Вопрос 4.2 . Эгоцентризм мышления ребенка. Эксперименты Пиаже.
1.По конспекту лекций.
Пиаже открыл феномен эгоцентризма детского мышления, который заканчивается в возрасте 5-7 лет (период децентрации). Этот феномен обусловлен принципами перцептивного познания мира (для ребенка главный канал, связывающий его с окружающем миром, — восприятия; зрелое мышление всегда обладает децентрацией, т. е. способностью «видеть» события со стороны, с разных точек зрения). Эгоцентризм связан с привязанностью ребенка с пространством вокруг себя ( он воспринимает мир только в данный момент и в конкретной ситуации). С двух лет ребенок начинает приспосабливаться к пространству , благодаря чему он может соотносить себя с разными точками пространства( начало децентрации) . Самым эффективным способом развития децентрации мышления ребенка — групповая игра с правилами, которая позволяет почувствовать ситуацию с точки зрения разных ролей (например , игра в прятки)
Эгоцентризм мышления ребенка выражается в том, что центром системы координат для него является собственное «Я».
2.По Пиаже.
Эгоцентризм – фактор познания. Это определенная совокупность докритическихи, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствуют интеллектуальная релятивность и реципрокность. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствия понимания относительности познания мира и координации точек зрения, С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «я». Изначальный эгоцентризм познания – это не гипертрофия осознания «я». Это непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «я», не может выйти из «я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.
Пиаже провел много разнообразных экспериментов, которые показывают, что до определенного возраста ребенок не может встать на другую точку зрения. Например, эксперимент с макетом из трех гор. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой — то отличительный признак – домик,реку, спускающаяся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы были изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок , где горы были изображены так , как он видит их сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы были изображены так , как воспринимает их он со своего места.
В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственно й. Эгоцентризм означает , что ребенок , представляя себе природу и других людей , не учитывает свое собственное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. Эгоцентризм показывает , что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта. Эгоцентризм – следствие внешних обстоятельств, среди которых субъект живет . Главное (в эгоцентризме) – это спонтанная позиция субъекта , который непосредственно относится к объекту, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая своей собственной точки зрения.
Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знаний, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма – значит осознать то , что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «я» систему общих взаимных отношений.
Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Развитие (по Пиаже) – это смена умственных позиций. Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое – осознать собственное «я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе — координировать свою собственную точку зрения с другими ,а не рассматривать ее как единственно возможную.
3. Экспериментальные факты.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития рассматривает предметы такими , какими их дает непосредственно восприятие – он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает ,например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним , когда он убегает .Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Это происходит от того ,что дети свое «я» не отделяют от вещей. Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Реализм бывает двух типов : интеллектуальный и моральный . Например, ребенок уверен ,что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том ,что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.
В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими согласно непосредственному восприятию.
Все отлично, дополнений не требуется!
Эгоцентризм как своеобразное мышление ребенка
Жан Пиаже – известный швейцарский психолог, который много лет работал над изучением поведения детей, его мотивов.
Когда человек концентрирует свое внимание только на собственных интересах и потребностях, не имея понимания желаний и эмоций других людей, тогда и имеет место эгоцентризм.
Отмечают некоторые черты эгоцентричного человека:
- нечуткость;
- невнимательность к окружающим;
- сдержанность в похвале и благодарности по отношению к другим людям;
- централизованное внимание на своих желаниях;
- отчужденность внимания на потребностях других;
- другие.
Интересен тот факт, что все эти явления в восприятии ребенка своего и чужого выступают естественным восприятием окружающего мира малышом.
На формирование эгоцентризма влияют
- генетика;
- воспитание;
- социальные нормы;
- окружение;
- другие.
В переходном возрасте, когда нормализуется гормональный фон, эгоцентризм исчезает. Однако если он сохраняется, то у взрослых усложняется жизнь во взаимоотношениях с окружающими.
При наличии эгоцентризма у ребенка наблюдается своеобразное мышление:
- отличительное понимание многих мотивов окружающих;
- многие реакции людей непонятны, фокусируется внимание на своей правоте;
- мнительность по отношению к себе и другим;
- опытность жизни во всех случаях превосходит опытность собеседника;
- не знание границ во всем;
- другие.
Но чем же состоит разница между эгоизмом эгоцентризмом?
Эгоизм – явление сознательное. Человек имеет цели достижения собственных интересов в ущерб желаниям других людей, анализируя ситуацию. А эгоцентризм имеет аналогичное поведение с поведением эгоиста, но на бессознательном уровне. Эгоцентрик слеп к нуждам других, бескорыстен.
Хочется отметить, что с точки зрения психологов, эгоцентризм является опасным явлением, поскольку в жизненных ситуациях лишен способности проявлять гибкость, идти на компромисс. Эгоцентризм негативно влияет на психику человека. Это влияние подобно влиянию таких зависимостей, как алкоголь, наркомания и другие. Эгоцентричный человек не способен в корне изменить что-либо, к лучшему обратить свою жизнь… Эгоцентризм детского мышления – это сосредоточенность ребенка на своих потребностях и интересах. В данном случае эгоцентрическая речь выступает проявлением возрастным развитием. Ребенок может говорить фразы, вырванные из контекста своих мыслей, и удивляться, что окружающие не понимают, о чем он говорит.
Детский эгоцентризм обусловлен неумением ребенка осознавать наличие множества мнений и разных точек зрения. При столкновении с противоречивым мнением ребенок его игнорирует.
Родителям следует говорить детям то, что каждый человек имеет право на собственное мнение, чтобы научиться уважать чужое мнение.
Часто можно наблюдать, как ребенок разговаривает сам с собой. Это связано как раз с эгоцентрической речью и мышлением. Обуславливается это на практике в большинстве случаев, когда чадо в семье одно. Эгоцентрическая речь – это предварительная стадия, которая приводит к фактической социализированной речи, такой, как используют взрослые. Детям трудно справиться с собственным мыслительным процессом; они не могут оперировать символическими и абстрактными операциями так, как это делают взрослые. Эгоцентрическая речь представляет собой монолог, адресованный никому. Каждый в детстве использует эту речь, чтобы сопровождать свои действия. Это делает его вспомогательным механизмом для повседневной деятельности ребенка. Согласно научным исследованиям, количество эгоцентрической речи в дошкольном возрасте чрезвычайно велико. Примерно половина речевых моделей 6-7-летних детей эгоцентричны.
Ученые доказали, что детский эгоцентризм – это научно обоснованное нормальное явление, необходимое для процесса развития.
Общаться с ребенком эгоцентриком –нелегкое дело, так как он привык иметь правильное мнение – свое и единственное, и это является следствием ошибочного воспитания. (Примером служит Марфушенька-Душенька из сказки «Морозко», где Марфушенька – «царь и бог», а все остальные находятся у нее в прямом подчинении).
Воспитать авторитет родителей трудно, но надо начать с того, чтобы научиться говорить твердое «нет» на очередной каприз, вспомнить о своих собственных увлечениях, чтобы родительское внимание и опека не были навязчивыми. Не надо позволять ребенку обижать других людей. Необходимо воспитывать в нем уважение к окружающим, умение делиться со сверстниками.
[Решено] «У детей развивается эгоцентризм», — говорит Пиаже. In whic
Этот вопрос ранее задавался в
DSSSB PRT Official Paper 11 Nov 2018 Shift 2
View all DSSSB PRT Papers >- Сенсорно-двигательный этап
- Формальный рабочий этап 90 009 Бетонный этап эксплуатации
- Предэксплуатационный этап Этап
Вариант 4: Предоперационный этап
Бесплатно
Секционный тест общей осведомленности 1
17,9 тыс. пользователей 40 вопросов 40 баллов 15 минут«Жан Пиаже», швейцарский психолог, известен своими работами по развитию детей. Он провел систематическое исследование когнитивного развития в своей теории, которая подразделяется на четыре этапа.
Ключевые моменты
- Вышеупомянутые характеристики относятся к «предоперационному периоду», который длится от 2 до 6 или 7 лет.
- На этом этапе ребенок сталкивается с проблемой эгоцентризма, из-за которого он предполагает, что другие люди чувствуют, видят и слышат точно так же, как и он.
- Это относится к неспособности ребенка делать выводы о точке зрения других людей или видеть ситуацию с чужой точки зрения.
Характеристика предоперационного периода:
- Имеет место эгоцентризм.
- Начните мыслить символически.
- Развивает языковые навыки.
- Проблемы с концепцией сохранения.
- Начните использовать слова и изображения для представления объектов.
- Борется с идеей центрированности и необратимости.
- Учит сравнивать объекты по внешним признакам.
Следовательно, можно сделать вывод, что предоперационный этап – это правильный ответ в контексте вопроса.
Дополнительная информация
Четыре стадии когнитивного развития:
Этап | Разработка |
Сенсомоторный (от 0 до 2 лет) |
|
Предэксплуатационный (от 2 до 7 лет) |
|
Бетон Эксплуатационный (от 7 до 12 лет) |
|
Официальная операционная (от 12 лет и старше) |
|
Последнее обновление: 31 марта 2023 г.
Отборочная комиссия подчиненных служб Дели (DSSSB) опубликовала окончательный результат и пороговые оценки для PRT DSSSB. Результат и оценки выпущены для почтового индекса — 42/21. В общей сложности 434 кандидата были отобраны на должность помощника учителя (начальных классов) в Управлении образования. Ознакомьтесь с результатом DSSSB PRT здесь. Кандидаты, которые будут окончательно отобраны на эту должность, получат зарплату DSSSB PRT в диапазоне от рупий до 9от 300 до рупий. 34800.
Стадия 2: Специфика — Теория развития Жана Пиаже
Преконцептуальные и интуитивные подэтапыВ преконцептуальный период детское мышление ограничено анимистическими мышление, склонность приписывать неодушевленным предметам характеристики, сходные с живыми ; и эгоцентризм, неспособность видеть вещи с точки зрения другого человека. Отход от эгоцентризма может быть связан с развитием способностей к принятию ролей.
На интуитивном этапе дети могут использовать определенные умственные операции, но они, похоже, не осознают используемых принципов, потому что не могут их объяснить. Ограниченность их мышления все еще обнаруживается в задачах, связанных с серией, отношениями части и целого и сохранением .
Расцвет анимистического мышления:На этом этапе развития дети не могут различать человеческое и неодушевленное. Их предположение состоит в том, что все и все такие же, как они, с теми же мыслями, чувствами, качествами и атрибутами, что и они. Мягкие игрушки «живые», игрушечные куклы проголодались, а мебель способна сознательно причинить им вред, если ребенок непреднамеренно на нее наткнется. Поскольку все такие, как они, это означает, что то, что находится в окружающем мире, может чувствовать боль, голод и все другие человеческие эмоции.
«Развитие» эгоцентризма: Одной из наиболее важных характеристик предоперационной стадии является термин, который Пиаже назвал «эгоцентризмом». Именно на этом этапе у детей формируется представление о том, что мир и все в нем вращается вокруг них. Они являются центром вселенной, и все, от действий до событий, вращается вокруг их существования. Они также совершенно неспособны увидеть любую ситуацию с чужой точки зрения. |
Предоперационная игра: Игра на этом этапе переходит в вымышленную и фантастическую ролевую игру, поскольку объекты используются не по назначению. Блоки используются для создания любой и каждый раз структуры, и кажется, что каждый L-образный кусок чего-либо становится «пистолетом». Наряд включает в себя стереотипные фигуры «полицейского», «супергероя» или «мамы» и «папы». Чаепития также организуются с куклами и другими игрушками, а в меню входят чашки с воздухом и продукты уникальной формы. |
Ограничения предоперационного мышления:
Пиаже считал, что существуют три отличительные характеристики дооперационального мышления, которые накладывают ограничения на детское мышление. |