Экзистенциальная психология на практике
Моя старая статья о принципах и процессе экзистенциальной терапии на основе опыта моей практики
Эта статья — обзор экзистенциального подхода к психотерапии и показательных ситуаций из моей практики вызвала в свое время хороший отклик у опытных коллег, а один экзистенциальный терапевт даже спросил моего разрешения использовать ее в качестве обучающего материала.
Наталия Гжебик.
Человек обращается к экзистенциальному психологу, когда ощущает, что в его жизни что-то идет «не так». Он может говорить о полной запутанности жизни, или, наоборот, о пустоте, в которой «ничего не происходит».
В самом начале работы многие клиенты склонны связывать такие переживания с недостаточным развитием определенных личностных качеств или наличием «плохих привычек», от которых намерены освободиться с помощью специалиста.
Лишь намного позднее в терапии человек начинает осознавать, что ощущение полноты жизни в большей степени связано со способом бытия в мире, нежели с личностными характеристиками.
Акценты в экзистенциальной терапии
Р. Кочунас говорит, что экзистенциальная психотерапия сконцентрирована именно на жизни клиента, а не на его личности. Специалист, работающий в данном направлении, не считает, что клиенту во что бы то ни стало необходимо измениться.
Вместо развития слабых личностных сторон и поиска «своего Я», экзистенциальный психолог предлагает человеку глубоко исследовать его жизненную ситуацию, осознать и укрепить индивидуальный способ взаимодействия с задачами жизни. Таким образом, терапевтические изменения появляются, когда человек видит целостность своей жизненной ситуации.
М. обратился к групповой психотерапии, потому, что ощущал общую жизненную неудовлетворенность, которая выражалась в безразличии ко всем занятиям, несмотря на их изначальную привлекательность. Он имел разнообразный профессиональный опыт, но в возрасте тридцати девяти лет все еще сомневался в том, «кем он будет, когда вырастет». Говорил об отсутствии включенности в работу и общение, и объяснял свою трудность нерешительностью.
Поскольку психотерапевтическая группа представляет собой некую модель мира, в которой каждый человек проявляет себя характерным для него в реальности способом, то участник постепенно формирует в группе свою реальную жизненную ситуацию, и с помощью других участников исследует возможные жизненные направления.
Перед вступлением в группу М. хотел получить от меня как ведущей гарантию того, что участие принесет ему пользу в виде освобождения от заявленной трудности.
В процессе работы участники группы заметили, что М. избегает взаимодействовать с другими, как — будто ожидает, что группа обратится к нему лично. Мы увидели, что М. преодолевал свою «нерешительность» в ситуациях, которые зашли «в тупик» и требовали экспертной оценки. В такие моменты М. оживал и с готовностью использовал свой сильный ум, чтобы снизить напряжение в ситуации. Но после того, как конфликт сходил «на нет», М. терял интерес и апатично наблюдал за жизнью группы до следующего острого момента.
Участники помогли М. исследовать ситуацию, которую он создал для себя в группе. Нам стало ясно, что М. тратит огромные внутренние силы на то, чтобы понять, «как все устроено» в группе/ в жизни: какие групповые/жизненные направления более перспективны, чем они могут быть полезны ему лично, имеет ли он право включиться во взаимодействие, если не до конца понимает ситуацию и не способен активно участвовать в ее разрешении.
М. искал твердые основания для включения в работу группы/в жизнь, потому, что его представление о мире предполагало, что человек может начать жить только тогда, когда «полностью во всем разобрался», а помогать другим – когда способен поделиться собственным опытом.
М. осознал, что старается избежать чувства вины, которое неизбежно возникло бы, если бы он решил включиться в ситуацию не имея четких ориентиров. И ощущал сильное напряжение и дискомфорт, когда опыт другого человека в группе затрагивал его чувства. Внутренняя борьба, которую вел М. , почти не оставляла возможностей для спонтанности.
Таким образом стало понятно, почему М. не ощущал жизни – в тридцать девять лет он «все еще не начал жить»! И тот факт, что он обладал мощным интеллектом (который должен был способствовать успеху в «просчете» жизни), никак не помогал улучшению его самочувствия. Для М. прояснились и базовые представления о мире, и способы его взаимодействия с жизненными вопросами, и собственноручно созданные ограничения, которые были связанны с верой в возможность полного понимания жизни, методичной подготовки к ней и получения определенных гарантий.
Так М. пережил в группе то, что называл нерешительностью. Ему предстояло проверить свои жизненные конструкты на реалистичность и внести необходимые коррективы, чтобы начать жить. М. было важно пережить ситуацию «целиком», не концентрируясь только на трудностях, но и исследуя заложенные в ней возможности.
Среди нескольких ярких моментов психотерапии М. выделил опыт завершения группы/жизни для него (формат группы предполагал «внезапное», случайное прекращение активности в группе/смерть). После исключения возможности активно участвовать в работе группы, М. страстно захотел включиться в общение. Самые важные переживания, по словам М., были связаны с осознанием того, как близость с людьми и сама жизнь «ускользает» в то время, пока он пытается постичь ее скрытый смысл.
Цели экзистенциальной психотерапии и консультирования
То, что в жизни возникают трудности – естественно, но чтобы иметь достаточно свободы для выбора своего направления, необходимо составить реальное представление о «карте местности», сопоставляя трудности жизни с ее возможностями. Поэтому, общей целью работы в экзистенциальном подходе выступает приближение к ощущению большей компетентности и свободы, когда человек способен понять значение текущей жизненной ситуации, осознать ограничения и возможности, заложенные в ней и осуществить выбор, который соответствует жизненным приоритетам и ценностям.
Э. Ван Дорцен считает, что человек ощущает свободу, когда он понимает, в какой степени жизнь зависит от него самого и осознает имеющиеся ресурсы. Настоящая вовлеченность в свою жизнь переживается как жизнетворчество, основанное на последовательном воплощении личных смыслов — в противовес ощущению «вынужденности», которое появляется вследствие узкого взгляда на жизнь.
В. вступила в терапевтическую группу в надежде понять, «чего же она хочет на самом деле?». Главная личная трудность В., по ее словам, состояла в том, что она всегда отчаянно хотела любить и быть любимой, но не была готова прилагать какие-либо усилия к этому. Обычно, действовать В. начинала только тогда, когда отношения находились под угрозой разрушения, и сильнейший внутренний дискомфорт приводил к необходимости «спасти» ситуацию. Однако чаще всего бывало уже «слишком поздно», чтобы восстановить отношения, поэтому В. переживала внутреннюю пустоту и потерю смысла.
В группе прояснилось, что В. с самого начала старается заслужить расположение всей группы, считая, что тем самым реализует собственные ценности. Мы увидели, что В. проявляла немалую активность, чтобы завоевать репутацию «души компании» и добиться принятия всеми участниками группы. В группе она поддерживала, в основном, поверхностный уровень общения, предпочитая избегать «трудных» вопросов и конфликтных тем.
Во время переживания в процессе работы группы всеобщей растерянности, В. поспешила принять на себя роль «массовика-затейника» и предложила заполнить образовавшуюся экзистенциальную пустоту с помощью исполнения восточного танца под неуверенные аплодисменты других участников. В. потребовалось около пяти минут, чтобы осознать сложившийся контекст, и ее выступление окончилось слезами.
В. поняла, что все, что она делала в группе вплоть до настоящего момента было вызвано желанием нравиться и быть всеми любимой, несмотря на то, что в самом начале групповой работы В. четко осознавала актуальные потребности и задачи своего участия в группе. В. предпочла проигнорировать собственные нужды и цели психотерапии/жизни в угоду достижению расположения и подтверждению того, что она достойна любви.
Во время исполнения танца В. пришлось увидеть, как «глупо она расходует силы и время», развлекая окружающих и увеличивая бессмысленность в собственной жизни. В. стала понимать, что действовала «не в том направлении», в котором по-настоящему хотела действовать. Вместо усилий честного и открытого самовыражения в присутствии других людей она расходовала свою жизненную энергию на то, чтобы угадать и оправдать чужие ожидания.
И. Ялом подчеркивает, что на определенном этапе групповой психотерапии люди начинают понимать, что жизненные ситуации других участников во многом отражают их собственные трудности. Несмотря на то, что человечество постоянно развивается и каждый из нас уникален, люди сталкиваются с вопросами существования, одинаковыми во все времена.
Рассматриваемые в экзистенциальной терапии темы
Такие базовые вопросы жизни как рождение и смерть, свобода и необходимость, одиночество и зависимость, смысл и пустота — принципиально неразрешимы, но через осмысление этих категорий человек способен почувствовать себя по-настоящему живым. Поэтому, в процессе работы экзистенциальный психолог уделяет особое внимание исследованию общечеловеческих вопросов.
Во время психотерапевтических встреч рассматривается прошлый жизненный опыт, текущее положение дел, а также, желаемое и возможное будущее. Осмысление прошлого опыта приводит к пониманию того, что придает человеку ощущение полноты жизни, анализ текущей ситуации позволяет оценить степень удовлетворенности жизнью, а исследование последствий альтернативных возможностей будущего способствует выбору направления и определению приоритетов.
Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии состоит в неспешном размышлении и выражении своих побуждений, желаний, намерений, ценностей и смысла, отношения к жизни в целом. Во время такой работы экзистенциальный психолог отражает способ бытия клиента в «здесь и–сейчас» терапевтической встречи: что человек делает со своей жизнью, каким образом сам себя ограничивает, какую часть правды упускает и как пытается преодолеть дискомфорт.
Психолог старается понять, каким образом его клиент «отвечает» на базовые вопросы человеческого существования, насколько полно он присутствует в своей жизни и что является препятствием к большей вовлеченности в жизнь. Разумеется, данные аспекты трудно прояснить напрямую.
Инструменты исследования в экзистенциальной терапии
Раскрытие характера присутствия человека в жизни осуществляется путем внимательного исследования особенностей взаимодействия клиента с психологом в индивидуальной психотерапии или с другими участниками в терапевтической группе: как человек строит отношения с другими людьми, как понимает их роли, чего ожидает, каким образом выбирает тему для внутреннего исследования и какие задачи ставит перед собой в общении?
Понимание переживания «бытия с другими» раскрывает не только способ отношений со значимыми для клиента людьми, но и характер его «пребывания с собой». То, как человек проявляет себя по отношению к психологу в индивидуальной работе и к участникам группы, отражает ведущие принципы его отношения к себе и миру.
Л. зашел в мой кабинет неуверенно, и в первые же минуты у меня возник образ человека, идущего по «веревочному мостику». Весь облик Л. отражал внутреннюю неустойчивость и сильный страх, но, вместе с тем, в его движениях заключалась мощная инерция, которая заставляла делать большие шаги в направлении воображаемого «берега».
Во время обсуждения целей индивидуальной психотерапии Л. рассказал мне о многочисленных потерях, о парализующей тревоге, об ощущении «тесноты» в жизни, и попросил помощи в том, чтобы «стать более уверенным и обрести твердую почву». Л. хотел верить, что это возможно.
Во время первых встреч Л. избегал смотреть на меня, его голова, чаще всего, была опущена, и он очень внимательно разглядывал пол под ногами. В отношении меня Л. интересовался, в основном, тем, что могло «объективно» отражать мою профессиональную компетентность – возраст, наличие сертификатов и опыт работы с подобными трудностями. Я стала замечать, что Л. контролирует мои попытки привнести в нашу беседу свой личный опыт, как будто старается избежать осознания, что я так же по-человечески уязвима, как и он.
Анализируя отношения со мной, Л. начал осознавать, что всю жизнь он старался «смотреть под ноги», чтобы не оступиться — от страха его мир «сузился» и стал «тесным». Перспектива «поднять голову» и исследовать реальность пугала Л. , но казалась неизбежной, поэтому он решился. Он понял, что избегал близости с людьми, потому, что боялся потерять их.
Так Л. столкнулся с тем, что его на самом деле пугало и подтверждения чему он всегда избегал – никто из людей не застрахован от потери, человеческая жизнь очень хрупка, и в ней мало вещей, в которых можно быть полностью уверенным. С помощью образа, который возник у меня, когда мы впервые встретились в моем кабинете, Л. стал осознавать тот факт, что человеческое существование — «веревочный мост», и каждый из нас «балансирует над бездной».
Экзистенциальная психотерапия по определению требует серьезных эмоциональных и временных вложений. Но человек ощущает пользу в таком предприятии, когда по ходу тщательного пересмотра своей жизни открывает новые способы взаимодействия с другими людьми и миром, определяет свою жизненную позицию и испытывает воодушевление от воплощения собственных ценностей.
Литература.
Э. Ван Дорцен. «Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия». Ассоциация экзистенциального консультирования. 2007 г.
Р. Кочунас. Экзистенциальная терапия в группах.
И. Ялом. Класс. 2004 г.
В наше время экзистенциальная психология является актуальным и интенсивно развивающимся направлением в науке и практике. В мире признаны несколько направлений экзистенциальной терапии: дазайн-анализ, логотерапия, экзистенциально-гуманистическая терапия, экзистенциально-феноменологическая терапия. Экзистенциально-ориентированными мыслителями сделан существенный вклад в фундаментальную психологию, в культуру и образ жизни. Экзистенциальная психология имеет широкий диапазон и прикладных, и фундаментальных решений. Экзистенциальная психология является и одной из самых «философских» психологий, и одной из самых практических, прагматичных. Она рассматривает как проблемы общечеловеческие, повседневные, так и проблемы специальные, индивидуальные. Так называемые «экзистенциальные вопросы», то есть вопросы, которые задает человеку его собственная жизнь, актуальны со времени Сократа (вероятно, и еще раньше). Смысл жизни и смерти, свободы и ответственности, соотношение истины и правды, любви и самостоятельности – для экзистенциальных психологов не философские категории, а реалии как своей собственной жизни, так и жизней клиентов, предметы и методы их работы и исследований. Источником возникновения экзистенциального подхода в психологии стали работы таких философов как С. Кьеркегор, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Э.Гуссерль, М.Бубер, К.Ясперс, П.Тиллих. Основоположниками экзистенциального подхода являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бьюдженталь. Наиболее видные зарубежные представители данного подхода в современности являются И. Ялом, Э. ван Дорцен, Э. Спинелли, Р. Кочюнас, А. Е. Алексейчик, С. дю Плок. Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т. е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность.В центре исследований экзистенциальных философов и психологов: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора, экзистенциальной вины; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы тревоги и поиска смысла существования. Данная тематика присутствует в любом из видов консультирования. Но особенностью экзистенциального консультирования является исследование подлинности, включённости, вовлечённости в реальность жизненной ситуации; выявление смыслов и оснований; обновление жизненных устоев; трезвое присутствие в «Я-Ты» — отношениях. Делается упор на «свободную волю», свободное развитие человека, осознавание его ответственности за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Одним из признаков и одновременно основной причиной нездоровья, особенно душевного, является нереальность, мнимость индивидуального человеческого бытия (квартира хорошая, а жизни в ней нет, человек вроде образованный, а работает плохо, вроде знает, как надо делать, но почему-то поступает совсем иначе и т. Экзистенциальная психология предлагает отказаться от бесконечного анализа и самоанализа, теоретизирования и доказательства гипотез, изощренности в описаниях и объяснениях проблемных событий. Вместо этого предлагается честно и точно увидеть жизнь конкретного человека, творчески утвердиться в ее достоинствах и основаниях, а не в стремлениях к чужим и популярным целям. Клиентами экзистенциальной терапии могут быть без исключения все люди. Существует единственное требование: активное включение самого человека в процесс исследования его жизни, желание максимально открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою не всегда удачную жизнь. С другой стороны, именно экзистенциальная терапия может быть наиболее эффективной в психотерапевтической помощи людям, попавшим в жизненные кризисы, столкнувшимся с трудными обстоятельствами жизни. Это переживание бессмысленности, пустоты жизни, апатия и депрессия, суицидальные намерения, резкие изменения в качестве и в образе жизни (потеря работы, выход на пенсию, одиночество, ухудшение в качестве жизни, личные и профессиональные неудачи, развод и т. п.), потеря близких людей и переживание утраты, столкновение со смертью (несчастные случаи, неизлечимые болезни) и т. д. Экзистенциальная терапия в качестве вспомогательного средства может быть полезна при хронических или острых соматических заболеваниях, в работе с психическими больными в целях лучшего понимания и большего принятия изменившихся реалий жизни.
|
История, убеждения, использование и многое другое
Экзистенциальная теория основана на вере в то, что мы несем ответственность и имеем свободу создавать свой собственный смысл.
Какова цель моей жизни? Если вы когда-либо задавали себе этот вопрос, возможно, вам потребовалось много размышлений. Тем не менее, то, как мы придаем смысл своей жизни, может влиять на наш выбор в том, как мы ведем себя и взаимодействуем с другими.
Вы можете чувствовать себя перегруженным выбором и испытывать беспокойство. Но, с другой стороны, вы можете сделать выбор, который покажется вам целеустремленным и полезным. Экзистенциальная теория объясняет, как мы придаем смысл и применяем этот смысл в своей жизни.
Экзистенциальная теория основана на философской идее о том, что у людей есть свободный выбор, и благодаря этому свободному выбору мы можем создать цель и смысл своей жизни. Экзистенциальная теория предполагает, что у нас есть выбор, кем мы хотим быть.
Корни экзистенциальной теории восходят к началу 1800-х годов, и первым философом, исследовавшим идею экзистенциализма, был датский философ Сёрен Кьеркегор. Его часто называют отцом экзистенциализма.
Другие ключевые факторы, повлиявшие на экзистенциалистскую теорию, включают:
- Фридрих Ницше
- Д-р Карл Ясперс
- Д-р Мартин Хайдеггер
- Жан-Поль Сартр
- Д-р Виктор Франкл
- Д-р Ирвин Ялом 9001 6
Критические концепции экзистенциалистской теории касаются создания вашей личности и того, как вы придаете значение своей жизни.
Экзистенциализм фокусируется на личном выборе и вопросе: что значит существовать?
Есть много ключевых идей экзистенциализма.
Существование предшествует сущности
Это одна из важнейших концепций в понимании экзистенциалистской теории. Это исследует идею о том, что мы существуем и находим смысл позже. У нас есть свободный выбор, чтобы создавать свой смысл и развивать наши ценности. Концепция объясняет, что это является нашей целью в жизни: создать смысл.
Экзистенциальные философы считают, что когда мы рождаемся, мы «ничто». Вместо этого, развивая смысл, мы становимся тем, что делаем из самих себя.
Свобода
Экзистенциализм подчеркивает важность неограниченной свободы для людей делать свой собственный выбор. Этот выбор, благодаря свободе, которой обладают люди, позволяет им:
- создавать цели
- делать что-то из себя
- создавать значимые переживания в своей жизни
абсурд
жизнь к созданию смысла. Абсурд относится к идее, что в жизни много неизвестных обстоятельств, и с вами может случиться что угодно в любой момент.
Идея объясняет, что события, которые могут произойти с вами, не следуют определенной схеме. Экзистенциальные теоретики считают жизнь «абсурдной» и не имеющей смысла, пока мы не придаем ей значение.
Тревога
Тревога часто возникает, когда вы осознаете абсурдность жизни. Экзистенциалисты предполагают, что осознание своей свободы и ответственности часто может привести к ощущению непреодолимого страха.
Тем не менее, свободный выбор позволяет нам делать либо здоровый, либо разрушительный выбор благодаря этому осознанию. Цитируя Кьеркегора, «тревога — это головокружение свободы».
Подлинность
Подлинность — еще один важный элемент экзистенциалистской теории. Аутентичность заключается в том, чтобы быть искренним и делать выбор таким образом, который имеет основополагающее значение для того, кем вы являетесь, независимо от внешнего давления.
Индивидуальность — важный аспект экзистенциальной теории, связанный с аутентичностью.
Экзистенциальные теоретики считают, что не существует неотъемлемого состояния «человеческой природы», поэтому люди должны определить, на какие ценности или цели следует обращать внимание.
Заброшенность
Эта концепция экзистенциальной теории исходит из идеи, что люди являются их единственным источником ценности. Предпосылка предполагает, что это знание создает чувство одиночества и изоляции.
Он предполагает, что свобода людей может заставить их чувствовать себя в ловушке.
Преимущество экзистенциализма в том, что он помогает людям найти смысл в своей жизни. Осознавая свободу и выбор, люди могут уменьшить свою тревогу по поводу неизвестного.
Полноценная жизнь может уменьшить страх перед неожиданными событиями и помочь нам справиться с непреодолимыми эмоциями, такими как страх.
Одним из существенных ограничений экзистенциализма является идея ответственности. Экзистенциалисты утверждают концепцию личной свободы и ответственности.
Но, как предполагают некоторые исследователи, давление общества ограничивает наши свободы, или у нас есть личные обязанности, необходимые для выживания, которые накладываются на свободу.
Например, вы можете совмещать финансовое благополучие с созданием семьи. Эти две вещи могут конкурировать за ваши потребности и накладываться на понятие свободы.
Экзистенциальная терапия помогает человеку принять и смириться с определенными жизненными данностями, такими как осознание своей смерти.
Экзистенциальная терапия обращается к четырем первоочередным тревогам:
- свобода и ответственность
- изоляция
- смерть
- бессмысленность
Экзистенциальные терапии обращаются к вопросам о природе нашего существования. Считается, что, преодолевая стресс, связанный с экзистенциальными темами, проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, будут уменьшены или предотвращены.
Техники, используемые в экзистенциальной терапии
Если вам интересно, чего ожидать от посещения экзистенциального терапевта, есть несколько стандартных используемых техник.
Первая техника, обычно используемая в экзистенциальной терапии, — это то, что Франкл назвал логотерапией.
Логотерапия изучает страхи, которые вызывают симптомы тревоги или другие симптомы психического здоровья. В логотерапии основная предпосылка состоит в том, что существует упреждающая тревога, когда человек сталкивается с пугающей ситуацией или думает о ней.
В логотерапии основное внимание уделяется провоцирующему событию, вызывающему симптомы. Иногда сеансы даже направлены на то, чтобы воспроизвести симптомы и противостоять им на более целенаправленном уровне, чем когда-либо прежде.
Цель состоит в том, чтобы помочь отделить себя от симптомов, чтобы они потеряли над вами власть.
Еще одна техника, широко используемая в экзистенциальной терапии, — сократовские вопросы. Сократические вопросы — это техника, которую экзистенциальные терапевты используют, чтобы помочь вам обрести новую перспективу.
Сократовские вопросы представляют собой серию вопросов, которые помогают облегчить поведение и мысли для достижения терапевтических целей.
Экзистенциальная теория фокусируется на важных вопросах жизни. Какова моя цель? Как мне создать смысл? Как мне справиться с собственной смертностью? Экзистенциализму уже много веков, и он до сих пор используется для решения глубоких вопросов.
Основные идеи экзистенциализма вытекают из создания смысла и индивидуального выбора, который у вас есть. Тревога или страх часто могут возникать из-за осознания свободы и ответственности.
Целью экзистенциальной терапии является создание осмысленной и целеустремленной жизни. Терапевт делает это посредством рефлексивного слушания и сократовского опроса. Экзистенциальная терапия может помочь людям работать над более целенаправленной жизнью.
История, верования, использование и многое другое
Экзистенциальная теория основана на вере в то, что мы несем ответственность и имеем свободу создавать свой собственный смысл.
Какова цель моей жизни? Если вы когда-либо задавали себе этот вопрос, возможно, вам потребовалось много размышлений. Тем не менее, то, как мы придаем смысл своей жизни, может влиять на наш выбор в том, как мы ведем себя и взаимодействуем с другими.
Вы можете чувствовать себя перегруженным выбором и испытывать беспокойство. Но, с другой стороны, вы можете сделать выбор, который покажется вам целеустремленным и полезным. Экзистенциальная теория объясняет, как мы придаем смысл и применяем этот смысл в своей жизни.
Экзистенциальная теория основана на философской идее о том, что у людей есть свободный выбор, и благодаря этому свободному выбору мы можем создавать цель и смысл своей жизни. Экзистенциальная теория предполагает, что у нас есть выбор, кем мы хотим быть.
Корни экзистенциальной теории восходят к началу 1800-х годов, и первым философом, исследовавшим идею экзистенциализма, был датский философ Сёрен Кьеркегор. Его часто называют отцом экзистенциализма.
Другие ключевые влияния на экзистенциалистскую теорию включают:
- Фридрих Ницше
- Доктор Карл Ясперс
- Доктор Мартин Хайдеггер
- Жан-Поль Сартр
- Доктор Виктор Франкл
- Доктор Ирвин Ялом
Критические концепции экзистенциалистской теории касаются создания вашей личности и того, как вы придаете смысл своей жизни.
Экзистенциализм фокусируется на личном выборе и вопросе: что значит существовать?
Есть много ключевых идей экзистенциализма.
Существование предшествует сущности
Это одна из важнейших концепций в понимании экзистенциалистской теории. Это исследует идею о том, что мы существуем и находим смысл позже. У нас есть свободный выбор, чтобы создавать свой смысл и развивать наши ценности. Концепция объясняет, что это наша цель в жизни: Чтобы создать смысл.
Экзистенциальные философы считают, что когда мы рождаемся, мы «ничто». Вместо этого, развивая смысл, мы становимся тем, что делаем из самих себя.
Свобода
Экзистенциализм подчеркивает важность неограниченной свободы для людей делать свой собственный выбор. Этот выбор, благодаря свободе, которой обладают люди, позволяет им:
- создавать цели
- делать что-то из себя
- создать в своей жизни значимый опыт
Абсурд
Экзистенциальные философы связывают концепцию абсурдности жизни с созданием смысла. Абсурд относится к идее, что в жизни много неизвестных обстоятельств, и с вами может случиться что угодно в любой момент.
Идея объясняет, что события, которые могут произойти с вами, не следуют определенному шаблону. Экзистенциальные теоретики считают жизнь «абсурдной» и не имеющей смысла, пока мы не придаем ей значение.
Тревога
Тревога часто возникает, когда вы осознаете абсурдность жизни. Экзистенциалисты предполагают, что осознание своей свободы и ответственности часто может привести к ощущению непреодолимого страха.
Тем не менее, свободный выбор позволяет нам делать либо здоровый, либо разрушительный выбор благодаря этому осознанию. Цитируя Кьеркегора, «тревога — это головокружение свободы».
Подлинность
Подлинность — еще один важный элемент экзистенциалистской теории. Аутентичность заключается в том, чтобы быть искренним и делать выбор таким образом, который имеет основополагающее значение для того, кем вы являетесь, независимо от внешнего давления.
Индивидуальность — важный аспект экзистенциальной теории, связанный с аутентичностью.
Экзистенциальные теоретики считают, что не существует неотъемлемого состояния «человеческой природы», поэтому люди должны определить, на какие ценности или цели следует обращать внимание.
Заброшенность
Эта концепция экзистенциальной теории исходит из идеи, что люди являются их единственным источником ценности. Предпосылка предполагает, что это знание создает чувство одиночества и изоляции.
Он предполагает, что свобода человека может заставить его чувствовать себя в ловушке.
Преимущество экзистенциализма в том, что он помогает людям найти смысл в своей жизни. Осознавая свободу и выбор, люди могут уменьшить свою тревогу по поводу неизвестного.
Жизнь, наполненная смыслом, может уменьшить страх перед неожиданными событиями и помочь нам справиться с непреодолимыми эмоциями, такими как страх.
Одним из существенных ограничений экзистенциализма является идея ответственности. Экзистенциалисты утверждают концепцию личной свободы и ответственности.
Но, как предполагают некоторые исследователи, давление общества ограничивает наши свободы, или у нас есть личные обязанности, необходимые для выживания, которые накладываются на свободу.
Например, вы можете совмещать финансовое благополучие с созданием семьи. Эти две вещи могут конкурировать за ваши потребности и накладываться на понятие свободы.
Экзистенциальная терапия помогает человеку принять и смириться с конкретными жизненными данностями, такими как осознание своей смерти.
Экзистенциальная терапия обращается к четырем высшим тревогам:
- свобода и ответственность
- изоляция
- смерть
- бессмысленность
Экзистенциальная терапия обращается к вопросам о природе нашего существования. Считается, что, преодолевая стресс, связанный с экзистенциальными темами, проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, будут уменьшены или предотвращены.
Методы, используемые в экзистенциальной терапии
Если вам интересно, чего ожидать от экзистенциального терапевта, воспользуйтесь несколькими стандартными методами.
Первая техника, обычно используемая в экзистенциальной терапии, — это то, что Франкл назвал логотерапией.
Логотерапия изучает страхи, которые вызывают симптомы тревоги или другие симптомы психического здоровья. В логотерапии основная предпосылка состоит в том, что существует упреждающая тревога, когда человек сталкивается с пугающей ситуацией или думает о ней.
В логотерапии основное внимание уделяется провоцирующему событию, вызывающему симптомы. Иногда сеансы даже направлены на то, чтобы воспроизвести симптомы и противостоять им на более целенаправленном уровне, чем когда-либо прежде.
Цель состоит в том, чтобы отделить себя от симптомов, чтобы они потеряли над вами власть.
Еще одна техника, широко используемая в экзистенциальной терапии, — сократовские вопросы. Сократические вопросы — это техника, которую экзистенциальные терапевты используют, чтобы помочь вам обрести новую перспективу.
Сократовские вопросы представляют собой серию градуированных вопросов, которые помогают облегчить поведение и мысли для достижения терапевтических целей.
Экзистенциальная теория фокусируется на важных вопросах жизни.