Память эмоциональная . Что такое «Память эмоциональная «? Понятие и определение термина «Память эмоциональная » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Память эмоциональная – память, которая ориентирована на сохранение эмоционально окрашенных событий. Эмоциональная память — это важнейшая часть человеческой жизни, которая затрагивает большинство сфер его деятельности. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые могут как побуждать к действию, так удерживать от тех действий, которые в прошлом вызвали отрицательные переживания.
Именно благодаря эмоциональной памяти человек способен накапливать жизненный опыт. Помимо всего прочего эмоциональная память может быть намного прочнее других видов памяти: от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление, которое другим видам памяти просто недоступно.
В ряде исследований было определено, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина, в то время как в хранении обычных воспоминаний они не участвуют. В связи с яркими воспоминаниями о каких-либо событиях возникло образное выражение «мнемическая фотовспышка». Под этим выражением понимаются те яркие воспоминания, которые возникли в результате большого эмоционального потрясения.
Подобные эффекты легче объяснить влиянием эмоций на механизмы запоминания и воспроизведения, однако доказать существование особого механизма хранения эмоционально окрашенной информации пока еще не удалось.
< Память сенсорная
Паника >
Популярные термины
Память эмоциональная
Вперед, в прошлое
Сильные неприятные эмоции, пережитые в прошлом, часто не дают нам покоя в настоящем, мешают спокойно жить, заставляют испытывать страх. Как с этим справиться? Память нельзя уничтожить, но психотерапия помогает ее «переписать» – снизить значимость травматических воспоминаний.
Новости СМИ2
новое на сайте
- 7 признаков того, что вы не нарцисс
- Что сделать, чтобы муж перестал пить? Как психолог отвечает на такой запрос
- Танатофобия: как страх смерти проявляется в теле и что с ним делать
- «Я ни к кому не испытываю сочувствия, мне знакомы только зависть и раздражение»
- Витамин D: почему он так важен и как не пропустить его дефицит — советы нутрициолога
- 4 лайфхака, которые помогут выйти из френдзоны
- Как на самом деле женщины и мужчины относятся к браку: ожидания, страхи и приоритеты — объяснение психологов
- «Мы вместе 10 лет. Почему он решил брать ипотеку один и не хочет говорить о браке?»
Сегодня читают
- «Меня как будто изнасиловали»: что такое акушерское насилие и почему оно происходит. Часть 1. Беременность
- «Муж подал на развод, но уходить не собирается и спит в моей постели. Как быть?»
- «Мы вместе 10 лет. Почему он решил брать ипотеку один и не хочет говорить о браке?»
- Почему общение с некоторыми людьми нас так опустошает
- Как понять, глубокий ли ты человек, — комментарий гештальт-терапевта
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнееспецпроекты
Эмоциональная память. Развитие эмоциональной памяти.
В статье раскрыто понятие эмоциональной памяти и приведены проверенные временем рекомендации как ее развить у детей и взрослых.
Память, с точки зрения психологии,– это ряд процессов, протекающих в мозге человека, в результате которых осуществляется пополнение, хранение и воспроизведение информации.
Эмоциональная память –это хранение и воспроизведение определенного опыта, непосредственно связанного с конкретным событием и имеющего эмоциональную окраску.
Эмоциональная память приобретается благодаря позитивным и негативным событиям, имеющим место в жизни человека. Она вызывает переживания и является своеобразным наложением полученных ранее ощущений и чувств на события, происходящие в данный момент.
Особенности эмоциональной памяти
Эмоциональный вид памяти является своего рода индикатором внутренного состояния человека. Наши эмоции характеризуют то, насколько успешно складываются наши взаимоотношения в личной жизни и обществе.
По мнению выдающегося ученого П. П. Блонского, эмоции, испытываемые человеком во время конкретного события, ярче, чем те, которые он переживает, извлекая из памяти по прошествии времени. Постепенно они ослабевают, смешиваясь с другими эмоциями и рассуждениями. Но стоит человеку попасть в аналогичную ситуацию – и ярко выраженная эмоция моментально извлекается из памяти и может нас подтолкнуть к совершению определенных действий или, наоборот, удержать от них. Особенностью эмоциональной памяти является то, что человек особенно ярко и отчетливо запоминает три чувства: страх, страдание и удивление. При этом существует определенная разница в восприятии этих чувств. Так, удивление запоминается как фактор, который удивил, и само чувство во время припоминания повторно не переживается. Страдание и страх запоминаются в виде чувства.
Какие эмоции запоминаются лучше, положительные или отрицательные? Практика показывает, что лучше запоминается негатив, ведь даже у животных отрицательные эмоции присутствуют в сознании долгие годы, что, кстати, позволяет им сохранять свою популяцию. Кроме того, человеку присуща способность “переносить” полученные эмоции с одного раздражителя на аналогичные. Если, например, человек в детстве сильно отравился грибами, то, повзрослев, он наверняка подсознательно будет бояться употреблять их в пищу. Другой пример: если ребенок в детстве неоднократно переживал сильный страх, то в дальнейшем это может привести к недоверчивости и боязливости. То же самое наблюдается и у животных. Так, например, если собака, которую сбила машина, осталась жива, то всю оставшуюся жизнь она наверняка будет бояться машин.
Развитие эмоциональной памяти у ребенка
Эмоциональную память следует развивать с раннего детства. В детском возрасте можно сформировать позитивное отношение к окружающим, определенный интеллектуальный потенциал и уверенность в себе на основе множества позитивных воспоминаний. Вот несколько простых упражнений, которые помогут развить эмоциональную память у ребенка:
- Для прогулки выберите место, где ребенок еще не был. Во время прогулки обращайте его внимание на окружающее вас пространство (звуки, птиц, насекомых, деревья), при этом комментируя происходящее в позитивном контексте и сопровождая свой рассказ лаской, объятиями, всевозможными приятными сюрпризами. Эти воспоминания помогут в дальнейшем ребенку легче перенести неприятные события в жизни.
- Упражнение “Волшебный мешок”. Суть его заключается в том, что ребенку предлагают вспомнить события, которые вызвали у него неприятные ощущения, страхи, боль. Затем эти эмоции мысленно трансформируют в какой-либо предмет или предметы, складывают их в мешок и плотно завязывают. При этом ребенок образно избавляется от негатива, который у него забрали и положили в мешок.
- Упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.
Развитие эмоциональной памяти у взрослых
Взрослым тоже имеет смысл развивать эмоциональную составляющую своей личности. Это однозначно будет полезно как для профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Вот несколько проверенных приемов развития эмоциональной памяти у взрослых:
- Возьмите себе за правило вести дневник. Это очень хороший способ развить эмоциональную память. Ведите его регулярно. В дневник записывайте свои чувства, эмоции, мысли. Перечитывая его по прошествии определенного времени, Вы можете ощутить свои чувства вновь, проанализировать их и свои действия.
- Занимайтесь медитацией. Для выполнения приема Вам необходимо мысленно перенестись в определенный момент прошлого, когда Вы пережили сильные эмоции, и попытаться заново прочувствовать их. Например, вспомните свое первое свидание.
- Погружайтесь в пережитые Вами ранее ощущения. Для этого устройтесь поудобнее на кресле или диване, закройте глаза и представьте процесс, который вызывает приятные ощущения. Например, представьте, как Вы лакомитесь любимым блюдом, при этом старайтесь прочувствовать его вкус и аромат.
- Анализируйте чувства, возникающие в Вашем подсознании. Концентрируйте внимание на различных, даже незначительных событиях, и пытайтесь понять, что Вы чувствуете, когда они происходят, и почему. В процессе анализа пытайтесь разделить чувства и эмоции.
- Библиотерапия. Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги. Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.
Мы стремимся, чтобы наши упражнения для улучшения памяти эффективно помогли Вам решить для себя проблему как сделать память лучше.
Успехов Вам в познании себя и саморазвитии.
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Эмоции и Память — Мир Психолога
- Психология эмоций
Как ваши эмоции влияют на вашу способность запоминать информацию и вспоминать прошлые воспоминания?
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Ссылки
- Маккей, Д.Г., Шафто, М., Тейлор, Дж.К., Мариан, Д.Е., Абрамс, Л. и Дайер, Дж.Р. (2004). Отношения между эмоциями, памятью и вниманием: свидетельство табу Струпа, лексическое решение и задачи на немедленную память. Память и познание . 32 (3). 474-488.
- Браун, Р. и Кулик, Дж. (1977). Воспоминания о вспышках. Познание . 5 (1). 73-99.
- Пиллемер, Д.Б. (1984). Вспышка воспоминаний о покушении на президента Рейгана. Познание . 16 (1). 63-80.
- Оман, А. и Минека, С. (2001). Страхи, фобии и готовность: к усовершенствованному модулю обучения страху и страху. Психологический обзор . 108 (3). 483-522.
- Schupp, H.T., Stockburger, J., Codispoti, M., Junghöfer, M., Weike, A.I. и Хамм, А.О. (2007). Избирательное зрительное внимание к эмоциям. Журнал неврологии . 27 (5). 1082-1089.
- Смит, С.Д., Мост, С.Б., Ньюсом, Л.А., и Залд, Д.Х. (2006). Эмоционально-индуцированное моргание внимания, вызванное аверсивно обусловленными стимулами. Эмоция . 6 (3). 523-527.
- Бауэр, Г.Х. (1981). Настроение и память. Американский психолог . 36 (2). 129-148.
- Хаманн, С.Б., Эли, Т.Д., Графтон, С.Т. и Килтс, К.Д. (1999). Активация миндалевидного тела связана с усилением памяти на приятные и неприятные стимулы. Неврология природы . 2 . 289-293.
- Лэрд, Дж. Д., Кунифф, М., Шихан, К., Шульман, Д. и Струм, Г. (1989). Эмоциональные специфические эффекты выражений лица на память на жизненные события. Журнал социального поведения и личности . 4 (2). 87-98.
- Уокер, В.Р., Сковронски, Дж.Дж., Гиббонс, Дж.А., Фогль, Р.Дж. и Ричи, Т. Д. (2009). Почему люди репетируют свои воспоминания: частота использования и связь с интенсивностью эмоций, связанных с автобиографическими воспоминаниями. Память . 17 (7). 760-773.
- Кеннеди, К., Мазер, М. и Карстенсен, Л.Л. (2004). Роль мотивации в возрастной положительной предвзятости автобиографической памяти. Психологическая наука . 15 (3). 208-214.
- Ричардс, Дж. М. и Гросс, Дж. Дж. (2000). Регуляция эмоций и память: когнитивные издержки сохранения хладнокровия. Журнал личности и социальной психологии . 79 (3). 410-424.
- Кох К., Паули К., Келлерманн Т., Зайферт Н.Ю., Реске М., Бакес В., Штёкер Т., Шах Н.Дж., Амунтс К., Кирхер Т., Шнайдер, Ф. и Хабель, У. (2007). Гендерные различия в когнитивном контроле эмоций: исследование фМРТ. Нейропсихология . 45 . 2744-2754.
- Кульманн С., Пил М. и Вольф О.Т. (2001). Нарушение восстановления памяти после психосоциального стресса у здоровых молодых мужчин. Журнал неврологии . 25 (11). 2977-2982.
Эмоциональные воспоминания: когда люди и события остаются с вами
Воспоминание о событии, ситуации или человеке может вызвать дрожь волнения, жар гнева или тоску горя. Хотя эмоция, вызванная воспоминанием, может ощущаться не так сильно, как реальное переживание, воспоминание, тем не менее, может быть приятным или болезненным. Эмоциональная память повышает доверие к представлению о том, что мысли могут вызывать эмоции точно так же, как активация эмоций может создавать познания (Lerner & Keltner, 2000; Lewis, 2008).
Какое счастье, что разум может вызвать эмоциональные воспоминания о волнующей и незапятнанной любви, гордости за начинания или радости, испытанной в удивительный момент времени. Вы можете размышлять о прошлом, потому что хотите воссоздать удовлетворительный эмоциональный опыт, хотя бы мимолетно, в мечтах. Но воспоминания могут также активировать более негативно переживаемые эмоции, такие как гнев, стыд, ревность, зависть, отвращение или вина.
К сожалению, такие воспоминания о вещах, которые мы предпочли бы забыть, кажутся более интенсивными, чем приятные. В ответ на сигнал в настоящем, который вызывает эмоциональную память, гнев, например, может занять ваши мысли таким образом, что может показаться гораздо более поглощающим и неотразимым, чем приятное воспоминание о прошлых любовных отношениях. Гнев заставляет вас хотеть предпринять действия, чтобы защитить себя, отомстить или исправить любую ошибку, которая осталась нерешенной; тогда как воспоминание о прошлой любви с меньшей вероятностью вызовет потребность ответить.
Большинство эмоциональных воспоминаний являются результатом воспоминаний. Определенная дата может вызвать эмоциональное воспоминание, например, годовщина потери. Но также все, что связано с вашими чувствами, может быть сигналом, который может вызвать эмоциональное воспоминание. Проходя мимо парфюмерного прилавка универмага, вы можете вспомнить кого-то, от кого пахло вкусно, или, с другой стороны, человека, чье чрезмерное употребление ароматизированных продуктов было вам противно. Определенное место может вызвать воспоминание о том, что вы были там в прошлом, а также о приятных или неприятных эмоциях, связанных с этим переживанием. Ваша внутренняя реакция на конкретную песню может быть напоминанием об эмоциях, которые вы испытывали по отношению к кому-то, с кем она связана.
Удерживание определенных вещей может быть способом активировать припоминание эмоций. Тем не менее, объект активирует не только эмоциональную память, но и связь, которая у вас была с человеком, которого он представляет.
Избавление от некоторых реликвий прошлого может служить для деактивации воспоминаний и символического избавления от человека. Когда отношения заканчиваются, люди иногда хотят избавиться от пережитков прошлого, которые представляют их привязанность к другому человеку, включая памятные вещи, подарки, фотографии и все остальное, что потенциально может вызвать когда-то прекрасные эмоциональные воспоминания, которые теперь стали испорченными.
Обладание отличной памятью для припоминания событий может не быть достоинством и вместо этого может потребовать, чтобы вы контролировали эффективную систему памяти, которая доставляет информацию в форме воспоминаний, которые могут мешать текущим целям (Levy & Anderson, 2002). Поэтому, если кажется, что все вызывает у вас воспоминания, особенно те, которые активируют эмоциональные реакции, вы можете сойти с пути, на который идете, и вместо этого сосредоточиться на воспоминаниях.
Представьте себе, например, что каждый раз, когда вы завязываете романтические отношения, вам вспоминаются случаи, когда вы чувствовали себя преданным или обиженным. В результате вы можете попытаться проигнорировать воспоминание или перефокусировать внимание — ситуация подавления реакции, которая требует исполнительного контроля, чтобы остановить само воспоминание, — но такое подавление воспоминаний и контроль направления мысли также мешают их воспроизведению, когда они желательны. Леви и Андерсон, 2002). Таким образом, могут быть моменты, когда ваши эмоциональные воспоминания правильно информируют вас о необходимости быть осторожными, и в ваших интересах прислушиваться к ним, но в других случаях они просто дают осечку.
Эмоциональные воспоминания сильны и служат для того, чтобы направлять и информировать нас, когда мы ориентируемся в настоящем и готовимся к будущему.