Примеры экспериментальных исследований внимания.
Рассмотрим несколько примеров экспериментальных исследований внимания.В числе первых экспериментов, направленных на изучение внимания были эксперименты, проведенные В. Вундтом с использованием метронома и тахистоскопа. Эти эксперименты позволили измерить объем внимания.Последователь В. Вундта Э.Б. Титченер описывает эксперименты, направленные на оценку других свойств внимания. Так была предпринята попытка измерения длительности внимания или того, как долго может длиться одна волна внимания. Данный метод, как и многие другие, основывался на фиксации испытуемыми минимальных возбудителей, которые исчезали из сознания при малейшем колебании внимания. При исчезновении или появлении стимула испытуемые реагировали нажатием на ключ. Измеренная таким образом волна внимания могла длиться, по меньшей мере, минуты две-три.В рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского также была предпринята попытка экспериментального изучения внимания. Автора интересовало влияние различных средств психотехнического характера на процесс деятельности, требующей длительного сосредоточения и внимания.Функциональная методика двойной стимуляции, разработанная А.Н. Леонтьевым, подтвердила ранее выявленное для других психических процессов несовпадение линий развития непосредственного и опосредованного внимания.Сам эксперимент основывался на известной игре «Да и нет не говорите, белого и черного не берите», проводимой с детьми разного возраста и требовавшей от ребенка, по идее автора, длительного напряжения внимания, сосредоточенности на определенном процессе. Степень развития внимания оценивалась по количеству допускаемых в ходе игры ошибок. При исследовании опосредованного внимания игра модифицировалась, и ребенку дополнительно предлагалось использовать цветные карточки, которые могли облегчить решение задач. Использование этих карточек рассматривалось как использование внешних средств процесса опосредованного внимания. Данная методика предполагает большую нагрузку на память и во многом схожа с методиками диагностики развития оперативной памяти.
Для исследования избирательного внимания очень часто используют тест на непроизвольное внимание. Данный тест наиболее приемлем для диагностики дошкольников и младших школьников. В ходе тестирования предъявляют ряд карточек с двумя картинками на каждой. Изображения, как правило, относятся к разным категориям (например, здания и животные). По инструкции необходимо запомнить только какой-либо один ряд изображений. После предъявления проверяется запоминание всех картинок и по разнице между произвольным и непроизвольным вниманием судят об избирательности внимания.Другим тестом для оценки избирательности внимания, используемым в основном при тестировании детей, служит тест выбора признаков. Испытуемому предъявляют лист с расположенными на нем рисунками и предлагают запомнить их расположение. Все рисунки отличаются один от другого двум и признаками (например, цвет и форма), каждый из которых может служить опорой для запоминания. Затем дают карточки с изображениями, на которых представлен только один из признаков и просят разместить их на чистом листе соответственно исходному рисунку.
Заключение.В данной работе рассмотрены основные положения когнитивной психологии и несколько примеров экспериментальных исследований.Изучение познавательных процессов позволяет по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).Идеи когнитивной психологии дают новый взгляд на вещи, который находит свое практическое воплощение. Работы в области когнитологии активно взаимодействуют с исследованиями познавательных процессов, проводимых в смежных областях.В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений, и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась в рамках «функционального» подхода. Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов.
Персональный сайт — Демонстрационный эксперимент (опыт) и представление о психологическом законе в школе Левина
Демонстрационный эксперимент (опыт) и представление о психологическом законе в школе Левина
В контрольном эксперименте не включены конкурирующие гипотезы. Это эксп-т с контролируемой НП, где гипотеза ставится в контролируемые условия проверки. Проверяется одно теоретическое предположение, данные «за» и «против» относятся к одной объяснительной схеме.
Демонстрационный эксперимент (опыт) противопоставляется контрольному эксперименту, т.к. в нем нельзя при получении отрицательных рез-тов перейти к оценке КГ. здесь нет этапа принятия решения об экспериментальном факте, т.к. нет выбора между альтернативами «за» и «против».
Наиболее известны 2 вида демонстрационных опытов:
1. Инициирование эффектов, кот. практически однозначно воспроизводимы при аналогичной ситуации. Ожидаемый эффект здесь 100%. К таким опытам относится демонстрация перцептивных феноменов. Белый экран и проецирование на него монохроматических цветов, смешивание цветов – дают однозначные рез-ты для любого исследователя (цветоанамалов в качестве испытуемых не берем). В базисном процессе, подвергающемуся «проявлению» отсутствуют изменения.
2. Этот вид однозначно может демонстрировать правильность или адекватность психологической гипотезы только по отношению к уже состоявшемуся событию. Обычно это феномены, связанные с мотивацией, волевой регуляцией, групповой динамикой. Пример: просоциальное поведение (бросится ли человек на помощь, услышав крики в соседней комнате) – нельзя предполоить, как поведет себя испытуемый наверняка, но если происходит ожидаемое поведение – однозначная интерпретация. Их нельзя в точности воспроизвести повторно, т.к. актуалгенез зависит от субъекта.
Пример – эксперименты Левина и проблема их воспроизводимости. Особая по структуре ситуация позволяла провоцировать проявление динамических законов в их понимании Левиным. Формирование и разрядка квазипотребностей, создание систем напряжения в психологическом поле – это те интерпретационные конструкты, кот. позволяют получать эмпирические доводы в левиновских опытах, кот. структурно построены и как наблюдение, и как демонстрационные опыты, и как истинные эксперименты (вспомним Зейгарник).
Теория Левина
Левин ввел в психологию представление о кондиционально-генетических законах. Он считал, что психологические закономерности, выходящие за область психологии ощущений (память, мышление, эмоции) описываются скорее «полузакономерностями», т.е. с достаточной долей отклонений от нормального протекания. Этому Левин противопоставил «другую веру в закономерность психического» — основанную на содержательном развитии психологических знаний. Он противопоставляет ушедшей эпохе «психологии элементов» психологию «целостностей».
По Левину, сущность закона должна соотноситься не с понятием множества (случаев), а с понятием типа. Т.е. для научного описания достаточно одного случая, если он явл. представителем типа, поскольку тип отражает каузальные связи в ситуации (каузально-генетич. св-ва).
На основе содержательного развития теории возможно различение динамических факторов, одинаково причинно действующих в различных ситуациях, т.е. закон может кондиционально-генетически объяснять процессы, внешне разнородные (но кот. составляют 1 тип). Напротив, внешне схожие процессы могут существенно отличаться по структуре каузальной обусловленности. (пример с печатной машинкой и опытной\неопытной работницей). Надо распознавать действительные «целостности» — это предпосылка для установления законов психических процессов.
Закон отражает каузально – генетический тип процесса. Решающими явл. «динамические в узком смысле слова факторы» (отсюда – динамические законы).
Составляющие психологического закона:
1) общее утверждение, связанное с пониманием закона как сущности явлений и их причинно-следственного генеза;
2) специальное для этой теории представление о целостностях и динамических силах, стоящих за каузальностью.
В последующем развитии пси методов и методологии науки выяснилось, что вероятностной оценке подвергаются не законы, а статистические гипотезы.
Планы экспериментов: определение, типы и примеры
Какой план эксперимента в психологии самый лучший? Когда дело доходит до экспериментальных планов, один размер не подходит всем, и выбор правильного варианта для вашего исследования имеет решающее значение. Дизайн, который отлично работает в одном контексте, не обязательно будет подходящим выбором для другого исследования. В этой статье мы рассмотрим экспериментальные планы в психологии, рассмотрим сильные и слабые стороны каждого из них и рассмотрим, в каких контекстах их можно применять.
Рис. 1. Важно учитывать, какой план эксперимента лучше всего подходит для вашего исследовательского вопроса.
Определение плана эксперимента
Чтобы исследовать влияние нашей независимой переменной на зависимую переменную, нам нужно подвергнуть участников экспериментальным условиям. Затем независимой переменной манипулируют между этими условиями.
Допустим, вы хотите измерить влияние сна на успеваемость учащегося. Ваша независимая переменная — это количество сна, которое получают студенты. Вам нужно подвергнуть участников как минимум двум разным уровням сна, чтобы изучить их влияние на их академическую успеваемость.
Вы решили, что хотите, чтобы участники спали только три часа (экспериментальное состояние лишения сна) в одном состоянии и 8 часов во втором (экспериментальное состояние хорошего отдыха).
Возникает вопрос, должна ли одна и та же группа подвергаться обоим уровням вашей независимой переменной? Или вам следует создать две группы, каждая из которых будет назначена только одному условию? Это вопросы, связанные с выбором экспериментального проекта .
Опытный образец относится к способам распределения участников по различным условиям эксперимента. Ваш экспериментальный план может включать в себя воздействие на одну и ту же группу участников всех уровней вашей независимой переменной или только одного уровня.
Типы экспериментального плана
Существует четыре типа экспериментального плана: независимые измерения, повторные измерения, согласованные пары и квазиэкспериментальные планы.
Различные факторы определяют тип используемого плана эксперимента, например:
- Используемый метод исследования.
- Может ли исследователь манипулировать изучаемыми переменными.
- Могут ли участники быть случайным образом распределены в экспериментальные (или контрольные) группы.
- Характеристики участников.
Давайте теперь пройдемся по каждому плану экспериментального исследования, используемому в психологии.
План экспериментального исследования: независимые измерения
План независимых измерений — это экспериментальный план, в котором вы назначаете участников только одному из ваших экспериментальных условий. Этот экспериментальный проект также известен как межсубъектный дизайн .
Таким образом, если у вас есть два условия (например, одно предполагает трехчасовой сон перед экзаменом, а другое восьмичасовой сон), вам понадобятся две группы. Каждому из участников, принимающих участие в вашем эксперименте, будет назначено только одно из условий.
Однако, если вы сравниваете две разные группы людей, вам необходимо учитывать потенциальные индивидуальные различия между группами, чтобы убедиться, что ваши выводы верны. Случайное распределение участников по группам — это один из способов усреднить любые различия между группами.
Ваши результаты могут быть искажены, если ваша группа с восьмичасовым сном намного более академически продвинута, чем ваша группа с трехчасовым сном. Чтобы контролировать это, вы можете случайным образом распределять участников по каждому из двух условий.
Случайное распределение означает, что каждый участник имеет 50% шанс попасть в любую из групп. Когда у вас есть два условия, это можно сделать, подбрасывая монету при назначении каждого участника в группу или используя генератор случайных чисел.
Рис. 2. Гипотетические результаты эксперимента по изучению влияния сна на успеваемость на экзамене.
Используя план независимых измерений, вы можете сравнить две экспериментальные группы в своем эксперименте. Этот дизайн также позволяет избежать эффектов порядка и характеристик спроса. Эффекты порядка возникают, когда порядок, в котором участники участвуют в условии, влияет на их производительность.
При сдаче экзамена только один раз участники не имеют возможности потренироваться или устать от задания, которое может исказить результаты, если его не учитывать.
Характеристики спроса возникают, когда участники угадывают цель вашего эксперимента и корректируют свое поведение в соответствии с тем, что, по их мнению, ожидается.
План экспериментального исследования: повторные измерения
В плане повторных измерений участники принимают участие и оцениваются в каждом экспериментальном состоянии. Таким образом, данные для каждого состояния IV получены от одних и тех же участников. Этот экспериментальный план также упоминается как внутрисубъектный план .
Этот подход устраняет потенциальные индивидуальные различия между группами, которые являются смешанной переменной. Таким образом, дизайн повторных измерений повышает достоверность исследования.
Предположим, что в наших условиях эксперимента со сном и академической успеваемостью участвует одна и та же группа студентов. В этом случае мы знаем, что на наши результаты не повлияют различия в академических способностях, интеллекте или мотивации между экспериментальными группами.
Это также упрощает набор участников, поскольку нам требуется вдвое меньше участников, чем было бы необходимо для разработки независимых мер. Тем не менее, этот дизайн вводит риск эффектов порядка, а также характеристик спроса.
Например, участники могут работать лучше во втором условии, потому что они уже знают задачу (эффект практики), или могут не выполнять ее из-за усталости (эффект усталости).
Более того, если участники знают, какие условия вы исследуете, они могут изменить свое поведение, чтобы оно соответствовало вашим ожиданиям.
Здесь, если мы заставим одного и того же участника пройти тест после восьми часов сна, а затем еще раз после трех часов, они могут предположить, что мы ожидаем, что их производительность будет ниже при меньшем количестве сна. Следовательно, они могут прилагать меньше усилий ко второму условию.
Чтобы свести к минимуму влияние порядка в экспериментах с повторяющимися измерениями, мы можем уравновесить порядок, в котором участники участвуют в двух условиях. Уравновешивание предполагает, что половина участников сначала подвергается первому условию, а другая половина — второму условию. Таким образом, можно определить, как эффекты порядка повлияли на результаты.
План экспериментального исследования: согласованные пары
Как и в случае с независимыми измерениями, в плане согласованных пар участников подвергают только одному экспериментальному условию. Однако в этой схеме процесс назначения более сложен. Участники сначала объединяются в пары на основе конкретных характеристик, которые могут быть потенциальными мешающими переменными. Затем каждый человек в подобранной паре случайным образом распределяется в экспериментальную или контрольную группу.
В нашем эксперименте мы могли сначала сопоставить студентов, которых мы наняли, на основе их IQ и прошлой академической успеваемости. Допустим, Джесс и Фиона одинаково справились с обоими этими измерениями. Мы подбрасывали монетку, чтобы решить, к какой группе отнести Фиону, а к другой — Джесс.
В каком-то смысле этот дизайн сочетает в себе лучшее из обоих слов — он позволяет минимизировать как влияние порядка, так и индивидуальные различия. Однако такая конструкция может быть более сложной, дорогостоящей и трудоемкой.
Найти две группы участников, которые соответствуют всем ключевым характеристикам, которые могут повлиять на ваши результаты, может быть непросто.
Идеальными участниками для создания парных пар должны быть монозиготные близнецы, которые, вероятно, будут схожи по многим личностным характеристикам и на 100% будут иметь общие гены.
Квази-экспериментальный план исследования
Квази-экспериментальный план подобен плану независимых измерений, поскольку он тестирует разных участников на каждом уровне независимой переменной, за исключением того, что участники не распределяются по условиям случайным образом. Вместо этого в этом дизайне используются естественно существующие группы и исследуются различия между ними.
Например, чтобы исследовать разницу в предубеждениях между ирландцами и англичанами. Манипулировать чьей-либо национальностью было бы невозможно, поэтому мы должны использовать уже существующие группы.
Точно так же, если бы мы хотели изучить влияние экономического статуса на просоциальное поведение, мы бы также использовали этот план. Было бы неэтично манипулировать экономическим статусом участника.
Преимущество этого дизайна в том, что он имеет высокую внешнюю валидность, так как предполагает тестирование участников в реальных условиях. Но это может привести к индивидуальным различиям, которые могут исказить наши результаты.
Поскольку в квазиэкспериментальных планах независимая переменная не подвергается манипуляциям, результаты исследований с использованием этого плана являются корреляционными.
Рис. 3. Некоторыми переменными, такими как демография, гены или личность, нельзя управлять. При исследовании этих переменных нам нужно полагаться на квазиэкспериментальные планы.
Примеры плана эксперимента
Пример исследования независимых измерений:
- Изучение того, как продолжительность сна влияет на внимание, путем набора 20 участников и случайного распределения половины для каждого экспериментального условия (4 часа и 10 часов сна).
Пример исследования повторных измерений:
- Изучение различий в показателях депрессии до и после лечения когнитивно-поведенческой терапией.
Пример исследования с подобранными парами:
- Для изучения влияния физических упражнений на потерю веса было набрано 50 участников. Участники были разделены на пары по ИМТ, возрасту и полу: два мужчины в возрасте 21 года с ИМТ 28, две женщины в возрасте 22 лет с ИМТ 26 и т. д. Эти пары были случайным образом распределены в контрольную группу (без упражнений) и экспериментальную группу. (2 часа упражнений средней интенсивности в неделю) для измерения потери веса.
Пример квазиэкспериментального исследования:
- Изучение эффективности когнитивно-поведенческой терапии для участников с диагнозом депрессия или шизофрения. Здесь естественной независимой переменной является психиатрический диагноз.
Оценка психологии экспериментального дизайна
Давайте сравним возникновение потенциальных смешанных переменных (эффекты порядка, характеристики спроса и индивидуальные различия) в каждом типе экспериментального дизайна.
Experimental design | Order effects and demand characteristics | Individual differences |
Individual measures | no | yes |
Repeated measures | yes | no |
Matched-pairs | нет | нет (контролируемый) |
Квазиэкспериментальный | нет | да |
Планы экспериментов — основные выводы
- Планы экспериментов — это то, как участников распределяют по различным условиям эксперимента.
- Существует четыре типа экспериментальных планов: независимые измерения, повторные измерения, согласованные пары и квазиэкспериментальные планы.
- Схема независимых измерений предполагает назначение участников только для одного из ваших экспериментальных условий. Это может ввести смешанные переменные из-за индивидуальных различий между группами, которые можно контролировать с помощью случайного распределения.
- Схема повторных измерений включает в себя воздействие на одну и ту же группу участников всех уровней независимых переменных. Это может привести к эффектам порядка, которые контролируются путем уравновешивания условий.
- План подбора пар предполагает объединение в пары участников с определенными характеристиками, которые могут быть потенциальными вмешивающимися переменными. В квазиэкспериментальном проекте используются естественно существующие группы и исследуются различия между ними.
Экспериментальная психология Определение и значение
- Лучшие определения
- Викторина
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
Сохрани это слово!
Показывает уровень сложности слова.
сущ.
раздел психологии, занимающийся изучением эмоциональной и психической деятельности человека и других животных с помощью экспериментальных методов.
ВИКТОРИНА
ТЫ ПРОШЕШЬ ИЛИ НАТЯНУСЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение экспериментальной психологии
Впервые записано в 1875–1880 гг.
Слова рядом с экспериментальной психологией
экспериментальный, экспериментальное состояние, экспериментальная группа, экспериментирование, экспериментирование, экспериментальная психология, экспериментальный театр, экспериментирование, эффект экспериментатора, экспериментальная станция, эксперт
Dictionary.com Полный текст Основано на Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Как использовать экспериментальную психологию в предложении
Хотя экспериментальная психология зародилась в Германии в 1879 году, печально известное исследование Уотсона предвещало беспорядочный, противоречивый подход к « наука о нас», которая разыгрывалась в течение последних 100 лет.
Психология на протяжении столетия боролась за то, чтобы понять разум|Брюс Бауэр|11 августа 2021 г.|Новости науки
Существование эффекта с тех пор стало одним из самых надежных открытий во всей экспериментальной психологии.
Зубрежка может помочь на экзаменах на следующий день. Но для долговременной памяти работает интервал между занятиями.|Санджай Сарма, Люк Йокинто|30 ноября 2020 г.|Washington Post
«Психологии БДСМ не хватает в других формальных тренировочных режимах и взаимодействиях», — добавила Стелла. .
Подземелья и зажимы для гениталий: Внутри легендарного замка БДСМ|Иэн Фриш|20 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Посол Ширли Темпл Блэк объяснила это «психологией чешского народа, не склонной к риску».
Как Гавел вдохновил Бархатную революцию|Майкл Зантовский|6 декабря 2014|DAILY BEAST
Он сочетает в себе приемы пикапа, предположительно вдохновленные эволюционной психологией, с псевдонаукой самопомощи.
Тайный мир пикапа Жюльена Блана|Брэнди Задрожный|1 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Курс, который Джексон читал в VMI, «Естественная и экспериментальная философия», был невероятно сложным.
Стоунволл Джексон, самый обеспокоенный профессор VMI | С. К. Гвинн|29 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Я делала экспериментальные рекламные ролики в экспериментальном подразделении киностудии Film X, которая снимала рекламные ролики для рекламных агентств.
Отступник: Роберт Дауни-старший о своих классических фильмах, битве сына с наркотиками и Билле Косби|Марлоу Стерн|26 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Несколько американцев, как нам сообщили, галантно предложили себя для экспериментальных целей.
Удар, или Лондонский Шаривари, Том 158, 28 апреля 1920 г.|Разное
Это единственная известная мне книга, которая глубоко исследует развращающую, деморализующую психологию тюремной жизни.
Тюремные воспоминания анархиста|Александр Беркман
Ни у меня, ни у моего спутника не хватило бы смелости отправиться в ней в ее экспериментальную поездку.
Кругосветное путешествие женщины|Ида Пфайффер
Работа этого отдела носит экспериментальный и исследовательский характер с целью улучшения сельского хозяйства во всех его отраслях.