Типы интеллекта по Гарднеру — многообразие возможностей
В начале двухтысячных американский ученый-психолог Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которая овладела умами многих родителей.
Согласно ей, у каждого человека доминирует один или два типа. Соответственно, его следует развивать и воспитывать в детстве в определенном направлении. Автор предложил тест, который позволяет определить – какой интеллект у взрослого, а вот результат для ребенка может сказать психолог или родители по особенностям своего чада.
Смысл теории в поиске и развитии потенциала, обычного IQ недостаточно, равно как и академического обучения. Постулаты Гарднера стали включать в образовательные теории по всему миру, на их основе разрабатываются целые методики развития
Телесно-кинестетический
Относится к спортивному и физическому развитию. Предполагается, что если этот тип преобладает, то в будущем ребенка может ждать отличная спортивная или танцевальная карьера.
Если ребенок активен, хорошо двигается, имеет развитую координацию движений. Неусидчивость и повышенный тонус тоже могут свидетельствовать о соответствующем складе ума.
Визуально-пространственный
Относится к сфере творчества и способности выражать свои фантазии, мысли и даже сны, материально – в лепке, рисунке. Такие дети от природы талантливы – они на глаз правильно определяют размеры и пропорции, детально воспроизводят уже прошедшие события.
Люди этого типа самовыражаются через творчество, визуализируя свои эмоции. Признаки визуально-пространственного склада: способность уделять внимание и запоминать мельчайшие подробности событий.
Логико-математический
Ребенок, который любит все считать, «раскладывать по полочкам», аргументировать и объяснять обладает явным математическим складом. Он любит решать задачи, наблюдателен, мыслит нестандартно, логически рассуждает и объясняет, видит причинно-следственные связи.
Еще один признак – любознательность и постоянные вопросы.
Музыкальный
Характеризует детей, которые постоянно напевают, выстукивают ритм, сами сочиняют мелодии. При этом не обязательно есть стремление стать музыкантом, учится пению или игре.
Этот тип характера может проявляться по-разному.
Лингвистический
Красивая речь, ровный и понятный почерк, способность вести длительные разговоры и пересказать содержание книги говорит о таком складе интеллекта. Часто «лингвисты» склонны к разгадыванию кроссвордов и играть со словами.
Они не только имеют большой словарный запас, но и сами придумывают новые слова, особенно в детском возрасте. Историями таких людей зачитывается и заслушивается весь мир.
Экзистенциальный
Иногда таких людей называют интровертами или эгоцентриками, но это не совсем верно. Экзистенциальный интеллект – это способность наслаждаться одиночеством. Люди этого типа ответственны, самодостаточны и самостоятельны.
Даже самые маленькие ребятишки такого типа осознают свои сильные и слабые стороны, уверены в своих действиях, не взирая на мнение окружающих. Они обладают уверенность в себе, в своих силах и четким пониманием того, что правильно. Это тип предпринимателя.
Межличностный
Вокруг таких деток всегда много друзей, они – душа компании, и наслаждаются этим. Они любят общаться, легко находят общий язык и договариваются с совершенно разными людьми, умеют сглаживать конфликты и не теряются в любых ситуациях.
Обычно они спокойны и расслаблены, к близким относятся с теплом и добротой, отзывчивы. Это будущие дипломаты, руководители и учителя.
Натуралистический
Главная черта – любовь к природе. Родители таких ребят принимают дома брошенных котят и щенков, покалеченных птиц, в коробках жуки и мыши. Малыш с удовольствием возится с растениями, любит гулять в парке и саду, около рек и озер. По мере роста развивается стремление сохранить экологию.
5 признаков развитого экзистенциального интеллекта
- Главная страница
- Общество
Общество
12 ноября 2022
Елизавета Кутафина
Пора отказываться от стереотипа, что женщин интересуют только развлечения, быт или шоппинг.
Философию так или иначе приходится изучать в течение всей жизни. Сначала это просто дополнительная дисциплина в университете, но со временем философские настроения проникают в нашу жизни. Не обязательно быть ученым-стоиком, чтобы задумываться о смысле жизни или пытаться искать ответы на “вечные” вопросы.
Для этого достаточно просто обладать развитыми экзистенциальным интеллектом. Мы рассказали, какой смысл в это понятие вкладывают психологи, как распознать женщину, обладающую способностью объективно смотреть на мир, и можно ли развить такой тип мышления самостоятельно?
Что такое экзистенциальный интеллект?
По версии американского психолога Говарда Гарднера, экзистенциальный интеллект — это способность мыслить философски и сложно рассуждать о мироустройстве. Он основывается на таких столпах, как мышление, метапознание и интуиция. Этот навык важен для развития личности и общества в целом.
Люди, которые обладают высоким экзистенциальным интеллектом, чувствительны и любознательны, они любят задавать сложные вопросы и, что самое важное, самостоятельно отвечать на них. Нередко их увлекает психоаналитика, наука или творчество.
Вот признаки развитого экзистенциального интеллекта у женщин.
Настойчивость
Чтобы найти ответы на все интересующие их вопросы, женщинам приходится проявлять настойчивость. Они тщательно анализируют разные источники, смело вступают в дискуссии и всегда уверены в собственных взглядах.
Объективное суждение
Женщины с высоким экзистенциальным интеллектом замечают мелочи, но не делают их основой своих суждений. С помощью незначительных деталей они лишь подкрепляют общую — более объективную — картину. Люди с таким типом мышления тщательнее принимают решения, обдумывая все возможные исходы, и гибки в суждениях.
Размышления о жизни и смерти
Существует целое множество теорий о том, что происходит с человеком до рождения или после смерти — женщин с развитым экзистенциальным интеллектом интересует каждая. Они постоянно рассуждают о смысле жизни и в конце концов формируют собственное видение этих процессов.
Интерес к политике и социальным наукам
Такие женщины хотят понять принципы человеческого существования. Для этого ей необходимо обладать целым спектром смежных знаний — от социологии и психологии до политики. Они размышляют над этапами развития общества и могут сделать прогнозы на ближайшее будущее.
Альтруизм
Женщины, обладающие экзистенциальным интеллектом, ведут себя как настоящие альтруисты. Они готовы помогать другим и чем-то жертвовать, ведь материальное в их системе ценностей менее важно, нежели духовное. Через альтруизм они не только познают общество, но и пытаются саморазвиваться.
Как развить экзистенциальный интеллект?
Находите время помечтать
По словам все того же Говарда Гарднера, каждый человек может развить в себе экзистенциальный интеллект. Для этого, по его словам, нужно предаваться мечтам, регулярно медитировать и давать себе время на “повитать в облаках”. Так вы учитесь отрываться от реальности и исследовать грани своего разума.
Развивайте критическое мышление
Второе немаловажное качество, которым должен обладать экзистенциальный интеллектуал, — это критическое мышление. Вы должны уметь не просто опровергнуть какую-то мысль, но и подтвердить свою точку зрения реальными доводами.
Больше общайтесь с людьми
Нельзя развить экзистенциальный интеллект без общения с людьми. Лучше, если это будут обладатели совершенно иной точки зрения — они могут стать вашими интеллектуальными противниками и замотивировать на поиск истины.
А как вы считаете, у вас хорошо развит экзистенциальный интеллект?
Экзистенциальный интеллект
«Экзистенциальный интеллект может проявляться у кого-то, кто озабочен фундаментальными вопросами существования или кто ставит под сомнение тонкости существования».
Определение
Экзистенциальный интеллект можно определить как способность быть чувствительным или обладать способностью концептуализировать или решать более глубокие или более масштабные вопросы о человеческом существовании, такие как смысл жизни, почему мы родились, почему мы умираем, что такое сознание, или как мы сюда попали.
Множественный интеллект ГарднераМногие считают, что к теории множественного интеллекта Говарда Гарднера следует добавить «девятый интеллект», то есть «экзистенциальный интеллект». Мы могли бы назвать это удивлением умным, космическим умом, духовным умом или метафизическим разумом. На возможность «экзистенциального» разума указывал Гарднер в нескольких своих работах. Он заявил, что экзистенциальный интеллект может проявляться у кого-то, кто озабочен фундаментальными вопросами существования или ставит под сомнение тонкости существования. И хотя профессор Гарднер предложил предварительное определение как:
Люди, проявляющие склонность ставить и размышлять над вопросами о жизни, смерти и высших реальностях
Возможно, трудность заключается в том, что Гарднер мудро полагает, что это откроет банку с червями, которую лучше оставить вне сферы образования. Или, поскольку большая часть важности и достоверности работы Гарднера основывается на неврологических данных о конкретных местах в мозгу, может быть, что для любого автора или ученого было бы немного рискованно точно определять точное биологическое местонахождение духовного чуда или космическое сознание, не оскорбляя при этом какое-либо количество людей или некоторые культурные или религиозные группы.
Важно помнить, что сила работы Гарднера частично зависит от тщательного изучения имеющихся данных и научных доказательств. Таким образом, на данный момент можно с уверенностью сказать, что экзистенциальный интеллект — это «половина» из 8-1/2 интеллектов, составляющих теорию ИМ.
Большие вопросы жизниНесмотря на то, что Гарднер уклоняется от окончательной приверженности экзистенциальному разуму, многие принимают присутствие этого разума как лицо и пытаются прояснить, как он мог бы выглядеть, если бы он был частью массива МИ. Тем, кто встречал детей с «старыми душами», часто легко принять существование экзистенциального разума как нечто очень реальное и важное. Это дети, у которых, кажется, есть шестое чувство, они могут быть экстрасенсами или теми, кто задает, а иногда даже отвечает на более важные вопросы жизни. Нравится:
- Почему я здесь? Почему мы здесь?
- Существуют ли другие измерения, и если да, то на что они похожи?
- Могут ли животные понять нас или животные попадают в рай?
- Действительно ли существуют призраки?
- Куда мы попадаем, когда умираем?
- Почему некоторые люди злые?
- Есть ли жизнь на других планетах?
- Где рай?
- Почему Бог жив?
Это могут быть те дети, которых можно охарактеризовать как «полностью осведомленных» о космосе — о его разнообразии, сложности и чудесах.
Шэрон Эли Пирсон — редактор и специалист по христианской формации компании Church Publishing Incorporated (CPI). Она является автором/редактором нескольких книг, последней из которых является «Справочник епископального христианского педагога» и «Подписано, запечатано, доставлено: богословие конфирмации для 21 века. Когда она не путешествует по работе или ради удовольствия, она любит бросать теннисные мячи своему годовалому черному лабрадору Чобе.
Шэрон Эли Пирсон
Шэрон Эли Пирсон недавно вышла на пенсию с должности редактора и специалиста по христианскому формированию в Church Publishing Incorporated (CPI) с более чем 35-летним опытом христианского формирования на местном, судебном и общецерковном уровне. Известная своим знанием разнообразных учебных программ, опубликованных в Церкви, она также приложила руку к рождению множества книг, в том числе бестселлера «Призови меня: молитвенник для молодежи» и серии из 6 книг Верные праздники: находить время для Бога. Выпускница Вирджинской теологической семинарии (2003 г.) и пожизненный член епископальной церкви, она живет в Норуолке, штат Коннектикут, со своим мужем Джоном, 17,5-фунтовым котом по кличке Шэдоу, и Чобе, 7-летним мальчиком, спасающим теннисный мяч. черная лаборатория. У них двое взрослых детей (оба учителя) и 5-летняя внучка, начинающая экоактивистка. Следуйте за ней на www.rowsofsharon.com.Просмотреть все сообщения
Печать PDF
Шэрон Эли Пирсон
Рубрики: Избранные С тегами: Бог, множественный интеллект, молитва, духовность, подготовка учителей
О Шэрон Эли Пирсон
9000 3 Шэрон Эли Пирсон недавно вышла на пенсию Редактор и специалист по христианскому формированию в Church Publishing Incorporated (CPI) с более чем 35-летним опытом христианского формирования на местном, судебном и общецерковном уровне. Известная своим знанием разнообразных учебных программ, опубликованных в Церкви, она также приложила руку к рождению множества книг, в том числе бестселлера «Призови меня: молитвенник для молодежи» и серии из 6 книг Верные праздники: находить время для Бога. Выпускница Вирджинской теологической семинарии (2003 г.) и пожизненный член епископальной церкви, она живет в Норуолке, штат Коннектикут, со своим мужем Джоном, 17,5-фунтовым котом по кличке Шэдоу, и Чобе, 7-летним мальчиком, спасающим теннисный мяч. черная лаборатория. У них двое взрослых детей (оба учителя) и 5-летняя внучка, начинающая экоактивистка. Следуйте за ней на www.rowsofsharon.com.Важность экзистенциального разума | Рая Бидшахри | Awecademy
Опубликовано в·
Чтение: 6 мин.·
10 мая 2018 г.Слишком долго традиционные школьные системы обслуживали узкие и ограниченные способы быть умными. В результате у многих студентов остается ощущение, что они неспособны или «недостаточно умны», хотя на самом деле их истинный потенциал остается неиспользованным и неопознанным.
Одним из наиболее важных компонентов эффективного обучения в 21 веке является распознавание различных форм интеллекта и учет уникальных способностей все учащихся. Говард Гарднер, пионер этой точки зрения, разделяет интеллект на отдельные «модальности», а не на одну общую способность. К ним относятся: музыкально-ритмические, зрительно-пространственные, словесно-лингвистические, логико-математические, телесно-кинестетические, межличностные, внутриличностные и натуралистические. Основанная на двух десятилетиях исследований мозга, теория предполагает, что все мы обладаем всеми этими интеллектами в разной степени.
Тем не менее, в наших школах мы по-прежнему оцениваем некоторые из этих интеллектов гораздо больше, чем другие. Многие из наших регулярных оценок и стандартизированных тестов не выходят за рамки традиционных вербально-лингвистических и логико-математических способов быть умными. Например, не многие учащиеся способны осознать, что их спортивные (телесно-кинестетические) или социальные способности (межличностные) выше среднего являются продолжением их интеллекта.
В последние годы Гарднер представил девятую и, возможно, наиболее важную форму «умов», называемую «экзистенциальным» интеллектом. Другие также называют его «космическим» или «духовным» разумом.
Что такое экзистенциальный интеллект?
По своей сути экзистенциальный интеллект — это способность использовать интуицию, мышление и метапознание, чтобы задавать (и отвечать) глубокие вопросы о человеческом существовании. Те из нас, кто по своей природе экзистенциален, задают такие вопросы, как: Кто мы? Почему мы живы? Есть ли у нас цель? Почему и как мы сознательны? В чем смысл жизни? Во многих отношениях требуется определенный уровень мужества, чтобы разобраться с великими вопросами и вековыми тайнами, которые тысячелетиями преследовали человечество.
По словам Гарднера, «это вопросы, которые выходят за рамки восприятия; они касаются вопросов, которые слишком велики или малы, чтобы их могли воспринять наши пять сенсорных систем». Сократ и Будда являются примерами известных личностей, которые демонстрировали исключительный уровень экзистенциального интеллекта.
Элементом экзистенциального интеллекта является признание и понимание нашей взаимосвязи с окружающим миром и вселенной в целом. Гарднер утверждает, что ключевым атрибутом этого является способность воспринимать более широкую картину или, другими словами, представлять нашу жизнь и повседневные действия в контексте великой космической арены.
Awecademy называет это «космической перспективой», а учащихся с этой способностью — «космическими гражданами». Космический гражданин — это любой, кто признает наше место во вселенной, хрупкость нашей планеты и невообразимый потенциал, которым мы обладаем как биологический вид. По своей сути космическая перспектива заключается в уменьшении масштаба и видении общей картины. Это включает в себя признание нашего места в космосе, отступление и размышление о нашей цели в великой схеме вещей.
Важность экзистенциального интеллекта
Во многих отношениях цель образования может и должна заключаться в том, чтобы вдохновлять будущие поколения на продвижение человечества вперед. Развитие экзистенциального интеллекта нашей молодежи — один из важнейших способов помочь им лучше осознать наш истинный потенциал как вида и понять более широкую картину.
В конце концов, мы не можем отрицать, что молодые мыслители, которые регулярно размышляют над глубокими вопросами о своей самоидентификации и человеческой природе, оставляют место для широкого спектра интеллектуального развития. Вот почему многие также называют эту форму интеллекта «умной жизнью».
Саморефлексивное сознание, или «метазагадывание», повышает нашу способность к самосознанию и самопреобразованию как отдельных людей, так и вида. Ведь наше высшее и саморефлексивное сознание — это одна из черт, которая отличает нас от остального животного царства.
Будущее работы — еще одна причина развивать экзистенциальный интеллект нашей молодежи. В эпоху растущей автоматизации мы видим, что труднее всего автоматизировать те работы, которые требуют высокоуровневого мышления. Кроме того, сейчас мы вступаем в так называемый век воображения или экономики, которая по сути представляет собой «экономику, в которой интуитивное и творческое мышление создает экономическую ценность после того, как логическое и рациональное мышление было отдано на аутсорсинг другим экономикам».
Некоторые из нас от природы более экзистенциальны, чем другие, но, в конце концов, эту способность можно значительно развить у всех. В разгар эпидемии психического здоровья многие из нас переживают экзистенциальные кризисы, пытаясь понять смысл жизни и свою индивидуальную роль в этой вселенной. Развитие экзистенциального интеллекта заключается не только в том, чтобы вдохновить людей задавать глубокие вопросы, но и в том, чтобы вооружить их инструментами, которые позволят им решать их так, чтобы это способствовало их счастью и психическому благополучию.
Экзистенциальное чудо в классе
Существует множество способов, с помощью которых педагоги могут развивать экзистенциальный интеллект своих учеников. Педагоги должны привнести содержание и учебные программы, которые делают акцент на всех экзистенциальных размышлениях, с которыми боролись многие блестящие умы на протяжении всей истории: Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы пойдем отсюда?
Мощный способ взрастить благоговение в наших учениках — научить их воспринимать мир через экзистенциальную призму. Awecademy, например, размещает серию интерактивных онлайн-модулей, которые охватывают широкий круг тем, ориентированных на экзистенциальный интеллект, таких как космическая перспектива, понимание ценности одной человеческой жизни, будущее человеческого вида и поиск вашей цели в жизни. этот мир.
Акцент на таких инструментах, как метод Сократа, уроки в стиле дискуссий и философские темы — другие отличные способы стимулировать экзистенциальное мышление. Другая стратегия заключается в междисциплинарном обучении и побуждении учащихся увидеть знакомые идеи с уникальной и, возможно, экзистенциальной точки зрения.
Рассмотрим пример эксперимента с двумя щелями, первоначально разработанного физиком Томасом Янгом. Подводя итог, в этом эксперименте физики продемонстрировали, что квантовые частицы, такие как электроны, ведут себя как волны (и демонстрируют интерференционные картины), когда за ними не наблюдают, и ведут себя как частицы, когда за ними наблюдают. Другими словами, сам акт наблюдения за экспериментом меняет результат эксперимента. Это отличное видео демонстрирует, как это происходит.
Некоторые учителя физики могут закончить урок на этом. На самом деле, еще в университете мой собственный профессор физики в колледже сделал это и перешел к следующему слайду и теме. В то же время мне довелось читать « Танцующие мастера Ву-Ли » Гэри Зукава — книгу, в которой исследуются параллели между новой физикой и восточными мировоззрениями. Я пришел к выводу, что многие преподаватели физики могут не акцентировать внимание на своих уроках, так это то, что этот простой эксперимент сам по себе открывает мир наводящих на размышления философских и экзистенциальных вопросов.
Изучение эксперимента с двумя щелями — и физики в целом — через экзистенциальную призму дает гораздо более богатый и содержательный опыт обучения. Например, когда мы демонстрируем, что можем влиять на мир, наблюдая за ним, каковы последствия этого для нашей «объективной» реальности? Можем ли мы экстраполировать и сказать, что мы создаем нашу реальность, наблюдая за ней? Делаем ли мы это все время, воспринимая мир?
Но тогда как именно электрон «решает» действовать по-другому, когда за ним наблюдают? Почему квантовый мир так нелогичен? Более того, является ли совпадением то, что результаты эксперимента и многие другие аспекты квантовой механики совпадают с восточной мыслью и буддийской философией?
Обсуждение таких важных вопросов и поощрение юных умов задавать их, действительно, сделали бы один вопрос по физике, расширяющий кругозор.