Эго-состояния в общении: распознавание скрытых мотивов
Между партнерами по общению всегда есть незримая, однако хорошо ощутимая дистанция. Ее можно сравнить с расположением партнеров по вертикальной оси в пространстве общения. Партнер, который «давит», располагается на ней выше, а партнеры, ведущие разговор «на равных», — на одном уровне. Если каждый из партнеров стремится оказаться «выше», происходит конфликт. Такие позиции в общении видный теоретик театра П.М. Ершов назвал «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой рядом».
Понять, какую позицию в общении следует занять, чтобы в разговоре никто не лидировал и вопрос решался конструктивно, помогает трансактный анализ ситуации общения, разработанный американским психологом Эриком Берном.
1. Понятие эго-состояний
Эрик Берн заметил, что каждый человек в различных ситуациях ведет себя по-разному, как бы исполняет разные психологические роли (Родителя, Взрослого, Ребенка), которые соответствуют его разным внутренним Я, или эго-состояниям:
- В состоянии Родителя мы думаем, чувствуем, говорим и действуем так, как это делали наши родители или авторитетные для нас в детстве люди: советуем, критикуем, воспитываем, распоряжаемся, заботимся.
- В состоянии Взрослого мы трезво оцениваем реальность, анализируем информацию: размышляем, сопоставляем, решаем, советуемся.
- В состоянии Ребенка мы думаем, чувствуем, говорим и действуем, как в детстве: обижаемся, ликуем, жалуемся, протестуем, развлекаемся, любуемся.
Все три роли личности ей необходимы. Для того чтобы наша жизнь была полноценной, в нужный момент должен проявляться тот или другой.
- Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
- Состояние Взрослый необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
- Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на рассмотрение Родителя.
В каждое из этих состояний мы входим обычно не по своему желанию, а под воздействиемситуации, той социальной роли, которую исполняем.
Большинство людей незаметно для себя меняют психологические состояния. Некоторые, однако, не могут или не хотят «переключаться». Психологические позиции Родителя и Ребенка в деловом общении приводят к непартнерскому стилю общения, что затрудняет решение деловых вопросов.
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую позицию, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Чтобы верно определить эго-состояние другого человека, надо учиться улавливать оттенки отношений. К примеру, внешние проявления состояния Родителя-критика и Ребенка-бунтаря порой похожи. Но в агрессивности первого чувствуется спокойное превосходство, а в агрессивности второго — беспомощность.
Полезно научиться различать собственные эго-состояния, а также в конфликтной ситуации попробовать переключиться с одного состояния на другое.
В нижеприведенной таблице, составленной на основе исследований Э. Берна, представлены наиболее типичные психологические позиции и их внешнее проявление.
Таблица 1. Психологические позиции и их внешнее проявление
Позиция | Язык тела | Речь | Типичные выражения | Поведение |
Руководитель-критик | Руки скрещены, ноги широко расставлены или корпус откинут назад, лоб нахмурен, рот сжат, отчужденное выражение лица, возможно указующее движение рук | Громкая или тихая, твердая, с нажимом, высокомерная, насмешливая, повелительная | «Это следует сделать», «Так нельзя!», «Я знаю, что говорю», «Сколько можно!» | Оценивает, указывает, ищет виновных, обвиняет, наказывает |
Руководитель-опекун | Теплая, сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая | «С кем не бывает», «Это не страшно», «Я вам помогу», «Хорошо, молодец!» | Утешает, подбадривает, советует, помогает, сочувствует, заботится, покровительствует | |
Взрослый | Корпус прямой, слегка наклонен к партнеру, жесты подкрепляют мысли, выражение лица меняется, но остается заинтересованным, взгляд открытый | Спокойная, уверенная, без страстей и эмоций | Высказывания по предмету. Допускает возможность обсуждения: «Возможно…», «Если сравнить…», «Я думаю …» Вопросы: «Как?», «Почему?», «Когда?» | Заинтересованное, внимательное, объективное, поиск вариантов |
Ребенок-бунтарь | Поза напряженная, угрожающая, голова опущена, выражение лица упрямое или угрюмо отсутствующее | Гневная, громкая, упрямая, угрюмая | «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «А вы сами что!» | Протест, агрессивность |
Ребенок забитый | Поза слуги, плечи опущены, склоненная голова, кусает губы, выражение лица потерянное, с оглядкой на других, тактичное | Нерешительная, подобострастная, покорная, нудная | «Я хотел бы. ..», «Я попробую…», «Я правильно сделал…», «Что же мне делать?», «Я, наверное, не смогу» | Неуверенное, обиженное, нуждающееся в поддержке, подавленное |
Ребенок свободный | Позы свободные, жесты экспрессивные, выражение лица воодушевленное, блеск в глазах, любопытство, слезы | Громкая, быстрая и горячая, эмоциональная, непринужденная | «Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Ужасно!» | Спонтанное, игривое, раскованное, веселое, забавное, эгоистичное, мечтательное, естественное, творческое |
Люди вступают в общение каждый в своем эго-состоянии. То, что при этом происходит, Э. Берн назвал трансакцией (иначе — трансактом). Трансакт состоит из стимула и реакции между двумя эго-состояниями. Реакция, как правило, соответствует стимулу («Как аукнется, так и откликнется»).
2. Возможные установки в деловом общении
Занять позицию Взрослого помогает соответствующая установка. Установки могут быть следующими:
- У меня не все в порядке — у тебя все в порядке. (Роль просителя; психологическая позиция Ребенка.)
- У меня все отлично — у тебя не все в порядке. (Роль начальника; психологическая позиция Родителя.)
- У меня дела идут плохо — у тебя тоже не все в порядке. (Роль неудачника; психологическая позиция Ребенка.)
- У меня все в порядке — у тебя все в порядке. Возникшие проблемы можно решить. (Роль делового человека; психологическая позиция Взрослого.)
Если бы сотрудники всегда действовали из позиции Взрослого, в коллективе не было бы конфликтов. Нередко конфликт возникает из-за того, что кто-то ведет психологическую игру, которая состоит из последовательности скрытых трансактов. Например, ведется игра: «А что я говорил?»
Начальник советуется со специалистом по поводу какого-либо начинания. Специалист его не одобряет. Начальник настаивает. И тогда специалист заявляет: «Ну, хорошо, сделаем так, как вы хотите», и начинает действовать, как того хочет начальник. Через некоторое время выясняется, что предложение начальника было неверным. Потрачены зря деньги и время. Начальник вызывает специалиста. А тот заявляет: «Я сделал все так, как вы хотели. А я предупреждал…» (психологическая позиция Ребенка).
Чтобы избежать такого финала, руководителям можно посоветовать расстаться с позицией непогрешимого Родителя, внимательно прислушиваться к мнению подчиненных, а сотрудникам — не становиться в позицию Ребенка, изложить свое мнение письменно, показать шефу все «за» и «против» его предложения. Это будет стимулировать у него позицию Взрослого и приведет к обсуждению вопроса, а не навязыванию решения.
Кроме этой, существует еще множество психологических игр, основанных на навязывании партнеру психологической позиции Родителя или Ребенка. По сути дела, эти игры представляют собой манипуляции, цель которых — получение той или иной выгоды в отношениях с партнером по общению. Вот названия некоторых их них: «Дитя на работе», «Меня рвут на части», «Казанская сирота», «Обезьяна на шее». Чтобы оказаться не втянутым в манипулятивную игру, нужно вовремя распознать, какую психологическую позицию вам навязывают и, если вам это не нравится, стимулировать у манипулятора позицию Взрослого, что можно сделать, лишь справившись с собственным желанием опекать, распоряжаться или подчиняться.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах. Именно она формирует партнерский стиль общения.
- Прекращение трансакта, а то и конфликт наблюдается в том случае, когда партнер не реагирует на стимул, направленный в позицию Взрослого, а реагирует из другой позиции.
- К конструктивному ведению разговора можно прийти в том случае, если удастся проигнорировать стимул, направленный в позицию Родителя или Ребенка, и ответить из позиции Взрослого, стимулируя стояние Взрослого у партнера.
3. Манипуляции и защита от них
Манипулированием или манипуляцией назовем такое управление поведением человека, которое совершается ради какой-либо выгоды того, кто управляет.
В каждом из нас с детства сидит манипулятор. Допуская возможность разовой манипуляции, своего рода игры, цель которой — избежать затруднительного положения, постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. Объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках, средства для достижения чужих целей.
Причины манипулирования, по мнению психолога Эверетта Шострома — в слабости человеческой натуры:
- Не в силах положиться на себя, лучше сделать ответственным за все другого, которым можно управлять и которого можно контролировать. Людей,преуспевающих в этом, можно назвать активными манипуляторами.
- Если не хватает сил справиться с жизненными трудностями, удобно занять пассивную позицию: «Делайте со мной, что хотите!» (пассивный манипулятор).
- Взгляд на жизнь как на постоянную цепочку сражений и на людей как на соперников и врагов порождает соревнующегося манипулятора, который действует то активным, то пассивным методами.
- Желая и не находя любви окружающих, можно попытаться добиться власти над ними силой хитрого ума (активные манипуляторы).
- Некоторые люди настолько боятся заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем (пассивные манипуляторы).
Итак, основная линия поведения активных манипуляторов — главенство и власть во что бы то ни стало. Стратегия поведения пассивных манипуляторов — приспособленчество, угодничество. Цель деятельности соревнующихся манипуляторов — выиграть любой ценой, несмотря ни на что.
Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв.
Как же происходит манипуляция? В партнере находят уязвимое место, струну, на которой можно сыграть. Сильный человек не поддастся искушению, а слабый и наивный может пойти на поводу.
Если вы почувствовали какую-то неискренность, едва уловимую фальшь в отношении к вам весьма приятного человека, подумайте, не манипулятор ли перед вами, нет ли у него причин для такого поведения, и проявите сдержанность в отношениях с ним, будьте настороже.
Если все же ваше поведение дало повод «забросить удочку», попробуйте применить один из способов защиты от манипуляций.
- Отказ от предлагаемой роли: «Я не так бескорыстен(а), как вы думаете», «Простите, я дал(а) повод?», «Вероятно, я не тот/та, за кого вы меня приняли» и т.п.
- Манипуляцию можно просто не заметить. Молча проигнорировать провоцирующее высказывание, а в случае настойчивости партнера наивно спросить: «Вы это о чем?»
- Снизить значимость того, на что вас толкает манипулятор. Сказать себе: «А зачем мне это нужно?»
- Принять условия игры, а затем перехитрить самого манипулятора, переиграть его так, чтобы привести в замешательство и заставить прекратить недостойную игру.
4. Скрытые (подразумевающиеся) трансакты
Это коммуникации с подтекстом. Он чувствуется в интонации, взгляде, языке телодвижений. По содержанию стимул направлен из позиции Взрослого в позицию Взрослого. Но личностный смысл сообщения, который угадывает партнер, исходит из другой позиции. Реакция направлена обычно именно на скрытую позицию. При этом партнер возмущается: «Что я такого сказал?» Например:
А. Где моя папка?
Б. Почему вы думаете, что она у меня?
А. С чего вы это взяли? Я просто спросил.
или
Муж: Сколько у нас осталось денег до зарплаты?
Жена: Не беспокойся, хватит.
Муж: А я и не беспокоюсь. Уже нельзя и спросить?
Скрытая позиция раздражает больше, чем явная. Угадав ее, надо вести себя так, будто она явная, стараясь при этом не допустить конфликтной ситуации. Это возможно, если отвечать из дополнительной позиции. Чтобы разговор был конструктивным, надо постараться проигнорировать подтекст и отвечать так, как будто обращение действительно идет из позиции Взрослого и мы, естественно, отвечаем тем же.
5. Задания
- Потренируйтесь в умении определять психологические позиции. Проанализируйте типичные эго-состояния членов своей семьи, друзей, коллег, собственные. Попробуйте определить психологическую позицию незнакомого вам человека по его манере говорить и держаться.
- Рассмотрите семейные и служебные конфликты с позиции трансактного анализа. Что можно было бы изменить в Позициях участников, чтобы избежать конфликта?
- Заметив, что вы в разговоре занимаете позицию Ребенка или Родителя, попробуйте перейти на позицию Взрослого.
Эго-состояние «Взрослый»
Сегодня сложно недооценить вклад, который внес в психологическую науку трансактный анализ Э. Берна. Истоки этой теории лежат в психоанализе, но было бы ошибочным причислять теорию Берна только к этому направлению. В ней синтезированы понятия и принципы как психоанализа, так и бихевиоризма. Все эти знания дополнены в концепции Э. Берна теорией коммуникаций, принципами возрастной психологии. Берн сконцентрировался на понятии игры, которое определил следующим образом: «Игрой мы называем арию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом» [1]. «Человек играющий» у Берна – это тот, кто четко понимает цели своей игры, может ощущать свою неправоту, однако ни за что не признает ее во взаимодействии со значимыми партнерами.
В трансактном анализе Берна выделяют три базовых эго-состояния личности: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Первое и третье – это состояние зависимости от другого, а состояние «Взрослый» свидетельствует о зрелости личности.
Чем характеризуется эго-состояние «Взрослый»?
Стремлением к объективности, сбором важной и полезной информации, ее адекватным анализом применительно к ситуации. Задача «Взрослого» — понять и проанализировать ситуацию и найти конструктивные пути разрешения сложностей. Здесь важно не манипулировать, не давить и не запрещать, как в иных эго-состояниях, а уметь договариваться, выстраивать партнерский диалог. Фраза, которая точно характеризует «Взрослого»: «Что я действительно могу сделать?». «Взрослый» ощущает момент «здесь и сейчас», он живет не в прошлом (вновь и вновь запуская паттерны поведения из далекого детства, как «Ребенок», или усваивая запрещающие или чем-то грозящие голоса родителей), не в будущем (подобно «Родителю», следуя иррациональным страхам или ложным установкам), а в настоящем.
Во всех нас, безусловно, сменяют друг друга все эго-состояния, разница лишь в том, в каком из них мы оказываемся наиболее часто. Но именно состояние «Взрослого» выступает связующим звеном между разными субличностями.
Как определить эго-состояние «Взрослого» по внешним признакам?
Можно начать анализировать свою либо чужую мимику, жестикуляцию, особенности устной речи. «Взрослый» чаще оперирует словами: «Почему, где, когда, кто и как, каким образом, относительный, сравнительный, правда, верно, ложь (в значении неправда), вероятно, возможно, неизвестно, я думаю, я вижу, это моё мнение» [2]. «Взрослый» использует личные местоимения 1-го лица, говоря «я», «мы», «мое», что говорит о степени взятой на себя ответственности, здесь меньше безличных конструкций, употребления пассивного залога. «Взрослый» не говорит «так получилось», «показалось», «вот что вышло» и тому подобное.
На поведенческом уровне «Взрослый» характеризуется прямым взглядом, без агрессии, слаженными движениями, отсутствием заискивания и подавления другого.
Формирование эго-состояния «Взрослый»
Есть различные мнения относительно времени его зарождения. Одни психологи указывают на возраст 6 месяцев, другие – на 3 года, когда ребенок переживает один из первых очень значимых кризисов и отделяется от материнской фигуры. Потом лишь укрепляются его границы путем усвоения новых знаний, наработки новых стратегий поведения. Развитие этого состояния, по сути, и является развитием личности.
Влияние эго-состояния «Взрослого» на иные состояния личности: принципы взаимодействия
Если распределить эго-состояния в одну линию, то состояние «Взрослого» окажется посередине, потому что задача «Взрослого» — уравновешивать, с одной стороны, детские эмоции во всей их силе и непосредственности, с другой – миновать установки и запреты «Родителя». У «Взрослого» практически отсутствуют эмоции, он принимает решения после логического размышления и анализа, не спонтанно. Но при этом «Взрослый» всегда слышит и «Ребенка», и «Родителя». Конечно, при экстренных ситуациях даже самый уравновешенный и ответственный человек может впадать в эго-состояние «Ребенка» или «Родителя», но, в идеале, лучше, чтобы состояние «Взрослого» было доминирующим. Иначе возникают внутренние и внешние конфликты.
Как работает трансактный анализ в терапии
Во-первых, важно выявить эго-состояния личности, как в данный момент, так и доминирующие в целом в ее жизни. То есть, важно отстраниться от ситуации и прояснить, из какого состояния принимается решение, высказывается мысль, совершаются поступки. Внутренний конфликт нередко выражается парами отношений: Ребенок – Родитель; Родитель – Ребенок, Родитель — Родитель, Ребенок – Ребенок. Если идет такая внутренняя борьба, то сложно принять решение, ни одно не будет удовлетворять человека. И здесь должен вмешаться «Взрослый», который способен учитывать конкретные факты реальности, чтобы определиться с решением.
Источник:
- 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Книга 1.
- 2. Беликов, А. Л. Теория эго-состояний. Электронный ресурс: http://albelikov.ru/transaktnyj-analiz-dlya-vseh/ego-sostoyania/vzroslyj.html.
- 3. Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн. Современный транзактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 332 с.
Автор: Павловская Гражина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch. ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Транзактный анализ и эго-состояния
Транзактный анализ — это прежде всего терапевтический инструмент для позитивных изменений и роста. Его можно использовать либо в терапии для соответствующего человека, либо на более поверхностном уровне для решения проблем в повседневной жизни.
ТА в основном изучает то, как люди перенимают определенные модели поведения либо случайно, либо от своих первых опекунов или авторитетных лиц, а затем продолжают воспроизводить их во взрослой жизни. Это модель, которую люди могут использовать для достижения «автономии», места, откуда они могут выбрать жить так, как они хотят, и не вести себя так, как будто они контролируются прошлыми событиями или сообщениями.
Транзактный анализ — это современная модель психотерапии, которая имеет; это особый язык и теория личности. В нем говорится, что человек определенным образом взаимодействует с другим человеком, определенным образом структурирует свое время между жизнью и смертью, играет в свои собственные игры и живет по своему собственному уникальному сценарию.
Понимание транзактного анализа может дать человеку надежду на то, что он сможет изменить свой сценарий и выбрать способ, которым он хочет переписать свой собственный жизненный план, не цепляясь за неуместное поведение прошлого.
Создателем трансактного анализа был Эрик Берн, психиатр и человек, на которого большое влияние оказал Фрейд, хотя к моменту своей смерти в 1970 году он стал, в некотором роде, критиком Фрейда. Трансактный анализ, тем не менее, имеет свои корни в психодинамической теории.
Личность для транзакционного анализа Берна основана на распознавании трех совершенно разных состояний эго, называемых конкретно Родитель, Взрослый и Ребенок.
Эго-состояние Берна:
‘система чувств, сопровождаемая соответствующим набором поведенческих паттернов’.
Например, спонтанные чувства, уступчивость и бунт – все это характеристики детского эго-состояния, которые могут быть активированы индивидуумом в любое время на протяжении всей его жизни.
Берн признал, что три таких эго-состояния должны быть у каждого и что вместе они составляют уникальную Индивидуальную Личность.
Для Берна эго-состояния — это не роли, а феноменологические реальности.
Каждое состояние эго связано с тем, что на самом деле произошло с этим человеком в прошлом, и то, как он действовал, будет определять его поведение здесь и сейчас. Решения, которые они приняли тогда, будут определять решения и поведение, которые они принимают сейчас в настоящем.
Состояние Родительского Эго
(Первый пример)
Боб был лидером своей группы друзей, и именно он всегда назначал время, когда они должны встретиться, куда им следует идти и что они «должны делать». Он часто укоризненно грозил пальцем своим друзьям. Людям из круга его друзей в конце концов он надоел, и многие покинули группу.
(Пример 2)
Мэри и Джоан были хорошими друзьями и везде ходили вместе. Когда мать Джоан умерла, именно Мэри заботилась о ней и часто обнимала Джоан, говоря такие слова, как «Не беспокойся ни о чем». Я помогу тебе во всех твоих делах; Я тебя очень люблю, ты знаешь».
Вышеупомянутое является примерами контролирующего родительского поведения и заботливого родительского поведения, состояния Родительского Эго.
Состояние Родительского Эго. и цифры. Другими словами, гласные и негласные правила. «Должен» и «должен» жизни. Ранний родитель человека формируется у ребенка от рождения до примерно пяти лет и в терминах трансактного анализа называется родителем у ребенка или P1. Полное родительское эго-состояние, или Р2, формируется в возрасте от пяти до примерно двадцати лет в результате еще большего количества внешних стимулов, исходящих от их авторитета опекунов.
Когда P2 активируется в более позднем возрасте, человек будет действовать так же, как действовали его авторитетные фигуры, действительно, это модель, которую человек включит в своего собственного родителя, хотя следует отметить, что каждый человек будет иметь другое родительское эго-состояние и будет действовать своим собственным уникальным образом.
Эго-состояние Взрослого
(пример 2)
Джеймс решил пойти и навестить свою тетю, которая жила в соседнем городе. он доберется туда — это он успешно сделал, и он добрался до дома своей тети в то время, когда сказал, что придет. Таким образом, мы можем видеть, что Джеймс использовал свое взрослое эго-состояние, чтобы логически, учитывая факты, решить, как решить данную проблему.
Эго-состояние Взрослого возникает у ребенка примерно в шесть месяцев и связано в первую очередь с оценкой фактов, рассуждениями, мышлением, оценкой и реакцией на доступные данные.
Многие авторы транзактного анализа описывают его как компьютер, который занимается только рациональностью и логикой.
Однако я думаю, что эта позиция несколько вводит в заблуждение, и я предпочитаю комментарий Берна, в котором этот взрослый описывается как исходящий из интегрированной позиции, что не означает, что, когда человек активирует свое взрослое эго-состояние, он исходит только из рациональной позиции, но что у него также есть доступ к чувствам, мышлению и отношениям. Действительно, человек будет частью «здесь и сейчас», переживает и исходит из целостной взрослой позиции.
Эго-состояние ребенка
(Первый пример)
Когда мать Джона умерла, когда ему было три года, он был слишком мал, чтобы по-настоящему понять, что произошло, ему просто было больно из-за того, что его мать ушла. Когда ему было пятнадцать лет, Джону было трудно доверять женщинам — он часто жаловался, что женщины бросают его и часто подводят, когда он больше всего в них нуждается. Другие люди считали, что женщины действительно хорошо относились к нему и очень ему помогали.
(Пример 2)
Фиона, когда маленькая девочка могла заставить своего отца сделать все, что она действительно хотела. Действительно, когда она росла, ей очень хорошо удавалось заставить мужчин делать то, что она хотела. Позже начальство уволило ее с нескольких работ, заявив, что, по их мнению, она ими манипулирует.
(Пример 3)
В детстве родители Фреды много ссорились, и ее основным методом защиты было замкнуться в себе и проводить много времени в одиночестве, отправляясь на длительные прогулки. В восемнадцать лет ее уволили со многих работ за мечтания и фантазии. В личной жизни она мысленно отстранялась, если с ней спорили друзья. Они устали от нее и ушли.
Люди, которые проводят много времени, руководствуясь детским эго-состоянием, обычно ведут себя так же, как в детстве. Например, Фреда потеряла много работы, потому что мечтала, когда ей следовало сосредоточиться на работе. Фиона пыталась манипулировать мужчинами в своей жизни, ожидая, что она получит то, что хочет, как она получила от своего отца в детстве.
Нахождение в состоянии вашего детского эго не означает, что вы ведете себя по-детски. Это просто означает, что вы ведете себя так же, как в детстве.
Состояние Детского Эго
Состояние Детского Эго в первую очередь связано с чувствами, хотя это не означает, что в опыте «здесь и сейчас» человек не имеет доступа к отношениям и мышлению, но это просто означает, что при активации чувства обычно являются исполнительной энергетической силой.
Детское эго-состояние – это часть личности, сохранившаяся с настоящего детства; он также содержит все импульсы, с которыми человек родился. Эго-состояние ребенка, как сказано выше, в первую очередь касается спонтанных чувств, потребностей и желаний ребенка. Также важно отметить, что детское эго-состояние содержит «записи» детских воспоминаний и переживаний. Поэтому, когда человек чувствует и действует так же, как в очень молодом возрасте, он переживает свое детское эго-состояние.
Личность может быть далее подразделена на Заботливого и Контролирующего родителя и Свободного и Адаптированного ребенка. Примером заботливой стороны родительского эго-состояния может быть человек, который с любовью заботится о собаке, получившей травму при переходе дороги. Примером активации контролирующего родителя может быть человек, который может сказать: «Все собаки должны быть на поводке и не должны свободно гулять», и ничего не делать для ухода за раненой собакой. Из этого конкретного примера мы можем видеть, как одно и то же состояние эго может действовать по-разному в зависимости от прошлых сообщений человека.
Примером различия между свободным и адаптированным детским эго-состоянием может быть, например, человек, который подчиняется почти чему угодно и, возможно, может автоматически говорить «спасибо», подавляя другие чувства, в отличие от свободной детской позиции свободного и спонтанные чувства, в зависимости от ситуации. Свободный ребенок от природы любознателен, любопытен и часто действует, не думая о последствиях.
Еще одна позиция адаптированного ребенка — псевдобунт. Другими словами, осознанная адаптация к конкретной ситуации — это обратная сторона позиции уступчивого ребенка.
Опять же, я думаю, здесь важно упомянуть, что разные люди по-разному реагируют на ситуации, и поэтому разные состояния эго будут активироваться в соответствии с их прошлыми сообщениями в жизни. Но почти наверняка большинство людей будут иметь доступ ко всем частям своей личности, если захотят, хотя, в соответствии с их конкретной патологией, определенные состояния эго вполне могут доминировать над их личностью во многих жизненных ситуациях.
Структурная патология
Это часть теории ТА, которая касается случаев, когда мы «застреваем» в одном Эго-состоянии или части Самости.
Две основные части структурной патологии — контаминация и исключения.
Загрязнение между различными частями личности или эго-состояниями просто означает, что два эго-состояния перекрываются или искажаются, так что человек часто чувствует, что не может отделить разные эго-состояния друг от друга.
Он часто описывает чувство «застревания» в своей личности. Большая часть работы в транзакционном анализе направлена на облегчение этого ощущения «застревания» или, как известно, обеззараживание. Примером заражения ребенка/взрослого из-за детской позиции может быть человек, заявляющий:
‘Если я верю, что моя мать не умерла достаточно долго, она не умрет’
Или
‘Если я надену свой счастливый медальон, я сдам экзамены, даже не пересматривая’
Другими словами , в этих высказываниях явно присутствует искажение взрослой действительности с точки зрения ребенка. Затем необходимо катарсировать взрослого. Заражение также может происходить между родителем и взрослым, и это часто происходит; вы даже можете диагностировать двойную контаминацию между родительским и взрослым и детским и взрослым эго-состояниями.
Загрязнение, будь то от доминирующего родителя или доминантного детского эго-состояния, приведет к дисфункциональной структуре эго, и человек останется в нереальном для него или нее положении. Это может обеспечить определенную степень безопасности для человека, поскольку это будет ему знакомо, но это также будет препятствовать реальному потенциалу позитивных изменений в его жизни. Что человек должен уметь делать, так это иметь доступ ко всем эго-состояниям, а также уметь равномерно перераспределять свою энергию во всех из них.
Примером заражения родитель/ребенок может быть, когда человек использует такие утверждения, как «цветные люди хуже белых людей» и «мальчики умнее девочек».
Эти примеры явно предвзяты и происходят, когда человек действует или ведет себя так, как будто что-то, во что он верит, является абсолютной истиной и имеет силу во все времена. Это часто исходит непосредственно от их собственных авторитетных фигур и не обязательно является правдой, поэтому человек вместо того, чтобы двигаться, чтобы проверить убеждение, используя свое взрослое эго-состояние, вместо этого принимает его прямо на борт своего собственного родителя.
Определение различных эго-состояний Самости.
До сих пор я описывал структуру и функции различных единиц личности и то, как вы можете осознавать, какой частью вы можете оперировать в своем жизненном опыте. Чтобы вы могли еще точнее определить, из какого эго-состояния вы исходите в конкретной ситуации, существуют определенные подсказки, которые вам помогут. Есть много «поведений», которые типичны для каждого эго-состояния.
Эго-состояние вашего ребенка
Когда вы выходите из Детского Эго-состояния, ваш тон может быть смеющимся, кричащим, злым, мятежным, плаксивым, беспомощным, упрямым или игривым. Ваши слова могут быть «вау! Я тебя люблю. Брилл. Я тебя ненавижу. Туз. Удивительный. Невероятно, я никогда не делаю это правильно. Извини!
Ваше Критическое Родительское Эго-Состояние
Тон вашего голоса может быть резким, сильным, самодовольным, критическим, властным, догматическим, бескомпромиссным, властным. Поза здесь, скорее всего, будет вертикальной, руки на бедрах, виляющий палец, голова прямая, агрессивная, прямая. Слова могут быть такими – много «хотел бы, должен» разочароваться в тебе, расстроиться из-за твоего поведения, съесть всю свою еду, детей надо видеть и не слышать, не опаздывать, глупый, когда ты собираешься делать…… .., почему ты не……….
Состояние вашего Взрослого Эго
Тон голоса может быть размеренным, ясным, точным, четким, рациональным, логичным. Слова вполне могут быть очень точными. — Я вижу, вы здоровы, сколько времени до Лондона, сколько сейчас времени, это факт, сегодня холодно!
Все приведенные выше слова и поведение дадут вам некоторое представление о том, из какого эго-состояния действует этот человек, и, таким образом, что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию для себя. Однако следует помнить, что это лишь некоторые подсказки для точного анализа эго, вам потребуется больше доказательств или информации для положительного и точного диагноза. Возможно, вам придется задать больше исторических вопросов, и, конечно же, вам нужно будет увидеть человека «здесь и сейчас», чтобы быть уверенным в своем анализе.
Эгограмма в теории ТА
Говорить о структуре эго, не говоря уже об изобретении Джеком Дюсеем в начале 1970-х годов эгограммы, было бы, по моему мнению, плохой услугой транзакционному анализу. Эгограмма определяется просто как:
«гистограмма, показывающая отношение частей личности друг к другу и количество исходящей наружу психологической энергии». структура эго человека и то, как он будет перераспределять свою энергию внутри различных эго в данный момент времени. Таким образом, наиболее важным аспектом использования эгограммы в современной психотерапии является то, что она дает оценку распределения энергии в личности и может использоваться человеком, чтобы показать, сколько энергии необходимо для перераспределения. к другим частям личности, чтобы произвести позитивные изменения. Его просто построить и использовать, например, сначала начертите горизонтальную линию на листе бумаги. Ниже назовите пять состояний эго: адаптированный ребенок, свободный ребенок, взрослый, контролирующий родитель и заботливый родитель.
Представьте себя в это конкретное время или в определенный момент в прошлом, нарисуйте то, что вы считаете наиболее энергичной частью своей личности, и нарисуйте это вертикальной линией. (Это будет ваша самая верхняя колонка.)
Теперь, используя свою интуицию, нарисуйте самую низкоэнергетическую часть вашей личности в сравнении с другой. (Это будет самая нижняя колонка.)
Затем заполните другие состояния, как вы их видите по сравнению с приведенным выше.
Выполнив упражнение, вы должны теперь иметь эгограмму распределения вашей энергии внутри вашей личности в данный момент времени. Это поможет вам увидеть, где в определенное время вам может понадобиться перераспределить свою энергию, чтобы помочь решить проблемы в жизни или в терапии.
Здесь важно упомянуть гипотезу постоянства. Как предполагает Джон Дюсей в своей книге об эгограммах, когда энергия в одном состоянии Эго увеличивается, энергия в другом состоянии Эго уменьшается, а это означает, что человек может успешно распределять свою энергию из одного состояния Эго в другое. В самом деле, успешно используя эгограммы для моей самооценки во время терапии и с моими собственными клиентами в моей практике, я пришел к выводу, что создание эгограммы Дюсаем было бесценным для современной психотерапии и особенно транзактного анализа. . Конечно, это наглядно показывает, какой вы человек, и показывает, как вы можете положительно измениться, чтобы стать тем человеком, которым вы хотите быть в своей жизни.
Если вы заинтересованы в обучении транзакционному анализу, нажмите здесь
Тема спонсируется: Веб-сайт Adderall, где вы можете купить Adderall онлайн на buyadderall.com и узнать о том, как работает Adderall и как работает фентермин. Вы можете узнать о том, как купить фентермин онлайн из США и как работает фентермин. Также узнайте, как работает модафинил, если вы планируете покупать модафинил онлайн
Что такое эго-состояния? • Репетитор-консультант
Перейти к содержимомуСтив Риглер
Состояние эго — это то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя , формируя нашу личность в данное время.
Эти состояния мыслят и чувствуют как:
- Родитель
- Взрослый
- Ребенок
Одним из наиболее выдающихся аспектов теории личности трансактного анализа (Берн, 1961) является концепция эго-состояния .
Эрик Берн предположил, что «состояние эго» (1961, с. 17):
« можно описать феноменологически как связную систему чувств, связанных с данным субъектом, и операционально как набор когерентных моделей поведения; или прагматически, как система чувств, которая мотивирует связанный набор моделей поведения. »
Берн разработал транзактный анализ после обучения психоанализу.
Хотя Берн внес значительный вклад в теорию эго-состояния, он не ввел термин «эго» или «эго-состояние» в качестве слова «9».0159 ego — в переводе с латыни означает «я» или «я».
Берн построил модель Ид, Эго и Супер-Эго Зигмунда Фрейда (Freud, 1989) и адаптировал концепции эго-состояний постфрейдистского Пола Федерна, которые дополнили идеи Фрейда наблюдаемым поведением.
Основы моделей эго-состояний
Существуют две основные модели эго-состояний:
- структурная модель
- функциональная модель (называемая поведенческой моделью в последней версии программы «TA 101»)
Чтобы понять, что такое эго-состояние, обращение к двум базовым моделям помогает объяснить и понять теорию.
Начиная со структурной модели, она использует три сложенных круга и является одной из элементарных единиц трансактного анализа.
Каждое эго-состояние начинается с заглавной буквы, чтобы обозначить разницу между настоящими родителями, взрослыми и детьми, как показано ниже.
Структурная модель эго-состояний
Теория предполагает, что наша личность разделена, но не обязательно в равных пропорциях , на Родительское, Взрослое и Детское эго-состояния .
P арент-эгоСостояние P арент-эго относится к поведению, мыслям и чувствам, которые скопированы, изучены или даже заимствованы у наших родителей, родительских фигур или других значимых людей.
Родительские фигуры/второстепенные лица: не обязательно biologica l, но, возможно, кто-то, обладающий властью, властью или влиянием, который оказал на нас влияние в детстве. Это могут быть учителя, священники или даже киногерои.
A двойное эгоСостояние двойного эго A действует здесь и сейчас и рационально обрабатывает то, что мы думаем и чувствуем, что основано на фактах без вмешательства бессознательного загрязнения.
Мы думаем и реагируем адекватно, демонстрируя логичное и последовательное поведение. Проще говоря, это мы есть мы , без этих внешних влияний наших эго-состояний Родителя и Ребенка.
C Детское ЭгоДетское эго-состояние C — это не когда мы ведем себя по-детски или то, что другие воспринимают как детское поведение. Это то, как мы вели себя, думали и чувствовали, проигрывали, как в детстве.
Такое адаптивное поведение может быть незамедлительным и действовать как инстинкт выживания внутри нас, создавая препятствия на пути нашего собственного роста.
Это архаичные воспоминания, которые мы не можем вспомнить на сознательном уровне, но лежат в нашем бессознательном.
Функциональная модель эго-состояний
Функциональная модель показывает, как мы используем то, что есть в структурной модели, и отражает описания составных частей эго-состояний.
Разделение состояний и описание их поведения позволяет более точно наблюдать за поведением.
Родитель делится на Контролирующий Родитель (иногда его еще называют Критикующим Родителем) и Заботливый Родитель .
Ребенок делится на Адаптированный ребенок и Свободный ребенок .
Контролирующий и Адаптированный находятся слева на диаграмме, а Воспитывающий и Свободный — справа, хотя и не по какой-либо причине, которую я смог установить, за исключением того, что для построения диаграммы необходимо куда-то идти.
Поведение, мышление и чувства, которые мы скопировали у наших родителей, например, критика кого-либо, говорят, что я нахожусь в Контролирующем Родителе.
Например, я могу сказать ребенку что-то вроде «Не беги по дороге». В качестве альтернативы, когда я воспроизводю поведение, которое мои родители демонстрировали мне, когда они укладывали меня в постель, когда я болел, заботясь обо мне и заботясь обо мне, говорят, что я нахожусь в Заботливом Родителе.
Приспосабливаясь к требованиям моих родителей или родительских фигур, ведя себя, думая и чувствуя так, как мы были запечатлены в детстве, я нахожусь в Адаптированном Ребенке.
Без родительского давления или требований, и действуя так, как мы хотели, без влияния, например, просто играя или строя замок из песка и теряясь в своем собственном мире, мы, как говорят, находимся в Свободном Ребенке.
С этой теорией теперь становится ясно, что теория поддается наблюдению и расширяет базовую структурную модель.
Скачать бесплатный раздаточный материал
Структурные и функциональные модели эго-состояний
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Распознавание эго-состояний и наблюдаемого поведения
Берн (1961, стр. 76) перечислил четыре способа распознавания эго-состояний и того, как они проявляются в наблюдаемом поведении. Он назвал их поведенческим, социальным, историческим и феноменологическим диагнозом .
Он предполагает, что вы можете поставить более точный диагноз, используя более одного терапевтического анализа за раз, при этом поведенческая диагностика является наиболее важной, а остальные три вспомогательные.
Наблюдение за поведением — это способ определить, в каком эго-состоянии находится человек, прислушиваясь к его словам, тону, в котором они используются, языку тела, оттенку кожи, жестам рук, выражениям лица, позе тела, движениям глаз и т. д. .
Наблюдение за подсказками здесь и сейчас в среде консультирования называется « Непосредственность ».
Наблюдение за поведением — это способ определить, в каком эго-состоянии находится человек, слушая его слова, тон, в котором они используются, язык тела, тон кожи, жесты рук, выражение лица, позу тела, движения глаз и скоро.
Исторический диагноз касается взаимодействия и опыта ребенка с родителями и фигурами родителей.
Если обсуждается декорирование моего дома, это может поместить нас в нашего Негативного Адаптированного Ребенка, так как я издам стонущий звук и скажу что-то вроде: «О, я ненавижу украшать, это скучно, и меня это не беспокоит » .
Хорошим вопросом для этого может быть « Как вели себя ваши родители, когда в детстве украшали ваш дом? ”
Феноменологический диагноз может быть описан как повторное переживание прошлого, а не просто воспоминание о нем.
Berne (1961) утверждает, что « a феноменологический диагноз подтверждается, если индивидуум может полностью пережить заново с полной интенсивностью, с небольшим выветриванием ».
Один из способов использования этой теории — сесть на стул и спросить родителя (практически перед вами), почему он так отреагировал на тот или иной опыт, который вы вспоминаете, и посмотреть, как это закончится.