Эмоции и чувства воля: Тема 9. Эмоции. Чувства. Воля.

ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ , ВОЛЯ

Различные предметы и явления объективного мира по-разному воздействуют на сознательную сферу человека — одни радуют, другие огорчают, третьи оставляют его равнодушным. Это результат осознанного реагирования на них психики.

Эмоции — реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.).

Чувства – высшая форма эмоций, устойчивое эмоциональное отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе; они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и ситуации.

Функции эмоций:

Сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и организме человека.

Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать трудности или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Экспрессивная – переживания доступны восприятию других людей, сообщают о состоянии человека.

Качества эмоций:

Динамика – смена фаз напряжения (тонизирует или сковывает действия) и разрешения (облегчение).

Полярность – амбивалентность эмоций (положительные, отрицательные и неопределенные).

Сила и устойчивость – страсти (сильные и стойкие эмоции) и увлечения (неустойчивые, импульсивные эмоции).

Эмоциональные состояния:

Настроение – более-менее длительное и устойчивое состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека; отличается разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности; всегда имеет причину, но она не всегда осознается.

Аффект – кратковременная, бурно протекающая интенсивная реакция; человек плохо осознает, что делает; склонны неуравновешенные, истеричные люди.

Стресс – состояние, вызванное неожиданной и напряженной ситуацией; с трудом осуществляется целенаправленная деятельность и переключение внимания; навыки и привычки сохраняются; стресс может вызвать прилив сил, ясность и четкость мысли.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Фрустрация – сильное отрицательное переживание, вызванное блокадой стремления, крайней неудовлетворенностью; человек испытывает сильное психическое потрясение, которое проявляется как досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие, самобичевание.

Высшие чувства:

Моральные – эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному (симпатия-антипатия, привязанность-отчужденность, уважение-презрение, признательность-неблагодарность, любовь-ненависть и др.).

Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности (любопытство, удивление, сомнение, уверенность в правоте, юмор, ирония).

Эстетические – возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

Воля

Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Простые волевые действия состоят из постановки цели и исполнения, сложные – включают осознание цели, планирование и исполнение.

Волевое усилие

– это напряжение, пронизывающее все звенья волевого акта, возникающее в связи с затруднениями.

Структура волевого акта:

1. Осознание цели. Зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде влечения. По мере осознания потребности влечение превращается в желание. Желать – знать, что побуждает к действию. Желание оценивается и взвешивается человеком, становится мотивом. Борьба мотивов – это столкновение несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности и выражается в принятии решения. Напряжение ослабевает, человек испытывает облегчение.

2. Планирование. При выборе средств возможны трудности, переживаемые в виде напряжения. Складывается конфликтная ситуация: человек понимает возможность лёгкого пути и невозможность его принятия. Когда конфликтная ситуация разряжается, напряжение спадает.

3. Исполнение. Когда намечены пути и средства, человек приступает к исполнению принятого решения. Он действует и контролирует свои действия, сличает результат с идеальным образом цели. Успех зависит от того, насколько четко создан мысленный образ, качества контроля, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия, которые вызывают напряжение. Конфликт разрешается либо движением к цели, либо отказом от нее.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ЧУВСТВА,  ЭМОЦИИ ,  ВОЛЯ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ЧУВСТВА,  ЭМОЦИИ ,  ВОЛЯ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ЧУВСТВА,  ЭМОЦИИ ,  ВОЛЯ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

$3.

Эмоции, чувства, воля — Карточки Барабук

Отправить в приложение

Отметить как выучено

$3. Эмоции, чувства, воля

Эмоция

внутренний психический процесс, протекающий в форме переживаний и отражающий значимость внешних и внутренних ситуаций человека

Мир эмоций

положительные и отрицательные эмоции, которые переплетаются с друг другом

Аффект

мощная кратковременная эмоциональная реакция

Настроение

эмоциональный фон, который придаёт особенную окраску нашей деятельности

Стресс

эмоциональное состояние повышенного напряжения

Эмоциональное состояние (настроение)

процесс, отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, представленный в сознании в форме переживаний

Депрессия

состояние человека, характеризующееся проявлением широкого спектра отрицательных эмоций, способных нарушить сознание и деятельность, и может долго преследовать человека

Чувства

длящаяся и более устойчивая основа для эмоций

Нравственные чувства

чувство долга; любовь; дружба; патриотизм; эмпатия

Интеллектуальные чувства

уверенность в правильности решения; сомнения в верности доказательства

Эстетические чувства

чувство прекрасного; восхищение красотой

Эмпатия

сопереживание другому человеку

Аффективные действия

действия, которые человек не осознаёт и не контролирует

сознательное регулирование человеком своего поведения, умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий

Выдержка

умение контролировать свои эмоции и чувства, избегать импульсивных, необдуманных действий

Самообладание

Способность сохранять внутреннее спокойствие, действовать взвешенно и разумно в сложных жизненных ситуациях

Целеустремлённость

сознательная направленность личности на достижение определенного результата

Инициативность

способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей

Последовательность

Склонность неотступно следовать чему-либо, осуществлять свои действия, которые непрерывно следуют одно за другим

Сила воли

характеризует степень сформированности и уровень развития воли

сильная эмоция, которая, выйдя из-под контроля, может вызвать необдуманные действия

Прямое выражение гнева

гнев непосредственно изливается на спровоцировавшего его человека или предмет (ударить в ответ на удар)

Косвенное выражение гнева

наказать кого-то другого или что-то иное при невозможности ответить непосредственно обидчику (ударить более слабого, того, кто не может ответить)

Игнорирование

не выражать гнев внешне (прятать гнев в себе, подавлять эмоции)

Понимание и устранение причин

распознавание признаков гнева и реагирование для его обуздания (уйти в другое место от раздражителя, сделать умственное или физическое упражнение)

Деятельность

активное, целенаправленное соотношение к окружающему миру и к самому себе

Субъект

тот, кто действует осознанно и может отвечать за то, что делает

Как управлять эмоциями – Уилл Мик, доктор философии

Одна из самых частых вещей, с которой мои клиенты обращаются за помощью, – это понимание и обработка своих эмоций. По сути, это означает глубокое понимание того, что мы чувствуем, почему мы это чувствуем и что с этим делать. Ниже приводится краткий обзор модели выполнения именно этого.

Прежде чем мы начнем, я хочу отметить, что психологи часто проводят различие между «эмоциями» и «чувствами», обычно полагая, что эмоции — это более широкие понятия, охватывающие множество одновременных чувств. Но для этой статьи я буду использовать эти термины как синонимы.

Как работают эмоции

Во многих дисциплинах на протяжении столетий ведутся споры о том, как работают эмоции. В некоторых новых работах была предпринята попытка синтезировать все эти представления (Gross & Thompson, 2007). В основном это выглядит так:

1) У нас есть контакт со стимулом (событием, объектом, ситуацией, ощущением или мыслью).
2) Обращаем внимание на этот раздражитель.
3) У нас есть интерпретация стимула.
4) У нас эмоциональная/физиологическая реакция на раздражитель.

В качестве примера этого процесса представьте, что вы весело провели день в зоопарке, но вдруг увидели сбежавшую гориллу, которая с ревом бросилась на вас. Мгновенно у вас будет всплеск адреналина, резко учащенное сердцебиение, и вы побежите, возможно, закричав, и сосредоточите все внимание на поиске безопасности. По сути, 1) у вас был контакт с атакующей гориллой, 2) вы обратили на это внимание, 3) вы легко интерпретировали это как угрозу и 4) у вас была реакция страха.

На 4-м этапе реакция включает в себя мгновенные изменения в организме в бодрствовании, дыхании, выражении лица, частоте сердечных сокращений, пищеварении, мышечном напряжении, выбросе специфических гормонов и нейротрансмиттеров и множестве других вещей. Он также включает в себя импульсы приближаться, избегать, бежать, атаковать, замирать, подчиняться, закрываться, смеяться или праздновать, среди многих других, в зависимости от стимула.

Более того, некоторые эмоции являются инстинктивными реакциями, например, когда горилла бросается на вас. Однако эмоции также могут возникать автоматически после того, как мы были приучены к определенным реакциям. Например, предположим, что вас преследовала горилла в приведенном выше сценарии. Что произойдет в следующий раз, когда вас кто-нибудь попросит сходить в зоопарк? Вы, вероятно, забеспокоитесь и захотите не идти, потому что вспомните, как вас преследовали, и, следовательно, у вас теперь есть условная (выученная) реакция страха.

Иногда эмоции и стимул (например, зоопарк) можно сочетать, даже не испытывая их на себе, например, когда нас чему-то учат, мы наблюдаем, как кто-то другой проходит через это, или даже просто представляем себе это. Примером может служить громкая история и видео, которое вы видели, о людях, которых преследуют в зоопарке.

Какие бывают эмоции?

Другая широко обсуждаемая концепция в психологии заключается в том, существует ли несколько «базовых» или «первичных эмоций», которые лежат в основе всего (поиск, страх, ярость, горе/паника, похоть, забота, игра и т. д.), или же эмоции гораздо сложнее и лучше видно через набор открытых измерений (положительное/отрицательное, активация/деактивация, приближение/избегание). Как и многие вещи в психологии, я думаю, что большая истина заключается в смешении точек зрения. Поэтому я думаю, что важно иметь свой уникальный индивидуальный опыт эмоций, зная при этом, что многие из наших переживаний не ограничиваются конечным набором первичных эмоций.

Стили управления эмоциями

Возвращаясь к 4-частному процессу работы эмоций (выше), мы можем понять множество способов справиться с ними. Ниже приводится краткий обзор способов, которыми мы можем это сделать, и я призываю вас хорошо освоить все из них.

1. Выберите ситуацию : в основном мы можем предпринять какое-то действие, чтобы сделать более или менее вероятным, что мы окажемся в ситуации, вызывающей определенный эмоциональный опыт. Если вы не хотите, чтобы на вас набрасывалась горилла, лучше избегать зоопарка. Вместо этого вы могли бы пойти посмотреть фильм о животных, который вызвал бы у вас более положительные эмоции.

2. Изменить ситуацию : это когда мы уже находимся в ситуации, но пытаемся как-то изменить ее, чтобы изменить ее эмоциональное воздействие. Если вы уже были в зоопарке, вы можете подождать, пока гориллы не закончат дневную трапезу, или убедиться, что между вами и их клеткой есть кто-то менее способный бегать.

3. Переключение внимания : это когда мы меняем фокус нашего внимания, связанный с событием или объектом. Отвлечение фокусирует внимание на различных аспектах ситуации или вообще отвлекает внимание от ситуации, тогда как концентрация обращает внимание на эмоциональные особенности ситуации. Если вы уже боялись горилл, вы могли бы сосредоточиться на деревьях в вольере, а не на животных. Если бы вы получили массу удовольствия от наблюдения за гориллами (как я), вы могли бы действительно сосредоточиться на их игривом поведении, чтобы получить более позитивный эмоциональный опыт.

4. Измените свою точку зрения : это когда мы меняем то, как мы оцениваем ситуацию, в которой мы находимся, чтобы изменить ее эмоциональную силу. Два основных способа сделать это — изменить нашу точку зрения (нападение на гориллу и выживание на самом деле довольно крутой опыт) или изменить наше отношение к этому (если бы меня наказали, я бы смог с этим справиться). ).

5. Управляйте своей реакцией : это то, что мы делаем после того, как у нас уже есть эмоция, и пытаемся как можно более непосредственно повлиять на физиологическую или поведенческую реакцию. В идеале мы хотим, чтобы они были адаптивными (полезными для нас, а также соответствующим образом вписывались в ситуацию). Например, если вы пытаетесь произвести впечатление на новую девушку, которая хочет пойти в зоопарк, вам, возможно, придется найти способ вести себя хладнокровно перед вольером с гориллой, используя технику дискретного дыхания.

Обработка эмоций

Большинство консультирующих людей ищут способы лучше управлять своими чувствами. Поэтому я разработал 5-шаговый инструмент, который поможет понять эмоции. Основной процесс был разработан исследователями Кеннеди-Мур и Уотсон в их книге Expressing Emotion (2001) . За прошедшие годы я модифицировал его, чтобы сделать его более практичным для самостоятельного использования. На каждом этапе я буду определять общие места, в которых люди допускают ошибки, и предлагать некоторые вещи, которые могут помочь. Основная идея здесь заключается в том, что когда вы что-то чувствуете, вы можете прямо сейчас остановиться и проработать эти пять шагов, исправляя ситуацию по ходу дела.

1. Восприятие

Строительные блоки эмоций находятся в физических ощущениях и автоматических импульсах, которые у нас есть. Поэтому первый шаг — просканировать свое тело и определить типы ощущений и мотивации, которые у вас возникают. Ваш желудок переворачивается? У вас сжата челюсть? Ком в горле? Ваше лицо покраснело? Одна из ошибок, которую совершают люди, заключается в том, что они полностью пропускают этот шаг, из-за чего мы немного теряем гармонию со своим телом. Я просто устал». Исследования, проведенные в 2012 году, теперь отображают то, как наши тела реагируют на определенные эмоции, и вы можете увидеть эту схему в конце этого поста.

2. Именование

После того, как вы зафиксировали физические ощущения, важно точно назвать эмоцию. Ошибки, которые люди здесь совершают, заключаются в том, что они неправильно обозначают эмоцию или используют общие слова, которые не совсем правильно ее понимают. Например, такие слова, как «странный», «расстроенный» или «обеспокоенный», имеют множество неоднозначных значений. Использование таких слов, как «тревожный», «грустный» или «злой», дает больше силы и возможностей для работы с эмоциями.

Кроме того, у нас часто бывает смесь нескольких эмоций одновременно или конфликтующих эмоций, что еще больше усложняет эту часть. Важно иметь хороший эмоциональный словарный запас, поэтому ознакомьтесь с большим списком эмоциональных слов ниже. Знакомые мне люди, освоившие это, говорят что-то вроде: «Я чувствую смесь праведного негодования и беспокойства, которое возникает у вас, когда вы опаздываете в аэропорт».

3. Атрибуция

После того, как вы выбрали правильное имя, важно точно определить, что его вызвало. Иногда это очевидно, тогда как в других случаях кажется, что эмоции «появляются из ниоткуда» или «без причины». Эмоции почти всегда чем-то вызваны, но триггеры могут быть нам неизвестны. Распространенное объяснение эмоций, возникающих «из ниоткуда», заключается в том, что эмоция присутствовала, но сознательно переживалась только тогда, когда для нее было место, например, при выполнении бессмысленной задачи или во время знакомой поездки.

На этом этапе люди совершают ошибку, приписывая эмоцию исключительно одной вещи. Например, скажем, мужчина, который только что поссорился со своим партнером, пришел в ярость в пробке. На этом этапе мы бы сказали, что гнев был немедленно спровоцирован дорожным движением, но сила эмоции, вероятно, связана с гневом, связанным с предыдущим аргументом. Кроме того, недостаток сна, голод или множество других вещей также могут способствовать этому.

4. Оценка

На этом этапе мы спрашиваем себя, что мы чувствуем, когда испытываем эмоцию. У всех нас есть разные ответы на этот вопрос, основанные на нашей идентичности, культуре и комфорте с определенными эмоциями. Например, кто-то может чувствовать себя вполне комфортно, когда злится, но очень некомфортно, когда ему грустно. Я часто слышу, как мои клиенты говорят что-то вроде «Я злюсь из-за того, что я злюсь». Это дополнительное чувство означает, что интенсивность эмоционального переживания резко увеличилась, потому что к печали добавились дискомфорт, стыд или что-то еще.0056 принимать или ценить эмоции, которые мы испытываем. В консультировании я обычно продвигаю идею о том, что все наши эмоции действительны и имеют ценность, даже если это просто сигнал о том, что что-то происходит внутри нас или в мире. Суждение может быть зарезервировано для наших действий, связанных с нашими эмоциями (шаг 5), но пощадить сами эмоции и вместо этого работать над признанием того, что они есть, они являются врожденными частями человеческого опыта и имеют цель.

5. Действующий

После того, как все это будет завершено, у нас останется выбор, что делать дальше. Когда у нас возникает вспышка очень сильной эмоции, действие часто просто происходит. Но в отношении эмоций, которые задерживаются или приходят и уходят в меньших дозах, мы сами решаем, будем ли и как мы выражать эмоцию и/или как с ней справляться. Ключевым моментом здесь является то, что если мы заранее подумаем о том, какие действия предпринять, мы сможем избежать ошибок в своей жизни, основанных на вспышках эмоций. Для этого шага также важна разработка набора копинг-стратегий, о чем я писал здесь.

Переживание большого количества одной эмоции

У меня много клиентов, которым нужна помощь в том, чтобы справиться с одной преобладающей эмоцией в их жизни, обычно тревогой или гневом. Часть консультирования заключается в том, чтобы научиться использовать эти эмоции по прямому назначению, а также контролировать их, но другая часть заключается в более внимательном рассмотрении их. Более пристальный взгляд покажет широкий спектр различий в тревоге и гневе в зависимости от ситуации. Как только вы начнете сосредотачиваться на каждом отдельном опыте (см. шаги 1–3), откроется ряд вариантов того, как с ними справляться (см. шаги 4–5).

Дополнительная информация :

Вот некоторые другие вещи, которые могут быть полезны, когда вы больше узнаете об эмоциях и управлении ими.

Карта эмоций тела

Желтый/красный цвет указывает на «активацию» или повышенную чувствительность в этих частях тела, а синий цвет указывает на снижение активности. (Полное исследование здесь: Телесная карта эмоций)

Список эмоций

Ниже приведен список распространенных вариаций основных эмоций. Очевидно, что это не исчерпывающий список, но он может помочь вам расширить словарный запас эмоций.

Страх : тревожный, избегающий, осторожный, обеспокоенный, замороженный, неуверенный, запуганный, настороженный, подавленный, паникующий, напряженный, напряженный, напуганный, пойманный в ловушку, уязвимый, взволнованный.

Гнев : агрессивный, горький, холодный, соперничающий, оборонительный, вызывающий отвращение, неуважительный, разъяренный, разочарованный, враждебный, раздраженный, ревнивый, безумный, возмущенный, обиженный, возмущенный.

Печаль : апатичный, подавленный, унылый, разочарованный, разочарованный, смущенный, убитый горем, виноватый, обиженный, одинокий, нуждающийся, сожалеющий, отвергнутый, постыдный, застрявший, усталый, слабый.

Радость : блаженный, храбрый, уверенный, связанный, восторженный, энергичный, взволнованный, дружелюбный, счастливый, полный надежд, любимый, любящий, гордый, могущественный, мятежный, облегченный, расслабленный, духовный, сильный, благодарный, тронутый, жесткий, тепло

Самосознательные эмоции : Вина, стыд, смущение и гордость.

Пространственная модель эмоций

Дискретные категории эмоций подтверждаются многими исследованиями в области неврологии. Однако, когда мы на самом деле переживаем наши эмоции, они могут быть очень сложными. В ответ на это Джеймс Рассел (исследователь эмоций) сосредотачивается на пространственном представлении. Вы можете подумать о том, как более подробно описать свои эмоции, используя его размеры ниже, и я добавил несколько своих слов, чтобы помочь вам понять идею.

Plutchik Emotion Circumplex

Кроме того, ниже представлено замечательное графическое представление высоко оцененной системы классификации эмоций.

9.2: Эмоции и чувства — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    66596
    • Джейсон С. Ренч, Нарисра М. Пуньянунт-Картер и Кэтрин С. Туитт 9018 9
    • SUNY New Paltz и SUNY Oswego через OpenSUNY
    Таблица \(\PageIndex{1}\): Различия эмоций и чувств
    Чувства: Эмоции:
    Таблица \(\PageIndex{2}\): Оценочные слова путают с эмоциями
    Таблица \(\PageIndex{3}\): Положительные эмоции
    Таблица \(\PageIndex{4}\): негативные эмоции
    Таблица \(\PageIndex{5}\): Потребности

    Эта страница под названием 9. 2: Эмоции и чувства распространяется в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA 4.0, ее авторами, ремиксами и/или кураторами являются Джейсон С. Ренч, Нарисра М. Пуньянунт-Картер и Кэтрин С. Туитт ( OpenSUNY) через исходный контент, отредактированный в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или страница
        Автор
        Джейсон С. Ренч, Нарисра М. Пуньянунт-Картер и Кэтрин С. Туитт
        Лицензия
        СС BY-NC-SA
        Версия лицензии
        4,0
        Программа OER или Publisher
        OpenSUNY
        Показать оглавление
        нет
      2. Метки
        1. источник@https://milnepublishing.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *