Умение понимать эмоциональное состояние | Блог 4brain
Эмоции управляют человеком сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее целое состояние, которое характеризуется своими особенностями в поведении человека.
Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.
Почему так важно распознавать свое эмоциональное состояние и других? Все просто: от него зависит направление мыслей, возможности мышления, поведение, уровень агрессии, мотивации, общительности.
Если вы не понимаете своего эмоционального состояния, то не сможете повлиять на него, если оно станет разрушительным. Вы, вероятно, попытаетесь заглушить его при помощи внешних решений, таких как алкоголь, сигареты, шоппинг или еда – но все это в итоге не поможет и отразится как на здоровье, так и на психике.
Если же вы не умеете распознать эмоциональное состояние собеседника, это может привести к конфликтам. С каждым такое было: вроде разговариваешь с человеком как обычно, а встречаешь на агрессию. Поэтому мы разделим статью на две части. В первой вы получите советы, как распознать свое эмоциональное состояние, а в другой – как понять чужое.
Как распознать свое эмоциональное состояние?
Как мы уже говорили, человек, который разбирается в своих эмоциях, может снизить воздействие негативных, а также ввести себя в любое состояние. Если он сейчас ленив, то может найти способы избавиться от этого состояния и войти в рабочее. Если печален, то сможет немного развеяться.
Но опять же, чтобы изменить свое настроение, нужно, прежде всего, научиться понимать свое нынешнее состояние. Давайте на примере злости и гнева посмотрим, как можно распознавать свои эмоциональные состояния.
Распознавание физиологических признаков злости и гнева
Первым шагом в эффективном управлении гневом является распознавание – момент, когда вы начинаете злиться. То есть вам нужно уловить все промежуточные состояния: раздражение, злость и только потом гнев.
Сосредоточимся на злости, потому что гнев попросту не имеет смысла распознавать. Некоторые физические признаки злости включают:
- сжатые челюсти;
- боль в животе;
- дрожь на лице;
- пот на ладонях;
- легкое головокружение.
Эмоционально вы можете почувствовать:
- желание уйти от ситуации;
- раздражительность или грусть;
- обиду;
- подавленность.
Вы также можете заметить, что потираете голову, не можете найти себе места, применяете саркастический тон, хотите пить, повышаете голос. Очень важно развивать осознанность, чтобы вовремя заметить закипающую злость. Порой одного этого достаточно для того, чтобы ее интенсивность пошла на спад.
Как же еще можно научиться распознавать свое эмоциональное состояние? Вот несколько способов.
Расширяйте свой эмоциональный словарь
Можете для начала разделить эмоциональные состояния на категории. Они довольно условные, но помогают быстро принять решения:
- Злость: раздражительность, угрюмость, нетерпение, фрустрация.
- Печаль: сожаление, пессимизм, желание расплакаться, мрачность.
- Беспокойство: тревога, осторожность, настороженность, стресс, ощущение тупика.
- Боль: ощущение предательства, шок, изоляция, мука, синдром жертвы.
- Счастье: благодарность, доверие, возбужденность, расслабленность, облегчение, уверенность.
Важно также отличать эмоции и состояния. Ключевая разница – в продолжительности. Можно испытывать печаль, а можно пребывать в печальном состоянии. В первом случае эмоция может длиться несколько минут, а во втором – дни и даже недели.
Научитесь понимать интенсивность эмоций
Мы склонны прибегать к ярлыкам-крайностям, таким как «сердитый» или «в стрессе», даже когда наши чувства гораздо менее экстремальные.
Многие психологи твердят одно и то же десятилетиями: измените свои речевые шаблоны – и вы измените состояние. Вот почему важно не только назвать эмоцию, но и выяснить ее интенсивность.
Когда определяете свои эмоции, оценивайте их по шкале от 1 до 10. Насколько они сильны? Что происходит с вашим эмоциональным состоянием, когда вы выбираете другие слова?
Запишите их
Американский психолог Джеймс Пеннебейкер в течение 40 лет проводил исследования, пытаясь выявить связь между записыванием и пониманием эмоций. Исследования показали, что люди, которые регулярно записывают свои переживания и эмоциональные состояния, испытывают заметное улучшение физического и психического благополучия.
Эти эксперименты также показали, что со временем те, кто писал о своих чувствах, развивали понимание того, что они означают (или что они точно не значат, что не менее важно), используя такие фразы, как «Это меня поразило», «Причина в том, что …», «Теперь я понимаю, что …», «Я понял, что …». Процесс письма позволил им получить новую точку зрения на свои эмоции и более четко понять их влияние и последствия.
Вы можете делать записи каждый день, но особенно это полезно во время сложных периодов жизни или серьезных изменений (свадьба, рождение ребенка, увольнение), либо если вы чувствуете эмоциональную суматоху.
- Установите таймер на 20 минут.
- Используя ноутбук или блокнот, напишите о своих эмоциональных переживаниях на прошлой неделе, в этом месяце или году.
- Не беспокойтесь о том, чтобы сделать его идеальным или удобочитаемым: отправляйтесь туда, куда вас ведет мысль.
- Вам даже не обязательно сохранять этот документ – важно, что вы выплеснули свои мысли и эмоции.
Вы также можете использовать эти три подхода и когда пытаетесь лучше понять эмоциональное состояние другого человека. Об этом мы сейчас и поговорим.
Как распознать эмоциональное состояние другого человека?
Разговоры с другими людьми зачастую эмоциональны. И даже если вы не имеете никаких негативных намерений, собеседник может отреагировать совершенно не соответствующе словам. Почему так происходит? Дело в том, что вы могли неправильно считать его эмоциональное состояние.
К примеру, собеседник чем-то раздражен и не хочет, чтобы к нему приближались, а уж тем более – обращались. В этом случае очень важно научиться считывать эмоциональное состояние партнера, чтобы умело подбирать слова. Искусству чтения людей учит такая дисциплина как профайлинг. Пройдите курс, если хотите развить этот навык.
Возможно, вы хорошо знаете свое эмоциональное состояние, но плохо разбираетесь в чужом (такое случается сплошь и рядом). Это приводит к конфликтам, потому что вы переносите свое состояние на собеседника, считая, что он находится в том же настроении. Вот почему так важно научиться понимать его верно.
Распознавание социальных сигналов эмоционального состояния
Шаг первый: обратите внимание на лицо. Лицо – это та часть тела, которая чаще всего первой проявляет эмоции. Если вы пытаетесь определить, грустит ли человек, расстроен ли он, испытывает ли одиночество или каким-либо иным образом переживает боль, пристально вглядитесь в выражение его лица.
- В отличие от некоторых социальных сигналов, семь основных выражений лица являются универсальными в разных культурах – радость, удивление, презрение, гнев, отвращение, печаль, страх.
- Лицевые выражения быстро меняются и могут передавать более чем одну эмоцию за раз. Например, лицо человека может показать как веселье, так и страх, если произошло что-то очень удивительное.
Шаг второй: изучите знаки печали и грусти, злости и раздражения.
Именно эти состояния наиболее важны, потому что неправильный подход, неприемлемая фраза могут привести к конфликту. Если человек счастлив и весел, вдохновлен и мотивирован, сложно сказать что-либо не то и поссориться с ним. Но в случае печали, грусти, злости и раздражения этого «добиться» очень легко.Существуют характерные проявления печали. Внутренние уголки бровей приподняты и могут быть слегка сведены. Внутренние уголки верхних век подтянуты кверху, а нижние веки могут казаться приподнятыми. Уголки губ опущены или же губы могут выглядеть дрожащими. И все же первый признак грусти и печали – слегка сведенные брови.
О злости же мы поговорили в начале статьи. Изучайте, как именно эмоции проявляются на лице и в теле – и вы сможете читать состояние человека намного лучше.
Проявление эмпатии
Совет: научитесь внимательно слушать. Вы наверняка сотни раз слышали данный совет, но, возможно, не использовали его. Постарайтесь унять свои мысли и обратить внимание на то, что говорит собеседник.
Шаг первый: выясните, что вы понимаете, о чем человек говорит. Человеческая лень не знает границ. Нам порой так хочется убедить себя в том, что мы понимаем человека, лишь бы не тратить ментальных усилий на уточняющие вопросы.
Задавайте вопросы и повторяйте ответы своими словами. Не думайте, что это замедляет разговор. Наоборот, вы сможете добиться намного большего, если оба будете понимать, что имеет в виду собеседник.
Особое внимание обратите на то, когда речь заходит об эмоциях. Возможно, понадобится не только слушать собеседника, но и тщательно наблюдать за его мимикой, жестами и языком тела.
Шаг второй: слушайте без осуждения. У нас в голове постоянно крутится голос, который трудно заставить замолчать. Однако сделать это возможно. Нельзя давать ему слова во время монолога собеседника, кроме того – запрещайте ему судить.
Когда мы осуждаем человека, пусть и у себя в голове, это дает мозгу команду: «Я все о нем знаю». Такой подход снижает внимательность, а значит, вы не сможете распознать микровыражения, а также обратить внимание на некоторые важные слова, которые произносит собеседник. Поэтому будьте предельно внимательны.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Магия Жизни: Описание эмоциональных состояний
Гнев. Бывает трех видов: без внешнего проявления, проявленный в слове и на деле (вспыльчивость) и продолжительный гнев (злопамятство), переходящий в худшую форму гнева — ненависть. При гневе человек теряет значительную долю энергии, более значительную, чем при других страстях (за исключением чувственности).Совет — Поглощение энергии при помощи дыхания как нельзя более уместно в данном случае. Медленно плавно вдохните и выдохните 5-10 раз, сопровождая это сильным напряжением брюшных мускулов. Внушайте себе ежедневно, что вас невозможно рассердить, вывести из себя, что вы просто «гора» спокойствия и добродушия.
Чревоугодие. Заключается в чрезмерном употреблении пищи в количестве более значительном, чем это необходимо для физического существования.
Сюда же относится потребление пищи ради вкусовых ощущений. Не говоря о том, что чревоугодие приносит физическому организму значительный вред, оно способствует усилению таких страстей, как гнев и чувственность, притупляет умственные способности, вызывает вялость, лень и является значительным препятствием на пути к психическому развитию.
Совет — постепенное уменьшение пищи, которая, однако, должна быть питательной. Физические упражнения на свежем воздухе, которые вызовут нормальный, а не чрезмерный аппетит. Отвлечение мыслей от представления вкусных блюд.
Чувственность. Ни одна страсть не отнимает у человека так много энергии, как чувственность. Оставаясь спокойным в мыслях, словах и действиях, человек сохраняет огромное количество нервных, эфирных и умственных сил.
Совет — не употребляйте острых, возбуждающих средств и мяса. Старайтесь достигнуть полного господства над своей фантазией и над своим телом в чувственном отношении. При сильных приступах чувственности пользуйтесь поглощением энергии путем дыхания.
Лень. В большинстве случаев лень зависит от недостатка энергии или же является дурной привычкой, результатом чревоугодия и пассивности. Она ослабляет волю и энергию.
Совет — Если причина лени заключается в слабости нервной системы, в недостатке энергии, то лучшим средством является «Прокачка». Во втором случае делайте самовнушение действием , физические упражнения, развивайте волю. Хорошим приемом является борьба с усталостью. Несмотря на усталость, закончите работу и только потом отдыхайте. Через некоторое время вы совершенно избавитесь от лени, а усталость будет исчезать по первому требованию воли.
Зависть.Зависть — это желание человека иметь что-либо, принадлежащее другому (в том числе вещи, качества характера и т. п.), сопровождаемое раздражением, обидой.
Совет — так как зависть сильно ослабляет волю и поглощает силу, нужно стараться быть равнодушным к обладанию чем бы то ни было: мысленно, словесно и на деле. Удаление мыслей зависти, поглощение энергии и самовнушение помогают избавиться от зависти. Главную роль играет внимательное отношение к своим мыслям. Всякую мысль, имеющую хотя бы отдаленное отношение к зависти, нужно подавить или изгнать совершенно и сосредоточиться на круге противоположных мыслей.
Ложь. Ложь бывает трех видов: словесная, когда человек вводит в заблуждение других неверными объяснениями и толкованием фактов, самообман — бессознательная ложь, при которой, обманывая других, человек начинает верить себе и ложь жизнью, когда кто-либо обманывает других своими поступками, действиями, внешней жизнью. Ложь оскверняет разум и мешает совершенствованию.
Совет — Никогда не лгите, даже в шутку. Всякая мысль вызывает вибрации, которые привлекают подобные же вибрации. Сознательно обманывающий других начинает бессознательно обманывать и себя. Нужно всегда быть правдивым, мысленно, словесно и на деле, чтобы отпечатки наших идей, речей и дел, запечатленные в ауре, не разъединились между собой.
Тщеславие и надменность.Тщеславие заключается в стремлении значить для других или иметь преимущество в чужом мнении. Это заставляет человека искать внимания других людей, жаждать их похвалы и т. п., благодаря чему происходит потеря психических токов. Неразрывно с тщеславием связана надменность, при которой человек услаждается мыслью о своем превосходстве над другими людьми.
Совет — Подавляйте свою надменность, ибо она ведет к заблуждениям, отталкивает от вас людей и растрачивает вашу силу. Подавляйте также стремление услышать одобрение своим поступкам. Тщеславие ставит в зависимость от других людей. Не удовлетворяйте его, и вы сбережете силу, которая привлечет к вам внимание других людей, без всякого с вашей стороны усилия.
Сребролюбие — страсть к стяжанию, стремлению к чрезмерному приобретению имущества. Сребролюбие является крайне значительным препятствием духовного усовершенствования человека. Постоянная забота о земных благах отвлекает внимание от высших стремлений, притупляет возвышенные наклонности, развращает ум и душу человека и делает его рабом обстоятельств.
magic-heaven33.blogspot.com
Интеллектуальное состояние человека: примеры
Психология изучает психические процессы, свойства и состояния личности. К первым относятся элементарные единицы психики, обеспечивающие её функционирование. Выделяют психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и внимание. Последнее не является самостоятельным процессом, но регулирует другие, а также перестраивает психику в ответ на меняющиеся условия среды.
Психические свойства характеризуют устойчивые явления, преобладающие у конкретного индивида: тревожность, мнительность, ригидность, лабильность экстраверсия-интроверсия и т.д. Под психическими состояниями подразумевают временные своеобразия психической деятельности, характеризующие отношение личности ко всему, что происходит вокруг. В особую группу выделяют интеллектуальное состояние человека.
Интеллектуальными считаются состояния, возникающие в процессе мыслительной деятельности, а также интеллектуальные эмоции. Остановимся на этом подробнее.
Удивление
Об интеллектуальных состояниях человека знали ещё в Древней Греции. Так, Аристотель считал, что в процессе познания переход от простых вещей к более сложным возможен благодаря удивлению. Эта эмоция ценна ещё и тем, что человек понимает своё отношение к предмету или явлению без предварительного анализа и оценок. Такое вот интеллектуальное состояние.
Удивляясь, люди узнают что-то новое, совершают научные открытия. Ведь то, что вызвало удивление, противоречит имеющимся у человека представлениям, следовательно, стимулирует к познанию неизвестного. Недаром методики обучения дошкольников и учеников начальных классов основаны на единстве аффекта и интеллекта. Такие методы меняют интеллектуальное состояние человека. Примеры: дети закрывают глаза, а воспитатель переодевается в добрую фею; учитель начинает объяснение новой темы с загадки и т.д.
Эмоции, противоположной удивлению, не существует, но само удивление в некоторых обстоятельствах может оказаться неприятным.
Задумчивость
Под задумчивостью подразумевается такое интеллектуальное состояние человека, когда он погружён в размышления. Она характеризуется неподвижностью, невыразительностью мимики, замедленными реакциями, монотонной речью.
Это состояние приветствуется в ситуациях, когда нужно разрешить проблему, справиться со сложной задачей, найти выход из положения. Но чрезмерная погруженность в себя может привести к несчастью вроде автомобильной катастрофы или свидетельствовать о психическом заболевании.
Интерес
Состояние интереса характеризуется взаимодействием интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. В основе интереса лежит ориентировочный рефлекс, но эти состояния не тождественны. Сориентировавшись в ситуации, человек может перестать интересоваться ею или, наоборот, рефлекс уходит, а заинтересованность остаётся.
Интерес к профессии, скорее, относится к личностным качествам, но осознание значимости своего труда, стремление повысить квалификацию и сосредоточенность на профессиональных проблемах предполагают активное участие интеллекта.
Во избежание профессиональной деформации и сужения кругозора профессиональная заинтересованность должна сочетаться с проявлениями любознательности в других сферах, интеллектуальной отзывчивости на получаемые знания. Так формируется интеллектуальное состояние человека. Примеры: воспитатель дошкольного учреждения активно интересуется театром, токарь приобретает навыки водителя, программист осваивает основы веб-дизайна и т.д.
Любопытство
Это состояние примыкает к интересу. Факты, в отношении которых проявляется любопытство, захватывают, содержат интригу, побуждают к активным действиям по выяснению ситуации. Характеризуют такое интеллектуальное состояние человека слова «интересно», «захватывающе», «любопытно» и т.д.
Выделяют две разновидности любопытства: своекорыстие и любознательность. В первом случае индивид стремится всё знать с целью самолюбования, интересуется делами и вещами, к которым не имеет никакого отношения. Любознательным свойственно желание получать систематические знания для благих целей.
Творческое вдохновение
Это состояние представляет собой синтез эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Чаще всего вдохновение испытывают представители творческих профессий (художники, композиторы, писатели), но что-то подобное знакомо каждому из нас. Это моменты поиска решения математической задачи, способа исправления неработающего станка, написание курсовой и т.д.
Состояние внезапного озарения, когда вдруг становится понятно, как нужно действовать, в психологии называется инсайтом. Это удивительное интеллектуальное состояние человека. Примеры слов, приходящих на ум в такие моменты: «Эврика!», «Ура! Нашёл!», «Как же я раньше не догадалась!».
Во время инсайта чувствуется необыкновенный прилив сил, обостряется восприятие, фантазия подбрасывает оригинальные сочетания образов, работоспособность зашкаливает, всё кажется прекрасным.
На самом деле состояние инсайта вовсе не внезапно. Просто вся мыслительная работа, ведущая к достижению цели, проходила на подсознательном уровне, и в нужный момент сознание получило правильные ответы.
Монотония (скука)
Это интеллектуальное состояние свойственно человеку, лишённому общения с другими людьми или вынужденному длительное время заниматься однообразной рутинной работой. Проявления монотонии в большей степени характерны для жителей тайги, обитателей земель за полярным кругом, но люди, испытывающие скуку, встречаются где угодно.
Человек, страдающий монотонией, не способен устанавливать отношения с другими людьми и организовывать свою деятельность так, чтобы испытывать моральное удовлетворение. Иногда монотония возникает из-за большого количества свободного времени, которое не хочется ничем занимать. Скуку также вызывают серьёзные неприятности, пережитое горе, хроническая усталость.
Хроническая скука – одна из проблем современного общества. Люди всё чаще обращаются к специалистам по поводу того, что не видят стимулов к жизни, не знают, как развеселить себя. В ход идут кратковременные способы получения удовольствия (сигареты, алкоголь, беспорядочный секс и т.д.), но и они не избавляют от хандры. Исправить ситуацию помогает выявление личностно и социально значимых мотивов, способов придания выполняемой работе привлекательность, поиск партнёров по общению.
Интеллектуальное состояние человека: категория состояния (примеры)
Всё, что происходит с индивидом, обозначается языковыми единицами, которые используются в речи. В русском языке выделяют слова, обозначающие интеллектуальное состояние человека: «интересно», «ясно», «понятно» и т.д. По-другому они называются предикативами. Некоторые исследователи относят указанные лексические единицы к наречиям.
Лексика, характеризующая интеллектуальное состояние человека (категория состояния) включает слова, входящие в грамматическую основу или просто в состав безличных предложений. Специфических морфемных признаков у этих слов нет. По падежам, лицам и числам категории состояния не изменяются. Подобно наречиям, большинство лексических единиц, обозначающих интеллектуальное состояние человека, имеет суффикс -о-: «скучно», «удивительно» и т.д.
В предложении лексика категории состояния согласуется с собственными именами в дательном падеже (Ивану стало понятно условие задачи) или употребляются в обобщённом смысле (Ясно, что на самолёт мы не успеем).
Особенности психических состояний
Любое интеллектуальное состояние человека целостно, подвижно и относительно устойчиво. Проявления того или иного состояния характеризуют психику в целом. Так, если индивид уверен в своих убеждениях, то он располагает системой знаний, не сомневается в правоте и проявляет силу воли для успешной практической деятельности.
Подвижность психических состояний заключается в том, что они хоть и более продолжительны, чем процессы, всё-таки протекают во времени, имеют начало, динамику развития и завершение. Устойчивые состояния со временем становятся личностными качествами (сосредоточенность, вдумчивость и т.д.).
Психические процессы, состояния и свойства тесно связаны между собой. В определённых сочетаниях они формируют индивидуальный облик человека.
fb.ru
Эмоциональные состояния личности — Психология
из всего перечисленного выше.
Эмоциональные состояния личности свидетельствуют об основной сущности человека, так как дают возможность проникнуть в его внутренний мир, представляя собой базу, на которой строятся цели и решения, намерения и поведение. Эмоциональные состояния личности очень важны в отношении самопознания, понимания собственных особенностей, действия и планирования будущего.
Эмоциональные состояния личности регулируют поведение человека при контакте с окружающими. Внешние мимика, жесты и позы людей, являющиеся провожатыми любых эмоций, а также речь человека говорят о состоянии его внутреннего мира, о его переживаниях.
Среди всех эмоциональных состояний личности выделяются три главных разновидности, которые имеют отличие по силе и длительности, — это аффект, страсть и настроение.
Аффект – это непродолжительное, бурное, ярко проявляющееся внешне эмоциональное состояние. Как правило, аффекты проявляются по причине каких-либо очень волнующих событий или ситуаций в человеческой жизни. Чаще всего состояние аффекта наблюдается как реакция человеческой психики на событие, которое произошло не так давно. Основа состояния аффекта – состояние внутреннего конфликта, которое переживает личность. Причиной конфликта может являться противоречие между желаниями и намерениями, между требованиями и вероятностью их выполнения.
Страсть представляет собой мощное, длительное, всеобъемлющее эмоциональное состояние личности, которое превалирует над прочими стремлениями и желаниями человека и, как правило, ведет к концентрации внимания и душевных сил на объекте всех человеческих желаний. Главный показатель страсти – это тяга к активным действиям и осознание того, что страсть захватывает. По сути, эмоциональное состояние страсти можно сопоставить с очень продолжительным состоянием аффекта. Разница заключается в том, что страсть поддается контролю, а аффект нет.
Настроение представляет собой совокупность множества чувств. Настроение — это эмоциональное состояние личности, характеризующееся продолжительной неизменностью. Настроение является своеобразной основой, по которой проходят все прочие психические и эмоциональные процессы. Разница между окказиональными эмоциями и состояниями аффекта заключается в том, что настроение представляет собой эмоциональную реакцию не на следствия каких-либо событий, а на важность этих событий в отношении жизненных планов, интересов и желаний. Настроение отражается на внешнем поведении человека, его общении с другими людьми, действиях и поступках.
Эмоциональное состояние личности отражается и на результативности трудовой деятельности. Каждая отдельная профессия имеет определенные требования к области человеческих эмоций. Профессии, которые предполагают постоянный контакт и общение с другими людьми, призывают человека к осуществлению самоконтроля над собственными эмоциональными состояниями. Еще с древности существует мысль о том, что доктор врачует главным образом не само заболевание, а именно человека. В связи с этим эффективность лечения во многом опирается на то, как человек может регулировать и брать под контроль собственные эмоции.
По материалам сайта: http://megamedportal.ru/
Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.
health.sarbc.ru
Эмоциональное состояние
Министерство образования Российской Федерации
Омского государственного педагогического университета
Реферат
«Эмоциональное состояние»
Выполнил:
Радке Александр Юрьевич
ф-т Информатики гр.11(1)
2007-10-29
Содержание
Введение
Рассуждение
Выводы
Список литературы
Введение
Мне бы хотелось раскрыть тему «эмоционального состояния», так как оно сопровождает человечество с появления «hope sapiens». В своем развитии «эмоциональное состояние» прошло много интересных этапов. Например, если в начале развития у человека такая характеристика как материнство было развито плохо, то в наше время оно развито отлично, вот девушек выдавали замуж с 10 лет, то сейчас как минимум с18 лет. Что говорит о увеличении срока воспитании детей в семье. И отношение людей к друг другу улучшилось. В древности, если говорить об отношения не в общине, то люди относились к другим как злостным врагам, а сейчас это агрессивное состояние менее утихло и уже нормальный человек не будет убивать другого только из-за того, что тот не так на него посмотрел.
Рассуждение
Такие драйверы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Неужели они тоже способствуют выживанию? Если мы спросим себя, для чего в ходе эволюции возникли рефлексы и инстинкты, то ответ будет лежать на поверхности. Рефлекс- это специфическая реакция на определенный стимул. Инстинкты обеспечивают успешное исполнение более сложных моделей поведения, причем некоторые из этих моделей остаются неизменными на протяжении всей жизни животного от рождения до смерти. Мы знаем, что человек рождается с очень ограниченным набором рефлексов, и лишь некоторые из них, вроде рефлекса моргания, остаются с ним навсегда. Рефлексы и инстинкты ригидны, они жестко привязаны к стимулу, их явно недостаточно, когда ситуация требует принятия решения в ситуации выбора или в ситуации, требующей гибкости поведения.
Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды. То же самое можно сказать о мотивах, которые мы называем драйвами, — о голоде, жажде, сексуальном влечении, избегании боли и потребности в выведении из организма продуктов жизнедеятельности. Эти мотивационные системы необходимы для выживания человека. Их иногда называют потребностями выживания, поскольку они наряду с регуляторной химической, гомеостатической, системой обеспечивают наше физическое благополучие. Но, как и для чего возникли эмоции? По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным — им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пишу, заботиться о себе, для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Наглядным доказательством тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого младенца без матери в незнакомой комнате. Большинство детей отреагирует на разлуку яркой эмоцией. Если же связь между матерью и младенцем нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, мы можем наблюдать выразительнейший букет негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма.
Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии. Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов. Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса на лице ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом. Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна. Исследования показывают, что родителей, дети которых страдают болезнью дауна, очень огорчает и угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации. Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность, сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.
Определить эмоцию не так-то просто. И тому есть две причины. Во-первых, эмоций много, и каждая из них проявляется по-своему. Так, например, эмоция гнева может вызвать агрессивную реакцию, а страх — реакцию самозащиты или побуждает его к бегству. Во-вторых, эмоция — чрезвычайно сложный феномен, который активизирует нейронные, когнитивные и моторные процессы. Или, говоря иными словами, эмоция предполагает сотрудничество психического и телесного, задействующее все уровни личности. Пока давайте рассмотрим отдельные характеристики этого феномена, которые будут полезны для того, чтобы приблизиться к пониманию предмета нашего обсуждения.
Что же такое эмоции? Являются они преходящими состояниями или сопровождают нас постоянно? В какой мере они детерминированы ситуацией, условиями момента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками индивида? Очевидно, что нам не удастся дать однозначного ответа на поставленные вопросы, многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту. Здесь можно вспомнить исследования, иллюстрирующие этот парадокс на примере традиционного понятия тревоги, существует обширный пласт теоретических и экспериментальных работ, направленных именно на то, чтобы определить и развести понятия тревоги как состояния, с одной стороны, и тревожности как черты личности с другой. Состояние и «черта» различаются длительностью переживания и степенью выраженности эмоции, с помощью термина «эмоциональное состояние» (например, «состояние гнева») мы будем обозначать отдельно взятый эмоциональный процесс ограниченной длительности. Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений. Термином «эмоциональная черта» (например, «вспыльчивость») мы будем обозначать склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния. Полезным представляется понятие «эмоциональный порог». Человек с низким порогом эмоции гнева более вспыльчив и чаще находится в состоянии гнева и поэтому наберет высокий балл по шкале гневливости.
Как было показан
mirznanii.com
Управление персоналом, образование, личное развитие. Тесты. Внимание. Память. IQ-тесты. Effecton Studio. Эффектон
Теории эмоций
Понятие «эмоция» появилось в конце 19 века и связано с именами У. Джемса и Г. Ланге. По их концепции — эмоции вызываются внешними воздействиями, изменениями в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов — сердечной. Появляющиеся при этом ощущения и есть эмоциональные состояния, т.е. причины и следствие поменялись местами.
У. Кеннон заметил это несоответствие и, мало того, обратил внимание, что телесные реакции, возникающие при разных эмоциях, имеют сходство и ими нельзя объяснить многообразие эмоций человека. Кеннон считал, что телесные эмоции настраивают организм к ситуациям, требующим больших энергозатрат.
Мнение многих психологов основывается на том, что эмоции не являются психическим состоянием, это просто ответ организма на ситуацию.
Существуют теории, объясняющие природу эмоций через когнитивные факторы. Это теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, согласно которой диссонанс — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в случае, когда человек имеет психологически противоречивые сведения об одном объекте.
Положительные эмоции возникнут, когда реальные результаты будут соответствовать намеченным или ожидаемым. Человек при диссонансе испытывает дискомфорт и пытается от него избавиться, либо, изменив ожидание, либо старается получить новые сведения.
Когнитивистская информационная теория эмоций П.В. Симонова определяет эмоциональные состояния качеством и интенсивностью потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Эта оценка вероятности складывается из своего врожденного и приобретенного опыта, при этом сопоставляется со средствами времени, необходимыми ресурсами, требуемыми для удовлетворения потребности и с сиюминутной информацией.
Получается, что человек, сознавая или нет, постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, что у него имеется, и испытывает соответствующие эмоции.
Самочувствие, активность, настроение
Человек в процессе своей деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных. Согласно закону К. Бюллера, положительные эмоции в ходе сложных видов деятельности перемещаются от конца к началу (разработка плана действий и осуществление).
Эмоции по воздействию на деятельность человека подразделяются на:
- Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек в таком состоянии способен на многие свершения.
- Астенические эмоции характеризуются пассивностью, скованностью.
Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние. При хорошем настроении активизируется познавательная и волевая деятельность человека.
Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма, спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.
Эмоциональные состояния преходящи, но в них отражаются индивидуальные особенности личности: у меланхолика — минорное настроение, холерика — возбужденное. Но в основном, абсолютное большинство людей при любых индивидуальных особенностях имеют усредненные, смешанные показатели активности, которое напрямую зависит от самочувствия человека и его настроения.
Настроение — эмоциональное состояние, придающее окраску переживаниям и деятельности человека, оно имеет причину, не всегда осознаваемую человеком. Настроение может изменяться под впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающей природы, здоровья, выполняемой работы, учебы. В управлении настроением сказывается развитие личности.
Учитывая индивидуальные особенности человека и воздействие на него эмоций можно оценить его психическое состояние при помощи теста «Самочувствие, активность, настроение» из пакета психологических тестов «Состояние».
Наибольшую ценность представляет такой экспресс-анализ динамики показателей текущего психического состояния в зависимости от каких-либо значимых для личности событий или режима обучения и работы. Для улучшения своего самочувствия, увеличения активности, а значит и работоспособности, повышения настроения можно воспользоваться упражнениями из комплекса «Комфорт».
Ситуативная тревожность
Основные фундаментальные эмоции по К. Изарду можно разделить на положительные и отрицательные.
- положительные эмоциональные состояния — интерес и радость;
- отрицательные эмоциональные состояния — страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд;
- удивление — не имеет четко выраженного отрицательного или положительного знака эмоциональной реакции на внезапно появившиеся обстоятельства.
При соединении фундаментальных эмоций могут появиться такие комплексные состояния, как тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Эмоциональные переживания неоднозначны, многое зависит от черт характера человека, если человек по характеру интроверт, то ему в большей степени присуща тревожность.
Состояние постоянной тревожности может переходить в стрессовые ситуации, а, следовательно, может привести человека к неврозу и другим заболеваниям, поэтому желательно вовремя выявить наличие высоких показателей тревожности и принять соответствующие меры. Одним из способов, улучшающих состояние человека, могут быть упражнения из пакета «Комфорт», особенно психотехнические упражнения.
Шкала «Ситуативная тревожность» из пакета «Состояние» позволяет количественно и качественно определить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.
Самооценка эмоциональных состояний
Проблемы психического стресса и тревоги занимают особое место в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека. Перед выполнением ответственного задания или поступка у человека возникает чрезмерное эмоциональное возбуждение.
Чаще всего понятие тревожность применяется для описания неприятного эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активизацией автономной нервной системы.
Человек сам может оценить свое состояние, как спокойное, тревожное или промежуточное между ними. После успешного выполнения сложной работы или успешной сдачи экзамена человек успокаивается, его настроение становится приподнятым, появляется чувство уверенности в себе.
В случае неудачи, т.е. плохо выполненной работы, либо не сдачи экзамена, человек эмоционально переживает свой неуспех, и у него появляется тревожность, усталость, подавленность, беспомощность, приводящие его к болезненному состоянию.
Тест «Самооценка эмоциональных состояний» из пакета «Состояние» содержит шкалы «спокойствие — тревожность», «энергичность, бодрость — усталость», «приподнятость — подавленность», «уверенность в себе — беспомощность».
Результаты теста связаны с объективными показателями эмоциональных состояний: пульсом, тремором, разностью артериального давления. Для нормализации своего эмоционального состояния, в случае отклонения от нормы по результатам тестирования можно воспользоваться упражнениями тренажера Комфорт.
Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.
effecton.ru
Связь заболеваний с эмоциональным состоянием человека
По образному выражению известного клинициста М.И. Аствацатурова, сердце поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным настроением.
Отрицательные эмоции изменяют не только деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, но и состав крови. Установлено, что у студентов во время экзаменов повышается количество сахара и адреналина в крови, эмоции тревоги ускоряют свертывание крови, повышают ее вязкость (что увеличивает возможность образования тромбов).
Частое повторение психотравмирующих ситуаций создает основу для суммации симпатических влияний и таким образом приводит к хроническому усилению активности этого отдела вегетативной нервной системы, и как следствие этого — к повышению артериального давления крови, нарушениям пищеварения, потливости, недостаточности почечного кровообращения, отекам и другим отклонениям.
Под влиянием даже незначительных эмоций иногда изменяются ритм и амплитуда дыхательных движений. Общеизвестными примерами таких реакций при волнении могут служить глубокие вдохи, зевание. Наряду с вегетативными сдвигами, эмоции вызывают разнообразные двигательные реакции. Радость, горе, страдание, страх, гнев и другие эмоции сопровождаются совершенно различными выразительными движениями. Жизненный опыт на основе четырех врожденных эмоциональных состояний: гнева, страха, удовольствия и отвращения (дискомфорта) — формирует обширную шкалу мимических нюансов, посредством которых проявляются различные эмоциональные переживания.
Состояние скелетной мускулатуры также отражает настроение человека: при эмоциональном покое мышцы не напряжены, движения свободные; ощущение же тревоги, страха вызывает напряжение мышц, движения становятся скованными. Кстати, общее мышечное напряжение, возникающее при длительных отрицательных эмоциях, может вызывать головную боль, так как усиление тонуса мышц лица и шеи приводит к сжатию кровеносных сосудов. Кровоснабжение мозга ухудшается, мозговые клетки начинают испытывать кислородное голодание. Повышение мышечного тонуса в состоянии покоя — одна из характерных особенностей больных неврозами. Понятно, что в таких случаях полезно обучение приемам мышечного расслабления.
Глубокое воздействие эмоционального состояния на тонус мышц и уровень обмена веществ иллюстрируют опыты, в которых при решении простой арифметической задачи испытуемых ставили в условия, вызывающие небольшое волнение («кто решит первый», «правильно ли решение»). При этом у здоровых людей значительно повышался мышечный тонус и увеличивался основной обмен на 36%. Решение аналогичных задач в тех же условиях, но при создании с помощью гипноза «созерцательного» отношения напряжением мышц не сопровождалось, а интенсивность обмена у испытуемых изменилась всего на 1%.
Особая роль в организации эмоций принадлежит эндокринной системе, т.е. железам внутренней секкреции. Все железы организма разделяют на две группы: железы внешней и внутренней секреции. Первые имеют выводные протоки и выделяют свое содержимое в какие-либо полости или наружу (к ним относятся слюнные, потовые железы и др. ). вторые отдают свои гормоны непосредственно в кровь (надпочечники, щитовидная железа, половые железы и пр. ).
В первую очередь это относится к так называемому мозговому веществу надпочечников, которое продуцирует адреналин, норадреналин и ряд других гормонов. Адреналин принимает участие в регуляции многих функций организма. Например, он способствует превращению гликогена печени в глюкозу и выбросу ее в кровь. Под влиянием адреналина мышцы лучше усваивают глюкозу. Наиболее ярким эффектом действия адреналина являются усиление и учащение сердечных сокращений.
Установлено, что у людей, находящихся в состоянии неуверенности, беспокойства, тревоги, страха, в крови повышается количество адреналина (поэтому некоторые исследователи называют его гормоном тревоги).
Нервные и эндокринные влияния тесно переплетаются и дополняют друг друга. В отношении эмоций можно говорить о нейроэндокринной регуляции. Так, гипоталамус реализует формирование эмоций двумя путями: нервным и нервно-гормональным, поскольку он регулирует выделение гормонов гипофиза, принимающих участие в организации эмоциональных состояний. Особо важное значение имеет адренокортикотропный гормон (АКТГ) гипофиза, который стимулирует выделение гормонов надпочечников.
Сильное или слишком длительное эмоциональное напряжение называют нервным или эмоциональным стрессом. Вообще же стресс, по определению известного канадского ученого Ганса Селье, представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование. Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами. Они могут иметь самую различную природу. Это может быть физическая нагрузка, конфликтная ситуация (семейная или служебная), воздействие холода, инфекция и пр. Но независимо от характера стрессора организм реагирует на любой такой раздражитель неспецифический, т. е. одним и тем же комплексом реакций: учащением пульса, повышением артериального давления крови, увеличением содержания в крови гормонов надпочечников. Реакция организма на любой стрессор является приспособительной и, как установил Селье, состоит из трех фаз: фазы тревоги («общий призыв к оружию» защитных сил организма), фазы повышенной сопротивляемости и фазы истощения.
Необходимо отметить, что стресс как таковой не всегда является вредным для организма. Селье различает физиологический стресс, или эустресс,— ответ организма на предъявляемое ему требование, и патологический стресс, или дистресс, что в переводе с английского означает «несчастье», «недомогание», «истощение». Поэтому и эмоциональный или психологический стресс может оставаться в пределах нормы или переходить в болезненное состояние в зависимости от его силы, длительности и положительной или отрицательной эмоциональной окраски.
Частые стрессовые состояния чрезмерно активируют вегетативную нервную систему, особенно ее симпатический отдел, нарушают баланс различных гормонов (гипофиза, гипоталамуса и надпочечников), подавляют функции половых желез. В результате всех этих изменений могут возникнуть «болезни адаптации» (по терминологии Селье) — гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
Но значит ли это, что каждая отрицательная эмоция может вызвать заболевание? Отнюдь нет. Термин «отрицательная», приложенный к слову «эмоция», не равнозначен понятию «вредная эмоция». Мозг человека, этот удивительный продукт эволюции, за миллионы лет развития человеческого организма великолепно приспособился вырабатывать наилучшую стратегию выживания в самой сложной, разнообразной и изменчивой среде. По выражению всемирно известного биохимика Альберта Сент-Дьердьи, мозг — орган выживания, как клыки или когти.
Но если наш мозг — орган выживания, то все качества, которыми он обладает, все его свойства целесообразны, необходимы. Если бы отрицательные эмоции не были нужны для выживания, то эволюция их не сохранила бы. Поэтому нельзя сказать, что отрицательные эмоции — вредные, ненужные эмоции, как вообще нельзя говорить о хороших и плохих реакциях мозга. Крупнейший специалист-кибернетик Вильям Росс Эшби писал: «Не существует мозга (естественного или искусственного), хорошего в любом абсолютном смысле, — все зависит от обстоятельств и требований. Любая способность, проявляемая мозгом, «хороша» только условно. . .
Любопытство — вещь хорошая, но много антилоп погибло, остановившись поглядеть на шляпу охотника». И далее: «Я уверен, что нет ни одного свойства или способности мозга, обычно считаемых желательными, которые не становятся нежелательными при другом типе окружающей среды. Хорошо или плохо, что мозг обладает памятью? Это хорошо только, если внешняя среда устроена так, что будущее часто повторяет прошлое; если бы события будущего часто были бы противоположны, память была бы невыгодна. Такая ситуация наблюдается, когда крыса, обитающая в канализационных трубах, сталкивается с окружающей средой, называемой «системой предприманки». Обычная крыса очень подозрительна и берет незнакомую пищу только маленькими порциями. Однако, если вкусная пища появляется в одном и том же месте три дня подряд, крыса обучается и на четвертый день отравляется и умирает. Крыса же, лишенная памяти, будет и на четвертый день так же подозрительна, как и в первый, и выживет. Таким образом, в данных условиях память явно невыгодна. Длительное существование в подобной среде приведет при прочих равных условиях к эволюции в направлении уменьшения емкости памяти».
Целесообразность отрицательных эмоций видна на примере страха. Ведь если бы эмоция страха не была выработана и закреплена эволюцией, то вряд ли могло бы выжить большинство детенышей: ничего не боясь, они легко погибали бы от самых неожиданных причин. А страх порождает осторожность.
Без эмоций горя, сопереживания, страданий люди вообще не могли бы стать людьми, так как отсутствие этих чувств рождало бы черствость и равнодушие.
Под влиянием отрицательных эмоций (неразделенной любви, тоски по родине, скорби и т.д. ) создано немало шедевров мировой культуры. Об этом образно сказал Валентин Катаев: «В истоках творчества гения ищите измену или неразделенную любовь. Чем опаснее нанесенная рана, тем гениальнее творение художника… »
Отрицательные и положительные эмоции — это тень и свет нашей жизни. Следовательно, они ни плохи, ни хороши, они необходимы для нормального развития и существования личности. Эмоциональный голод, однообразная жизнь без горя и радости, без волнующих перспектив так же, как и избыток эмоций, небезразличны для психики человека и его вегетативных функций. При монотонном существовании уменьшается общая и психическая работоспособность, появляются апатия, скука, повышенная раздражительность. В таком состоянии не только положительные, но и умеренной интенсивности отрицательные эмоции могут сыграть роль активатора и регулятора психической жизни и деятельности внутренних органов.
Таким образом, для сохранения здоровья, для поддержания нормального функционирования организма полезно придерживаться правила «золотой середины», поскольку слишком интенсивные, длительные или часто повторяющиеся отрицательные эмоции, так же как и недостаток эмоциональных переживаний, снижают общую сопротивляемость организма, угнетают резервные механизмы здоровья и тем самым открывают дорогу всевозможным нарушениям деятельности внутренних органов и обменных процессов.
drprof.ru