Эго состояния о Берну | Центр «Оранжевое солнце» – сертификационные обучающие программы по психологии, тренинги, семинары, консультации психолога в Екатеринбурге
Эго-состояния по Берну относятся к трансактному анализу, на который опираются многие психологи. Данный анализ помогает найти истоки проблем, связанных с общением.
За основу трансактного анализа взяты три эго-состояния личности, которые напрямую влияют на поведенческую психологию, жизненный уклад и здоровье. Иногда «управление» человеком переходит от одного состояния к другому, в зависимости от того, какая возникает ситуация. Рутинные действия, совершаемые ежедневно, относятся к эго-состоянию «родитель». В случае непредвиденных ситуаций контроль отходит к эго-состоянию «взрослый». Утренняя прогулка, любование природой, чувства умиротворения и счастья – это состояние «ребенок».
В любом человеке должен сочетаться баланс всех трёх эго-состояний. Основную часть времени зрелого человека занимает состояние «взрослый». Если же доминирующими являются состояния «ребенок» или же «родитель», это накладывает отпечаток на поведение и мироощущение человека. Поэтому контроль над личностью большую часть времени должен принадлежать состоянию «я-взрослый», и только непродолжительное время человек может входить в состояние «я-ребенок» либо «я-родитель». Подавление этих состояний ведёт к неадекватному восприятию себя, недостатку искренних эмоций и общей эмоциональной перегрузке.
Содержание
Я – родительДанное состояние, по сути, является копированием родительского поведения. Человек мыслит, чувствует, делает то же, что на его месте сделали бы родители. «Родитель» по Берну отвечает за совестливость, машинальное выполнение каких-либо действий, повторение заученных из детства фраз и даже реакций. Подобное состояние зачастую «включается», когда человек воспитывает ребёнка. Он выдаёт родительские реакции и правила, но применяемые уже не к нему, а к его ребёнку. Важно научиться выходить из этого состояния, понимать, что все мысли и чувства идут из детства, а не являются истинными.
Если эго «родителя» занимает лидирующую позицию среди всех состояний, это приводит к определенным последствиям. Например, человек привыкает контролировать себя и своих близких, видит причины неудач в первую очередь в самом себе.
Я – ребёнокБерн считает данное состояние самым ценным, так как оно сохраняется до самой старости и так или иначе есть практически у каждого человека. Эго-состояние захватывает контроль над поступками и мыслями человека, но проявляется оно редко. Восторженность, упрямость, любовь к творчеству и всему новому – проявление этого состояния.
Эго «ребенок», занимающее лидирующую позицию, способно доставить человеку множество проблем. Например, в случае неудачи человек обвиняет всех, кроме себя; перекладывает ответственность на других. Частое пребывание в состоянии ребёнка может привести к психосоматическим заболеваниям, так же как и подавление данного состояния в принципе. Важно найти золотую середину, которая позволит сохранять трезвый ум в трудных ситуациях, но позволит непосредственно радоваться мелочам и приятным событиям жизни.
Я – взрослыйЭто состояние является главной составляющей зрелого человека, так как позволяет адекватно оценивать и реагировать на всё происходящее, применять опыт, учиться на ошибках. Человек, живущий в состоянии «я-взрослый», живёт настоящим моментом, открыт к обмену информации с миром и другими людьми.
Однако если застрять в состоянии взрослого надолго, человек потеряет вкус и интерес к жизни. Стоит изредка отдавать контроль внутреннему ребёнку или родителю, но не предаваться этим состояниям слишком часто, так как это ведёт к появлению неврозов.
Человек, желающий добиться баланса между эго-состояниями, должен:
- Заняться восстановлением этого самого баланса;
- Выявить и устранить заложенные родителями программы поведения;
Эго-состояния по Берну – это совокупность разных состояний, возникающих в тот или иной момент жизни. Грамотная работа с этими состояниями не только позволяет найти причину всех поведенческих проблем и реакций, но и пересмотреть взгляды на жизнь.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Похожие материалы
Трансактный анализ Эрика Берна, 3 эго-состояния в отношениях
Жизнь многослойна и многосложна. Особенно хорошо это понимается на практике взаимоотношений. Сегодня мы их рассмотрим через призму трансактного анализа Эрика Берна.
Эмоциональные состояния непостоянны, сменяют друг друга внезапно так, что порой совершенно теряется контроль над ситуацией. Чтобы людям понимать друг друга, порой приходится отказываться от собственных интересов, планов и настроений, чтобы суметь помочь человеку справиться с его эмоциями. Понимаете, насколько мы все друг для друга важны?
Мы можем видеть ситуацию друга шире, чем он сам. А он, соответственно, может видеть наши ошибки или недочеты, помогая нам своим мнением усовершенствоваться и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Разница вашего собственного восприятия и взгляд оппонента на это же кардинальным образом отличаются.
Ролевые взаимоотношения и взгляд на мир
Выглядит это примерно так: в первом случае вы — актер, участвующий в спектакле, соответственно, вы можете оценить ситуацию лишь в узком аспекте. Вы контролируете только свою игру, в данном случае, концентрация высока именно в этой области. Второй же вариант таков: вы – зритель, который наблюдает спектакль. В этом случае, вы, будто смотритель, наблюдающий со стороны, который способен оценить все происходящее в более объемном смысле.
На практике межличностных отношений мы взаимодействуем с помощью ролей и образов, от начала до конца их проигрываем. Наш партнер или собеседник делает в точности то же самое. Порой, мы заранее «надеваем» на собеседника нужную нам роль. И часто он вполне природным образом ее принимает. Цепочку ролевых отношений можно легко просмотреть на примере трансактного анализа Эрика Берна.
Трансактный анализ Берна
Трансактный анализ есть не что иное, как осмысленное понимание элементов поведения. Это психологическая модель, которая служит для подробного рассмотрения поступков индивидуума и группы людей.
Трансакция – это единица общения, состоящая из стимула и реакции.
Например: «Здравствуйте!» — это стимул, ответ «Здравствуйте! Чем могу быть Вам полезен?» — реакция.
Три эго-состояния по Берну — Родитель, Взрослый, Ребенок
Берн различает три эго-состояния, с помощью которых индивидуум взаимодействует с окружающим миром. Они носят названия: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Состояние «ребенка». Человек следует самым простым нуждам и потребностям. При этом, решения им принимаются спонтанно, беззаботно, порой импульсивно.
Состояние «внутреннего родителя», напротив же, имеет под собой установки поведения человека, перенятые извне (обычно от родителей). Такая роль обусловлена обдуманными поступками, и выражается в критическом отношении к окружению.
Состояние «взрослого» вовсе не зависимо от физического возраста человека. Проявляется в организованности, хорошем уровне адаптивности, критичной оценке, строгой рассудительности и самоконтроле.
Например, руководитель компании входит в эго-состояние Родителя и, по правилам принятой роли, обращается к своему подчиненному с указанием на совершенную им ошибку в работе. Следовательно, подчиненному ничего больше не остается, как взять на себя роль «ребенка», выслушать указания и приняться за решение возникших вопросов.
Когда собеседник принимает навязанную ему роль, контакт проходит благополучно.
Отношение к миру и к себе согласно трансактному анализу
Конфликт возникает там, где прямой стимул обращен от Взрослого к Взрослому («Где отчет за сегодня?»), а реакция поступает из эго-состояния Ребенка («Опять именно я во всем виноват!»). В этом случае мы видим, так называемую, «перекрестную трансакцию», которая, обычно, является началом скандала.
Но есть и вариант «скрытых трансакций», при которых говорится что-то определенное, но имеется ввиду совершенно другое. При этом, жесты, мимика лица и тон голоса часто не совпадают с тем, что говорит человек.
12 137
Введение в эго-состояния
Эрик Берн, пионер трансактного анализа, сделал понятными сложные межличностные трансакции, когда признал, что человеческая личность состоит из трех «эго-состояний». Каждое эго-состояние — это целая система мыслей, чувств и поведения, посредством которых мы взаимодействуем друг с другом. Эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка и взаимодействие между ними составляют основу теории транзактного анализа.
Эго-состояния представляют собой последовательную модель мышления, чувств и поведения. Трехсторонняя модель Берна представляет собой объяснение трех основных событий, которые происходят со всеми нами: детство, развитие рационального, логического мышления и подверженность влиянию родителей или других значимых людей.
Концепция, согласно которой у каждого человека есть потенциал для трех полностью функционирующих состояний эго, отличает ТА от других подходов. Существуют две основные модели эго-состояний: структурная и функциональная. Чтобы различать их, помните следующее:
- СТРУКТУРА относится к строительным блокам/содержимому эго-состояний, отвечая на вопросы – что это такое; как они составлены?
- ФУНКЦИЯ относится к описанию и процессу эго-состояний и их соответствующих способов поведения.
Основная концепция ТА заключается в том, что знание и понимание этих эго-состояний дает выбор, какое из них активировать.
Эго-состояние Родителя
Эго-состояние Родителя представляет собой набор воспоминаний, записанных в ранние годы. Родительские и социальные ожидания откладываются в мозг по мере того, как человек их воспринимает. Сообщения иногда вербальные, иногда эмпирические, а иногда только предполагаемые.
Эрик Берн использовал слово «ленты» для сообщений и считал, что «ленты», записанные в раннем детстве, оказали наибольшее влияние. То, что было записано, — это ожидания и обязательства общества, которые являются обязательными, должными и должными. Родительское эго-состояние наполнено суждениями, ценностями и установками (Wollams & Brown, 19).79). С точки зрения психоанализа, «родительское» эго-состояние очень похоже на «супер-эго» и связано с ценностями и правильным/неправильным.
Функционально эго-состояние Родителя подразделяется на Критикующего Родителя и Заботливого Родителя. Заботливый Родитель представляет собой более утверждающие и более приятные качества того, что родители и общество делают для человека. Поведение критически настроенных родителей обычно представляет собой корректирующее поведение настоящих родителей и запретительные сообщения общества.
И Контролирующий, и Заботливый Родитель допустимы, но с ними можно сильно перестараться. Положительные стороны CP и NP видны в способности людей извлекать правильное из неправильного, принимать решения, поддерживаемые внутри, и исправлять ошибки без чувства вины. Отрицательные аспекты CP и NP могут нанести ущерб психологическому здоровью, когда люди воспроизводят сообщения из детства, негативные или чрезмерно защищающие.
Эго-состояние взрослого человека
Это эго-состояние не связано с возрастом человека, а скорее с состоянием развития. Это логический, рациональный способ контакта с реальностью. Эго-состояние Взрослого «главным образом связано с преобразованием стимулов в фрагменты информации, а также с обработкой и хранением этой информации на основе предыдущего опыта» (Берн, 1961). Это очень похоже на компьютер для обработки данных.
По самым ранним записанным «лентам» интроецированного родителя Взрослый вычисляет, какое действие необходимо предпринять на основе этой информации. Эго-состояние Взрослого постоянно обновляет свои собственные принципы обработки и хранения. В конце концов, эго-состояние Взрослого (центральный компьютер личности) способно интегрировать все три эго-состояния с реальностью.
Детское эго-состояние
Ребенок — это первая стадия развития, которая имеет решающее значение для первых 5 лет развития личности. Ребёнок подобен фрейдистской концепции Ид, действующей по принципу удовольствия, бессознательной, направленной на удовлетворение и удовлетворение потребностей. Ребенку нужно выражать чувства и быть интуитивным.
Для ребенка типичны утверждения «я», «я хочу», «мне нужно» и т. д. Эго-состояние ребенка является функцией импульсов и желаний найти удовольствие и быть счастливым. Он собирает записанную на пленку информацию тем же способом, что и эго-состояние Взрослого. Ранний крик о еде (и протест против влажности) и более поздняя игривость — это функция эго-состояния Ребенка.
Функционально эго-состояние Ребенка состоит из 2 аспектов: Естественного (Свободного) Ребенка
, спонтанного, интуитивного, творческого, искателя удовольствий, и Адаптированного Ребенка , который уступчив и соответствует желаниям и требованиям других , особенно родителей.Естественный ребенок Эго-состояние представляет собой игривую и спонтанную часть человеческого поведения от младенчества до старости. Младенец может получить удовольствие от игры с ложкой, а взрослый может получить удовольствие от игры в гольф или круиза по тропическому Квинсленду. Человеку может быть 5 лет или 50 лет, но на протяжении всей жизни он или она играет или может быть игривым или думает игриво и радостно. Это Естественный Ребенок делает свое дело.
Эго-состояние Адаптированного Ребенка представляет собой человеческую реакцию, в которой есть некоторая негативность, некоторое сопротивление, некоторая реакция и более глубокая враждебность. О непослушном ребенке, мятежном подростке и человеке с расстройством личности можно сказать, что они находятся «в эго-состоянии адаптированного ребенка».
Очень полезно быть естественным игривым и иногда сильно приспосабливаться к жизни или ситуационным обстоятельствам. Чрезмерная снисходительность к одному или обоим может быть проблемой. Если человек слишком игривый на работе, его могут уволить. Если люди слишком адаптированы, например, неподобающе непокорны, замкнуты, несчастны, мятежны или сопротивляются, они могут выбрать подходящее поведение.
Состояния Эго — Центр Связи
Были ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя плохо, чувствовали себя молодыми и беспокойными? Бывают ли другие моменты, когда вы можете быть очень рациональным, осознавая свой собственный процесс и свое влияние на других? Бывают ли в вашей жизни моменты, когда вы понимаете, что действуете, думаете или чувствуете, как один из ваших родителей или родительских фигур?
Люди не всегда последовательны – у нас разные способы существования в разное время и в разных ситуациях. Иногда вы можете вести себя очень спокойно и чувствовать себя хорошо, когда другой человек злится или расстраивается из-за вас, в других случаях вы можете чувствовать себя действительно расстроенным и можете огрызаться на него или отстраняться.
Это потому, что вы можете находиться в другом Эго-Состоянии. Эго-состояния — это концепция, разработанная Эриком Берном, основателем транзакционного анализа.
Позвольте мне объяснить дальше:
Эго-состояния — это постоянные модели чувств, мышления и поведения, которыми мы все обладаем. Трансактный анализ выделяет три эго-состояния, которые называются Родитель, Взрослый и Ребенок. Речь идет не о настоящих родителях, взрослых и детях, а о разных способах переживания.
Подумайте о значимых людях из вашего прошлого. Это могут быть ваши мать, отец, тети, дяди, старшие братья и сестры и учителя — все, кто был для вас значим. Те люди, которые положительно и отрицательно повлияли на вашу жизнь.
Ваше Родительское Эго-Состояние содержит всех этих людей. В любой данный момент вы можете думать, чувствовать и вести себя как один из них. Могут быть определенные моменты, когда вы срабатываете на этих людей — может быть, ваш отец был очень злым человеком и кричал на других. Когда вы злитесь, вы можете начать кричать и говорить то, что говорил ваш отец, когда злился.
Хотя состояния нашего Родительского Эго включают в себя многих людей из нашего прошлого, будет несколько человек, на которых мы, скорее всего, будем действовать. Примером может быть грубый коллега — если вы находитесь в своем Родительском Эго-состоянии в этот момент — вы бы реагировали так же, как один из ваших родителей, когда люди были грубы с ним (например, злились).
В нашем Взрослом Эго-Состоянии мы сами в данный момент — рациональны и осознанны. Наши чувства будут соответствовать ситуации — например, когда мы в опасности, соответствующее чувство — это страх, который побуждает нас предпринять действия, чтобы избежать этой опасности. Во Взрослом мы осознаем себя, свое влияние на других и принимаем во внимание то, что происходит вокруг нас.
На примере грубого коллеги, если бы в нашем Взрослом Эго-Состоянии мы подумали – почему этот человек может вести себя так в это время – может быть, у него тяжелый день или что-то, что мы сделали обидеть этого человека. Затем мы разработаем стратегию, чтобы решить эту проблему.
Наконец, наше состояние Детского Эго содержит все наши воспоминания и способы бытия из прошлого. Это когда мы возвращаемся к прошлым временам и переживаниям и чувствуем то же, что и тогда. Возможно, ваш босс сделал вам выговор за опоздание, и вы чувствуете себя плачущим и молодым, и у вас снова возникает «выговор» в школе.