Эксперимент психологический примеры: 10 самых жестоких психологических экспериментов — Naked Science

Зло во благо: 5 психологических экспериментов, обнаживших все худшее в человеке

ИсторииНаука

«Вокруг света» рассказывает о нашумевших психологических экспериментах, приоткрывших и позволивших лучше изучить худшие стороны человеческой натуры.

Кадр из сериала «Игра в кальмара»

Фото
Dom Slike / Alamy via Legion Media

«Пещера грабителей»

На что способны люди, если поделить их на группы и поместить в конфликтную среду

В середине 1950-х годов работавший в США турецкий психолог Музафер Шериф провел серию экспериментов по изучению межгрупповых конфликтов и сотрудничества в детском летнем лагере. Он назвал эти эксперименты Robbers cave («Пещера грабителей»), а в русскоязычных источниках эксперименты Шерифа чаще фигурируют под общим названием «Летний лагерь».

Музафер и его коллеги отбирали для экспериментов мальчиков в возрасте 11-12 лет, не имевших явных психических расстройств. Их делили на две группы по 11 человек. Члены каждого отряда быстро сходились друг с другом. Мальчики участвовали в различных видах деятельности, а внутри отрядов в это время формировалась определенная иерархия.

Фото
Legion Media

Затем организаторы начали устраивать спортивные состязания между двумя отрядами, провоцируя межгрупповой конфликт. Сначала подростки выражали свои недовольство по поводу выигрыша соперников только словесно, но постепенно нетерпимость усиливалась. Сначала одна группа испортила флаг отряда соперников, которые ответили разгромом домика первой группы. В какой-то момент отряды стали настолько агрессивны по отношению друг к другу, что исследователям пришлось их физически разделить.

Снижению напряженности поспособствовала необходимость объединения отрядов для достижения общих целей. Например, ребятам нужно было вместе восстановить водоснабжение лагеря или придумать способ починки «сломавшегося» грузовика.

Фото
Jeffrey Isaac Greenberg / Alamy via Legion Media

Этот эксперимент, критикуемый за квазинаучность, подтвердил теорию Шерифа (ее также называют реалистичной теорией группового конфликта), что групповая ссора может возникнуть в результате конкуренции за ресурсы. Исследование также показывает, что конфликт может возникнуть и при отсутствии такой конкуренции, поскольку мальчики начали негативно отзываться о другой группе еще до того, как исследователи организовали турниры.

По словам социального психолога Донельсона Форсайта, «Пещера грабителей» также демонстрирует, с какой готовностью люди занимаются социальной категоризацией или делением на «своих» и «чужих».

Эксперимент с куклой Бобо

Учатся ли дети агрессии у взрослых

Фото
Steve Lillie / Alamy via Legion Media

В 1960-х годах американо-канадский психолог Альберт Бандура с коллегами провел эксперимент, чтобы выяснить, можно ли перенять социальное поведение, включая агрессию, путем наблюдения за другими людьми. В частности, речь шла о том, как дети учатся и используют определенные поведенческие паттерны.

В эксперименте приняли участие 36 мальчиков и 36 девочек из детского сада Стэнфордского университета в возрасте от 3 до 6 лет. Исследователи предварительно оценили уровень агрессии детей, наблюдая за их поведением в детской комнате. Далее малышей поделили на три группы: «агрессивную», «неагрессивную» и контрольную. В каждой группе насчитывалось по 24 ребенка.

В рамках исследования каждый ребенок помещался в комнату, где мог заниматься своим любимым делом. В другом углу комнаты находился взрослый исследователь. В присутствии детей из «агрессивной» группы он начинал проявлять агрессию по отношению к надувной кукле Бобо: бил ее молотком и кричал на нее. Детям из второй группы такое поведение не демонстрировалось — взрослый «играл» с конструктором, игнорируя куклу.

На втором этапе эксперимента детей из обеих групп отправляли в другую комнату, которая была заполнена привлекательными игрушками. Им разрешалось провести в ней несколько минут, а затем детей, увлекшихся игрушками, возвращали в первую комнату, вызывая у них досаду.

Как только испытуемый ребенок оказывался в первой комнате, ему разрешали повозиться с игрушками взрослых, если он захочет. Дети из первой группы оказывались более агрессивными в выражении своего разочарования. Многие из них направляли свой гнев на куклу Бобо, неоднократно били ее кулаком, молотком и кричали на нее.

Тот же эксперимент был проведен с контрольной группой детей, которые были разделены по половому признаку. Им экспериментаторы не демонстрировали никаких моделей поведения.

Исследователи пришли к выводу, что дети, которые наблюдали за агрессивной моделью, давали гораздо больше имитационных агрессивных ответов, чем дети из «неагрессивной» и контрольной групп. Кроме того, мальчики оказались более агрессивными, чем девочки: дети мужского пола продемонстрировали 270 агрессивных действий по отношению к Бобо, тогда как у девочек этот показатель составил 128.

Эксперимент с куклой Бобо показал, что дети способны учиться социальному поведению через наблюдение.

Эксперимент Милгрэма

Сколько страданий люди готовы причинить другим, если это входит в их рабочие обязанности

Фото
MauriceNorbert / Alamy via Legion Media

Пожалуй, самый жестокий и неоднозначный психологический эксперимент в истории провел в 1960-х годах американский социальный психолог Стэнли Милгрэм, изучавший механизмы оправдания актов геноцида немецкими гражданами во время Второй мировой войны.

Милгрэм предположил, что люди по своей природе склонны подчиняться авторитетным фигурам, и устроил эксперимент, в котором участвовали три человека: исследователь, «учитель» и «ученик». «Учителем» всегда оказывался участник эксперимента, а «учеником» — актер. Добровольцам было сказано, что они принимают участие в исследовании влияния боли на память.

Во время эксперимента исследователь и «учитель» находились в одном помещении, а «ученик» в другом. К телу «ученика» прикрепляли электроды и усаживали на стул. «Учитель» и исследователь в это время находились в комнате с «генератором электрического тока». «Ученику» предстояло запомнить список слов, а «учитель» проверял его память. Каждый раз, когда «ученик» ошибался, «учитель» должен был включать генератор, постепенно повышая напряжение. Всего на генераторе тока было 30 подписанных переключателей, создававших ток напряжением от 15 до 450 вольт. Чтобы убедиться в серьезности эксперимента «учитель» предварительно получал демонстрационный удар током.

В процесс исследования подставные «ученики» в основном давали неправильные варианты, заставляя «учителей» повышать напряжение. В какой-то момент «ученики» начинали кричать от боли и просили остановить эксперимент.

Схема эксперимента Милгрэма

Фото
Adisha Pramod / Alamy

Такое поведение «учеников» заставляло «учителей» остановиться, но исследователи настойчиво убеждали их в необходимости продолжить эксперимент, используя ряд подготовленных фраз и ответов на вопросы «учителей» о риске дальнейшего повышения напряжения.

В итоге все подопытные продолжали бить током «учеников», пока напряжение не доходило до 300 вольт. Две трети из них дошли до предельных 450 вольт — в реальности такой удар током грозит человеку смертью.

«Жестокий авторитет противопоставлялся сильнейшим моральным императивам испытуемых [участников] против причинения вреда другим, но, когда в ушах испытуемых [участников] стоял крик жертв, авторитет чаще всего побеждал», — говорится в выводах Милгрэма.

Эксперимент Аша

Как боязнь стать изгоем и белой вороной заставляет человека идти против себя

Фото
LANDMARK MEDIA / Alamy via Legion Media

Психолог из США польского происхождения Соломон Аш (его учеником был Стэнли Милгрэм) в 1950-х годах провел ряд экспериментов, пытаясь выяснить, готовы ли люди игнорировать реальность, чтобы не выделяться на фоне группы.

Аш набирал для экспериментов студентов, которым говорилось, что их ждет проверка зрения. Каждый испытуемый находился в группе с семью подставными. Молодым людям задавали различные вопросы и показывали карточку, на которой был изображен вертикальный отрезок. Потом им давали другую карточку с тремя отрезками разной длины и предлагали определить, какой из них соответствует отрезку с первой карточки. Семеро подставных участников дважды отвечали правильно, но в третьем раунде дружно выбирали неверный вариант. Подопытный всегда отвечал последним.

Пример карточек из эксперимента Аша

Фото
Adisha Pramod / Alamy via Legion Media

Почти 75% участников экспериментов хотя бы один раз согласились с остальной группой. После объединения итогов испытаний результаты показали, что участники соответствовали неправильному групповому ответу примерно в трети случаев.

В первых двух раундах подсадные утки отвечали правильно, но в третьем давали один и тот же неправильный ответ, который слышал сбитый с толку студент. Глаза говорили ему одно, но раз за разом окружающие это опровергали. Аш проводил и контрольные эксперименты — испытуемого «прогоняли» по карточкам в одиночку и в группе случайных участников. Без давления группы количество ошибок не превышало 1%. Но в присутствии подсадных уток 75% участников хотя бы раз отвечали неправильно!

Аш также обнаружил, что если один из подставных участников дал правильный ответ, а остальные — неправильный, то подопытные выбирали неправильный отрезок лишь в 5-10% случаев. Более поздние исследования подтвердили вывод, что наличие социальной поддержки является важным инструментом в борьбе с конформизмом.

По завершении экспериментов участников спросили, почему они соглашались с остальной группой и не верили своим глазам. В большинстве случаев добровольцы говорили, что видели ошибку, но не хотели сталкиваться с насмешками.

Эффект свидетеля

Безразличие или перекладывание ответственности: почему, когда человеку плохо, люди стоят и ждут, что ему помогут другие

Фото
Ankor Light / Alamy via Legion Media

Эффект безучастного свидетеля стал изучаться после того, как 28-летнюю американку Китти Дженовезе убили у ее дома в 1964 году. Несмотря на призывы девушки о помощи, ни один из нескольких десятков очевидцев из соседних домов не помог ей. Кстати, именно этот нашумевший (но не единичный) случай стал одним из поводов для создания службы спасения с номером 911.

Спустя четыре года после убийства девушки психологи Бибб Латани и Джон Дарли решили разобраться в поведении свидетелей и провели эксперимент. Для исследования они приглашали добровольцев, которым говорили, что им предстоит участвовать в дискуссиях по деликатным вопросам. При этом в комнате с подопытными присутствовал подставной участник, который имитировал припадок.

Если в разговоре участвовали всего двое, то в 85% случаев подопытный участник бросался на помощь собеседнику. Но этот показатель снижался до 62%, если кроме актера в комнате присутствовали двое и до примерно 30%, если свидетелями припадка были пять человек. Количество участников влияло и на время оказания помощи.

Латани и Дарли пришли к выводу, что человек в присутствии других людей постарается переложить ответственность на них. Когда же другие наблюдатели не реагируют, то человек может считать этот сигнал, будто его реакция здесь не нужна или неуместна.

Некоторые психологи предлагают способ нивелировать этот эффект. Они отмечают, что просто осознание этой склонности в себе является лучшим способом разорвать порочный круг. Столкнувшись с ситуацией, требующей действий, лучше вспомнить про эффект свидетеля и сознательно преодолеть его.

Дарья Тарасенко


Теги

  • психология
  • история

5 экспериментов психологии — FG Consulting

КТО?

Благодаря ежедневным утренним прогулкам американского психолога Нормана Триплетта, зародились первые правильные социально-психологические эксперименты.  

КАК?

Однажды он заметил, что проезжавшие мимо велосипедисты ехали быстрее и энергичнее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. Триплетт предположил, что присутствие других людей меняет поведение и решил проверить это экспериментально.

Он предложил испытуемым-добровольцам наматывать леску на катушку спиннинга. В одном случае это нужно было делать в пустой комнате, в другом — вокруг были люди.

Эксперименты по подтверждению/опровержению эффекта социальной фасилитации продолжались еще больше полувека.

 

 

КТО?

С 1924 по 1936 в Америке был «бум» научного изучения организации труда. Все гнались за ростом производительности, завод «Вестерн Электрик» в городе Хоторн не стал исключением. Под руководством Элтона Мэйо группа приглашенных психологов провела ряд экспериментов, где в качестве испытуемых выступила бригада сборщиц. И психологи начали экспериментировать.

КАК?

Увеличили освещенность в цехе — производительность выросла.

Разрешили делать перекуры чаще — производительность выросла.

Сделали перерыв на обед длиннее — производительность выросла…

Любая реформа приводила к тому, что девушки работали лучше. Даже когда экспериментаторы стали вводить обратные изменения — уменьшать освещенность, делать перерывы реже, сокращать время на обед и т. д., — производительность продолжала расти.

По итогам экспериментов был выявлен значимый эффект, который в последствии отразился на всей экспериментальной части психологии:

Хоторнский эффект — условия, в которых присутствуют новизна, интерес и внимание к эксперименту, приводят к искаженному, слишком благоприятному результату.

Результаты экспериментов Триплетта и Мэйо зародили «Школу человеческих отношений» — направление в менеджменте, изучавшее методы нематериальной мотивации, стили руководства и менеджмента.

КТО?

Леон Фестингер в 1959 году, проверяя свое предположение, что человек по природе стремится к согласованности своих внутренних установок и публичных действий, провел эксперимент со студентами Стэнфордского университета.

КАК?

Испытуемые предлагалось заниматься совершенно бессмысленной работой — полчаса перекладывать 12 катушек с подноса на стол, используя только одну руку, следующие полчаса поворачивать 48 рычагов, вкрученных в доску, по часовой стрелке, так же пользуясь только одной рукой.

Когда работа была выполнена, участников эксперимента просили выйти к другим испытуемым, ждущим за дверью, и рассказать им о том, какой полезной и интересной была работа. За эту откровенную ложь предлагалось вознаграждение: одной группе — 1 доллар, другой — 20 долларов.

У получивших 1 доллар энтузиазм был гораздо выше. Они рассказывали, как раскладывание катушек развивает моторику рук, помогает сосредоточиться, и вообще это приятное и полезное занятие.

Результаты эксперимента показали, что те испытуемые, кто получал по 1 доллару, столкнувшись с несовпадением деятельности и её описанием, были вынуждены убедить себя в увлекательности заданий, чтобы избежать психологического дискомфорта и оправдать ложь, к которой им пришлось прибегнуть.

КТО?

Джонатан Фридман и Скотт Фрейзер в 1966 году, когда реклама была уже гигантской индустрией, но ее законы только изучались, провели эксперимент на 156 случайных домохозяйках.

КАК?

Домохозяйки должны были согласиться на «Большую просьбу» — впустить в дом на два часа 5-6 мужчин, которым должна быть предоставлена полная свобода передвижений в доме для последующей классификации предметов домашнего обихода.

Одним домохозяйкам звонили и озвучивали «Большую просьбу» сразу. Естественно, 83% ответили на просьбу отказом.

Другой группе испытуемых сначала звонили и просили ответить на несколько вопросов о моющих средствах. Так как просьба была пустяковой, соглашались практически все. Когда спустя две недели к ним обратились с «Большой просьбой», отказавшихся было всего 24%. То есть предварительное выполнение необременительной просьбы увеличило согласие почти в четыре раза.

КТО?

В 1977 году профессор Стэнфордского университета Ли Росс вместе с коллегами разработали и провели любопытный эксперимент.

КАК?

Участникам дали прочесть описание ситуаций, включавших некий конфликт, а затем предложили два варианта реакции на эти ситуации и попросили:

  • предположить, какой вариант выберут другие члены группы;
  • назвать свой вариант выбора;
  • описать качества того человека, который выберет первый вариант, и того, кто выберет второй.

Эксперимент показал, что большинство испытуемых считали, что другие члены группы выберут такой же вариант, как они сами, что и стало весьма убедительным подтверждением изучаемого феномена.

Любопытно, что тех, кто, по мнению участников, должен был выбрать не их вариант, испытуемые охарактеризовали не самым положительным образом. Иными словами, они мыслили по принципу «если ты не согласен с тем, что я говорю, значит, ты ошибаешься».

Каждый из приведенных экспериментов дал толчок для дальнейших исследований и важных открытий в психологии бизнеса. Конечно, наука не стоит на месте, но эти эксперименты, являющиеся малой частью великого, навсегда останутся в учебниках, как яркие примеры возникновения нового из ничего.

Ваши комментарии

Назад в блог

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройти курс написания эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *