schuman, 1976; Ross, Greene & House, 1977). Мы предполагаем, что любые наши причуды разделяют большее количество людей, чем на самом деле. Люди, которые берут с собой канцелярские принадлежности, лгут во благо своему начальнику или коллегам или присваивают себе заслуги в работе других людей, чтобы добиться успеха, могут искренне считать, что такое поведение более распространено, чем оно есть на самом деле. Проблема поведения в организациях заключается в том, что, когда люди считают поведение обычным и нормальным, они могут повторять его более свободно. При некоторых обстоятельствах это может привести к высокому уровню неэтичного или даже незаконного поведения.
Социальное восприятие
То, как мы воспринимаем других людей в нашем окружении, также формируется нашими ценностями, эмоциями, чувствами и личностью. Более того, то, как мы воспринимаем других, будет формировать наше поведение, которое, в свою очередь, формирует поведение человека, с которым мы взаимодействуем.
Одним из факторов, влияющих на наше восприятие, являются стереотипы. Стереотипы – это обобщения, основанные на групповых характеристиках. Например, представление о том, что женщины более склонны к сотрудничеству, чем мужчины, или что мужчины более напористы, чем женщины, является стереотипом. Стереотипы могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Люди имеют естественную тенденцию классифицировать информацию вокруг них, чтобы понять свое окружение. Что делает стереотипы потенциально дискриминационными и предвзятыми в восприятии, так это тенденция обобщать от группы до конкретного человека. Если убеждение в том, что мужчины более настойчивы, чем женщины, приводит к выбору мужчины вместо равной (или потенциально более) квалифицированной женщины-кандидата на должность, решение будет предвзятым, потенциально незаконным и несправедливым.
Стереотипы часто создают ситуацию, называемую самоисполняющимся пророчеством. Этот цикл возникает, когда люди автоматически ведут себя так, как будто установленный стереотип верен, что приводит к реактивному поведению другой стороны, которое подтверждает стереотип (Snyder, Tanke, & Berscheid, 1977). Если у вас есть такой стереотип, как «азиаты дружелюбны», вы, скорее всего, сами будете дружелюбны по отношению к азиату. Поскольку вы лучше относитесь к другому человеку, ответ, который вы получите, также может быть лучше, подтверждая ваше первоначальное убеждение в том, что азиаты дружелюбны. Конечно, верно и обратное. Предположим, вы считаете, что «молодые сотрудники — бездельники». Вы с меньшей вероятностью поручите молодому сотруднику высокий уровень ответственности или интересные и сложные задания. В результате подотчетному вам молодому сотруднику может стать все скучнее на работе, и он начнет бездельничать, подтверждая ваши подозрения в том, что молодые люди — бездельники!
Стереотипы сохраняются из-за процесса, называемого избирательным восприятием. Избирательное восприятие просто означает, что мы уделяем избирательное внимание частям окружающей среды, игнорируя другие части. Когда мы наблюдаем за окружающей нас обстановкой, мы видим то, что хотим видеть, и игнорируем информацию, которая может показаться неуместной. Вот интересный пример того, как избирательное восприятие приводит к тому, что наше восприятие формируется контекстом: в рамках социального эксперимента в 2007 году газета Washington Post организовала выступление Джошуа Белла, всемирно известного скрипача-виртуоза, в углу улицы. Станция метро в Вашингтоне, округ Колумбия. Скрипка, на которой он играл, стоила 3,5 миллиона долларов, а билеты на концерты Белла обычно стоили около 100 долларов. В час пик, когда он играл 45 минут, только один человек узнал его, лишь немногие поняли, что слышат необычную музыку, а чаевых он заработал всего 32 доллара. Когда вы видите, как кто-то играет на станции метро, вы ожидаете, что он будет необычным? (Вайнгартен, 2007)
Наше происхождение, ожидания и убеждения определяют, какие события мы замечаем, а какие игнорируем. Например, функциональный фон руководителей влияет на изменения, которые они воспринимают в своей среде (Waller, Huber, & Glick, 1995). Руководители, имеющие опыт работы в области продаж и маркетинга, видят изменения в спросе на их продукцию, в то время как руководители, имеющие опыт работы в области информационных технологий, могут с большей готовностью воспринимать изменения в технологиях, которые использует компания. Избирательное восприятие может увековечить стереотипы, потому что мы с меньшей вероятностью заметим события, которые противоречат нашим убеждениям. Человек, который считает, что мужчины водят лучше женщин, может с большей вероятностью заметить плохое вождение женщины, чем плохое вождение мужчины. В результате поддерживается стереотип, потому что информация об обратном может не дойти до нашего мозга.
Рисунок 3.9
Первые впечатления неизменны. Собеседование при приеме на работу — это ситуация, в которой первые впечатления, сформированные в первые несколько минут, могут иметь последствия для ваших отношений с будущим начальником или коллегами.
World Relief Spokane – Собеседования – CC BY-NC-ND 2.0.
Допустим, мы заметили информацию, которая противоречит нашим убеждениям. Что тогда? К сожалению, это не гарантирует, что мы изменим наши убеждения и предубеждения. Во-первых, когда мы видим примеры, противоречащие нашим стереотипам, мы склонны придумывать подкатегории. Например, когда люди, которые считают, что женщины более склонны к сотрудничеству, видят напористую женщину, они могут классифицировать этого человека как «карьеристку». Поэтому противоположный пример не нарушает стереотип, а объясняется как исключение из правил (Higgins & Bargh, 19).87). Во-вторых, мы можем просто не принимать во внимание информацию. В одном исследовании людям, которые были либо за, либо против смертной казни, были показаны два исследования, одно из которых показывало преимущества смертной казни, а другое отрицало любые преимущества. Люди отвергли исследование, противоречащее их убеждениям, как методологически неполноценное и фактически еще больше укрепили веру в их первоначальную позицию (Lord, Ross, & Lepper, 1979). Другими словами, попытка развенчать убеждения людей или ранее установленные мнения с помощью данных не всегда может помочь.
Еще одна перцептивная тенденция, которая может повлиять на рабочее поведение, — это первое впечатление. Первые впечатления, которые мы формируем о людях, как правило, оказывают длительное влияние. На самом деле, первое впечатление, однажды сформировавшись, на удивление устойчиво к противоположной информации. Даже если людям говорят, что первое впечатление было вызвано недостоверной информацией, люди в какой-то степени их придерживаются. Причина в том, что как только мы формируем первые впечатления, они становятся независимыми от фактов, которые их создали (Росс, Леппер и Хаббард, 19).75). Любая информация, которую мы получаем об обратном, не служит цели изменения первоначального впечатления. Представьте себе первый день, когда вы встретили свою коллегу Анну. Она обращалась с вами грубо, а когда вы попросили ее о помощи, она отмахнулась от вас. У вас может сформироваться убеждение, что она грубый и бесполезный человек. Позже вы можете услышать, что ее мать очень больна и находится в сильном стрессе. На самом деле она могла быть необычно напряженной в тот день, когда вы с ней познакомились. Если бы вы встретили ее в другой день, вы могли бы подумать, что она действительно хороший человек, который в эти дни необычайно напряжен. Но, скорее всего, ваше впечатление о том, что она грубая и бесполезная, не изменится, даже когда вы услышите о ее матери. Вместо этого эта новая информация будет добавлена к первой: она грубая, бесполезная, а ее мать больна. Осознание этой тенденции и сознательное открытие своего разума для новой информации может защитить вас от некоторых недостатков этого предубеждения. Кроме того, было бы в ваших интересах уделять пристальное внимание первому впечатлению, которое вы производите, особенно во время собеседований при приеме на работу.
OB Toolbox: как произвести хорошее первое впечатление на собеседовании?
Собеседование — ваш первый шаг к получению работы вашей мечты. Это также социальное взаимодействие, в котором ваши действия в течение первых 5 минут будут определять впечатление, которое вы производите. Вот несколько советов, которые помогут вам создать положительное первое впечатление.
- Ваша первая возможность произвести отличное впечатление начинается еще до собеседования, в тот момент, когда вы отправляете свое резюме . Убедитесь, что вы отправляете свое резюме нужным людям и правильно пишете имя контактного лица! Убедитесь, что ваше резюме выглядит профессионально и не содержит опечаток и грамматических проблем. Попросите кого-нибудь прочитать его, прежде чем вы нажмете кнопку «Отправить» или отправите его по почте.
- Будьте готовы к интервью . На многих собеседованиях есть несколько стандартных вопросов, таких как «расскажи мне о себе» или «почему ты хочешь работать здесь?» Будьте готовы ответить на эти вопросы. Подготовьте ответы, подчеркивающие ваши навыки и достижения, и отрепетируйте свое послание. А еще лучше попрактикуйтесь в интервью с другом. Практика ваших ответов не даст вам сожалеть о своих ответах или найти лучший ответ после окончания интервью!
- Исследовать компанию . Если вы много знаете о компании и рассматриваемой работе, вы покажетесь тем, кто действительно заинтересован в этой работе. Если вы зададите основные вопросы, такие как «чем занимается эта компания?» вас не будут воспринимать как серьезного кандидата.
- Когда вас пригласят на собеседование в офисе, обязательно оденьтесь должным образом . Нравится вам это или нет, но то, как вы одеваетесь, во многом определяет впечатление, которое вы производите. Одевайтесь должным образом для работы и компании, о которой идет речь. На многих работах предполагается ношение профессиональной одежды, например костюма. На некоторых должностях в области информационных технологий более уместно носить чистую и опрятную деловую повседневную одежду (например, брюки цвета хаки и отутюженную рубашку), а не официальную одежду. Проведите небольшое расследование о том, что подходит. Какой бы ни была норма, убедитесь, что ваша одежда хорошо сидит, чистая и опрятная.
- Прийти вовремя на собеседование . Опоздание покажет, что вам либо наплевать на собеседование, либо вы не очень надежны. В ожидании интервью не забывайте, что ваше собеседование уже началось. Как только вы въезжаете на стоянку компании, каждый человек, которого вы видите на пути или с которым разговариваете, может иметь потенциальное влияние на лицо, принимающее решение. Действуйте профессионально и относитесь ко всем хорошо.
- Во время интервью будьте вежливы . Используйте правильную грамматику, демонстрируйте рвение и энтузиазм и следите за языком тела. От вашего рукопожатия до вашей позы ваше тело сообщает, подходите ли вы для этой работы!
Источники: Взято из идей Брюса К. (октябрь 2007 г.). Деловой этикет 101: произвести хорошее первое впечатление. Черный коллегиал , 38(1), 78–80; Эвенсон, Р. (2007 г., май). Производит отличное первое впечатление. Методы , 14–17; Мазер, Дж., и Уотсон, М. (23 мая 2008 г.). Идеальный кандидат. Образовательное приложение к The Times , 4789 , 24–26; Мессмер, М. (2007 г., июль). 10 минут, чтобы произвести впечатление. Бухгалтерский журнал , 204 (1), 13; Рис, Т. (2006 г., ноябрь – декабрь). Как вау! Career World , 35 , 16–18.
Attributions
Ваш коллега Питер не уложился в срок. Что вы делаете? Вы помогаете ему закончить работу? Вы даете ему презумпцию невиновности и возлагаете вину на сложность проекта? Или вы думаете, что он безответственный? Наше поведение является функцией нашего восприятия. Точнее говоря, когда мы наблюдаем, как другие ведут себя определенным образом, мы задаем себе фундаментальный вопрос: почему? Почему он не уложился в срок? Почему Мэри получила повышение? Почему Марк помог вам, когда вы нуждались в помощи? Ответ, который мы даем, является ключом к пониманию нашего последующего поведения. Если вы считаете, что Марк помог вам, потому что он хороший человек, ваши действия будут отличаться от вашей реакции, если вы думаете, что Марк помог вам, потому что ваш начальник на него надавил.
Атрибуция — это причинное объяснение, которое мы даем наблюдаемому поведению. Если вы считаете, что поведение обусловлено внутренними характеристиками актера, вы делаете внутреннюю атрибуцию. Например, предположим, что ваша одноклассница Эрин много жаловалась, выполняя задание по финансам. Если вы думаете, что она жаловалась, потому что она негативный человек, вы делаете внутреннюю атрибуцию. Внешняя атрибуция — это объяснение чьего-либо поведения ссылкой на ситуацию. Если вы считаете, что Эрин жаловалась, потому что домашняя работа по финансам была сложной, вы делаете внешнюю атрибуцию.
Когда мы делаем внутреннюю или внешнюю атрибуцию? Исследования показывают, что три фактора являются ключом к пониманию того, какие атрибуции мы делаем.
Консенсус: другие люди ведут себя так же?
Отличительные особенности: Одинаково ли ведет себя этот человек в разных ситуациях?
Последовательность: Этот человек ведет себя так в разных случаях в одной и той же ситуации?
Предположим, что помимо Эрин жаловались и другие люди из того же класса (высокий консенсус). В других классах Эрин обычно не жалуется (высокая отчетливость). Эрин обычно не жалуется на уроках финансов (низкая последовательность). В этой ситуации вы, вероятно, сделаете внешнюю атрибуцию, например, думая, что домашняя работа по финансам сложна. С другой стороны, давайте предположим, что Эрин — единственный человек, который жалуется (низкий консенсус). Эрин жалуется в самых разных ситуациях (низкая отчетливость), и каждый раз, когда она занимается финансами, она жалуется (высокая последовательность). В этой ситуации вы, вероятно, сделаете внутреннюю атрибуцию, например, подумаете, что Эрин — негативный человек (Келли, 19 лет).67; Келли, 1973).
Интересно, однако, что наши атрибуции не всегда зависят от консенсуса, отличительности и последовательности, которые мы наблюдаем в данной ситуации. Иными словами, при атрибуции мы не всегда объективно смотрим на ситуацию. Например, наши общие отношения являются фактором. Когда руководителю нравится подчиненный, его атрибуция будет более благоприятной (успехи объясняются внутренними причинами, а неудачи – внешними) (Heneman, Greenberger, & Anonyou, 19).89). Более того, интерпретируя собственное поведение, мы страдаем от корыстных предубеждений. Это тенденция приписывать наши неудачи ситуации, а наши успехи — внутренним причинам (Malle, 2006).
Таблица 3.1 Консенсус, отличительность и последовательность определяют тип атрибуции, которую мы делаем в данной ситуации.
Консенсус | Уникальность | Консистенция | Тип атрибуции |
---|---|---|---|
Высокий консенсус | Высокая различимость | Низкая консистенция | Внешний |
Все остальные ведут себя так же. | Этот человек обычно не ведет себя так в разных ситуациях. | Этот человек обычно не ведет себя так в этой ситуации. | |
Низкий консенсус | Низкая различимость | Высокая консистенция | Внутренний |
Никто другой не ведет себя так же. | Этот человек обычно так себя ведет в разных ситуациях. | Каждый раз, когда этот человек оказывается в такой ситуации, он или она действует одинаково. |
То, как мы реагируем на поведение других людей, будет зависеть от типа атрибуции, которую мы делаем. Когда мы сталкиваемся с плохой работой, например, с нарушением сроков, мы с большей вероятностью накажем человека, если будет сделана внутренняя атрибуция (например, «человек ненадежен»). В той же ситуации, если мы делаем внешнюю атрибуцию (например, «сроки были необоснованными»), вместо того, чтобы наказывать человека, мы можем продлить срок или назначить больше помощи человеку. Если мы чувствуем, что чья-то неудача вызвана внешними причинами, мы можем испытывать к этому человеку сочувствие и даже предлагать помощь (LePine & Van Dyne, 2001). С другой стороны, если кто-то преуспел, и мы делаем внутреннюю атрибуцию (он много работал), мы с большей вероятностью вознаградим этого человека, тогда как внешняя атрибуция (проект был легким) с меньшей вероятностью принесет вознаграждение данному человеку. . Поэтому понимание атрибуций важно для предсказания последующего поведения.
Key Takeaway
Восприятие — это то, как мы воспринимаем окружающую среду в ответ на внешние стимулы. Воспринимая наше окружение, мы выходим за пределы доступной нам объективной информации, и на наше восприятие влияют наши ценности, потребности и эмоции. Существует множество предубеждений, влияющих на человеческое восприятие объектов, себя и других. При восприятии физической среды мы заполняем пробелы и экстраполируем доступную информацию. Мы также сравниваем физические объекты с их окружением и можем воспринимать что-то больше, меньше, медленнее или быстрее, чем оно есть на самом деле. В самовосприятии мы можем совершать предвзятость самоутверждения или самоуничижения, в зависимости от нашей личности. Мы также переоцениваем, насколько мы похожи на других людей. При восприятии других стереотипы заражают наше поведение. Стереотипы могут привести к самоисполняющимся пророчествам. Стереотипы закрепляются из-за нашей склонности уделять избирательное внимание аспектам окружающей среды и игнорировать информацию, несовместимую с нашими убеждениями. Воспринимая других, наши атрибуции будут определять, как мы реагируем на ситуацию. Понимание процесса восприятия дает нам ключ к пониманию человеческого поведения.
Ссылки
Филдс, Дж. М., и Шуман, Х. (1976). Общественные убеждения о убеждениях общественности. Ежеквартальный отчет «Общественное мнение» , 40 (4), 427–448.
Хенеман, Р.Л., Гринбергер, Д.Б., и Аноню, К. (1989). Атрибуции и обмены: влияние межличностных факторов на диагностику производительности сотрудников. Журнал Академии управления , 32 , 466–476.
Хиггинс, Э. Т., и Барг, Дж. А. (1987). Социальное познание и социальное восприятие. Ежегодный обзор психологии , 38 , 369–425.
Джон, О.П., и Робинс, Р.В. (1994). Точность и предвзятость в самовосприятии: индивидуальные различия в самоукреплении и роль нарциссизма. Журнал личности и социальной психологии , 66 , 206–219.
Келли, Х. Х. (1967). Теория атрибуции в социальной психологии. Небраска Симпозиум по мотивации , 15 , 192–238.
Келли, Х. Х. (1973). Процессы каузальной атрибуции. Американский психолог , 28 , 107–128.
Келлман, П.Дж., и Шипли, Т.Ф. (1991). Теория визуальной интерполяции в восприятии объекта. Когнитивная психология , 23 , 141–221.
Келтнер, Д., Эллсуорт, П. К., и Эдвардс, К. (1993). Помимо простого пессимизма: влияние грусти и гнева на социальное восприятие. Журнал личности и социальной психологии , 64 , 740–752.
Лепин, Дж. А., и Ван Дайн, Л. (2001). Реакция сверстников на плохих исполнителей: атрибутивная модель помощи в контексте групп. Academy of Management Review , 26 , 67–84.
Лорд, К.Г., Росс, Л., и Леппер, М.Р. (1979). Предвзятая ассимиляция и поляризация отношения: влияние предшествующих теорий на впоследствии рассматриваемые доказательства. Журнал личности и социальной психологии , 37 , 2098–2109 гг.
Малле, Б.Ф. (2006). Асимметрия актер-наблюдатель в атрибуции: (удивительный) мета-анализ. Психологический бюллетень , 132 , 895–919.
Рискинд, Дж. Х., Мур, Р., и Боули, Л. (1995). Приближение пауков: пугающее искажение восприятия движения и угрозы. Поведенческие исследования и терапия , 33 , 171.
Росс, Л., Грин, Д., и Хаус, П. (1977). «Эффект ложного консенсуса»: эгоцентрическая предвзятость в процессах социального восприятия и атрибуции. Журнал экспериментальной социальной психологии , 13 , 279–301.
Росс, Л., Леппер, М. Р., и Хаббард, М. (1975). Настойчивость в самовосприятии и социальном восприятии: предвзятые атрибуционные процессы в парадигме подведения итогов. Журнал личности и социальной психологии , 32 , 880–892.
Снайдер М., Танке Э. Д. и Бершайд Э. (1977). Социальное восприятие и межличностное поведение: о самореализующемся характере социальных стереотипов. Журнал личности и социальной психологии , 35 , 656–666.
Уоллер М.Дж., Хубер Г.П. и Глик В.Х. (1995). Функциональный фон как детерминанта избирательного восприятия руководителей. Журнал Академии управления , 38 , 943–974.
Вайнгартен, Г. (8 апреля 2007 г.). Жемчуг перед завтраком. Вашингтон Пост . Получено 29 января 2009 г. с http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/04/04/AR2007040401721.html.
Восприятие | Определение, процесс, примеры, различия и факты
неоднозначная картинка
Просмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Джордж Беркли Анри Тайфель Макс Вертхаймер Эдвин Герберт Лэнд Джеймс Дж. Гибсон
- Похожие темы:
- восприятие пространства иллюзия восприятие времени галлюцинация восприятие движения
Просмотреть весь связанный контент →
восприятие , у людей процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Это переживание, или восприятие, является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, предполагают выводы, которые можно сделать о свойствах процесса восприятия; теории восприятия затем могут быть разработаны на основе этих выводов. Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даются непосредственно в опыте), достоверность перцептивных теорий можно проверить только косвенно. То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.
Исторически систематическая мысль о восприятии была прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы о процессе, которые первоначально поднимались философами, по-прежнему актуальны. Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.
Философский интерес к восприятию в значительной степени связан с вопросами об источниках и достоверности того, что называется человеческим знанием (см. эпистемологию). Эпистемологи задаются вопросом, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта. Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств. По большей части психология обходит такие вопросы стороной, отдавая предпочтение проблемам, которые могут быть решены ее специальными методами. Однако остатки таких философских вопросов остаются; исследователей по-прежнему интересует, например, относительный вклад врожденных и приобретенных факторов в процесс восприятия.
Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, считаются само собой разумеющимися среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения. Как правило, исследователи восприятия просто принимают кажущийся физический мир в том виде, в каком он описывается в тех разделах физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Рассматриваемые ими проблемы относятся к процессу образования перцептов при взаимодействии физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Еще один интерес представляет степень соответствия между восприятиями и физическими объектами, к которым они обычно относятся. Насколько точно, например, зрительно воспринимаемый размер объекта соответствует его физическому размеру, измеренному (например, линейкой)?
Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно скорее видятся, чем воспринимаются отдельно, как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. На языке гештальт-психологов непосредственный человеческий опыт состоит из организованных целых ( Gestalten ), а не из наборов элементов.
Основная цель теории гештальта в 20-м веке состояла в том, чтобы определить мозговые процессы, которые могут объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, главным из которых были немецко-американские психолог и философ, основоположник гештальт-теории Макс Вертгеймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Келер отвергли существовавшее ранее предположение о том, что перцептивная организация является продуктом усвоенных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями. Хотя гештальтисты соглашались с тем, что логически можно понимать простые ощущения как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой для опыта. Такого количества дискретных точек (как простых ощущений), например, не воспринимается; восприятие представляет собой пунктирную линию.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасНе отрицая, что обучение может играть некоторую роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой перцептивная организация отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, гештальтисты считали восприятие и функции мозга формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг. Многие современные исследования в области восприятия направлены на то, чтобы вывести специфические черты функционирования мозга из такого поведения, как отчеты (самоанализ), которые люди дают о своих сенсорных переживаниях. Все больше и больше таких выводов с удовлетворением согласуются с физиологическими наблюдениями за самим мозгом.
Многие следователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, рассматривая их как объективные описания общественных событий. Серьезные сомнения по поводу такого использования интроспекции были высказаны в 1920-х годах американским психологом Джоном Б. Уотсоном и другими, которые утверждали, что это дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются частным опытом и лишены объективности, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Вербальные сообщения не исключаются из рассмотрения до тех пор, пока они трактуются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные, достоверные описания частного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего. Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно отводит событиям восприятия статус умозаключений. Восприятие других явно невозможно наблюдать, хотя их свойства можно вывести из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).
Одним из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия является сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что его можно применять к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать вербальные отчеты). Это ограничение, однако, не отрезает исследователя от богатого набора гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекции. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.
Бихевиористские методы изучения восприятия склонны минимально обращаться к сложным, субъективным, так называемым высшим психическим процессам, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом, они имеют тенденцию дегуманизировать перцептивную теорию и исследования. Таким образом, когда внимание ограничено объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронно-вычислительные машины). Действительно, именно благодаря этому подходу к обработке информации в настоящее время делаются некоторые из наиболее интригующих теоретических открытий (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что такие практические приложения, как разработка искусственных «глаз» для слепых, могут возникнуть из этих аналогий человека и машины.