Эмоция интерес – ! .

Эмоций и интерес к себе. Переживание эмоции интереса. Как влияют личные интересы человека на его жизнь

Переживание эмоции интереса.

Наименование параметра Значение
Тема статьи:Переживание эмоции интереса.
Рубрика (тематическая категория) Психология

ГЛАВА 3. СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИЙ.

Вопросы к теме.

1. Дайте определœение понятия ʼʼбазовая эмоцияʼʼ.

2. Назовите отличительные признаки базовых эмоций.

3. Расскажите о характере физиологической обусловленности эмоций.

4. Перечислите основные функции эмоций. Расскажите подробно о каждой из них.

5. Охарактеризуйте понятие аффективно-когнитивной структуры и расскажите о путях формирования адаптивных поведенческих реакций.

6. Расскажите о теории возникновения эмоций Джемса-Ланге и Кеннока-Барда.

7. Перечислите эмоциогенные стимулы.

8. Охарактеризуйте влияние ректикулярной формации на динамические параметры эмоциональных состояний.

9. Расскажите о физиологическом механизме формирования и регуляции эмоциональных состояний.

10. Чем отличается теория прямой мотивации от теории иерархии потребностей А. Маслоу.

11. Назовите примеры структурных категорий эмоций.

Как мы переживаем свои эмоции?

Существует распространенное заблуждение, связанное с представлением о том, что эмоция — ϶ᴛᴏ обязательно переживание интенсивное и кратковременное. Распространение этого заблуждения в немалой степени вызвано тем вниманием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ уделяется теме стресса и эмоциональной реакции на стресс в научной и популярной литературе. Вместе с тем, сам факт кратковременности экспрессивных реакций человека (которые длятся в среднем от 0,5 до 4-5 секунд) способствует восприятию эмоции как кратковременного и скоропреходящего феномена. При этом экспрессивная реакция — ϶ᴛᴏ лишь часть эмоции. Длительность эмоционального переживания несопоставима с длительностью эмоционального проявления. Так, к примеру, человек должна быть угнетен, подавлен очень долго, но при этом никак не проявлять своей подавленности.

Вместе с тем, и положительные и отрицательные эмоции различаются своей интенсивностью – они бывают как очень слабыми, так и очень сильными. Житейский опыт показывает нам, что один и тот же поступок человека может вызвать у нас разную реакцию. Когда вы спокойны и чувствуете себя хорошо, допущенная по отношению к вам бестактность вызовет у вас лишь раздражение, но она может привести вас в ярость, в случае если вы взвинчены или устали. Очевидно, что раздражение и ярость можно рассматривать как разные по интенсивности явления внутри одного эмоционального проявления – гнева.

Итак, те или иные эмоции всœегда с нами, переживание одной из них в данный момент в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Сидите ли вы дома на диване или у ручья в лесу, гуляете ли по парку, или идете по оживленной улице, происходящее вокруг вас воспринимается вами с разной долей внимания и заинтересованности. То, на что люди обращают в данный момент внимание, зависит от степени их заинтересованности и вовлеченности в происходящее вокруᴦ. Два человека, пробывшие в одном и том же месте одинаковое количество времени, увидят его по-своему, обратят внимание на совершенно разные вещи. В случае если попросить их рассказать об увиденном, то вполне возможно, что они расскажут вам о совершенно разных вещах и событиях, как если бы побывали в двух разных местах.

Причина, по которой два человека по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, в значительной степени связана с разницей в их чувствах и интересах.

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции и играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и в конечном итоге – интеллекта. Интерес является единственной эмоцией, которая обеспечивает работоспособность человека, она необходима для проявления творческих способностей.

Эмоцию интереса можно определить по взгляду человека, он либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Это говорит о том, что человек всœецело поглощен, заинтересован данным объектом, и активно стремится его рассмотреть и понять.

Эмоция интереса, как и другие базовые эмоции, усиливается неспецифическим влиянием ретикулярной формации ствола мозга.

Когда человек увлечен интересной книгой, разговором с приятелœем или присутствует на совещании, от решения которого зависит его будущее, то он обязательно переживает эмоцию интереса и, возможно, даже осознает свое переживание.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эмоция интереса складывается из трех компонентов – физиологического, экспрессивного и поведенческого.

Классические причины, активирующие эмоцию интереса :

· Перемены.

Когда повсœедневная жизнь начинает утомлять нас своим однообразием, у нас появляется желание что-то изменить, освободиться от повсœедневных забот и обязанностей. Перемена обстановки дает возможность получить определœенного рода стимуляцию результатом которой будет эмоция интереса.

· Одушевленность (человек или любое животное).

Несомненен интерес ребенка к человеческому лицу и движениям человека. Интерес является частью человеческой природы. Благодаря чему человек формирует социальные связи. Способность к общению, к социальным контактам и участию в различных социальных группах является неотъемлемой частью человеческой природы. Эта способность необходима не только для выживания отдельного человека, но и для его развития и деятельности, а также для эволюции человечества в целом.

· Новизна.

Новизна объекта является обязательным фактором интереса. К тому же это наиболее эффективный активатор интереса. Новый объект обладает огромной притягательной силой, вызывает устойчивое, долгое время сохраняемое возбуждение, направленное на изучение этого объекта. При определœенных условиях новый объект вместо обычной эмоции интереса вызывает панический страх. Сегодня не известно, какой степенью новизны должен обладать объект или ситуация, чтобы вызвать у человека страх. Ясно только, что эта новизна должна быть чрезмерной, и в этих случаях можно скорее говорить не столько о новизне объекта͵ сколько о его ʼʼчуждостиʼʼ или необычности.

· Воображение и мышление.

Любой взрослый может, закрыв глаза вызвать в уме бесчисленное количество образов. К примеру, воспоминание о любимом человеке, мысленное общение с ним — ϶ᴛᴏ неиссякаемый источник эмоций.

Как переживание эмоция интереса проявляется чувством вовлеченности, зачарованности, любопытства. У человека возникает желание исследовать интересующий предмет, лучше узнать его. Принимая участие в происходящем, человек испытывает новые переживания. Даже будучи неподвижимым, заинтересованный человек ощущает, что он ʼʼживет и действуетʼʼ. При ярко выраженном интересе человек испытывает воодушевление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направляет его деятельность на активный процесс познания.

Переживание эмоции интереса. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Переживание эмоции интереса.» 2017, 2018.

Интеллектика. Как работает ваш мозг Шереметьев Константин

Чувство интереса

Чувство интереса – это мотор интеллекта. Оно имеет тесную связь с эмоцией страха-злобы. С этой эмоцией мы познакомились, когда говорили о психологии собаки. Страх и злоба – это разновидности одной и той же эмоции, которая готовит организм к действиям, выбрасывая в кровь большие количества адреналина. В результате учащается дыхание, сердцебиение, увеличивается свертываемость крови, повышается тонус мышц. Организм готовится к схватке. А будет ли он нападать или убегать – это зависит от того, насколько собака оценивает свои возможности справиться с обидчиком.

Э

realartist.ru

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИИ ИНТЕРЕСА — КиберПедия

Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Следует различать эмоцию интереса и ориентировочный рефлекс. Если к щеке голодного младенца прикасается сосок материнской груди, ребенок рефлекторно потянется к нему губами. Слуховые раздражители вызывают ориентировочную реакцию у младенцев уже в 1-5-й дни жизни (Sameroff, 1971). Если же говорить о зрительной системе, то любой яркий объект обычно вызывает ориентировочную реакцию как у ребенка, так и у взрослого. Существуют также непроизвольные ориентировочные рефлексы на слуховые и тактильные раздражители. Все эти рефлексы могут запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами «позволяет индивиду удерживать внимание на сложных объектах» (Tomkins, 1962, р. 338).

Уже в первые недели и месяцы жизни ребенок реагирует на человеческие лица и на человеческий голос, и этот интерес, по-видимому, имеет врожденную природу. Человеческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесячного ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше задержит взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объекте, не имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо пробуждает в ребенке зачаточный интерес (Langsdorf, hard, Rayias, Hembree, 1983). Таким образом, интерес — это нечто иное или нечто большее, чем внимание.

В некоторых случаях ориентировочный рефлекс инициируется эмоцией интереса, роль которого в этом случае сводится к тому, чтобы побудить ребенка повернуть голову или направить взгляд на объект, вызвавший интерес. Но эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса хотя бы тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Кроме того, интенсивная эмоция интереса может вызывать даже обратную реакцию — иногда она заставляет человека отвести взгляд от заинтересовавшего его объекта, так как зрительная информация мешает представлять объект и осмыслять его (Meskin, Singer, 1974). И наконец, интерес человека к идее может и не сопровождаться специфическими поворотами головы.

Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело поглощенным объектом, мгновенно реагирует на него, стремится познать его.



Эмоция интереса, как и другие фундаментальные эмоции, усиливается неспецифическими влияниями ретикулярной формации ствола мозга. Для понимания интереса (и любой другой базовой эмоции) нужно научиться отличать эмоцию от факторов, способствующих ее появлению и усилению, то есть отличать эмоцию от активации центральной нервной системы (arousal).

В тех случаях, когда эмоция интереса задействует зрительную систему, взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельствует о том, что человек активно работает, стремясь понять и прочувствовать объект (Tomkins, 1962, р. 340). В принципе, такая же закономерность справедлива и для других сенсорных систем, задействованных эмоцией интереса.

Эту селективность восприятия и внимания ни в коем случае нельзя рассматривать как достояние исключительно младенческого возраста. Влияние эмоции интереса на нашу жизнь огромно. Чтобы понять это, достаточно представить, как по-разному могут увидеть и воспринять происходящие события хотя бы два человека, сидящие на одной скамейке в городском саду. Интерес в буквальном смысле определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и памяти.

Основное различие между эмоцией интереса и когнитивными процессами внимания и обработки информации станет наиболее очевидным, если вспомнить ранее сформулированное нами определение эмоции. Мы говорили о том, что эмоция складывается из трех компонентов — физиологического процесса, экспрессивного поведения и переживания. Когда вы увлечены интересной книгой, разговором с приятным человеком или присутствуете на совещании, от решений которого зависит ваше будущее, вы обязательно переживете эмоцию интереса и, возможно, даже осознаете свое переживание. И напротив, те процессы восприятия и внимания, которые связаны с объектами или событиями, не имеющими особого значения или эмоционально не важными для вас, характеризуются минимальным переживательным компонентом. Именно поэтому когнитивные психологи, исследуя в лабораторных условиях различные аспекты восприятия, используют в качестве стимульного материала разнообразные геометрические формы или отдельные буквы алфавита, стараясь таким образом если не исключить вовсе, то по крайней мере минимизировать возможность эмоциональных переживаний. Испытуемый, принимающий участие в таких экспериментах, наверное, должен испытывать некоторый интерес к происходящему, — иначе он плохо справится с заданием. Но в данном случае интерес к сотрудничеству искусственно подогревается экспериментатором или экспериментальным заданием, но не стимульным материалом как таковым.



АКТИВАЦИЯ ИНТЕРЕСА

Не будет преувеличением сказать, что существует бесконечное множество причин, или активаторов, эмоции интереса, но, для того чтобы понять, как вызывается, или активируется, эмоция интереса, следует подразделить активаторы на нескольких достаточно широких классов.

Перемены

Иногда повседневная жизнь начинает утомлять нас своей монотонностью и однообразием, и тогда у нас возникает желание внести в нее какие-то изменения или, как говорят, «сменить обстановку». Не обязательно это стремление поманит человека в новые, еще не виденные им, места. Напротив, он может направиться в какое-то старое, давно знакомое место, — главное, что при этом он вырывается из привычной обстановки и попадает в другую, которая обеспечит его органы чувств новой стимуляцией. Свежее впечатление можно получить даже от хорошо знакомого и привычного места — для этого достаточно посетить его в другое время или прийти туда свободным от тех забот и обязанностей, с которыми оно было для вас связано. Такого рода перемена обстановки открывает возможность получить новые типы или уровни стимуляции, новые активаторы эмоции интереса. Смена обстановки, как активатор или фактор интереса, порождает два других фактора — одушевленность и новизну объекта, каждый из которых если и не является разновидностью первого фактора, то тесно связан с ним.

Одушевленность

Если мы будем рассматривать одушевленность как фактор интереса, то это позволит нам понять, почему уже на первых неделях жизни ребенок обнаруживает больше интереса и внимания к человеческому лицу, чем к лицу искусно выполненного манекена (Langsdorf et al., 1983). В эксперименте Лангсдорфа женщина, демонстрировавшая свое лицо ребенку, должна была сохранять его как можно более неподвижным. Но, разумеется, несмотря на все ее старания, ее лицо оставалось живым — она непроизвольно поворачивала голову и, конечно же, моргала. Возможно, есть и другие не менее очевидные признаки живого человеческого лица, которые делают его столь привлекательным для ребенка, но мы остановимся именно на факторе одушевленности.

Несомненно, интерес ребенка к человеческому лицу и к движениям человека отчасти обусловлен генетически. Человек рождается, уже неся в своих генах какой-то «социальный интерес», и этот интерес является частью человеческой природы. Благодаря ему человек формирует социальные связи и развивается как общественное существо.

Социальные биологи (Wilson, 1979) представили убедительные данные, свидетельствующие о том, что способность к формированию социальных связей, способность к социальным взаимодействиям и участию в социальных группах является неотъемлемой частью человеческой природы. Эта способность была необходима не только для выживания человека, но и для эволюции человеческого вида. И она до сих пор имеет огромное значение для человека, определяя его развитие, его физическое и психологическое здоровье (Harlow, 1971).

Один остроумный и грамотно проведенный эксперимент показал, что маленькие дети отдают зрительное предпочтение биологическим движениям (например, движениям, совершаемым человеком при ходьбе), предпочитая их другим типам движения (Fox, McDaniel, 1982). Исследователи прикрепляли лампочки к ногам, рукам и телу человека, а затем фотографировали его движения в темной комнате. Таким образом, на пленке были запечатлены только яркие точки света, движущиеся в том ритме, который создает человек при ходьбе. На основе этих снимков исследователи сконструировали аналогичную конфигурацию лампочек, которая, однако, приводилась в движение не человеком, а электродвигателем. Несмотря на равное количество движений и их одинаковую направленность, 4—6-месячные дети отдавали явное предпочтение тому паттерну движущихся лампочек, который был произведен движениями человека. Таким образом, можно сказать, что мы имеем врожденный интерес не только к очертаниям и движениям человеческого лица, но и отвечаем «врожденным» интересом на паттерны движении человеческого тела, и это служит еще одним свидетельством генетической детерминированности «социального интереса» — силы, мотивирующей нашу социальность.

Рис. 4-2. Практически любой предмет, будь то роскошная кукла и набор кукольной посуды или просто палка, способен вызвать у ребенка интерес, мотивирующий воображение, фантазию, игровую деятельность, которые в свою очередь доставляют радость и упрочают аффективно-когнитивную связь между ребенком и предметом, с которым он играет.

Новизна

Еще одним почти обязательным фактором интереса является новизна объекта. Это настолько надежный активатор интереса и он обладает такой мощной притягательной силой для наших органов чувств, что психологи, предъявляя ребенку знакомый, привычный для него объект в паре с незнакомым, новым объектом, по реакции на незнакомый объект могут судить о способности ребенка к дискриминации объектов (к установлению различий между объектами) (Pagan, 1980). Желая выяснить, способен ли ребенок отличить одно человеческое лицо от другого, мы сначала предъявляем ему одно из этих лиц с определенного расстояния (около 45 см) и в течение определенного промежутка времени (от 10 до 20 секунд). Мы делаем это столько раз и до тех пор, пока время, в течение которого взгляд ребенка прикован к этому лицу, не уменьшится вполовину по сравнению со временем, в течение которого ребенок смотрел на него во время первого предъявления. Затем мы предъявляем ребенку это, уже знакомое ему, лицо вместе с другим, новым для него лицом. Если ребенок дольше смотрит на незнакомое лицо, мы можем заключить, что он отличил одно лицо от другого.

Силу фактора новизны как активатора эмоции интереса можно проиллюстрировать множеством примеров из повседневной жизни. Если вы живете в большой стране и решили отправиться в те ее края, где никогда прежде не были, вы, несомненно, испытаете интерес, и испытаете его благодаря стимуляции, исходящей извне. И это тем более верно, если эти края отличаются по своему климату и рельефу от той местности, в которой вы постоянно проживаете. Если вы живете среди равнин и небольших холмов, то вид Скалистых гор приведет вас в состояние возбужденного восхищения. Если вы живете в местах засушливых, со скудной растительностью, то, оказавшись в дельте Миссисипи, вы будете очарованы буйством красок и звуков. А если вам посчастливилось оказаться в другой стране, имеющей свой язык и свою культуру, то ваш интерес будет постоянно поддерживаться той лавиной новых впечатлений, которые неизбежно обрушатся на вас. Мы убеждаемся в этом, читая рассказ Джессики о совершенном ею в школьные.годы заграничном путешествии.

Поездка во Францию произвела на меня неизгладимое впечатление. Воспоминания о тех днях, и особенно о первом дне моего пребывания во Франции, до сих пор живут в моей памяти, и я ни на что не променяю их.

Эмоции, которые переживала Джессика, питали энергией и направляли ее поведение. Из ее рассказа мы видим, как ее интерес к предстоящей поездке придал ей энергии, сил и терпения выполнить формальности, которые показались бы ей утомительными, будь она в другом настроении.

Приехав в аэропорт Кеннеди, мы встали в очередь для проверки багажа. Очередь была ужасно длинной, и нам пришлось стоять очень долго. Возможно, другим пассажирам это стояние показалось утомительным, но только не нам.

Пока мы ждали объявления посадки, мы фотографировались и без умолку болтали о предстоящих приключениях. Нам было очень трудно поверить в то, что через каких-нибудь полчаса мы оторвемся от американской земли и окажемся в воздухе, на пути во Францию.

В состоянии сильного возбуждения мы воспринимаем окружающий мир совершенно иначе, чем в обычном состоянии. Это возбуждение может магическим образом изменить восприятие человека, как это произошло с Джессикой.

Мы приземлились в аэропорту Шарля де Голля, вышли из самолета. Это было похоже на сон. Я стояла на земле Франции и не могла поверить в это. Вскоре, подталкивая друг друга и смеясь, мы уже забирались в автобус, который должен был отвезти нас в отель. Пока мы ждали отправления, мне казалось, что воздух в автобусе заряжен электричеством, — так сильно мы были возбуждены.

Эмоция интереса повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации. Интерес стимулирует человека к исследовательской и познавательной активности. Именно эмоция интереса обусловила то состояние обостренной восприимчивости, в котором пребывала Джессика в первый день своего путешествия.

Отель, в котором мы остановились, был на окраине Парижа. Мы пробыли там несколько минут — только оставили вещи и сразу же направились к ближайшей станции метро.

Мы вышли из метро на залитую солнцем улицу, на которой было полно людей и магазинчиков. На вершине холма стоял собор Сакре-Кёр. Он был великолепен в своем белом сиянии. У меня перехватило дыхание, когда я увидела его. Завороженная его красотой, я бежала вверх по мраморным ступеням, желая поскорее увидеть его изнутри.

Иногда, совершив какой-то необычный для себя поступок, сопряженный с той или иной долей риска, мы потом спрашиваем себя — как я отважился это сделать,

Интересвозбуждение: активация, выражение, переживание 111

откуда взялась во мне эта смелость? Наверное, в некоторых случаях справедливо предположить, что эта смелость порождается эмоцией интереса—возбуждения. По-настоящему волнующее приключение всегда бросает человеку вызов, побуждает его испытать себя в таких ситуациях, которых он прежде избегал, опасаясь оказаться несостоятельным. Следующий отрывок из рассказа Джессики, в котором описывается один из эпизодов ее знакомства с французской культурой и французским языком, демонстрирует нам, как эмоция интереса берет верх над другими эмоциями, как любопытство побеждает страх.

Затем нас отвезли в Латинский квартал, который расположен на левом берегу Сены, и отпустили прогуляться. Мы были вольны делать все, что нам взбредет в голову. Мне и моим подругам захотелось проверить, насколько хорошо мы знаем французский язык, нам было интересно, сможем ли мы объясниться с продавцом в магазине. Мы заходили в разные магазины и примеряли одежду. Поначалу я ужасно боялась сказать что-нибудь не так, боялась, что ненароком обижу собеседника, боялась вызвать смех. Но наконец я собрала все свое мужество и в одном из магазинов спросила продавца, могу ли я примерить понравившиеся мне туфли. Я испытала какое-то странное, волнующее чувство оттого, что разговариваю по-французски с французом, и еще — удивление оттого, что это получается не так уж плохо. Я была ужасно горда собой.

Работает человек или играет, творит он или просто развлекается, он не в состоянии бесконечно долго сохранять тот стремительный темп деятельности, который предполагает эмоция интереса—возбуждения. Осознание того, что ты многое пережил, многое познал или выполнил нечто важное, приводит к чувству удовлетворения, облегчения и радости. Именно это чувство испытала Джессика в конце первого дня пребывания в Париже.

Мы не заметили, как пролетело время и настал час, когда нам нужно было быть в назначенном месте, откуда отправлялся автобус. Для всех нас это был очень долгий и волнующий день. Мне не верилось, что это только первый из тех одиннадцати дней, которые нам предстояло провести во Франции, и хотя я страшно устала, я с тревогой ждала следующего дня, который, как мне казалось, должен был быть еще более интересным и насыщенным.

Джессике можно позавидовать — первый день ее путешествия был поистине чудесным, воодушевляющим. Усталая, но счастливая, она с нетерпением ждала следующего дня. Она пишет, что она ждала его «с тревогой», но эта тревога скорее связана с возбуждением, нежели со страхом. Это вопрос лексики — многие люди говорят «я так тревожусь», имея в виду снедающее их нетерпение. Впрочем, если Джессика и испытывала тревогу, то только в том смысле, что это была комбинация возбуждения, связанного с предстоящими приключениями, и легкого беспокойства, боязливого ожидания неизвестности.

Завершая рассмотрение фактора новизны как активатора интереса, отметим, что при определенных условиях этот же фактор может стать источником негативной эмоции, например страха, как это было с Джессикой, когда она пробовала свои силы в разговорном французском. Нужно признать, что нам неизвестно, какой степенью новизны должен характеризоваться объект или ситуация, чтобы вызвать у человека страх. Ясно, что эта новизна должна быть чрезмерной, и в этих случаях, вероятно, уместнее будет говорить не столько о новизне объекта, сколько о его «чуждости», необычности.

Воображение и мышление

Новорожденный ребенок крайне восприимчив к человеческому лицу и голосу, порой можно подумать, что он приходит в этот мир, уже имея представление о том, как должен звучать голос матери и как должно выглядеть ее лицо. Это, вероятно, не совсем так, однако можно смело утверждать, что мозг новорожденного уже настроен для восприятия тончайших коммуникативных сигналов. Четырехмесячный ребенок отличает лицо матери (если, конечно, его опекает именно мать) от других лиц и может отреагировать негативной эмоцией, когда мать уходит. В период между четырьмя и восемью месяцами у ребенка развивается способность формировать и со* хранять в памяти мысленный образ материнского лица. Начиная с 7-9-месячного возраста отсутствие матери, как правило, вызывает у ребенка негативную эмоцию (Ainsworth et al., 1978; Shiller et al., 1986), a в возрасте 12-14 месяцев уже 75% детей реагируют сильнейшей негативной эмоцией, если мать уходит. Этот факт, скорее всего, объясняется когнитивной способностью ребенка распознавать факт отсутствия матери и скучать по ней. Ребенок даже в отсутствие матери может вызывать в уме ее мысленный образ. Когда матери нет рядом, ребенок не находит внешнего подкрепления тому образу, который имеется в его сознании. Ребенок помнит мать, и поэтому ее отсутствие вызывает у него беспокойство.

Новорожденный ребенок еще не имеет мысленных образов, и такое положение вещей сохраняется, по крайней мере, в первые полгода жизни, но уже приблизительно на девятом месяце жизни ребенок демонстрирует способность к формированию образов объектов и хотя бы кратковременному удержанию их в памяти. После достижения ребенком 9-месячного возраста способность к формированию ментальных образов стремительно развивается.

Любой взрослый, закрыв глаза, может вызвать в уме бесчисленное количество образов. Воспоминание о любимом человеке, который сейчас далеко от вас, обязательно вызовет у вас какую-то эмоцию, — вы наверняка обрадуетесь мысленной встрече с ним, а затем, скорее всего, почувствуете печаль от того, что его нет рядом с вами. Если вы продолжите это мысленное общение, то вы, возможно, испытаете все те эмоции, которые вы испытывали, реально общаясь с этим человеком. Образы, хранящиеся в нашей памяти и вызываемые нашим воображением, — это неиссякаемый источник эмоций, и одной из этих эмоций, конечно же, является эмоция интереса, поскольку она играет первостепенную роль в процессах мышления и воображения.

Другой, не менее богатый источник эмоций — это слова и представления. Те из них, которые связаны с воображаемым или физическим событием, с новизной объекта или переменами, вызывают у нас эмоцию интереса.

cyberpedia.su

Базовая пара Скука—Интерес. Азбука Эмоций – Эмоэнграмм

Базовая пара Скука—Интерес

Скука

Описание формирования эмоэнграммы

Скука как эмоция в русском языке означает тягостное чувство от косного, праздного, недеятельного состояния души, томление бездействие. Человек начинает тяготиться положением своим, желать перемены; скучать по ком, по чем, грустить, тосковать или томиться:

– «Что делаете?»

– «Да скучаем помаленьку».

Скука является эмоциональным состоянием, которое попробовало на себе достаточное количество людей, чтобы понимать, о чем идет речь. При этом ее почему-то мало исследуют, о ней пишется достаточно мало с научной точки зрения, зато много – с поэтическо-литературной.

Скука как признак отсутствия мотивации у человека что-либо делать или менять связана на прямую с отсутствием внимания к себе и миру, с недостатком информационных и иных стимулов. Отсутствие достаточной стимуляции в ситуациях монотонности и однообразия приводит человека в состояние скуки. Чаще всего эта эмоциональная реакция возникает при условии: что делать надо, но не хочется.

При усугублении скука может перерастать в депрессию, при ослаблении скука может перерастать в чувство безразличия, и далее, при проявлении неких стимулов, постепенно перерастать через вовлеченность через процесс в интерес.

Скука может служить признаком застоя в мыслительной деятельности, проблем в креативности, а также может быть толчком для изменений в сфере деятельности человека, именно поэтому эта низкотоновая эмоэнграмма сформировалась на момент появления у человека интеллекта и благополучия, когда отпала необходимость бороться за свое существование.

Есть счастливчики, кто не испытывает эту эмоцию, есть те, кто нуждается во внешнем раздражителе и показателем смены для них является показатель – скучно или интересно, а есть категория людей с хроническим синдромом скуки, сплина, хандры или тоски. Последние понимают, что их душевное состояние неудовлетворительное, но не осознают «почему», и именно они быстрее других впадают в депрессию.

Люди способны постоянно скучать, если не находится хоть каких-то способов для стимулирования их интереса через вовлеченность. Это нормальная низкотоновая эмоция, это не болезнь, но, как и в любой другой низкотоновой эмоции, в ней нельзя находиться долго, вот только в этом случае происходят последствия в виде недугов телесных и душевных. Состояние обычной скуки, как правило, человек не осознает, многие люди быстро ее компенсируют сознательно в суете сует. Человек в современном мире на работе и на отдыхе всегда найдет, чем себя занять и отвлечь: телевизор, компьютер, автомобиль, охота, выпивка, бар, секс и многое другое.

Если бы человек не боялся поскучать, понимая, что это всего лишь временное эмоциональное состояние, то он мог бы правильно оценить интенсивность своей реакции на скуку, а также наличие каких раздражителей переводит его в иное эмоциональное состояние. Для этого надо уметь осознавать, какие импульсы способна придать ему скука.

Скука от монотонного труда провоцирует человека искать места, где он был бы способен выразить свою фантазию, свою способность к творчеству, к интеллектуальной и организаторской деятельности. Люди таких профессий должны использовать свой досуг для реализации своих талантов и наклонностей через развитие своего интереса, а не проводить время в индустрии отдыха, которая несет человеку такую же скуку, как и труд. Хоть человек этого и не всегда осознает, будучи зрителем, а не участником. Творческому человеку, который занят интересным делом или идеей, скучно не бывает, в то время как человек внутренне пассивный, нетворческий испытывает скуку значительно чаще.

Человек, которого изнутри разъедает чувство скуки, обладает потребностью увидеть хоть какие-то нестандартные ситуации, как-то проявить себя, стремиться на кого-то произвести впечатление, убедиться, что существуют такие деяния, которые могут прекратить монотонность повседневной жизни, чтобы почувствовать, что ты еще жив.

Как все бесцветно, все безвкусно,

Мертво внутри, смешно извне,

Как мне невыразимо грустно,

Как тошнотворно скучно мне…

Зевая сам от этой темы,

Ее меняю на ходу.

– Смотри, как пышны хризантемы

В сожженном осенью саду —

Как будто лермонтовский Демон

Грустит в оранжевом аду,

Как будто вспоминает Врубель

Обрывки творческого сна

И царственно идет на убыль

Лиловой музыки волна…

Георгий Иванов.

Резюме и способ проживания данной эмоции

Эмоциональное состоянии скуки не способствует развитию основных психических возможностей личности человека, но служит сигналом к поиску перемены образа или стиля жизнедеятельности, к трансформации в любом возрасте. Человеку необходимо заниматься развитием своей личности, которое достигается только упорным кропотливым трудом, сосредоточенностью на себе, изучением себя и своих эмоциональных состояний, умением изменить низкотоновые эмоции в высокотоновые.

Скука – одно из самых распространенных эмоциональных состояний современного образованного человека. Если вы способны скучать каждый день, то вредная психопривычка формируется от обыденных и повторяющихся обязанностей и исполнения привычных работ, в результате наносит вред психике человека, ведет за собой человека, управляет его свободами и ограничениями и приводит к тому, что человек уже в паутине скуки связан по рукам и ногам.

Внешнее и внутреннее выражение эмоции

Особых внешних признаков скука не имеет, человек может выглядеть обычным образом, иногда проявляется в заторможенности и тусклом взгляде. В последнее время в лексике врачей – психиатров, а следом и у психологов, появились такие слова, как «депрессия с улыбкой». Описание такого вида депрессии очень напоминает затянувшееся состоянии скуки. В человеке нет еще состояния подавленности или угнетенности, как при депрессии, потому что он умеет приспособиться к своей среде, к обыденности дня и кажется внешне довольным жизнью, с улыбкой на губах. Такого человека даже могут ставить в пример другим, но скука уже разъедает его изнутри, не проявляясь снаружи.

Диаграмма 8. Схема управления эмоцией скуки

Способ управления эмоцией самостоятельно

Скука оставляет в душе человека выжженное поле. Внешние проявления жизни человека не меняются, но пропадает смысл что-либо предпринимать, процессы все делаются как бы автоматически.

Формула – «Скука живет в душе и управляется через голову». Как бы вы ни погружались в состоянии скуки, вы ее не сможете найти отдельно от всего самого себя. Скука появляется в голове и, как туман над болотом, растекается по всему телу. Поймать ее, как облако, невозможно. Она утекает сквозь пальцы, как воздух. Как до сих пор не нашлось конкретного места для души в теле, так невозможно найти скуку. Она везде и негде. Способ один – направляйте свои мысли в другое, более светлое место. Как туман под лучами солнца тает, так и скука испарится из вашего тела.

Фиксируем саму ситуацию и обязательно подробнейшим образом запоминаем индивидуальные симптомы душевного дискомфорта, телесных ощущений, чувств и мыслей, особенно мыслей. Эта эмоэнграмма активизирует через интеллектуальную функцию в голове. Скука всегда проявляет себя через мысли. Хотя у каждого эмоэнграмма могла формироваться индивидуальным образом, так что лучше всего, если опытным путем вы найдете «свою скуку» в теле.

При ситуации скуки по мере накатывания эмоции, сразу после острой фазы, найдите удобное положение для тела, «отключите» голову, постарайтесь не думать, а просто глубоко и ровно дышать грудью. При выдохе полностью выдыхайте весь воздух и делайте остановки между вдохом и выдохом, также рекомендуем массировать биологически активные точки и зоны гармонизации на лице, в области бровей и глаз, на руках. Одновременно с этим будем снижать уровень эмоции до уровня чувств, настроений, таких как спокойствие, безразличие, легкомысленность, через них до состояния принятия себя и своего нового состояния скуки. Дышать ровно, как бы выдыхая туман скуки из головы, чтобы восстановить кровообращение в мозгу.

Научитесь заранее моделировать для себя состояние принятия, спокойствия, не стесняйтесь сесть спокойно в углу и подышать полной грудью, без единой мысли. Меняйте свою скуку в сторону понижения до интереса, меняйте через любые позитивные для вашего сознания команды до принятия ситуации и себя в ситуации, дышите полным циклом с задержкой дыхания между вдохом и выдохом. Например: «Моя скука как туман рассеивается, потому что я люблю и принимаю себя и свое тело, даже при том, что я испытываю скуку», «Я выдыхаю и скука гаснет, потому что я люблю и принимаю себя и свое тело, даже несмотря на то, что мне скучно». Подберите себе свои «лечебные фразы», свои «кодовые фразы», по следующей конструкции: 1 часть – «Фиксируем реальную эмоцию скуки и снижаем ее до более слабого уровня, и разрешаем себе настроение быть в состоянии скуки»; 2 часть – «Принимаем и любим себя в любом состоянии, даже несмотря на низкотоновую эмоцию».

Для людей, способных визуализировать ощущения или мысли, можно менять в процессе наблюдения за данным состоянием цвет и образ на созданный образ состояния принятия, если сразу не получится, хотя бы до состояния спокойствия. Скука наносит вред, потому что чаще всего это уже устойчивое и длительное эмоциональное состояние человека, в котором эта эмоция ведет за собой человека, а не человек управляет своей жизнью.

Приобретайте свой опыт положительного преодоления скуки, уменьшения его до иного, менее интенсивного чувства или настроения, до состояния принятия, при котором вы способны наблюдать за своими ощущениями, адекватно оценивать ситуацию, а также действовать, отвечать и дышать.

Как серый дождь за окном необходим природе, замещая на какое-то время солнце, так и скука дает временную передышку уму – не думать, телу – не бежать, а чувствам – не трепать душу, как треплет сильный ветер парус в лодке на море. Скука натечет и накроет с головой, как теплое одеяло от холода неприятностей и напряжений, как волшебный гребень, причешет волосы и ты уснешь, и в это мгновение сладкая песнь птицы Феникс вольет яд в твои уши, что не уйти тебе с этого места и обрести покой, смертельный покой…

Ты разве рожден, чтоб умереть от скуки?

Интерес

Описание формирования эмоэнграммы

Во многих классификациях базовых эмоций присутствует удивление. В нашей «Азбуке эмоций» удивление – это слабое проявление эмоции интереса. Интерес – значительно более широкое и мощное эмоциональное состояние человека. Интерес имеет несколько значений самого понятия. В наших терминах интерес является высокотоновой эмоэнграммой, наличие которой позволяет человеку проявлять и удовлетворять свои познавательные и обучающие навыки, потребность к знаниям. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию личности человека, неудовлетворение интереса зачастую приводит к скуке и депрессии. Интересы всегда связаны с желаниями, с поиском, с какой-либо явной или неявной потребностью.

Интерес, являясь высокотоновой эмоцией, показывает уровень душевного здоровья человека. У детей интересов обычно больше, хотя они и не стойкие: дети быстрее загораются и быстрее остывают. У взрослых интерес более стабильный, но в целом с упадком жизненных сил интенсивность интересов снижается.

Интерес сформировался как эмоэнграмма, активизирующаяся через интеллектуальную функцию для развития интеллекта, для хорошего физического самочувствия, для уверенности через самоанализ и самооценку, для развития общества, науки и прогресса. Интерес относится к числу первейших эмоэнграмм наряду с удовольствием и куражом, которые научились испытывать люди, и является основой таких чувств, как симпатия и любовь. Эту формулу хорошо знают актеры, которые умеют играть любовные чувства к своим партнерам на сцене через проявления эмоции интереса, живого интереса к другому человеку. Этим люди отличаются от животных, в которых тоже присутствует эмоция интереса, особенно ярко проявляющаяся у детенышей. Они проявляют интерес к объектам и их действиям в процессе приобретения своих навыков, они познают окружающий мир. У биороботов функция интереса скорее лежит в области поиска для определения объектов и признаков для анализа ситуации, для сравнения со стандартом. У человека эта эмоэнграмма значительно шире и лежит не только в области познания мира, обучения и приобретения навыков, но и области коммуникаций, социальных и деловых контактов. Через эмоцию интереса у человека в жизни появляется что-то новое – дело, знакомство, возможность, перспектива, успех.

Как же это интересно – быть.

Как же это интересно – знать.

В океане неизведанного плыть

И к неведомому берегу пристать.

В гору без тропинки там пойти

С крыльями-мечтою за спиной,

Встретить Бога, Явь ли на пути,

Чтобы насладиться …Истиной

…Одной.

Лени Фич. Интересно.

Резюме и способ проживания данной эмоции

Любая базовая эмоция имеет под собой естественные основания, истинные причины общие для всех людей, независимо от их национальности, культурных и социально-экономических условий жизни, уровня образования. Новизна и перемены являются универсальными активаторами эмоции интереса. Интерес живет с людьми с момента их рождения до последнего осознанного момента ухода из этого мира. Пока будет жив хоть один человек, внутри него всегда будет жить интерес, который является и инструментом, и результатом развития общества как цивилизации в целом.

Внешнее и внутреннее выражение эмоции

При интересе на лице слегка приподнимаются или опускаются брови, морщится лоб, тогда как веки слегка расширены или сужены, глаза могут расширяться или ссужаться, и даже может быть приоткрыт рот, если человек удивляется происходящему и хочет это осмыслить, познать. Чаще всего при удивлении, ожидании, опасении и интересе расширяется прорезь глаза, для увеличения зрительного обзора за предметом внимания.

Диаграмма 9. Схема управления эмоцией интереса

Способ управления эмоцией самостоятельно

Формула – «Интерес живет в уме и управляется через разум», главное не перемудрить. На первой стадии – фиксируем ситуацию и обязательно подробнейшим образом запоминаем индивидуальные симптомы телесных ощущений, звуков и образов, коорые способствуют состоянию интереса. Это древнейшая эмоэнграмма, которая активизирует через интеллектуальную функцию в голове. Хотя у каждого эмоэнграмма могла формироваться индивидуальным образом, так что лучше всего, если вы опытным путем найдете свой «центр интереса» в теле. При ситуации затяжного интереса, как и при удовольствии, самым важным является мера, поэтому рекомендуется научиться состоянию отсутствия мыслей. Как в промежутках между входом и выдохом есть мгновения бездыхания, так и между двум идущими друг за другом мыслями, есть мгновения безмыслия. Оставайтесь без мысли, дышите ровно полным циклом дыхания – грудью и животом. Можно массировать биологически активные точки гармоничного состояния тела на лице, вокруг глаз и у переносицы, одновременно с этим снижать уровень эмоции до уровня чувств или настроения, таких как принятие, спокойствие, уверенность, достаточность, благодушие, легкомысленность. Вредно не само эмоциональное высокотоновое состояние, а отсутствие меры при его воздействии на организм при длительном нахождении в нем, когда происходит возбуждение, что далее приводит к стрессовой ситуации и эмоциональному напряжению организма.

Эмоциональное состояние принятия и любви являются основополагающим в нашей модели управления эмоциями. Необходимо иметь свою запись, свою эмоэнграмму – принятие, так же как и любви. Научитесь моделировать для себя состояние принятия и любви. Меняйте накал эмоций до состояния принятия путем «кодовых», «лечебных» фраз: «У меня состояние интереса, поэтому я люблю и принимаю себя и свое тело». Для людей, способных визуализировать ощущения или мысли, можно менять в процессе наблюдения за данным состоянием цвет и образ на созданный образ состояния принятия. Приобретайте свой опыт положительного управления эмоциями до состояния принятия, при котором вы способны наблюдать за своими ощущениями, адекватно оценивать ситуацию, а также действовать и отвечать.

Как интересно наблюдать и задавать вопросы, как интересно искать ответы, и задавать вопросы снова и снова, как много этих «зачем?» и «почему?», а почему арбуз назвали арбузом, а почему черепаху не может догнать Ахиллес, зачем людям лететь на Марс, а если прокопать туннель вглубь земли, то во что мы упремся, как люди будут жить через двадцать лет?…

Интересно же!

Дети – это взгляды глазок боязливых,

Ножек шаловливых по паркету стук,

Дети – это солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,

Ласковых словечек шепот в полусне,

Мирные картинки птичек и овечек,

Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети – это вечер, вечер на диване,

Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,

Мерный голос сказки о царе Салтане,

О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети – это отдых, миг покоя краткий,

Богу у кроватки трепетный обет,

Дети – это мира нежные загадки,

И в самих загадках кроется ответ!

Марина Цветаева. Мирок.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *