Эмоции какие бывают: Какие бывают эмоции — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Колесо эмоций Роберта Плутчика — Областная детская больница

Попыток классификации эмоций было бессчетное множество, и большинство разбивалось об эту «жучиную» проблему. Ну, в самом деле, как классифицировать штуки, которые нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одну от другой? Однако даже на такой почве какую-никакую определенность можно прорастить.

Совместными усилиями социальных психологов было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной, на мой взгляд, является «колесо эмоций» Роберта Плутчика.

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции. Получилось впечатляющее и наглядное «колесо эмоций».

Основными эмоциями, согласно Роберту, являются радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие. Они располагаются во второй линии круга от центра.

Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции.

Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль. Итак, эмоции бывают базовые и сложные.

Сложные эмоции получаются из базовых, базовые – из аффективно-поведенческих реакций на типичные ситуации. Аффект – это как непосредственное чувство, вызванное раздражителем. Он не длится долго – с исчезновением стимула почти сразу (или спустя недолгое «время затухания») исчезает и вызванный им аффект. В отличие от аффекта, который является всего лишь психической реакцией на раздражитель и личностно еще не интегрирован, эмоция – это продукт «преломления» аффекта через призму субъективных ценностей.

«Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – это не реакция, а своего рода внутренняя речь». Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.

Эмоция состоит из нескольких компонентов. Во-первых, это некое возбуждение в организме человека. Во-вторых, это особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щёки, трясутся руки).

В-третьих, эмоции экспрессивны, т.е. люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении. 

Эмоции являются очень полезным приобретением эволюции человека. Благодаря эмоциональному реагированию люди лучше понимают друг друга, поскольку эмоции передают большое количество информации. Например, если собеседник злится, то можно делать некоторые предположения относительно его дальнейшего поведения и решений.

Кроме того, эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Они предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.

Эмоции подкрепляют нашу мотивацию и решимость совершить то, что хочется. Если бы наши цели были нам безразличны, мы бы к ним не стремились.

Однако эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую это сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.

Вот простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:

  1. Что сейчас со мной происходит?
  2. Что чувствует моё тело?
  3. Что я хочу сделать?
  4. Как называется это переживание?

Если у вас появился интерес к разнообразию эмоций или возникли вопросы, можно направить их  психологу Центра здоровья для детей Юдиной Юлии Алексеевне @yudina_psycholog

Урок «Эмоции человека. Распознание положительных и отрицательных эмоций.»

                     Основы здоровья

                                 

2 класс

Тема: Эмоции человека. Распознание положительных и отрицательных эмоций.

Цель: ознакомить учащихся с миром положительных и отрицательных эмоций; учить детей управлять своими эмоциями с целью укрепления своего здоровья.

Развивать умение распознавать свои чувства во время общения с другими людьми.

Воспитывать желание иметь и умножать положительные эмоции.

Оборудование: презентация «Здоровье и эмоции», иллюстрации сказочных героев, задания для групп, листики чёрного и белого цветов, аудиозапись песен «Чунга – чанга», «Колыбельная», «Песенка Чебурашки»; «Ромашка» с заданиями, карточки с указанными эмоциями.

І. Организация класса. Слайд 1

— Сегодня у нас очередной урок здоровья. Я очень рада видеть вас, ребята.

— С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

— Я надеюсь, что после сегодняшнего урока настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.

ДЕВИЗОМ нашего урока будут слова: Слайд 2

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать.

ІІ. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы будем говорить о чувствах и эмоциях человека, научимся их распознавать у себя и у других людей, попытаемся найти способы управления и контроля над нежелательными эмоциями.

ІІІ. Работа над новым материалом

  1. Знакомство с понятием эмоции ( Слайды 3,4,5,6)
  • Обратите внимание на это лицо. Когда у человека бывает такое выражение лица? ( Когда  ему весело; когда он в гневе; когда человеку страшно)   
    Радость, грусть, злость, страх.
  • Что мы можем сказать о чувствах, которые испытывает этот человек? ( Ему приятно, радостно; он недоволен, злится; ему страшно )

Слайд 7

  • Ребята, вы назвали такие понятия как радость, злость, гнев, страх. Именно так человек может выражать свои чувства к тому, что происходит вокруг него или внутри него.
  • А как по-другому мы называем эти чувства? ( Эмоции )
  • Что такое эмоции?
  • Какими бывают эмоции?
  1. Работа с учеником с.39
  • Давайте прочитаем об этом в учебнике.
  • Какими же бывают чувства и эмоции? (Положительными и отрицательными )
  • Какие из них помагают сохранить здоровье?
  • Какие эмоции, чувства вызывают плохое настроение, разрушают здоровье? (Грусть, волнение, стресс, горе)
  1. Физкультминутка

Мы здоровыми растём,

Вместе с солнышком встаём!

Для  здоровья, настроенья
Выполняем упражненья:

Руки вверх, на пояс, вниз.

Потянись!

Улыбнись!

То присели, то нагнулись,

И опять же улыбнулись!

  1. Распознавание эмоций
  • При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в даный момент. На что же обращают внимание люди, глядя на лица людей? (На глаза, брови, губы )
  • Сейчас мы научимся определять эмоциональное состояние человека, наблюдая за его выражением лица. Обратите внимание на :

Рот – открыт или закрыт

Губы – опущены или приподняты уголки

Глаза – раскрыты или сужены

Брови – сдвинуты или приподняты

  • Сейчас мы узнаем, умеете ли вы определять эмоции человека глядя на его лицо. А для этого заглянем в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок.

( Демонстрация героев разных сказок: Чебурашка, Баба-Яга и т.д. ).

  • Молодцы, вы правильно умеете определять эмоциональное состояние других людей.
  1. Работа в группах
  • Давайте теперь попробуем нарисовать у себя на листочках в круге эмоции:
  1. Группа – радость,
  2. Группа – грусть,
  3. Группа – гнев,
  4. Группа – страх,
  5.  Группа – удивление.
  • А сейчас проверим, правильно ли вы справились с заданием.
  • Какие из этих эмоций могут нанести вред человеку? (Злость, гнев, обида, зависть, ярость, печаль, презрение, отвращение).
  • Какие эмоции можно назвать нашими друзями? (Радость, восторг, спокойствие)
  • Каких эмоций больше, отрицательных или положительных?

Конечно отрицательных и с ними нужно бороться. И здесь не обойтись без знания специальных способов избавления от плохих эмоций.

  1. Работа в парах

Способы избавления от нежелательных эмоций

    А) Перед вами два листочка: белого и черного цветов. Напишите     на чёрном листе те эмоции, которые вам мешают общаться, а на белом те, которые помогают общаться.

  • Назовите плохие эмоции; хорошие.
  • А теперь разорвите чёрные листы с плохими эмоциями и это поможет вам избавиться от них.
  • Как ещё можно «побороть врагов настроения»? (Прогуляться, почитать весёлую книгу, порисовать)

Б) Теперь представим, что нас чем-то разозлили, да так, что «кулаки чешутся». Представили?

—  Но мы знаем, что любой спор или конфликт можно решить мирным путём. Поэтому нужно себя успокоить.

—  Как это сделать?

Сожмём кулачки со всей силы и посчитаем про себя до 20. Стало легче?

В) Побороть отрицательные эмоции может помочь и музыка. И сейчас мы послушаем несколько композиций, постараемся понаблюдать, какие чувства вызывает даная музыка. («Чунга-чанга», «Песенка Чебурашки», «Колыбельная»).

—  Какие чувства вы испытывали?

—  Можно ли сказать, что музыка влияет на наше настроение, на  наши эмоции?

Г) Обратили ли вы внимание, как менялось ваше дыхание?

     Когда человек злится, его дыхание учащается, а когда грустит –   успокаивается.

  • Давайте представим, что мы опаздываем на поезд и пытаемся его догнать, мы в ярости , быстро дышим. Нам нужно успокоиться.
  • Как это сделать? Наберём сначала много воздуха через нос, как бы надуем воздушный шар. А тепер представьте, что в шаре образовалась маленькая дырочка и он потихоньку начал спускаться.( Выдыхаем воздух через рот.)
  • Вы чувствуете, как мы потихеньку успокаиваемся?

Вот такая дыхательная гимнастика может помочь нам в борьбе с нашими отрицательными эмоциями.

ІV. Закрепление

  1. Дидактическая игра «Ромашка» (Дети отрывают лепесток ромашки, знакомятся с описанной ситуацией и находят выход).

Ситуации:

⌂Друг не пригласил тебя на свой день рождения;

⌂Ребята не берут тебя в игру;

⌂Ты получил плохую оценку;

⌂Ты потерял деньги;

⌂Ты поссорился с другом.

  1. Дидактическая игра «Зеркало» (Улыбнуться и настроение улучшится)
  2. Дидактическая игра «Угадай эмоцию по интонации» (На карточках написаны названия эмоций. Дети произносят вслух фразу «Скоро каникулы» с разной эмоциональной окраской. Остальные дети угадывают эмоцию.)
  3. Дидактическая игра «Собери пословицу»

Работа в тетради с.57

  • Почему так говорят: «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости».

V. Итог

— Какие эмоции мы выберем для своего здоровья?

— Посмотрите на доску и вспомните наш девиз …

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать.

— Что нужно делать, чтобы положительных эмоций было больше?

 

 

Связь того, что вы чувствуете, с тем, что это означает

Понимание эмоций может помочь улучшить ваши отношения и изменить ваше отношение к миру.

Не всегда легко распознать чувство. Вы можете назвать это гневом на поверхности, но что это такое глубоко внутри? Это разочарование, негодование или, может быть, раздражение?

Эмоции редко бывают одномерными, и естественно знать, что вы чувствуете что-то , но не можете выразить это словами.

Однако понимание своих эмоций может помочь вам определить их у других людей и улучшить ваше взаимодействие со всеми, кого вы встречаете.

Эмоции сложны. Обзор исследований 2017 года показывает, что они представляют собой комбинацию:

  • физиологических реакций
  • субъективных впечатлений
  • личного самовыражения

То, что «счастливо» для одного человека, может сильно отличаться от того, что «счастливо» для другого, даже в Такая же ситуация.

Какая эмоция для вас, зависит от вашего:

  • восприятия
  • устойчивости
  • механизмов преодоления

Хотя эмоции могут быть сознательными, индивидуальные ощущения возникают в результате специализированной нейронной активации в нескольких областях коры головного мозга.

В обзоре роли мозга в эмоциях за 2021 год исследователи отмечают, что эти переживания происходят из-за того, что миндалевидное тело постоянно получает и оценивает сенсорную информацию.

Мозг оценивает эти сенсорные входные данные по сложности, интенсивности и другим переменным, которые помогают ему определить эмоцию.

Например, если ваше эмоциональное состояние «недовольно» на работе, что-то передало в ваш мозг эту сенсорную информацию, будь то:

  • давление из-за сроков
  • комментарии коллеги
  • сочетание факторов образа жизни, таких как недостаток сна и недостаточное питание

Полное понимание эмоций предполагает знание того, почему эмоции являются частью жизни.

Есть причина, по которой вы испытываете как положительные, так и отрицательные чувства.

Переживание эмоции — это способ, которым ваше тело передает информацию вашему сознанию. Например, если вы боитесь, сенсорные сигналы вокруг вас могут быть восприняты как вредные, и ваш мозг может потребовать, чтобы вы предприняли какие-либо действия.

Этот опыт чувств затем вызывает каскад других важных процессов, которые помогают вам расти, учиться и, в конечном счете, выживать.

Обзор 2017 года оценил важность эмоций с точки зрения эволюции. Исследование определило, что эмоции необходимы для когнитивных процессов, таких как:

  • восприятие
  • внимание
  • память
  • рассуждение
  • решение проблем
  • обучение

Эти процессы связаны с личностным ростом и более широкой концепцией обучения. .

Вы чувствуете страх, например, поэтому вы:

  • фокусируетесь на угрозе (восприятие/внимание)
  • определяете угрозу для избегания в будущем (память)
  • мозговой штурм о том, как избежать (решение проблемы)
  • обдумать, чем опасна угроза (рассуждение)
  • понять последствия и почему вы в опасности (обучение)

Эмоциональное осознание

Эмоциональное осознание – это способность идентифицировать эмоции в себе и в других.

«Эмоциональное осознание многогранно, — объясняет доктор Даниэль МакГроу, клинический психолог из Скоттсдейла, штат Аризона. «Это знание того, что эмоции — это физическое ощущение, и знание того, где в вашем теле вы чувствуете определенные эмоции».

Она добавляет, что большинство людей используют только варианты «счастливый», «грустный» или «безумный» для описания своих эмоций, но настоящие эмоции выходят далеко за рамки этих основных конструкций.

Частью развития эмоционального сознания является изучение других способов проявления эмоций.

«Трудно понять наши эмоции, когда у нас нет языка, чтобы описать их, — говорит она.

Если вы чувствуете, что потеряли связь со своими эмоциями, этому может быть несколько причин.

Стиль привязанности

Теория привязанности предполагает, насколько тесно вы были привязаны к своим основным опекунам в детстве, что может определять вашу эмоциональную доступность во взрослом возрасте.

«Эмоциональная отстраненность, недоступность и неприятие объектов привязанности на протяжении всего детства часто являются обычным явлением для людей, которым трудно идентифицировать и обсуждать свои эмоции», — говорит Габриэль Монтана, лицензированный профессиональный консультант из Фитчбурга, штат Висконсин.

Если ваши опекуны были эмоционально апатичными или замкнутыми, вполне естественно, что вы можете научиться моделировать это во взрослой жизни.

Травма

Рома Уильямс, лицензированный брачный и семейный терапевт из Хьюстона, указывает, что травма может помешать эмоциональному осознанию, заставив кого-то эмоционально закрыться.

Это самозащитное состояние может помешать вам чувствовать эмоции или распознавать их у других.

Психические расстройства

«Существуют определенные психические расстройства, которые могут привести к тому, что кто-то не будет осознавать свои эмоции, — говорит Уильямс. «Например, люди с пограничным расстройством личности могут испытывать трудности с регулированием своих эмоций и пониманием того, что они чувствуют».

Другие состояния психического здоровья, которые могут препятствовать пониманию эмоций, включают:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • большое депрессивное расстройство
  • генерализованное тревожное расстройство
  • расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ

обучение, ориентированное на выживание, но они также служат важным инструментом для построения отношений с другими.

Фраза «относиться к» указывает на то, что вы можете идентифицировать себя с кем-то другим. Возможно, вы узнаете, что они чувствуют, потому что узнали это в себе.

Понимание эмоций может помочь вам стать более чутким и установить чувство доверия.

Этот навык также может принести пользу вашему психическому благополучию.

Монтана предупреждает, что «когда мы не можем идентифицировать свои эмоции, настроиться на них или взаимодействовать с ними, это может привести к:

  • низкой самооценке
  • негативным мыслям о себе
  • поиску выхода, чтобы найти какое-то облегчение

«Это в конечном итоге приводит к отрицательной обратной связи и заставляет нас чувствовать себя застрявшими».

Есть несколько способов понять эмоции.

Сканирование тела

Когда вы испытываете эмоцию, ее связь с телесными ощущениями может помочь вам понять ее.

«Начните с наблюдения за ощущениями в теле во время просмотра фильма или прослушивания песни, которая, как вы знаете, вызывает грусть, радость или расстройство», — предлагает Селеста Лабади, лицензированный брачный и семейный терапевт из Боулдера, штат Колорадо.

После того, как вы определили ощущения, вы можете спросить себя, что они пытаются вам сказать.

«Тогда просто прислушайтесь к чему-то очень простому», — говорит Лабади. «Еще один способ подойти к этому так: «Если бы я был собакой, о чем бы мне говорило урчание в моем животе?» Это действительно упростит задачу и выведет вас из вашего логического мышления».

Использование эмоционального колеса

Понимание эмоций может быть проще, если у вас есть готовый список эмоций на выбор.

Монтана рекомендует использовать эмоциональное колесо, созданное вами или найденное в Интернете, в котором перечислены различные эмоции и сопровождающие их ощущения.

«Возможно, у вас нет эмоциональной осведомленности, но вместо этого у вас нет доступа к языку, который вам нужен для описания ваших эмоциональных переживаний», — говорит она.

Наблюдение за другими

Лабади отмечает, что понимание эмоций можно практиковать, наблюдая за другими. Вы можете сделать это через средства массовой информации, такие как фильмы, или публично.

«Недавно я сидела в автобусе и наблюдала, как резко изменилось лицо женщины, когда она услышала плач ребенка в соседнем ряду», — говорит она.

«Я молча проследил за ее мыслями: «Она расстроена, ее лицо красное, ее глаза слезятся, у нее эмоциональная реакция, этот ребенок вызывает что-то внутри нее, она чувствует какую-то боль. …’»

Написание

Не всегда легко загонять в угол свободно плавающие мысли. Чтобы помочь понять эмоции, вы можете использовать дневник, чтобы сформулировать свои мысли.

Уильямс объясняет, что ведение дневника может помочь избавиться от сырых эмоций несколькими способами:

  1. чувствует себя в большей безопасности, чем рассказывать кому-то другому
  2. позволяет вам быть свободным от суждений
  3. предотвращает размышления

«Если вы чувствуете себя подавленным или даже встревоженным, это может быть хорошим показателем того, что вам нужно остановиться и обдумать свои мысли». эмоции», — говорит она. «Я всегда говорю со своими клиентами о силе письма».

Понять эмоции не всегда легко, особенно если у вас нет слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете.

Естественно тяготеть к базовым эмоциям, таким как «счастье» или «грусть», но большинство эмоций гораздо сложнее и часто имеют важные основы в повседневном обучении.

Вы можете идентифицировать эмоции в себе и в других:

  • наблюдая за другими
  • ведя дневник
  • узнавая об эмоциях

может помочь вам определить основные проблемы, такие как стиль привязанности и травма.

Под профессиональным руководством вы сможете найти новые способы определения и выражения своих эмоций, которые поддерживают позитивные отношения в вашей жизни.

Причина, по которой мы до сих пор не понимаем, что такое эмоции на самом деле

Эмоции — это лучшие предположения вашего мозга о том, что означают ваши телесные ощущения, основанные на вашем прошлом опыте. Ваш мозг строит эти догадки в мгновение ока — настолько быстро, что эмоции кажутся неконтролируемыми реакциями, происходящими с вами, когда эмоции на самом деле создаются вами.

Долгое время ученые были уверены, что эмоции вызываются специальными цепями мозга — цепью для счастья, одна для страха, другая для гнева и так далее, — которые автоматически запускают определенный паттерн выражения лица, телесного состояния и физических действий. .

Например, если вы увидели змею, активировалась предполагаемая «схема страха», заставив ваши глаза расшириться, сердце учащенно биться, а тело подготовиться к бегству. Считалось, что данная эмоция представляет собой цепную реакцию скоординированных событий, и она возникла достаточно надежно, чтобы указать, когда человек ее испытывал.

Тем не менее, большинство научных данных не подтверждают эту точку зрения. Вместо этого он предполагает, что каждый случай эмоции является событием всего мозга. Ваш мозг использует ваш прошлый опыт, чтобы объединить информацию от вашего тела, такую ​​как учащенное сердцебиение, с информацией из мира, например, о том, что вы ждете в кабинете врача результатов анализов, чтобы сконструировать эмоцию, например тревогу.

Больше похоже на это

В другой ситуации, например, когда вы смотрите, как ваш возлюбленный входит в комнату, ваш мозг может сконструировать пример возбуждения или похоти из точно такого же бьющегося сердца. Или, если вы тренируетесь, ваш мозг может преобразовать этот стук в проявление усталости. Смысл, который создает ваш мозг, помогает ему планировать следующие действия вашего тела, чтобы поддерживать вашу жизнь и здоровье.

Даже с учетом этого растущего количества доказательств наука об эмоциях полна путаницы. Некоторые ученые до сих пор изучают мозговые цепи для действий, таких как замирание на месте, и утверждают, что они изучают цепи для эмоций. Сотни исследований пришли к выводу, что люди во всем мире выражают эмоции одними и теми же движениями лица, хотя в большинстве этих исследований используется хрупкий экспериментальный метод, который не может воспроизводиться при изменении.

Компании утверждают, что у них есть алгоритмы машинного обучения для распознавания эмоций по улыбкам и хмурым взглядам, но они определяют движения мышц, а не эмоциональное значение этих движений в контексте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *