Эпатаж что это: Эпатаж | это… Что такое Эпатаж?

Эпатаж | это… Что такое Эпатаж?

Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному) искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям»[1]. С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения[источник не указан 238 дней].

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 Роль эпатажа в искусстве
  • 3 Коммерческое использование
  • 4 Примеры эпатажа
    • 4.1 В искусстве
  • 5 Эпатаж и молодёжные субкультуры
    • 5.1 Субкультуры
  • 6 Критика
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
  • 10 См. также

Термин

Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр.  épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку»[2]. Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года[2]; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

Роль эпатажа в искусстве

Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен

[1], хотя, по мнению некоторых учёных[4], само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.

Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира[5], «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко

[6]:

Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям

Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалевa рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределенного и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур[4]. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создает порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель

[7]; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».

Альбер Камю[8] считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».

И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства.

Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики»[6].

Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, А. Флакер[9] использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажa, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».

Коммерческое использование

Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.

В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей, допустивших размещение такого рода рекламы[10].

Примеры эпатажа

В искусстве

Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».

Сальвадор Дали

Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др.  — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».

Эпатаж и молодёжные субкультуры

Субкультуры

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 апреля 2012.

Некоторые, преимущественно молодёжные, субкультуры в своей основе содержат вызов, протест против социальных или нравственных норм.

Например, субкультура панков уделяет внимание внешнему виду, радикально нарушающему общепринятые нормы и традиции в прическах («ирокезы») и одежде (цепи, булавки).

Субкультура хиппи, возникшая в 1960-х годах в США, также провозглашала протест против общепринятой морали, пропагандируя свободную любовь и пацифизм. Хиппи открыто употребляли наркотики (марихуану, гашиш, ЛСД).

Критика

Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:

«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием.

В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».

Примечания

  1. 1 2 Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Пост-модернизм: Терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. — СПб., 2005. С. 309
  2. 1 2 Le Français moderne. Т. XXIV. L.L.d’Artrey, 1956. С. 49.
  3. Lucien Rigaud. Dictionnaire d’argot moderne. P. Ollendorff, 1881. С. 152. La prétention des artistes en 1830 était d’épater les bourgeois.
  4. 1 2 Рогалева Е. А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
  5. Шапир М. И. Что такое авангард? // Даугава. — 1990. — № 10. — С. 3-6.
  6. 1 2 И. К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, № 2.
  7. Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.
  8. Альбер Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.
  9. Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  10. «Евросеть» заплатит за эпатаж. РБК, 02.04.2007.

Литература

  • Рогалева Е.А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
  • И.К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №2.

Из статьи Вовчаренко:

  • Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация. // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  • Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве // Киноведческие записки. — 1990. — № 7. — С. 151-154.
  • Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.

Философские эссе по вопросу:

  • Альбер Камю. Бунтующий человек.

Ссылки

  • Владимир Ляпоров. Оскорбление действием. Скандал и эпатаж в рекламе с точки зрения бизнеса // «Бизнес-журнал», 28 августа, 2003
  • Эрнест Марчуков — Эпатажная реклама — это просто форма подачи информации // Advertology.ru, 12 апреля, 2005
  • И. Ступаченко, Б. Горлин. Реклама «за гранью фола» // «Коммерсант Санкт-Петербург», 10 ноября, 2005
  • Андрей Кононов. Эпатаж на музыкальном радио
  • Провокативность как метод социально-психологического воздействия (в искусстве)

См. также

  • Девиантное поведение
  • Гротеск
  • Кубизм
  • Футуризм
  • Дадаизм
  • Сюрреализм
  • Флешмоб

ЭПАТАЖ — Что такое ЭПАТАЖ?

Слово состоит из 6 букв: первая э, вторая п, третья а, четвёртая т, пятая а, последняя ж,

Слово эпатаж английскими буквами(транслитом) — epatazh

  • Буква э встречается 1 раз.
    Слова с 1 буквой э
  • Буква п встречается 1 раз. Слова с 1 буквой п
  • Буква а встречается 2 раза. Слова с 2 буквами а
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква ж встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ж

Значения слова эпатаж. Что такое эпатаж?

Эпатаж

Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания.

ru.wikipedia.org

Эпатаж (от франц. epater «поражать») – стремление ошеломлять необычным поведением, недопустимыми выходками. Ср.: О, как мне хочется смутить веселость их. И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью.

Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь.
— 2011

Эпатаж Эпатировать (от франц. epater) поражать, ошеломлять необычным поведением, скандальными выходками, нарушением общепринятых правил и обычаев. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И. 2010.

Политика: толковый словарь. — М., 2001

Русский язык

Эпата́ж, -а, тв. -ем.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова эпатаж

Его эпатаж не ради эпатажа, а ради отвода критических копий от футболистов.

Сегодня в музыке либо трэш, эпатаж, либо человеческое, по чему соскучились.

все хотят в кадре видеть дорогие машины, эпатаж, множество локаций, а вот показывать чувства и играть на камеру не хотят.

Все бы ничего, шоу, эпатаж, но почему же почти все танце Рианны «заточены» на визуализацию ее желаний рассказать о своих частях тела?

Позже стало известно, что это не безумие или неожиданный эпатаж, а спланированная художественная акция протеста, а воплощал ее в жизнь скандально известный художник.


  • Слова из слова «эпатаж»
  • Слова на букву «э»
  • Слова, начинающиеся на «эп»
  • Слова c буквой «ж» на конце
  • Слова c «аж» на конце
  • Слова, начинающиеся на «эпа»
  • Слова, начинающиеся на «эпат»
  • Слова, оканчивающиеся на «таж»
  • Слова, заканчивающиеся на «атаж»
  1. эпанагога
  2. эпарх
  3. эпатажем
  4. эпатаж
  5. эпатировавший
  6. эпатирование
  7. эпатированный

Этимология, происхождение и значение возмутительного от etymonline

Реклама

c. 1300 г., «чрезмерный, экстравагантный, непомерный, неумеренный», от старофранцузского outrageus, outrajos «неумеренный, чрезмерный, насильственный, беззаконный» (современно-французский outrageux), от возмущения, oltrage, от вульгарной латыни * ultraticum «избыток», от латинского ultra «за» (от суффиксной формы корня PIE * al- «за»). Значение «вопиющий злой, зверский» конца 14 в.; его использование в современном подростковом сленге невольно приближается к первоначальному и этимологическому смыслу возмущения. Связанный: Возмутительно; возмутительность.

также из с. 1300

Тенденции

возмутительные

Реклама

обновлено 19 октября 2019 г.

Реклама

Реклама

Популярные слова 90 011

  • 1. абрикос
  • 2. тост
  • 3. приятный
  • 4. женщина
  • 5. книга
  • 6. мятеж
  • 7. цисгендер
  • 8. исследование
  • 9. конец
  • 10. сердце

Словарные статьи рядом со словом

возмутительный

переиграть

застава

излияние

вывод

возмущение

возмутительный

опередить

90 004 вынос

вылет

вынос

вынос

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • 9009 7 Н
  • О
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z

Какое другое слово для возмутительного? | возмутительные синонимы

Прилагательное

Сильно преувеличено или маловероятно

«Джорджио был широко высмеян за его возмутительные теории о древних инопланетянах, строящих великие пирамиды».

Прилагательное

Очень эффектный или безвкусный внешний вид

«Он также прославился своим театральным присутствием на сцене, надев возмутительных костюмов».

Прилагательное

Смелый, дерзкий или дерзкий по характеру или манерам

«Этот поцелуй был возмутительной попыткой господства, но она хотела, чтобы он снова поцеловал ее так же».

Прилагательное

Шокирующе плохой или неприятный для чувств

«Я должен извиниться за свое возмутительное поведение, леди Роузмур, но ваша упрямая дочь не оставляет мне выбора».

Прилагательное

Отвратителен, заслуживает осуждения

«Эти люди творили гораздо более постыдные и возмутительные вещи, чем любая олигархия в мире».

Прилагательное

Очень плохой или аморальный характер, поведение или поведение

«К имеющим такие показания относятся не только алкоголики и наркоманы и люди, жившие в возмутительной безнравственности, но и людей, чьи привычки менее эффектны, но не менее греховны».

Прилагательное

Вызывает у кого-либо чувство обиды, расстроенности или раздражения

«Лорд Коддлстон, человек, годящийся ей в дедушки, только что испортил ее чаепитие возмутительным комментарием о ее перспективах деторождения».

Прилагательное

Необоснованно чрезмерный уровень, количество или степень

«Учитывая происходящее, это была возмутительная трата их денег».

Прилагательное

Резкое или суровое обращение или обращение с другими людьми или делами

«Теперь, когда страна принимает возмутительные меры по контролю над поставками, на горизонте может замаячить ужасная торговая война».

Прилагательное

Экстремальные или радикальные взгляды или мнения

«Любой может использовать эти стратегии для привлечения внимания и продвижения вводящего в заблуждение повествования, гиперболической истории или возмутительной идеологии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *